Как развивать фантазию и воображение у взрослых: Фантазия: что это такое, как она работает и как ее развивать

Фантазия: что это такое, как она работает и как ее развивать

Способность фантазировать пронизывает все человеческое существование. Она влияет на все, что люди делают, создают, о чем думают и мечтают. Это, в свою очередь, приводит к появлению сложных теорий, мечтаний и изобретений в любой профессии, от инженерной до творческой деятельности [About my Brain, 2014].

Человечество пересекало океаны, открывало новые земли, изобретало чудеса науки, изучало космос и высадилось на Луне. Но все эти великие дела начинались с одной маленькой, но очень яркой идеи, которая появилась благодаря богатому воображению людей.

Что такое фантазия?

Фантазия (воображение)  – это создание миров, видений или идей за пределами реального мира. Это творческий потенциал за границами тех конструкций, которые человек часто использует в повседневной жизни.

Воображение означает действие или способность формировать мысленный образ чего-то, что не воспринимается органами чувств или никогда прежде полностью не воспринималось в реальности [TEDx Mile High, 2021].

Абстрактное определение, происхождение и природа фантазии широко обсуждаются, так же, как и обсуждаются такие широкие понятия как любовь и творчество. Согласно мнению великих философов Аристотеля, Платона и Иммануила Канта, воображение широко связано с творчеством.

«Креативность возрастает, когда вы начинаете осознавать, что многие из ваших фантазий могут иметь отношение к тем вещам, которые вам интересны», – говорит психолог Джером Сингер. [Fast Company, 2014].

Воображение, по мнению многих философов, –  это высшая свобода из всех, которую никто не сможет отнять у человека. Величие творческой фантазии во все времена восхвалялось не только романтиками и художниками, но и лучшими научными умами человечества [Virgin, 2015].

Некоторые исследователи противопоставляют фантазию знаниям. Так, например, известный ученый Альберт Эйнштейн полагал, что ограниченность знания обусловлена низким уровнем воображения. «Воображение важнее знаний, поскольку знания ограничены, тогда как воображение охватывает весь мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию» – считал ученый  [TEDx Mile High, 2021].

«Восприятие и воображение связаны, потому что мозг использует одни и те же нейронные цепи для обеих функций», – говорит Грегори Бернс, профессор нейроэкономики и директор Центра нейрополитики в Университете Эмори. «Воображение подобно движению восприятия в обратном направлении» [Fast Company, 2014].

В древние времена люди использовали свои способности фантазировать, чтобы разобраться в непонятном и постоянно меняющемся мире. Посредством творческого повествования они делились мифами о творении и передавали предупреждения будущим поколениям через фольклор.

Психолог Джозеф Кембелл рассматривал мифологию и символизм, как средства активизации фантазии и настройки на коллективное воображение. Он утверждал, что истории, мифы и воображение происходят из коллективного бессознательного: «Поскольку воображение происходит из одного биологического основания, оно обязательно порождает определенные темы» [TEDx Mile High, 2021].

Ученый считал, что люди разделяют доступ к коллективному воображению через тему и историю. При этом существуют свидетельства того, что воображение могло предшествовать языку.

Вера в то, что воображение чем-то уступает логическим рассуждениям, часто убивает и подавляет потенциальные великие идеи. Данное убеждение может не только препятствовать выдающимся открытиям, но также свидетельствует о непонимании той важной роли, которую фантазия играет в жизни человека.

По словам когнитивного психолога Скотта Барри Кауфмана, фантазия задействует различные области мозга в зависимости от того, на каком этапе творческого процесса находится человек. Другими словами, когда работает воображение, нейронные сети активно взаимодействуют друг с другом [Fast Company, 2014].

По словам Кауфмана, в частности, три крупномасштабные сети мозга могут помочь понять мозговую активность, участвующую в творческом мышлении:

  1. Сеть исполнительного внимания, которая включается, когда человеку необходимо сосредоточить свое внимание на чем-либо (например, сложная презентация или проблема, требующая включения рабочей памяти).
  2. Сеть по умолчанию, активизирующаяся во время воспоминаний, размышлений о будущем и поискf альтернативных сценариев. Кауфман называет данную сеть «сетью воображения». Она также работает во время социальных взаимодействий, когда человек пытается представить, о чем думает его собеседник.
  3. Сеть продажи. Данная сеть отслеживает как внешние события, так и внутренний поток сознания, быстро перемещаясь между ними в зависимости от того, какое из двух направлений наиболее актуально в данный момент. Она собирает всю поступающую извне информацию и расставляет приоритеты, посылая в мозг сигналы о том, что он должен обработать в первую очередь [Fast Company, 2014].

