Цинизм что это такое: Цинизм в работе: путь к успеху или поражению?

значение простыми словами, как бороться

Даже тот человек, который не знает точного определения цинизма, без проблем узнает циника, если столкнется с ним: язвительный, резкий, ухмыляющийся, саркастичный. Робот, бесчувственная скотина, сильная личность, несчастный и обиженный человек – как только не называют циников. Одни хотят стать такими, а другие мечтают избежать этого в своей жизни. Почему такое разное отношение?

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Кинизм и цинизм
  • 2 Что такое цинизм
  • 3 Что говорит психология
  • 4 Причины цинизма
  • 5 Как бороться

Кинизм и цинизм

Современному представлению о цинизме предшествовала идеология кинизма. Что это предполагало? Киники противопоставляли себя обществу, отрицали социальные нормы и общепринятые ценности. Они подчеркивали, что любые потребности человека, в том числе биологические (животные), естественны, правильны и позволены. Конечно, полная свобода часто выглядела асоциально и больше была похожа на произвол. Кинизм представлял собой контркультуру, его представители сами называли себя маргиналами.

Современный цинизм не так активен и ярко выражен. Он чаще ограничивается мышлением, мысленным противопоставлением личности обществу, а не активными действиями.

Что такое цинизм

Цинизм – мировоззрение, при котором личность отрицает высшие чувства, такие как любовь. На этом примере и разберем взгляды циника. Он считает, что любви нет. Это не больше чем набор химических реакций и навязанных эмоций и чувств теми, кому это выгодно, например, производителями подарков для влюбленных. Он считает, что ее не может быть, существуют только разные иллюзии, придуманные и поддерживаемые людьми ради каких-либо целей.

Негатив и отрицание циника направлен на любовь, близкие ей чувства и эмоции, все общечеловеческие ценности (сострадание, жалость, сочувствие, милосердие). К подобному он относится с пренебрежением, презрением, сарказмом.

Когда мы пытаемся предположить мотивы других людей, то на самом деле говорим о своих намерениях, о том, как мы бы поступили. Вот и циник убежден в меркантильности других, потому что сам все в жизни оценивает с точки зрения полезности для него.

В мышлении циника преобладает рефлексия и критичность. Он пессимистично и негативно настроен на любые изменения, принимает сухим умом и сразу оценивает на предмет выгоды. Циник постоянно анализирует себя и свои поступки, действия других людей. На комплимент, вопрос о том, как у него дела, или признание в любви он незамедлительно ответит: «Что нужно? Говори сразу». Для циника нет понятия «просто так».

Что говорит психология

Образ циника прекрасен для художественных произведений и фильмов, о теме цинизма и его противоположности (романтизма) можно говорить бесконечно. А что на этот счет думает психология?

Проблема любви – одна и самых сложных тем. Если говорить кратко, то в науке выделено понятие «безусловной любви», что предполагает принятие матерью своего ребенка таким, каков он есть. Если говорить о любви между мужчиной и женщиной, то с одной стороны, подобное приятие тоже должно быть, но с другой стороны, автор теории любви Эрих Фромм дал ей такое определение: «Это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви». Известно также, что здоровые отношения предполагают взаимовыгодное сотрудничество двух зрелых личностей.

И да, без химии тоже не обходится, но она обуславливает страсть, влюбленность, а не любовь. Любовь – результат сложной и продолжительной работы двух людей. Это комплекс чувств и эмоций, совместного опыта, поддержки и помощи.

Таким образом, любовь действительно всегда наделена целью и выгодами, точнее сама любовь (крепкие отношения) и есть цель. У каждого человека есть потребность в любви и потребность быть значимым. Обе они удовлетворяются в отношениях. По сути, все отношения (не только любовные) предполагают взаимный обмен опытом, знаниями, умениями, элементами внутреннего мира и т. д.

Что касается сторонних участников отношений («наживальщиков» на теме любви), то это вопрос потребления. Его, кстати, в паре можно без проблем решить – не давать наживаться на ваших чувствах, осознать сомнительность цветов, плюшевых мишек и курортов для пары, стоящих в три раза дороже обычных. Демонстрировать свою любовь можно и нужно поступками, которые не требуют затрат: обнять, выслушать, поддержать, поговорить и т. д. Если речь идет о покупках, то нет смысла гнаться за табличками «для пар», «для семей», «для любимой», «для любимого» и прочим.

Причины цинизма

Цинизм необходим в некоторых профессиях. Так, например, врача цинизм защищает от эмоционального выгорания, нервных срывов, позволяет качественно выполнять свою работу. Спасатели, пожарные, психологи, саперы, сотрудники полиции должны работать с холодным расчетом, контролируя любые чувства и эмоции.

