Сознание как психический процесс: его структура, функции и характеристики
- Главная ->
- Государственный экзамен по специальности Психология личности (бакалавриат) ->
- Общая психология
План:
-
Понятие сознания.
-
Структура.
-
Функции.
-
Характеристики.
Сознание — высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
Одно из первых представлений о структуре сознания принадлежит Зигмунду Фрейду, согласно которому сознание имеет иерархическую структуру и включает в себя подсознание, сознание, сверхсознание. Подсознание и сверхсознание образуют состав бессознательного.
Алексей Николаевич Леонтьев выделил три его составляющих: чувственная ткань сознания, значение и личностный смысл. (см. доп. материал)
К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.
В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:
1.
2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.
3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).
4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).
5. Формирование временной картины мира
6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).
Эти функции сознания можно схематично показать на схеме в виде относительно самостоятельных, но связанных между собой функциональных блоков (Рис. 18.1):
Основные функции сознания
Как писал известный немецкий философ Карл Маркс: «Мое отношение к моей среде, есть мое сознание», и это на самом деле так. В психологии выделяют основные функции сознания, благодаря которым и формируется определенное отношение к той самой среде, где находится индивид. Рассмотрим самые основные из них:
-
Познавательная функция сознания отвечает за познание всего вокруг, формируя представление о действительности и приобретая фактический материал, при помощи ощущения, мышления и памяти.
-
Накопительная функция порождается познавательной особенностью. Ее смысл заключается в том, чтобы в человеческом сознании и памяти «собиралось» множество знаний, чувств, впечатлений, переживаний, эмоций не только от собственного опыта, но и действий других современников и предшественников.
-
Оценочная функция сознания или отражательная, с ее помощью человек сравнивает собственные потребности и интересы с данными о внешнем мире, познает себя и свои знания, различает «Я» и «не Я», что способствует развитию самопознания, самосознания и самооценки.
-
Функция целенаправленности, т.е. в результате анализа полученного опыта, человек, которого не удовлетворяет окружающий мир, пытается изменить его в лучшую сторону, формируя для себя определенные цели и пути их достижения.
-
Креативная или творческая функция сознания, отвечает за формирование новых, ранее неизведанных образов и понятий при помощи мышления, воображения и интуиции.
-
Коммуникативная функция осуществляется при помощи языка. Люди работают вместе, общаются и наслаждаются этим, сохраняя в своей памяти полученную информацию.
Четыре основные характеристики сознания.
2. В сознании зафиксировано четкое различие между субъектом и объектом, между «я» и «не я».
3. Сознание обеспечивает осуществление целеполагающей деятельности человека.
4.В структуру сознания входит и эмоциональная сфера человека.
Дополительый материал к вопросу 20.
Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание
Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности.
Содержание сознания обязательно, так или иначе, практически реализуется. Но для этого оно приобретает характер замысла, или идеи. Идея — это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея — это понятие, ориентированное на практическую реализацию.
Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель — это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов. Способность к целеполаганию — специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания.
Таким образом, взаимоотношения целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и стремление изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены общественной практикой, объективным миром и предполагают его.
Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале нашего «Я» и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно изменчивый мир. В этом причудливом царстве духа, собственном духовном пространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей возникают и верные и иллюзорные представления.
Признание активного, творческого характера сознания является необходимым требованием понимания человеческой личности: люди есть продукты и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир, воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в идеальное. Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины: сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность. Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и общественному сознанию, прежде всего, прогрессивным идеям.
Четыре основные характеристики.
1.Сознание является совокупностью знаний об окружающем мире. Кроме того, оно позволяет делать эти знания совместными для всех людей. Само слово «сознание» подразумевает это: сознание — совместное, совокупное знание, т. е. индивидуальное сознание не может развиваться обособленно от общественного сознания и языка, являющегося основой абстрактного мышления — высшей формы сознания. Таким образом, в структуру сознания входят все познавательные процессы — ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых человек непрерывно пополняет свои знания о мире и о самом себе. Нарушение любого из познавательных процессов автоматически становится нарушением сознания в целом.
2. В сознании зафиксировано четкое различие между субъектом и объектом, между «я» и «не я». Человек— единственное существо, которое способно выделить себя из остального мира и противопоставить себя ему. На начальной стадии своего развития человеческое сознание направлено вовне. Человек, наделенный от рождения органами чувств на основе данных, доставляемых анализаторами, осознает мир как нечто отдельное от него, и более не отождествляет себя со своим племенем, с явлениями природы и т. п.
