Что такое сказкотерапия для дошкольников: Сказкотерапия в детском саду | Картотека по развитию речи:

Сказкотерапия как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ

   

Алешкина Ольга Васильевна,

воспитатель МКДОУ д/с № 32 г. Новосибирска

 
   

Алешкина Любовь Александровна,

воспитатель МКДОУ д/с № 32 г. Новосибирска

 

Процесс перехода из семьи в детское дошкольное учреждение очень сложен для малыша. Ребёнку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Ранее сформированные динамические стереотипы, иммунная система, физиологические процессы подвергаются некоторым преобразованиям. Возникает необходимость преодоления психологических преград.

Здоровый малыш может посещать детский сад. У него уже появился интерес к общению с людьми, его словарный запас и приобретённые к этому времени навыки самостоятельности позволяют ему быть достаточно независимым.

Тем не менее, многим ясельным детям тяжело оставаться на целый день в обществе чужих людей. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс [3].

Адаптивные возможности ребёнка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям.

Дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности легли в основу построения цикла занятий для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации с использованием метода сказкотерапии [7].

«Сказкотерапия» – это слово появилось в русском языке сравнительно недавно. В науке «сказкотерапия» – одно из самых молодых направлений практической психологии. С другой стороны, сказкотерапия – это самый древний способ поддержки человека с помощью слова [4].

«Сказкотерапия» – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность [2].

Известно, что у детей преобладает «правополушарный» тип мышления, поэтому наиболее важная для их развития информация должна быть передана через яркие образы. Таким образом, сказка для ребёнка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает рамки обычной жизни, она помогает ребёнку не только адаптироваться, но и способствует его развитию. В сказках дети сталкиваются со сложными явлениями и чувствами. Форма изображения этих явлений – особая, сказочная, доступная пониманию ребёнка [1].

С 2014 года наша ясельная группа стала использовать методы сказкотерапии в процессе адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения. Мы предлагаем малышам работу со сказкой собственного сочинения или уже написанной сказкой. Разыгрывается сюжет, который ребёнок сначала видит, слышит, а потом имеет возможность ощутить (одеть костюмы героев, построить дом и т.

п.), это позволяет ребёнку отвлечься от окружающей действительности.

Наша цель – оказать помощь в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Этим определяются и основные задачи:

– снятие эмоционального и мышечного напряжения;

– снижение импульсивности, тревоги;

– развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

– развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

– развитие общей и мелкой моторики, координации движений.

Воспитатель является непосредственным активным участником – заражает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задаёт образцы выполнения действий.

Безусловно, не все дети сразу включаются в процесс и активно в нём участвуют, но на первых порах положительным считается уже то, что ребёнок наблюдает за происходящим, забывая на некоторое время, где он и то, что рядом нет мамы. Воспитатель же в процессе работы постоянно поощряет спонтанные, живые и естественные реакции детей.

В работе по методу сказкотерапии в процессе адаптации все дети дали положительную динамику. Наиболее важным показателем было то, что дети позволили работать с ними воспитателю без родителей, а затем стали более активны при взаимодействии с другими детьми. Существенно сократилось время адаптационного периода (от недели до двух), у некоторых детей это время сократилось до четырёх дней (имеется в виду, что после указанного времени дети приходили в группу и оставались спокойно, вспоминали маму лишь к вечеру, играли, были активны). После проведённой работы, большинство детей могут освоиться в новом помещении при доброжелательном отношении к ним незнакомого взрослого за 5-10 минут, а в присутствии родителей активно общаться, играть с предложенными игрушками.

Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации является весьма эффективным и многофункциональным. Это позволяет нам рекомендовать этот метод воспитателям ДОУ к использованию в работе с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации.

Список используемой литературы

1. Бережная Н.Ф. Использование сказкотерапии в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего школьного возраста // Дошкольная педагогика /Январь Февраль/ 2007.

