Что такое стереотипизация: Стереотипизация: что означает феномен, и нужно ли следовать стереотипам

Содержание

что такое в Большой психологической энциклопедии

— восприятие, классификация и оценка объектов социальных (событий) путем распространения на него характеристик некоей группы социальной и прочего на основе определенных представлений — стереотипов социальных. Как механизм взаимопонимания — классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, категориям, стереотипам социальным. Одна из важнейших характеристик восприятия межгруппового и межличностного; отражает схематизированность и аффективную окрашенность, свойственную этой форме перцепции социальной в целом. С психологической позиции представляет собой процесс приписывания сходных характеристик всем членам некоей группы социальной или общности без достаточного осознания возможных различий между ними. Основываясь на элементарных общепсихологических механизмах, связанных с упорядочением н отбором информации, стереотипизация в итоге выступает как сложное социально-психологическое явление, выполняющее ряд функций, важнейшие из коих — поддержание идентификации личности и группы; оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам, и пр.

Смотреть больше слов в «Большой психологической энциклопедии»

СТЕРЕОТИПИИ →← СТЕРЕОТИП ЭТНИЧЕСКИЙ

Смотреть что такое СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ в других словарях:

СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ

стереотипизация сущ., кол-во синонимов: 1 • метод пропаганды (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. .

СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ

восприятие, классификация и оценка объектов социальных (событий) путем распространения на него характеристик некоей группы социальной и прочего на основе определенных представлений — стереотипов социальных. Как механизм взаимопонимания — классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, категориям, стереотипам социальным. Одна из важнейших характеристик восприятия межгруппового и межличностного; отражает схематизированность и аффективную окрашенность, свойственную этой форме перцепции социальной в целом. С психологической позиции представляет собой процесс приписывания сходных характеристик всем членам некоей группы социальной или общности без достаточного осознания возможных различий между ними.

Основываясь на элементарных общепсихологических механизмах, связанных с упорядочением н отбором информации, стереотипизация в итоге выступает как сложное социально-психологическое явление, выполняющее ряд функций, важнейшие из коих — поддержание идентификации личности и группы; оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам, и пр. … смотреть

СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ

(от стереотип, буквально «твердый отпечаток») – использование наборов убеждений для классификации или определения рассматриваемого индивида на их основании, восприятие и оценка другого человека путем распространения на него представлений о какой-л. социальной группе, подведение его под определенный социальный стереотип. Ср. стереотипные представления о работниках торговли, ученых, цыганах, французах и т. д. Ср.: Всякая широко распространенная идея, всякая общепринятая условность есть глупость, ибо она принята большинством людей (С. Шамфор)…. смотреть

СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ

восприятие, классификация и Оценка социальных объектов (событий) путем Распространения на них характеристик какой-либо социальной группы на основе определенных представлений — социальных стереотипов. … смотреть

СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ

восприятие, классификация и Оценка социальных объектов (событий) путем Распространения на них характеристик какой-либо социальной группы на основе определенных представлений социальных стереотипов…. смотреть

СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ

(от греч. stereos – твердый и typos – отпечаток) – классификация и оценка социальных обьектов (событий) на основе выработанных стереотипов (см. стереотип социальный)…. смотреть

СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ

ж.stereotyping

СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ (STEREOTYPING)

В исслед. предубеждений в отношении этнических групп часто ссылаются на важную роль стереотипов — тех обобщенных и, как правило, нагруженных оценочными суждениями впечатлений, к-рые члены одной соц. группы используют при характеристике членов др. группы.Трудность, возникающая при придании стереотипу (stereotype) исключительно негативного значения (meaning), состоит в том, что соц. и когнитивные механизмы, лежащие в основе С., трактуются ошибочно.