Почему врачам, судьям, полицейским не разрешают вести дела родных им людей? Риск слишком высок. Слишком много эмоций и субъективного отношения. Нужен кто-то другой, кто сможет рационально, цинично и объективно подойти к вопросу.

Потому люди подобных профессий или становятся циничными в ходе работы, или приходят в профессию уже такими. Это их защитный механизм, обуславливающий сохранение здоровья личности и эффективность работы. Но это не единственная причина цинизма. Откуда-то же берутся те самые «уже такие».

Цинизм – продукт духовно-нравственного становления личности. При каких условиях человек начинает сомневаться в доброте, безусловной любви и бескорыстии:

  • душевная боль, разочарование, негативный личный опыт, включивший механизм защиты – цинизм;
  • грубые и авторитарные родители, неспособные на любовь и высокие чувства;
  • переживание внутриличностного и экзистенциального кризиса, утрата идеалов, крушение иллюзий и надежд, ощущение несправедливости мира;
  • чувство угрозы и небезопасности, потеря опоры в жизни;
  • чувство безнаказанности, убежденность в собственном превосходстве;
  • эгоизм и гордыня;
  • стремление выразить индивидуальность, выступить против стереотипов и конформизма.

Таким образом, циниками люди становятся после отрицательного опыта в семейных или любовных отношениях либо при подчинении им других людей. Разочарование и комплекс бога – основные причины цинизма.

Цинизм как последствие психологической травмы встречается чаще. Отрицание – один из механизмов психологической защиты. А цинизм по сути и есть отрицание.

Как бороться

Из материала третьего пункта данной статьи можно подумать, что наука как раз и делает людей циниками. Может быть. Примерно так же для человека пропадает ощущение магии и волшебства от фокусов или явлений окружающего мира, если он разберется в законах физики и химии.

Проблема в том, что нужно окружать себя соответствующими людьми, чтобы избегать непонимания и обид. Цинизм становится проблемой тогда, когда совсем лишает человека семьи, отношений, друзей. А так как человек – социальное существо, то без контактов невозможно и его развитие.

Если же вы точно решили бороться с цинизмом, то начать стоит с развития в себе человечности. Что это предполагает:

  • сочувствие;
  • сострадание;
  • расстановку приоритетов над духовными ценностями.

Цинизм соприкасается с эгоизмом и реализмом. Циником движет идея удовлетворения собственных потребностей и интересов, материальные и личные желания. Того же он ожидает от других. Хотите избавиться от цинизма – развивайте романтизм и устраняйте эгоизм. Начните сами бескорыстно делать что-то для других, развивайте эмпатию, учитесь сопереживанию.

Вспомните, когда вы в последний раз радовались жизни и видели что-то красивое. Это обязательно было, ведь цинизм – приобретенное чувство. Циниками становятся те, кто разочаровался в жизни и хочет спрятаться от мира. Вернитесь в тот момент и постарайтесь воссоздать его в настоящее время.

Пожалуй, все современное общество можно назвать циничным. Но сохранились и положительные примеры, подтверждающие существование духовных ценностей. Обращайте внимание на положительные примеры, например, как всем миром люди собрали кому-то средства на лечение или как врач сделал бесплатную операцию. Подобных примеров много, стоит только захотеть их увидеть. Но будьте осторожны, не впадайте в романтизм и выстраивание воздушных замков.

Война добра и зла никогда не перестанет существовать, как и шаткое положение каждого человека между ними.

Цинизм – что это такое

Здравствуйте!

Сегодня мы рассмотрим распространенную форму поведения человека, к которой в обществе сложилось неоднозначное отношение. Одних называют циниками, желая подчеркнуть их отрицательные качества, другие сами стремятся стать такими, подражая известным литературным и киногероям. Предлагаю разобраться, что такое цинизм на самом деле, в чем его причины и какие есть плюсы и минусы.

Определение понятия

Цинизм, циничность – это откровенно грубое, презрительное отношение к общепринятым нормам морали и нравственности, культурным и идеологическим ценностям, представлениям о благопристойности и этике.

Также цинизмом можно назвать мировоззрение, при котором отрицаются такие чувства, как жалость, сострадание, стыд, вина, бескорыстие. Все это расценивается как помеха в решении практических задач, которая идет вразрез с личными интересами.

Циничное поведение осуждается обществом. Считается, что оно является фактором, который провоцирует конфликты.

