То такое деловой конфликт?
Конфликт – это всегда столкновение интересов, целей или мотивов, при котором ни одна из сторон не желает отступать. Деловой конфликт – это специфическое столкновение, которое возникает только в профессиональной сфере. Обычно это происходит при переговорах или разного рода заседаниях. Конфликты в деловых отношениях имеют нескольких разновидностей:
Реалистические. Целью таких столкновений является достижение каких-либо конкретных преимуществ и результатов.
Беспредметные. Их цель – обычная, ни с чем не связанная эмоциональная разрядка. В деловом общении второй вид конфликта почти не встречается.
Конструктивные. Носят созидательный характер.
Деструктивные. Являются разрушительными и часто выходят за рамки морально-этических норм.
Причины деловых конфликтов
Причины конструктивных деловых конфликтов в организации, фирме или компании могут быть следующими:
разные представления сотрудников о конечных целях деятельности;
разный уровень интеллекта и образования;недостаток финансовых или человеческих ресурсов;
неблагоприятные условия труда;
несоответствие прав и обязанностей или неправильное их распределение в коллективе;
неумение коллег правильно выстраивать коммуникацию друг с другом.
Эти причины приводят к тому, что деловые конфликты в коллективе именуемые конструктивными, случаются с регулярной стабильностью. Их устранение, прежде всего, означает избавление от причины, приведшей к разногласиям. Кроме того, разрешение деловых конфликтов такого рода позволит улучшить производительность труда, а в дальнейшем приведет к развитию трудового коллектива и компании в целом.
Деструктивные конфликты в деловой среде рождаются благодаря субъективным причинам:
неверная политика руководства организации в отношении коллектива;
психологическая несовместимость коллег в одном трудовом коллективе;
интриги определенных личностей, целью которых является продвижение собственных интересов.
Такие конфликты является крайне неприятными и последствия для делового общения могут быть весьма плачевными. Отсутствие рабочего настроения, упадок сил и духа, формирование образа врагов в лице других коллег, враждебность в коллективе и нездоровая конкуренция вместо слаженности. Это лишь несколько примеров последствий деструктивного конфликта. Чтобы этого не происходило, лучшим вариантом было бы предупреждение такого столкновения. Однако если инцидент уже произошел, то важно суметь его остановить.
55. Конфликтное взаимодействие в деловой сфере и управленческая этика
56. Конфликтные ситуации в коммуникациях
57 .Конфликты в деловых отношениях, их причины и разновидности
58. Критика в коммуникациях;
59. Круг проблем этики.
нравственных норм и фактического поведения
каждого человека)
нравственности
ценностей
Каков критерий нравственности?
Совместимы ли свобода и нравственность?
Возможен ли прогресс морали, каковы его
критерии ? Существует ли истина в морали?
жизни, смысла смерти
разрешения
людей
Абсолютно ли добро?
Какова природа зла?
Опыт зла в становлении личности
Совесть и разум : гармония или конфликт?
Круг проблем этики
Этика изучает генезис, сущность, специфику морали; раскрывает ее место и роль в жизни общества; выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса. Рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как благо, добро, зло, долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл жизни.… Таким образом этика выступает не только как теория морали, изучающая сущность, специфику морали, но и человека как морального субъекта.
60. Личностная, объектная и обстоятельственная атрибуция.
Каузальная атрибуция (от лат. causa — причина лат. attributio — приписывание) — феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий.
Конфликты в деловом общении: причины и способы решения
Деловое общение играет важную роль в становлении и развитии любой организации. Ведь сотрудникам приходится общаться с партнерами, коллегами и начальством. От того, как складывается такое общение, может зависеть успех сделок, карьерный рост и другие важные вещи. Следует избегать конфликтных ситуаций, которые могут негативным образом отразиться на взаимоотношениях как внутри коллектива, так и с партнерами. Поэтому грамотный руководитель должен знать, что собой представляют конфликты в деловом общении и какие пути их преодоления существуют. Об этих вопросах подробно поведает наша статья.
