Что такое травля в школе: Что делать, если ваш ребёнок столкнулся с буллингом в школе — 18 февраля 2022

Содержание

Травля в школе

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 7-12 лет
  • подросток

Согласно недавнему исследованию ВОЗ, Россия занимает одно из лидирующих позиций в отношении травли в школе. Среди детей одиннадцатилетнего, возраста 23% девочек и 27% мальчиков объявили, что подвергались унижениям два или более раз в месяц. Вопрос травли редко освещается на школьных собраниях. Зачастую учителя и родители относятся к этому периоду школьной жизни, как «само пройдет», «сам виноват», «сами разберутся». При этом, когда подросток приходит из школы с порванными учебниками и разбитым носом, а самоубийство видится ему единственным способом спасения от травли, задавать вопросы и выяснять «кто виноват?» уже слишком поздно. «Я – Родитель» решил поговорить на эту сложную тему.

Что такое травля?

Пик травли неслучайно приходится на возраст 11-12 лет. Именно в этот период у ребенка возникает необходимость осознать себя, свое место в коллективе, и нередко это происходит через противопоставление себя другим, когда большая часть класса или весь класс начинает травить кого-то одного.

В научной терминологии подобная ситуация называется школьный моббинг. Роли распределяются следующим образом: есть мобберы – те, кто травит, они разделяются на зачинщиков и преследователей (основная масса детей, которая под руководством зачинщиков осуществляет травлю), жертвы, кто терпит обиды и принимает удар на себя, наблюдатели – те, кто внешне не принимает явно выраженной позиции. По сути, своим молчанием они поощряют травлю, никак ей не препятствуя. Стоит отметить, что часто дети-наблюдатели про себя осуждают поведение агрессивных одноклассников, но ничего не предпринимают, боясь стать следующей жертвой. Еще одна роль — спасатели – те, кто может повлиять на ситуацию и изменить её.

Также важно отметить и ситуацию другого типа психологического давления, когда один человек идет против другого. К примеру, в классе два ярко выраженных лидера и каждый бьется за авторитет среди сверстников. Эта ситуация называется буллинг. Средством достижения цели в моббинге/буллинге является распространение слухов, запугивание, изоляция, оскорбления и унижения, физическое насилие.

Откуда берется детская агрессия?

Откуда же берется детская агрессия и что должно произойти с ребенком, чтобы он превратился в зачинщика-агрессора? Чаще всего агрессивное поведение в коллективе является результатом эмоционального отвержения ребенка в семье, особенно если оно было связано с применением систематического физического наказания. Проще говоря, если с ребенком родители мало говорили, уделяли ему недостаточно внимания, но при этом за провинности наказывали ремнем или подзатыльниками, то он начинает считать, что сила – главное человеческое качество и главное оружие в спорах. Для такого ребенка становится целью признание его силы в коллективе, ему необходимо, чтобы его боялись, а ту злобу, которую он затаил на самых близких людей – родителей, он вымещает на сверстниках.

Вторая причина детской агрессии – советы родителей «Дай сдачи!» «Покажи свое место!» «Если они тебя задирают, значит ты сам даешь повод». В результате подобных рекомендаций у ребенка возникает следующий вывод: «Прав тот, кто сильнее». И он действительно начинает давать сдачи. Агрессия порождает новую агрессию, а проблемы при этом остаются нерешенными: кроме совета «дай сдачи» другая помощь от родителей не приходит, одноклассники продолжают травить, а больше обратиться не к кому.

В-третьих, статистика подтверждает, что приступы агрессии нередки для нежеланных и нелюбимых детей. Родители могут не говорить об этом напрямую, но по поведению взрослых информация легко считывается ребенком, и он начинает доказывать то, что имеет право на существование, и пытается завоевать родительскую любовь довольно агрессивными методами: бросить песок на обеденный стол, порезать ножницами новое мамино платье. В результате, ребенок получает внимание родителя, пусть и в негативном ключе, но внимание. Понимая, что поведением подобного рода можно добиться внимания, продолжает тестировать агрессивные действия на одноклассниках.

И еще один пример, когда родители гиперопекают своего ребенка, не давая при этом ему принимать самостоятельные решения, ограничивая его в общении со сверстниками, подавляя его желания во имя благой цели – вырастить «правильного» со всех точек зрения человека.

Тогда ребенок под давлением накапливает в себе агрессию в результате «угнетенности», которую он приобрел при постоянном «нельзя», «не надо», «не стоит». В определенный момент ребенок решает отстоять своё «Я» и единственной стратегией оказывается агрессивное нападение.

На самом деле, причин появление агрессии может быть еще больше, мы перечислили только основные из них. Главное – понять для себя, что агрессия у ребенка не может возникнуть сама по себе.

Ребенок-агрессор, который является зачинщиком и травит одноклассников, ждет любви, которую он не добрал в своей собственной семье.

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз, или «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Решение проблемы

В ситуациях школьной травли спасателями могут стать сами взрослые. И здесь не стоит перекладывать ответственность на воспитателей, учителей, завучей и директоров школ.

Заинтересованность, в первую очередь, должна идти от родителей ребенка, который является моббером или, напротив, жертвой травли. Не стоит думать, что проблема может разрешится самостоятельно. Не может. Не разрешится.