2. Вологодина Н.В. Сказкотерапия, или как стать победителем. – Ростов н/Д., 2006.

3. Голанов А.С. Я иду в детский сад. – М., 2002.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб., 2006.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2005.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.  Формы и методы работы со сказкой. СПб., 2006.

7. Калинина Р. Адаптация дошкольников к условиям детского сада. – СПб., 2002.

8. Практика сказкотерапии / Под ред. Н.А. Сакович – СПб.

9. Роньжина А.С. Занятия с детьми психолога  в период адаптации к дошкольному учреждению. – М., 2003.

Количество просмотров: 15043  

Сказкотерапия для дошкольников — статья о саде Maryjane


Применение сказкотерапии в работе с дошкольниками помогает достигать положительных результатов в их воспитании. Этим приемом активно пользуются психологи. Сказкотерапия в детском саду приносит подрастающему поколению огромную пользу. Благодаря такой методике, даже самые застенчивые дети становятся более разговорчивыми. Речь идет об эффективном способе урегулирования конфликтов, возникающих между детьми и взрослыми, выявления скрытых страхов, понимания того, какая проблема требует психокоррекции.

Что такое сказкотерапия и где используется

Сказкотерапией называется методика, помогающая детям разбираться в имеющихся проблемах. При правильном использовании, с ее помощью можно скорректировать поведение и даже вылечить депрессивное состояние. Чрезвычайно популярно развитие речи дошкольников средствами сказкотерапии.

Она словно проводит аналогии с событиями, происходящими в вымышленном мире и в реальности, переносит магию в повседневную жизнь. Основные цели сказкотерапии заключаются в личностном развитии, заботе о душевном состоянии. В сказочных историях дети встречаются с лучшими версиями самих себя, учатся у персонажей хорошим поступкам, справедливости.

Коррекция дошкольников сказкотерапией доказала свою эффективность на практике. Коллективное сочинение сказок учит детей дружбе со сверстниками. Совместно придуманные истории позволяют понимать, кто из малышей какие роли играет в реальной жизни. Они словно смотрят на собственное поведение со стороны.

Сказкотерапия старшего дошкольника способствует развитию:

  1. Положительных стремлений;
  2. Творческих способностей;
  3. Чувства юмора;
  4. Усидчивости и концентрации.

Такой подход обеспечивает эффективную отработку навыков письма и рисования. Достаточно попросить ребенка нарисовать или сделать из пластилина сказочных персонажей.

Сказкотерапия в развитии речи дошкольников помогает исправлять имеющиеся дефекты – эту методику часто применяют логопеды. Ее использование рекомендовано при таких проблемах у детей, как гиперактивность, лень, заниженная самооценка, всевозможные страхи, агрессивное поведение.

Главные задачи сказкотерапии для дошкольников состоят в том, чтобы выявить проблему и успешно ее решить, например, если малыш не желает посещать детский сад.

Данная методика развивает многогранную и разностороннюю личность, обеспечивает мягкую коррекцию нетипичного поведения, нейтрализует страхи с комплексами. Сказки помогают воспитывать детей, способствуют их сближению с родителями. А еще формируют замечательные темы для обсуждений и рассуждений.

Сказкотерапия для младших школьников часто применяется в качестве инструмента борьбы со страхами, например, перед водой, темнотой или замкнутым пространством. Она способствует активации защитных механизмов психики, программирует жизненный план малыша на будущее.

Воздействие на личность достигается за счет ассоциаций. Сказкотерапия для детей дошкольников помогает в борьбе с различными расстройствами, включая нарушение пищевого поведения. Данной методике находится применение в логопедии, она незаменима при работе с дошкольниками. Дети начинают лучше воспринимать и различать звуки, у них нормализуется артикуляция, они обретают способность выстраивания осмысленных предложений.

Сказкотерапия в детском саду помогает справляться с трудностями, возникающими при общении. В такой ситуации в сказочных историях повествуется о конфликтах и обидах.

