Воля. Что такое «Воля»? Понятие и определение термина «Воля» – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Воля (англ.volition, will) — способность человека преодолевать препятствия (как внешние, так и внутренние) для достижения собственных целей. Волевое усилие предполагает подавление побуждений и желаний, мешающих, отвлекающих от реализации поставленных задач. Традиционная психология рассматривает волю как источник внутренней активности человека, независимый от внешних факторов. Воля объясняется также как внутренняя способность человека к совершению действия или к свободному личностному выбору. Человек совершает только то действие, которое он решил осуществить, воздерживаясь от других.
Основным признаком волевого действия является согласованность с определенным интеллектуальным планом: совершаемое не является случайным или ситуативным.
Развитие воли начинается с раннего детства (ребенок учится управлять собственными движениями, дотягиваться до каких-то предметов, принимать социальные нормы и правила поведения в процессе взросления). В результате обучения и развития у ребенка формируются высшие психические функции – произвольное внимание, мышление, память.
< Вдохновение
Восприятие >
Популярные термины
Воля
Пределы контроля
Когда мы отчаянно стремимся все контролировать, мы делаем это потому, что так чувствуем себя увереннее. Но стоит ли игра свеч? Можем ли мы стать счастливее, ослабив контроль?
Новости СМИ2
новое на сайте
- «Парень не хочет лечиться от зависимости. Остаться или уйти?»
- «В 15 лет я стал замкнутым, узнал, что не могу любить. Как избавиться от апатии?»
- Сколько свободного времени нужно для счастья? Психологи назвали точные цифры
- Почему партнер уходит: 3 основные причины — мнение психолога
- Найти свою половинку в Эмиратах: две истории с (не)счастливым концом
- Зачем мы едим на самом деле: 3 главные функции — узнайте, как стать счастливее
- «Я не чувствую любви — из-за этого у меня нет подруг и отношений»
- Вопрос на миллион: кого и о чем стоит спрашивать, чтобы достигать целей
Сегодня читают
- Обратная сторона комплиментов: что не стоит говорить — 5 запрещенных приемов
- Ученые выяснили, как можно отличить психопата от эмпата по одному только взгляду
- «Мне было 7, а сестре 5, когда нас домогался старший брат. Почему в 36 я стала чаще вспоминать об этом?»
- «Муж сказал, что отношениям конец, и спросил, подала ли я на развод. Как перестать надеяться на его возвращение?»
- 36 вопросов, чтобы (снова) влюбиться
- «Муж скрывает от бывшего тестя, что развелся с его дочерью и женился на мне»
Psychologies в Одноклассниках
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерВЕСНА 2023 №73
Подробнее
спецпроекты
Что такое воля простыми словами с примерами
Культурный код • 3 сент. 2021 г.
Воля — способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением.
Воля как активный процесс принятия решения противопоставляется пассивной неосмысленной реакции на окружающие раздражители.
Воля — это способность индивида сознательно и целенаправленно регулировать и контролировать своё поведение и деятельность, выражающаяся в умении мобилизовать психические и физические возможности для преодоления трудностей и препятствий, стоящих на пути к поставленной цели.
Важнейшая характеристика волевого поведения — самоопределение. Человек действует произвольно, не подчиняется воздействию внешних причин. Произвольность и надситуативность — главные принципы волевого поведения.
Волевое усилие — это акт проявления, который направлен на мобилизацию всех психических и физических возможностей человека, направленных на преодоление препятствий в процессе деятельности.
Определение воли в психологии
Понятие воли родилось в философии, где воля определяется как способность разума к самоопределению, в том числе моральному, и порождению специфической причинности. Перейдя в психологию и неврологию, определение воли утратило моральный аспект и стало трактоваться только как психическая функция. Традиционное отнесение воли к высшим психическим функциям говорит о представлении о ней как о свойстве человека, но не животного, хотя некоторые исследования животных ставят данное представление под сомнение.
В самом общем смысле воля рассматривается в психологии как способность человека к сознательной саморегуляции. Воля необходима как для совершения действия, так и для отказа от него. Основной элемент воли — это акт осознанного принятия решений. Воля близка к понятию свободы в экзистенциальной психологии в том плане, что человек, который принимает такое осознанное решение, должен оторваться от сиюминутной ситуации и либо обратиться к своему отношению к себе, своим ценностям, либо обратиться к воображению, логике и смоделировать последствия предполагаемого действия.
