Что такое социальное поведение: Социальное поведение | это… Что такое Социальное поведение?

Социальное поведение | это… Что такое Социальное поведение?

Социальное поведение (англ. Social behavior) — поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм[1][2].
Изучением социального поведения человека занимается такая сравнительно молодая научная дисциплина как социальная психология.
Социальное поведение присуще также и многим общественным животным (например, приматам, пчелам) изучением которого занимаются этологи, зоопсихологи и др. специалисты.
Социальное поведение у животных Николас Тинберген (N.Tinbergen) определяет как взаимодействие между особями одного и того же вида, специально подчеркнув, что не всякая групповая активность будет социальной. Так, например, бегство животных от лесного пожара не является “социальным поведением”, это реакция вызванная инстинктом самосохранения.
Биологическая ценность социального поведения животных состоит в том, что оно позволяет решать адаптивные задачи, которые для отдельно взятой особи являются непосильными.

Содержание

  • 1 Науки
  • 2 См. также
  • 3 Литература
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Науки

Биосоциальная экология — научная дисциплина, занимающаяся исследованием биологических основ социального поведения живых организмов, включая человека[1].

Концепцией, утверждающающей, что экономические факторы являются решающими при объяснении социального поведения, является концепция экономического детерминизма (англ. Economic determinism)

См. также

  • Вербальное поведение (Verbal behavior) — поведение, проявляющееся в речи[1]
  • Конформизм (Conformism), Конформность, Конформное поведение, феномен группового давления
  • Образ жизни, Way of living
  • Отклоняющееся поведение, Девиантное поведение (Deviant behavior)
  • Асоциальность, антисоциальность — поведение и поступки, не соответствующие нормам и правилам поведения людей в обществе, общественной морали
  • Асоциальное поведение
  • Просоциальное поведение
  • Поступок (Action, Act, Deed)
  • Социальное поле (Social field) — совокупность взаимодействующих социальных факторов, влияющих на поведение индивида или группы[1]
  • Социальные нормы (Social norms) — стандарты деятельности и правила поведения, выполнение которых ожидается от члена группы или общества и поддерживается с помощью санкций. Упорядочивают и регулируют социальные взаимодействия[1]
  • Теории подражания (Imitation theories) — теории, объясняющие поведение и общественную жизнь через подражание, как внутренне присущее человеку стремление воспроизводить поведение других индивидов и групп
    [1]
  • Торжество

Литература

  • Фет А. И. Инстинкт и социальное поведение. / 2-е изд. — М.:«Сова», 2008.
  • Фернхем Адриан, Хейвен Патрик «Личность и социальное поведение»

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Глоссарий.ру
  2. Социологический энциклопедический словарь / Ред.-координатор Г. В. Осипов. — М., 1998

Ссылки

  • Беляев В. А. Мировоззрение и социальное поведение современной правящей элиты Татарстана // Общественные науки и современность. — 2007.
    — № 3. — С. 150—157

Социальное поведение и его виды

Социальное поведение — действия человека среди людей и относительно людей (парадигма «Я и ты», «Я и мы»). Это не просто действия среди людей, а социально значимые действия, то что значимо для окружающих. «Ваш ребенок сбежал с уроков и подчищал плохие отметки в своем дневнике!» — это значимые обстоятельство, поэтому такие действия относятся к социальному поведению.

У социального поведения множество разновидностей. Говоря об объективных

последствиях социального поведения, в первую очередь говорят об адекватном или неадекватном поведении. Адекватное поведение как соответствующее требованиям ситуации и ожиданиям людей, внутри себя делится на конформное поведение, ответственное поведение, помогающее поведение, правильное поведение и синтонное поведение.

Правильное поведение — соответствующее принятым нормам и правилам, ошибочное — не соответствующее нормам и правилам по причине случайной ошибки или незнанию.

Ответственное поведение — поведение, при котором человек берет на себя (лично) конкретные обязательства и исполняет их надлежащим образом.

Синтонное поведение — рождающее лад и гармонию, отвечающее потребностям другим людей. Конфликтное — порождающее напряженность и конфликты.

​​​​​​​К разновидностям неадекватного поведения относят виктимное поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, демонстративное поведение, конфликтное поведение и ошибочное поведение.

Виктимное поведение (от англ. victim — жертва) — такие действия и поступки человека, которые провоцируют желание на него напасть. «Если кто-то подставляет попу, очень хочется ее нашлепать». Девушки, которые садятся поздно вечером в случайные машины, демонстрируют виктимное поведение.

Девиантное поведение (от. англ. deviation — отклонение) — действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.

Делинквентное поведение (от лат. delictum — проступок) — асоциальное, противоправное поведение человека. Поведение не просто отклоняющееся, но сильно отклоняющееся, преступающее рамки закона, нередко преступное поведение. Проявляется в поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным людям, так и обществу в целом.

Демонстративное поведение — выразительные действия и поступки, в которых прослеживается целенаправленное желание привлечь внимание к себе, невзирая на потребности окружающих.

Конфликтное поведение — поведение, которое провоцирует появление конфликта.

Ошибочное поведение — неадекватное поведение, направленное в сторону от желаемой человеком цели.

Ось «адекватное — неадекватное» и «к желаемой человеком цели — в сторону» дает удобную типологию: «правильное — ошибочное — конформное — нестандартное» поведение.

Разбирая причины того или иного социального поведения, выделяют поведение психологически здорового человека и поведение психологически проблемного человека — поведение невротика или психопата.

В частности, это поведение демонстративное, поведение застревающее, защитное поведение, конформное поведение.

В повседневном жизни людям важно различать намеренное (преднамеренное) поведение (осуществляемое специально) и непреднамеренное (осуществляемое случайно, без головы). Если человек не привык соображать и не задумывается, что он делает, это смягчает его вину, но не освобождает его от ответственности. Двойку за плохое поведение в школе поставят и за шалости, и за случайно в результате разбитое окно. Если у человека поведенческая реакция, ответственность его не снимается, но снижается. «Это не я начал обзываться, он первый начал!».

