Что значит феминистка: Что такое феминизм? — все самое интересное на ПостНауке

Что такое феминизм в России?

Что такое феминизм в России? | Colta.ru  

13 февраля 2014Colta SpecialsЛикбез

288

Похороны куклыКраткий курс: свободная музыкаКак реформировать здравоохранение в России?Краткий курс: фри-джазВиктор Шендерович. Короткая похвала иронииКак написать «Тетрис»Как работают поисковые системыАнатолий Найман: жизнь без рецептаЧто такое постсоветский человек?Что такое культура?Нужен ли госзаказ в кино?С чего начинается музей?

Смотреть все материалы
 

COLTA.RU продолжает рубрику «Ликбез», в которой эксперты делятся с нами своими взглядами на основополагающие понятия и явления культуры и истории. Журналист и литературный критик Анна Наринская коротко излагает историю феминистского движения, чтобы объяснить, почему в России его толком не было и до сих пор нет.

Анна Наринскаяsvoboda.org

Термин feminist появился в английском языке в 80-е годы XIX века и обозначал женщин и мужчин, поддерживающих идею юридического и политического равноправия полов. Это, разумеется, не значит, что мысль, которая сегодня квалифицировалась бы как «феминистская», не существовала и не развивалась до этого времени. Например, моя «любимая», если можно так выразиться, феминистка — Афра Бен: английская писательница, драматург и авантюристка эпохи Реставрации. В эссе «Собственная комната» — важнейшем тексте о женщине и литературе, точнее, о женщине и слове — Вирджиния Вулф пишет о ней как об одной из первых женщин-писательниц, чей голос был услышан и распознан именно как женский.

Портрет Афры Бен© Mary Beale

Расцветом феминистской мысли считают конец 1960-х — 70-е — начало 80-х. Именно тогда феминистские дискуссии на Западе окончательно вышли из предоставленного им маргинального загона и стали рассматриваться как дискуссии о состоянии общества и мысли вообще. Работы этого времени, кстати, — первые теоретические феминистские тексты, которые стали известны в нашей стране среди, ну скажем так, людей, стремящихся к знанию (о выдержках из Коллонтай и Крупской я сейчас не говорю). Это связано с тем, что на волне настигшего многих в девяностые интереса к новой французской философии до нас вместе с Фуко и Бодрийяром дошли работы Юлии Кристевой с ее соображениями о «мужском контроле над языком».

Этот бум феминистских дискуссий в конце шестидесятых привел к тому, что сформировалась теория (а на деле — смешение теорий) радикального феминизма. Радикальный феминизм рассматривает (и оспаривает) женскую позицию не только в общественной и политической жизни, но и во всех остальных сферах, включая жизнь интимную. Одно из самых растиражированных утверждений радикального феминизма «личное есть политическое» вполне точно суммирует его суть. Вся история такого важнейшего для США феномена, как

sexual harassment (то есть определение, что есть сексуальное домогательство, и решение о том, что оно должно быть наказуемо), — итог признания обществом ценности этих мыслей.

«Радикальным» этот вид феминизма оказывается в соотношении с двумя феминистскими течениями, сформировавшимися задолго до него, — либеральным и марксистским.

Либеральный феминизм сосредотачивается на требованиях всяческого равноправия в общественной жизни. Для меня главное имя в либеральном феминизме — мужское. Это имя Джона Стюарта Милля, важнейшего философа XIX века, одного из основоположников философии либерализма. Для него свобода женщины была частью развиваемой им концепции индивидуальной свободы.

Шарж на Джона Стюарта Милля в журнале Punch, 1867

В 1869 году Милль выпустил работу «Подчиненность женщины», в которой утверждал, что подчиненное состояние женщины — реликт первобытного прошлого, а не результат прогресса и что, оставшись «замороженным» веками, именно оно сейчас этот прогресс и тормозит. Эта работа имела эффект взорвавшейся бомбы, была предметом невероятных споров и злопыхательств. Ее практически моментально перевели на множество языков, в том числе и на русский.

