Развитие когнитивного мышления – теория и процесс
- Что значит мыслить когнитивно?
- Виды когнитивного мышления
- Как развивать когнитивное мышление: 15 способов
Человек с самого рождения учится мыслить и общаться с миром, при этом его мозговая деятельность постепенно совершенствуется. Когнитивная мыслительная активность – это процесс, при котором развиваются все виды мыслительных процессов, таких как логика, интеллект, внимание, восприятие, память, нахождение решений, создание понятий.
Давайте подробно поговорим об особенностях когнитивного мышления и о процессе его развития.
Что значит мыслить когнитивно?
В психологии под когнитивным мышлением подразумевают эмоциональный интеллект, то есть способность человека распознавать эмоции и желания и управлять ими. Такой навык помогает нам в решении задач и достижении целей в жизни, в общении, в профессиональной и повседневной деятельности.
Личность с развитым когнитивным мышлением:
- производит действие;
- осознает происходящее;
-
способна запоминать информацию;
-
сосредоточена;
-
сконцентрирована;
-
отличается богатым воображением;
-
может принимать рациональные решения;
-
логически мыслит.
Человек, который обладает всеми этими навыками в комплексе:
-
невероятно талантлив;
-
умеет воспринимать большой объем информации, легко запоминать ее и быстро анализировать;
-
делает верные выводы и принимает конструктивные решения;
-
подходит к задачам не только логически, но и творчески, креативно;
-
уделяет внимание действительно важным вещам, не тратя время понапрасну.
Обладать такими умениями может любой человек, если он будет развивать в себе когнитивное мышление. Как это сделать – рассказывают наши преподаватели на дистанционном курсе профессиональной переподготовки «Когнитивно-поведенческая терапия в практике психолога». Вы освоите профессию психолога, научитесь актуальным когнитивно-поведенческим подходам и методам развития мышления, сможете консультировать других людей в вопросах психологии.
Виды когнитивного мышления
На характер когнитивного мышления будут влиять:
-
особенности личности;
-
уровень ее опыта взаимодействия с социумом;
-
знания и навыки;
-
способность к решению задач;
-
уровень логики;
-
концентрация внимания;
-
развитие памяти.
Психологи считают, что когнитивная мыслительная активность может быть трех видов:
-
Наглядно-действенная (формируется у детей до 3-х лет, нацелена на решение конкретных задач и на познание окружающего мира при помощи ручных манипуляций, то есть, кроха должна все потрогать, помять, подержать в руках, тогда детский мозг воспримет и запомнит информацию).
-
Наглядно-образная (характерна для детей дошкольного возраста 3-7 лет, преобразовывает обобщенное мышление в конкретные образы при помощи зрительного восприятия, то есть, малышам достаточно увидеть окружающие предметы, чтобы определить, для чего они нужны и в чем принесут пользу).
-
Отвлеченная (проявляется у школьников и взрослых людей, способных мыслить обобщенными сложными образами, даже без наглядности).
Необходимо понимать, что улучшить свои когнитивные навыки можно в любой момент и в любом возрасте, для этого следует уделять время самосовершенствованию в разных областях, учиться, развивать умственную и двигательную деятельность.
Как развивать когнитивное мышление: 15 способов
-
Качество жизни и успешность человека напрямую зависят от мышления и восприятия, поэтому развивать их обязательно нужно. Есть множество способов усовершенствовать когнитивное мышление. Расскажем о самых популярных из них:
-
Проследите за режимом питания и рационом. Пересмотрите качество и состав продуктов, которые употребляете в пищу ежедневно, ведь для активной работы мозга организм человека должен получать достаточно высокое количество витаминов и минеральных веществ. Проанализируйте, хватает ли вам сахара, жирных кислот, аминокислот. Прежде всего, мозг «любит» блюда из яиц, разнообразные орехи, свежие овощи и горький шоколад;
-
Регулярно выполняйте упражнение «Слон». Встаньте, расслабьте колени, при этом левое ухо должно тесно прижиматься к плечу. Вытяните руки перед собой, затем представьте будто бы вы чертите пальцем цифру восемь.