Исследователи уделяют особо пристальное внимание изучению сети воображения, чтобы детальнее понять умение фантазировать, мечтательность и творческое мышление.

Зачем развивать фантазию?

По сравнению с процессом воспоминаний воображение значительно увеличивает нейронную активность. Когда человек представляет или вспоминает то, чего на самом деле никогда не видел, гораздо проще мыслить творчески, чем пытаться представить что-то незнакомое. Развитая фантазия требует включения новых нейронных связей, потому что в данном случае мозг не может полагаться исключительно на связи, сформированные прошлым опытом.

Чтобы быть эффективным и успешным в профессиональной сфере, одних только вчерашних знаний недостаточно. Воображение важно для всех, особенно для лидеров, которые не только должны вести людей в будущее, но и предвидеть еще неизвестные проблемы, ожидающие их команду.

Кроме того, развивая фантазию, человек развивает свою речь – важный навык, необходимый каждому, кто находится в социуме.

Секретный ингредиент, который применяют почти все успешные люди, – это умение использовать воображение в свою пользу. Так, например, гении Билл Гейтс и Стив Джобс смело фантазировали, представляя, как персональные компьютеры изменят мир, позволив людям более эффективно работать, учиться и общаться, не выходя из дома [About my Brain, 2014].

Согласно исследованию, опубликованному в медицинском журнале Американской академии неврологии, стремление к фантазии, творчеству и любимым занятиям до старости может сохранить разум и предотвратить деменцию [CNN Health, 2015].

Исследователи обнаружили, что люди, которые занимались художественной деятельностью, такой как рисование и скульптура, в среднем и пожилом возрасте, на 73% реже имели проблемы с памятью, мышлением, а также другие когнитивные нарушения, приводящие к слабоумию.

Исследование показало, что при занятиях ремеслами, такими как шитье, обработка дерева и керамика, в среднем и пожилом возрасте вероятность возникновения когнитивных проблем на 45% ниже.

Общение с другими людьми или посещение кино, концертов, книжных клубов и путешествий снизило риск развития проблем с мозгом у участников на 55%, а активное использование компьютера и Интернета – на 53%.

Национальный институт старения клиники Мэйо проводил исследование в течение четырех лет с участием 256 пациентов, средний возраст которых составлял 87 лет. У большинства пациентов, увлекавшихся творческими или активными видами деятельности, когнитивные проблемы не появлялись и в ходе исследования [CNN Health, 2015].

«Делайте то, что отличается от вашей повседневной работы», – сказала руководитель эксперимента доктор Роузбад Робертс. «Мы знаем, что выполнение разнообразных дел может стимулировать активность мозга. Это не только обогащает вашу жизнь, но и приносит вам пользу для здоровья тоже. Увлечение вашего мозга этими бесчисленными способами может не только защитить нейроны от смерти, но также стимулировать рост новых» [CNN Health, 2015].

Воображение разжигает страсть. Став взрослым, человек оказывается в мире ответственности и практичности, где деньги, статус и работа определяют, как он живет, отдыхает и воспринимает окружающий мир. Потребность в развитии фантазии может возникнуть из-за глубокого стремления получить доступ ко внутреннему ребенку, творчество для которого является абсолютной нормой.

Фантазия и воображение создают будущее. Многие философы справедливо полагали, что «мысли становятся вещами», а «мускулы воображения» – именно то, что делает это возможным.

Когда человек все время погружается свою текущую реальность, он постоянно сталкивается с одними и теми же вызовами, проблемами и переживаниями. В таких условиях невозможно создать что-то новое и нестандартное. Но стоит ему  в своем воображении сосредоточиться на реальности, которую он хочет изменить, энергия приходит в движение, что, в свою очередь, активизирует великие и важные изменения.

Фантазия стимулирует творчество и инновации. Некоторые из самых влиятельных и новаторских творений возникли в результате простой фантазии о чем-то большем, легком и прекрасном.