Другое важное различение — это поведение осознанное (сознательно управляемое человеком) и поведение неосознанное. Неосознанное поведение — самое распространенное, и оно же — источник большинства человеческих проблем. Свое неосозненное поведение мы обычно не замечаем, а окружающие замечают сразу и на это реагируют — к сожалению, часто так же неосозанно.

Заметьте, если муж и жена начинают друг другу неосознанно мстить, но это все равно их поведение. Они могут этого не замечать, это отрицать и это спорить, но если некоторые факты фиксируются адекватными окружающими, скорее всего, правы окружающие.

Роль — социально заданная модель поведения. Требуя выполнения тех или иных социальных ролей, предъявляя те или иные ожидания, одни люди управляют другими. См.→

Социальное поведение и важность социального здоровья

Немецкий поэт Иоганн Вольфганг фон Гёте однажды сказал: «Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свое отражение». То, как ведут себя люди, является отражением их ценностей, принципов и убеждений. Каждый человек справляется с ситуациями, какими бы похожими они ни были, по-разному. Социальное поведение – это то, как люди взаимодействуют с другими людьми и влияют на них.

Социальное поведение человека влияет не только на то, как другие люди реагируют на текущую ситуацию, но и на их будущие решения. Поскольку социальное поведение во многом зависит от общества, к которому он принадлежит, очень важно создать среду, способствующую поддержке людей, особенно детей.

Это дает возможность детям и следующим поколениям жить лучше. Чтобы иметь возможность положительно влиять на социальное поведение, очень важно понимать его, его важность и влияние на общество.

Что такое социальное поведение?

«Человек не остров». Как бы банально это ни звучало, это правда. Мы созданы для взаимодействия с другими. Эти взаимодействия характеризуют наше социальное поведение, которое варьируется от оптимистического, пессимистического, доверчивого и завистливого до отношения, сотрудничества, интровертного и экстравертного.

Социальное поведение транзакционно. Когда кто-то пытается связаться с кем-то или справиться с ситуацией, всегда будет ответ — благоприятный и работающий или наоборот. Тем не менее, эти реакции влияют на то, как люди справляются с обстоятельствами и вовлеченными людьми.

Проще говоря, социальное поведение — это то, как человек взаимодействует, общается и реагирует на окружающую среду в отношении выживания и субъективных намерений. Эти взаимодействия приводят к социальным отношениям.

Влияние социального контекста на поведение

Культура и традиции играют важную роль в том, как человек реагирует на социальные условия. Общество, влияние первичных групп и окружающая среда являются факторами, влияющими на поведение человека. Поведение влияет на культуру, поскольку оно суммирует модели поведения, разделяемые в обществе.

Кроме того, контекст, в котором происходит взаимодействие, является жизненно важным ключом к тому, как мы себя ведем. То, как мы понимаем объекты, слова, эмоции и социальные сигналы, зависит от того, где мы с ними сталкиваемся и как нас воспитывали.

Что такое социальный контекст?

Социальный контекст относится к общей среде или обстоятельствам, в которых люди реагируют. Это зависит от статуса отношений между группами людей. Более того, индивидуальные роли, нормы, культуры и традиции влияют на то, как человек взаимодействует с другими, что приводит к социальному поведению.

Поскольку социальный контекст влияет на наше поведение и то, как мы находим смысл, очень важно использовать этот контекст, чтобы направлять и помогать людям вносить позитивные изменения в общество. Не говоря уже о том, что контекст формирует все процессы в нашем мозгу — как восприятие, так и социальные взаимодействия. Это сказало; чье-то социальное поведение основано на их понимании контекстов.

Как контекст влияет на социальное поведение?

Когда контексты не обрабатываются, они оказывают огромное влияние на социальное поведение. Неспособность понять контекстуальные сигналы обременяет человека распознаванием эмоций, что делает его неспособным правильно справиться с ситуацией. Следовательно, плохое поведение связано с необработанными социальными контекстами.

Поэтому социальный контекст играет важную роль в развитии ребенка. Поведение и отношение детей зависят от окружающей среды и контекста, поскольку они учатся и адаптируются к своему окружению. При этом родители и другие члены общества должны помнить об их влиянии на воспитание подрастающего поколения.

Примеры социального поведения

Как упоминалось ранее, культура и традиции влияют на социальное поведение. Вот почему филиппинцы известны своей гостеприимностью и жизнерадостностью. Эти две характеристики являются побочным продуктом культуры bayanihan . Однако в каждом ян всегда есть инь. Вот некоторые из распространенных социальных моделей поведения — как положительных, так и отрицательных, — которые могут быть выполнены вербально или невербально.

  1. Связь . Связь с другими людьми путем передачи информации другим с помощью вербальных и невербальных сигналов.
  2. Сотрудничество . Охотно принимает участие в проектах с другими людьми для работы над общей целью.
  3. Допуск . Уживаться, не цепляясь за общую культуру и набор правил.
  4. Приемка . Принятие людей как отдельных личностей, а не строгое соблюдение общей идентичности.
  5. Товарищество . Чувство уважения и сочувствия к тем, кто прошел через трудные времена.
  6. Лояльность . Уважительное отношение к кому-либо и защита общих интересов.
  7. Любовь . Выражение привязанности к другому человеку.
  8. Альтруизм . Бескорыстно действовать в интересах других, даже рискуя собой.
  9. Харизма . Способность вести себя так, как восхищаются другие люди.
  10. Играть . Стремление к счастью посредством деятельности, которая способствует развитию социальных навыков.
  11. Юмор . Умение передавать радость.
  12. Вит . Способность реагировать на ситуации на когнитивном уровне.
  13. Лидерство . Умение командовать и вести за собой команду.
  14. Влияние . Попытка изменить то, что другие думают и делают.
  15. Мотивация . Побуждение людей к чему-либо.
  16. Сплетни . Говорить о других людях, часто игнорируя правду.
  17. Поиск статуса . Прилагает чрезмерные усилия, чтобы получить одобрение от других людей.
  18. Сигнализация . Расскажите о своих сильных сторонах другим.
  19. Контрсигнализация . Преуменьшение своих сильных сторон, чтобы показать себя, также известно как ложное смирение.
  20. Социальное безделье . Меньший вклад в группу из-за неструктурированных ролей.
  21. Соответствие . Приверженность ожиданиям других.
  22. Невозмутимость . Наличие высокого самосознания, поэтому нет необходимости зависеть от подтверждения со стороны других.
  23. Отчуждение . Чувство отчужденности и изоляции от группы.
  24. Плохое поведение . Невыполнение того, что было установлено, без намерения не соответствовать.
  25. Захват высоты . Соблюдение высоких стандартов социального поведения при общении с людьми, которые ведут себя плохо.