- Рисуйте синхронно. Чтобы выполнить это задание потребуется большой лист бумаги, а в каждую руку следует взять по карандашу. Одновременно обеими руками на листе нужно изобразить зеркальные рисунки (это могут быть сначала простейшие фигуры, а с опытом переходите к более сложным рисункам). Такое упражнение хорошо действует на координацию глаз и развивает мелкомоторные навыки;
- Преодолевайте тяжесть. Для этого следует сесть на стул и принять удобное положение, поставив ноги перед собой, ступни при этом должны касаться пола. Затем скрестите ноги в районе голеностопа, слегка согнув колени. Очень медленно выдохните, а на вдохе примите первоначальное положение. Повторите упражнение не меньше четырех раз подряд, оно развивает навык равновесия и приводит в норму восприятие действительности;
-
Используйте упражнение «Скрещивание движений». Это легко выполнимая техника подойдет и взрослым, и детям. Лягте на пол или на диван, согните ногу и дотроньтесь левым коленом до правого локтя (а потом наоборот). Совершайте действия медленно и плавно, без резких движений. При регулярном выполнении такое упражнение влияет не только на развитие интеллекта и координации, но и на оздоровление организма в целом;
-
Тренируйтесь по методу «Алфавит-8». Возьмите чистый лист бумаги и начинайте рисовать на нем лежащие друг на друге цифры 8. Руку при этом отрывать от бумаги нельзя. Чертите три восьмерки правой рукой, потом левой, а потом двумя одновременно. Далее включайте в задание и написание букв алфавита: чертите букву «а», потом три восьмерки, букву «б» и три восьмерки, и так далее до буквы «е»;
-
Включите в свою жизнь занятия спортом. Серьезные физические нагрузки очень хорошо влияют на работу мозга, развивают организм в целом, способствуют оздоровлению;
-
Применяйте числовой тренинг. Назовите свои ассоциации с каждым числом из ряда следующих чисел: 5, 11, 2, 48, 13. Далее – придумайте новые числа и продолжайте тренировать мышление;
-
Совершенствуйте память, погружаясь в воспоминания. Можно взять альбом со старыми фотографиями, ваши детские рисунки или дневники юности и провести время в компании своих воспоминаний. Такое занятие не только активизирует память, но и повысит настроение от памятных и трогательных моментов из прошлого;
-
Разгадывайте логические задачи, кроссворды, сканворды, головоломки, играйте в интеллектуальные игры – все это результативные способы для поддержания мозговой активности. А приятным бонусом будет отвлечение от негативных событий и повседневных проблем.
-
Назначайте раз в месяц день темноты – делайте все повседневные дела (уборка, питание, гигиенические процедуры) без света. Такой образ жизни не только поможет развить навык ориентации и равновесия, но и увеличит объем памяти.
-
Просматривайте видео только со звуком, но без изображения. Или наоборот – включайте видеокартинку, но выключайте звуковое сопровождение.
-
Выберите 3 картинки и представьте к каждой подходящую музыкальную композицию.
-
Гуляйте по городу без карты. Придумайте незнакомый маршрут и старайтесь пройти его, не используя карту и другие навигационные подсказки.
- Разговаривайте с самим собой. Такой способ помогает быстро находить ответы на любые вопросы, лучше сконцентрироваться на стоящих задачах, быстрее принять решение, снять эмоциональное напряжение.
Все эти методы выполнять не сложно, они не принесут дискомфорт в вашу жизнь. Поэтому можно смело брать на вооружение все пятнадцать тренингов и развивать когнитивные способности и мышление. Если вы будете уделять в день хотя бы 10-15 минут на эти упражнения – результат не заставит себя долго ждать!
Что такое когнитивный диссонанс? | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ
Елена Слободян
Примерное время чтения: 3 минуты
8526
Категория: Психология
Когнитивный диссонанс (от лат. cognitiо — «познание» и dissonantia — «несозвучность», «отсутствие гармонии») — это состояние, при котором в сознании человека возникают противоречивые знания, убеждения или поведенческие установки относительно некоторого объекта или явления. В таком состоянии человек становится беспокойным, у него возникает ощущение вины или стыда. Такое состояние также может вызвать стресс, пониженную самооценку, агрессию и т. д.
При появлении противоречивых когнитивных ощущений человек испытывает сильный психологический дискомфорт и на подсознательном уровне ищет пути решения этой проблемы.
Из-за чего возникает?
