Что такое социальная личность: социальная личность | это… Что такое социальная личность?

Содержание

Социальная позиция личности

 

DOI: 10.32743/UniPsy.2021.80.2.6-11

 

АННОТАЦИЯ

В статье авторы, на основании анализа структурного содержания понятия «личность», объясняют особенности категории «позиция личности». Показывают ее индивидное и социальное содержание. Раскрывают взаимосвязи между индивидным, личностным и социальным развитием человека. Выделяются основные характеристики качественного проявления позиции в контексте жизнедеятельности личности.

ABSTRACT

In the article, the authors explain features of the category «personality social position», on the basis of the structural content analysis of a «personality» concept. Its individual and social content are shown. A relationship between individual, personal and social development of a person is revealed. Main characteristics of the qualitative manifestation of a position in the context of a person’s life are highlighted.

 

Ключевые слова:

индивид, личность, позиция, социализация, формирование.

Keywords: individual, personality, position, socialization, formation.

 

Введение. Ценностно-смысловая структура личности содержит ряд характеристик, имеющих отношение к полю ее социальных действий. Такое формирование связано с объективной социальной ситуацией становления личности, а также с той характеристикой ценностных ориентаций, которая представлена ​​субъективной позицией личности. По утверждению психологов, в самосознании личность воспринимает, выстраивает многочисленные образы самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми, на основе которых формируется целостное образование — понятие собственного «Я» как субъекта, отличного от других [19, с. 30].

Мы исходим из цели, что существенное значение в субъектных процессах имеет социальная позиция, поскольку через нее человек входит в систему общественных отношений и начинает свое движение в социальной, конкретно-исторической действительности.

Соотношение субъектной позиции и социальной позиции человека на разных этапах становления личности разное. В исследованиях отечественных и зарубежных публикаций относительно социальной позиции и социальности исследуется активная жизненная позиция (субъектная позиция) во взаимоотношениях с социальным миром как интегральная характеристика личности, которая содержит ряд свойств и способностей, служит главным звеном социальной активности. Становление субъектной позиции личности связано с эффектами осуществления социализации и усилением когнитивно-оценочной функции, когда автономный уровень самоуправления личности достигает определенной оптимальности и позволяет ей реализовать свою активность в соотнесении не только с внешними инстанциями, но и вопреки им, если это соотносится с внутренними ценностно-смысловыми образованиями, убеждениями, взглядами личности.

Активная социальная позиция и интенция на расширение социального пространства взаимодействия характерно для А. Леонтьева.

С. Рубинштейн противопоставляет активность, направленную на расширение внутреннего пространства, поддержание и расширение внутренней интенциональности, развитие самосознания.

В зарубежной психологии исследования индивидуальных аспектов социальной активности прежде всего связаны с именем А. Адлера, предложившего понятие стиля жизни и креативного «Я», которые подчеркивают активный характер жизни человека [1, с. 131-140]. Э. Дюркгейм считает такую личность социализированной, которая приняла систему существующих в обществе правил и способна преодолевать индивидуальные интересы во имя общественных [10]. Ю. Хабермас рассматривает социализацию и личностное становление индивида как процессы развития и формирования способности человека к построению и реализации собственного жизненного проекта [24]. В исследованиях ученых постсоветского пространства социализацию считают успешной, если индивид осваивает необходимые социальные роли, усваивает принятую в данном социуме систему ценностей, социальных норм, а также производительные стереотипы поведения [18]; [12].

Э. Дюркгейм интериоризацию рассматривает как один из элементов социализации, который предусматривает формирование базовых категорий в индивидуальном сознании на основе индивидуального опыта в сфере общественных отношений и представлений [10].

То есть, человек всегда социализирован в обществе (хотя бы на минимальном уровне), но при этом не всегда он социализируется в профессии. Субъективный опыт индивида становится возможным только в результате отношения к себе как объекта, включенного в сеть объективных отношений с предметами окружающей действительности и другими людьми. В свою очередь, внешние предметы начинают выступать для субъекта как мир объектов, независимых от него и его сознания, только тогда, когда появляется первый, элементарный акт самопознания. Субъект осознает не только свою «включенность» в объективную сеть отношений, но и уникальность собственной позиции в мире. Последняя представляется, «во-первых, в том, что какое тело субъекта занимает такое место в системе пространственно-временных связей, не занимает никакой другой субъект; во-вторых, в том, что только он имеет «внутренний доступ» к собственным субъективным состояниям «[16, с.

126].

В своих взаимоотношениях человек выступает как субъект, осуществляющий новую действительность. Становление человека как субъекта особой целенаправленной деятельности, как творчески действующего субъекта, организует деятельность в ее основных человеческих измерениях и того, что создано ею осуществляется том, «субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только проявляется, но и создается и определяется» [22, с.94]. В его отношениях взаимодействия, в которых только и происходит деятельность субъекта, обеспечивается реальность развития новых форм и уровней развития живого, происходит становление социального как реальности универсального бытия, где рост самоотношения превращается в цель, лежащую в основе его роста как личности и профессионала.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

