что такое в Большой психологической энциклопедии
— восприятие, классификация и оценка объектов социальных (событий) путем распространения на него характеристик некоей группы социальной и прочего на основе определенных представлений — стереотипов социальных. Как механизм взаимопонимания — классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, категориям, стереотипам социальным. Одна из важнейших характеристик восприятия межгруппового и межличностного; отражает схематизированность и аффективную окрашенность, свойственную этой форме перцепции социальной в целом. С психологической позиции представляет собой процесс приписывания сходных характеристик всем членам некоей группы социальной или общности без достаточного осознания возможных различий между ними. Основываясь на элементарных общепсихологических механизмах, связанных с упорядочением н отбором информации, стереотипизация в итоге выступает как сложное социально-психологическое явление, выполняющее ряд функций, важнейшие из коих — поддержание идентификации личности и группы; оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам, и пр.
Смотреть больше слов в «Большой психологической энциклопедии»
СТЕРЕОТИПИИ →← СТЕРЕОТИП ЭТНИЧЕСКИЙ
Смотреть что такое СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ в других словарях:
СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ
стереотипизация сущ., кол-во синонимов: 1 • метод пропаганды (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. .
СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ
восприятие, классификация и оценка объектов социальных (событий) путем распространения на него характеристик некоей группы социальной и прочего на основе определенных представлений — стереотипов социальных. Как механизм взаимопонимания — классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, категориям, стереотипам социальным. Одна из важнейших характеристик восприятия межгруппового и межличностного; отражает схематизированность и аффективную окрашенность, свойственную этой форме перцепции социальной в целом. С психологической позиции представляет собой процесс приписывания сходных характеристик всем членам некоей группы социальной или общности без достаточного осознания возможных различий между ними.
СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ
(от стереотип, буквально «твердый отпечаток») – использование наборов убеждений для классификации или определения рассматриваемого индивида на их основании, восприятие и оценка другого человека путем распространения на него представлений о какой-л. социальной группе, подведение его под определенный социальный стереотип. Ср. стереотипные представления о работниках торговли, ученых, цыганах, французах и т. д. Ср.: Всякая широко распространенная идея, всякая общепринятая условность есть глупость, ибо она принята большинством людей (С. Шамфор)…. смотреть
СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ
восприятие, классификация и Оценка социальных объектов (событий) путем Распространения на них характеристик какой-либо социальной группы на основе определенных представлений — социальных стереотипов. … смотреть
СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ
восприятие, классификация и Оценка социальных объектов (событий) путем Распространения на них характеристик какой-либо социальной группы на основе определенных представлений социальных стереотипов…. смотреть
СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ
(от греч. stereos – твердый и typos – отпечаток) – классификация и оценка социальных обьектов (событий) на основе выработанных стереотипов (см. стереотип социальный)…. смотреть
СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ
ж.stereotyping
СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ (STEREOTYPING)
В исслед. предубеждений в отношении этнических групп часто ссылаются на важную роль стереотипов — тех обобщенных и, как правило, нагруженных оценочными суждениями впечатлений, к-рые члены одной соц. группы используют при характеристике членов др. группы.Трудность, возникающая при придании стереотипу (stereotype) исключительно негативного значения (meaning), состоит в том, что соц. и когнитивные механизмы, лежащие в основе С., трактуются ошибочно.
СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНОПЕРЦЕПТИВНАЯ
— механизм педагогической социальной перцепции, заключающийся в отнесении воспринимаемого ученика к одному из известных педагогу типов учеников (сильный, слабый, активный, недисциплинированный). Самой существенной психологической характеристикой процесса стереотипизации является тенденция максимилизировать воспринимаемое различие между группами (например, сильный и слабые ученики) и минимилизировать различия между членами одной и той группы.
СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ (ПСИХОАКТИВНЫХ СРЕДСТВ)
[narrowing of the drinking (drug use) repertoire] Тенденция к постепенному появлению у индивидуума стереотипа употребления вещества в смысле привычной манеры и ритуала употребления. Характеризуется уменьшением разнообразия дозировки и типов принимаемого вещества, а также времени, места и способа употребления. Включено в некоторые описания синдрома зависимости, но не используется как критерий в МКБ-10…. смотреть
Почему мы развешиваем на людей ярлыки и к чему это приводит
3 марта 2022 Один на один Жизнь
Мыслить стереотипами удобно, но это ведёт к нетерпимости, вражде и упущенным возможностям.
Если верующий, значит, зашоренный консерватор. Если с высшим образованием и приличной профессией, значит, разумный человек, к которому стоит прислушиваться. Если художник — очевидно, бездельник и пьяница. Если многодетная мать, значит, нищая попрошайка. Если вегетарианец — как пить дать, сектант.