Среди основных причин возникновения когнитивного диссонанса:
— логическое несоответствие между определённым процессом или явлением и знаниями и представлениями о нём;
— несовпадение индивидуального мнения человека с мнениями большинства окружающих его людей;
— несовпадение ранее приобретённого опыта и повторившейся ситуации;
— следование культурным обычаям или традиционно сложившейся модели поведения вопреки собственному мнению о них.
В случае когнитивного диссонанса человек ищет любые средства, которые помогут ему устранить возникший психологический дискомфорт. Он может либо искать дополнительную информацию, подтверждающую его правоту или опровергающую новую информацию, либо находить пути ухода от ситуаций, усиливающих когнитивный диссонанс.
Короче говоря, при когнитивном диссонансе у человека будут срабатывать защитные механизмы, которые заключаются в оправдании своих мыслей и поступков или в их полном игнорировании.
В каком возрасте возникает когнитивный диссонанс?
Человек может столкнуться с когнитивным диссонансом в любом возрасте. Одним из примеров такого состояния может быть курение или употребление алкоголя. Человек не готов бросить пагубную привычку, несмотря на советы друзей, рекламу о нанесении вреда своему здоровью и т. д., считая, что она помогает ему справиться со сложными жизненными обстоятельствами.
Как избежать когнитивного диссонанса?
Избежать такого состояния поможет:
— поиск новой информации, касающейся ситуации или объекта, породившего диссонанс;
— смена одного или нескольких убеждений/мнений, участвующих в диссонансе;
— уменьшение значимости знаний, вызывающих диссонанс.
Смотрите также:
- Как использовать эмоции для достижения своих целей? →
- …Какие есть формы депрессии? →
- В чём секрет дежавю? →
психология человека
Следующий материал
Самое интересное в соцсетях
Новости СМИ2
определение познания из Медицинского словаря
познание
[kog-nish´un]действие или процесс познания, восприятия или запоминания. прил., прил. познавательный.
Энциклопедия и словарь Миллера-Кина по медицине, сестринскому делу и смежным вопросам здравоохранения, седьмое издание. © 2003, Saunders, издательство Elsevier, Inc. Все права защищены.
познание
(kog-ni’shŭn),1. Общий термин, охватывающий умственную деятельность, связанную с мышлением, обучением и памятью.
2. Любой процесс приобретения знаний.
[Л. cognitio ]
Медицинский словарь Farlex Partner © Farlex 2012
cognition
(kŏg-nĭsh′ən) n.1. Умственный процесс познания, включая такие аспекты, как осознание, восприятие, рассуждение и суждение.
2. То, что познается посредством восприятия, рассуждения или интуиции; знание.
познание прил.
Медицинский словарь American Heritage® Copyright © 2007, 2004, компания Houghton Mifflin. Опубликовано компанией Houghton Mifflin. Все права защищены.
мини-психический тест
Неврология Краткий клинический тест психического состояния, где каждый правильный ответ в серии вопросов дается один балл – сумма баллов 30 сезон, месяц, число, день – всего 5 баллов – 9 баллов0007Ориентация в пространстве Страна, штат, округ, город, место, больничная палата – 5 баллов
Познание Порядковый номер 7s–x 5 или заклинание мира в обратном направлении – 5 баллов
Краткий отзыв 9001 4 Назовите 3 предмета – всего 3 балла
Память Переименовать 3 вышеуказанных объекта – 3 балла
Выполнить команду, состоящую из трех частей Возьмите бумагу, сложите ее, положите на пол – 3 балла
Общее распознавание объектов Имя 2 знакомых объекта –2 балла
Распознавание общеупотребительной фразы ‘Никаких «если», «и» или «но» – 1 балл
Читать и соблюдать 7
Копия чертежа Пересекающиеся пятиугольники – 1 балл
Изменение психического статуса и оценка > 27 баллов чаще всего связаны с аффективной депрессией; депрессивные пациенты с когнитивными нарушениями имеют баллы ± 20, пациенты с истинной деменцией часто имеют баллы < 10 J Psych Res 1975; 12:189
Краткий словарь современной медицины McGraw-Hill. © 2002 The McGraw-Hill Companies, Inc.
познание
(kog-ni’shŭn)1. Умственная деятельность, связанная с мышлением, обучением и памятью.