В контексте развития личности, становления ее социальной позиции, мы показываем влияние «Я-концепции» на духовные потребности, ценностные ориентации, развития профессионального «Я». Значимым феноменом, прослеживающимся в исследованиях характеристик «Я», выступает «роль» в регулировании поведения и деятельности (А. Мелик-Пашаев, А. В. Суворов и др.). Человек может выстраивать свое поведение и выполнять действия на уровне своего обычного «Я», но он не может осуществлять свои поступки и действия на уровне своего высшего «Я». У большинства людей их повседневное поведение определяется обычным жизненным «Я», и оно, по А. Маслоу, инициируется дефицитарной потребностью. Однако в критических или экстремальных ситуациях (в некоторых из них) регулирование поведения и деятельности начинает выполнять высшее «Я», и при этом у них только актуализируются бытовые потребности. Вместе с тем в этих же исследованиях описаны люди (по отношению к общей массе их совсем немного), для которых основные ценности жизни и культуры стали их субъективно значимыми ценностями, и их жизнедеятельность преимущественно регулируется их высшим «Я».

Когда возникает проблема личности, ее самодетерминации, то «только выходя за пределы психологии сознания в сферу духа, можно распознать» нерешеннное ядро «личности, способной самоопределять свою судьбу, свой характер».

А потому «только в феноменах культуры заложено свободу самодетерминации нашего сознания, наших поступков — нашей душевной и действенной жизни» [5, с. 325-326]. Еще в свое время В.М. Бехтерев считал: «Личность является существом социальным в настоящем смысле слова, повторяя не свои особенности, а общие для всех взгляды, выполняя общие для всех обычаи, проявляя в известных случаях общие всем действия … Человек в обществе безусловно подчинен общественным требованиям» [4, c. 11]. Универсализацией законов неорганического, органического и сверхорганического мира, под которым В.М. Бехтерев понимал человеческое общество, он стремился объяснить явления общественной жизни. Это такие законы, взятые из физики, биологии и других естественных наук: закон сохранения энергии, закон притяжения, закон энтропии и др. [4, с.88]. В то же время изучение современной специальной научной литературы показывает, что в психологии личности уже сложились определенные предпосылки для углубления теоретико-методологического анализа и обоснования категории «Я-концепция» (В.
С. Агапов, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, И.В. Барышникова, А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский. и другие). Прежде всего, это исследования проблемы самоотношения, самооценки, самоопределения, самоутверждения, представления личности о себе в условиях совместной деятельности, влияния «Я-концепции» на мотивацию, духовные потребности, ценностные ориентации на социально-психологическую адаптацию личности, развитие профессионального «Я». Различные теоретические конструкции и методологические подходы к изучению «Я-концепции» не соотносятся друг с другом, поскольку разные ученые, отталкиваясь в своих исследованиях от различных целей и задач, приходят к противоречивым взглядам на данную категорию, ее структурные и содержательные составляющие. Многие ученые считают проблему «Я-концепции» узкоспециальной в рамках своего конкретно-научного подхода (социально-психологического, медицинского, возрастного и т. д.).

Нередко «Я-концепция» рассматривается исследователем только как компонент иной проблемы или включается в различные ее контексты. Качество социальное — понятие, фиксирующее определенные общественно-определенные свойства личности, социальных групп и классов, неотделимое от способа существования и деятельности исторических субъектов [23].

Жизненная позиция личности — наиболее выражена и поэтому основные компоненты ее направленности, которые определяют убеждения, принципы, ценностные ориентации, установки, проявляются в качестве мотивов деятельности личности [20, с.39]. Самосознание человека формируется и функционирует только в общении и взаимодействии с другими людьми и благодаря им. Только через «зеркало» — через другого человека — люди способны создавать адекватное представление о себе.

Л.С. Выготский отмечал: «Личность становится для себя тем, чем она есть в себе, с помощью того, что она представляет для других» [8, c.196]. Любой индивид, проживающий в обществе, живет общественной жизнью. Личность является индивидуальным бытием и индивидуальной степенью общественных отношений. Чем богаче совокупность социальных и природных сил, тем ярче есть индивидуальность, чем беднее — тем примитивнее является и сам человек.

Поэтому Л.С. Выготский утверждал: «Все высшие психические функции являются интериоризированными отношениями общественного порядка, основой социальной структуры личности. Их состав, генетическая структура, способ действия, то есть, вся их природа — «социальная» [8, c. 198]. В личной жизни воплощается только та деятельность, которая выполняется человеком свободно, которая, есть ее самодеятельностью, внутренней потребностью. Именно такая деятельность и дает возможность человеку реализовать себя, раскрыть свою индивидуальность, развить способности и дарования.

Личная жизнь меняется в ходе развития общества и поэтому является конкретно-историческим явлением. Личная жизнь — наиболее консервативная часть жизни человека: здесь особенно прочно удерживаются старые традиции, ритуалы, обычаи [14 c.65-70].

Н.Г. Гинзбург характеризует такую важную особенность двойственной природы человека, конкретизирует ее одновременную принадлежность к духовному и материальному: «… с одной стороны, человек бесконечен, с другой — как существо биологическое — он смертен, и его самореализация при необходимости разворачивается во времени, откуда — постоянная неудовлетворенность этой реализацией» [9, с. 43].

Отсюда, главной особенностью человека, что приводит значимые характеристики ее природы, является системообразующее единство особой объективно заданной образующей активности-деятельности и субъектности, содержащий необходимость, потребность, способность и возможность изменения, расширения, проектирование такой деятельности, отношение к ней как к условия своего бытия и своего роста-развития в нем.