Особенности конфликтов
Само понятие конфликтов известно многим науками, и оно по-разному трактуется. Но всегда под конфликтом понимают столкновения интересов, их противоборство. Характерным для этой ситуации становится тот факт, что на уступки не желает идти ни одна сторона. Деловой конфликт специфичен тем, что всегда происходит в профессиональной среде. В связи с этим различают несколько его разновидностей:
- Беспредметный. Когда конфликт основан на чем-то абстрактном и служит лишь для эмоциональной разрядки людей. Этот тип реже всего встречается в деловой среде.
- Реалистический. Его цель – достижение конкретного результата.
- Деструктивный. Его еще называют разрушающим, и он самый опасный.
- Конструктивный. Опирается на факты и носит созидательный характер.
Каковы причины
Любые конфликты в деловых коммуникациях возникают по определенным причинам. Наиболее известны и изучены причины конструктивных конфликтов:
- Различное видение сторон конечного результата работы.
- Различия в интеллектуальном уровне и образовании.
- Нехватка денег или сотрудников.
- Трудные условия работы.
- Разные права у сотрудников фирмы.
- Отсутствие умения взаимодействовать между собой.
Деструктивные конфликты всегда возникают из-за причин субъективного характера. Это может быть неграмотная политика руководства, несовместимость характеров сотрудников или интриги с целью продвижения по карьерной лестнице.
Деструктивные конфликты всегда возникают из-за причин субъективного характера.
Способы решения
Способы решения любой конфликтной ситуации различны. Но они всегда поэтапные:
- На первом этапе конфликтующие стороны должны понять, что привело к конфликту, в чем его причина и как оппонент смотрит на проблему. Это помогает вникнуть в суть и понять вторую сторону, а это уже полдела.
- Определяются действия, которые оба партнера считают недопустимыми для решения конфликта. Далее ищется общая цель, из-за которой спор нужно как можно быстрее разрешить.
- На последнем этапе совместно находятся варианты действий, которые приведут к завершению конфликта.
Важно разрешать подобные ситуации как можно быстрее, чтобы они не затягивались и не обострялись. Ведь проблемы могут накапливаться с быстротой снежного кома!
Профилактические мероприятия
Каждый деловой конфликт проще и разумнее предупредить и предотвратить, чем потом решать. Этому могут отлично поспособствовать следующие рекомендации:
- Вести справедливую политику фирмы, направленную на равное распределение благ для всех работников.
- Создание комфортной среды для трудовой деятельности.
- Прописывание мероприятий по разрешению спорных ситуаций.
- Недопущение авралов.
- Недопущение влияния личных проблем на трудовую деятельность всего коллектива.
При столкновении с конфликтной ситуацией человек может пойти двумя разными путями: попытаться ее избежать или же принять ее для конструктивного решения. Первый путь ведет или к безболезненному разрешению проблемы, или, наоборот, к затягиванию. Второй путь активен и потому чаще оказывается продуктивным. Он помогает развивать свои коммуникативные навыки, а также приобретать опыт непростого делового общения.
При столкновении с конфликтной ситуацией человек может пойти двумя разными путями: попытаться ее избежать или же принять ее для конструктивного решения.
В заключение
Полностью предотвратить деловые конфликты просто невозможно, ведь они являются неотъемлемой частью рабочего процесса. Самое важное для руководителя – свести их к минимуму и научиться правильно выходить из ситуации, приобретать полезные навыки. Многие негативные последствия таких ситуаций удастся избежать, если каждый работник компании возьмет за правило все возникающие разногласия решать в самом оперативном режиме.
Конфликты в деловом общении
Современный мир невозможно представить без обмена информацией. Коммуникация является основой любых отношений. Особенно если эти отношения касаются деловой сферы. Однако при столкновении различных точек зрения крайне сложно избежать разного рода конфликтов. Тем более, если это конфликты в деловой сфере. Почему они возникают, и как научится искать компромиссы в общении с партнерами? Такой крайне важный вопрос мы и постараемся решить.
Что такое деловой конфликт?