Как следствие, существует тенденция упускать из виду тот факт, что С. происходит нормальным и естественным путем при любом взаимодействии соц. групп. Любую социально идентифицируемую группу можно охарактеризовать почти безграничным количеством способов. Невозможность знать все означает в отношении к.-л.этнической группы, напр., невозможность припомнить больше нескольких переменных в ситуации взаимодействии с членами такой группы. Отсюда неизбежным выходом видится фокусирование внимания на немногих избранных переменных, предположительно характеризующих рассматриваемую группу, и придание им характера определенной системы взглядов, к-рая в дальнейшем используется при наблюдении, взаимодействии или принятии решений в отношении членов этой группы. Эти системы взглядов, или рабочие стереотипы (working stereotypes), позволяют людям прогнозировать, точно или ошибочно, как члены определенной группы будут вести себя или реагировать в данной ситуации.То, что люди попадают в зависимость от стереотипов, яв-ся важным источником проблем.
Стереотипы могут господствовать в ожиданиях от членов др. группы и игнорировать или подавлять свидетельства того, что данный стереотип может быть ошибочным или неадекватным в том или ином конкретном случае. Существует опасность, что стереотипы будут сформированы на основе неосознанных потребностей в проекции.Дональд Т. Кэмпбелл указывал на то, что наиболее пагубный недостаток стереотипов лежит не столько в ошибочности их элементов, сколько в каузальном объяснении, неадекватно выводимом на основе стереотипа. Др. опасность, присущая стереотипам, кроется в челов. тенденции использовать их как «самоосуществляющиеся пророчества».См. также Аттитюды, Деиндивидуализация, Этнические группыГ. К. Линдгрен… смотреть

СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНОПЕРЦЕПТИВНАЯ

— механизм педагогической социальной перцепции, заключающийся в отнесении воспринимаемого ученика к одному из известных педагогу типов учеников (сильный, слабый, активный, недисциплинированный). Самой существенной психологической характеристикой процесса стереотипизации является тенденция максимилизировать воспринимаемое различие между группами (например, сильный и слабые ученики) и минимилизировать различия между членами одной и той группы.

… смотреть

СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ (ПСИХОАКТИВНЫХ СРЕДСТВ)

[narrowing of the drinking (drug use) repertoire] Тенденция к постепенному появлению у индивидуума стереотипа употребления вещества в смысле привычной манеры и ритуала употребления. Характеризуется уменьшением разнообразия дозировки и типов принимаемого вещества, а также времени, места и способа употребления. Включено в некоторые описания синдрома зависимости, но не используется как критерий в МКБ-10…. смотреть

Почему мы развешиваем на людей ярлыки и к чему это приводит

3 марта 2022 Один на один Жизнь

Мыслить стереотипами удобно, но это ведёт к нетерпимости, вражде и упущенным возможностям.

Если верующий, значит, зашоренный консерватор. Если с высшим образованием и приличной профессией, значит, разумный человек, к которому стоит прислушиваться. Если художник — очевидно, бездельник и пьяница. Если многодетная мать, значит, нищая попрошайка. Если вегетарианец — как пить дать, сектант.

Стоит нам получить о человеке хотя бы немного информации, мы тут же делаем выводы — чаще всего более чем поверхностные. Крепим на этого человека бумажку с вердиктом и мысленно укладываем его на полочку согласно полученному артикулу.

Разбираемся, почему люди так поступают, куда это может привести и как отказаться от шаблонов.

Почему мы судим о людях по обложке

Это часть человеческой природы

Разделение людей, вещей и явлений на категории — естественный и, как считают учёные, автоматический процесс, который мы начинаем осваивать ещё в детстве. Он так и называется: категоризация. Это свойство человеческого мышления помогает нам ориентироваться в сложном, запутанном и непредсказуемом мире, делает его чуть более понятным, экономит время и силы.

Видишь гриб с пятнышками — значит, он ядовитый, не ешь. Видишь мигранта из какой-нибудь южной республики — значит, он необразованный дикарь, обходи его десятой дорогой и ворчи, что «понаехали». Ярлык подразумевает, что нам не нужно долго думать, выстраивать сложные логические цепочки, сомневаться, искать решения, пытаться узнать человека и оценить его объективно.

Анастасия Бахтина

Психолог, кандидат психологических наук, научный сотрудник и преподаватель Высшей школы экономики, автор научных статей и учебника по психологии, основательница EdTech-проекта InMind.

Стереотипизация позволяет мозгу принимать быстрые решения на основе шаблонов, ярлыков и прошлого опыта. Когда мы видим женщину со светлыми волосами, вывод о её интеллектуальных способностях напрашивается сам по себе на основе стереотипа. При этом мозг не хочет разбираться в том, что у незнакомки может оказаться учёная степень, и выяснять другие тонкости. Такой подход значительно сужает наш кругозор и способности к коммуникации.