«Я-Родитель» не раз говорил о полном отказе от физических наказаний в воспитательных целях для детей и подростков. Для того чтобы ребенок был социально «продвинут» и имел возможность в сложной ситуации обратиться за помощью к взрослым, спросить совета, научиться разрешать конфликтные ситуации с помощью диалога, необходимо создавать внутри семьи социально-благополучную среду. Для этого ребенок должен чувствовать, что является полноправным членом семьи: к его мнению прислушиваются, никто из родителей не нарушает его личностных границ излишним контролем, ему доверяют и пр.

Если же в семье растет агрессор или жертва, то родители должны наладить диалог с ребенком и правильно выстроить разговор, чтобы прекратить травлю.

«Если тебя гонят, все равно ни за что нельзя бежать»

Итак, если ваш ребенок– жертва, то нужно действовать немедленно. Поговорите с ним о том, что ни в коем случае нельзя поддаваться на провокации со стороны агрессора. Дайте понять ребенку, что, оскорбляя и унижая, нападающий хочет показать силу, но на самом деле демонстрирует слабость, беспомощность и защищается таким образом от внутренних комплексов и проблем. Обижать легко того, кто обижается. Агрессор ждет реакции, поэтому лучшим разрешением конфликта будет полное игнорирование. Если сдержать себя ребенку сложно, отрепетируйте с ним фразы-рикошеты для агрессора, которые смогут полностью нейтрализовать конфликт на начальном этапе.

Например, если ребенка обвиняют в «стукачестве», то он не должен плакать и доказывать что-то, а должен спокойно ответить: «Я этого не делал и не собираюсь отвечать за то, чего не совершал».

Если ребенка дразнят очкариком, толстяком и другими прозвищами, то он может спокойно ответить: «А я буду все равно обращаться к тебе по имени», «А я, в отличие от тебя, умею общаться вежливо».

Можно также попробовать подружиться с задирой, например, предложить ему помощь в подготовке домашнего задания. Может быть, он окажется не таким уж и неприятным человеком, а новый друг поможет ему избавиться от комплексов.

Главное – дать понять ребенку, что нужно всегда сохранять спокойствие, а в каких-то ситуациях просто молчать.

Со своей стороны попробуйте также увлечь вашего ребенка чем-то новым, помогите ему создать круг интересов, выявить таланты, благодаря которым он сможет выделиться или побороть внутренние проблемы. Если действительно имеет место лишний вес, то почему бы не записать ребенка в зал и пересмотреть рацион всей семьи. Это будет полезно не только вашему малышу, но и вам самим. Если ребенок стеснителен и не уверен в себе – курсы актерского мастерства и техники речи помогут в преодолении страха зрительской аудитории, а впоследствии страха в общении с одноклассниками – агрессорами. Не подвергайте малыша постоянной опеке и в общении с ним не предпринимайте авторитарных решений. Попробуйте поговорить с ним не просто о том, какие оценки он принес в дневнике, а о том, как прошел его день в школе, кто из учителей ему больше нравится и почему он так считает, какие в классе девчонки и чем занимаются мальчишки.

Таким образом, вы сможете понимать, о чем думает ваш ребенок, что его на самом деле тревожит и как вместе разрешить конфликты, если они имеются.

«Если гонишь ты, пойми, что ты делаешь на самом деле»

Если ваш ребенок – агрессор, то при общении с ним необходимо называть вещи своими именами. Все ситуации, которые имели место быть, необходимо категорично проговорить с детьми-агрессорами. Для многих зачинщиков конфликта «травля» является некоторой игрой. Здорово пошутить над кем-то, подчеркнуть его недостатки, толкнуть или ударить – это заряд эмоций, которые необходимо выплеснуть, чтобы почувствовать свою силу. Необходимо дать понять агрессору (без нотаций и нравоучений), что на самом деле его так называемые шутки — это «травля», жестокое обращение с человеком и оно недопустимо. Иногда достаточно просто назвать травлю травлей, чтобы явление тут же сошло на нет. Очень важно, чтобы взрослый при этом был однозначен в оценке.

Если конфликт зашел слишком далеко, необходимо обратиться к специалистам.

Владлена Ворона

Хорошо ли ребенку в школе

Часто родители не знают, что происходит с ребенком, пока он в школе, нравится ли ему в классе. Пройдя этот тест, вы узнаете какие отношения у вашего ребенка с одноклассниками и нравится ли ему школьная жизнь.

Пройти тест

что делать учителям и родителям

Жертвой травли в школе может оказаться любой ребенок вне зависимости от уровня психофизического развития и статуса семьи. Родители не должны оставлять без внимания случаи буллинга в классе, даже если насилие не затрагивает их ребенка. Ведь наблюдатели получают не меньшую, а зачастую большую психическую травму, чем жертва. С ситуацией должен разбираться не только учитель, важно знать, что можно сделать родителям при травле ребенка в школе учениками.

Что такое буллинг в школе

Буллинг — английское слово «bullying», которое на русский можно перевести как «травля», «издевательство». Под термином подразумевается любая форма агрессии, направленная одним ребенком против другого. При этом силы всегда неравны: агрессор либо физически сильнее, либо имеет поддержку товарищей. А по физической и психической реакции жертвы можно понять, что ситуация для нее действительно неприятна.