Ряд исследователей рассматривает идентификацию как особый социальный феномен, как постоянно существующий и имеющий положительную мотивацию процесс в жизни человека, расширяющийся и углубляющийся, постоянно совершенствуется для себя и других, как особую способность человека определять себя и относиться к себе по сравнению с другими и в отношениях с другими, и утверждает, что она предшествует всем формам определения и самоопределения индивида, выражая объективную потребность приспособления к обществу как реальной среде своего существования и одновременно определение его.

Самоидентификация — это специально организованная субъектом деятельность, целью которой является отождествление личности с собой на основе самосознания, самовосприятия того, что есть эмоциональная связь с собой, проявить себя в широкой действительности и на соответствующем уровне формирование отношения к ней.

Если раньше при изучении личности примат отдавался внешним условиям, внешним параметрам, то сейчас переносится акцент на другое: личность раскрывается через анализ внутреннего содержания, которое в свою очередь оказывается снаружи, и тем самым в определенном смысле сама себя меняет. В основе личности, по А.Н. Леонтьеву, лежат отношения подчиненности человеческой деятельности, которая порождается ходом их развития [17]. Известно, что в течение жизни наблюдается постоянный перенос акцентов с индивидуального на общественное в человеческой природе (и очень часто без желания индивида).

Вместе с тем, как утверждает Р. Вельдер, «какими бы ни были люди, как бы ни отличались или не были похожи их занятия, образ жизни, характер, уровень интеллекта, в силу только одного приобщения к общей массе у них начинает формироваться некоторая коллегиальная душа, позволяющая чувствовать, думать и действовать иначе, чем присуще каждому из них отдельно. Идеи, возникающие при этом, мысли и чувства могут реализоваться только индивидами, объединенными в массу» [7, с. 192]. Существование личности можно представлять как единство различных действующих социальных явлений. Согласно концепции Э.В. Ильенкова: «тело» человека выступающего как личность, — это его органическое тело вместе с теми искусственными органами, она образует с вещества внешней природы, «удлиняя» и многократно усиливая естественные органы своего тела и тем самым усложняя свои взаимоотношения с другими индивидами, проявления своей «сущности» [11, с. 329].

Во многих научных источниках по проблемам, связанным с личностью, существует мнение об отождествлении понятий самоопределения и жизненной позиции личности. Жизненная позиция — это способ «включения» личности в жизнедеятельность общества: совокупность взглядов, социально значимых убеждений, прежде всего профессиональных умений и соответствующих действий личности, которые реализуют его отношение к окружающему миру. То есть жизненную позицию личности определяют не любые ее поступки или действия, а совокупность типичных поведенческих актов, стойкая линия поведения и деятельности. Так, А. В. Киричук определяет активную жизненную позицию как «…систему нравственного отношения личности прежде всего к природе, частью которой она является; к обществу в целом и общностей, к которым она относится; к основным видам деятельности, по которым и осуществляется внутренняя связь с природой и обществом [13, с. 15].

Понимание социального качества личности нельзя ограничивать только анализом специфики и структуры деятельности (цель, средство, результат и т. д.). Это со всей очевидностью свидетельствует в пользу того неоспоримого факта, что потребности детерминируют деятельность и тем самым непосредственно влияют на социальное качество личности. Потребности не формально, не только как источник, а содержательно, качественно определяют характер деятельности личности. Потребность является центральным детерминирующим звеном в реальной предметной деятельности человека. Таким образом, вполне понятно, что нельзя рассматривать социальное качество личности, не обращаясь к такому важному элементу, которым есть необходимость.

Социальное выступает не только как общее, наиболее общее в характеристике человека, но существует еще один уровень социального как особой социальной материи. Здесь действуют единые законы поля социального как неповторимого и не такие, что сводятся к миру, который его создал, и, как сущностной характеристики человеческого, которая при сохранении всех генетических связей именно в своем генезисе и в противопоставлении в ней другого, получала то особенное, что определило человека и на бифуркационном прорыве отделило ее, подняло на новый уровень выполнения эволюции — эволюции социальной, носителем которой она становится.

Рассматривая детерминации развития личности, в качестве актуальной стает проблема самодетерминации развития личности. В процессе развития личности, на определенной стадии, она начинает сама сознательно организовывать свою собственную жизнь, а значит и определять в определенной степени свое собственное развитие, в том числе психическое.

Общая система детерминант развития личности становится более сложной: увеличивается число ее уровней и измерений, растет многообразие связей между причинами, условиями, факторами, предпосылками и тому подобное. На разных стадиях развития, в зависимости от массы обстоятельств, специфическим образом в каждой личности образуется определенная мера соотношения социальной детерминации и самодетерминации.

Деятельность, по А.Н. Леонтьеву, «это единица жизни, опосредованная психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире» [17, с. 141]; «Другими словами, деятельность — это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие». И далее: «Деятельность каждого отдельного человека зависит от его места в обществе, от условий, выпадающих на его долю, от того, как он формируется в неповторимых индивидуальных обстоятельствах» [17, с. 142].