Неприятные «стриженые женщины» русской литературы того времени (и в том числе персонажи из «Бесов», вышедших в 1871-м) — это они Милля начитались.

Сегодня в границах так называемого цивилизованного общества — то есть в Европе и в Северной Америке — требования либерального феминизма можно считать выполненными. Я, можно сказать, зафиксировала официальное признание этого из уст важнейшего деятеля движения. Несколько лет назад на книжную ярмарку non/fiction приезжала та самая Юлия Кристева. Сейчас это прекрасная пожилая дама, которая — в смысле борьбы за женские права — интересуется только третьим миром, потому что считает, что в Европе достигнуто абсолютное равноправие мужчин и женщин.

Юлия Кристева, 1989

Феминистки-марксистки в ответ сказали бы, что это абсолютное равноправие в классовом обществе де-факто доступно только представительницам среднего класса, но это сегодня не самая популярная дискуссия.

Все вышесказанное, конечно, самый беглый набросок, необходимый для того, чтобы перейти к нам, любимым. Вот что такое «феминистка» в глазах нашего, скажем так, среднестатистического соотечественника (и соотечественницы)? Это психопатка, которая даст по морде тому, кто подаст ей пальто или откроет перед нею дверь. Типа это у нее каприз такой. Ну и еще есть мнение — реже произносимое вслух, — что они все либо лесбиянки, либо как-то особо фордыбачат в постели.

Последние соображения — это, кстати, типичное «слышал звон, да не знаю, где он». Изначально этот звон исходил от невероятно успешной книги Жермен Грир «Женщина-евнух», вышедшей в 70-м году. Идея Грир была в том, что в традиционной семье сексуальность женщины страшно зажата, потому что семейная жизнь, включая ее интимную сторону, сконструирована мужчинами. И соответственно роль женщины сведена до позиции евнуха. Эта книга была настоящим бестселлером, продавалась в универмагах и стала частью поп-культуры. В совершенно прелестной книге Сью Таунсенд «Секретный дневник Адриана Моула», вышедшей в Великобритании в начале 80-х (она написана от лица 14-летнего мальчика, живущего в бедном английском пригороде), описано, как мама героя читает книжку Жермен Грир и ей абсолютно сносит крышу: она перестает красить ногти, брить ноги и носить лифчик.

И вот этими своими небритыми ногами она идет в магазин, а весь пригород в ужасе на нее смотрит.

«Женщина-евнух» Жермен Грир

Что пронзает сердце, когда из нашего угла читаешь это? Что в Советском Союзе ничего подобного не было. У нас женщины даже и не успели по-настоящему, по полной, как сказали бы мои дети, побороться за свои права. Только женщины «с самосознанием» успели развернуться, как случилась революция и им это все дали сверху, в виде директив. В итоге произошло то, что с директивами происходит всегда. Они: а) выполнялись формально; б) воспринимались враждебно или в лучшем случае иронически. Скажем, фигура Александры Коллонтай, которая олицетворяет собой советский феминизм, совершенно по-разному рассматривается у нас и на Западе. У них это важный персонаж, первая женщина, которая стала министром и насаждала равноправие, как считается огромным числом западных экспертов, с большим успехом. А мы сами что знаем про Коллонтай, кроме того, что она продвигала «теорию стакана воды», приравнивающую сексуальные отношения к любому другому физиологическому акту?

Александра Коллонтай

Другой популярный (и всем известный) советский «феминистский» лозунг: ленинское «Каждая кухарка должна научиться управлять государством». По статистике к 60-м годам Советский Союз являлся местом с самой большой в мире долей женщин в среднеуправленческих слоях. Имеются в виду все эти тети с халами на голове, все эти описанные Галичем «товарищи Парамоновы», сидящие в обкомах и исполкомах. Их присутствие на этих местах, понятным образом, никак не отменяло — на человеческом уровне — отношения типа «бабы — дуры» и вообще полного семейного неравноправия, а возможно, только укрепляло его.