Конфликт – это всегда столкновение интересов, целей или мотивов, при котором ни одна из сторон не желает отступать. Деловой конфликт – это специфическое столкновение, которое возникает только в профессиональной сфере. Обычно это происходит при переговорах или разного рода заседаниях. Конфликты в деловых отношениях имеют нескольких разновидностей:
- Реалистические. Целью таких столкновений является достижение каких-либо конкретных преимуществ и результатов.
- Беспредметные. Их цель – обычная, ни с чем не связанная эмоциональная разрядка. В деловом общении второй вид конфликта почти не встречается.
- Конструктивные. Носят созидательный характер.
- Деструктивные. Являются разрушительными и часто выходят за рамки морально-этических норм.
Причины деловых конфликтов
Причины конфликтов в деловом общении разнообразны. Любой из них представляет собой несогласие двух и более сторон, вследствие которого они не могут удовлетворить свои потребности. Отличие желаний, целей, мотивов или ущемление чьих-либо интересов всегда несет разрушительный характер. Лучше всего суметь предотвратить это столкновение, чем попытаться восстановить равновесие после случившегося. В деловом общении принято рассматривать конфликты двух видов: конструктивные (или объективные) и деструктивные (субъективные).
Причины конструктивных деловых конфликтов в организации, фирме или компании могут быть следующими:
- разные представления сотрудников о конечных целях деятельности;
- разный уровень интеллекта и образования;
- недостаток финансовых или человеческих ресурсов;
- неблагоприятные условия труда;
- несоответствие прав и обязанностей или неправильное их распределение в коллективе;
- неумение коллег правильно выстраивать коммуникацию друг с другом.
Эти причины приводят к тому, что деловые конфликты в коллективе именуемые конструктивными, случаются с регулярной стабильностью. Их устранение, прежде всего, означает избавление от причины, приведшей к разногласиям. Кроме того, разрешение деловых конфликтов такого рода позволит улучшить производительность труда, а в дальнейшем приведет к развитию трудового коллектива и компании в целом.
Деструктивные конфликты в деловой среде рождаются благодаря субъективным причинам:- неверная политика руководства организации в отношении коллектива;
- психологическая несовместимость коллег в одном трудовом коллективе;
- интриги определенных личностей, целью которых является продвижение собственных интересов.
Такие конфликты является крайне неприятными и последствия для делового общения могут быть весьма плачевными. Отсутствие рабочего настроения, упадок сил и духа, формирование образа врагов в лице других коллег, враждебность в коллективе и нездоровая конкуренция вместо слаженности. Это лишь несколько примеров последствий деструктивного конфликта. Чтобы этого не происходило, лучшим вариантом было бы предупреждение такого столкновения. Однако если инцидент уже произошел, то важно суметь его остановить.
Управление деловыми конфликтами
Разрешение конфликтов в деловом общении психологи рекомендуют провести в несколько этапов:
1. Для того чтобы враждующие стороны адекватно оценили ситуацию нужно чтобы они задались следующими вопросами:
- как я понимаю данную проблему? Что привело к возникновению конфликта?
- как мой оппонент видит эту проблему? В чем, по его мнению, причина конфликта?
- в каких вопросах мы с оппонентом расходимся во мнении, а в каких мы единогласны?
2. Оба партнера должны определить, какие действия друг друга они считают неприемлемыми, а также найти цели, ради которых конфликт необходимо завершить.
3. Также оба конфликтующих должны определить, что им обоим нужно сделать, чтобы разрешить конфликт. Какой из способов который они выбрали, вызывает у них чувство удовлетворения.
После анализа данных вопросов и принятии решения о способе выхода из конфликта обе враждующих стороны должны реализовать этот способ. При этом важно объяснить, что саму ситуацию, которая послужила причиной разногласий вспоминать и снова прокручивать в голове категорически нельзя.
Предотвратить конфликты в деловом общении полностью практически невозможно. Но если каждый из сотрудников компании возьмет за правило следить за тем, чтобы споры и разногласия решались сразу, многих проблем удастся избежать.
