Воображение | это… Что такое Воображение?
Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением[источник не указан 589 дней].
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.[1]
Разновидность творческого воображения — фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В. Г Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение — психические процессы, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.
По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная — позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.
Содержание
|
Классификация процессов воображения
По результатам:
- Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой какая она есть)
- Продуктивное (творческое) воображение:
- с относительной новизной образов;
- с абсолютной новизной образов.
По степени целенаправленности:
- активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение;
- пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.
По виду образов:
- конкретное;
- абстрактное.
По приёмам воображения:
- агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;
- гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;
- схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;
- типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.
По степени волевых усилий:
- преднамеренное;
- непреднамеренное.
Четырёхэтапная модель творческого процесса Уоллеса
- Основная статья: Творчество как процесс
- Стадия приготовления, сбор информации. Заканчивается ощущением невозможности решить проблему.
- Стадия инкубации. Ключевая стадия. Человек сознательно не занимается проблемой.
- Инсайт (озарение).
- Проверка решения.
Механизмы воображения
- агглютинация — создание нового образа из частей других образов;
- гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей;
- схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;
- акцентирование — подчеркивание особенностей объектов;
- типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.
Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.
Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:
- беглость;
- гибкость;
- оригинальность;
- точность.
Развитие воображения у детей
Через творчество у ребёнка развивается мышление[3]. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.
Развитию воображения способствуют:
- ситуации незавершенности;
- разрешение и даже поощрение множества вопросов;
- стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
- билингвистический опыт;
- позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.
Развитию воображения препятствуют:
- конформность;
- неодобрение воображения;
- жесткие полоролевые стереотипы;
- разделение игры и обучения;
- готовность к изменению точки зрения;
- преклонение перед авторитетами.
Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств. Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.
Функции воображения
- представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи;
- регулирование эмоциональных состояний;
- произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
- формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
- планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.
Воображение и когнитивные процессы
Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.
Взаимосвязь воображения и органических процессов наиболее ярко проявляется в следующих явлениях: идеомоторный акт и психосоматическое заболевание. На основе связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий. Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов.
И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.
В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти (энграммы). Генетическое родство памяти и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов. Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте. Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.
Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия. Согласно идеям Ильенкова, главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.
Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой — возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства». Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. Согласно закону однополюсной траты энергии, нервная энергия имеет тенденцию к тому, чтобы растрачиваться на одном полюсе — или в центре или на периферии; всякое усиление энергетической траты на одном полюсе немедленно же влечет за собой ослабление её на другом. Таким образом, с усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции её периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности. Таким образом, воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.
См. также
- Креативность
- Мечта
- Сила воображения
- Фантазия
Примечания
- ↑ Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. — 3-е изд. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1. Общие основы психологии. — 688 с.
- ↑ Ильенков Э. В. О воображении // Народное образование. — 1968. — № 3.
- ↑ В мире существует несколько крупных программ развития креативности у детей. Их авторы: А.Грэб; Торресант; Миклус и Гоули («Одиссея разума»)
Литература
- Воображение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп. ). — СПб., 1890—1907.
- Воображение // Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 1998. — 576 с.
- Николаенко Н. Н. Психология творчества. СПб.: Речь, 2007. — 288 с. (Серия: «Современный учебник»)
- Egan, Kieran. Imagination in Teaching and Learning. Chicago: University of Chicago Press, 1992.
- Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2001
- Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. М.: Лабиринт, 1998.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
- Петровский А. В., Беркинблит М. Б. Фантазия и реальность. М.: Политиздат, 1968.
- Ильенков Э. В. О воображении // Народное образование. 1968. № 3.
виды, функции, что оно дает человеку
Воображение — это способность создавать образы. А у вас есть воображение? Наверняка, да. Вы легко воссоздаете в мыслях картины из прошлого или прогнозировать будущее. У вас получается мечтать или даже грезить. Вы легко представите того или иного человека, будь то друг или знакомый. И это не все полезные функции воображения. Оно пригодится во многих сферах жизни.