Bullying — это не только драки, пинки и прочие акты физической агрессии. Воздействие может быть психическим, причем нередко оно сильнее и опаснее, чем физическое. Вот несколько распространенных вариантов психического буллинга:

  • насмешки, оскорбительные слова и прозвища, унизительные подшучивания;
  • запугивание, угрозы расправой;
  • распространение лживых, порочащих честь и достоинство слухов;
  • игнорирование, бойкот.

Самой опасной формой психического насилия из перечисленных считается последняя. Подросткам крайне важно чувствовать себя нужными, значимыми для товарищей. Поэтому именно тотальный игнор со стороны одноклассников — одна из распространенных причин подростковых суицидов.

Ситуации травли чаще отмечаются в начальных и средних классах, что обусловлено психическими и поведенческими изменениями у детей этих возрастов. В старшей школе детская психика уже достаточно созревшая, мозг способен контролировать поведенческие импульсы, поэтому ситуации буллинга становятся редкостью.

Кто такой буллер

Буллер — ребенок-агрессор. Несмотря на доминирующее положение, в действительности он тоже выступает жертвой. Ведь стремление задевать и оскорблять у несовершеннолетнего возникает не без причины. Так выражается реакция на собственные проблемы, часто связанные с семейным неблагополучием.


В ситуации буллинга психика страдает не только у жертвы, но и агрессора. У буллера высок риск обретения психических и поведенческих патологий. Это обычно проблемный ученик с неудовлетворительной успеваемостью. В будущем у такого ребенка может сформироваться склонность к криминальному делу.

Виды школьного буллинга

Травить ребенка могут не только в школе, но и на пришкольном дворе, возле дома, при случайной встрече, в социальных сетях, по телефону. Поэтому родителям нужно оставаться настороже всегда. Буллер может использовать самые разные методы унижения и подавления человека, иногда объединяет их. Рассмотрим распространенные виды детского буллинга.

Отстранение

С жертвой не общаются, не пускают в компании, не дают участвовать в школьных и классных мероприятиях. Ребенок оказывается совершенно изолированным, одиноким.

Групповое воздействие

В травле всегда есть зачинщик. Но редко этот человек действует один. Обычно к нему присоединяются товарищи, особенно если ситуация происходит в школе. Примыкая к инициатору, то есть к заведомо более сильному, школьники не только стремятся поднять свой авторитет, но и избежать той же участи, что настигла жертву. То есть ими в значительной степени движет страх, приводящий к самым безобразным поступкам в отношении жертвы.

Словесные издевательства

Способов ранить ребенка словом множество: обидные прозвища, угрозы, оскорбления, язвительные высказывания, насмешки, сплетни, издевательские шутки.

Бодишейминг

От английского «body» — «тело», «to shame» — «стыдить». Так следует называть дискриминацию по телосложению и особенностям фигуры. Чаще всего в школе от такой формы буллинга страдают ребята с избыточным весом, невысоким или, наоборот, слишком высоким для своего возраста ростом.

Физическое насилие

К этому виду издевательств относятся любые проявления грубой физической силы: удары, пинки, толчки, подножки, щипки, дерганья за волосы и одежду, плевки.

Сексуальное насилие

В школах обычно оно проявляется распространением лживых слухов интимного характера, неприличными интернет-сообщениями, пошлыми шуточками. В младшей школе это могут быть задирания юбок, непристойные жесты.

Троллинг

С английского «trolling» переводится как «ловля на блесну». Под этим термином подразумеваются насмешки и запугивания в интернете: в чатах, социальных сетях, через SMS.

Отстранение

Многие школьники, видя, как над кем-то издеваются, предпочитают «спрятать голову в песок». Помочь они чаще всего не могут, но и не спешат рассказывать о ситуации взрослым, предпочитая не вмешиваться, не подставлять себя под удар. Так они невольно становятся соучастниками травли, а в отдельных случаях и виновниками трагедии.

Причины детского буллинга

Тут стоит вспомнить слова детской песенки: «Только от жизни собачьей собака бывает кусачей». Буллером чаще всего становится школьник, у которого не хватает способностей для хорошей учебы, либо у него неполная семья или нет родных родителей, либо он регулярно страдает от семейных конфликтов, побоев, унижений. Ребенок хочет хоть в чем-то превзойти сверстников, обрести силу и влияние. Если воспитание ребенка оставляет желать лучшего, то для достижения цели он непременно выберет негативный путь — агрессию.


Триггером школьного буллинга может стать что угодно, что не понравится буллеру. Потенциальная жертва может прийти в школу в новой красивой одежде, или получить хорошую отметку, или одержать победу в конкурсе. У нее может быть заикание, сколиоз, короткие ноги или что-то еще. Для буллера не столь важна причина, сколько слабость человека, его неспособность дать отпор.

Бывает, что роли меняются: буллером становится бывшая жертва, обретшая силу и поддержку. Тогда мощным триггером для буллинга становится месть.

Участники буллинга

Как в любом организованном сообществе, в школьном классе у каждого ребенка своя роль. В какую категорию войдет школьник — жертвы или агрессора — зависит от его личностных качеств.