А если же говорить о думающих и даже диссидентствующих слоях общества — то там идея была в сопротивлении государственному давлению в общем, и отдельно о дискриминации женщин никто не думал.

К тому же здесь имеется еще интересный нюанс. Феминизм во всех своих проявлениях предполагает сопротивление конвенциональным религиям: любая религия предполагает, что женщина должна знать свое место — пусть не второстепенное, но специальное и неравноправное. А в 70-х — начале 80-х множество представителей интеллигенции — диссидентской и в том числе еврейской — обратились к религии, поскольку она рассматривалась как противоядие от совка.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит»© Мосфильм

В принципе, совершенно консенсусный взгляд жителей Советского Союза выражен в фильме «Москва слезам не верит». Там сказана очень простая вещь: баба может зарабатывать сколько угодно, решать будет мужчина. Забавный факт, что этот фильм вышел в 80-м году, когда в США как раз был всплеск феминистской борьбы. И при этом ему дали «Оскар» — по мнению многих, он раскрывал сущность «другого», а говоря проще — повествовал о таинственной русской душе. Рейгану перед встречей с Горбачевым специально показывали эту ленту, чтобы он мог лучше понять своего заокеанского собеседника.

На смену советской власти пришел, выражаясь штампованно, но не то чтобы неправильно, капитализм с культом богатства. И — что в нашем случае важнее — культом успеха. У этого успеха очень быстро сформировался гендерный признак. Для мужчины успех означал быть богатым, для женщины — быть подругой богатого. Эта конфигурация сохранилась по сей день. Можно провести эксперимент и спросить у публики, кто такая Даша Жукова, — будьте уверены: ответ будет не «важный галерист и издатель», а «подруга Абрамовича».

На Западе время прямой борьбы женщин за права практически закончилось.

Такое мнение ощущается привычным и уютным. Соответственно на него, чтобы угодить и тем самым получить прибыль, работает вся машина коммерческой поп-пропаганды. И с чистосердечной прямотой: любой книжный завален книгами типа «Как выйти замуж за миллионера», «Путь к сердцу мужчины лежит через желудок», «Сделай свой имидж таким, чтобы понравиться мужчине». И с некоторой постмодернистской фигой в кармане, как это сделано в сериале Валерии Гай Германики «Краткий курс счастливой жизни». В этом смысле его интересно сравнить с американским прообразом — сериалом «Секс в большом городе». Он тоже предлагает четырех баб, которые думают только о мужиках, сексе и т.д., но номинально они все очень карьерно успешные женщины, то есть предъявлено: у них в жизни есть еще что-то кроме. А Гай Германика сажает своих героинь в замшелый офис, они покупают что-то в переходе, вообще живут ужасной жизнью, не говорят и не думают ни о чем, кроме своих отношений с мужчинами.

Кадр из сериала «Краткий курс счастливой жизни»© Первый канал

Сегодня, казалось бы, многие феминистские ценности могли бы проникать сюда из западной телепродукции, проще говоря, из сериалов, которыми все сейчас так увлечены. Но! На Западе, как я говорила, время прямой борьбы женщин за права практически закончилось ввиду исключительных успехов на этом поприще, и большинство сериалов отражает эту ситуацию. Возьмем продвинутые, скажем так, фильмы — датский сериал «Преступление» (и его американский ремейк «Убийство») или датско-шведский «Мост», которые считаются исключительно феминистскими шоу, потому что предъявляют нам женщину-детектива как в некотором смысле супергероиню. Но если раньше в любом кино женщина-полицейский должна была постоянно доказывать коллегам-мужчинам, что она не хуже их, и в этом состояла одна из нитей напряженности сюжета, то здесь этого уже нет и быть не может. Ее превосходство оправдано ее званием, и этим можно уже не заниматься, есть дела поважнее. В «Преступлении», первый сезон которого я лично считаю одним из высочайших достижений телекино в принципе, имеется даже некое возвращение к женственности. Ошибки, которые допускает героиня, и прозрения, которые ее посещают, часто связаны как раз с тем, что она женщина. Это прямо-таки реабилитация словосочетания «женская логика», которое на Западе еще недавно сочли бы сексистским.