2. Любой процесс приобретения знаний.
[Л. cognitio ]
Медицинский словарь медицинских профессий и сестринского дела © Farlex 2012
cognition
Умственные процессы, посредством которых приобретаются знания. К ним относятся восприятие, рассуждение и, возможно, интуиция.Медицинский словарь Коллинза © Robert M. Youngson 2004, 2005
Познание
Акт или процесс познания или восприятия.
Упоминается в: Экспертиза психического статуса
Медицинская энциклопедия Гейла. Copyright 2008 The Gale Group, Inc. Все права защищены.
познание
(kog-ni’shŭn)Общий термин, охватывающий умственную деятельность, связанную с мышлением, обучением и памятью.
[Л. cognitio ]
Медицинский словарь для стоматологов © Farlex 2012
Обсуждение пациентом когнитивных функций
В. Что такое когнитивно-поведенческая терапия для лечения депрессии? О чем все это? Пожалуйста, объясни? Может ли кто-нибудь, у кого это действительно было, объяснить, что это такое? Я не хочу где-то копировать и вставлять ответ с веб-страницы, просто простое объяснение в простых простых терминах, к которым я мог бы относиться.
A. Вы упомянули «например, мысли о бесполезности»Может ли кто-нибудь назвать другие примеры таких мыслей?
Больше всего я борюсь с чувством вины и стыда.
Другие:
Что другие думают обо мне как о выздоравливающем алкоголике, страдающем депрессией, имеющем сына, который несколько раз сидел в тюрьме.
—
Что вообще можно сделать с этими мыслями. Я не придумал ничего, что работало бы, кроме как предложить их всех обратно Богу и отпустить их всех.
Что еще может придумать профессионал лучше этого? Я действительно хотел бы знать. В противном случае, что толку от этого?
Этот контент предоставлен iMedix и регулируется Условиями iMedix. Вопросы и ответы не одобрены и не рекомендованы и предоставляются пациентами, а не врачами.
Что означает «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ»? — Changed Lives New Journeys
Изображение Freedigitalphotos by PixtawanКогнитивные нарушения являются обычным явлением после черепно-мозговой травмы . Человек может испытывать минимальные физические эффекты или не иметь их вовсе, но при этом значительно изменяться из-за когнитивных нарушений.
Поэтому важно понять, что на самом деле означает «когнитивный».
Почему-то мне пришла в голову идея орфографических пчел. Вы их помните? Учитель говорит «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ по буквам», и серьезным голосом произносится «ПОЗНАТЕЛЬНОЕ, К-о-г-н-и-т-и-в-е заклинания «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ».
Правильное написание слова «познавательный» может быть намного проще, чем пытаться понять его значение. И все же попробуем, как же это сложно!! Ну, я знаю, когда я начинал, мне было трудно понять значение слова «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ»:
- Чем он отличался от интеллекта?
- Что он сделал для нас в повседневной жизни?
- Какие функции могут быть повреждены, если у кого-то есть «когнитивные нарушения»?
На конференции по черепно-мозговым травмам в начале моей трудовой жизни я купил кассету (которая меня немного устарела!), на которой описывались когнитивные и исполнительные функции. Я слушал его снова и снова, пока ехал на работу и с работы. Изо всех сил пытаясь понять смысл и воздействие настолько, насколько я мог.
Я почувствовал, что понимание когнитивных нарушений является ключом к изучению черепно-мозговой травмы. Ниже приводится краткое изложение того, что я начал узнавать из этих записей, и немного больше.
«Познавательный» – Пробуем определение:
Внимание новичкам!! Следующая информация может показаться запутанной, моя цель состоит в том, чтобы «распутать» вас, поэтому придерживайтесь ее и дайте мне знать, если она поможет в конце!
[unordered_list style=»tick»]
- Подумайте о «познании» как о том, как мы думаем, рассуждаем, запоминаем и используем наш интеллект.
- Когнитивные функции — это не наш интеллект. Это инструменты, которые мы используем для доступа к нашему интеллекту в нашей повседневной жизни.
- Дело не в наших знаниях, а в том, как мы их обрабатываем и используем.