Ребенок-агрессор

В эту категорию входят дети 2-х типов:

  1. Проактивный агрессор. Это тот, кто действует целенаправленно, планирует действия, тщательно выбирает жертву, которая точно окажется беспомощной. Такой агрессор обычно развит в социальном плане, прекрасно воспринимает эмоции окружающих, у него одна проблема — отсутствие эмпатии.
  2. Реактивный агрессор. Это ребенок, действующий импульсивно. У него практически отсутствует компетентность в социальном плане, он не социализирован, не различает эмоциональное состояние окружающих людей. То есть он не понимает, какие страдания и боль причиняет своими действиями. У такого ребенка отмечается ряд поведенческих патологий: гиперактивность, раздражительность, вспыльчивость, гневливость. Примечательно, что такими же личностными качествами могут обладать дети, склонные становится жертвами.

Не стоит думать, что буллерами становятся только мальчишки. Девочки способны проявлять агрессию не в меньшей степени. Причем в отличие от мальчиков, склонных к грубой физической агрессии, то есть к банальной драчливости, девочки более изобретательные. Они способны придумать для жертвы такой изощренный способ причинения боли, что изумились бы средневековые инквизиторы.

Ребенок-жертва

Такой ребенок не уверен в себе, слабо социализирован, у него с трудом формируются отношения со сверстниками. Аффективный тип эмпатии обычно развит, то есть ребенок прекрасно воспринимает чужие эмоции. В то же время возможны проблемы с когнитивной эмпатией, то есть способностью осознавать воспринятые эмоции.

Дети-жертвы делятся на две группы по личностным качествам:

  1. Замкнутые, тревожные, пассивные. Тихие неудачники.
  2. Гиперактивные, несдержанные. Они не могут контролировать эмоции, конфликтуют с другими ребятами, из-за чего впоследствии подвергаются травле.

Роли в буллинге

В школьный буллинг волей-неволей вовлекаются все: и дети, и взрослые. Финский психолог, профессор Кристина Салмивалли выделяет 6 ролей вовлеченных в травлю:

  • агрессор — инициатор травли, проявляет лидерские поведенческие черты;
  • жертва — учащийся, подвергающийся насилию;
  • ассистент — деятельный участник травли, но не лидер, а скорее активный помощник;
  • усилитель — поощритель насилия, насмешник, распространитель слухов о жертве;
  • наблюдатель — нейтральный участник, пассивно наблюдающий за травлей;
  • защитник — участник, стремящийся защищать жертву, хотя бы морально поддержать ее.

Последствия буллинга

Травля кардинально затрагивает жизнь ребенка. У жертвы меняется и психическое, и физическое состояние. Чтобы как можно меньше сталкиваться с буллингом, ребенок все реже ходит на занятия, придумывает отговорки, а то и вовсе отказывается посещать школу.


Негативные физические изменения могут быть связаны не только с побоями и иными грубыми тактильными действиями, но и с хроническим стрессом, сопровождаемым бессонницей, нарушением аппетита. Ухудшается успеваемость в школе, существенно падает самооценка, пропадает интерес к жизни. Психика страдает серьезно, отмечается депрессия, нередко сопровождающаяся суицидальными мыслями, тревожность, нервозность, гневливость. Застигнутая врасплох жертва склонна проявлять агрессию. Может развиться социофобия.

В ситуации с буллингом на втором месте по уязвимости после жертвы оказывается наблюдатель. Он испытывает серьезный психологический дискомфорт, когда вынужден наблюдать за издевательствами, при этом не имея возможности быть дружелюбным к жертве, помогать ей. Когда психика одновременно находится под воздействием страха и зрелища насилия, возникают поведенческие патологии. У наблюдателя возникают трудности с построением межличностных отношений, снижается школьная успеваемость.

Как понять, что ребенок стал жертвой буллинга

Практически всегда любой вид буллинга начинается с психологического давления. Агрессору нужно «прощупать почву», понять, на что способна потенциальная жертва. Это могут быть подколы, задирания. Постепенно психологическое воздействие усиливается, а когда жертва оказывается «раздавленной», полностью попадает под власть агрессора, тогда начинается настоящая травля.

Уже на стадии психологического давления внимательный родитель может заметить изменения в поведении и психоэмоциональном состоянии ребенка. Сами школьники редко рассказывают близким о проблеме. Поэтому своевременность выявления буллинга зависит от внимательности родителей.

Вот несколько признаков, с высокой вероятностью говорящих о переживаемом буллинге:

  • заметное снижение успеваемости;
  • резкие скачки настроения;
  • отчужденность, замкнутость;
  • бессонница;
  • склонность причинять себе самому физическую боль;
  • нервозность, раздражительность;
  • избегание посещения школы, пропуск многих уроков без уважительной причины;
  • игнорирование многолюдных мероприятий;
  • отказ от разговоров о школьных буднях.

Если замечен только один признак, его вряд ли можно назвать подтверждением травли. Но если проявлений несколько, нужно поговорить с ребенком откровенно. Важно задавать прямые вопросы, но не наседать, чтобы школьник понял, что от мамы и папы всегда можно получить помощь.

Бывает, что школьник отказывается беседовать на неприятную для него тему буллинга. Тогда первое, что нужно сделать родителям при травле ребенка в школе учениками, — обратиться к школьному психологу, администрации и классному руководителю. Обычно педагогам известно больше, чем членам семьи, потому что они находятся в эпицентре событий.