Слово “цинизм” произошло от древнегреческой философии кинизма. Из-за различия произношений кинизм превратился в цинизм. Данная философская школа была основана в IV веке до н. э. Антисфеном и поддерживала идею того, что любые условности, будь то культурные, моральные, религиозные или государственные, должны вызывать презрение.

Киники стремились жить в добродетели, в согласии с природой, отвергая при этом богатство, власть, славу, о чем открыто и насмешливо заявляли на публике. Последователи Антисфена, среди которых был и известный греческий философ Диоген, вели простую жизнь и не имели никакой собственности.

Сам термин “циник” происходит от древнегреческого κυνικός, что в переводе означает “похожий на собаку”. Как утверждают историки, скорее всего, так оскорбляли киников за их решение жить на улице и неприятие общественных правил.

Подобные аскетические идеи распространились и на раннее христианство. Некоторые исследователи даже называют Иисуса еврейским киником, находя в его учении много сходств с кинийской школой.

В XIX веке негативные аспекты философии кинизма привели к формированию нового понимания цинизма, отличного от предыдущего. Циниками стали называть тех, кто не верит в искренность человеческих мотивов и в бескорыстные добрые поступки.

Признаки циничного человека

Рассмотрим, по каким наиболее ярким маркерам можно определить человека-циника:

  • Поведение. Как правило, такие люди ведут себя довольно грубо и бесцеремонно. Они не считаются с мнением окружающих, в саркастической манере высказываются о чужой точке зрения, а собственную преподносят как единственно справедливую и имеющую право на существование.
  • Взгляд на мир. Циники смотрят на окружающую действительность через призму меркантильности и расчета. Они не верят, что добрые поступки можно совершать бескорыстно, да и не видят в них смысла. Куда более полезным они считают то, что может принести практическую выгоду. Даже друзей выбирают из тех же соображений, чтобы не тратить проведенное совместно время впустую.
  • Отношение к чувствам. Чувственная сторона жизни кажется цинику лишней. Он не испытывает угрызений совести, стыда, вины, искренне не понимая, для какой цели нужно досаждать себе всеми этими негативными эмоциями. Сюда же он относит жалость, сострадание, милосердие и прочие сантименты.
  • Критика. Цинику свойственны придирки, пренебрежительные реплики, критика, обесценивание и высмеивание чужих желаний, стремлений, целей, планов и прочих вещей, которые являются важными для его близких людей. Чаще всего он сам не понимает, насколько сильно ранит другого.
  • Недоверие. Такой человек никому не верит на слово, да и в принципе не способен верить чему-либо. Он также не доверяет авторитетам, организациям и прочим проявлениям социализации.
Примеры из литературы

Если говорить простыми словами, то цинизм – это такое поведение, при котором личность открыто заявляет о своем негативном отношении к общественным нормам, правилам, а также взглядам и ценностям других людей. В литературе немало примеров героев, в которых ярко прослеживаются подобные черты.

Самый простой и всем известный с детства пример – Карлсон. Этот мужчина в самом расцвете сил на протяжении всей повести пренебрегает правилами, проказничает и довольно цинично относится к Малышу, который искренне привязался к своему новому другу.

Еще один очевидный пример – герой романа Тургенева “Отцы и дети” Евгений Базаров. Одиночество сделало его циником, что проявлялось и в манерах, и словах. Он не признавал привязанность и любовь, предвзято относился к женскому полу, был высокомерным и пренебрежительным к окружающим.

Некоторое сходство с ним имеет и другой литературный персонаж – Остап Бендер, главный антигерой романов Ильфа и Петрова “Двенадцать стульев” и “Золотой теленок”.

Его саркастичный цинизм и хладнокровие помогали ему во всем извлекать выгоду, а безнравственные мошеннические поступки доставляли удовольствие.

Причины цинизма

Как утверждают психологи, цинизм является защитным механизмом психики. Таким образом она обесценивает травмирующие события, которые провоцируют сильные чувства и эмоции. Так человеческая психика блокирует проявление вины, стыда, жалости, сопереживания и иных некомфортных чувств, способных вызвать агрессию против себя самого.

Циниками не рождаются! Ими становятся в результате какого-то травмирующего опыта. А уже после этот опыт выливается в одно из двух: либо в жизненную философию, когда человек начинает обесценивать все подобные события, либо в показной протест, выражающийся в циничном поведении, которое как бы сообщает об имеющейся травме.

Причинами могут быть такие события, которые заставляют человека усомниться в общественных ценностях.