Содержание
- Что такое воображение
- Функции воображения
- Виды воображения
- Пассивное
- Активное
- Создание образов
- Что дает воображение человеку
- Как развить воображение
- У взрослых
- У детей
- Пример из жизни
- Заключение
Что такое воображение
По определению воображение в психологии — это процесс, при котором в подсознании появляются образы, тесно связанные с жизненным опытом, фантазией и образом мышления. Оно помогает представить последствия тех или иных поступков, а также обрисовать план действий в непонятной ситуации.
По мнение ученых, воображение — это один из видов деятельности головного мозга, при котором образовываются новые дополнительные нейронные связи. Также можно сказать, что это процесс преобразования реальности, создание связанных с ней образов, переработка получаемого практического, интеллектуального и чувственного опыта. Эти образы яркие, оригинальные и при этом правдивые.
Воображение можно назвать способом познания окружающего мира. Оно оставляет в нашем сознании отпечаток. Благодаря этому вы можете не только воспроизводить то, что произошло недавно, но и представлять то, что произойдет в будущем. У вас есть возможность представить несуществующие или отсутствующие предметы, мысленно воспользоваться ими в сознании.
Интересно, что воображение есть даже уже самых прагматичных, скептически настроенных людей. Они могут жить, руководствуясь логикой, железными принципами и правилами, но все равно будут мечтать или думать творчески.
Функции воображения
Значение воображения переоценить сложно. Как и любой другой психический процесс, оно имеет ряд функций:
- Познавательная. Это функция и мышления, и воображения. Способствует расширению кругозора, получению новой информации и знаний, составлению плана действий в незнакомой ситуации. Учит человека руководствоваться догадками, рассуждениями соображениями.
- Функция прогнозирования. Человек может представить, что последует за его действиями. Этот вид воображения участвует в формировании мечтаний и грез.
- Понимание. Проявляется в возможности предположить, что чувствует и переживает другой человек в той или иной ситуации, какие у него сейчас эмоции и ощущения. Этот тип воображения чем-то похож на эмпатию. Он позволяет заглянуть во внутренний мир собеседника и понять, что его волнует в данный момент.
- Защита. Когда человек проигрывает в уме какую-то ситуацию, возможный исход событий или последствия своих действий, он может предупредить неприятности, защитить себя от проблем.
- Саморазвитие. Эта функция воображения помогает фантазировать, придумывать что-то новое, творить.
- Воспоминания. В подсознании всплывают образы из прошлого.
Не у каждого человека есть все функции воображения. Их набор зависит от характера, поведения, личностных качеств.
Виды воображения
Самые основные типы воображения человека — пассивное и активное. Каждое из них делится на подгруппы. Среди них произвольное, непроизвольное, творческое, репродуктивное воображение и т.д. Рассмотрим подробнее.
Пассивное
Такое воображение может иметь цель. Его можно регулировать и направлять, используя сознание и силу воли. Также оно бывает непроизвольным, то есть работающим на уровне подсознания.
Операции воображения имеют разную степень осознанности и неосознанности. Вы, наверное, тоже сталкивались с состоянием, когда мысли пролетают в голове одна за другой. Вместе с ними появляются какие-то образы и картинки. Они сменяют друг друга до тех пор, пока вас что-нибудь не заинтересует. В этот момент и включается осознанность. Вы начинаете контролировать процесс. Кроме того, вы осознаете грань между реальностью и вымышленным миром.
В случае с непроизвольной разновидностью воображения все происходит спонтанно, бесконтрольно. У вас не появляются образы и ассоциации.
К пассивному непроизвольному виду воображения в психологии относят сны и галлюцинации:
- Сны — результат работы здоровой психики. Это сочетание процессов торможения и возбуждения, протекающих в коре головного мозга. Во время торможения в игру вступает подсознание, в котором хранится огромное количество самой разной информации. Для примера вспомните детскую игрушку калейдоскоп. Так вот, образы и ассоциации из подсознания смешиваются, переплетаются между собой, вследствие чего и появляются красочные и порой необычные сны.
- Галлюцинации возникают в случае нарушения работы коры головного мозга. Часто они возникают при тяжелых заболеваниях, чрезмерном употреблении алкогольных напитков или наркотических веществ, при расстройствах психики. Бывает и так, что они являются следствием эмоционального перевозбуждения, состояния, когда человек не в силах себя контролировать.
Основное свойство обоих видов — невозможность их контролировать.
