1.3. Творческое воображение | Электронная библиотека
Гуманитарные науки / Развитие творческого воображения / 1.3. Творческое воображение
Творческое воображение состоит в самостоятельном создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты научной, технической и художественной деятельности. Оно является одним из психологических факторов, объединяющих науку и искусство, теоретическое и эстетическое познание.
В данном случае слово «новый» имеет двоякое значение: различают объективно и субъективно новое. Объективно новое – образы, идеи, не существующие в данный момент ни в материализованном, ни в идеальном виде. Это новое – новое для данного человека. Оно может повторять существующее, но об этом человек не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других. Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. При этом элементы, «кирпичики», из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее.
Результат творческого воображения может быть материализован, т.е. на его основе трудом человека создается вещь, предмет, но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку реализовать его в практике невозможно.
Принято различать несколько приемов создания творческих образов. Наиболее простым является агглютинация (в переводе с греческого – склеивание). Этот прием состоит в том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются, «склеиваются» так, что получается образ нового предмета. Этим приемом создавались мифические образы у древних народов (кентавр: туловище лошади, шея и голова – верхней части человеческого тела; pyсалка: туловище и голова женщины, хвост рыбы). Так комбинируются многие механизмы, машины в настоящее время.
Приемом создания творческих образов является аналогия. Ее сущность состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие. На принципе аналогии возникла специальная область знания и инженерного дела – бионика. Известно, что бионика выделяет некоторые свойства живых организмов как биологических моделей и предлагает их для создания механизмов. Так были созданы многие ныне действующие приборы разного назначения (локатор – аналог с органами ориентации летучей мыши, электронный глаз – «отпрыск» глаза леопардовой лягушки).
Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид современного самолета очень напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Вертолет – отдаленная аналогия с птицей.
Творческие образы создаются при помощи акцентирования и преувеличения (преуменьшения). Первое сводится к тому, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Так художник рисует карикатуру, дружеский шарж.
Он находит в лице, фигуре, конечностях человека неповторимые, присущие только ему особенности и усиливает их, выпячивает, заостряет.
Наиболее сложный прием творческого воображения – типизация. Художники, писатели, скульпторы в большей мере опираются именно на нее. Чтобы произведение было жизненно правдивым, автор должен в персонаже, ситуации выразить не единичное лицо или событие, а типичное, много раз повторяющееся, наиболее распространенное. Типизация – сложный процесс разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается зримый образ [14].
Воображение является главнейшей составляющей творчества – это общепризнанное мнение. Весьма примечательным подтверждением этого факта служит пример с А. Эйнштейном [3]. Эйнштейн относит открытие теории относительности не на счет своего особого дарования, а напротив – на счет собственного так называемого «задержавшегося» развития. «Нормального взрослого никогда не станут беспокоить проблемы пространства и времени, – рассуждал Эйнштейн. – Есть вещи, о которых задумываешься только в детстве. Но мое интеллектуальное развитие задержалось, в результате чего я начал размышлять о пространстве и времени, будучи далеко не юным». В своих автобиографических записках Эйнштейн вспоминает озарение, которое привело его к созданию специальной теории относительности. Оно явилось неожиданно, когда шестнадцатилетним юношей он просто вообразил: «А что, если… лететь рядом с лучом света с его же скоростью?»
Нормальные взрослые люди, как резонно заметил Эйнштейн, обычно заглушают в себе подобные вопросы, а если они все-таки возникают, то быстро забывают о них. Видимо, именно это имел в виду У. Черчилль, когда говорил, что «много людей спотыкаются о великие открытия, но большинство из них просто перешагивают и идут дальше».
Эйнштейн был исключением. Не имея ясного представления о том, куда заведет его этот вопрос, он размышлял над ним целых десять лет. И чем больше он думал, тем больше вопросов возникало перед ним. Отыскивая ответ на каждый новый вопрос, он шаг за шагом приближался к истине.
«Пустая бочка Диогена имеет также свой вес в истории человеческой»
К. Прутков
Развитие творческого воображения у дошкольников и младших школьников. Блог Лого-Эксперт
Блог Лого-ЭкспертБесплатно начинающему логопеду Родителям
Мышление и воображение являются высшими психическими функциями и неразрывно связаны между собой. С помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственного воспринимаемого. Основная его задача воображения – представление ожидаемого результата до его осуществления.
Поэтому важно сформировать в ребенке творчески активную личность, которая может эффективно и нестандартно решать различные жизненные проблемы.
Творческое воображение – это своеобразный движок, который запускает создание совершенно нового образа. Именно его развитие делает из обычного рядового человека творца, автора множества великих изобретений, шедевров мирового искусства и различных открытий.