Такое социальное поведение является результатом биологического и когнитивного развития человека, начиная с раннего возраста. Вот почему построение лучшего общества начинается с подготовки детей к тому, чтобы они стали лучшими гражданами. Один из способов — пропагандировать важность здоровья и, конечно же, следить за тем, чтобы дети росли здоровыми.

Что такое социальное здоровье?

Развитие социального поведения – это сочетание личности ребенка, его эмоций, воспитания и среды, в которой он находится. Поведение развивается, и люди взрослеют по мере того, как они получают больше социальной информации и взаимодействий. Поэтому важно понимать важность социального здоровья для роста человека.

Здоровье важно; никто не может утверждать обратное. Тем не менее, некоторые люди все еще принимают это как должное. Другие будут беспокоиться только о своем физическом здоровье, забывая о том, что общее здоровье включает в себя психическое и социальное. На самом деле, отсутствие заботы об одном из этих аспектов приводит к нездоровым условиям.

Да, социальное здоровье так же важно, как физическое и психическое здоровье. Исследования доказали влияние социального здоровья на общее самочувствие человека. Что такое социальное здоровье? Это способность человека взаимодействовать с другими и формировать значимые отношения. Это также кое-что говорит о том, насколько комфортно мы можем адаптироваться к различным социальным ситуациям.

Социальное здоровье включает в себя участие в жизни общества, развитие и поддержание хороших отношений, наслаждение обществом других и заботу о других. Они необходимы для того, чтобы выжить и расти как личность и как часть сообщества. Социальное здоровье также влияет на чье-то мышление, которое может привести к положительным действиям или наоборот.

Важность социального здоровья

Социальное здоровье играет важную роль в наличии сильной социальной системы. Это влияет на другие аспекты нашего здоровья, что может привести к заболеваниям. Это влияет не только на наше эмоциональное состояние, но и на наше физическое здоровье. Есть состояния здоровья, которые являются результатом социальной изоляции и одиночества.

Социальная изоляция связана со смертью так же, как выкуривание 15 сигар в день. Кроме того, длительное одиночество может подвергнуть человека риску хронических заболеваний, таких как гипертония, хроническое воспаление, сердечно-сосудистые заболевания, болезнь Альцгеймера и ревматоидный артрит, и это лишь некоторые из них. Мало того, это также приводит к депрессии, тревоге и даже самоубийству.

Сказано; нездоровая социальная жизнь может быть смертельной не только для взрослых, но особенно для детей. Многие дети испытывают несбалансированное социальное здоровье в силу различных факторов. Некоторыми из них являются недостаток внимания и руководства со стороны родителей, оскорбительные отношения и отсутствие психосоциальной поддержки.

Советы по улучшению социального здоровья

Социальное благополучие является жизненно важным компонентом более здоровой и счастливой жизни. С социальным здоровьем вы можете иметь сильную социальную сеть, лучше справляться со стрессом, иметь более здоровое физическое здоровье и жить дольше. Вот несколько советов о том, как построить свое социальное благополучие.

1. Начните с заботы о себе.

Прежде всего, вам нужно начать с подпитки себя, чтобы отдавать другим. Следите за собой и ведите здоровый образ жизни. Убедитесь, что у вас есть хорошие привычки сна, питайтесь здоровой пищей, занимайтесь спортом, медитируйте и лучше узнайте себя.

2. Создавайте значимые отношения.

Общение с другими людьми может улучшить ваши навыки общения с людьми, а наличие друзей дает вам необходимую поддержку. Кроме того, поддержание и развитие ваших отношений также может улучшить ваше социальное поведение.

К сожалению, есть нездоровые отношения, которые трудно поддерживать. Если вы находитесь в токсичных отношениях, не чувствуйте себя виноватым из-за того, что постояли за себя и выбрали мир. Бывают моменты, когда нам просто нужно признать, что некоторые отношения утомительны и не стоят борьбы, особенно если они сопровождаются насилием и пренебрежением. В этом случае не стесняйтесь положить этому конец.

Когда вы окажетесь в такой ситуации, вы можете обратиться за помощью в некоммерческие группы, предлагающие бесплатные консультационные программы.

3. Общайтесь с другими.

Начало разговора и общение в социальной сети может помочь вам вырасти как личности. Кроме того, это способствует улучшению отношений и помогает вам оставаться на связи. Вы можете сделать это с помощью светской беседы или глубокого разговора.

4. Найдите сообщество.

Быть частью социальной группы полезно для вашего роста, зрелости и здоровья. Наличие сообщества, которое поддержит вас и поможет вам в трудную минуту, имеет большое значение. Знать, что ты не один, успокаивает. Следовательно, найдите сообщество, которое соответствует вашей индивидуальности, и попробуйте его.

5. Используйте свои увлечения, чтобы знакомиться с другими людьми.

Что вас интересует? Есть много мероприятий, к которым вы можете присоединиться, чтобы встретить людей с такими же увлечениями, как и вы. Это не только позволит вам получать удовольствие от того, что вам нравится делать, но и позволит вам расширить свою социальную сеть.

6. Не заставляйте себя подчиняться.

Каждый создан уникальным, поэтому мы реагируем на вещи по-разному. Наше социальное поведение зависит от окружающей среды, поэтому у нас может быть склонность подчиняться тому, что диктует общество. Но это не значит, что вам нужно изменить свои взгляды и мораль.

Бонусные советы:

  • Подумайте о своих социальных потребностях.
  • Участвуйте в общественных мероприятиях и собраниях.
  • Посвятите время себе и своим близким.
  • Будьте верны себе и другим.
  • Поддержите своих друзей, партнеров и членов семьи.
  • Присоединяйтесь к оздоровительным группам.