Б.Г. Ананьев, в частности, отмечал: «Социальное формирование личности — это формирование субъекта общественного поведения и коммуникаций. Социальное формирование человека — это место образования человека как субъекта познания и деятельности, начиная с игры и обучения, заканчивая работой, если следовать известной классификации видов человеческой деятельности. Переход от игры к учебе, смена различных видов обучения, подготовка к труду в обществе и т..д. — это одновременно стадии развития свойств субъекта познания и деятельности, изменения социальных позиций, ролей в обществе и сдвигов в статусе, то есть становление личности» [3, с. 108].

В самом общем плане социализацию принято рассматривать как «процесс, в ходе которого человеческое существо овладевает качествами, необходимыми ему для жизнедеятельности в обществе» [15, с. 78], «как процесс усвоения индивидом опыта социальной жизни» [25, с. 66].

Личность должна постоянно участвовать в процессе социализации, который характеризуется свойством бесконечности относительно жизнедеятельности, или же физического существования человеческого индивида. Процесс социализации не только происходит в течение всей жизни человека, а является социально-психологическим механизмом формирования социальной зрелости личности.

Существует несколько объяснений особенностей разницы понятий «социализация индивида» и «социализация личности». В частности, И. Бугрова предполагает, что «социализация индивида имеет более узкий смысл, как достижение представителем рода человеческого социальных качеств и характеристик, необходимых ему для вхождения в социальную среду и которые, в свою очередь служат отправной точкой дальнейшего развития» [6, с. 52-53].

Такое объяснение дает основания предположению, согласно которому возможно временное ограничение социализации. Продолжая логику рассуждений, И. Бугрова пытается уточнить понятия «становление», «формирование», «воспитание» с содержанием понятия «социализация». В итоге таких рассуждений осуществлено различие социализации в узком и широком смысле слова. В первом случае — это «…осознание, понимание и активное творческое отношение к ним, во втором — социальное становление личности, раскрытие ее сути в социально значимой деятельности» [6, с. 52-53].

Благодаря достижению «акме» как кульминации способа самореализации субъекта жизненного пути личностные возможности человека не просто совершенствуются, а увеличиваются (становятся неисчерпаемыми) [2]. В то же время акмеология является признаком достижения вершины в реализации, совершенствовании и приумножении творческого потенциала человека как субъекта самореализации.

Вывод. Самореализация — это процесс приоритетного изменения глубин целостного личностно-деятельностного состояния человека, в процессе которого саморазварачивается, обновляется и совершенствуется его духовная сущность. Это возможно только в результате большой целенаправленной работы над собой, над собственной личностью, то есть осмысления истинных, настоящих целей своей жизни, а потом их выделение с помощью качественных, основных принципов своей личности и индивидуальности. Итак, самореализация является творчеством и формой экзистенциального раскрытия человека.

Многие исследователи рассматривают самореализацию как итог самореализации человека в различных сферах деятельности. То есть, можно сказать, что «акме» является степенью, уровнем развития самореализации. При этом основным фактором достижения состояния «акме» в конечном итоге самореализации является саморазвитие личности, где существенное значение имеет ее социальная позиция.

 

 Список литературы:

  1. Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии / ред. П.Я.Гальперин, А.Н.Ждан. – М., 1986., с. 131–140.
  2. Акмеология: [учебник] / под общ. ред. А. А. Деркача. – М. : Изд-во РАГС, 2002. – 650 с.
  3. Ананьев Б. Г. Психофизиология студенческого возраста и усвоение знаний  // Вестник высшей школы. – М., 1973. – № 6.
  4. Бехтерев В.М. . Коллективная рефлексология. Пг., 1921.
  5. Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры. – М., 1991. – 430 с.
  6. Бугрова Н. И. О содержании понятия «социализация личности» // Вестник Белорусского университета. Сер. 3. История, философия, научный коммунизм, экономика, право. – Минск, 1985. – № 3. – С. 51–54.
  7. Вельдер Р. К. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общ. науки и современность. – 1993. – № 3.
  8. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций: Из неопубликованных трудов. — М., 1960.
  9. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения //Вопросы психологии. – 1994. — № 3.
  10. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение /пер. с фр., составление, послесловие и примечания А.Б.Гофмана. – М,: Канон, 1995. – 352 с.
  11. Ильенков Э. В. Что же такое личность? // С чего начинается личность / Под общей ред. Р. И. Косолапова. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1984. – 360 с.
  12. Каргопольцева Н.А. Социализация и воспитание студентов вуза // Вестн. ОГУ. – 2002. — № 2. – С.80-85.
  13. Киричук О. В. Формування в учнів активної життєвої позиції. – К.: Радянська школа, 1983. – 136 с.
  14. Коган Л.Н. Человек и его судьба. — М,: Мысль, 1988. — 283 с.
  15. Кон И. С. В поисках себя: личность и самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.
  16. Лекторский В.А. Обьект. Субьект. Познание. – М., 1980.
  17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1977. – 304 с.
  18. Мудрик А.В. Бодалев А.А., Малькова З.А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. – М., 1991. – 98 с.
  19. Пилиповский В.Я. Вступительная статья // Р.Бернс. Я-концепция и воспитание. – М., 1985.
  20. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Высшая шк., 1984. — 174 с. — с.39.
  21. Радул В.В. Соціальна зрілість особистості. — Харків:Мачулін, 2017. — 442 с.
  22. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности/С.Л.Рубинштейн // Вопросы философии. – 1989. – № 4. – С. 39-53.
  23. Соціолого-педагогічний словник / За ред. В.В. Радула. — Київ: “ЕксОб”, 2004. — 304 с
  24. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы: На пути к либеральной евгенике  /пер.с нем. М.Л.Хорькова.- М.:Весь Мир,2002. – 144 с.
  25. Философская энциклопедия: в 10 т. – М., 1970. – Т. 5.