Это когнитивная ошибка

Например, искажение в пользу своей группы, из-за которого мы делим людей на своих и чужих, причём свои нам кажутся умнее, красивее и вообще лучше. Также может возникать иллюзия однородности своей группы — когда мы считаем, что все, кто с нами на одной волне, устроены приблизительно одинаково.

Если я консерватор, значит, остальные консерваторы — разумные люди, которые говорят правильные вещи. А либералы — просто клоуны, желающие развалить страну. Если я карьеристка, значит, работающие женщины — ответственные, сильные, стройные и грамотные, а домохозяйки с детьми — тупые толстые клуши.

Разберитесь 🧠

  • Почему нам так сложно понять друг друга и как с этим бороться

Это влияние большинства

Учёные провели исследование и выяснили любопытную вещь. Если нам кажется, что окружающие относятся к человеку не очень хорошо, мы тоже начинаем думать о нём негативно и неосознанно его избегать. Причём дело не только в слухах или в не высказанном открыто отрицательном мнении. Иногда достаточно просто косых взглядов, опущенных уголков губ и других элементов мимики, которые сигнализируют о неодобрении, — и всё: нам уже кажется, что с человеком что-то не то, мы ставим на него клеймо врага и относимся к нему хуже.

Это результат воспитания

Если в семье принято чётко делить людей на группы, приписывать им стереотипные качества и выстраивать с ними отношения, опираясь на определённый ярлык, то ребёнок, скорее всего, усвоит эту привычку. И во взрослой жизни будет действовать так же и считать это чем-то естественным.

К чему приводят ярлыки

Мы поддерживаем стереотипы

И некоторые из них далеко не безобидные. Самый яркий и классический пример — расовые предрассудки. На протяжении сотен лет белые люди любили рассуждать о том, что представители других рас, в частности люди африканского происхождения, какие-то не такие. Скажем, более глупые, чем европейцы.

Или возьмём гендерные стереотипы. Многие до сих пор считают, что женщины уступают мужчинам в уме, профессионализме, решимости — и поэтому не могут, например, занимать пост президента.

Это верхушка айсберга: есть великое множество менее известных стереотипов, которые отравляют людям жизнь. Толстый — значит, ленивый. Живёт в деревне — необразованный. Одевается в секонд-хенде — мало зарабатывает, а значит, глупый и безынициативный. И так далее, и так далее. Имя им легион.

Из-за таких суждений людям сложнее найти работу, они вынуждены терпеть насмешки, травлю и даже насилие.

Мы враждуем

Около 30% опрошенных россиян считают, что в страну вообще нельзя пускать людей другого этнического происхождения. То есть совсем никак, даже в качестве туристов их не хотят видеть.

В мире всё ещё полыхают десятки военных конфликтов, в основе которых — межрасовая или межэтническая неприязнь. Даже во вполне цивилизованной стране человека могут избить или покалечить за то, как он выглядит и кого любит. А уж сколько копий ломается в интернете только из-за того, что оппонент принадлежит к другому лагерю, а значит, априори полон пороков и заслуживает хамства и оскорблений!

Социальная категоризация и стереотипизация всегда была корнем, из которого растёт взаимная ненависть. Люди не просто хуже относятся к чужим — они часто дегуманизируют тех, кто на них не похож. То есть относятся к тому, кто отличается, не как к человеку и допускают, что обращаться с ним нужно соответственно.

Не поддавайтесь предрассудкам 🤚

  • Откуда берутся расовые предрассудки и как перестать ими руководствоваться

Мы рискуем сильно ошибиться

Не взять на работу человека только из-за его цвета кожи, пола, возраста или политических взглядов — и упустить отличного сотрудника и ценного специалиста. Отказаться общаться с кем-то из-за его хобби, которое вы считаете глупым увлечением, — и потерять хорошего друга. Ну и вообще, делая преждевременные выводы, мы лишаемся возможности узнать кого-то получше, научиться новому, обзавестись интересными связями.

Как отучиться судить поверхностно

Учиться вдумчивому, спокойному и непредвзятому отношению к людям — не спешить с выводами, стараться узнать собеседника получше и оценивать его более комплексно — может быть трудно и непривычно. Зато это совершенно точно откроет путь к интересным знакомствам и важным открытиям. Чтобы было проще отказаться от предрассудков, возьмите на заметку несколько рекомендаций от психолога.