Как психосоциальные вмешательства Childhope Philippines помогают улучшить социальное здоровье

Положительным моментом в улучшении социального здоровья является то, что оно работает в двух направлениях: забота о себе и помощь другим. И один отличный способ обеспечить социальное благополучие — присоединиться к программам по работе с общественностью. Это потому, что вы не просто открываете для себя мир волонтерства; вы также разделяете ту же страсть с другими.

Мало того, вы также получаете опыт помощи другим в достижении лучшего социального здоровья, что приводит к лучшему социальному поведению. Кроме того, исследования показали влияние психосоциальных вмешательств на общее состояние здоровья детей. Отсутствие психосоциальной поддержки приводит к психическим проблемам, таким как тревога, депрессия, злоупотребление наркотиками, алкоголизм, а также к хроническим физическим заболеваниям.

Как некоммерческая организация Childhope Philippines стремится помочь беспризорным детям иметь больше шансов на здоровую жизнь. Таким образом, мы придумали различные программы, чтобы воплотить это видение в реальность.

Психосоциальные вмешательства

Мы помогаем детям и их родителям справляться со стрессом, проблемами и другими проблемами, оказывая первую психологическую помощь и консультируя и гарантируя, что они способствуют позитивному социальному поведению. Плюс мы оказываем помощь приютам, особенно для безнадзорных детей и бездомных.

Образование

Мы понимаем ценность образования, поскольку оно открывает возможности для детей, имеющих доступ к школам. Вот почему мы создали KalyEskwela 9.проект 0014. Его цель — вывести школу на улицу, чтобы обучать беспризорных детей. Мы используем мобильный фургон с аудиовизуальным оборудованием для проведения альтернативных учебных занятий.

С помощью наших волонтеров мы можем обучать детей с базовым образованием. Кроме того, мы включаем психосоциальные виды деятельности, такие как декоративно-прикладное искусство, рассказывание историй и игры.

Здравоохранение и медицинские услуги

У нас также есть программы, посвященные предоставлению медицинских услуг. Клиника Калье (мобильная поликлиника) призвана помочь беспризорным детям оставаться здоровыми, предоставляя первичную профилактическую медицинскую помощь, консультации и лечение.

Развитие навыков

Мы гарантируем комплексное вмешательство и помощь детям на наших улицах. Поэтому мы также стремимся поддерживать и обучать их навыкам 21 века, таким как лидерство, технические навыки, спорт, искусство и многое другое. Мы также предоставляем программы обучения средствам к существованию для их родителей и молодежи.

Помимо психосоциальной поддержки, KalyEskwela , KliniKalye и программ развития навыков, мы также проливаем свет на права детей, детский труд и голод.

Быть сторонником позитивного поведения в обществе и продвигать социальное здоровье

Построение лучшего общества начинается с создания прочной основы позитивного социального поведения. Этого можно добиться, подготовив следующее поколение с правильными принципами и ценностями. Это формирует их социальное поведение, которое способствует построению лучшего общества.

Когда дети растут в среде, где ценятся мораль и честность, они будут действовать соответственно, а не из-за жадности и эгоизма. Чтобы сформировать характер ребенка, нужен целый город. Это сказало; если вы хотите лучшего будущего для грядущих поколений, нам нужно действовать сейчас.

Будьте сторонником перемен и помогите нам в нашей миссии по изменению жизней по очереди. Присоединяйтесь к нашей команде и станьте волонтером или партнером посредством пожертвований. Давайте вместе продвигать социальное здоровье и предоставлять программы, которые окажут положительное влияние на жизнь детей.

Передовая статья: Что определяет социальное поведение? Исследование роли эмоций, эгоцентричных мотивов и социальных норм

В последнее десятилетие растущие усилия в области поведенческих наук, особенно психологии и нейронауки, были направлены на изучение когнитивных, биологических и эволюционных основ человеческого поведения. социальное поведение. В отличие от социологии, изучающей социальное поведение также на уровне групп с точки зрения организаций и структур, психология и неврология часто определяют «социальное» как характеристику групп.0287 индивидуальный мозг, который позволяет эффективно взаимодействовать с сородичами и, таким образом, представляет собой возможное эволюционное преимущество (Матусалл). С этой точки зрения чрезвычайно широкий спектр психических и нервных процессов может быть классифицирован как «социальный», от кодирования соответствующих сенсорных стимулов о сородичах (мимика, жесты, вокализация и т. д.) до выбора и планирования поведенческих реакций. в сложных межличностных ситуациях (экономические сделки, переговоры и т. д.). Несмотря на такую ​​неоднородность, в научном сообществе наблюдается совпадающий интерес к выявлению нейронных и психологических механизмов, лежащих в основе всех многочисленных аспектов социального поведения, и их сравнение между видами и культурами.

Эта тема исследования была инициирована исследователями из Швейцарского национального центра компетенций в области исследований «Аффективные науки — эмоции в индивидуальном поведении и социальных процессах», междисциплинарного учреждения, занимающегося изучением связанных с аффективными процессами процессов в различных дисциплинах (от психологии до от неврологии до истории, философии, искусства и экономики). В соответствии с этим духом эта тема исследования охватывает 38 вкладов междисциплинарного сообщества, каждый из которых касается конкретных психологических и нейронных явлений, которые можно определить как «социальные». В частности, мы собрали как теоретические, так и эмпирические материалы, касающиеся животных, людей (нейротипичных взрослых и детей, а также лиц с неврологическими, психическими расстройствами и нарушениями развития), а также групп людей, вовлеченных либо в лабораторные условия, либо в реальную жизнь. ситуации. Хотя теоретические модели и прикладные методы исследования (психофизические, физиологические, нейровизуализационные, генетические) очень разнообразны, они сходятся в общей структуре, предполагающей, что детерминанты социального поведения могут быть описаны в двух независимых измерениях: (1)0287 личностно-окружающее измерение и (2) измерение от переходного состояния к стабильному . Таким образом, эти вклады представляют собой важный краеугольный камень для построения междисциплинарной и всеобъемлющей модели того, как люди справляются со сложной социальной средой.