Какие женские права отстаивают Pussy Riot — мы не знаем.

То есть мы пропустили время «их» прямых феминистских высказываний — таких, как в фильме «Тельма и Луиза» (что не значит, что мы этот фильм не смотрели, а значит, что мы не воспринимали его как фильм о «женском»), — и сразу вступили во время высказываний более сложных. Которые нам — не имеющим феминистской предыстории — довольно сложно распознать.

В смысле того, что у нас сегодня с феминизмом происходит, исключительно иллюстративен пример Pussy Riot. Члены этой группы называют себя феминистками, но знает ли кто-нибудь о феминистской платформе Pussy Riot? Даже если она где-то у них сформулирована, она совершенно ни до кого не доходит, включая даже интересующихся — например, меня. Для общества важно, что они против Путина, против РПЦ и за защиту прав заключенных, и вообще важно, что они есть. Какие женские права они отстаивают — мы не знаем. Феминистская составляющая их воззрений, какая бы она там ни была, никого не интересует, и, честно говоря, не похоже, чтобы они как-то сильно интересовались ею сами. Во всяком случае, они это не демонстрируют.

И это очень показательно. Что такое было бы сейчас стать настоящей феминисткой в России? (Я сознательно не говорю здесь о совершенно дискредитированном «официальном» феминизме имени Марии Арбатовой, о бойких колумнистках про «секс и отношения», чья позиция сводится к извечному «все мужики — сволочи», и — к сожалению — об очень мне нравящихся умных теоретиках, таких, например, как Надежда Плунгян, которых именно их «умность», думаю, делает сегодня маргинальными. )

Что такое «феминистка» в глазах нашего, скажем так, среднестатистического соотечественника (и соотечественницы)? Это психопатка, которая даст по морде тому, кто подаст ей пальто или откроет перед нею дверь.

Быть сейчас феминисткой в России означает, по моему убеждению, пойти на сознательное упрощение своей позиции. Надо говорить о тех позициях и достижениях феминизма, которые мы — в силу изложенных выше обстоятельств — пропустили. И говорить об этом доступным, понятным языком. Надо обсуждать и отстаивать вещи, которые на Западе давно уже обговорены, стали там банальностью и даже всем надоели и на которые вследствие этого здесь принято смотреть свысока. Речь идет, например, о так презираемой всеми политкорректности. И в этом смысле становятся актуальными все эти смехотворные истории со щипанием за задницу или прочитанная мной недавно в Фейсбуке история о том, как учительница предложила школьнице помыть пол со словами «ты же будущая хозяюшка». Для начала надо, чтобы сами женщины понимали, что щипок за задницу — это не комплимент, а унижение и почему нельзя, чтобы учительница говорила такое, а потом уже обсуждать более сложные проблемы.

Из всех людей, которые выражали свое мнение публично, самой близкой к такой позиции мне кажется Маша Гессен — во всяком случае, пока она здесь жила. Я знаю, что она отнюдь не во всех кругах популярна, — и многие ее оппоненты мне куда симпатичнее, чем она, и сама я по огромному количеству вопросов с ней не согласна. Но в этом смысле ее поведение мне казалось самым последовательным и самым практически правильным. Ей было не зазорно обо всем этом — банальном — говорить, она не боялась показаться в этом смысле кому-то смешной и недостаточно интеллектуальной. А это очень важно.