Дети, переживающие возрастной кризис, быстрее адаптируются к новой роли либо положению, к примеру, становятся более самостоятельными после поступления в детский сад. Эти моменты умело обыгрываются в выдуманной волшебной истории.

Сказкотерапия технология в детском саду прекрасно себя зарекомендовала, ею пользуются многие воспитатели. При внутренних переживаниях в таких историях демонстрируется персонаж – сам ребенок, его внутренний мир, раскрытие имеющихся комплексов и противоречии. Сказки выявляют скрытые страхи и тревоги, мешающие внутреннему развитию, забирающими энергию.

Методы сказкотерапии для дошкольников

Методы сказкотерапии для дошкольников довольно разнообразны. В некоторых случаях их сочетают либо чередуют. При формировании плана занятий основой выступает творческий подход. Возможен также вариант с действием по наитию, ориентации на интуицию.

В такой ситуации необходимо заблаговременно изучить основные принципы и ошибки.

Одной из самых популярных методик считается составление сказочной истории. Есть множество готовых сказок, обладающих терапевтическим эффектом, но лучшее решение — это сочинение волшебного рассказа родителями малыша.

Мамы с папами прекрасно знают об индивидуальных особенностях своего чада. Это позволяет привносить в сказочную историю многочисленные эпизоды из жизни семьи. Благодаря такому подходу ребенку становится легче идентифицировать себя с главным героем.

В составлении сказочной истории может поучаствовать и сам малыш. В ходе творческого процесса родители и воспитатели получат возможность оценить ход его мышления. Это позволяет узнать, какой части его внутреннего мира требует помощи.

Еще один бонус заключается в активном задействовании воображения, развитии способности к творческому мышлению. У детей, выступающих в роли сочинителей, прекрасно развита фантазия. В дальнейшем они смогут сами придумывать интересные сюжеты. Составить сказку намного труднее, чем классический рассказ, так как нужно контролировать ход повествования.

Задача родителей и воспитателей состоит в том, чтобы подвести итоги, недопустимо полностью полагаться на детское воображение, двигаться по течению. В каких-то моментах взрослым придется управлять действом, чтобы не утратить мораль.

Еще один популярный метод – рисование сказочной истории. Его можно использовать в качестве самостоятельной терапии и в сочетании со сказкой.

Не все дети горят желанием читать сказочные истории, в такой ситуации выходом становится рисование. Попросите ребенка нарисовать волшебный сюжет. Это может быть картинка ко всей сказке либо к ее фрагментам.

Важно проанализировать применяемые оттенки, детали прорисовки и ее уровень, оценить общий настрой изображения. По сюжету для рисунка и самой иллюстрации можно сделать заключение о том, что в настоящее время волнует малыша.

К примеру, если главный персонаж изображен маленьким и не по центру страницы, а где-нибудь сбоку – это может свидетельствовать о том, что ребенок чувствует себя незащищенным, что его самооценка сильно занижена.

Третий метод заключается в обыгрывании сказочного сюжета. Можно организовать дома или в детском саду театр, создать постановку при помощи подручных материалов – игрушек, кукол. Тут нужно анализировать поведение малыша с самого начала, каким героем он захотел быть? Можно поинтересоваться, почему его выбор пал именно на данного персонажа.

Не помешает напомнить малышу, что его задача заключается в том, чтобы как можно достовернее передать характер выбранного персонажа, максимально вжиться в роль, примерить поведенческую модель, ощутить позитивные и негативные эмоции.

Характер героя может иметь утрированную форму, чтобы его было легче изображать. Во время этого действа психолог контролирует интонации, жестикуляцию и мимику малыша для определения направления последующей работы.

Сказку можно обыграть и путем кукольного спектакля. Совместное изготовление кукол позволит оценить психоэмоциональное состояние малыша, из каких материалов он захотел сделать им одежду, какую выбрал цветовую гамму, на каких деталях акцентировал внимание.