Например:

  • предательство близкого человека;
  • утрата или тяжелое расставание;
  • воспитание циничными родителями;
  • личностный или экзистенциальный кризис, при котором человек теряет надежду, веру в справедливость, рушатся его иллюзии и идеалы.

После подобного опыта человек закрывает себя броней цинизма: “Все предают и обманывают”, “Люди смертны”, “Любви нет”, “Положиться ни на кого нельзя” и т. п. Так психика защищается от стресса и новых потрясений в будущем.

Поскольку цинизм оберегает человека от излишнего стресса, такое качество нередко можно наблюдать у представителей некоторых профессий. Например, у пожарных, хирургов, следователей, судей и многих других, кто по долгу службы постоянно сталкивается с негативными событиями, чужой болью и проблемами.

Здоровый цинизм помогает им избегать выгорания и выполнять свою работу более качественно, отбросив эмоции там, где они только мешают.

Ведь сложно представить, что будет с психикой сентиментального и сочувствующего врача, который ежедневно вынужден пропускать через себя десятки чужих историй о болезнях.

Но иногда развитие цинизма не связано ни с травмирующими событиями, ни со спецификой профессии. Бывает так, что человек становится таким в силу завышенной самооценки или стремления выразить свою нестандартность и индивидуальность.

Разновидности

Специалисты выделяют несколько типов циников. Разумеется, такая градация весьма условная и сформирована на основе наблюдений. Тем не менее она способна помочь выявить, какой циник находится перед вами и как с ним взаимодействовать.

Существует пять типов:

  1. Черный юморист. Такие циники наделены очень тонким и изощренным юмором, понять который может разве только близкий друг такого юмориста. Ярким примером является главный герой из “Доктора Хауса”, любитель радикальных решений и черных острот. Вместе с тем такой тип не обделен состраданием и с большой долей вероятности поможет бездомной собаке и уступит место в транспорте пожилой старушке.
  2. Антиромантик. Такой человек не склонен напоказ проявлять нежность и любовь, разве что для достижения каких-нибудь благ. Это как Остап Бендер, который без зазрения совести обводит вокруг пальца бедную вдову Грицацуеву. Вместе с тем внутри такого циника есть немало сюрпризов, например, способность искренне дружить и оставаться преданным.
  3. Материалист. Человек холодного и расчетливого разума, который считает, что чувства – это всего лишь ненужный балласт, способный испортить тщательно выверенный план. Любовь и иные чувства он считает нерациональными и не достойными внимания. Друзей он подбирает крайне скрупулезно, нередко из-за своей чрезмерной рассудительности и отсутствия сострадательности вынужден быть один. Яркий пример такого типа циника – Шерлок из одноименного британского сериала.
  4. Здоровый циник. Такие люди умеют сопереживать и обладают большим чутким сердцем, но делятся своей любовью только с близкими. Они не будут подавать милостыню попрошайкам и реагировать на объявления о сборе средств на чью-то операцию, потому что знают, что в мире много бездомных и больных и изводить свою нервную систему по этому поводу просто неразумно. Вместо этого они предпочитают концентрироваться на своей жизни.
  5. Злодей. Это самый безжалостный, равнодушный и невыносимый тип циника. Любое соприкосновение с таким человеком неизменно заканчивается обрушением самооценки, разбитым сердцем или вообще сломанной судьбой. Но несмотря на кажущуюся неуязвимость, такие люди глубоко внутри очень несчастны, а выживать им помогает как раз тот самый цинизм.

Есть еще одна классификация, разделяющая цинизм на два типа:

  • Бытовой. Это обычные проявления цинизма, о которых мы говорили ранее, в повседневной жизни. По сути, большинство перечисленных типов из предыдущей классификации можно отнести к бытовому цинизму.
  • Профессиональный. Это цинизм, который проявляют люди определенных профессий, связанных со стрессом. Таким образом психика просто вынуждена защищаться от перегруза. Кстати, в обычной жизни вне работы такой человек может быть очень душевным, сострадательным и чутким. Этим профессиональный цинизм отличается от бытового.
Плюсы и минусы

Несмотря на то, что цинизм принято считать негативной чертой характера и поведения, в нем все же есть не только плохое. Рассмотрим обе стороны медали.

Начнем с достоинств:

  • помогает смотреть на вещи рационально, трезво, без иллюзий и бесплотных надежд;
  • позволяет принимать решения исходя из здравого смысла и тем самым избегать неприятностей, которые часто случаются, когда человек торопится или действует на эмоциях;
  • оберегает психику от чрезмерного стресса, ненужных переживаний, выгорания, от излишнего чувства вины и стыда;
  • поскольку цинизм противоречит лицемерию, эта жизненная позиция делает человека открытым, честным;
  • циничные люди редко становятся жертвами мошенников;
  • как правило, циники чаще и в более короткие сроки достигают поставленных целей, не сворачивают с намеченного пути.