Должно происходить полноценное развитие творческого воображения у детей, т.к. вместе с уменьшением способности фантазировать, обедняется личность, снижается возможность творческого мышления, что приводит к потере интереса к творческой деятельности.
Творческое воображение представляет собой активный процесс познания. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка, которая нуждается в соответствующим развитии.
При этом воображение может работать даже во сне, потому что те сны, которые мы видим – это как раз результат этой неосознанной деятельности. Воображение может быть воссоздающим, т.е. оно помогает представить уже знакомое явление, предмет или событие.
Данный виды воображения имеют весьма опосредованное отношение к творчеству. Когда мы говорим о творческом воображении, то оно подразумевает оригинальность и новизну результата. Оно подразумевает самостоятельное создание новых образов, без опоры на готовое описание или условное изображение.
Особенность развития творческого воображения заключается в том, что этот процесс зависит от большого количества факторов, в том числе от возраста и умственного развития.
Важно понимать, что творческое воображение и мышление детей работают иначе, чем у взрослых. Вот так примерно выглядит стадии формирования этого психического процесса:
- До 3 лет у детей воображение существует внутри других психических процессов. В этот период происходит первичное становление словесных форм воображения.
- В 4-5 лет дети уже начинают планировать, составлять в голове план дальнейших действий.
- В 6-7 лет воображение уже развито достаточно сильно. Воссоздаваемые ребенком образы имеют определенную содержательность, начинают появляться элементы творчества.
Как правило, воображение детей дошкольного возраста действует непроизвольно. При этом дети активно фантазируют, стремятся опробовать все на собственном опыте, но о наличии каких-то серьезных мыслей и замыслов, характерных безграничному полету мысли, говорить еще очень рано.
Для детей характерна яркость и неординарность их фантазий. Они могут сочинять достаточно увлекательные истории, в которых игрушки приобретают необычные «волшебные» свойства. Объясняется это тем, что период детства – это мир сказок и мультфильмов. В соответствии с этим и работает их фантазия: недостаточный опыт ребенка не позволяет ему полностью понять явления окружающего мира, поэтому он сам придумывает им объяснения.
Развитие творческого воображения очень важно для комплексного развития личности ребенка. Польза от этого несомненна:
- Воображение позволяет детям лучше узнать окружающий их мир. Они моделируют различные ситуации в своих фантазиях, которые отличаются от повседневной жизни. Проживая их внутри себя, дошкольник получает неоценимый эмоциональный и интеллектуальный опыт.
- Развитое творческое воображение необходимо для учебной деятельности. Если уровень его развития будет недостаточным, то ребенку элементарно будет тяжело постигать школьную программу, т.к. учеба строится на представлении какой-то учебной ситуации, задачи или опыта.
- Воображение позволяет ребенку пережить те нелегкие жизненные ситуации, которые неминуемо будут происходить.
- Творческие способности закладываются именно в детстве – без развития этих навыков был бы невозможен технический прогресс и развитие человечества в целом. Любой ученый или писатель, который сделал новое открытие или написал мировой бестселлер, получил необходимую базу именно в детском возрасте.
Развитию творческого воображения детей дошкольного возраста во многом способствует наполняемость уголков художественного творчества. На занятиях лепкой, рисованием и другими творческими занятиями, развивается творчество и образное мышление, в результате чего у детей повышается самооценка.
Развитие творческого воображения требует системного подхода. Чтобы его воображение было оригинальным, нужно расширять используемые техники и тот запас понятий, который он мог бы использовать в своем фантазировании.
При этом важно:
- постоянно направлять ребенка в поиске творческих решений;
- не подавлять спонтанность творческого выражения;
- всячески поощрять самостоятельность ребенка;
- предлагать ему новые материалы для творчества.
Ниже указаны основные методы, которые способствуют развитию детского воображения на определенном этапе развития ребенка.
Изобразительная деятельность (или, проще говоря, рисование) – это одно из самых первых и наиболее доступных для ребенка средств самовыражения. Когда дети рисуют, они полностью подключают свою фантазию, изображают ровно то, о чем они думают.
Уже в раннем возрасте дети рисуют различные закорючки, кружочки и другие простые изображения, в которые они вкладывают определенный смысл. По мере взросления ребенка, меняется и характер его рисунков – в них появляется больше деталей, они становятся менее абстрактными.
Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, на основании рисунка мы получаем материал, который раскрывает особенности воображения, мышления и эмоционально-волевой сферы. Занятия рисованием благоприятно воздействуют на внимание, память, мелкую моторику и речь.
Такие задания, как «Нарисуй на основе фигуры 5 разных рисунков» и «Дорисуй фигуру», стимулируют ребенка к поиску новых образов. Соответственно, у него активно развивается творческое воображение.