Пассивные произвольные виды воображения поддаются контролю. В большинстве своем они связаны с прогнозами на будущее. Человек прогнозирует вероятный, маловероятный и совсем невероятный исход событий. В этом случае фантазию можно не ограничивать.
Пассивное произвольное воображение имеет 2 формы:
- Мечтания — это не просто способ пофантазировать. Это возможность воссоздать образы будущего. И, что самое интересное, они вполне осуществимы. Главное свойство такого воображения в психологии — побуждение человека к активным действиям, к координации своих действий в направлении мечты.
- Грезы ничего общего с реальностью не имеют. Это иллюзия, плод воображения, то, что осуществить не получится.
Иногда сложно увидеть границу между мечтами и грезами. Для наглядности приведем пример. Представьте девушку, которая читает увлекательный роман. По сюжету в главную героиню влюбляется сразу три молодых человека. Если девушка хочет тоже оказаться в такой ситуации — это грезы. А если она хочет написать и издать такую же захватывающую историю — это осуществимая мечта.
Активное
Активное произвольное воображение является самым значимым в жизни человека. Оно применяется практически во всех сферах жизни. Помогает воссоздавать в реальности образы из подсознания.
Согласно классификации видов воображения, активное делится на 2 подвида: репродуктивное и творческое.
Воображение и творчество тесно связаны между собой. Творческое воображение считается высшей формой всех познавательных процессов. Оно помогает в создании как фантастических, так и вполне реальных образов. Взять хотя бы написание реалистичных пейзажей или литературных произведений. Такой тип воображения играет особую роль в науке, работе конструкторов и т. д. Можно даже сказать, что оно задействовано практически во всех сферах жизни.
Есть у творческого воображения и другая интересная особенность. Оно помогает вам видеть ситуацию с разных сторон, генерировать необычные идеи и принимать нестандартные решения.
В психологии воображение такого типа связывают с вдохновением, подсознанием, интуицией. Также разработана масса приемов творческого воображения, использование которых помогает повысить продуктивность, сделать свою деятельность более интересной, увлекательной.
Репродуктивное воображение по-другому называется воссоздающим. Оно используется, когда нужно воссоздать образы по уже готовому описанию, схеме или чертежу. Что же можно представить? Есть ряд примеров:
- дом по составленному проекту;
- рисунок, связанный по схеме;
- героя, описание которого дано в книге;
- торт или другое блюдо, которое будет приготовлено по рецепту.
Воссоздающее воображение имеет интересную характеристику. Все образы основаны на том, что человек уже знает. Взять, к примеру, вышеописанный проект дома. Понять его может только тот человек, который имеет специальные знания и умения.
Создание образов
Человек создает образы в воображении несколькими способами:
- Агглютинация. Качества и части отдельных объектов объединяются в единое целое. Примеры: кентавр, сказочная избушка на курьих ножках, гидросамолет, аэросани.
- Акцентирование. Часть объекта делится на отдельные детали. Наглядный пример — карикатуры, в которых художник выделяет определенную черту.
- Гиперболизация. Предполагает уменьшение, увеличение или смещение отдельных частей выбранного объекта. Здесь тоже можно вспомнить сказки, например, о драконах с несколькими головами.
Еще один способ создания образов в воображении — типизация. Он считается самым сложным. Представьте любую картину. Созерцая ее, вы рисуете в подсознании образ, который передавал художник. Или возьмем, например, книгу. Автор описывает в ней черты главного героя. Благодаря этому вы можете представить, как он выглядит, мыслит, ведет себя. Вы будто переноситесь в окружающий его мир.
Что дает воображение человеку
Итак, мы выяснили, что такое воображение и какие функции оно играет. Но зачем оно нужно лично вам? Есть несколько пунктов:
- помогает в общении с другими людьми;
- дает возможность визуализировать цель;
- способствует развитию творческих талантов;
- участвует в принятии решений и создании новых идей;
- помогает мысленно воссоздать образ предмета или явления, который вы никогда не видели.
Плюс ко всему, воображение используется при составлении прогнозов и плана действий на будущее. Оно нужно во всех сферах деятельности, в особенности в тех, которые нельзя полностью автоматизировать. Речь идет о дизайне, исследовательской работе.