Ученые и творческие умы обладают удивительным даром нестандартно мыслить и дают своему воображению свободу. Многие из этих фантазий как раз и создали продукты, полностью изменившие привычный образ жизни. Без этой творческой силы у человечества, возможно, никогда не было бы Интернета, смартфонов, самолетов и других удивительных технологий, без которых сегодня невозможно представить жизни. Проще говоря, фантазия – это ключевой ингредиент для расширения и развития границ мира [Stanford News, 2014].

Фантазия добавляет волшебства в обычную жизнь. Так, например, маленький ребенок с помощью одного лишь воображения превращает простой ящик в мощную ракету, корзину для белья – в пиратский корабль, а обычную ванну – в глубокое море, полное сокровищ. Достаточно взглянуть на мир детскими глазами, чтобы вернуть радость и удивление, которые приносит воображение. Насколько прекрасным был бы мир, если бы все люди в нем ежедневно испытывали радость от обычных вещей?

Иногда фантазия помогает защититься от суровой реальности. Достаточно сложно регулярно просматривать новости и слышать о совершенном насилии, преступлениях, болезнях и бедствиях. Чтобы сохранить оптимизм и веру в хорошее, необходимо уметь абстрагироваться от происходящего и видеть прекрасное в каждом дне. Попадая в ловушку «того, что есть» и полагая, что так устроен мир, человек становится жертвой и отказывается от своей истинной творческой силы [Nielsen, 2018].

Необходимо использовать силу фантазии, чтобы подарить себе надежду. Ведь там, где есть надежда, в конечном итоге появляется возможность для трансформации и изменений.

Как развивать фантазию?

Если вы полагаете, что умение фантазировать, как и творческое мышление – удел одаренных людей и развить их невозможно, то вы ошибаетесь. Воображение – это навык, который можно и нужно развивать. Онлайн-программа «ТРИЗ на практике» всего за 4 недели откроет новые грани вашего мышления и разовьет скрытый творческий потенциал. Пройдя ее, вы поймете, что все границы находятся только в вашей голове и что для фантазии не существует преград.

А помимо онлайн-программы мы подготовили для вас список рекомендаций о том, как лучше развивать и тренировать фантазию и воображение.

Выключите телевизор

Просмотр телевизионных программ –  форма пассивного участия. Телевизор может быть хорош для отдыха после тяжелого дня, но никак не для развития воображения.  Вместо того чтобы наблюдать за интересной жизнью других людей, найдите себе занятие, которое сделает вашу жизнь насыщеннее.

Часто, чтобы пробудить фантазию, необходимо очистить голову от информационного шума, получаемого в течение всего дня. Выделяйте хотя бы 15 минут в день, чтобы отключиться от внешних раздражителей и импульсов. Выключите музыку и телевизор, отложите в сторону телефон и посидите в полной тишине.

Спокойно понаблюдайте за тем, что именно приходит вам в голову. Не старайтесь анализировать эти мысли, а просто позволяйте им пройти через ваше сознание и смело отпускайте их. Если вам сложно самостоятельно отключаться от потока размышлений, начните практиковать медитацию по видеоурокам в Интернете.

Читайте творческую литературу и смотрите творческие фильмы

Читая художественные литературу, человек развивает фантазию. А читая непривычные для себя жанры, он не только расширяет сознание и кругозор, но и избавляется от информационных пузырей.

Такой же принцип лежит в любом виде искусства. Пробуйте открывать для себя новые музыкальные стили, осваивать незнакомые виды творчества, смотреть непривычные жанры кино.

Чтение любой литературы само по себе развивает фантазию. Однако вы можете усилить и закрепить данный навык с помощью смены литературных стилей. Если вы обычно читаете детективные триллеры, прочтите фантастический роман или любовную новеллу. Ищите экспериментальные или независимые фильмы, которые бросают вызов стандартам кинематографа. Постарайтесь расширить не только контент, с которым вы взаимодействуете, но и способ его представления.

Прививайте себе вкус к новизне. Исследуйте произведения искусства, читайте книги, развивающие фантазию, изучайте результат воображения других людей, узнавайте как другие люди воплощали свои идеи.

Слушайте музыку без слов

Ученые доказали, что прослушивание музыки увеличивает продуктивность во время работы. Однако прослушивание текстов заставляет человека хотя бы подсознательно, но сосредотачиваться на их смысле.

Включайте классическую музыку или звуки природы и позвольте им пробудить ваше творческое начало. Дорисуйте в своем воображении те образы, которые вам приходят на ум. Вы также можете совместить прослушивание музыки с арт-терапией.