Как бороться с буллингом

Бороться со школьным буллингом нужно коллективно. Ребенок не должен противостоять нападкам в одиночестве, на его стороне должны быть взрослые. Причем желательно, чтобы среди них был компетентный человек — педагог-психолог.

Что делать родителям

Когда родитель узнает о буллинге, его охватывает гамма негативных эмоций: злость, негодование, стыд, бессильная ярость. Эти чувства нужно незамедлительно обуздать, чтобы решать проблему трезво. В противном случае возникает риск того, что взрослый обрушит кипящий в душе негатив на собственного ребенка, обвинит его в слабохарактерности, неспособности дать отпор.


Родитель должен понять, что такая неприятность может происходить с разными детьми. В этом нет вины ни его самого, ни ребенка. Если родитель чувствует, что не справится с эмоциональным накалом, то ему требуется помощь психолога.

Уберегать от буллинга проще, если отношения между родителем и ребенком изначально доверительные. Чтобы в процессе беседы по поводу буллинга сохранить доверие со стороны несовершеннолетнего, необходимо употреблять в диалоге следующие фразы:

  • «Я верю тебе»;
  • «Мне так жаль, что это произошло с тобой»;
  • «Правильно, что ты рассказал мне об этом»;
  • «В случившемся нет твоей вины»;
  • «Я сделаю все возможное, чтобы с тобой больше такого не случилось».

Что делать учителю

Получить поддержку от администрации школы в вопросе буллинга родителям удается редко, хотя это прямая обязанность учреждения. Обычно все, что касается репутации образовательного учреждения, тщательно утаивается, подобные ситуации заглаживают. Поэтому зачастую единственное, что остается сделать родителям при травле ребенка в школе учениками, — забрать документы. Можно перевести школьника в другое учреждение образования, или оформить надомное обучение.

Учитель — лицо подневольное. Он сделает так, как велит администрация. Но все же у педагогов есть кое-какие рычаги воздействия на классный коллектив. Это может быть, например, воспитательная беседа с учениками и их родителями. Можно предложить ребятам самостоятельно найти пути решения проблемы: они охотно вовлекутся в дело, чтобы чувствовать себя важными.

Что делать жертве

Самостоятельно несовершеннолетняя жертва не может сопротивляться травле. Но, чтобы минимизировать вероятные негативные последствия буллинга, ребенок должен научиться следующим профилактическим мерам:

  • говорить взрослым о травле сразу при первых ее случаях;
  • воспитывать в себе уверенность и силу духа, повышать самооценку;
  • избегать ситуаций, когда сверстники проявляют жестокость друг к другу;
  • отказаться от желания отомстить обидчикам таким же жестоким способом;
  • незамедлительно рассказать взрослому об увиденном случае насилия;
  • общаться со сверстниками, не лезть в неблагополучные подростковые компании;
  • использовать в общении положительный юмор.

Как поддержать ребенка

Когда ребенок расскажет о всех видах травли, применяемой к нему, посоветуйте ему несколько способов неожиданной реакции на эти акты насилия. Это должно быть нечто, что агрессор никак не может ожидать от жертвы. Например, если у ребенка испачкали тетради, он может встать перед учителем и всем классом, громко об этом заявить. Если его зажали в углу, чтобы избить, он может заорать, например: «Пожар!». Главное, не бояться, действовать уверенно.


Обязательно нужно показать ребенка психологу. В случае негативной семейной обстановки и домашнего насилия стоит разбираться у специалиста всей семьей.

Главное, что нужно делать, — уничтожать глубоко засевший в детском мозгу страх. Причем это страх не только перед обидчиком, но и перед взрослыми, которые могут неправильно понять ситуацию. Следует внушить стремление уважать себя, а мнение окружающих отодвинуть на второй план. 

В борьбе с буллингом родитель должен быть с ребенком до конца. Он должен создать условия, при которых несовершеннолетний получает возможность самоутверждаться, повышать самооценку за пределами школы. Это могут быть, например, спортивные тренировки, творчество, путешествия.

Что нельзя делать

Взрослый, стараясь помочь ребенку, может по неопытности натворить таких ошибок, из-за которых буллинг усугубится. Рассмотрим в статье эти ошибки подробно для профилактики.

Ожидание самостоятельного исчезновения проблемы

Особенность буллинга в том, что проблема сама никогда не «рассасывается». Особенно до пубертатного периода, когда у школьников не до конца сформировались моральные нормы, зато сильно стадное чувство. Только когда дети достигнут подросткового возраста, появляется маленькая надежда, что в классном коллективе найдутся ребята с достаточным уровнем авторитета, способные осознать чудовищность ситуации, прекратить ее.

Поиск причин

Фактором травли может оказаться что угодно, докопаться до истины было бы полезно. Но на это требуется много времени, которого у несчастной жертвы нет. Ей нужно помочь как можно быстрее, а не заниматься философствованиями. Тем более, никакая причина не может оправдывать насилие.

Непонимание разницы между буллингом и непопулярностью

Подростки в силу возрастных особенностей считают катастрофой, когда некоторые одноклассники не желают с ними общаться, не принимают в компанию. Но это не может называться буллингом, так как нет факта насилия, то есть нарушения человеческих прав. Правильное название такой проблемы, обусловленной сугубо психическим восприятием, — непопулярность в школьной группе.