Анастасия Бахтина

Психолог, кандидат психологических наук.

Сейчас в обществе начинают больше цениться гибкие навыки. Времена, когда людей оценивали исключительно по их профессиональным качествам или социальному статусу, прошли. Теперь ещё нужно «быть человеком»: внимательным, непредвзятым, способным выслушать и дать совет, сопереживать и многое другое. Именно поэтому можно прийти к большему успеху, если отказаться от шаблонов.

Шаблоны чаще всего возникают в нашей голове неосознанно. Надо стремиться к тому, чтобы замечать моменты лени мозга и поверхностного мышления. Сначала просто отслеживать, потом переключать себя на аналитическое и рациональное восприятие, заставлять себя думать. Эта способность и навык смены стратегии мышления пригодятся при развитии осознанности. Не делайте преждевременные выводы, позволяйте людям вас удивлять, давайте себе возможность находить хорошее и узнавать что-то интересное, не прибегая к стереотипам, и вы увидите, что качество взаимодействия с окружающими и миром в целом заметно улучшится.

У вас были случаи, когда первое стереотипное впечатление о человеке оказывалось ошибочным? Расскажите свои истории в комментариях!

Читайте также 🧐

  • Что такое эйджизм и как он вредит каждому из нас
  • Как формируются гендерные стереотипы
  • Справедливость, равенство и двойные стандарты: что такое новая этика и как она меняет нормы общения

Что такое стереотип? (Видео)

Стенограмма

Стереотипы — это чрезмерное обобщение или чрезмерное упрощение конкретных характеристик группы людей или вещей. Он берет то, что верно в отношении одного или нескольких человек, и приписывает это всей группе. Они формируются, как правило, вне места встречи человека с определенными аспектами культуры группы. Затем этот опыт проецируется на всю группу без учета индивидуальных предпочтений людей 9.0003

Стереотипы часто формируются из культур, национальностей и религий людей. Важно знать, что большинство стереотипов формируются и используются в уничижительном или негативном контексте .

Почему используются стереотипы?/ Как они используются?

  • Стереотипы используются для согласования точки зрения читателя с определенной повесткой дня, созданной автором.
  • Кроме того, они используются для связи с аудиторией, помогая аудитории лучше понять, как они должны видеть и относиться к определенным персонажам.
  • Стереотипы обычно используются в письменной форме для создания комедийного эффекта. Использование обобщения группы людей в комедийных целях обычно не считается лестным и может быть воспринято большинством населения оскорбительно.
  • Стереотипы также могут использоваться в сатирической литературе для борьбы с другими стереотипами. Сатира использует стереотипы, иронию или преувеличения, чтобы высмеять чьи-то взгляды. Много времени это видно в политической атмосфере. В большинстве случаев хороший текст будет противодействовать стереотипам, а не укреплять их и подпитывать.
  • Хотя это можно использовать стилистически, как в случае с сатирой, я бы не советовал доверять авторам за чистую монету, которые пишут с большим количеством стереотипов. Часто, когда стереотипы в письме не используются в качестве стилистического инструмента, они предполагают отсутствие оригинальности и творчества у писателя.

Что плохого в том, чтобы писать или говорить со стереотипами?

  • Отказ от ответственности: не ВСЕ стереотипы оскорбительны, но акт стереотипизации носит неуважительный характер по причинам, которые мы рассмотрим сейчас.
  • Они очень оскорбительны, потому что говорят стереотипной группе, что их индивидуальные предпочтения не имеют значения и бледнеют по сравнению с их предполагаемыми общностями.
  • В письме они унылы и скучны. Опора на стереотипы в письме предполагает отсутствие творчества или любопытства. Кроме того, это предполагает лень автора, поскольку он не хочет придумывать что-то менее распространенное.
  • Иногда группа людей из страха распространяет негативные стереотипы, чтобы вызвать чувство ненависти или недоверия к другой социальной группе.

Примеры

Все девочки в детстве любят играть в куклы.

Это утверждение является стереотипом и не может быть доказано. Хотя многим девочкам нравится играть в куклы, в мире есть дети, которым это не нравится. Утверждая эту общность для всех девушек, мы не учитываем индивидуальность каждого человека.