Конфликты в деловом общении, психология и способы преодоления
Конфликты в деловом общении возникают из-за нарушения деловой этики и столкновения интересов. В деловом общении важно уметь договариваться с руководством, сотрудниками, партнерами, коллегами. Ведь каждый из них вступает в процесс коммуникации в определенном социальном статусе.
Конфликты в деловом общении и причины их возникновения
Конфликтные ситуации в деловом общении позволяют:
- Обозначить острую проблему.
- Повысить качество решений.
- Улучшить навыки межличностного взаимодействия.
- Закалить нервную систему и характер.
- Познать себя.
Предпосылками возникновения конфликтов в процессе делового общения являются:
- Столкновение разных точек зрения на одну и ту же проблему.
- Непонимание собеседника.
Поэтому конфликтология выделяет следующие причины конфликтов:
- Уровень образования и интеллекта.
- Финансовая ситуация человека.
- Права и обязанности сотрудников.
- Сложные трудовые условия.
- Неразвитые коммуникативные умения и навыки.
Психология делового общения и управление конфликтами предлагает поддерживать разговор на языке собеседника:
- Используйте в разговоре такие слова, как: «вы», «ваш», «простите», «пожалуйста», «благодарю».
- Говорите простыми словами. Короткие слова употребляются чаще. И запоминаются лучше.
- Избегайте запретных тем. Вопросы религии, национальности, политики, экономики, здоровья могут послужить причиной конфликта.
- Исключите из своей речи жаргон, сленг, бранные слова.
- Говорите то, что думаете.
- Делайте то, что говорите.
Такие нехитрые правила позволят вам эффективно выстроить деловой разговор и избежать спора на работе.
Помните, что влияние конфликтов на результат труда и деловое общение в коллективе огромно. Ведь конфликт в производственном коллективе вызывает психологический дискомфорт. Способствует низкой производительности труда. Важно вовремя разрешить спорную ситуацию. Для этого изучите виды конфликтов.
Классификация и виды конфликтов
В деловом общении все конфликты можно объединить в четыре группы:
- Реальный конфликт. Вызван желанием человека получить конкретный результат.
- Эмоциональный конфликт. Встречается в деловом общении редко. Такое поведение связано с негативной установкой человека. Здесь важно проявить спокойствие. Покажите собеседнику, что он может достичь цели без лишних эмоций.
- Деструктивный конфликт. Не ведет к решению поставленной задачи. Может навсегда разрушить отношения. В решении могут помочь третьи лица.
- Конструктивный конфликт. Приводит к обоюдному решению. Является толчком к развитию компании.
Для решения любого конфликта используют следующие методы:
- Соперничество.
- Компромисс.
- Уход.
- Приспособление.
- Сотрудничество.
Посмотрите на своего оппонента как на союзника. Тогда вы сможете конструктивно подойти к решению проблемы.
А чтобы конфликт был конструктивным, придерживайтесь таких способов разрешения конфликтов в деловом общении:
- Проявляйте авторитет. Начинайте свою речь с личного местоимения «Я».
- Будьте честны перед собой и окружающими. Назовите свою эмоцию: «рассержен», «сердит», «взволнован», «огорчен».
- Помните про интересы противоположной стороны.
- Не оскорбляйте.
- Опишите ваше восприятие поступка противоположной стороны конфликта.
Конфликтные ситуации являются неотъемлемой частью жизни человека. Но не позволяйте втягивать себя в деструктивный конфликт. Для этого важно знать пути разрешения конфликтов в деловом общении.
Преодоление конфликтов в деловом общении
Советуем применять в своей деятельности следующие способы разрешения конфликтов:
- Проявляйте сдержанность.
- Избегайте конфликтогенов. Недоверие, перебивание, подчеркивание социального статуса вызывают негативную реакцию партнера.
- Поставьте себя на место собеседника.
- Не отвечайте агрессией на агрессию. Конструктивного результата не будет.
- Покажите уважительное отношение к собеседнику улыбкой, добрым словом, поддержкой.
Данные способы регулируют поведение в конфликтных ситуациях в деловом общении. Ведь люди по-разному ведут себя в конфликтных ситуациях.