Теперь о недостатках, которые касаются любых форм гипертрофированного бытового цинизма:

  • очень ограниченный круг доверенных лиц, мало друзей и вообще тех, кто готов терпеть выходки такого человека по доброй воле;
  • зачастую цинику сложно получать удовольствие от жизни, наслаждаться мелочами, общением, отношениями, поскольку он везде ищет подвох, двойное дно, неискренность и постоянно находится в состоянии обороны, ожидая, что вот-вот кто-то его предаст, покинет или обидит;
  • тяжело построить теплые, доверительные и долгосрочные отношения, как дружеские, так и семейные, поскольку в любых отношениях очень важна поддержка, сочувствие, понимание, чего циники дать не могут.
Как вести себя с циником

Разберемся, как правильно взаимодействовать с циничным человеком, если это ваш супруг, коллега, друг или знакомый:

  1. Не пытайтесь исправить циника и перевести его на свою “светлую” сторону, рассказывая, как на самом деле прекрасен мир и какие все вокруг добрые и сострадательные. Почти наверняка такая тактика вызовет лишь раздражение и желание отгородиться. К тому же циники уверены в собственной правоте и маловероятно примут иную точку зрения.
  2. Если формат отношений позволяет, то общайтесь с таким человеком исключительно по делу и по существу возникшего вопроса. Не вступайте с ним в демагогии и споры, все равно выиграть в них вряд ли получится.
  3. Если циник – ваш близкий человек, можно постараться в неформальной беседе спросить, чем вызвано такое пренебрежительное отношение к тому или иному аспекту жизни. Добавьте также, что не осуждаете его. Если же человек ясно дает понять, что не желает обсуждать эту тему, или в принципе не идет на контакт, лучше оставьте его в покое.
  4. Не пытайтесь играть в спасателя, даже если уверены, что циник нуждается в помощи. Никто не может помочь человеку, пока он об этом не попросит. В ваших силах лишь стать ему другом. Возможно, циник увидит в вас то самое доверенное лицо, перед которым можно сбросить маску холодного равнодушия и не терзаться страхами и сомнениями.
Заключение

Мы с вами разобрали значение слова “цинизм”, узнали, по каким признакам можно выявить циника и как общаться с такими людьми. Как и любое другое качество или модель поведения, данная черта не столь однозначна, как о ней привыкли говорить.

Циничное отношение к жизни может сослужить добрую службу в профессиональной деятельности, помочь стать для коллег рациональной опорой, которая всегда принимает здравые и взвешенные решения.

А вот в личной сфере лучше все-таки избегать цинизма, ведь нельзя построить гармоничные отношения без доверия, поддержки и умения радоваться и радовать.

До новых встреч!

Становление современного цинизма

  • Резюме
  • Обзоры
  • Биографии авторов

Когда-то описывая жизнь в изгнании, самоотречение, физическую строгость и владение своими желаниями, цинизм теперь описывает жизнь политического квиетизм, пассивность и моральное равнодушие, представляющие собой не ослабление античных философских норм, а скорее их инверсию. В «Создании современного цинизма» Дэвид Мазелла задается вопросом: как древняя киническая философия дала имя своему современному, нефилософскому аналогу, и какие события вызвали такое резкое изменение прежнего значения цинизма? Он прослеживает концепцию цинизма от ее истоков как философского образа жизни в греческой античности через ее последовательные трансформации в периоды раннего Нового времени и Просвещения и до девятнадцатого века, когда она приняла отчетливо современную, нерефлексивную форму как разновидность разочарования, неверия. или недоверие.

Взяв за основу широкий спектр литературных, философских и исторических сочинений, Мазелла документирует переход циника от философа-аскета к любому человеку, чья «угасшая вера или застывшее доверие сделали его непригодным для привязанности к другим». Что еще более важно, Мазелла задается вопросом, почему цинизм должен вызывать такое заламывание рук со стороны культурных критиков, когда он был стабильной, признанной и даже рутинной чертой современной политики на протяжении большей части 150 лет. Утверждая, что современные циники вызывают сильную реакцию, предвидя будущее без надежды на значимые изменения, он затем предлагает бороться с популярным цинизмом более эффективными, менее моралистическими способами. Вместо того, чтобы отвергать цинизм как иррациональное отношение недоверия или фатализма или упрекать циников за их упорное недоверие, Мазелла утверждает, что анализ цинизма может выявить непризнанные пределы текущих политических аргументов, что является решающим первым шагом к развитию видов аргументированного убеждения, необходимых для более значимые и существенные формы политических изменений.