Социальная личность по У. Джеймсу

Признание в нас личности со сторо­ны других представителей человеческого рода делает из нас общественную личность. Мы не только стадные животные, не только любим быть н обществе себе подобных, но имеем даже прирожденную наклонность обращать на себя внимание дру­гих и производить на них благоприятное впечатление. Трудно придумать более дьявольское наказание (если бы такое наказа­ние было физически возможно), чем если бы кто-нибудь попал в общество людей, где на него совершенно не обращали внима­ния. Если бы никто не оборачивался при нашем появлении, не отвечал на наши вопросы, не интересовался нашими действия­ми, если бы всякий при встрече с нами намеренно не узнавал нас и обходился с нами как с неодушевленными предметами, то нами овладело бы своего рода бешенство, бессильное отчаяние. Здесь облегчением были бы жесточайшие телесные муки, лишь бы при них мы чувствовали, что при всей безвыходности нашего положения мы все-таки не пали настолько низко, чтобы не за­служивать ничьего внимания.

Собственно говоря, у человека столько социальных личнос­тей, сколько индивидов признают в нем личность и имеют о ней представление. Посягнуть на это представление — значит пося­гнуть на самого человека. Но, принимая во внимание, что лица, имеющие представление о данном человеке, естественно распа­даются на классы, мы можем сказать, что на практике всякий человек имеет столько же различных социальных личностей, сколько имеется различных групп людей, мнением которых он дорожит. Многие мальчики ведут себя довольно прилично в присутствии родителей или преподавателей, а в компании не­воспитанных товарищей бесчинствуют и бранятся, как пьяные извозчики. Мы выставляем себя в совершенно ином свете пе­ред нашими детьми, нежели перед клубными товарищами; мы держим себя иначе перед нашими постоянными покупателями, чем перед нашими работниками; мы — нечто совершенно другое по отношению к нашим близким друзьям, чем по отношению к нашим хозяевам или к нашему начальству. Отсюда на практи­ке получается деление человека на несколько личностей; это может повести к дисгармоничному раздвоению социальной лич­ности, например, в случае, если кто-нибудь боится выставить себя перед одними знакомыми в том свете, в каком он пред­ставляется другим; но тот же факт может повести к гармонич­ному распределению различных сторон личности, например, когда кто-нибудь, будучи нежным по отношению к своим детям, является строгим к подчиненным ему узникам или солдатам.

Самой своеобразной формой социальной личности является представление влюбленного о личности любимой им особы. Ее судьба вызывает столь живое участие, что оно покажется со­вершенно бессмысленным, если прилагать к нему какой-либо иной масштаб, кроме мерила органического индивидуального влечения. Для самого себя влюбленный как бы не существует, пока его социальная личность не получит должной оценки в глазах любимого существа, в последнем случае его восторг пре­восходит все границы.

Добрая или худая слава человека, его честь или позор — это названия для одной из его социальных личностей. Своеобраз­ная общественная личность человека, называемая его честью, — результат одного из тех раздвоений личности, о которых мы говорили. Представление, которое складывается о человеке в глазах окружающей его среды, является руководящим мотивом для одобрения или осуждения его поведения, смотря по тому, отвечает ли он требованиям данной общественной среды, кото­рые он мог бы не соблюдать при другой житейской обстановке. Так, частное лицо может без зазрения совести покинуть город, зараженный холерой, но священник или доктор нашли бы та­кой поступок несовместимым с их понятием о чести. Честь сол­дата побуждает его сражаться и умирать при таких обстоятель­ствах, когда другой человек имеет полное право скрыться в безопасное место или бежать, не налагая на свое социальное «я» позорного пятна.

Подобным же образом судья или государственный муж в силу своего положения находит бесчестным заниматься денеж­ными операциями, не заключающими в себе ничего предосуди­тельного для частного лица. Нередко можно слышать, как люди проводят различие между отдельными сторонами своей лично­сти: «Как человек я жалею вас, но как официальное лицо я не могу вас пощадить»; «В политическом отношении он мой союз­ник, но с точки зрения нравственности я не выношу его». То, что называют мнением среды, составляет один из сильнейших двигателей в жизни. Вор не смеет обкрадывать своих товари­щей; карточный игрок обязан платить карточные долги, хотя бы он вовсе не платил иных своих долгов. Всегда и везде кодекс чести фешенебельного общества возбранял или разрешал из­вестные поступки единственно в угоду одной из сторон нашей социальной личности. Вообще вы не должны лгать, но в том, что касается ваших отношений к известной даме, — лгите, сколько вам угодно; от равного себе вы принимаете вызов на дуэль, но вы засмеетесь в глаза лицу низшего по сравнению с вами об­щественного положения, если это лицо вздумает потребовать от вас удовлетворения, — вот примеры для пояснения нашей мысли.

Социальный тип личности: я тебе нравлюсь?