В более общем философско-психологическом понимании воля представлена у С. Л. Рубинштейна. Рубинштейн пишет: «действия, регулируемые осознанной целью и отношением к ней как к мотиву, — это и есть волевые действия». Данное определение позволяет чётко отделить понятие воли от понятия желания, понятия мотивации. В этом определении наблюдается отрыв от сиюминутной ситуации в виде наличия отношения к цели, её осознания. Также важно соотношение мотива и цели. В случае, когда цель и мотив совпадают, по крайней мере, в сознании субъекта, субъект полностью управляет своей деятельностью, она не носит спонтанный характер — в деятельности имеет место воля.
Некоторые психологи смешивают понятие воли как психической функции со способностью человека стремиться к достижению цели, в результате чего можно встретить такие определения: «Воля — сознательная регуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели…».
В социологии также имеет место понятие воли. Социолог Ф. Н. Ильясов, например, определяет волю как «способность субъекта создавать иерархизированную систему ценностей и прикладывать усилия для достижения ценностей более высокого порядка, пренебрегая ценностями низкого порядка».
Структура волевого акта
Волевые действия делятся на простые и сложные. К простым относятся те, где человек без колебания идет к намеченной цели. В сложном акте между побуждением и самим действием вклинивается довольно сложный, усложняющий это действие процесс.
В сложном волевом акте учёные выделяют четыре фазы:
- Возникновение побуждения и предварительной постановки цели.
- Обсуждение и борьба мотивов.
- Принятие решений.
- Исполнение решения.
Отличительная черта протекания волевого акта заключается в том, что формой его осуществления являются волевые усилия на любых фазах. Исполнение волевого акта связано ощущением нервно-психического напряжения.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Воля_(психология)
- Культурный код
- Словарь
Цифровая фабрика в Телеграм
Подписаться
Will, the — Routledge Encyclopedia of Philosophy
Доступ к полному содержанию доступен только для членов организаций, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.
Поделиться
Загрузка контента
Нам не удалось загрузить контент
Печать
Содержание
- Резюме статьи
содержимое заблокировано
1
Воля и разумное действие
контент заблокирован
2
Проблема воли и свободы воли
содержание заблокировано
3
Воля и этическая теория
содержание заблокировано
4
Скептицизм в отношении действий воли
содержимое заблокировано
Библиография
Тематический
- К
- Пинк, Томас
DOI
10.
DOI: 10.4324/9780415249126-N086-1
Версия: V1, опубликован в Интернете: 1998
. com/статьи/тематические/будет-the/v-1
В традиционном понимании воля — это способность выбора или решения, с помощью которой мы определяем, какие действия мы должны совершать. Как способность принимать решения воля, естественно, рассматривается как точка, в которой мы реализуем нашу свободу действий — наш контроль над тем, как мы действуем. От нас или зависит от нас, какие действия мы совершаем, только потому, что у нас есть возможность решать, какие действия мы должны выполнять, и от нас зависит, какие такие решения мы принимаем. Мы реализуем нашу свободу действий посредством свободно принимаемых решений о том, как мы будем действовать.
Начиная с поздней античности, многие философы очень серьезно относились к этой традиционной концепции воли и развивали ее как часть общей теории специфически человеческого действия. Согласно этой теории, действия человека существенно отличаются от действий животных. Мало того, что у людей есть свобода или контроль над своими действиями, которых нет у животных; но эта свобода якобы возникает потому, что люди могут действовать на основе разума, в то время как действия животных движимы аппетитом и инстинктом. И эта свобода, и рациональность подразумевают, что люди обладают тем, чего, как предполагается, не хватает животным: волей или рациональным аппетитом — подлинной способностью принимать решения.
Начиная с шестнадцатого века, эта концепция воли и ее роли в человеческом действии встречала растущий скептицизм. Больше не существовало единого мнения о том, что человеческая деятельность связана с умственными способностями, радикально отличными от тех, что есть у животных. И идея о том, что свободные действия объясняются свободными решениями воли, стала рассматриваться как порочно регрессивная: если наша свобода действий должна исходить из предшествующей свободы воли, то почему эта свобода воли не должна исходить из какой-то некой свободы воли? еще дальше, волевая форма свободы – и так до бесконечности?