Ведите дневник

Помимо терапевтических преимуществ ведение дневника позволяет развивать фантазию. Если вам тяжело писать о чем-то несуществующем, начните просто описывать свой день. Постепенно добавляйте в свои описания как можно больше деталей и нюансов.

Позже, привыкнув к данной практике, начинайте фантазировать и представлять себе, как бы прошел ваш день, если бы вы, например, вместо работы пошли на прогулку. Подумайте, кого бы вы там встретили, как бы себя чувствовали, чем бы занимались.

Не ограничивайте себя рамками и границами разумного. Например, напишите историю, в которой вы попадаете в другой мир или отправляетесь в космическое путешествие. Вы также можете описать привычные действия с помощью стихов. Пишите в любой форме – стихи не обязательно должны быть рифмованными или иметь размеры.

Заведите «записную книжку идей». Записывайте туда любую мысль, которая кажется вам интересной. Не пытайтесь объяснять ее с точки зрения логики и рационального мышления. Кто знает, может и среди них окажется нечто поистине гениальное? Многие великие открытия совершались с одной, казалось бы, безумной идеи.

Это может быть короткая заметка, идея продукта, история или любые случайные мысли, которые вы хотите выразить. Это сделает вас более открытыми для частого генерирования идей.

Играйте

Фантазии – естественное состояние для детей, которые проводят до двух третей своего времени в творческих играх. Ребенку совершенно не требуется реалистичного реквизита, чтобы представить себя доктором или спасателем. Он спокойно может использовать банан вместо телефона, а коробку из-под бытовой техники – в качестве автомобиля.

Попробуйте окунуться в детство и отбросить все условности, навязанные взрослой жизнью. Пригласите своих друзей, родных и детей присоединиться к вам. Представьте себя пиратом, космонавтом или охотником за сокровищами. Чтобы сыграть в игру, развивающую фантазию, совершенно необязательно, создавать специальные условия. Для этого достаточно лишь вашего желания и умения освобождаться от рамок и условностей.

В случае, если вам трудно полностью погрузиться в мир фантазий, сходите на театрализованный квест. Реалистичный реквизит и костюмированное представление позволят вам окунуться в выбранную историю, забыв на время о реальном мире.

Ищите новые впечатления

Поиск новых впечатлений – отличное упражнение для мозга и воображения. По мнению многих исследователей, самый надежный способ развить фантазию – найти среду, в которой у вас нет никакого опыта.

Стоит вам повторить какое-либо действие несколько раз, как мозг станет более искусным в обработке полученной информации. По мере того, как связи между нейронами становятся более эффективными, он перестает так усердно работать. «В основе своей мозг – это ленивый кусок мяса», – пишет Бернс. «Он не хочет тратить энергию впустую» [Fast Company, 2014].

Получение новых впечатлений и знаний способствует образованию новых нейронных связей. А это открывает новые перспективы и создает гибкую почву для идей и творчества.

Не бойтесь выходить за рамки привычного. Запланируйте поездку в незнакомый город или даже страну. Прогуляйтесь по своему городу, не пользуясь картами, и изучите новые районы и места. Возьмите уроки рисования, лепки или игры на музыкальном инструменте, запишитесь на курсы иностранного языка или попробуйте освоить новый рецепт.

Знакомьтесь с интересными людьми из разных сфер. Так вы не только расширите свой кругозор, но и, возможно, заведете новых друзей.

Бросьте вызов своему восприятию

Воображение и творчество часто связаны с исследованием сенсорного опыта: человек может получать новые идеи, исследуя свои недоминантные чувства. Что происходит, когда он подвергает сомнению свое доминирующее чувство? Начинают активизироваться другие каналы восприятия, что, несомненно, положительным образом влияет на воображение.

Попробуйте «включить» другие органы восприятия. Например, проведите весь день в тишине или сходите в ресторан, в котором обслуживание осуществляется в полной темноте. Учитесь чувствовать свое тело с помощью танца и пробудите обоняние благодаря ароматерапии. Все эти практики активизируют ваши чувства, а вместе с ними и фантазию.

Меняйте образ мышления

Смена мыслительных паттернов – один из самых сложных навыков, которыми может владеть человек. Желание идти по проторенным дорожкам часто сдерживает его от открытия новых горизонтов.