Многие авторы-женщины публиковались и до сих пор публикуются под мужскими псевдонимами, опасаясь, что их не примут в соответствующих жанрах. Этот страх быть отвергнутым происходит из-за того, что ожидается от определенных жанров, боевиков, художественной литературы, психологии и многого другого. Примеры включают сестер Бронте, Джорджа Элиота, Л. Фрэнка Баума из серии «Волшебник страны Оз» и Дж.К. Роулинг. Известно, что помимо авторов-женщин, пишущих под мужскими псевдонимами, некоторые авторы-мужчины пишут под женскими псевдонимами, чтобы привлечь читателей-женщин к своей литературе. Опять же, все это играет на стереотипах, связанных с разными жанрами, о том, как они должны быть написаны и для какой аудитории.

Давайте закончим хорошим стереотипом:

Все учащиеся, использующие Mometrix, действительно хороши!

«Подпишитесь» на наш канал, чтобы получить дополнительную помощь в учебе, и поставьте этому видео «лайк» на выходе! Увидимся в следующий раз!

 

Вернуться к видеороликам для понимания прочитанного

569262

Что такое стереотипный маркетинг? | Малый бизнес

Нил Кокемюллер

Стереотипный маркетинг — это неформальная концепция, которая относится к маркетинговым кампаниям, основанным на обобщенных исследованиях или общих представлениях о поведении и ценностях определенных демографических групп. В то время как компании часто полагаются на демографические характеристики, чтобы ориентироваться на определенные сегменты клиентов, неопределенные или оскорбительные стереотипы в рекламных кампаниях не работают и могут вызвать негативную реакцию общественности, что малые местные предприятия не могут себе позволить.

Демографический таргетинг

  1. Демографическая сегментация является наиболее традиционной и широко используемой маркетинговой стратегией. Он включает использование личных качеств, таких как возраст, раса, пол, семейное положение, доход, образование и род занятий, для описания типичного покупателя в рыночной группе. Цель состоит в том, чтобы определить основную группу клиентов, чтобы вы могли проводить исследования рынка и разрабатывать рекламные сообщения для целевых клиентов. Знание клиента также помогает выбрать правильный носитель для доставки сообщений.

Примеры стереотипов

  1. Несколько демографических стереотипов разыгрывались в рекламе с течением времени. В статье «Adweek» за февраль 2013 г. указываются недостатки в использовании традиционного взгляда на женщину-домохозяйку как на в первую очередь готовку, уборку и уход за детьми, предполагая, что этот стереотип не соответствует современной культуре. В статье, опубликованной в августе 2009 года, спикер и писатель по маркетингу Кристофер Пенн отмечает использование распространенного стереотипа о расширенных семьях в рекламе, ориентированной на людей из латиноамериканской культуры.

Деловые мотивы

  1. Грань между демографическим таргетингом и стереотипами очень тонка. На самом деле, большинство компаний, использующих маркетинг, пытаются максимально точно определить своего типичного клиента. Наиболее эффективные акции находят отклик у аудитории. Однако эффективный маркетинг также подразумевает тщательные исследования. Вы не можете просто полагаться на одно исследование или делать предположения о предыдущих ценностях и интересах людей, которые могут не соответствовать действительности. Эффективная реклама должна иметь индивидуальное сообщение, которое напрямую говорит о потребностях и интересах людей на вашем рынке.

Проблемы

  1. Проблема для малого бизнеса заключается в том, что стоимость исследования рынка для лучшего определения рынков и индивидуальных потребностей высока. Предоставление эффектной рекламы, не оскорбляющей пользователей, также является деликатным делом. Вам нужно максимизировать свои инвестиции в маркетинг, чтобы охватить как можно больше людей, но в рамках эффективно определенного рынка. Это помогает избежать напрасных инвестиций. Индивидуально ориентированные кампании прямой почтовой рассылки или более нишевая реклама в местных газетах и ​​на радио могут помочь избежать стереотипов, которые часто приводят к более массовым кампаниям.

Ссылки

  • ChristopherPenn.com: Маркетинг в соответствии со стереотипами или реальностью
  • Adweek: Мужество рекламировать без женских стереотипов

Writer Bio

Neil Кокемюллер был активным писателем в области бизнеса, финансов и образования, а также контент-медиа.

Добавить комментарий