Личностно-средовое измерение

Для целей этой редакционной статьи мы можем схематически описать социальные взаимодействия как случаи, в которых индивид вовлечен в данную социальную среду. Важно отметить, что человек и окружающая среда оказывают взаимное влияние друг на друга, поскольку индивидуальные изменения могут вызывать и быть вызваны изменениями во внешнем мире. В этом контексте мы можем определить интересующее поведение как любое изменение состояния человека с течением времени (явная реакция, модуляция мозга и т. д.), что, в свою очередь, может быть связано с двумя основными объясняющими переменными: представлением текущего состояния индивидуальное (чтобы знать, как изменится человек, нужно знать, каков этот человек) и представление о текущем состоянии окружающей среды (чтобы знать, как изменится человек, нужно знать, что его окружает). Таким образом, личностно-средовое измерение проводит различие между теми детерминантами социального поведения, которые объясняются идиосинкразическими чертами индивида, и теми, которые связаны со спецификой среды, с которой индивид взаимодействует. Такая упрощенная модель хорошо подходит для нашей темы исследования, так как различные вклады подчеркивают роль многих факторов, которые, несмотря на их разнообразие, могут быть легко классифицированы как личные или экологические.

Среди личностных факторов роль, которую играют генетические полиморфизмы, хорошо описана в настоящей теме исследования с использованием нокаутных мышей и эндофенотипических подходов у людей. Известно, что во всех этих случаях задействованные гены влияют на основные функции гормональной и нейротрансмиттерной систем в сетях мозга, важных для социального познания. Например, мыши, у которых отсутствует субъединица β2 нейрональных никотиновых рецепторов ацетилхолина, проявляют нарушенное поведение (по сравнению с мышами дикого типа), когда соревнуются с сородичами за вознаграждение (Chabout et al.). влияет на социальное поведение человека (см. обзоры Ebner et al., Haas et al., Järvinen и Bellugi), в нескольких вкладах рассматривается роль, которую играет рецептор гена окситоцина (OXTR). С точки зрения развития, Ebner et al. показать, как полиморфизмы OXTR по-разному влияют на реакцию медиальной префронтальной коры (MPFC) молодых и пожилых людей на эмоциональные выражения лица. Хаас и др. предположить, как полиморфизмы OXTR могут объяснить различия в индивидуальном кооперативном поведении, влияя на структуру и функцию ключевых областей мозга для социального поведения, таких как миндалевидное тело, верхняя височная борозда и передняя поясная кора. Возможно, что области мозга с высокой плотностью рецепторов окситоцина (такие как миндалевидное тело) влияют на социальное поведение через свою регулирующую роль в вегетативной нервной системе, гипотеза, выдвинутая Ярвиненом и Беллуги для объяснения социального дисфункционального поведения при синдроме Вильямса, в дополнение к более классическим эффектам на познание или обучение. Наконец, Хрушка и Хенрих указывают, что генетический полиморфизм может даже объяснить некоторые культурные различия, о чем свидетельствуют спорные данные о том, что коллективистские (в отличие от индивидуалистических) общества могут чаще всего демонстрировать аллельную изменчивость полиморфной области, связанной с переносчиком серотонина (Chiao and Blizinsky). , 2010; Айзенберг и Хейс, 2011).

Несколько исследований также подчеркнули роль, которую играют в социальном поведении индивидуальные черты : это привычные модели поведения, мыслей и эмоций, которые относительно стабильны во времени. Несмотря на неясную этиологию, межиндивидуальная изменчивость признаков часто используется в литературе как мощный фактор, объясняющий поведенческие различия в нейротипической популяции. Это относится к нескольким исследованиям из настоящей темы исследования, в которых сообщается, например, что индивидуальные эмпатические черты могут влиять на расшифровку эмоциональных выражений лица Huelle et al. или денежных решений от имени неизвестных людей (O’Connell et al.) . Кроме того, (Maresh et al.) обнаружили, что нервная реакция на электрический шок (и степень, в которой на нее влияет социальная близость) модулируется индивидуальной чертой тревожности, мерой идиосинкразической чувствительности к стрессорам. Наконец, эта тема исследования включает в себя многочисленные исследования лиц, проявляющих черты, диагностирующие психопатию, синдром развития, характеризующийся низким уровнем эмпатии, вины и раскаяния, но повышенным агрессивным и антиобщественным поведением (Марш). В частности, люди с высокими показателями психопатии демонстрируют измененные нервные и поведенческие реакции на многие экспериментальные манипуляции, связанные с обусловливанием страха (Veit et al.), эмпатией страха (Marsh) или моральным познанием (Tassy et al.). Случай психопатии подчеркивает тесную связь между индивидуальными чертами и наличием нарушений, которые в ряде случаев можно рассматривать как крайние варианты нормативных моделей поведения (Hare, Neumann, 2005; Walton et al., 2008). Последовательно, в нескольких исследованиях сообщается об атипичном социальном поведении у людей с психиатрическими диагнозами или синдромами развития нервной системы. Например, у людей с шизофренией и биполярным расстройством обнаруживаются нарушения в задачах, связанных с выводом мыслей и эмоций других (Caletti et al.). В том же духе люди с расстройством аутистического спектра или синдромом Аспергера демонстрируют нетипичное поведение при выполнении нескольких задач (см. Zalla and Sperduti для обзора), начиная от визуальной обработки эмоциональных выражений лица (Corradi-Dell’Acqua et al. ). к выводу о состояниях других, эмпатии и моральному познанию (Baez et al.).