Социальный тип личности, также известный как I-стиль, любит внимание и общение с людьми. Они используют людей и навыки общения для достижения успеха. Узнайте, как I-стиль может стать более успешным.

Познакомьтесь с Джейком, социальным типом личности

Джейк – идеальный социальный тип личности и очень высокий I-стиль. Он любит встречаться, разговаривать, общаться и просто быть среди людей. Все ясно видят, что Джейк заряжается энергией, когда общается с людьми. Он вообще проводит время в одиночестве? Каждое утро Джейк завтракает в местной кофейне. Он всегда читает свою газету, но быстро поднимает взгляд каждый раз, когда открывается дверь. Как только знакомое лицо входит , он машет им рукой. Он улыбается всем, чтобы поощрять взаимодействие. Завтрак может занять много времени, так как с ним проводят время разные люди.

Джейк, наверное, никогда не ел в одиночестве. Его обед всегда включает его коллег, клиентов или друзей. Он часто устраивает званые обеды. В других случаях он просто приглашает себя в гости к друзьям. Джейк обычно очень желанный гость, который приходит с бутылкой прекрасного вина и беседой. Джейк очень любит рассказывать истории. Все знают, что его истории преувеличены. Однако никто, кажется, не возражает, поскольку они почти всегда забавны. Джейк может преподнести изюминку в идеальное время. На самом деле ему больше всего нравятся его истории, и он смеется громче всех. Джейк рассказывает занимательные истории, и его смех заразителен. Проще говоря, весело быть рядом с Джейком.

Как социальный тип личности Джейка доставляет ему неприятности

Все общение отнимает у Джейка много времени, поэтому он всегда отстает от своих проектов и обязательств. Как правило, у Джейка есть объяснение каждой «неожиданной» задержке. Взглянув на его офис, вы зададитесь вопросом о его причинах. Его стол и все поверхности завалены стопками бумаг, нераспечатанной почтой, журналами, книгами, папками и папками. Ящики стола и картотеки еще хуже. Они слишком забиты бумагами и файлами. Он постоянно роется в них, чтобы найти то, что ему нужно в данный момент.

Это он должен позвонить на свой мобильный телефон, чтобы попытаться найти его. Мелодия звонка «Celebration» группы Kool and the Gang объявляет о своем присутствии под «стопкой квитанций». Повсюду десятки ручек, поскольку Джейк часто уходит с письменными инструментами коллег. Способность Джейка добиться чего угодно кажется не чем иным, как маленьким чудом.

Джейк всегда чрезмерно оптимистичен в отношении того, сколько времени ему понадобится, чтобы быть готовым, или сколько времени потребуется, чтобы куда-то ехать. Поэтому он часто опаздывает. Его коллеги и даже потенциальные клиенты и клиенты расстраиваются и раздражаются. Опоздание — это одно, но добавьте к этому его неподготовленность, и это станет верным путем к неприятностям.

То, что Джейк делает хорошо

То, чего Джейку не хватает в организаторских способностях, он компенсирует умением работать с людьми. Его неподдельный энтузиазм приводит людей в восторг от всего, над чем Джейк работает или что пытается продвигать. Он делает даже обыденные вещи более стимулирующими и интересными. Он преуспевает в привлечении людей к своим проектам, поэтому, в конце концов, он получает поддержку, которая ему нужна для достижения цели. Джейк хуже всех успевает вовремя. Он всегда переходит к следующему «большому» проекту. Следующий проект всегда кажется более захватывающим. На самом деле, большинство его проектов, вероятно, никогда бы не были завершены, если бы он не умел нанимать эффективных людей для их выполнения.

Кто такой социальный тип личности?

Вероятно, вы знаете по крайней мере один социальный тип личности. Это I-стили. Ты же знаешь, как весело им быть рядом. Они общительны, общительны и разговорчивы, и им нравится быть в центре внимания. I-стили любят общаться и знакомиться с новыми людьми. И-стили – это энергичные люди, живые, экспрессивные, обычно пребывающие в хорошем, позитивном настроении.

Они оптимисты и склонны видеть положительную сторону вещей. Стакан не просто наполовину полон, а переполнен! Социальный тип личности получает много энергии и мотивации от возможности работать и играть с другими. Они магниты для людей. I-стиль привлекает и привлекает людей.

Страхи социального типа личности

Страх быть отвергнутым часто играет большую роль в поведении социального типа личности. И-стиль хочет признания и нравится другим. Я-стиль может реагировать эмоционально, когда его игнорируют или люди не реагируют в полной мере. Они пытаются решить проблему, находя способы понравиться людям. И-стайл попытается увлечь человека, разговаривая еще больше! Обычно основная причина этого заключается в том, что I-стили, как и все четыре DISC-стиля, имеют естественную склонность ожидать от других такого же поведения, какое они продемонстрировали бы в аналогичной ситуации.

I-стиль искренне счастлив и взволнован при встрече с людьми. Для них это прекрасная возможность завести нового друга! Но когда человек встречает I-стиль и не демонстрирует такого же возбуждения и рвения, I-стиль предполагает, что что-то не так. Социальный тип личности пытается исправить это, усиливая и чрезмерно используя свое поведение в стиле Я. Он считает, что может сделать так, чтобы другой человек не любил его. Вы когда-нибудь видели интроверта, буквально загнанного в угол возбужденным I-стилем? I-стиль становится все более и более оживленным. Он изо всех сил старается получить больше реакции от интроверта. Оба одинаково неудобны, но показывают это совершенно по-разному.