Отношение к травле как к проблеме только жертвы

Это проблема всех замешанных. И дело не только в негативном воздействии буллинга на психику участников и наблюдателей. Травля может долго разгораться, а потом вдруг вспыхнуть серьезным конфликтом с травмами и трагическими инцидентами. В такой конфликт по-настоящему втягиваются все. 


Самого тихого и нейтрального наблюдателя могут подтолкнуть к совершению изуверства. И он не сможет не только отказать, но даже понять свой поступок. Поэтому желательно всем родителям подключиться к решению проблемы насилия в классе.

Отношение к травле как к проблеме межличностных отношений, а не коллектива

Попытка справляться с буллингом путем воспитательных бесед с агрессором или индивидуальных сеансов жертвы у психолога глубоко ошибочна. Как всякая усугубляющаяся социальная деструкция, травля — явление групповое. Поэтому нужно работать со всем детским коллективом, проводить общие беседы со взрослыми, определять правила взаимодействия.

Давление на жалость

Травля и заключается в том, чтобы обратить максимальное внимание на жертву. Только это внимание негативное. Если жертва будет жаловаться, показывать, какая бедная и несчастная, то это усугубит ситуацию.

Принятие ситуации

Самое страшное, что может случиться с ребенком, это когда он решает смириться с незавидной участью. Постепенно у школьников формируется представление, что это нормально, жертва этого заслуживает. Смирение недопустимо, нужна конфронтация. Но бороться нужно не с конкретными агрессорами, а с идеей буллинга. 

Запугивание и домогательства в школах

Хотя запугивание иногда рассматривается как «часть взросления» или «дети остаются детьми», представьте себе ребенка, над которым издеваются каждый день, будь то физически, социально или посредством киберзапугивания. Подумайте о Ребекке Седвик, 12-летней девочке, которая покончила жизнь самоубийством во Флориде после года издевательств со стороны двух девочек. Для Ребекки издевательства были настолько серьезными и мучительными, что она покончила с собой.

Учащимся нужна школа, в которой царит позитивный климат, в котором они чувствуют себя в безопасности.

Или рассмотрим 8-летнего мальчика, который пишет Санта-Клаусу о своей сестре-близнеце, которую запугивают из-за ее веса: «Дорогой Санта… Я хотел (с дистанционным управлением) машину и вертолет, но я этого больше не хочу. . Дети в школе все еще придираются к моей сестре, и это несправедливо… Я молилась, чтобы они остановились, и ей нужна твоя помощь».

Запугивание является распространенной формой насилия среди молодежи, особенно в школьной среде. Как показано в приведенных выше примерах, он определяется агрессивным поведение  (т. е. преднамеренное и злонамеренное поведение), которое повторяется во времени  и в контексте  дисбаланса сил . Хотя и то, и другое вредно для молодежи, между буллингом и агрессией существует важное различие: если время от времени происходит конфликт или драка между двумя детьми одинаковой силы, размера и социального статуса, это агрессия, а не буллинг.

Издевательства в школах часто происходят в неструктурированных школьных условиях, например, на игровой площадке во время перемены.

Большинство детей школьного возраста подвергаются издевательствам в той или иной форме из-за неравного баланса власти и влияния, который так распространен в молодежных отношениях и группах сверстников. Исследования показывают, что издевательства и домогательства в школах увеличиваются в позднем детстве и достигают пика в раннем подростковом возрасте, особенно в средней школе, и обычно происходят в неструктурированных условиях, таких как столовая, коридоры и игровая площадка во время перемен.

Учащимся нужна школа, в которой царит позитивная атмосфера, в которой они чувствуют себя в безопасности. Это снижает их собственный стресс и потенциальную агрессию, позволяя им сосредоточиться на обучении, необходимом для достижения успеха в жизни.

К счастью, есть действия, которые учащиеся и школьный персонал могут предпринять, чтобы предотвратить издевательства и домогательства в школах и создать более благоприятный школьный климат. На культуру школьного насилия нельзя повлиять, работая только с хулиганами и жертвами. Для этого требуются последовательные и совместные действия всех — учащихся, школьного персонала, администраторов и родителей.

Щелкните здесь, чтобы узнать больше о силе положительного школьного климата.

Детали программы
Типы издевательств

Чтобы лучше понять, как можно приложить позитивные усилия, важно понимать различные типы издевательств:

  • Физический:  Связан с доминированием и является наиболее распространенной формой агрессии и издевательств среди мальчиков (по сравнению с отношениями). Поведение может включать удары, пинки и угрозы насилием.
  • Реляционный: Включает манипулирование социальным положением или репутацией и является наиболее распространенной формой агрессии и издевательств среди девочек (по сравнению с физическими). Поведение может включать распространение слухов и социальную изоляцию. Нажмите здесь, чтобы узнать больше об агрессии в отношениях.
  • Кибер:  Включает использование электроники для причинения вреда другим. Этот тип издевательств может быть особенно вредным, потому что преступников труднее идентифицировать, они могут быстрее и импульсивнее распространяться среди более широкой аудитории, а физические доказательства издевательств не могут быть легко удалены из киберпространства. Жертвы киберзапугивания часто также являются жертвами традиционного офлайн-запугивания. Нажмите здесь, чтобы узнать больше о киберзапугивании.