Путем обыгрывания сказочной истории улучшается взаимопонимание между взрослыми и детьми, развиваются речевые навыки. Дети учатся строить диалог, у них развивается фантазия с воображением, а еще мелкая моторика и способности к творческому мышлению. Это хороший способ избавления от накопленного эмоционального напряжения.

Особенности сказкотерапии по возрастам

У сказкотерапии есть свои особенности, связанные с возрастом ребенка.

Сказкотерапия для детей 3-4 лет

Сказкотерапия для детей 3-4 лет помогает бороться с капризами, делает их более самостоятельными. Малыши в этом возрасте не отличаются гибкостью и не могут похвастаться развитыми навыками коммуникации. Сказкотерапия учит их находить компромиссы, придавать значимость чужому мнению, дифференцировать плохие поступки от хороших. В этом возрасте дети учатся правильному выражению собственных эмоций. Хороший эффект дают сказки, главными героями которых являются животные, например, «Три поросенка» или «Гуси-лебеди».

Сказкотерапия для детей 5-7 лет

Сказкотерапия для детей 5-7 лет направлена на преодоление страхов с переживаниями. В 5 лет многие малыши часто боятся темноты. Их воображение рисует, что под кроватью либо в шкафах живут монстры. В этом же возрасте может возникнуть страх смерти. Ребенок постоянно думает о том, что его родители или он сам могут умереть. Сказкотерапия решает эти проблемы, приоритет следует отдавать историям, в которых речь идет о перевоплощениях, повествующим о том, что из сложной ситуации обязательно найдется выход. Ребенку нужно дать понять, что всегда найдутся люди, которые будут рядом.


Сказкотерапия как средство борьбы со страхами у детей

  • В чем суть сказкотерапии?
  • Сказкотерапия для детей раннего возраста
  • Сказкотерапия для детей дошкольного возраста.
  • Сказкотерапия для младших школьников
  • Сказкотерапия для подростков
  • Сказкотерапия в других случаях

Страхи и тревоги – естественные эмоции, которые могут возникать у детей в различных жизненных ситуациях. Сказкотерапия – отличный метод психотерапии. В этой статье мы рассмотрим, как помочь детям справиться со своими страхами с помощью этого метода, и рассмотрим его нюансы для всех возрастных групп детей.

В чем суть сказкотерапии?

Пожалуй, каждый ребенок начинает свое знакомство с литературой и миром со сказок. Ведь они служат средством передачи опыта, навыков, умений, понимания добра и зла. Большинство сказок пронизано аллегориями, а также жизненными линиями поведения.

Существует множество методов сказкотерапии, самые популярные из них:

  • Рассказ сказки ребенку. Таким образом, вы сможете проследить, какие эмоции испытывает ребенок, когда ему рассказывают о тех или иных событиях, и отметить, в какой момент ребенок встревожился.
  • Создание сказки с ребенком. Это позволяет определить спонтанные эмоциональные проявления ребенка, часто незаметные в повседневном поведении.
  • Постановка. Отличный метод сказкотерапии в детском саду, где ребенок может участвовать в определенной роли. Суть метода заключается в акцентировании внимания на интонации голоса ребенка во время разыгрывания сюжета. Его или ее беспокойство также может быть подтверждено выражением лица, румянцем, бледностью или нежеланием инсценировать определенную сцену.
  • Рисуем сказку. Этот метод предполагает работу с цветным картоном и пластилином. Таким образом, ребенок освобождается от беспокойства. Качество изображений, поделок, значения не имеет. Если у ребенка сильные чувства, в детских рисунках появятся всякие чудовища, огонь или темные цвета.

Сказкотерапия используется как инструмент для лечения детских страхов. Возможности сказок огромны. Их можно использовать для выявления глубинных проблем в душе ребенка и помощи в выявлении причин внешних условий, беспокоящих ребенка. Давайте подробнее рассмотрим лечебные сказки для детей раннего возраста и способы их правильного использования.