Проблемы социального типа личности

Детали могут быть очень болезненными для I-стиля. I-стиль чувствует истощение энергии, когда дело доходит до детальной работы. Детальная работа обычно означает работу в одиночку в течение продолжительных периодов времени. Иногда это приводит к небрежным ошибкам или оплошностям. В других случаях это приводит к творческой прокрастинации, чтобы отсрочить боль. Внезапно другие задачи приобретают неожиданную срочность или появляются более важные приоритеты, требующие немедленного внимания. Перерывы на кофе могут стать более частыми, а перерывы на обед чуть длиннее. И-стили — вечные оптимисты: «Все будет сделано».

Под давлением этот недостаток внимания к деталям, вероятно, станет еще более заметным для И-стиля. В ситуациях, когда И-стиль находится под прицелом, испытывает давление и стресс, окружающие часто воспринимают его как неорганизованного и даже неистового. I-стиль трансформируется из его обычного энергичного «я» в бешеную панику. Однако вскоре это проходит, и мы видим знакомую широкую улыбку на его лице.

Последующие действия также могут быть проблемой для I-стиля. И-стиль не любит деталей и склонен больше волноваться о новых задачах, проектах и ​​возможностях. Предыдущие, возможно, потеряли часть первоначальной привлекательности, а новый, ну, новый. Это захватывает больше внимания, некоторые вещи могут быть просто забыты. Успешные представители I-стиля часто создают и используют какую-то систему последующих действий, помогающую им не сбиться с пути. Без такой системы они осознали, что постоянно начинают новые инициативы, не завершая предыдущие.

Предпочтения в карьере социального типа личности

Представители I-стиля предпочитают работать в среде, где много разнообразия и много возможностей для взаимодействия с другими. И-стили устают, если им приходится тратить много времени на работу в одиночку или над подробными задачами. Они хотят быть связанными с другими и преуспевают в гибкости. Неудивительно, что многие I-стили можно найти в продажах, маркетинге, связях с общественностью и в различных сферах обслуживания клиентов. Кроме того, многие тренеры и фасилитаторы относятся к I-стилю. I стилей удобно смешивать личное время с рабочим временем. Они ценят гибкость в правилах и графиках. Следовательно, I-стили процветают в компаниях, которые предлагают гибкость и разнообразие.

Социальный тип личности спрашивает «Кто?» вопросы

Очевидно, что как успешные люди мы задаем все вопросы, но мы обнаруживаем, что социальный тип личности предпочитает задавать вопросы, сосредотачиваясь на людях и отношениях. I-стили находят отношения и работу с другими очень мотивирующими. Следовательно, I-стили спрашивают «кто?» вопросы. Кто будет на встрече? Кто в этом со мной или с кем я должен поговорить об этом?

Влияние социального типа личности на рабочем месте

Если вы общительный человек, у нас есть для вас хорошие новости. Процент населения I-стиля растет. I-стиль носит 26% населения земного шара. В Соединенных Штатах 32% населения относятся к I-стилю. В Канаде этот процент еще выше – 33%. Одна из причин роста числа И-стилей заключается в том, что все больше и больше представителей молодого поколения относятся к И-стилям.

Увеличение числа людей, придерживающихся стиля И, уже оказывает значительное влияние на организации и на то, как им необходимо привлекать, мотивировать, вовлекать и удерживать сотрудников, придерживающихся стиля И. Управление миллениалами и управление миллениалами — это тема, которую компании должны решать. Ознакомьтесь с нашей статьей и вебинаром по управлению миллениалами. I-стиль не ищет 30+ лет карьеры в одной компании, и они требуют другой тип рабочей среды. Организации, которые анализируют данные о стилях своих сотрудников, принимают более разумные и успешные решения в отношении своего самого ценного актива: своих сотрудников.

Выбор карьеры социального типа личности

Как и ожидалось, I-стиль склонен делать выбор карьеры, который расширяет возможности для взаимодействия с людьми. Кроме того, представители I-стиля предпочитают условия работы, которые предлагают большое разнообразие. Люди с И-стилем не заинтересованы в большом количестве подробных задач или в том, чтобы делать что-то в одиночку. В результате I-стиль привлекает такие области, как маркетинг, связи с общественностью, продажи и обучение. Такие отрасли, как гостиничный бизнес, туризм и розничная торговля, также пользуются популярностью у I-стилей.

Социальный тип личности может вносить изменения, чтобы стать еще более успешным

Если вы относитесь к типу «Я», вы можете подумать: «Что вы можете сделать, чтобы добиться большего успеха?» Опять же, самый общий совет — научиться понимать все DISC-стили, определить свой собственный стиль и создать острое самосознание, научиться определять стили других и приспосабливать свой стиль к другому человеку или людям. ситуация. Это хорошо и хорошо, но как насчет специфики?

Не злоупотребляйте своими силами!