Стоит нам получить о человеке хотя бы немного информации, мы тут же делаем выводы — чаще всего более чем поверхностные. Крепим на этого человека бумажку с вердиктом и мысленно укладываем его на полочку согласно полученному артикулу.
Разбираемся, почему люди так поступают, куда это может привести и как отказаться от шаблонов.
Почему мы судим о людях по обложке
Это часть человеческой природы
Разделение людей, вещей и явлений на категории — естественный и, как считают учёные, автоматический процесс, который мы начинаем осваивать ещё в детстве. Он так и называется: категоризация. Это свойство человеческого мышления помогает нам ориентироваться в сложном, запутанном и непредсказуемом мире, делает его чуть более понятным, экономит время и силы.
Видишь гриб с пятнышками — значит, он ядовитый, не ешь. Видишь мигранта из какой-нибудь южной республики — значит, он необразованный дикарь, обходи его десятой дорогой и ворчи, что «понаехали». Ярлык подразумевает, что нам не нужно долго думать, выстраивать сложные логические цепочки, сомневаться, искать решения, пытаться узнать человека и оценить его объективно.
Анастасия Бахтина
Психолог, кандидат психологических наук, научный сотрудник и преподаватель Высшей школы экономики, автор научных статей и учебника по психологии, основательница EdTech-проекта InMind.
Стереотипизация позволяет мозгу принимать быстрые решения на основе шаблонов, ярлыков и прошлого опыта. Когда мы видим женщину со светлыми волосами, вывод о её интеллектуальных способностях напрашивается сам по себе на основе стереотипа. При этом мозг не хочет разбираться в том, что у незнакомки может оказаться учёная степень, и выяснять другие тонкости. Такой подход значительно сужает наш кругозор и способности к коммуникации.
Это когнитивная ошибка
Например, искажение в пользу своей группы, из-за которого мы делим людей на своих и чужих, причём свои нам кажутся умнее, красивее и вообще лучше. Также может возникать иллюзия однородности своей группы — когда мы считаем, что все, кто с нами на одной волне, устроены приблизительно одинаково.
Если я консерватор, значит, остальные консерваторы — разумные люди, которые говорят правильные вещи. А либералы — просто клоуны, желающие развалить страну. Если я карьеристка, значит, работающие женщины — ответственные, сильные, стройные и грамотные, а домохозяйки с детьми — тупые толстые клуши.
Разберитесь 🧠
- Почему нам так сложно понять друг друга и как с этим бороться
Это влияние большинства
Учёные провели исследование и выяснили любопытную вещь. Если нам кажется, что окружающие относятся к человеку не очень хорошо, мы тоже начинаем думать о нём негативно и неосознанно его избегать. Причём дело не только в слухах или в не высказанном открыто отрицательном мнении. Иногда достаточно просто косых взглядов, опущенных уголков губ и других элементов мимики, которые сигнализируют о неодобрении, — и всё: нам уже кажется, что с человеком что-то не то, мы ставим на него клеймо врага и относимся к нему хуже.
Это результат воспитания
Если в семье принято чётко делить людей на группы, приписывать им стереотипные качества и выстраивать с ними отношения, опираясь на определённый ярлык, то ребёнок, скорее всего, усвоит эту привычку. И во взрослой жизни будет действовать так же и считать это чем-то естественным.
К чему приводят ярлыки
Мы поддерживаем стереотипы
И некоторые из них далеко не безобидные. Самый яркий и классический пример — расовые предрассудки. На протяжении сотен лет белые люди любили рассуждать о том, что представители других рас, в частности люди африканского происхождения, какие-то не такие. Скажем, более глупые, чем европейцы.
Или возьмём гендерные стереотипы. Многие до сих пор считают, что женщины уступают мужчинам в уме, профессионализме, решимости — и поэтому не могут, например, занимать пост президента.
Это верхушка айсберга: есть великое множество менее известных стереотипов, которые отравляют людям жизнь. Толстый — значит, ленивый. Живёт в деревне — необразованный. Одевается в секонд-хенде — мало зарабатывает, а значит, глупый и безынициативный. И так далее, и так далее. Имя им легион.
Из-за таких суждений людям сложнее найти работу, они вынуждены терпеть насмешки, травлю и даже насилие.
Мы враждуем
Около 30% опрошенных россиян считают, что в страну вообще нельзя пускать людей другого этнического происхождения. То есть совсем никак, даже в качестве туристов их не хотят видеть.
В мире всё ещё полыхают десятки военных конфликтов, в основе которых — межрасовая или межэтническая неприязнь. Даже во вполне цивилизованной стране человека могут избить или покалечить за то, как он выглядит и кого любит. А уж сколько копий ломается в интернете только из-за того, что оппонент принадлежит к другому лагерю, а значит, априори полон пороков и заслуживает хамства и оскорблений!