Записал Денис Бояринов

Понравился материал? Помоги сайту!

Тест

Разбираетесь в искусстве XX века?

Давайте проверим вас на птицах и арт-шарадах художника Егора Кошелева

новости

11 марта 2022

14:52COLTA. RU заблокирована в России

3 марта 2022

17:48«Дождь» временно прекращает вещание

17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру

16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России

15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах

Все новости

Новое в разделе «Colta Specials»Самое читаемое


Быть русским, сопротивляться Смерти

22645


Без будущего

26646


У разбитого корыта

20783


Будущего не будет

24265


Уязвимое будущее

22405


От редакции COLTA

84295


Культура во время «военных операций»

57959


Полифонические свидетели конца и начала. Эссе Ганны Комар

13472


Отделения

2434


Приход отца Александра Меня и позднесоветская интеллигенция

1138


Письмо папе

3295


Оливия Плендер. «История Королевства зверей»

1026

Сегодня на сайте

Вокруг горизонтали
Встреча на Ленивке (Первые три часа) 

Пятичасовой разговор Елены Ковальской, Нади Плунгян, Юрия Сапрыкина и Александра Иванова о том, почему сегодня необходимо быть в России. Разговор ведут Михаил Ратгауз и Екатерина Вахрамцева

14 марта 202321875

Вокруг горизонтали
Встреча на Ленивке (Еще два часа) 

Вторая часть большого, пятичасового, разговора между Юрием Сапрыкиным, Александром Ивановым, Надей Плунгян, Еленой Ковальской, Екатериной Вахрамцевой и Михаилом Ратгаузом

14 марта 202312026

Вокруг горизонтали
Мария Рахманинова: «Государство — это не несомненное благо»  

Арнольд Хачатуров и Сергей Машуков поговорили с историком анархизма о судьбах горизонтальной идеи в последние два столетия

21 февраля 202314014

Вокруг горизонтали
Коливинги как модель для активизма 

Социолог Любовь Чернышева изучала питерские квартиры-коммуны. Мария Мускевич узнала, какие достижения и ошибки можно обнаружить в этом опыте для активистских инициатив

13 февраля 202314219

Вокруг горизонтали
«Конфликты — это нормально». О подводных камнях горизонтального  

Горизонтальные объединения — это не только розы, очень часто это вполне ощутимые тернии. И к ним лучше быть готовым

10 февраля 202316285

Вокруг горизонтали
Что мешает антивоенному движению объединиться? 

Руководитель «Теплицы социальных технологий» Алексей Сидоренко разбирает трудности антивоенного движения и выступает с предложением

24 января 202320879

Colta Specials
Быть русским, сопротивляться Смерти 

Будущее зависит от практик выживания, считает Кирилл Медведев

24 января 202322645

Colta Specials
Без будущего 

Александр Морозов о возможных выходах из катастрофы 2022 года

24 января 202326646

Colta Specials
У разбитого корыта 

Ольга Романова о лучшем варианте из ужасных

24 января 202320783

Colta Specials
Будущего не будет 

Лина Булахова и Оксана Тимофеева отменяют власть и самих себя

24 января 202324265

Colta Specials
Уязвимое будущее 

Елена Фанайлова разбирается с настоящим

24 января 202322405

Вокруг горизонтали
Как сообществам работать безопасно и сообща 

Маленький путеводитель по самому необходимому для вашего спокойствия и продуктивности — от новых цифровых сервисов до практик XIX века

26 декабря 202235149

какая вы феминистка? • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсВведение в гендерные исследованияАудиолекцииМатериалы

Ответьте на вопросы и узнайте, какое течение феминизма вам подходит

Подготовил Даниил Жайворонок

Начать тест

Изображения: Участница феминистской акции. Сан-Франциско, 1969 год
© Getty Images

Теги

Тест

Обложка: Участница феминистской акции. Сан-Франциско, 1969 год © Getty Images

Радио ArzamasЧто на самом деле говорил Заратустра?