Вам нужно внимательно следить за тем, чтобы не злоупотреблять своими сильными сторонами. Когда вы найдете новые проекты и возможности, не забудьте сначала завершить существующие. Научитесь следить. Это может показаться слишком элементарным и простым, но это очень важно. Позвольте мне еще раз сказать: научитесь следить! Если вы завершите свои задачи и проекты, то добьетесь гораздо большего успеха. Это не значит, что вы должны делать все сами. Используйте свои сильные стороны, чтобы мотивировать других на решение проблем и идей. Используйте эти навыки, чтобы получить помощь. Делегат. Не бойтесь просить о помощи. Не стесняйтесь говорить другим, что вы хотите, чтобы они сделали. Когда вы завершаете начатое, люди больше уважают и любят вас.

И-стили становятся более организованными

Используйте технологии, которые помогут вам в дальнейшем наблюдении. Нет недостатка в программах и устройствах для организации календаря, получения напоминаний и синхронизации всего этого со смартфоном. Самое главное, на самом деле используйте технологию, когда вам нужно. Вы когда-нибудь проводили полдня или даже целый день, приводя в порядок свой календарь, список дел и офис? Это заставляет вас чувствовать себя прекрасно после того, что вы только что сделали? Затем, всего через несколько дней, вы поняли, что на самом деле не используете свой календарь и список дел, и даже ваш офис снова выглядит немного неорганизованным? Острые ощущения от чувства организованности быстро исчезают, не так ли? Легко вернуться к старым привычкам.

Дисциплина требует практики!

Практика дисциплины. Поверьте мне, вы действительно пожнете плоды с этим! Научитесь больше сосредотачиваться на чем-то одном и на одном человеке за раз. Это особенно верно, когда вы взаимодействуете с S- и C-стилями. Они предпочитают сосредотачиваться на одной проблеме за раз. Когда вы этого не делаете, им становится некомфортно. Кроме того, они могут воспринимать вас как «неуравновешенного» и даже ошибочно ассоциировать ваше поведение с некомпетентностью. Когда другие видят, что вы сосредоточены, они связывают это с более высокими способностями и компетентностью. То же самое относится и к вашему взаимодействию с другими. Когда вы больше сосредотачиваетесь на одном человеке, связь, которую вы создаете, становится более значимой и значимой. Кроме того, вы кажетесь более искренним и искренним.

Поскольку вы довольно разговорчивы, сосредоточьтесь на том, чтобы действительно слушать других. Не думайте о том, что вы собираетесь сказать дальше, но слушайте, что они говорят. Когда вы активно слушаете, вы даете другому человеку понять, что считаете то, что он говорит — и кто он такой — важным. Нет лучшего способа заставить других людей любить вас и доверять вам. Мы не любим, когда нас игнорируют, когда нам есть что сказать!

Научись говорить нет!

Наконец-то научитесь говорить «нет» людям и новым обязательствам. Конечным результатом является то, что вы склонны брать на себя чрезмерные обязательства и не можете их выполнить. Сосредоточьтесь больше на принятии правильных решений, а не на том, чтобы понравиться и не отвергать других. Когда вы слышите слово «нет», не чувствуйте себя отвергнутым. Не забывайте отражать такое же поведение с другими. Когда вы не доводите дело до конца, люди могут научиться не рассчитывать на вас, и их доверие к вам пошатнется. Это нормально говорить другим «нет». Сказать «нет» лучше, чем сказать «да», особенно когда дело касается чего-то, что вы не можете закончить. Окружающие это уважают, и, как социальный тип личности, вы можете сказать «нет» с улыбкой лучше, чем кто-либо другой.

Социальная, личностная и аффективная психология Высшая программа

Программа для выпускников социальных, личностных и эмоциональных наук (в настоящее время указанная как программа для выпускников «Социальная психология») в Государственном университете Сан-Франциско готовит студентов к профессиональной карьере в области исследований, преподавания и практического применения социальной психологии на уровне магистра гуманитарных наук. , в то же время предлагая основу образования и опыта, подходящую для студентов, которые намереваются продолжить обучение в докторантуре. Программа направлена ​​на академическое превосходство, исследования и профессиональные услуги в общественных интересах, а также на расширение разнообразия опыта и взглядов в нашей дисциплине — изучение того, как индивидуальные мысли, чувства и действия влияют на индивидуальные различия, идеологии, другие люди, группы и институты, а также социальные контексты.

В программе особое внимание уделяется ознакомлению студентов с литературой и методами социальной психологии/психологии личности и аффективной науки, обучению продвинутому письменному и устному общению, а также профессиональному опыту как в исследованиях, так и в приложениях. Требования программы включают 34 семестровых курса курсовой работы, завершающихся диссертацией. Классы и внеклассные мероприятия координируются, чтобы способствовать интеграции обучения посредством академического обучения, оригинальных исследований и контролируемого опыта в полевых и лабораторных условиях. Курсы рассчитаны на получение степени за два года с попыткой частично финансировать студентов за счет ассистентов преподавателей. (Финансирование не гарантируется.)

Карьерные возможности: Выпускники были приняты на докторские программы в уважаемых учреждениях, включая, среди прочего, Стэнфорд, Калифорнийский университет в Беркли, Калифорнийский университет в Ирвине, Калифорнийский университет в Санта-Круз, Калифорнийский университет в Дэвисе, Государственный университет Аризоны, Йельский университет, Университет Британской Колумбии, и Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл. На уровне магистра бывшие студенты работают в таких разных сферах, как исследования, оценка социальных программ, экологическое образование, исследования рынка, посредничество в конфликтах и ​​преподавание в местных колледжах.

Добавить комментарий