Можно использовать нетрадиционные методы рисования – это очень необычно и чрезвычайно интересно. Эти занятия позволяют ребенку увидеть необычное в привычных для него вещах. В частности, он узнает о том, что рисовать можно не только карандашом или кистью, но и губкой или ладонями. Наверняка это побудит в нем интерес, и он захочет попробовать новое для себя занятие.
Какую именно нетрадиционную технику рисования выбрать, зависит от вас и вашего ребенка:
- Брызгами через соломинку.
- Расческой.
- Пальцами.
- Губкой.
- Ладонями, опуская их в краску, и т.д.
Дидактическая игра
Современные дидактические материалы способствуют полноценному развитию воображения детей дошкольного возраста. Можно использовать различные картинки, либо вовлекать детей в активные игры с предметами. Хорошо помогают словесные формы заданий («Придумай, как можно завершить рассказ»).
Основная особенность дидактических игр в том, что они формируют те условия, в которых дети могут иначе взглянуть на знакомый для них предмет. Игры способствуют произвольности творческого процесса и фантазированию.
Детские конструкторы позволяют ребенку узнать, как можно создавать новые образы. Они учатся комбинировать детали различными способами, в результате чего развивается их воображение.
Конструирование, как и рисование, полезно тем, что ребенок реализует свои идеи немедленно, т.е. в его голове всплывает какой-то образ, и он тут же при помощи конструктора пытается его собрать.
При этом можно использовать не только конструкторы из деталей, но и обычный пластилин или глину. Занятие лепкой позволяют ребенку познакомиться с формой, научится экспериментировать, потому что фактически в его руках находится инструмент, с помощью которого можно реализовать любой образ. Взрослый тоже может участвовать в этом процессе, направляя ребенка в нужное русло (давать ему задания, в соответствии с его возрастом).
Конструирование помогает:
- получить знания о размере и форме, получить первые зачатки знаний о геометрии;
- развить пространственное воображение;
- воспитать усидчивость и терпение;
- развить мелкую моторику посредством работы с пластилином, глиной или мелкими деталями конструктора;
- развить фантазию и воображение.
Музыка оказывает благоприятное воздействие на слуховое восприятие детей дошкольного возраста. Регулярные занятия способствуют тому, что ребенок начинает прислушиваться к звукам, наполняющим пространство. Музыка в этом случае является дополнительным материалом в развитии творческого воображения, который позволяет окрашивать фантазии детей и способствуют их более яркому выражению.
Важным условием развития воображения в дошкольном возрасте является домашняя среда, которая прямым образом влияет на ребенка. Задача родителей – правильно организовать игровой уголок, где ребенок может свободно играть, используя игрушки, а также различные предметы, которыми можно замещать игрушки во время игры (картон, цветная бумага, шишки и желуди, собранные во время прогулки по лесу, и т.д.).
Развивая воображение ребенка с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и формируем у него тягу к творчеству, но и формируем личность ребенка.
1 НравитсяБесплатно начинающему логопеду Родителям
Связанные статьи
- Автоматизация звука Ч в словах, слогах и предложениях
- Автоматизация звука З в словах, слогах и предложениях
- Ребенок стесняется разговаривать: что делать?
- Клинический логопед
- Формирование слоговой структуры слова
И получите чемоданчик логопеда в подарок
в первом же письме! 🎁
Творческое воображение
Творческое воображение в повседневной жизни
В обычной жизни творческое воображение проявляется, когда вы начинаете думать о «что, если?», которые открывают совершенно новые перспективы и предлагают новый свет для обычный. Вы также можете проявить творческий подход, просто разговаривая каждый день. Для например, сказать что-то полезное другу, который имеет дело с беспокойством или уметь вызывать интерес. Но где действительно творческое воображение родом из?
Естественный процесс мозга
Специалисты обычно связывают творческое воображение с дивергентным мышлением. Основанный на В новейшей науке когнитивной психологии дивергентное мышление считается как процедура творческого воображения, происходящая в естественном мозгу процессы. Они используют такие функции, как визуализация, память, ассоциация, рассуждения и тому подобное. Они происходят в глубине нашего сознания.
Открытие Кекуле
Сегодня многие ученые считают, что творческое воображение является результатом ваших нынешних знаний и информации, которую вы получаете от мира. Для Например, Кекуле испытал момент ясности в отношении кольцевой структуры бензола. молекула. Он был о сне, когда представил ряды атомов, которые движутся в движении, похожем на движение змеи.