Начните допускать мысли, не основываясь лишь на своих убеждениях и мнениях. Хорошее воображение означает умение смотреть на ситуацию под другим углом и чужими глазами. Для этого необходимо отбросить свой интеллектуальный багаж предубеждений, предрассудков и мнений.

Конечно, сменить мыслительные стратегии удается далеко не сразу. Для этого требуется терпение, мотивация и знание того, какие ловушки строит наш мозг, чтобы не выпускать нас за привычные границы. Онлайн-программа «Когнитивистика» вобрала в себя лучшие техники, которые помогут вам научиться логично и последовательно рассуждать, быстро принимать эффективные решения и находить нестандартные подходы в трудных задачах.

Измените свой образ мышления. Если вы поставили перед собой задачу развить фантазию, то вам придется много работать. Чем больше вы прилагаете усилий, чтобы увидеть новые способы взгляда на вещи, тем быстрее эти усилия превратятся в привычки и тем легче вам будет это удаваться в дальнейшем.

Яркое воображение – это гораздо больше, чем выдумывание историй о динозаврах и пиратах. Это источник творчества и инноваций, выраженных во всем, от технологий и науки до искусства и литературы. Работа над воображением поможет вам мыслить нестандартно, что является полезным навыком как в работе, так и в личной жизни [WikiHow, 2020].

Заключение

Именно желание человечества открыть неизведанное и выйти за границы разумного привело физиков и астрономов к нескончаемым поискам разгадки механики Вселенной и попыткам раскрытия законов, управляющих материей и энергией. В основе многих великих открытий, от основ, заложенных Альбертом Эйнштейном, и теории относительности до квантовой механики лежало именно человеческое любопытство.

Способность мечтать позволяет человеку активизировать свое воображение, напоминая ему, что значит быть увлеченным чем-то. В какой-то момент люди потеряли эту связь со страстью и целью в жизни и заменили ее выживанием и ответственностью. Но кто сказал, что нельзя быть страстным и ответственным одновременно?

Не бойтесь мечтать и фантазировать! Помните, что помимо того, что это очень весело и приятно, это еще и крайне полезно для здоровья вашего мозга. Желаем вам удачи!

И не поленитесь поучаствовать в нашем опросе:

Ключевые слова:1Когнитивистика, 1ТРИЗ

Как развивать фантазию и воображение?

В гостях у программы «Хорошее утро» — Владислава Шалапанова, психолог.

Продолжаем отмечать день рождения Джанни Родари. И в продолжение темы хочется вспомнить одну его книгу, написанную не для детей, а взрослых. Она называлась «Грамматика фантазии». Цитата: «В действительность можно войти с главного входа или влезть в неё — и это куда более забавнее — через форточку. Я всегда сам так и делал». Мы сегодня решили поговорить о фантазии. О том, как развивать её.

И поговорим мы с нашей гостьей, это писхолог Владислава Шалапанова. Владислава, доброе утро. Вот мы начали с Джани Родари. Вопрос такой, стоит ли всё, что он написал в этой книге, принимать, как инструкцию к применению, либо современная психология готова поделиться какими-то другими понятными и действенными способами развить фантазию.

Джанни Родари был человек не только талантливый, но и очень умный. И там масса интересных мыслей. Не знаю, все ли её читали? Что касается развития фантазии, этот момент тесно связан с развитием воображения у детей. И мне кажется, когда Родари говорил про форточку, он подразумевал как раз книги, сказки, истории, какие-то выдумки…

То есть то, что заставляет нас выстраивать какие-то видео образы через слух, получается?

Нам надо выдумывать эти истории, чтобы эту мышцу фантазийную тренировать или читать эти истории?

Самый простой способ — это читать. Если мы говорим про детей — у нас сейчас очень много мультиков, видео игр, которые предполагают уже готовый визуальный ряд, где не надо ничего придумывать.

То есть этот яркий мир уже даётся прямо…

Да, даётся. А если мы говорим про книгу и чтение, то, когда открываешь книгу, читаешь ребёнку, даже если в этой книге много иллюстраций, а чем меньше ребёнок, тем больше должно быть иллюстраций в книге, всё равно ему приходится оживить этих персонажей, представить, как они двигаются, как они говорят, как взаимодействуют, куда они пошли, представить, что это за остров или город, в котором они находятся. Это всё — как раз развитие воображения.