А нужно ли воображение ребенку? Ответ однозначный: да. Без него невозможно полноценное развитие. Первые несколько лет жизни ребенок изучает мир вокруг него. И если по каким-либо причинам у него не работает в полную силу воображение, тормозится формирование важных способностей.
Развитое в детстве воображение в будущем поможет уже взрослому человеку стать креативным, развить в себе творческие навыки, научиться находить необычный выход из сложной ситуации. А это пригодится в жизни.
Как развить воображение
Психологи выделили ряд приемов для развития воображения.
У взрослых
Главное — быть готовыми к экспериментам, не стесняться и не бояться ошибок. Способов множество:
- Визуализация. Нужно в мыслях воспроизвести внешний вид предмета, местность или действие. Начинайте с простых заданий. Например, посмотрите на то, что лежит перед вами. После закройте глаза и представьте этот предмет в деталях.
- Чтение. Этот способ связан с предыдущим. Здесь также нужна визуализация. Только сделать ее намного сложнее. Вам придется запомнить сразу несколько героев, образов, пейзажей. А после этого просматривать их участие в сюжете. Все это поможет увидеть полную картину. И, кстати, чтение гораздо интереснее просмотра фильмов. В случае с чтением никто не ограничивает вашу фантазию и воображение.
- Ассоциации. Ассоциативное мышление есть у каждого взрослого человека. Скорее всего, при слове «зеленый» вы вспомните о траве и деревьях. А при слове «оранжевый» — об апельсине.
- Создание необычных зверей. Это отличный способ развития творческого воображения. Пусть это будет, например, котопес. Конечно, о нем не рассказывают в учебнике по биологии. Но вы весело поведете время. Это упражнение подходит и взрослым, и детям.
- Искусство. Недостаток воображения восполнят выставки или мастер-классы. Наблюдая за другими людьми, вы и сами легко создадите необычную идею или хотя бы получите вдохновение.
- «Коробка». Здесь придется брать пример с мультяшного персонажа — Губки Боба. Помните любимое занятие? Он садился в коробку и включал воображение. Нет, не подумайте, что вам нужно сделать то же самое. Хотя дети могут и попробовать. Зайдите в пустую комнату и мысленно оформите интерьер. Следующий раз сделайте перестановку и т. д. Так вы улучшите воображение и восприятие.
Еще один способ — ролевые игры. Вы управляете героем, соблюдая при этом определенные требования и условия. Игры бывают настольными и реальными. К последним относятся квесты.
У детей
С детьми немного легче. Они и так любят фантазировать, часто придумывают необычные истории и даже представляют рядом с собой воображаемых друзей.
Как же развить детское воображение?
- Читайте сказки, фантастические истории. Попробуйте дочитать, например, до середины. А после предложите малышу продолжить рассказ.
- Наблюдайте за окружающими людьми. Пусть ребенок подумает, как живет кто-то из тех, кто встретился на вашем пути. Если выйти на улицу не получается, воспользуйтесь фотографиями или обычными картинками. Так можно помочь развить воображение и дошкольника, и детей старшего возраста.
- Ходите вместе на выставки, посещайте музеи, кинотеатры.
- Занимайтесь совместным творчеством. Лепите из глины и пластилина, делайте аппликации, рисуйте, собирайте модели автомобилей и т.д.
Как и в случае со взрослыми, развитию воображения у детей способствуют ролевые игры с родителями или сверстниками.
Пример из жизни
Я люблю читать. Воображение помогает с головой погрузиться в сюжет. Даже, казалось бы, нудные описания местности становятся на порядок интереснее. Я стараюсь увидеть пейзаж глазами автора, услышать звуки, почувствовать ветер или аромат цветов.
То же самое касается и героев. Стараюсь представлять не только их внешность, а следить за тем, как меняется их поведение и мышление в разных ситуациях. Благодаря этому после прочтения книги создается впечатление, что я побывала в этом книжном мире.
Заключение
Итак, что такое воображение простыми словами? Это полезный навык. Это не только мечты и фантазии. Наравне с памятью и мышлением воображение помогает нестандартно мыслить, находить выход из самых сложных жизненных ситуаций. А еще понимать другого человека, чувствовать его переживания и боль. Именно поэтому этот навык важно развивать и взрослым, и детям. Для этого не обязательно проходить курсы или изучать сложные книги. Можно просто играть.