Социальная категоризация и стереотипизация всегда была корнем, из которого растёт взаимная ненависть. Люди не просто хуже относятся к чужим — они часто дегуманизируют тех, кто на них не похож. То есть относятся к тому, кто отличается, не как к человеку и допускают, что обращаться с ним нужно соответственно.
Не поддавайтесь предрассудкам 🤚
- Откуда берутся расовые предрассудки и как перестать ими руководствоваться
Мы рискуем сильно ошибиться
Не взять на работу человека только из-за его цвета кожи, пола, возраста или политических взглядов — и упустить отличного сотрудника и ценного специалиста. Отказаться общаться с кем-то из-за его хобби, которое вы считаете глупым увлечением, — и потерять хорошего друга. Ну и вообще, делая преждевременные выводы, мы лишаемся возможности узнать кого-то получше, научиться новому, обзавестись интересными связями.
Как отучиться судить поверхностно
Учиться вдумчивому, спокойному и непредвзятому отношению к людям — не спешить с выводами, стараться узнать собеседника получше и оценивать его более комплексно — может быть трудно и непривычно. Зато это совершенно точно откроет путь к интересным знакомствам и важным открытиям. Чтобы было проще отказаться от предрассудков, возьмите на заметку несколько рекомендаций от психолога.
Анастасия Бахтина
Психолог, кандидат психологических наук.
Сейчас в обществе начинают больше цениться гибкие навыки. Времена, когда людей оценивали исключительно по их профессиональным качествам или социальному статусу, прошли. Теперь ещё нужно «быть человеком»: внимательным, непредвзятым, способным выслушать и дать совет, сопереживать и многое другое. Именно поэтому можно прийти к большему успеху, если отказаться от шаблонов.
Шаблоны чаще всего возникают в нашей голове неосознанно. Надо стремиться к тому, чтобы замечать моменты лени мозга и поверхностного мышления. Сначала просто отслеживать, потом переключать себя на аналитическое и рациональное восприятие, заставлять себя думать. Эта способность и навык смены стратегии мышления пригодятся при развитии осознанности. Не делайте преждевременные выводы, позволяйте людям вас удивлять, давайте себе возможность находить хорошее и узнавать что-то интересное, не прибегая к стереотипам, и вы увидите, что качество взаимодействия с окружающими и миром в целом заметно улучшится.
У вас были случаи, когда первое стереотипное впечатление о человеке оказывалось ошибочным? Расскажите свои истории в комментариях!
Читайте также 🧐
- Что такое эйджизм и как он вредит каждому из нас
- Как формируются гендерные стереотипы
- Справедливость, равенство и двойные стандарты: что такое новая этика и как она меняет нормы общения
Что такое стереотип? (Видео)
СтенограммаСтереотипы — это чрезмерное обобщение или чрезмерное упрощение конкретных характеристик группы людей или вещей. Он берет то, что верно в отношении одного или нескольких человек, и приписывает это всей группе. Они формируются, как правило, вне места встречи человека с определенными аспектами культуры группы. Затем этот опыт проецируется на всю группу без учета индивидуальных предпочтений людей 9.0003
Стереотипы часто формируются из культур, национальностей и религий людей. Важно знать, что большинство стереотипов формируются и используются в уничижительном или негативном контексте .
Почему используются стереотипы?/ Как они используются?
- Стереотипы используются для согласования точки зрения читателя с определенной повесткой дня, созданной автором.
- Кроме того, они используются для связи с аудиторией, помогая аудитории лучше понять, как они должны видеть и относиться к определенным персонажам.
- Стереотипы обычно используются в письменной форме для создания комедийного эффекта. Использование обобщения группы людей в комедийных целях обычно не считается лестным и может быть воспринято большинством населения оскорбительно.
- Стереотипы также могут использоваться в сатирической литературе для борьбы с другими стереотипами. Сатира использует стереотипы, иронию или преувеличения, чтобы высмеять чьи-то взгляды. Много времени это видно в политической атмосфере. В большинстве случаев хороший текст будет противодействовать стереотипам, а не укреплять их и подпитывать.
- Хотя это можно использовать стилистически, как в случае с сатирой, я бы не советовал доверять авторам за чистую монету, которые пишут с большим количеством стереотипов. Часто, когда стереотипы в письме не используются в качестве стилистического инструмента, они предполагают отсутствие оригинальности и творчества у писателя.
Что плохого в том, чтобы писать или говорить со стереотипами?
- Отказ от ответственности: не ВСЕ стереотипы оскорбительны, но акт стереотипизации носит неуважительный характер по причинам, которые мы рассмотрим сейчас.
- Они очень оскорбительны, потому что говорят стереотипной группе, что их индивидуальные предпочтения не имеют значения и бледнеют по сравнению с их предполагаемыми общностями.