А после прочтения нужно дополнительно задавать вопрос: как ты себе это представляешь, например?

Даже не обязательно. Если ребёнок регулярно читает книжки с вашей помощью или без и ему это интересно, он уже умеет всё это представлять. Если мы говорим про какие-то истории, сказки, то мне кажется, тут важный другой момент. Когда мы пытаемся ребёнка чему-то научить, обсудить с ним какую-то историю, ситуацию, когда он, например, что-то сделал неправильно. Если мы поставим ребёнка перед собой и в лоб ему начнём объяснять: ты сделал не хорошо, нужно вести себя по другому… секунд через 30, мозг у него отключается, дальше он вас просто не слышит.

Отчасти мы сейчас говорим о каких-то очевидных вещах, но, что мы можем порекомендовать родителям, чьи дети уже начали читать или занимаются какими-то видами художественного развития, вот что-то ещё нужно добавлять?

Во-первых, нужно за ребёнком наблюдать. Если ребёнка книжка зацепила, если ему это понравилось, то очень велика вероятность того, что он начнёт отображать это в игре. Маленький ребёнок. И это тоже его способ развития воображения и освоения действительности. Вполне возможно, что он начнёт играть в это. Он начнёт примерять на себя роль того или иного персонажа. Здесь можно ему помочь это сформулировать, сделать.

Действительно, это частое явление, когда ребёнок начинает в кого-то играть. Это хороший знак?

Да, тем самым вы видите, что ребёнку книжка понравилась, она была ему интересна, он что-то из этого взял. Вы можете его игру обогатить, сделать какие-то акценты на чертах персонажа, порисовать на эту тему. Дети часто воображают через рисунок то, что они видят, то, что их волнует.

А вот, песни, танцы?

Конечно! Всегда, когда идёт какое-то выражения через танец или песню, туда вкладывается не только движение.

Личностный рост — это просто развлечение — Синди Хайен, доктор философии, RP

Перейти к содержимому

Предыдущий Следующий

Воображение, фантазия и игра. Три понятия, которые естественным образом связаны друг с другом. Будучи детьми, они были частью нашей жизни самым реальным образом. Когда мы становимся старше, мы, как правило, в значительной степени отказываемся от игр. Наше общество диктует, чтобы ответственные взрослые больше сосредотачивались на приобретении и достижении — в значительной степени на деятельности эго. Участие в игре имеет место, но обычно социально санкционировано, например, занятия спортом или создание произведений искусства, имеющих некоторую декоративную ценность. В противном случае игра, не имеющая никакой другой цели, кроме как просто заниматься игрой и фантазией, не имеет большого значения в нашей взрослой жизни. На мой взгляд, мы от этого беднее.

Многие из фундаментальных идей и концепций метода аналитической психологии Карла Юнга возникли из его собственного опыта игры во взрослом возрасте. Во время кризиса среднего возраста после того, как он порвал с Фрейдом, он начал ежедневно играть, как в детстве, чтобы попытаться войти в контакт с ребенком, которым он был раньше. Он обнаружил, что участие в игре помогло ему проработать некоторые из его ранних переживаний, которые он пережил в детстве. Он обнаружил, что игра не обязательно ведет вниз по склону памяти к ребячеству, а скорее прямо ведет к незавершенному делу детства. Это было началом юнговской концепции активного воображения, которая является неотъемлемой частью его психотерапевтического процесса. Что такое активное воображение? Это обращение внимания и любопытства к внутреннему миру воображения и символическое выражение этого внутреннего мира при постоянном поиске саморефлексивной, психологической точки зрения. Один из способов активизировать воображение — вести диалог с фигурами в наших снах. Процесс активного воображения подключается к бессознательному и может осуществляться индивидуально или совместно с аналитиком. В любом случае это метод исцеления, поскольку мы соприкасаемся с образами, которые создаются в бессознательном, и взаимодействуем с ними.