Хорошо написанная и увлекательная книга «Создание современного цинизма» понравится не только читателям, занимающимся литературной и культурной критикой, но и тем, кто интересуется политической теорией и историей философии.

  • Резюме
  • Обзоры
  • Биография автора

Когда-то описывая жизнь в изгнании, самоотречение, физическую строгость и владение своими желаниями, цинизм теперь описывает жизнь политического квиетизма, пассивности и нравственности. равнодушие, представляющее собой не ослабление древних философских норм, а скорее их инверсию. В «Создании современного цинизма» Дэвид Мазелла задается вопросом: как древняя киническая философия дала имя своему современному, нефилософскому аналогу, и какие события вызвали такое резкое изменение прежнего значения цинизма? Он прослеживает концепцию цинизма от ее истоков как философского образа жизни в греческой античности через ее последовательные трансформации в периоды раннего Нового времени и Просвещения и до девятнадцатого века, когда она приняла отчетливо современную, нерефлексивную форму как разновидность разочарования, неверия. или недоверие.

Взяв за основу широкий спектр литературных, философских и исторических сочинений, Мазелла документирует переход циника от философа-аскета к любому человеку, чья «угасшая вера или застывшее доверие сделали его непригодным для привязанности к другим». Что еще более важно, Мазелла задается вопросом, почему цинизм должен вызывать такое заламывание рук со стороны культурных критиков, когда он был стабильной, признанной и даже рутинной чертой современной политики на протяжении большей части 150 лет. Утверждая, что современные циники вызывают сильную реакцию, предвидя будущее без надежды на значимые изменения, он затем предлагает бороться с популярным цинизмом более эффективными, менее моралистическими способами. Вместо того, чтобы отвергать цинизм как иррациональное отношение недоверия или фатализма или упрекать циников за их упорное недоверие, Мазелла утверждает, что анализ цинизма может выявить непризнанные пределы текущих политических аргументов, что является решающим первым шагом к развитию видов аргументированного убеждения, необходимых для более значимые и существенные формы политических изменений.

Хорошо написанная и увлекательная книга «Создание современного цинизма» понравится не только читателям, занимающимся литературной и культурной критикой, но и тем, кто интересуется политической теорией и историей философии.

10-минутные беседы: функция цинизма в настоящее время

Профессор Хелен Смолл FBA рассматривает характерные черты цинизма, его происхождение и развитие как философской ветви и какую роль он сыграл в общественном морализме, от 19го века и далее.

Стенограмма

Здравствуйте, я Хелен Смолл. Я профессор английского языка и литературы Мертона в Оксфорде и член Британской академии, представителя Великобритании в области гуманитарных и социальных наук. Сегодня я хотел бы поговорить об идеях книги, которую я только что опубликовал во время карантина в Oxford University Press, Функция цинизма в настоящее время , и, в частности, о том, что в ней говорится о способах в которых, как правило, работает наша культура публичных дебатов. Я литературный критик, но виды публичных выступлений и аргументов, которые меня интересуют, выходят за рамки литературы и включают в себя философию, политику и особенно те виды письма, которые в моей области часто называют публичным морализмом.

Когда люди слышат, что вы работаете над цинизмом, они, как правило, делают одно или два предположения: что вы диагностируете нездоровое количество цинизма в нашей культуре и что вы думаете, что нам было бы лучше без него – так как очень много книг по этому поводу, в том же духе, в последние годы, многие из них были направлены на американскую ситуацию. Если, конечно, человек, с которым вы разговариваете, не читал недавнюю радикальную философию, и в этом случае он может прийти к предположению, что вы хотите, чтобы в нашей культуре было больше этого. Я думаю, нам следует занять более расслабленную позицию.

Цинизм, как я его понимаю, является частью ряда способов, которыми мы можем выбирать для взаимодействия с другими, это то, к чему большинство из нас прибегает время от времени, чаще всего потому, что мы хотим добавить немного энергии или агро в обсуждение. Делая это слишком часто, мы рискуем попасть в беду. Делать это время от времени, даже тактически, может быть очень конструктивно, и именно эти конструктивные применения меня действительно интересуют.

Прежде чем идти дальше: что это? В своем основном современном смысле цинизм есть характеристика привычной манеры говорить и, если отнестись к этому серьезно, привычного склада ума.