Независимо от типа травли, есть несколько ключевых ролей, которые обычно участвуют в поведении.

  • хулиган  имеет преимущество в силе по сравнению с жертвой, независимо от того, физически ли агрессор сильнее, популярнее и/или более влиятельным в обществе.
  • прохожих или другие сверстники, ставшие свидетелями издевательства, играют особенно важную и, возможно, недооцененную роль в издевательствах.

Определенные подгруппы подростков могут подвергаться более высокому риску издевательств. Кликните сюда, чтобы узнать больше.

Факты и статистика о травле и домогательствах в школах
  • От 21 до 49 % подростков сообщают, что подвергались издевательствам в прошлом году
  • 70,6% молодых людей являются свидетелями издевательств.
  • В исследовании 2010 года 20% девочек и 25% мальчиков заявили, что подвергались издевательствам, издевательствам над другими или тому и другому в течение последнего месяца.
  • В том же исследовании 90% учащихся третьего-пятого классов сказали, что им жаль учеников, над которыми издеваются, но сочувствие часто не переходит в действие.
  • Исследование, проведенное в 2009 году, показало, что по крайней мере 20,8% молодых людей в США подвергались физическим издевательствам, 53,6% подвергались словесным издевательствам, 51,4% подвергались социальным издевательствам и 13,6% подвергались киберзапугиванию по крайней мере один раз в течение двух месяцев.
  • Жертвы кибербуллинга часто не сообщают о своей виктимизации и в восемь раз чаще носят оружие в школу.
  • Исследование, проведенное в 2011 году, показало, что запугивание в возрасте 14 лет предопределяло насильственные приговоры в возрасте от 15 до 20 лет, самосообщение о насилии в возрасте от 15 до 18 лет, низкий статус работы в возрасте 18 лет и употребление наркотиков в возрасте от 27 до 32 лет.
Связанные программы CVP
  • Ежедневное предотвращение агрессии в школах (ПОХВАЛЕНИЕ)
  • Друг другу
Рекомендуемые ресурсы
Соответствующие публикации
  • Лефф С.С., Ваасдорп Т.Е., Паскевич, Б.С. Более широкое влияние друга на друга (F2F): влияние на отношения между учителем и учеником, просоциальное поведение, а также агрессивное поведение в отношениях и физически. Модификация поведения.  2016;40(4):589-610.
  • Лефф С. С., Паскевич Б.С., Ваасдорп Т.Е., Ваандерс С., Беванс К.Б., Джавад А.Ф. От друга к другу: рандомизированное исследование городских афроамериканских агрессивных в отношениях девушек. Психология насилия. 2015;5(4):433-443.
  • Лефф, С.С., Ваасдорп, Т.Э., и Мехари, К.Р. Обновленный обзор существующих программ реляционной агрессии. В С. М. Койн и Дж. М. Остров (ред.), The Development of Relational Aggression  2018, стр. 283–317: Oxford University Press.
  • Лефф С.С., Ваасдорп Т.Е., Паскевич Б.С., Гуллан Р.Л., Джавад А.Ф., МакЭвой Д.П., Файнберг Б.Е., Пауэр Т.Дж. Ежедневная школьная программа «Предотвращение реляционной агрессии: предварительная оценка приемлемости и воздействия». School Psychology Review , 2010, том 39, № 4, стр. 569-587.
  • Лефф С.С., Костиган Т., Пауэр Т.Дж. Использование совместных исследований для разработки профилактической программы на игровой площадке. Журнал школьной психологии . 42 (2004), 3–21.
  • Лефф С. С., Гуллан Р.Л., Паскевич Б.С., Абдул-Кабир С., Джавад А.Ф., Гроссман М. и соавт. Первоначальная оценка адаптированной к культурным условиям программы решения социальных проблем и предотвращения реляционной агрессии для городских афроамериканских агрессивно настроенных девушек. Журнал профилактики и вмешательства в обществе. 2009;37(4):260-274.
  • Waasdorp, TE., & Bradshaw, CP. Изучение вариаций реакции свидетелей-подростков на издевательства. Обзор школьной психологии , 2018 г., том 47, № 1, стр. 18–33.
  • Waasdorp, TE., Pas, ET., Zablotsky, B., & Bradshaw, CP. Десятилетние тенденции издевательств и связанных с ними отношений среди учащихся 4–12 классов. Педиатрия , 2017 Том 139, №6, стр. 1-8.
Узнать больше
  • Взгляды на борьбу с издевательствами в школах в блоге Research in Action
  • Загружаемые инструменты из Центра предотвращения насилия CHOP
  • Позитивное поведенческое вмешательство и поддержка
  • Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC)
  • Издевательства над учащимися: обзор исследований, федеральных инициатив и правовых вопросов (Исследовательская служба Конгресса)
  • Пчелиные матки и подражатели: помогите вашей дочери выжить в кликах, сплетнях, парнях и новых реалиях женского мира
  • «Вдохновители и ведомые»: подготовьте сына к ловушкам мальчишеского мира
  • Социальная агрессия среди девушек
  • Совместное академическое, социальное и эмоциональное обучение (CASEL)
  • StopBullying. gov

Запугивание в школе – блокирование запугивания

Что такое запугивание?