Среди факторов окружающей среды несколько исследований по данной теме исследования подчеркивают роль, которую играют социальные нормы. Их можно понимать как представления желаний и ожиданий сообщества в отношении конечных состояний, которые определяют нашу оценку событий и выбор поведенческих реакций (подробнее о нормах и ценностях см. Брош и Сандер). В частности, Хрушка и Хенрих отмечают, что социально-экономические правила (связанные с религией или рынком) могут объяснить, в какой степени население склонно демонстрировать внутригрупповые предубеждения. Кроме того, Клеман и Дюкс обсуждают, как интерес к событиям в окружающей среде может быть предвзят из-за их нормативной значимости , то есть по степени их релевантности для социальных норм и для Я-концепции в сообществе. Дополнительные материалы показывают, как поведение людей в ситуациях, связанных с разделом имущества, можно понимать преимущественно с точки зрения норм справедливости или эвристики равенства, согласно которым люди стремятся санкционировать неравные разделы даже за свой счет (Civai). Например, Шоу и Олсон показывают, что дети в возрасте от 6 до 8 лет исправят (или, по крайней мере, попытаются свести к минимуму) неравное распределение жетонов между двумя неизвестными детьми. У взрослых в двух статьях говорится о важной роли эвристики справедливости в известной задаче «Ультиматум-игра» (Civai; Guney и Newell): в обоих случаях авторы утверждают, что люди (респонденты) отказываются от денег, которые им свободно предлагаются, когда они являются частью неравное разделение, независимо от их продолжающейся эмоциональной реакции (Civai) или предполагаемых намерений лица (предлагающего), делающего предложение (Guney и Newell).

Измерение от стабильного к переходному

Большинство исследований, рассмотренных в предыдущем разделе, описывают факторы, которые, несмотря на их различие, могут быть классифицированы как стабильные , т. поведение. Их можно понимать как общие поведенческие детерминанты, которые выходят за рамки конкретных ситуаций. Несмотря на свою важность, стабильные детерминанты обладают лишь приблизительной предсказательной силой, поскольку большая изменчивость индивидуального социального поведения может быть объяснена с точки зрения преходящих факторов, связанных со спецификой межличностной ситуации. Например, поскольку индивидуальное социальное поведение может быть частично объяснено идиосинкразическими чертами личности, на них также могут влиять факторы, которые во времени изменяют состояние личности и то, как она взаимодействует с социальной средой.

В нескольких исследованиях задокументировано, что на социальное поведение людей можно воздействовать, манипулируя их эмоциональным состоянием, например, показывая им возбуждающие стимулы, подвергая их воздействию стрессовых условий, а не вознаграждающих, или вовлекая их в стратегии регулирования эмоций. Что касается случая генетических полиморфизмов, то эти ранее существовавшие эмоциональные состояния могут изменять психические и мозговые процессы, критически важные для индивидуального социального поведения, показывая тем самым, как аффективное и социальное функционирование может зависеть от частично перекрывающихся систем. Например, Эскин представляет убедительные доказательства того, что моральное кодирование людей может быть основано на тех же процессах, которые лежат в основе вкусового отвращения (см. также Эскин и др., 2011, 2012). Аналогичным образом, в соответствии с многочисленными литературными данными, показывающими, как эмпатические реакции на боль и отвращение других задействуют нейронные структуры, сходные с теми, которые связаны с непосредственным опытом боли и отвращения (Corradi-Dell’Acqua et al., 2011, 2016; Bernhardt and Singer, 2012, но см. Krishnan et al., 2016), Марш утверждает, что дисфункции в переживании страха могут привести к снижению способности распознавать страх в других (см. также Adolphs et al., 19).94).

В нескольких публикациях исследуется роль ранее существовавших эмоциональных состояний в принятии решений с использованием парадигм поведенческой экономики. Теоретическая основа, лежащая в основе большинства этих исследований, постулирует, что индивидуальные решения являются результатом взаимодействия как минимум двух различных систем мозга (модель двойной системы — см. Halali et al.): когнитивно-обдуманной системы (медленной, контролируемой, и проявляется в основном в префронтальной коре) и аффективной системе (быстрой, автоматической, когнитивно нетребовательной и реализуется преимущественно в лимбических областях). Поскольку эти две системы могут способствовать противоречащим друг другу направлениям действий, кратковременная эмоциональная индукция может использоваться как средство усиления аффективного вклада в решение, как показано Eimontaite et al. которые обнаруживают, что вызывание гнева у людей делает их менее склонными к сотрудничеству в решении социальных задач, таких как игра в доверие и дилемма заключенного. Используя дополнительный подход, в некоторых исследованиях участников привлекали к стратегиям регуляции эмоций, предлагая им повышать или понижать свои эмоциональные реакции. Было обнаружено, что такая регуляция оказывает значительное влияние на последующее поведение (Grecucci et al.; van’t Wout et al.) и реакцию мозга (Grecucci et al.) в таких задачах, как Ultimatum и Dictator Game.

Контекстуальная и социальная оценка

Такие подходы, как модель двойной системы, подвергались критике за их дихотомическое разделение между познанием и эмоциями, которое кажется чрезмерным упрощением и не подтверждается эмпирическими данными (например, Moll et al. , 2008; Shackman et al. ., 2011; Кобан и Пуртуа, 2014; Фелпс и др., 2014). Вместо этого альтернативные теоретические концепции предполагают, что эмоция не является единой конструкцией, противоположной познанию, и что отдельные аффективные/мотивационные компоненты могут влиять на поведение разными (а в некоторых случаях и противоположными) способами (Moll et al., 2008; Phelps et al., 2014). ). В частности, оценочные теории эмоций (например, модель компонентного процесса Шерера, 1984, 2009) предполагают, что аффективный опыт критически определяется серией когнитивных оценок (оценочных проверок) окружающей среды с точки зрения новизны событий, значимости, влияния на цели человека и того, как с ними можно справиться. Например, грусть основана на осознании присутствия заметного негативного события (например, возникновения неизлечимой болезни), подрывающего личные цели (это положит конец жизни), против которого никакие действия не кажутся эффективными. Вместо этого одно и то же событие может вызвать эмоциональную реакцию более высокого возбуждения (например, гнев или ярость), если оно связано с верой в то, что решение (лечение) доступно. С этой точки зрения модель компонентного процесса представляет собой не просто теорию эмоций, но может рассматриваться как всеобъемлющая структура, в которой когнитивная оценка окружающей среды, аффективные реакции и подготовка поведенческого ответа интегрированы в уникальную систему.