- Речь идет о мыслительной части, а не о наших физических (моторных) функциях[/unordered_list]
Так что очень просто вы могли бы сказать
«Познание — это то, как мы используем наш мозг для мышления»Почему когнитивная функция имеет значение при черепно-мозговой травме?
Это означает, что человек с черепно-мозговой травмой может иметь тот же интеллект, что и до черепно-мозговой травмы, но он не может получить доступ к нему таким же образом из-за когнитивных нарушений.
Обычно при черепно-мозговой травме повреждается ряд когнитивных процессов, таких как память, снижение внимания, изменение суждений, что затрудняет запоминание и обработку информации.
Нарушение когнитивных функций без физической инвалидности приводит к описанию черепно-мозговой травмы как невидимой или скрытой инвалидности.
Я хорошо помню джентльмена, который изучал квантовую физику, исчисление и высшую математику. Тяжелая черепно-мозговая травма привела к значительным когнитивным нарушениям, включая потерю памяти, трудности с новым обучением и плохие процессы принятия решений.
Хотя он знал, что когда-то мог решать сложные математические задачи, он больше не мог выполнять даже элементарные математические операции. Он говорил, что знал, что знания, которые у него были, были там, но он не мог их использовать.
Более полное определение ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО:
Для тех из вас, кто хочет более подробное определение, вот одно из «Оксфордского обучения»
«Познавательный: процесс получения знаний посредством размышлений, опыта и чувства. От латинского «рассматривать» — значит глубоко размышлять над… знанием или постижением посредством понимания чего-либо.
Мы используем когнитивные навыки всякий раз, когда пытаемся что-то понять. Вот как это работает:
- Вас чему-то научили — новой информации
- Подумай об этом
- Вы говорите об этом своими словами
- Вы замечаете, как эта новая информация сочетается с другими известными вам вещами»
На что похожи когнитивные нарушения?
Пока это невозможно полностью понять, вот небольшой опыт; краткий симулятор того, что значит иметь когнитивные нарушения: [box style=»rounded» border=»full»] Имитация когнитивного нарушения [/box]
Чтобы узнать больше, включая презентацию SlideShare ниже, вы можете посетить работу Рут Эллисон из UX Australia. Да, это сосредоточено на использовании Интернета, но информация полезна для понимания когнитивных нарушений простым и понятным способом.
«Исполнительная функция» — Попробуйте дать определение:
Читая о когнитивных нарушениях, вы также можете встретить термины «исполнительная функция» или «функция высшего порядка». Эти термины звучат возвышенно и важно, может быть, это поможет вам вспомнить, что они означают: они возвышенны и важны!
Они подобны большому боссу — они работают вместе и объединяют когнитивные процессы, чтобы получить максимальную отдачу от мозга.
Изображение Генри БерроузаДля наглядности я помню одну давнюю статью, которая мне показалась полезной:
Подумайте об оркестре (когнитивные функции мозга),
Ведет дирижер (исполнительная функция) кто должен держать все это вместе и следить за тем, чтобы все разделы работали вместе.
Если одна секция недоступна для воспроизведения (когнитивные нарушения), дирижер делает все возможное, чтобы остальные могли работать вместе для создания красивой музыки.
Помните, что все части мозга связаны и работают вместе.
Мы будем более подробно говорить об индивидуальных когнитивных нарушениях и стратегиях по ходу дела. На данный момент некоторые примеры распространенных когнитивных нарушений (или повреждений мыслительных способностей): когнитивная усталость, проблемы с обучением и памятью, трудности с планированием и организацией, проблемы с решением проблем, плохая концентрация и жесткое мышление.
Наконец
Я думаю, что это слайд-шоу Рут Эллисон, о которой я упоминал ранее, содержит несколько простых сообщений, которые могут помочь нам немного больше понять о когнитивных нарушениях при черепно-мозговой травме.
Презентация посвящена дизайну и технологиям, но имеет отношение к пониманию и поддержке людей с когнитивными нарушениями. Я предлагаю вам сосредоточиться на заголовках на каждом слайде как на возможных действиях и посмотреть на идеи дизайна в качестве примеров.
Дизайн для людей с когнитивными нарушениями от Рут Эллисон
Если кто-нибудь знает какие-либо краткие простые для понимания видео или аудио объяснения того, что означает «когнитивный», я буду рад, если вы сообщите мне об этом в комментариях ниже.