Тем не менее вполне естественно полагать, что у нас есть способность принимать решения, и что только от нас зависит, как мы реализуем эту способность, и что именно от нас зависит, какие действия мы решаем совершать. Волевой скептицизм Европы раннего Нового времени, который сохраняется во многих современных англоязычных философиях действия, возможно, привел к отказу от модели человеческого действия и человеческой рациональности, которая является глубоко частью здравого смысла. Нам нужно лучше понять эту модель, прежде чем мы сможем сделать вывод, что отказ от нее столькими философами действительно был оправдан.
Поделиться
Загрузка контента
Нам не удалось загрузить контент
Печать
Ссылка на эту статью:
Пинк, Томас. Уилл, 1998 г., doi: 10.4324/9780415249126-N086-1. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/will-the/v-1.
Copyright © 1998-2023 Рутледж.
Похожие запросы
Темы
- Философия разума и психология
Связанные статьи
- Действие Хорнсби, Дженнифер; Гулдер, Наоми
- Свободная воля Стросон, Гален
- Намерение Данн, Роберт
- Практический разум и этика О’Нил, Онора
- Этика добродетели Крисп, Роджер
Подпишитесь на рассылку новостей
- Подпишитесь на рассылку новостей
- фейсбук
- твиттер
© 2023 Informa UK Limited, компания Informa Group
Свобода воли | Определение, детерминизм и факты
Г. Э. Мур
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Эразмус Серен Кьеркегор Уильям Джеймс Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг Корнелиус Отто Янсен
- Похожие темы:
- автономия детерминизм волюнтаризм компатибилизм выбор
См. весь связанный контент →
свобода воли , в философии и науке предполагаемая власть или способность людей принимать решения или совершать действия независимо от любого предшествующего события или состояния вселенной. Аргументы в пользу свободы воли основывались на субъективном опыте свободы, на чувстве вины, на богооткровенной религии и на общем допущении индивидуальной моральной ответственности, которое лежит в основе концепций закона, вознаграждения, наказания и стимула. В богословии существование свободы воли должно быть примирено с Божьим всеведением и благоволением и с божественной благодатью, которая якобы необходима для всякого похвального поступка. Отличительной чертой экзистенциализма является концепция радикальной, вечной и часто мучительной свободы выбора. Жан-Поль Сартр (1905–80), например, говорил о человеке, «обреченном на свободу».
Существование свободы воли отрицают некоторые сторонники детерминизма, тезиса о том, что каждое событие во Вселенной причинно неизбежно. Детерминизм подразумевает, что в ситуации, когда люди принимают определенное решение или совершают определенное действие, невозможно, чтобы они могли принять какое-либо другое решение или совершить какое-либо другое действие. Другими словами, никогда не бывает так, чтобы люди могли решить или действовать иначе, чем они действительно сделали. Философы и ученые, которые считают, что детерминизм в этом смысле несовместим со свободой воли, известны как «жесткие» детерминисты.
Еще из Британники
философия разума: свобода воли
Напротив, так называемые «мягкие» детерминисты, также называемые компатибилистами, считают, что детерминизм и свободная воля в конце концов совместимы. В большинстве случаев мягкие детерминисты пытаются достичь этого примирения, тонко пересматривая или ослабляя общепринятое понятие свободы воли. Современные мягкие детерминисты включают английского философа Г.Е. Мур (1873–1958), считавший, что действовать свободно означает лишь то, что человек действовал бы иначе, если бы решил поступить так (даже если на самом деле не мог решиться на это), и американский философ Гарри Франкфурт (Гарри Франкфурт). родился 1929), который утверждал, что действовать свободно означает отождествлять себя со своими желаниями или одобрять их (даже если эти желания таковы, что человек не может не действовать в соответствии с ними).
Крайней альтернативой детерминизму является индетерминизм, представление о том, что по крайней мере некоторые события не имеют детерминированной причины, а происходят случайно или случайно. Индетерминизм в некоторой степени поддерживается исследованиями в области квантовой механики, которые предполагают, что некоторые события на квантовом уровне в принципе непредсказуемы (и, следовательно, случайны). Философы и ученые, которые верят, что Вселенная недетерминистична и что люди обладают свободой воли, известны как «либертарианцы» (либертарианство в этом смысле не следует путать со школой политической философии, называемой либертарианством).