В широком смысле циник — это человек, склонный подвергать сомнению мотивы, которыми движут другие люди.

Например, вы можете сказать, что сделали значительное пожертвование на восстановление Нотр-Дама, потому что вам небезразлично его непреходящее религиозное, историческое и культурное значение во Франции и за ее пределами. Я, циник, говорю, что ты сделал это, потому что это делало тебя лучше. Возможно, это отвлекло внимание общественности от вашей сомнительной деловой практики и помогло вам с налоговой декларацией.

Другими словами, циники быстро замечают корысть на работе. Объявить это, привлечь к этому внимание, понизить тон — это их самостоятельная задача. При этом они, как правило, грубы, бестактны и прямолинейны. Это самые распространенные современные ассоциации этого слова. Любой хороший словарь или история философии скажет вам, что современная типология берет свое начало в высказываниях и поступках первых циников греческой античности, Антисфена, Диогена Синопского и их последователей вплоть до четвертого века.

Цинизм был самой яркой ветвью сократовской традиции, революционизировавшей моральный дискурс, настаивая на базовой животной природе человека: бесстыдные в образе жизни, писающие, удовлетворяющие свои сексуальные потребности на публике. Первые циники хотели освободить человечество от обычных материальных желаний и эмоциональных волнений. Они оттачивали искусство обходиться без. Известно, что Диоген поселился в кадке или бочке. Увидев, как молодой человек черпает воду ладонью, он выбросил деревянную чашку, которой пользовался, радуясь, что даже она ему не нужна.

Прежде всего, циники обесценивали общепринятые нравы и мораль. Это намек на историю о том, что Диоген был сыном банкира, ответственного за выпуск и надзор за местной валютой в Синопе. Когда было обнаружено, что чеканка фальсифицирована, отец был заключен в тюрьму, а Диоген бежал в изгнание, как гласит история.

Точно так же циничная философия обесценивает моральную валюту дня, откалывая или искажая металлическую основу. Подразумевается, что если бы поврежденная валюта получила широкое распространение, моральная экономика общественной жизни была бы скомпрометирована. Цель первоначальных циников была человеколюбивой. Циничными речами и образцовой простотой жизни они стремились излечить людей от ошибок в оценках и суждениях, которые могут затуманить разум. Они были не прочь немного зрелищности. Известно, что Диоген вынес зажженный фонарь на рыночную площадь при полном утреннем свете. Когда его спросили, что он делает, он сказал: «Я ищу мужчину», имея в виду любого, кто способен понять и жить в знании того, что на самом деле означает быть человеком.

Большая часть этого философского аппарата или структуры отпадает после высшей точки влияния циников в Римской империи, за исключением важной линии влияния, проходящей через историю христианства. То, что у нас осталось, — это очень сильная характеристика, отдаленно историческая, связанная главным образом с несколькими известными историями о Диогене, но, думаю, большинство людей сказали бы, что это больше не живая или последовательно живая философская практика. Цинизм всегда был сильным актом самохарактеристики, но чем дальше мы удаляемся от его первоначальных форм, тем более театральной, чрезмерной, может быть, абсурдной, непременно гиперболической выглядит эта характеристика. Назвать кого-то циником или выдать себя за циника — значит активировать тип, выбирая и повторяя из известного набора характеристик. По мере того как философский цинизм все больше сближается с литературным, а в ХХ веке особенно психологическим цинизмом, он все больше ассоциируется со стилем речи: резким, конфронтационным, развенчивающим, не заинтересованным в диалоге и не впечатленным высокими идеалами.

Его великим интерпретатором в конце 19-го века был Ницше, который наточил свои филологические зубы на исторических биографиях, которые записывают жизнь первых циников. Иногда он изображал из себя перед друзьями современного Диогена. Ницше делает цинизм частью стилистического репертуара своих философских произведений. Способ аргументации, который работает для него, отчасти потому, что он имеет такие очевидные ограничения; когда он цинично относится, например, к происхождению нашей приверженности морали, вы можете быть уверены, что он хочет, чтобы вы задумались, побеспокоились о том, как много он имеет в виду и откуда он на самом деле исходит. Прежде всего, Ницше нашел цинизм полезным для формулирования того, что может означать разрыв с условностями и свобода духа в вашем философствовании, и как лучше всего сформировать философский стиль при допущении этой свободы.