Признаки, причины, психическое здоровье и преодоление трудностей
Люди с гиперактивным воображением вовлекаются в яркие, длительные фантазии, которые могут казаться такими же реальными, как и реальная жизнь.
Для многих людей, особенно для детей, мечты и фантазии являются полезным времяпрепровождением.
Став взрослыми, вы можете мечтать об отношениях, об отпуске мечты или о работе, которую вы действительно хотите. Это может помочь вам решить проблемы и проявить творческий подход.
Однако мечтательность может стать вредной чертой, когда начинает мешать повседневной жизни и причинять страдания.
Вот как узнать, есть ли у вас такие состояния, как дезадаптивное расстройство мечтаний или склонность к фантазиям (FPP), и как с этим справиться.
Люди со сверхактивным воображением проводят большую часть своего времени в созданном ими мире.
Эти люди обладают богатым и ярким воображением, интенсивным сенсорным опытом и сильной способностью придавать значение этим образам и чувствам. Они, как правило, хорошие рассказчики и ролевые игроки, и могут погрузиться в свои мечты.
Фантазии также могут отвлекать их от реальной жизни и иметь последствия для психического здоровья.
Люди с гиперактивным воображением могут быть отнесены к категории людей с неадекватным мечтанием или FPP. Однако ни одно из состояний не признается в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам, 5-е издание (DSM-5).
Дезадаптивное мечтание
Основное различие между этими двумя состояниями заключается в том, что люди с неадекватным мечтанием осознают, что их фантазии отделены от реальности, но люди с FPP могут этого не осознавать.
Люди с дезадаптивной мечтательностью мечтают избавиться от стресса и травмы, подняв настроение. Для многих их яркие мечты помогают им испытать чувство близости и товарищества и являются способом почувствовать себя сильнее.
Склонная к фантазиям личность
FPP считается чертой личности, которая была впервые выявлена в начале 1980-х благодаря исследованию Жозефины Хилгард, которая наблюдала способность людей поддаваться гипнозу.
Исследователи обнаружили, что те, кого легко загипнотизировать, с большей вероятностью подолгу предавались ярким фантазиям. Некоторые исследования показывают, что людям, склонным к фантазиям, трудно отличить свои фантазии и ложные воспоминания от реальности.
Подсчитано, что от 2% до 4% людей склонны к фантазиям.
Человек со сверхактивным воображением может испытывать следующие признаки и симптомы:
- большое количество времени, проведенное в сложных и детализированных фантастических мирах
- фантазии живые, как кино
- трудности с контролем желания фантазировать
- фантазирование мешает отношениям и целям
- стыд и попытки скрыть свое поведение от других
- проблемы с различением фантазии и реальности
- чувствует и действует как другой человек
- никогда не бывает скучно, потому что фантазирование избавляет от скуки
- психосоматические симптомы, т. переключение между двумя или более идентичностями
- внетелесный опыт
Некоторые исследователи считают, что оба состояния являются разными диагнозами, в то время как другие исследования предполагают, что они являются симптомами других состояний психического здоровья, таких как диссоциативное расстройство идентичности (ДРИ) или обсессивно-зависимое расстройство. компульсивное расстройство (ОКР).
Другие исследователи считают, что длительное фантазирование является формой поведенческой зависимости.
Хотя ведутся постоянные споры о том, как классифицировать неадекватные мечтания и FPP, это правда, что они могут вызывать нездоровое поведение и последствия в повседневной жизни, такие как:
- неспособность сосредоточиться на разговорах или обязанностях от общественной деятельности и хобби
- отсутствие контроля над мечтательностью, даже когда жизнь требует концентрации
- полагаться на мечтания, чтобы чувствовать себя эмоционально стабильным
- негативные последствия на работе и в школе и в отношениях из-за мечтаний
Неясно, что именно вызывает гиперактивное воображение, но исследователи предоставили информацию о потенциальных причинах или факторах риска.
Согласно исследованиям, люди, склонные к фантазиям, чаще страдают от одиночества или более частых физических наказаний.