Для целей этой редакционной статьи оценочные проверки, предложенные Моделью компонентного процесса (Scherer, 1984, 2009), являются хорошими процессами-кандидатами для объяснения того, почему социальную среду не следует рассматривать как стабильную конструкцию, оказывающую долгосрочное воздействие на индивидуумов. поведения, но и как результат множества контекстуальных или преходящих факторов, которые в сочетании друг с другом делают каждую межличностную ситуацию уникальной. В соответствии с этой точкой зрения, несколько вкладов в эту тему исследования предполагают, что индивидуальные аффективные и поведенческие реакции могут определяться оценками социального контекста, некоторые из которых соответствуют тем же оценочным проверкам, описанным в модели компонентного процесса. Например, Мареш и др. показывают, что у тревожных людей нейронные реакции на угрожающие электрические стимулы модулируются тем, находятся ли участники в одиночестве или рядом с человеком, который может быть незнакомцем или другом. Кроме того, Кларк-Полнер и Кларк анализируют, как на межличностное поведение (например, реакцию на эмоции других, предоставление и получение социальной поддержки) влияет контекст отношений. Точно так же Baez et al. предполагают, что социальная компетентность людей с синдромом Аспергера может улучшиться, если контекстуальная информация из социальных условий станет явной. Наконец, Alexopoulos et al. участники играли в качестве ответчиков в модифицированной задаче игры «Ультиматум» и обнаружили, что нейронная активность в MPFC по отношению к несправедливым предложениям зависит от того, могут ли они отомстить предлагающему (что отражает изменение способности справляться).

Из-за динамических свойств межличностных отношений и взаимодействий простых оценочных проверок, таких как оценка новизны, валентности, способности совладания и т. д., часто недостаточно для решения сложных социальных ситуаций. Среди многих контекстуальных/преходящих свойств среды, которые необходимо оценить, есть также присутствие других людей, каждый со своим собственным психическим состоянием и когнитивной оценкой. Давайте представим, например, случай, когда человек наблюдает за другом, пытаясь сделать вывод о его/ее эмоциональном состоянии. Вполне разумно, что для этого индивид может смоделировать поведение наблюдаемого друга в отношении наиболее вероятных детерминант, включая его/ее контекстуальную оценку. В частности, человек может оценить, грустит ли друг, проверив, считает ли он себя неизлечимо больным и что лечение может быть недоступным (см. также Corradi-Dell’Acqua et al., 2014). это пример социальная оценка , в которой каждый человек представляет контекстуальные аспекты социальной среды также с точки зрения того, как другие наблюдатели оценивают ту же среду с их точки зрения (см. Manstead and Fischer, 2001; Clément and Dukes). Социальная оценка относится к метакогнитивным способностям людей и тесно связана с такими понятиями, как ментализация, теория разума и перспективное восприятие. Важно отметить, что роль социальной оценки была подчеркнута в этой теме исследования в статьях, посвященных формированию впечатления (Кузманович и др.), межличностным отношениям (Бомбари и др.) и денежным операциям (Халали и др.; Томасино и др.). . В частности, на поведенческие и нейронные реакции индивидуумов (респондентов) на несправедливость в игре «Ультиматум» может влиять то, оформлена ли денежная операция предлагающим в терминах предложения («я даю») или приобретения («я беру»; Sarlo et al., 2013; Tomasino et al.) Кроме того, Halali et al. предполагают, что, играя в качестве предлагающих в задачах «Ультиматум» и «Игра диктатора», участники в большинстве автоматических решений руководствуются соображениями о том, может ли ответчик принять ответные меры против потенциально несправедливого обращения.

Социальную оценку можно отличить от других видов контекстуальной оценки на нейронном уровне. В частности, в соответствии с существующими моделями организации MPFC (Lieberman, 2007; Forbes and Grafman, 2010; Corradi-Dell’Acqua et al., 2015), Bzdok et al. использовать метааналитические данные, чтобы предложить разделение между дорсальной частью, участвующей в нисходящих, контролируемых, метакогнитивных способностях, и вентральной частью, участвующей в восходящих, автоматических процессах, связанных с оценкой. Это разделение также поддерживается Kang et al. которые показывают, как дорсальная MPFC участвует в точной оценке предпочтений других людей, тогда как вентральная MPFC задействуется при использовании «Я» в качестве посредника для оценки. Кроме того, Гроссманн сообщает, что уже в возрасте 5 месяцев дорсальная MPFC может быть вовлечена в триадные взаимодействия, при которых младенцы устанавливают зрительный контакт с другими, чтобы направить свое внимание на определенные объекты/события во внешней среде (см. также Гроссманн). и Джонсон, 2010). Однако следует подчеркнуть, что это разделение между дорсальной и вентральной областями противоречит другим исследованиям по нашей теме исследования: с одной стороны, Farrow et al. вовлекать дорсальную (но не вентральную) MPFC в обработку и оценку угрожающих слов, изображений и звуков; с другой стороны, вентральная (но не дорсальная) MPFC связана с процессами, связанными с социальной оценкой, такими как дифференцированное отношение к оппонентам-человекам и компьютерам в денежных транзакциях (Moretto et al.) или подчинение решению не- группировать сверстников в задаче оценки восприятия (Stallen et al.).

Выводы

В последние десятилетия психологи и нейробиологи вложили значительные средства в исследования способности действовать «социально», которая считается эволюционным преимуществом многих видов (Матусалл). Настоящая тема исследования представляет собой собрание большого количества (38) оригинальных материалов междисциплинарного сообщества, которые вместе подчеркивают, что детерминанты индивидуального социального поведения следует лучше всего понимать по крайней мере в двух разных измерениях. Эта общая перспектива представляет собой основу всеобъемлющей и четко сформулированной модели того, как люди и их мозг взаимодействуют друг с другом в социальных контекстах. Однако, несмотря на свою привлекательность, остается неясным, как модель, предложенная в этой редакционной статье, соотносится с конкретными парадигмами с высокой экологической ценностью, где труднее аккуратно выделить относительный вклад личностных/экологических или стабильных/преходящих детерминант. Это, например, случай Preston et al. которые исследовали госпитализированных неизлечимых пациентов, измеряя эмоциональные реакции, вызванные у наблюдателей, и определяя, были ли они связаны с частотой оказания помощи. С этой точки зрения большой проблемой для будущих исследований в области социальной психологии и неврологии действительно будет разработка более точных прогностических моделей социального поведения и их применение в экологически обоснованных условиях.