Ницше уникален тем, насколько глубоко он продумывал цинизм. Большинство писателей, с которыми я работал, от Томаса Карлайла до современного американского романиста Динау Менгесту, гораздо более интуитивны, поэтому я думаю, как и все мы, в том, что они делают с этим. За исключением Карлайла, большинство из них вообще не считалось бы склонным к цинизму. Напротив, их помнят, потому что они способствовали тому, как образованная общественность думала об общих идеалах и амбициях. Например: Мэтью Арнольд о важности культуры; Джордж Элиот о важности человеческого сочувствия и позже в ее карьере о возможностях выхода за рамки национализма к некоему космополитическому мировому порядку; Бертран Рассел и его крайне нециничный собеседник Джон Дьюи о ценности высшего образования.

Если внимательно их прочитать, то меня интересует, в какой степени все они сделали цинизм частью своего репертуара, своего инструментария, отстаивая важные для них идеалы. Принятие время от времени циничной линии было способом настроить агрессию собственного интеллекта, проверяя, что может сказать по этому поводу более жесткий, не поддающийся убеждению интеллект. Взгляд Арнольда на культуру, если присмотреться, совершенно циничен в своих предположениях о том, что волнует большинство людей и почему они заботятся, например, о материальном благополучии, о том, чтобы делать то, что им нравится, и просто преуспевать.

Дело не в том, что он действительно верит в это или ему нужно верить в это, но в том, что любой высокопарный рассказ о стремлении быть лучшим собой нуждается в этой приземленности, если хотите, в неидеальном представлении о том, с чего мы начинаем . В романе Динау Менгесту « Как читать воздух» или-сад индивидуального эгоизма. Когда я читаю это, вопрос, который задает Менгесту, заключается в том, насколько жесткими мы готовы быть в признании этих реалий и борьбе с ними.

Ясно, что к 19 веку мы имеем дело с образом мышления о цинизме, который имеет отношение как к тому, как мы думаем о психологии, так и к жизненной философии, а также к факторам, влияющим на наши публичные доводы в пользу того, чего мы хотим. Я написал эту книгу в то время, когда большинству публичных комментаторов стало совершенно очевидно, что наша культура публичных дебатов огрубела, отчасти под влиянием определенных личностей на общественной сцене, а отчасти из-за вызывающих разногласия политических вопросов, затрагивающих глубоко укоренившуюся идентичность. Отчасти потому, что многим из нас кажется, что ограничения на публичное выражение мнения ослаблены социальными сетями и недостаточным регулированием, возможно, невозможностью регулировать интернет-платформы. В этом контексте попытки рекомендовать нормативные модели для публичных рассуждений не кажутся подходящими для решения реальных задач, связанных с поиском согласия в публичной сфере. Отсюда мой интерес к выходу за рамки норм.

Я не призываю к цинизму. Предоставленный сам по себе, он груб и, как быстро скажет каждый психолог, пишущий на эту тему, склонен к нарциссизму. Циники плохо умеют слушать. Может показаться, что все, чего они хотят в данном случае, — это поднять настроение тому, кто их слушает. Но такова природа ваших ожиданий от других людей, что иногда вы будете правы. Единственная наиболее наводящая на размышления мысль, которую я нашел, читая книги по психологии и психоанализу, пришла от Адама Филлипса: предположение о том, что циники являются в глубине души идеалистами, чей идеализм серьезно пострадал на каком-то этапе их раннего развития. Их цинизм защищает от радикального разочарования, от желания большего, чем мир или другие люди, вероятно, когда-либо дадут. По крайней мере, у циников есть — [это был свет в моей комнате! Захватывающе.] — по крайней мере, циники имеют компенсацию, полагая, что они одни правы.

Как я уже сказал, цинизм сам по себе не выглядит красиво, но цинизм никогда не бывает изолированным.

Это один из способов, которыми может действовать любой участник публичных дебатов. Используемый тактически, что не обязательно означает самосознание, он может размять аргумент, активизировать его, привести его в более тесный контакт с реальными препятствиями на пути продвижения хороших идей. К ней особенно тянутся риторические провокаторы, и она влечет за собой все проблемы провокаторства: переступить черту, потерять контакт с истиной, забыть свою аудиторию. Но при осторожном обращении он расширяет картину того, что в действительности влечет за собой публичный спор. Использование его — это способ откалибровать свои собственные предположения как говорящего о том, какие доминирующие моральные предположения, ценности, вкусы, политические соглашения существуют вокруг вас. Отсюда и картина на обложке книги Сильвена Форнаро: современный циник, спящий угрюмо на улице, возможно, Франции, возможно, Италии, в лачуге, сделанной из коробок от лампочек Osram, пытаясь поймать хороший радиосигнал среди множества помех и почтительная публика дворняг.

Добавить комментарий