Форма активного воображения, с которой мне удобнее всего и которую я чаще всего практикую, — это вовлечение персонажей моего сна в диалог. Метод толкования сновидений Юнга включал в себя этот процесс активного воображения, и Стивен Айзенштат описывает одну из его форм в своей книге «Уход за сновидениями». Я вспоминаю сон, в котором я нахожусь в офисе в качестве нового сотрудника. Мой руководитель, полная женщина, одетая в черный деловой костюм, относится ко мне нейтрально, но когда мы идем на собрание, на котором присутствует весь персонал, она становится агрессивной, злой, громкой и спорящей. Персонал ее ненавидит. Я чувствую ужас при мысли, что мне придется работать на эту женщину. Я активно воображал фигуру босса из моего сна, вовлекая ее в диалог. Сделав это, она превратилась из надоедливого надзирателя в человека, который был грустным, изолированным и отчаянно нуждался в том, чтобы его любили и принимали окружающие. Когда я задал вопрос, почему она так жестока со всеми, она ответила, что должна вести себя так, чтобы люди не знали, насколько она уязвима, и, таким образом, они не могли причинить ей вред. У нас состоялся разговор, в результате которого у меня больше не было к ней негативных чувств, которые были раньше. Она — фигура, созданная моим бессознательным, и, таким образом, я верю, что она является частью моего собственного Я. Вступая в диалог с этим образом, я на самом деле могу соприкоснуться с частью своего бессознательного.

Конечно, активное воображение должно осуществляться не только с образами сна. Образы могут быть аудиальными, визуальными, кинестетическими, сенсорными и т. д. Работа с любым из этих видов образов — это способ для нас исцелить наше бессознательное. С терапевтической точки зрения это чрезвычайно полезно, поскольку позволяет пациентам исследовать сложные эмоциональные связи способами, недоступными при традиционной терапии. На самом деле, он не должен оставлять место только для сложных эмоций, но также и для других бессознательных содержаний, к которым иначе у нас не было бы доступа.

Игра позволяет нам получить доступ к этому бессознательному содержимому. Это позволяет нам воссоединиться с нашим внутренним ребенком и исцеляющими силами игры и воображения. Игривые взрослые обычно очень творческие люди. Они имеют доступ к своему бессознательному через свою игривость и взаимодействуют с материалом, который входит в их сознание. У меня есть много клиентов, которые самым реальным образом отрезали себя от игривости и фантазий своего детства. Многие из них приходят на терапию с жалобами на депрессию, беспокойство и опустошенность. Они как бы отрезаны от источника жизни. Многие из них провели большую часть своего времени, поднимаясь по карьерной лестнице, стремясь увеличить свое богатство и материальные блага, женились и завели детей. Тем не менее, они приходят на терапию, задаваясь вопросом, почему они не счастливы. Когда я прошу их играть, притворяться, рисовать или двигаться, я обычно встречаю сопротивление. Они хотят того, что считают терапией: поговорите с терапевтом, и она подскажет, как изменить вашу жизнь, и тогда вы выздоровеете.

Я понимаю это сопротивление игре во взрослом возрасте. Я испытываю это на себе. Я помню, как играл в детстве, но никогда с дикой энергией. По моему опыту, игровое время всегда было связано с определенными правилами. Мне приходилось раскрашивать линии, мне никогда не разрешали устраивать беспорядок, и больше всего я помню, что мои родители считали игры и фантазии пустой тратой времени. Они были иммигрантами в Канаду, у которых была сильная трудовая этика и которые прожили тяжелую жизнь до приезда на свою новую землю. Игра, мечтание, фантазирование, занятие чем-либо непродуктивным встречали с большим пренебрежением и угрозой найти мне какое-нибудь полезное занятие. Я вырос во взрослого человека, который с трудом замедляется, всегда имеет длинный список дел и не может просто быть там, где так много всего, что я мог бы сделать. Наше общество увековечивает это, делая акцент на достижениях и приобретениях. Интеллектуально я знаю, что я должен больше играть, лежать на заднем дворе и мечтать, заниматься творчеством, и у меня есть большое желание сделать это, однако обычно что-то мешает мне это сделать.

Одна из вещей, которые мешают мне, это моя потребность делать все правильно. Совершенство. Рисунок, который я создаю, должен быть шедевром, иначе он ничего не стоит в моем сознании. Эксперимент по творческому письму должен быть достоин публикации, иначе зачем беспокоиться. Мой внутренний критик действительно силен, говоря мне, что мои попытки играть и творить хороши только в том случае, если они сделаны идеально. Таким образом, задача состоит в том, чтобы оставить наш взрослый поиск, чтобы соответствовать какому-то критерию, и просто отпустить его и играть ради игры. Будьте любопытны, будьте открыты. Имейте детское мышление и откройтесь чуду, которое вас ждет. Вы можете просто обнаружить, что исцеление и личностный рост являются побочным эффектом!