Поэтому в психологии выделяют пять способов поведения в конфликтных ситуациях в деловом общении:
- Акула. Ориентирован на победу. Используется авторитарными людьми. Существует только одно правильное мнение – мое!
- Плюшевый мишка. Во всем уступает. Действует по принципу: «Давайте жить дружно». Использует все методы, чтобы избежать ссоры.
- Сова. Готовность к сотрудничеству.
- Черепаха. Уклоняется от проблемы. Действует по принципу: «Собака лает – караван идет».
- Лиса. Действует по принципу «Ты мне – я тебе». Стратегия компромисса.
Названные способы характеризуют тактику поведения человека в конфликте. Помните, что некоторые конфликты следует избегать. Не стоит вступать в спор с людьми в очереди в больнице или на почте. Эти конфликты отнимут у вас время и нервы.
А вот конфликты в деловом общении следует анализировать, определять их логику, управлять. Ведь избежать конфликтов в деловом общении невозможно. Конфликт – показатель развития организации. Но предотвратить возникновение, избежать или найти пути решения конфликта в деловом общении с помощью рассмотренных способов возможно.
Вконтакте
Google+
Одноклассники
Мой мир
Summary
Article Name
Конфликты в деловом общении, психология и способы преодоления
Description
Конфликты и причины их возникновения в деловом общении. Преодоление конфликтов в общении. Типология конфликтов и пути их решения.
конфликты в деловом общении это …
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: 422539
Похожие материалы
Оставьте свой комментарий
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ В СФЕРЕ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ В СФЕРЕ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Очевидно, каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом нет. Как образно заметил американский психолог Б. Вул, «жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим». Поэтому руководителю да и каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении; к сожалению, для большинства, людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью.
В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу.
1. Так, например, конфликт может быть внутриличностным, межличностным, между личностью и группой, в которую личность входит, между организациями или группами одного или различного статуса.
Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не соответствует определению, данному выше. Однако его потенциальные дисфункциональные последствия аналогичны последствиям для других типов конфликта. Он может принимать различные формы, одна из самых распространенных – ролевой конфликт. Чаще всего он возникает, когда к работнику предъявляются противоречивые или взаимоисключающие требования. Например, заведующий отделом в магазине требует от продавца, чтобы он все время находился в отделе. Позже он предъявляет ему претензии, что продавец все время тратит на покупателей и не заботится о пополнении отдела товарами. Аналогично от мастера участка его непосредственный начальник требует увеличения выпуска продукции, а руководитель фирмы по качеству одновременно требует повышения качества изделий.
Внутриличностный конфликт может также возникнуть из-за того, что личностные потребности не согласуются с производственными требованиями (необходимость работы в выходные дни, когда запланировано семейное мероприятие, необходимость переезда в другой город, когда другие члены семьи теряют работу и т. п.).
Межличностный конфликт. Возможно, самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному, чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы: капитал, помещения, рабочую силу и т. п. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю.
Межличностный конфликт может возникать также, например, между двумя кандидатами на повышение при наличии одной вакантной должности. В этом случае конфликт может быть тонким и длительным. Межличностный конфликт может проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, цели таких людей различаются в корне.
Конфликт между личностью и группой. Как показали эксперименты, проведенные Э. Мэйо в Хоторне, производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и тем самым удовлетворять свои социальные потребности. Однако если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Например, кто-то захочет заработать побольше, перевыполняя нормы, а группа рассматривает такое поведение как негативное явление.
Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Например, на совещании при обсуждении возможности увеличения объема продаж, когда большинство будет считать, что проблему можно решить снизив цену, один из участников совещания будет твердо убежден, что такая политика приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что продукция фирмы хуже продукции конкурентов. Хотя этот человек может искренне болеть за интересы организации, его все равно будут рассматривать как источник конфликта, потому что он идет против мнения группы.
Аналогичный конфликт может возникнуть на почве выполнения должностных обязанностей. Например, когда руководитель принимает непопулярные дисциплинарные меры. Группа может отреагировать на эти меры снижением производительности труда.
Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. Типичным примером межгруппового конфликта является противостояние администрации организации, с одной стороны, и профсоюзом, с другой стороны.