Гиперактивное воображение может быть связано со следующими состояниями или личностными чертами:
- диссоциативные симптомы (ощущение оторванности от себя и эмоций)
- обсессивно-компульсивные симптомы, такие как магическое мышление
- аномальные уровни серотонина
- шизотипия или черты, которые могут увеличить риск развития шизофрении галлюцинации 903890
- креативность
- невротизм или быстрое переживание отрицательных эмоций
- деперсонализация или внетелесные переживания
Поскольку FPP и неадекватная мечтательность не являются официальными состояниями, не существует наилучшей практики для их лечения. Если вы обнаружите, что ваше чрезмерно активное воображение мешает вашей жизни и причиняет страдания, примите во внимание следующие советы: 9.0003
1. Определите свои триггеры
Определите, когда вы начинаете мечтать. Это ночью в постели? Когда вы едете в машине? Старайтесь проводить меньше времени в местах, где вы склонны фантазировать. Попробуйте послушать подкаст или образовательную аудиокнигу, чтобы отвлечься.
2. Найдите внешнее хобби, которое вам нравится
Выберите хобби, предпочтительно такое, которое использует ваш высокий уровень творчества. Подумайте о том, чтобы написать историю, над которой вы могли бы работать каждый день и поддерживать сюжетную линию. Это позволит вам использовать свой дар рассказчика и, возможно, даже опубликовать что-нибудь.
Подумайте о том, чтобы присоединиться к онлайн-группе фантастов, где вы сможете поделиться своей историей и творчеством с другими.
3. Соблюдайте более плотный график
Если вы обнаружите, что много фантазируете, потому что у вас слишком много свободного времени, подумайте о том, чтобы запланировать больше внешних занятий, которые помогут вам быть вовлеченными в реальный мир. Когда у вас есть свободное время, подумайте о том, чтобы почитать научно-популярную книгу или посмотреть документальный фильм.
4. Практикуйте осознанность
Подумайте о практике осознанности. В состоянии осознанности вы сосредотачиваете свое внимание на настоящем моменте, мягко признавая и принимая свои чувства, мысли и телесные ощущения.
5. Позвоните другу
Проводя время с другими, вы всегда будете в курсе событий. Позвоните другу или сходите поужинать. Старайтесь планировать больше встреч в дни, когда у вас много свободного времени.
6. Попробуйте терапию
Если вы не можете избавиться от фантазий самостоятельно, подумайте о том, чтобы обратиться к психотерапевту, который поможет вам развить навыки присутствия.
Ищете психотерапевта, но не знаете, с чего начать? Ресурс Psych Central «Как найти поддержку в области психического здоровья» может помочь.
7. Ознакомьтесь с лекарствами
Одно тематическое исследование показало, что флувоксамин, лекарство от обсессивно-компульсивного расстройства, помогает уменьшить симптомы неадекватного мечтания. Вы можете поговорить со своим лечащим врачом, чтобы обсудить этот вариант.
8. Практикуйте самосострадание
Многие люди, склонные к фантазиям, суровы к себе, когда чувствуют, что их фантазии выходят из-под контроля. Важно быть нежным с собой и помнить о положительных сторонах этих качеств. Вы, вероятно, очень творческий человек и рассказчик.
Прекратить фантазировать будет непросто. Напомните себе, что вы человек и не каждый день идет по плану. Вы начнете развивать более глубокую любовь к себе, сосредоточившись на повышении своей устойчивости и стремлении стать лучше.
Если у вас буйное воображение, вы, вероятно, очень творческий человек с прекрасными способностями к рассказыванию историй.
Но если ваши фантазии занимают большую часть вашего дня, мешают отношениям или работе или причиняют вам страдания, вы можете сделать несколько вещей. Возможно, вы даже сможете использовать свое гиперактивное воображение для творческой реализации.
Вы начнете строить — или восстанавливать — крепкие отношения, работая со специалистом в области психического здоровья и придерживаясь новых границ, запрещающих фантазировать. Путь к лучшему может быть долгим, но терпение и целеустремленность откроют для вас более богатую жизнь, основанную на реальности.