Ахура-Мазда, Авеста, поклонение огню и похороны со стервятниками: новый курс — о зороастризме, религии Древнего Ирана и части современной Индии

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Аудиолекции

19 минут

1/6

Почему гендер есть у всех, но у каждого — свой?

Что такое гендер и почему женщинами и мужчинами не рождаются, а становятся

Читает Елена Здравомыслова

Что такое гендер и почему женщинами и мужчинами не рождаются, а становятся

9 минут

2/6

Чем занимается наука о гендере?

Почему о гендере должен знать каждый — и почему изучать его в России может быть противозаконно

Читает Елена Здравомыслова

Почему о гендере должен знать каждый — и почему изучать его в России может быть противозаконно

14 минут

3/6

Что такое маскулинность и почему мужчинам не легче, чем женщинам?

Как оказалось, что «настоящих мужчин» больше нет, и почему это правильно

Читает Анна Тёмкина

Как оказалось, что «настоящих мужчин» больше нет, и почему это правильно

14 минут

4/6

Что такое сексуальность и как она меняется? (18+)

Почему гетеросексуальность считалась извращением и как субкультуры повлияли на науку о гендере

Читает Александр Кондаков

Почему гетеросексуальность считалась извращением и как субкультуры повлияли на науку о гендере

33 минуты

5/6

Почему забота — это категория науки о гендере и как общество мешает нам заботиться о других?

Зачем заботиться о том, кто заботится, и почему это важно в масштабах человечества

Читает Елена Здравомыслова

Зачем заботиться о том, кто заботится, и почему это важно в масштабах человечества

13 минут

6/6

Что такое гендерное неравенство и почему это не о женщинах против мужчин?

Почему уравнение в правах — это прошлый век и откуда в патриархатном обществе уязвленные мужчины

Читает Екатерина Бороздина

Почему уравнение в правах — это прошлый век и откуда в патриархатном обществе уязвленные мужчины

Материалы

Таблица: 5 главных споров феминизма

От коммерческого секса до современной поп-культуры

Тест: какая вы феминистка?

Найдите себе феминистское течение по душе

Что читать: 5 книг о гендере и феминизме

От учебника до манифеста феминистской ярости

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Что для вас значит феминизм?

Это вопрос, который мы задали сотрудницам RingCentral в честь Международного женского дня (IWD ) 8 марта 2022 г. — всемирный день, посвященный социальным, экономическим, культурным и политическим достижениям женщин и отмечающий призыв к действиям по ускорению достижения равенства женщин. IWD зародился в результате рабочих движений в Северной Америке и Европе в начале 1900-х годов и стал основным всемирным праздником после его принятия Организацией Объединенных Наций в 1919 году.77.

IWD воплощает в себе Феминизм , целью которого на базовом уровне является достижение равных социальных, политических и экономических прав для женщин. Первоначально феминизм сосредоточился на избирательных правах женщин и правах собственности. Затем пришло Женское освободительное движение 1960-х годов, которое сосредоточилось на вопросах, помимо правового статуса женщин, включая сексуальность, репродуктивные права, гендерные роли, а также патриархальные взгляды и культуру.

Феминизм много значит для разных людей. Вот некоторые взгляды моих коллег-женщин на феминизм 9.0003 :

«Феминизм — это равенство. Дело не в том, что одна сторона против другой, а скорее в равенстве для всех. Это изменение приоритетов доступа и возможностей, чтобы мы могли положить конец несправедливой практике, которая удерживает женщин, цветных людей и представителей ЛГБТК от полного равенства и справедливости».

«Равные возможности для всех, независимо от пола. »

«Феминизм означает для меня свободу всех полов от принижающих и опасных стереотипов. Это означает свободу для всех достичь своего личного величия. Феминизм включает. Это мощно. Это сила».