Сказкотерапия для детей раннего возраста

Лечебные сказки для детей 3 лет направлены на приобретение ребенком необходимых знаний, связанных с его проблемой. Важно общаться с ребенком и соблюдать следующие условия: передавать настоящие эмоции и чувства, располагать ребенка перед собой так, чтобы он мог видеть ваше лицо и следить за вашими жестами, выражением глаз, мимикой.

Также важно, чтобы ситуация, описанная в сказке, была актуальна для ребенка, а вопросы были сформулированы таким образом, чтобы ребенок мог самостоятельно проследить причинно-следственные связи.

Сказки для детей 3 лет должны быть сюжетными и простыми, например, «Колобок», «Домик», «Репка». Имейте в виду, что способность детей отличать реальность от выдуманной реальности появляется только в возрасте четырех лет.

Лечебные сказки от 4 лет до дошкольного возраста эффективны, если ребенок занимается продолжением сказки и завершением предложенной сюжетной линии.

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста.

В этом случае допустима психотерапия в виде легенд, притч, былин или мифов. Каждому ребенку предлагается жанр в соответствии с его интересами. Метафора выступает как средство психологического воздействия. Точно подобранный художественный прием эффективен в преодолении детских страхов.

Пятилетние дети часто идентифицируют себя с животными и стараются подражать им в своих действиях, поэтому сказки о животных наиболее успешно передают детям жизненный опыт.

Сказкотерапия для младших школьников

Лечебные сказки для младших школьников обычно носят фантастический характер.

Такие произведения, как «Золушка», «Мадам Раневская», «Спящая красавица» служат триадой действенных средств. Именно в этих произведениях видны противоречивые отношения между персонажами. Таким образом, школьник может спроецировать сюжет на собственные отношения и сам ответить на многие вопросы.

Сказкотерапия для подростков

Казалось бы, какие сказки могут быть в подростковом возрасте? Однако многие психологические проблемы переходного возраста можно решить именно с помощью этого метода психотерапии. Специалисты предлагают использовать сказкотерапию в форме обучения подростков. Таким образом, дети вступают в дискуссии, освобождаются от внутренних психологических барьеров в общении, помогают друг другу открывать новые истины.

Если ребенок наотрез отказывается читать сказку один на один, можно подойти к его одобрению с другой стороны. Например: «Вы знаете, откуда берутся фламинго? Лично я не знаю. Давайте прочитаем вместе». Любопытство в таких случаях побеждает ребенка, и от интересной информации он точно не откажется.

Сказкотерапия в других случаях

Сказкотерапия для детей с особыми потребностями способствует развитию эмоциональных, социальных и когнитивных навыков. Для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями также отличным вариантом станут обучающие занятия, на которых они смогут разыграть роли или обсудить сюжет и задать вопросы. Чтобы помочь ребенку понять сказку в полной мере, следует приобрести красочные иллюстрированные книги. Также не забывайте о сюжете: избегайте чрезмерно запутанных сюжетных линий.

Сказкотерапия также эффективна для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. В этом случае лечебные сказки для тревожных детей снижают чрезмерную активность и нормализуют эмоциональное состояние. С помощью сказки ребенок пересматривает свое поведение, стараясь быть похожим на любимого героя.

Возможно, эта статья поможет вам изменить свое отношение к сказкам. Сегодня лечебные сказки от страха – эффективное средство формирования сознания, а не просто истории, позволяющие весело провести время.


Вас также могут заинтересовать другие статьи:


Что такое сказкотерапия для детей и когда она необходима?

Если Ваш ребенок не хочет идти в детский сад или школу, чего-то очень боится, плохо спит, слишком замкнут или проявляет агрессию, может помочь терапия рассказыванием историй. Что такое сторителлинг-терапия для детей и какие методы можно использовать, чтобы помочь ребенку справиться с проблемами.