Тонкая грань между реальностью и воображаемым
Все мы живем в двух мирах: во внешнем мире, в котором есть вещи, которые другие также могут видеть, слышать и осязать, и во внутреннем мире, состоящем из наших мыслей и воображений, которые существуют только в наш собственный разум. Обычно мы легко разделяем эти два мира. Но недавнее исследование, которое я провел вместе с экспертом по метапознанию Стивом Флемингом в Центре нейровизуализации человека Wellcome при Университетском колледже Лондона, где я являюсь старшим научным сотрудником, подтверждает, что шотландский философ 18-го века Дэвид Юм был прав с самого начала: различение реальности и воображения менее прямолинейны, чем мы могли бы подумать. 1
Чтобы воспринимать внешний мир, наш мозг сочетает сигналы, поступающие в наш мозг через наши глаза, с тем, как мы ожидаем, что мир будет выглядеть на основе нашего прошлого опыта. 2,3 Это означает, что наше восприятие внешнего мира сильно зависит от того, во что мы верим. Примером этого является иллюзия шахматной тени, показанная ниже, в которой наши знания о том, как тени влияют на цвет, делают квадрат B более светлым, чем квадрат A, хотя на самом деле они имеют точно такой же оттенок.
ОДИН ОТТЕНОК СЕРОГО: Наши знания о том, как тени влияют на цвет, делают квадрат B более светлым, чем квадрат A, хотя на самом деле они одного оттенка. WikipediaЧтобы представить что-то, чего нет, мы используем наши знания, чтобы создать образ того, как, по нашему мнению, что-то выглядит. Недавние исследования показали, что нейронные процессы, поддерживающие чистое воображение, очень похожи на процессы, участвующие в восприятии внешнего мира: когда мы представляем себе кошку мысленным взором, активируется такая же сеть областей мозга, как и когда мы видим настоящую кошку внутри. мир. 4,5 Эти наблюдения показывают, что мозговые сигналы, отражающие воображение, и сигналы, отражающие реальность, полностью смешиваются в нашем мозгу, стирая различие между нашим внутренним миром и внешним миром, между реальностью и фантазией. Приводит ли это смешение к путанице между реальным и воображаемым?
В начале прошлого века американский психолог Мэри Чевес Уэст Перки впервые провела экспериментальную проверку путаницы между воображением и восприятием. 6 Используя гениальную техническую схему, Перки стремился «создать перцептивное сознание в условиях, которые наблюдателю должны казаться условиями формирования воображаемого сознания». Другими словами, она пыталась заставить людей принять восприятие за воображение. Участников просили представить объект, например, помидор, и описать свой опыт. В то же время, неизвестный участнику, Перки проецировал те же самые объекты с едва видимой интенсивностью. Во всех случаях участники не замечали предъявления реальных стимулов и вместо этого настаивали на том, что все, что они видели, было результатом их собственного воображения, говоря что-то вроде: «Кажется, будто я придумывал их в уме» и «Это более четкий [чем изображения, которые у меня обычно есть]; но я никогда особо не пробовал».
Нет никакой реальной категорической разницы между воображением и реальностью.
Теперь, более ста лет спустя, этот «задорный эффект» достиг «классического, даже мифического статуса в литературе по изображениям». 7 Однако попытки репликации с современными настройками дали смешанные результаты. 8 Одной из причин такого несоответствия может быть то, что современные исследовательские стандарты требуют, чтобы одна и та же задача выполнялась много раз. Это важно для оценки изменчивости поведения и определения статистической значимости. Но в контексте наблюдения за реальностью повторение сильно влияет на результаты, поскольку позволяет участникам исправить предыдущую путаницу. Как только участник понимает, что представлен реальный образ, он будет искать реальный образ во всех последующих испытаниях, смещая атрибуции в сторону реальности.
Чтобы решить эту проблему, в нашем эксперименте каждый участник прошел только одно критическое испытание. Но мы собрали наши данные онлайн, что позволило нам протестировать сотни участников. 1 Таким образом, мы смогли объединить сущность первоначального эксперимента Перки, в котором участники не знали, что могут быть представлены реальные изображения, с достаточной статистической мощностью путем тестирования сотен участников. Мы попросили участников представить форму и указать, насколько ярким был их опыт. В то же время, без ведома участника, мы также представили только что видимую форму, которая была либо такой же, либо отличной от той, которую они представляли. После этого мы спросили участников, думали ли они, что им была представлена реальная форма, или все, что они видели, было результатом их воображения. Разве участники не заметили представления реальной формы, когда они также воображали ее, думая, что это всего лишь их воображение?