«Для меня феминизм — это больше, чем защита прав женщин. Покойный судья Рут Бейдер Гинзбург определила феминизм, потому что она отстаивала то, что правильно, и точка… независимо от мужчины или женщины. Ее взгляды заключались в том, чтобы законы не ущемляли наши права как людей, и это то, к чему мы все должны стремиться. Защищать тех, кто не может сделать это сам, быть защитниками тех, у кого нет голоса, для меня это и есть феминизм. »

«Способ устранения дисбаланса между мужчинами и женщинами в обществе — направлен на включение всех, женщин, мужчин и небинарных ».

Феминизм эволюционировал, и за последние 120 с лишним лет в области прав женщин было сделано много шагов, и, по словам наших респондентов RingCentral, феминизм сегодня означает равенство для всех полов. Безусловно, нам есть над чем работать по всем направлениям.

В RingCentral мы отмечаем Международный женский день 8 марта (и стремимся к этому каждый день) и его тему 2022 года: #BreakTheBias. Мы также разделяем видение:

Представьте себе гендерно-равный мир.

Мир без предубеждений, стереотипов и дискриминации.

Мир разнообразный, справедливый и инклюзивный.

Мир, в котором ценят и отмечают различия.

Вместе мы сможем обеспечить равенство женщин.

Все вместе мы можем #BreakTheBias.

Что для вас значит феминизм? Не стесняйтесь делиться своими мыслями и отмечать @RingCentral в социальных сетях. Для получения дополнительной информации о IWD посетите нашу веб-страницу.

Что означает термин «феминизм»?

В течение последних нескольких лет феминизм привлекал к себе значительное внимание в центре внимания, и значение феминизма широко обсуждалось. Начиная с Женского марша 2017 года, когда более 5 миллионов человек выступили в поддержку прав женщин, и заканчивая постоянно актуальным движением #MeToo, протестующим против сексуальных домогательств и нападений, феминизм — это тема, которая в последнее время стала магнитом для содержательных дискуссий, а также для освещения в прессе. .

Но все это внимание повлекло за собой множество споров. В центре дебатов стоит давний вопрос о том, что такое феминизм . Но в разгар политических дискуссий легко забыть, что феминизм — это слово. У всех нас есть представление о том, что мы ассоциируем с феминизмом или как мы ожидаем, что феминистки будут выглядеть, но что на самом деле означает феминизм ?

«Феминизм» в словаре

Trusted Merriam-Webster (которая также назвала феминизм словом года на 2017 год) определяет его как «теорию политического, экономического и социального равенства полов; или организованная деятельность в защиту прав и интересов женщин». В нем также отмечается, что первое использование термина «феминизм» в английском языке произошло в 1841 г.

В том же духе Dictionary.com говорит, что феминизм — это «доктрина, защищающая социальные, политические и все другие права женщин, равные правам мужчин». Ни одно из этих определений вряд ли вызовет разногласия, и при этом они, кажется, не воплощают в себе сложные убеждения динамичного политического движения. Для этого мы должны углубиться в происхождение и этимологию феминизма.

Происхождение слова «феминизм»

Интересно, что термин «феминизм» впервые был связан с правами женщин французским философом и радикальным социальным утопистом Шарлем Фурье в 1837 году.0061 féminisme , чтобы поговорить о расширении прав и возможностей женщин. Английское слово «феминизм» — это прямая англизация féminisme , но исходное французское слово можно разбить этимологически. Его происхождение происходит от старофранцузского feminin , происходящего от латинского слова femina , означающего «женщина», и — isme происходит от латинского суффикса — ismus , который превращает существительное в практику, систему или учение.

Уже было замечено, что «феминизм» впервые появился в английском языке в 1841 году, но изначально не имел политической ассоциации — лишь отмечая, что что-то было связано с женщинами. Это стало ссылкой на прогрессивную политику женщин в 189 г.0-х годов с движением за избирательное право женщин (теперь оно называется «Первая волна» феминизма). Движение присвоило этот термин в соответствии со своими потребностями, а не получило его откуда-то еще.