Помимо этого, только человек способен обращать свою психическую деятельность на самого себя. Это означает, что в структуру сознания входят самосознание и самопознание — способность производить сознательную оценку своего поведения, своих индивидуальных качеств, роли и места в общественных отношениях. выделение себя как субъекта и развитие самосознания происходило в филогенезе и происходит в процессе онтогенеза каждого человека.
3. Сознание обеспечивает осуществление целеполагающей деятельности человека. По окончании трудового процесса достигается реальный результат, который в идеальной, форме уже был сформирован а сознании, прежде чем трудовой процесс был начат. Человек заранее представлял конечную цель и продукт своей деятельности, формируя тем самым мотивацию. Он планировал действия в соответствии с этим представлением, подчинял ему свои волевые усилия, корректировал деятельность уже на стадии ее осуществления, чтобы конечный результат максимально соответствовал изначальному представлению о нем. Нарушение в осуществлении целеполагающей деятельности, ее координации и направленности является одним из видов нарушений сознания.
4.В структуру сознания входит и эмоциональная сфера человека. Она отвечает за формирование эмоциональных оценок в межличностных отношениях и самооценки, эмоциональных реакций на явления окружающего мире, на внутренние явления. Если эмоциональные оценки и реакции человека адекватны, это способствует регулированию его психических процессов и поведения, коррекции взаимоотношений с другими людьми, При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания выражается расстройством именно в сфере чувств и отношений.
Чувственная ткань сознания, по словам А.Н. Леонтьева, «образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающий в памяти. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и т. д…. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное „поле» и объект его деятельности». Чувственная ткань — переживание «чувства реальности».
Значение — это содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т. п.) некоторого языка.
Иначе говоря, это содержание слов, схем, карт, чертежей и т.п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь.
Личностный смысл отражает субъективную значимость тех или иных событий, явлений действительности к интересам, потребностям, мотивам человека. Он создает пристрастность человеческого сознания.
Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значение приобретает особый, только ему присущий (личностный) смысл.
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
© 2006-2023 Издательство ГРАМОТА разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav. ru |
Структура сознательного опыта
Структура сознательного опыта — Cambridge Scholars Publishing«…Я хотел бы поблагодарить всех вас за очень эффективную и профессиональную работу, и мне действительно было приятно работать и публиковаться с вами!»
— Терье Оэстигард и Гедеф Абава Файр, авторы CSP, The Source of the Blue Nile
- Описание
- Биография автора
Должна существовать точка, в которой молекулярные и электрохимические процессы, составляющие работу мозга, трансформируются в богатый, упорядоченный сознательный опыт, органично сочетающий настоящий момент, то, что к нему привело, и то, что последует за ним. Это часть нашей повседневной жизни, и это поднимает вопросы о ее организации и о том, как эта организация способствует взаимодействию с миром в целом. Короче говоря, какова структура сознательного опыта и что можно получить, структурировав его таким образом?
В этой книге утверждается, что структура — это то, что известно как форма повествования, а выигрыш — это способность сообщать о своем опыте с собой и другими, а также делать обоснованные прогнозы о том, что произойдет в принципиально непознаваемой и потенциально непостижимой ситуации. опасное будущее. В последнем случае, поскольку сущностью нарративной формы являются время и причинность, структурирование событий из памяти (прошлое) и из восприятия (настоящее) в нарративной форме каузально предполагает будущие события (ожидания). Потенциальная угроза (плохая или отсутствие хорошей) этих ожидаемых будущих событий может быть оценена и, при необходимости, могут быть предприняты действия, чтобы предотвратить их возникновение или уменьшить их воздействие. Здесь также обсуждаются выводы о мышлении и действии, а также о том, кто мы как личности.
Ли Рой Бич — почетный профессор Макклелланда и бывший заместитель декана бизнес-колледжа Эллера Аризонского университета, где он также работал профессором государственного управления и психологии. Он получил докторскую степень в области экспериментальной психологии в Университете Колорадо, прежде чем служить в ВМС США. Затем последовали два года постдокторской работы в области исследований решений в Мичиганском университете. До выхода на пенсию он был членом Американской психологической ассоциации и Американского психологического общества, а также членом Общества организационного поведения и Общества суждений и принятия решений. Он работал в редакциях нескольких академических журналов и опубликовал более 120 научных статей и 11 книг по психологии, принятию решений и организационному поведению. Это его третья книга о повествовании в познании.