То, что мы обнаружили, было просто поразительным. В отличие от выводов Перки, участники на 90 185 (90 186) чаще говорили, что видели реальную картину, когда воображение и реальность совпадали, по сравнению с тем, когда они были разными. Но, когда они видели реальную картину, они также говорили, что их воображение той же самой картины было более ярким. Даже когда мы не показывали реальную картину, участники, которые, тем не менее, сообщали, что видели реальную картину, также говорили, что они представляли себе эту картинку более ярко. Эти результаты предполагают модификацию идей Перки. В соответствии с тем, что она обнаружила, воображение считалось более живым, когда также воспринимались те же самые сигналы, что предполагает путаницу между ними, но в отличие от того, что она обнаружила, мы не упускаем возможности замечать вещи, которые мы одновременно представляем, мы на самом деле более активны. скорее всего, увидит их во внешнем мире.
Эта комбинация результатов может быть очень точно объяснена идеей о том, что внутренние и внешние сигналы смешиваются, чтобы создать один сознательный опыт. Когда этот смешанный сигнал достаточно силен или ярок, чтобы пересечь порог реальности, мы думаем, что он отражает реальность. Когда один и тот же объект воспринимается и представляется, комбинированный сигнал сильнее, поэтому мы с большей вероятностью думаем, что этот объект действительно существует. Это также хорошо согласуется с нашим повседневным опытом. Когда мы ждем автобус, мы не упускаем его из виду, потому что думаем о том, как он выглядит — это было бы очень неудобно, заставляя вас опоздать на автобус, потому что вы его ждете. Вместо этого мы с большей вероятностью увидим автобус, когда думаем о нем, и иногда это также приводит к путанице; например, когда мы ошибочно принимаем приближающийся из-за угла грузовик за автобус, которого ждем.
Это означает, что между воображением и реальностью нет реального категорического различия, но они субъективно перемешаны. Когда эта комбинация внутренних и внешних сигналов достаточно сильна, мы полагаем, что она отражает реальность. Это согласуется с тем, что Юм писал в 1739 году в Книге I своего «Трактата о человеческой природе» : «Идея [воображение] красного, которое мы формируем в темноте, отличается только степенью интенсивности, а не природой, от впечатления [восприятия] красного цвета, который бросается в глаза на солнце». 9 Когда вещи, которые мы воображаем, на самом деле не существуют или ничего похожего, сигналы вряд ли будут достаточно сильными, чтобы заставить нас поверить, что они отражают реальность. Однако когда по какой-то причине внутренние сигналы достаточно сильны, они будут неотличимы от реальности.
Как оказалось, реальность и воображение полностью перемешаны в нашем мозгу, а это означает, что разделение между нашим внутренним миром и внешним миром не так четко, как нам хотелось бы думать. Если наше воображение достаточно яркое, мы будем думать, что оно реально, и используем свое воображение, чтобы создать наше восприятие реальности, что означает: «Мы не видим вещи такими, какие они есть, мы видим их такими, какие мы есть». 10
Надин Дейкстра — старший научный сотрудник Wellcome Center of Human Neuroimaging в Университетском колледже Лондона. Ее исследование сосредоточено на нейронном перекрытии между воображением и восприятием и на том, как наш мозг может их разлучить (или нет).
Список литературы
1. Дийкстра, Н. и Флеминг, С. Основные ограничения на различение реальности и воображения. PsyArXiv (2021 г.). Получено из: doi:10.31234/OSF.IO/BW872
2. Фристон К., Килнер Дж. и Харрисон Л. Принцип свободной энергии для мозга. Журнал физиологии – Париж 100 , 70–87 (2006).
3. Парр Т. и Фристон К.Дж. Анатомия вывода: генеративные модели и структура мозга. Frontiers in Computational Neuroscience 12 (2018).
4. Пирсон, Дж. Человеческое воображение: когнитивная нейробиология визуальных мысленных образов. Обзоры природы Неврология 20 , 624-634 (2019).
5. Дейкстра, Н., Бош, С.Е., и ван Гервен, М.А.Дж. Общие нейронные механизмы зрительного восприятия и образов. Trends in Cognitive Sciences 23 , 18–29 (2019).
6. Перки К. В. Экспериментальное исследование воображения. Американский журнал психологии 21 , 422–452 (1910).