Но все же это мало говорит нам о текущем использовании этого слова. Следующий очевидный вариант — посмотреть, что сами феминистки говорят о феминизме.

@баббель

Как бы вы описали женщин на вашем языке? В этот Международный женский день мы попросили нашу команду Babbel описать женщин 🧡💜 #IWD2023 #internationalwomensday #IWD #bilingual #multilingual #polyglot #education #feminism

♬ Я ЖЕНЩИНА – ЭММИ МЕЛИ

Так что же такое

Феминизм?

Исследования с использованием стандартных источников пока только продвинули нас в наших поисках, поэтому пришло время обратиться к экспертам. В большинстве работ по феминистской теории утверждается, что, хотя феминизм трудно определить, существуют нити преемственности во времени и в вере. Например, феминизм постоянно концептуализировал себя как отдельный от основной культуры. Он часто носит радикальный, мятежный и политический характер, отсюда его тесная связь с маршами и протестами. Феминизм также академически занимается теорией, критикующей доминирующие культурные убеждения, а именно женоненавистничество.

«Феминизм — это движение за прекращение сексизма, сексистской эксплуатации и угнетения».

Быстрый обходной путь для тех, кто может не знать, что такое женоненавистничество: Google определяет его как «неприязнь, презрение или укоренившееся предубеждение против женщин». Намного старше слова «феминизм», оно происходит непосредственно от древнегреческого misogunia (μισογυνία), буквально означающего «ненависть к женщинам». Его можно проследить до 150 г. до н.э., но впервые он появился на английском языке в 17 веке.

Белл Хукс — одна из известных академических феминисток, которая много писала о женской борьбе и критике динамики социальной власти. Как популярный современник феминистской мысли, ее работа на эту тему может быть полезной для тех, кто все еще в замешательстве. В одной из своих многочисленных книг « Феминизм для всех» она определяет феминизм как «Проще говоря, [это] движение за прекращение сексизма, сексистской эксплуатации и угнетения». Ясно, что ее идея феминизма более политична, чем предыдущие определения, и использует более резкие формулировки.

Другой автор, Чимаманда Нгози Адичи из Нигерии, внесла значительный вклад в популяризацию феминизма. Она дала настоящий импульс слову и определению «феминистка» в своем выступлении на TED о феминизме, где, по ее словам, феминистка — это «человек, который верит в социальное, политическое и экономическое равенство полов» (это выступление и определение были семпл песни Бейонсе «***Flawless»).

Позже Адичи написал книгу « Мы все должны быть феминистками », в которой было процитировано высказывание: «Кто говорит, что он феминист, тот чертов феминист». По сравнению с примечаниями крючков, определение Адичи больше совпадает со словами словарей. Тут видно, что даже у современных феминисток разные представления о феминизме.

Теперь, если вы были свидетелями интернет-активизма за последние несколько лет, вы, вероятно, видели знаменитую цитату Флавии Дзодан «Мой феминизм будет интерсекциональным, иначе это будет чушь». (Более подходящие для работы настроения, вдохновленные этим, например: «Если ваш феминизм не интерсекционален, то это не феминизм», также довольно популярны.) Ее цитата определяет «границы» феминистской мысли за пределами простого гендера. равенства, но включает и другие «пересекающиеся» проблемы идентичности, с которыми сталкиваются женщины, такие как раса, класс, сексуальность, способности и так далее. Это мягкое определение феминизма стало более популярным в последнее время в связи с широким притоком молодых людей, интересующихся феминизмом.

Если вы все еще сбиты с толку всем этим феминизмом (в нем может быть много всего), вы всегда можете вернуться к этому простому и остроумному определению Мари Шир:

«Феминизм — это радикальное представление о том, что женщины люди».

Добавить комментарий