- В письме они унылы и скучны. Опора на стереотипы в письме предполагает отсутствие творчества или любопытства. Кроме того, это предполагает лень автора, поскольку он не хочет придумывать что-то менее распространенное.
- Иногда группа людей из страха распространяет негативные стереотипы, чтобы вызвать чувство ненависти или недоверия к другой социальной группе.
Примеры
Все девочки в детстве любят играть в куклы.
Это утверждение является стереотипом и не может быть доказано. Хотя многим девочкам нравится играть в куклы, в мире есть дети, которым это не нравится. Утверждая эту общность для всех девушек, мы не учитываем индивидуальность каждого человека.
Многие авторы-женщины публиковались и до сих пор публикуются под мужскими псевдонимами, опасаясь, что их не примут в соответствующих жанрах. Этот страх быть отвергнутым происходит из-за того, что ожидается от определенных жанров, боевиков, художественной литературы, психологии и многого другого. Примеры включают сестер Бронте, Джорджа Элиота, Л. Фрэнка Баума из серии «Волшебник страны Оз» и Дж.К. Роулинг. Известно, что помимо авторов-женщин, пишущих под мужскими псевдонимами, некоторые авторы-мужчины пишут под женскими псевдонимами, чтобы привлечь читателей-женщин к своей литературе. Опять же, все это играет на стереотипах, связанных с разными жанрами, о том, как они должны быть написаны и для какой аудитории.
Давайте закончим хорошим стереотипом:
Все учащиеся, использующие Mometrix, действительно хороши!
«Подпишитесь» на наш канал, чтобы получить дополнительную помощь в учебе, и поставьте этому видео «лайк» на выходе! Увидимся в следующий раз!
Вернуться к видеороликам для понимания прочитанного
569262Что такое стереотипный маркетинг? | Малый бизнес
Нил Кокемюллер
Стереотипный маркетинг — это неформальная концепция, которая относится к маркетинговым кампаниям, основанным на обобщенных исследованиях или общих представлениях о поведении и ценностях определенных демографических групп. В то время как компании часто полагаются на демографические характеристики, чтобы ориентироваться на определенные сегменты клиентов, неопределенные или оскорбительные стереотипы в рекламных кампаниях не работают и могут вызвать негативную реакцию общественности, что малые местные предприятия не могут себе позволить.
Демографический таргетинг
Демографическая сегментация является наиболее традиционной и широко используемой маркетинговой стратегией. Он включает использование личных качеств, таких как возраст, раса, пол, семейное положение, доход, образование и род занятий, для описания типичного покупателя в рыночной группе. Цель состоит в том, чтобы определить основную группу клиентов, чтобы вы могли проводить исследования рынка и разрабатывать рекламные сообщения для целевых клиентов. Знание клиента также помогает выбрать правильный носитель для доставки сообщений.
Примеры стереотипов
Несколько демографических стереотипов разыгрывались в рекламе с течением времени. В статье «Adweek» за февраль 2013 г. указываются недостатки в использовании традиционного взгляда на женщину-домохозяйку как на в первую очередь готовку, уборку и уход за детьми, предполагая, что этот стереотип не соответствует современной культуре. В статье, опубликованной в августе 2009 года, спикер и писатель по маркетингу Кристофер Пенн отмечает использование распространенного стереотипа о расширенных семьях в рекламе, ориентированной на людей из латиноамериканской культуры.
Деловые мотивы
Грань между демографическим таргетингом и стереотипами очень тонка. На самом деле, большинство компаний, использующих маркетинг, пытаются максимально точно определить своего типичного клиента. Наиболее эффективные акции находят отклик у аудитории. Однако эффективный маркетинг также подразумевает тщательные исследования. Вы не можете просто полагаться на одно исследование или делать предположения о предыдущих ценностях и интересах людей, которые могут не соответствовать действительности. Эффективная реклама должна иметь индивидуальное сообщение, которое напрямую говорит о потребностях и интересах людей на вашем рынке.
Проблемы
Проблема для малого бизнеса заключается в том, что стоимость исследования рынка для лучшего определения рынков и индивидуальных потребностей высока. Предоставление эффектной рекламы, не оскорбляющей пользователей, также является деликатным делом. Вам нужно максимизировать свои инвестиции в маркетинг, чтобы охватить как можно больше людей, но в рамках эффективно определенного рынка. Это помогает избежать напрасных инвестиций. Индивидуально ориентированные кампании прямой почтовой рассылки или более нишевая реклама в местных газетах и на радио могут помочь избежать стереотипов, которые часто приводят к более массовым кампаниям.
Ссылки
- ChristopherPenn.com: Маркетинг в соответствии со стереотипами или реальностью
- Adweek: Мужество рекламировать без женских стереотипов
Writer Bio