Что такое сказкотерапия
Сказкотерапия – одно из эффективных направлений психологии. Сказки как терапия приобрели популярность, потому что они помогают взрослым и детям общаться на одном языке. С помощью поучительных сказок взрослому легче объяснить ребенку сложные вещи, сблизиться с ним и помочь решить проблему.

Терапия основана на воспитании ребенка на примере героев, где он учится разбирать, анализировать и находить выход из ситуаций, которые с ним происходят. Например, сказка может помочь понять, что все ошибаются и что это нормально, научить признавать свои ошибки, заводить друзей, помогать друзьям в беде и т. д.

Почему сказки больше нравятся детям?
Дети дошкольного и младшего школьного возраста живут в мире сказок. В этот период у них преобладают визуальные образы, им легче ориентироваться, испытывать эмоции и учиться в воображаемом мире.

Ребенок может снова и снова слушать любимую сказку и воспринимать достижения героев как свои собственные, т. е. переносить опыт героя на себя. Например, пройдя ряд препятствий в сказочной истории, чтобы стать сильнее, выносливее, мудрее и перестать бояться.

Также занятия, построенные по сюжетам любимых сказок, не перегружают детский мозг и надолго запоминаются, работая на долгосрочную перспективу.

Функции сказки
В детской терапии и педагогике сказки используются для:

преодоления ребенком различных страхов: замкнутого пространства, темноты, воды, животных и др.;
воспитывать необходимые черты характера и личности: смелость, коммуникабельность, инициативность, трудолюбие, умение доводить дело до конца;
, чтобы помочь научиться вести себя в сложных ситуациях;
для избавления от комплексов;
для борьбы с различными психическими расстройствами.
для формирования правильных представлений о добре и зле;
для развития воображения, фантазии и творческого мышления;
прививать ребенку правильные ценности с детства.

Какие виды сказок используются в терапии
Можно выделить два основных типа сказок: обучающие и лечебные. Можно использовать как народные, так и вымышленные сказки. Сказки в воспитательных целях обращаются и помогают решить мелкие проблемы с поведением, преодолеть страхи (высоты, темноты, воды), адаптироваться в новой группе людей.

Лечебные сказки направлены на то, чтобы помочь ребенку справиться с более глубокими проблемами. Например, пережить потерю близкого человека или серьезную травму.

Если сказка психолого-коррекционная, то в ее основе должна быть завуалированная проблема ребенка. В конце этой сказки ребенок сам решает, что должен сделать герой, чтобы справиться с проблемой.

Все дела и дети разные, поэтому универсальных сюжетов не бывает. Выбирая сказки для терапии, родители, в первую очередь, должны ориентироваться на реакцию ребенка на различные сказки. Например, кому-то история Колобки покажется трагичной и ужасной, потому что его съела Лиса, а кто-то послушает ее и сделает выводы, как не надо себя вести, чтобы не оказаться в шкуре главного героя.

Методы сказкотерапии
Поговорим о том, как использовать сказкотерапию для детей:

Рассказывание и сочинение.
Родители могут сами придумать и рассказать лечебную сказку. Например, они могут взять реальную ситуацию и воплотить ее в сказочных персонажей. Например, жила-была семья дельфинов. Мать-дельфин, отец-дельфин и сын-дельфин… По сюжету, семья дельфинов оказывается в таких же ситуациях, как, например, ваша семья, проходит определенные испытания, и тогда все заканчивается благополучно.

Можно привлечь ребенка к составлению рассказа, просто помогите ему в процессе, чтобы он не потерял сюжетную линию, ведь сказка обязательно должна заканчиваться подведением итогов – герой извлекает урок из своего опыта и меняет свое поведение, благодаря чему его жизнь улучшается.

Бонусом для детей, сочиняющих сказки самостоятельно, становится развитое воображение и творческое мышление.

Рисунок
В терапии после прочтения сказки необходимо «воплотить ее в жизнь» – нарисовать, вылепить или сделать аппликацию.

Добавить комментарий