Вклад авторов

Все перечисленные авторы внесли существенный, непосредственный и интеллектуальный вклад в работу и одобрили ее для публикации.

Заявление о конфликте интересов

Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.

Ссылки

Адольф Р., Транел Д., Дамасио Х. и Дамасио А. (1994). Нарушение распознавания эмоций по выражению лица после двустороннего повреждения миндалевидного тела человека. Природа 372, 669–672. doi: 10.1038/372669a0

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Бернхардт, Б. К., и Сингер, Т. (2012). Нейронная основа эмпатии. год. Преподобный Нейроски. 35, 1–23. doi: 10.1146/annurev-neuro-062111-150536

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Чиао, Дж. Ю., и Близинский, К. Д. (2010). Коэволюция культур-генов индивидуализма-коллективизма и гена переносчика серотонина. Проц. биол. науч. 277, 529–537. doi: 10.1098/rspb.2009.1650

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Corradi-Dell’Acqua, C., Hofstetter, C., and Vuilleumier, P. (2011). Ощущаемая и видимая боль вызывает одни и те же локальные паттерны корковой активности в островковой и поясной коре. J. Neurosci. 31, 17996–18006. doi: 10.1523/JNEUROSCI.2686-11.2011

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Corradi-Dell’Acqua, C., Hofstetter, C., and Vuilleumier, P. (2014). Когнитивная и аффективная теории сознания имеют одни и те же локальные паттерны активности в задней височной, но не в медиальной префронтальной коре. Соц. Познан. Оказывать воздействие. Неврологи. 9, 1175–1184. doi: 10.1093/scan/nst097

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Корради-Делл’Аква, К., Турри, Ф., Кауфманн, Л., Клеман, Ф., и Шварц, С. (2015). Как мозг предсказывает поведение людей в отношении правил и желаний. Свидетельство медио-префронтальной диссоциации. Кортекс 70, 21–34. doi: 10.1016/j.cortex.2015.02.011

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Академия Google

Corradi-Dell’Acqua, C., Tusche, A., Vuilleumier, P., and Singer, T. (2016). Кросс-модальные представления непосредственной и косвенной боли, отвращения и справедливости в островковой и поясной коре. Нац. коммун. 7:10904. doi: 10.1038/ncomms10904

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Айзенберг, Д. Т. А., и Хейс, М. Г. (2011). Проверка нулевой гипотезы: комментарии к «Коэволюции культур-генов индивидуализма-коллективизма и гена-переносчика серотонина». Проц. биол. науч. 278, 329–332. doi: 10.1098/rspb.2010.0714

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Эскин К. Дж., Кациник Н. А. и Принц Дж. Дж. (2011). Плохой привкус во рту: вкусовое отвращение влияет на моральное суждение. Психология. науч. 22, 295–299. doi: 10.1177/0956797611398497

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Эскин, К. Дж., Кациник, Н. А., и Вебстер, Г. Д. (2012). Горькая правда о морали: добродетель, а не порок, делает пресный напиток приятным на вкус. PLoS ONE 7:e41159. doi: 10.1371/journal.pone.0041159

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Forbes, CE, and Grafman, J. (2010). Роль префронтальной коры человека в социальном познании и моральном суждении. год. Преподобный Нейроски. 33, 299–324. doi: 10.1146/annurev-neuro-060909-153230

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Гроссманн, Т., и Джонсон, М. Х. (2010). Избирательные реакции префронтальной коры на совместное внимание в раннем детстве. биол. лат. 6, 540–543. doi: 10.1098/rsbl.2009.1069

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Заяц, Р. Д., и Нойманн, К. С. (2005). Структурные модели психопатии. Курс. Психиатрия Респ. 7, 57–64. doi: 10.1007/s11920-005-0026-3

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Кобан Л. и Пуртуа Г. (2014). Системы мозга, лежащие в основе аффективного и социального мониторинга действий: интегративный обзор. Неврологи. Биоповедение. Ред. 46 (часть 1), 71–84. doi: 10.1016/j.neubiorev.2014.02.014

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Кришнан А. , Ву К.-В., Чанг Л. Дж., Рузич Л., Гу Х., Лопес-Сола М. и др. (2016). Соматическая и викарная боль представлены диссоциируемыми многомерными паттернами мозга. Элиф 5:e15166. doi: 10.7554/elife.15166

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Либерман, доктор медицины (2007). Социальная когнитивная нейробиология: обзор основных процессов. год. Преподобный Психолог. 58, 259–289. doi: 10.1146/annurev.psych.58.110405.085654

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Манстед, А. С. Р., и Фишер, А. Х. (2001). «Социальная оценка: социальный мир как объект процессов оценки и влияние на них», в серии в журнале «Аффективная наука: процессы оценки в эмоциях: теория, методы, исследования », под редакцией К. Р. Шерера, А. Шорра и Т. Джонстона (Новая Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета), 221–232.

Молл, Дж., Де Оливейра-Суза, Р., и Зан, Р. (2008). Нейронная основа нравственного познания: чувства, понятия, ценности. Энн. Н. Я. акад. науч. 1124, 161–180. doi: 10.1196/annals.1440.005

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Фелпс, Э. А., Лемперт, К. М., и Сокол-Хесснер, П. (2014). Эмоции и принятие решений: несколько модуляторных нейронных цепей. год. Преподобный Нейроски. 37, 263–287. doi: 10.1146/annurev-neuro-071013-014119

Реферат PubMed | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Сарло М., Лотто Л., Паломба Д., Скоццари С. и Румиати Р. (2013). Обрамление игры в ультиматум: гендерные различия и вегетативные реакции. Междунар. Дж. Психол. 48, 263–271. doi: 10.1080/00207594.2012.656127

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Шерер, К. Р. (1984). «О природе и функции эмоций: компонентный процессный подход», в подходах к эмоциям , редакторы К. Р. Шерер и П. Экман (Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум), 293–317.

Google Scholar

Шерер, К. Р. (2009).

Добавить комментарий