«Запугивание – это продолжающееся и преднамеренное злоупотребление властью в отношениях посредством повторяющихся вербальных, физических и/или социальных действий, направленных на причинение физического, социального и/или психологического вреда.

Это может быть связано с неправомерным использованием человеком или группой своей власти или предполагаемой власти над одним или несколькими людьми, которые чувствуют себя неспособными предотвратить это.

Запугивание может происходить лично или в Интернете, с использованием различных цифровых платформ и устройств, и оно может быть явным (явным) или скрытым (тайным). Агрессивное поведение повторяется или может повториться с течением времени (например, путем обмена цифровыми записями).

Издевательства в любой форме и по любой причине могут иметь немедленные, среднесрочные и долгосрочные последствия для тех, кто в них вовлечен, включая наблюдателей. Отдельные инциденты и конфликты или драки между равными, будь то лично или в Интернете, не определяются как издевательства».

Департамент образования и профессиональной подготовки, Виктория,

Что такое школьная травля?

  • Школьная травля включает психологическое, эмоциональное, кибернетическое, социальное или физическое преследование одного учащегося другим в школе или в школьном сообществе.
  • Это включает в себя в школе и на ее территории, в пути между школой и домом, в местных торговых и спортивных центрах, на вечеринках или в местных парках и в киберпространстве.
  • Буллинг может происходить в детском саду, начальной и средней школе, техникумах и университетах.
  • Встречается в школах с раздельным обучением и с совместным обучением, в маленьких и больших школах, в частных или государственных школах, в сельских и городских школах, в школах-интернатах и ​​дневных школах, в прогрессивных, альтернативных школах и консервативных, более традиционных школах.
  • Это может случиться в любой школе!

Какие существуют формы травли?

  • Вербальное (наиболее распространенное, наиболее болезненное и продолжительное воздействие), например, поддразнивание, домогательство и обзывание
  • Угрозы
  • Злонамеренные слухи
  • Физическое насилие
  • Ущерб имуществу
  • Киберзапугивание (можно отследить и заблокировать) — использование технологий для причинения вреда кому-либо путем публикации вредоносных сообщений, изображений или комментариев.
  • Антиобщественный (исключение, сплетни и невербальный язык тела)

Запугивание может варьироваться от ………

  • От косвенного до прямого поведения,
  • От шуток, легкого раздражения или «просто повеселиться»
  • За крупное нападение и преступное поведение.

Когда происходят издевательства и как долго?

  • Ученик может годами подвергаться издевательствам со стороны одного ребенка или целой группе.
  • Запугивание может происходить спорадически или в течение длительного периода времени.
  • Над некоторыми детьми издеваются везде, в любой школе.

Кто такие хулиганы и жертвы?

  • Помимо святых или социопатов, большинство детей могут запугивать, становиться сторонними наблюдателями или становиться мишенью.
  • И родители, и учителя могут запугивать или подвергаться издевательствам в школьном сообществе.
  • Исследования показывают, что в «учебной комнате» чаще издеваются, чем в «классной комнате»; это создает очень негативный, токсичный образец для подражания.

Что дети думают о травле?

  • Многие дети считают, что травлю невозможно остановить.
  • Они считают, что если они сообщают, что ничего не делается или становится хуже, и часто это правильно, по словам доц. Профессор Кен Ригби.
  • Большинство детей говорят, что они чувствовали бы себя счастливее и лучше учились бы, если бы чувствовали себя в школе в большей безопасности.
  • Запугивание — одна из основных причин, по которой дети обращаются в национальные службы поддержки и бросают школу.

Запугивание субъективно


Оно основано на восприятии и опыте жертвы, даже если поведение запугивания малозаметно, оно может нанести вам серьезный ущерб.

Цели:

  • Важнейшая особенность-цель чувствует себя бессильной и запуганной.
  • Важнейший вопрос – степень физического, психологического и иного ущерба, нанесенного потерпевшему.
  • Воздействие на цель усугубляется страхом будущих атак и страхом, что взрослые не помогут.

Хулиганы:

  • Многие хулиганы на сознательном уровне не осознают, что их поведение является подлым или оскорбительным.
  • На бессознательном уровне они знают, что забирают силу цели, потому что иначе они не могли бы этого сделать.
  • Большинство хулиганов не знают, что их агрессивное поведение может бумерангом вернуться позже и причинить им боль.

Статистика:

  • Большинство детей либо подвергались издевательствам, либо издевались над другими, либо были свидетелями издевательств в школе.
  • Более чем каждый четвертый/пятый ребенок регулярно подвергается издевательствам в школе.
  • Примерно каждый пятый ребенок может запугивать.
  • Во многих школах:
    • Многие дети каждый день пропускают школу из-за боязни нападения или запугивания со стороны других учеников.
    • Некоторые ученики носят в школу оружие, чтобы чувствовать себя в большей безопасности.
    • В начале года жертвами становится больше учеников, а в оставшуюся часть года — меньше.
    • Более половины всех учащихся знают об ученике, который сменил школу, чтобы чувствовать себя в большей безопасности.
    • Школьные результаты на 3-6% ниже, когда над учениками издеваются (APA Monitor, октябрь 2011 г.)
  • Многие жертвы самоубийств подвергались издевательствам в школе.

Добавить комментарий