Согласно комментаторам-материалистам, предыдущий опыт Кекуле мог способствовало этой вспышке открытия. Прежде чем Кекуле стал химиком, он сначала обучался в области архитектуры, чтобы улучшить свое визуальное восприятие. комментаторы предположили, что он мог посетить зоопарк ранее этим утром или позже посмотрел танцевальное представление. Эти предполагаемые переживания могли иметь помог ему прийти к своему новому пониманию.
Творческое воображение и усилия
Усилия очень важны для вдохновения. Он подготавливает ум к введите момент вдохновения. Согласно исследованиям, творческое воображение формирует когда есть ум, который обусловлен, чтобы принять новый опыт. С этим возникает вопрос: «Нужна ли творчеству личная мотивация, которая готова принять меры по совершенно новой возможности?» Если вы сохраните хорошие вещи, которые внутри вас, скорее всего, вы не можете ожидать большего. Во-первых, вы должны держать хорошее течет, принимая меры. Эта определенная форма мотивации не применимо, когда вы делаете поспешные выводы или следуете своим собственным планам. Если вы стремитесь к личной выгоде или осуждаете, ваше творчество останавливается.
Духовное царство
Эмануэль Сведенборг сказал, что люди склонны полагать, что они творцы своих желаний и мыслей. Однако есть скрытый реальный, называемый «духовным миром», который поддерживает поток импульсов и идей в разум. Он состоит из различных сообществ духов индивидуумов. кто пережил телесную смерть. Их присутствие позволяет изображениям и идеям работать через наше субъективное сознание.
Атрибуция фотографии:
1 st и изображение с https://pixabay.com/illustrations/question-mark-pile-questions-symbol-2492009/
2 nd изображение с https://pixabay.com/photos/ chains-caught-psyche-man-patient-433541/
Есть ли разница между творчеством и воображением? | Дрю Деннис
Опубликовано в·
Чтение: 4 мин.·
29 сентября 2017 г.из старение и творчество.
Мне кажется странным, что по мере взросления наша креативность снижается — в конце концов, креативность — такой полезный инструмент практически во всех сферах нашей жизни.
Но сегодня утром (после того, как наша беседа отошла на второй план) меня осенило, что, возможно, взрослые страдают не отсутствием творчества, а отсутствием воображения.
А это совсем другое.
Воображение — это не то же самое, что творчество, хотя они тесно связаны между собой.
Творчество трудно точно определить, но обычно считается способностью создавать что-то, используя воображение.
Творчество — это акт создания чего-либо в реальном мире, в то время как воображение имеет дело с «нереальными» мыслями, свободными от ограничений реальности.
В детстве мы постоянно пользуемся воображением.
Возьмем, к примеру, классическую игру, пол сделан из лавы — Уверен, вы уже играли в нее раньше.
Игра основана на использовании некоторых навыков воображения, чтобы представить, что пол на самом деле состоит из лавы. Но просто , представляющий , что пол сделан из лавы, недостаточно, чтобы определить игрока как творческого — он просто использует свое воображение для участия в игре.
Однако первый ребенок, который придумал игру, выдумал все правила и научил других играть — был креативен.
Они использовали свое воображение, чтобы создать игру, которой раньше не существовало.
Воображение — сильная вещь.
Воображение необходимо для творчества, а не наоборот.
Воображение превыше всего.
Зная это, кое-что кажется очевидным: после определенного возраста наши родители, учителя и друзья начинают избегать воображаемой игры… Нам становится «странно» играть с воображаемыми друзьями, притворяться или ссылаться на нашу дикую природу. воображение.
Я помню, как это происходило со мной, когда я становился старше, и я уверен, что эта ситуация аналогична другим.
Помню, я не страдал отсутствием воображения, просто стало ненормально ссылаться на свое воображение.
Воображение стало личной вещью, а не общим опытом.
Вероятно, это и есть зрелость… Это определяется как; способность адекватно реагировать на окружающую среду.
Играть в игры воображения на публике считается уместным, только если вы ребенок. Но в какой-то момент мы должны стать старше, и так себя вести становится неуместно.
Частью взросления является отказ от воображения в пользу реального мира.
В детстве я никогда не думал, что мне понравится обсуждать экономику или вечерние новости. В то время я думал, что мое воображение всегда будет гораздо более увлекательным, чем все, что может предложить «реальный мир».
Но, чтобы выжить в реальном мире, нужно действовать в его условиях и мыслить практично.
Несмотря на то, что практическое взаимодействие с реальностью дает большие преимущества, недостатком является то, что мы отбрасываем наше детское воображение.
Возможно, это не отсутствие творчества у взрослых, а недостаток воображения?
Пока мы воображаем, мы свободны от ограничений реальности.
С помощью воображения мы можем услышать музыку, которой не существует.