В настоящее время нет отзывов об этом названии. Пожалуйста, вернитесь на эту страницу еще раз, чтобы увидеть, были ли добавлены некоторые из них.
Купить эту книгу
Пожалуйста, заполните короткую форму ниже для любых запросов.
Подпишитесь на нашу рассылку новостей
Пожалуйста, введите свой адрес электронной почты ниже;
Рокко Дж.
Дженнаро, Какова структура самосознания и сознательных психических состояний?Дополнительные параметры загрузки
Рокко Дж. Дженнаро
Я считаю, что существует повсеместное дорефлексивное самоосознание, сопровождающее сознательные состояния первого порядка. Однако я не думаю, что такое самосознание само по себе типично сознательно. С моей точки зрения, сознательное самоосознание проявляется во время того, что иногда называют «самоанализом», что является более сложной формой самосознания. Я утверждаю, что существует очень тесная связь между сознанием и самосознанием и, более конкретно, между структурой всех сознательных состояний и самосознанием, частично основанным на теории сознания высшего порядка. Я думаю, что правдоподобное понятие самосознания — это просто наличие любой степени метапсихологического мышления более высокого порядка. Я утверждаю, что связь между сознательными состояниями и самосознанием является репрезентативной, но также критически оцениваю несколько различных вариантов. Затем я критикую альтернативную теорию самосознания «знакомства» и обращаюсь к паре недавних критических замечаний в адрес теории HOT. Существует потенциальная опасность неправильного представления между самосознанием и сознательными состояниями, о которой я также кратко расскажу.
Цитировать Простой текст БибТекс Форматированный текст Зотеро EndNote Менеджер ссылок РефВоркс
Параметры Отметить как дубликат Найдите его в Scholar Запросить удаление из индекса Перевести на английский Лист регистраций изменений
Править
Философия разума
Добавить ключевые слова
10.1007/s13164-022-00623-3
PhilArchive
Загрузить копию этой работы Бумаги в настоящее время заархивированы: 78 842
Внешние ссылки
Настройте учетную запись с вашей принадлежностью для доступа к ресурсам через прокси-сервер вашего университета
Через вашу библиотеку
- Войдите / зарегистрируйтесь и настройте свой преобразователь OpenURL
- Настройте собственный преобразователь
Самосознание и Интенциональность. Переоценка тезисов Брентано и Розенталя. Педро М. С. Алвес — 2015 — Философская дисциплина. 25 (2): 149-165.
Сознание: разновидности внутренней теории. Томас Натсулас — 1993 — Journal of Mind and Behavior 14 (2): 107-32.
Краткое изложение парадокса сознания: сознание, концепции и мысли высшего порядка. Рокко Дженнаро — 2013 — Журнал исследований сознания 20 (11-12): 6-30.
Психические состояния, сознательное и бессознательное. Джейкоб Бергер — 2014 — Философский компас 9 (6):392-401.
Приводит ли сознание к самосознанию? Рокко Джозеф Дженнаро — 1991 — Диссертация, Сиракузский университет
Сознание, содержание и метакогнитивные суждения. Дэвид М. Розенталь — 2000 — Сознание и познание 9 (2): 203-214.
Самосознание и феноменальный характер. Грег Янцен — 2005 — Диалог 44 (4):707-733.
Теория разума Ницше: сознание и концептуализация. Пол Кацафанас — 2005 — Европейский философский журнал 13 (1): 1-31.
Возвращение к состоянию сознания. Пьер Жакоб — неизвестно
Сознание, внимание и рабочая память: эмпирическая оценка теории сознания Принца. Дэвид Барретт — 2014 — Journal of Consciousness Studies 21 (9-10):7-29 .
Степени Сознания. Эндрю Ю. Ли — готовится к публикации — Noûs .
Сознание состояния и сознание существа: реальное различие. Нил Кэмпбелл Мэнсон — 2000 — Философская психология 13 (3): 405-410.
Является ли разум сознательным, функциональным или и тем, и другим? Макс Велманс — 1990 — Behavioral and Brain Sciences 13 (4):629-630.
Осведомленность высшего порядка, искажение фактов и функция. Дэвид Розенталь — 2012 — Осведомленность высшего порядка, искажение фактов и функция 367 (1594):1424-1438.
Добавлено в ПП
16.