Синди занимается психотерапией в Авроре, Онтарио. Она посещает пары и отдельных лиц и практикует различные психотерапевтические методы, включая терапию с помощью животных со своими двумя золотистыми ретриверами, Роми и Аспен.

Поиск:

Заархивированные сообщения

Заархивированные сообщения Выбрать месяц Июнь 2020 Май 2020 Март 2020 Февраль 2018 Ноябрь 2016 Май 2014 Апрель 2014 Май 2013 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Июнь 2012 Апрель 2012 Февраль 2012 Декабрь 2011 Май 2010 Март 2010

Последние твиты

  • Сказать «я был неправ» — это не признание некомпетентности. Это признак того, что у вас достаточно смирения, чтобы признать свою… twitter.com/i/web/status/1…

    2 года назад
  • Со временем избегание того, что вы ненавидите, но должны делать, сказывается на вашей душе. Enlightenmentnews.org/?p=152 через @lifecoachpress

    3 года назад
  • @MercyForAnimals I. что-то еще — молоко из кешью

    4 года назад
  • Отличное сообщение #BellLetsTalk twitter.com/DrManeetBhatia…

    4 года назад

Найдите нас на Facebook

Ссылка для загрузки страницы Перейти к началу

№ 2905: Дар воображения

Сегодня дар воображения. Инженерный колледж Университета Хьюстона представляет сериал о машинах, на которых работает наша цивилизация, и о людях, чья изобретательность их создала.

Воображение ребенка — удивительный мир. Маленькие дети часто наделены беспристрастным и невинным воображением. Возможно, нет ничего невозможного в сознании ребенка. Это человеческое сокровище в руках заботливых родителей и воспитателей может стать прочным фундаментом для будущего творчества ребенка.


Лев С. Выготский [Изображение из Википедии]

Размышляя над этой точкой зрения, я наткнулся на фразу антрополога Колумбийского университета Майкла Тауссига: «Воображение взрослого о воображении ребенка». Тауссиг предполагает, что воображение взрослого отражает воображение ребенка, а воображение ребенка отражает воображение взрослого. Они постоянно взаимодействуют.

Мы, взрослые, очарованы детским воображением. Подключаемся ли мы подсознательно к нашему детскому воображению?

Возникают дополнительные вопросы: что такое воображение? Как это начинается?

По мнению российского психолога-эволюциониста Л. С. Выготского, воображение — это форма человеческого сознания. Впервые он появляется у маленького ребенка и часто инициируется действием. Выготский предполагает, что когда маленький ребенок играет, он или она превращает воображение в действие. Отсюда важный акцент на роли «игры» у детей. Когда мы становимся старше, это отношение меняется на противоположное: воображение становится «игрой» без действия.


Играющие дети: упражнение нашего воображения в раннем возрасте
[Изображение из Википедии от Артаксеркса]

Психологи уже давно спорят о роли воображения и реалистического мышления. Некоторые считают, что фантазия и игра уникальны только для маленького ребенка и могут уменьшиться во взрослом возрасте. Профессор Гарварда Пол Харрис объясняет, что это неправильно: «У людей есть дар фантазии, который проявляется в очень раннем возрасте, а затем продолжает вносить всевозможный вклад в нашу интеллектуальную и эмоциональную жизнь на протяжении всей жизни».


[Коллекция музея электростанции]

И это возвращает нас к моей первоначальной мысли: воображение и наука. Дар воображения «сыграл» значительную роль в наших научных открытиях, технических изобретениях, творчестве и литературе. Большинство из нас ежедневно используют воображение: мы представляем себе цель или состояние бытия, к которому нужно стремиться; мы представляем себе альтернативные решения и их потенциальные результаты, чтобы принять разумное решение. Наш логический и творческий ум работают рука об руку. Воображение трудно определить, его трудно распознать, но оно необходимо для нормально функционирующих детей и взрослых, которыми они становятся.

Я Хале Ардебили из Хьюстонского университета, где нас интересует, как работают изобретательные умы.


Высадка на Луну: наше воображение в действии [Архив Аполлона НАСА]

(Музыкальная тема)

Ссылки:

Воображение взрослого и воображение ребенка.

Л.С. Выготский, Воображение и творчество в детстве , Журнал русской и восточноевропейской психологии, т. 42, вып.

Добавить комментарий