Примером межгруппового конфликта может быть также противостояние линейных руководителей и работников функциональных служб. Штабные работники обычно более молоды и лучше образованны, чем линейные руководители. Эти последние (начальники цехов, начальники участков, мастера) могут отвергать рекомендации штабных специалистов и выражать недовольство по поводу своей зависимости от них во всем, что связано с информацией. В экстремальных ситуациях линейные руководители могут намеренно выбрать такой способ выполнения предложений штабных специалистов, что вся затея закончится провалом. И все это для того, чтобы «поставить на место» специалистов. Штабной персонал, в свою очередь, может возмущаться, что его представителям не дают возможность самим провести в жизнь свои решения, и стараться сохранить информационную зависимость от них линейного персонала. Это яркие примеры дисфункционального конфликта.
Часто из-за различия целей начинают конфликтовать между собой функциональные группы внутри организации. Например, отдел сбыта ориентирован на покупателя, а производственные подразделения больше заботятся о соотношении прибыль – затраты.
2. Возможны также классификации конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу), по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70–80 % от всех конфликтов, являются нежелательными для руководителей, так как в них они как бы связаны по рукам и ногам. Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.
3. Допустима также классификация по характеру причин, вызвавших конфликт. Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным, но в целом он вызывается, как указывает Р.Л. Кричевский в книге «Если вы – руководитель…», тремя группами причин, обусловленными:
а) трудовым процессом;
б) психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, т. е. их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителей, плохой психологической коммуникацией и т. д.;
в) личностным своеобразием членов группы, например, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью и т. д.
4. Конфликты различают по их значению для организации, а также по способу разрешения на конструктивные и де-конструктивные.
Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов, и разрешение, которое выводит организацию на новый, более высокий и эффективный уровень развития; появляются условия для сотрудничества, взаимопонимания. Конструктивные конфликты выполняют следующие функции:
• конфликт способствует определенному движению вперед, предотвращая застой;
• в процессе конфликта происходит объективация источника разногласия и, возможно, его разрешение, «снятие», находятся средства предотвращения новых конфликтов;
• конфликт – это определенное отрицание старых, «отживших» отношений, что приводит к формированию новых отношений, коррекции взаимодействия;
• в конфликте «изживается» внутренняя напряженность, «выплескиваются» агрессивные чувства, «разряжаются» фрустрации, неврозы;
• конфликт – способ самоутверждения личности, особенно у подростка. Это – необходимая форма поведения для поддержания статуса в группе;
• внутригрупповой конфликт в научной деятельности создает уровень напряженности, необходимый для творческой активности; так, исследование показало, что продуктивность творческой научной деятельности выше у конфликтных личностей;
• межгрупповые конфликты могут способствовать групповой интеграции, росту сплоченности, солидарности группы;
• необходимость решения конфликта приводит к кооперации, к концентрации усилий участников на решение конфликтной ситуации, к вовлечению членов группы в общую жизнь группы.
Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что резко снижает эффективность работы группы или организации.
Признаки деструктивного конфликта:
1) расширение конфликта;
2) эскалация конфликта, когда конфликт становится независимым от исходных причин и даже если причины устранены, сам конфликт продолжается;
3) увеличение затрат, потерь, которые несут участники конфликта;
4) рост ситуативных высказываний, агрессивных действий участников.
Но вернемся к вопросу о полезности или вредности конфликтов. Нами уже было сказано о том, что конфликт является способом выявления и разрешения противоречий. В этом и коренится ответ на поставленный вопрос. Полезен конфликт тем, что так или иначе разрешает противоречие. Но из этого вытекает следующий вопрос: а какова цена разрешения конфликта путем противоречия? Она, как правило, очень высокая. При этом система разрушается или серьезно повреждается. Налицо социальный иллюзионизм, о котором писал Питирим Сорокин. Думается, что лучшим разрешением объективно существующих противоречий является не конфликтный способ, а мирный, консенсусный вариант, который достигается мирными цивилизованными путями и средствами, когда противостоящие стороны и все участники конфликта приходят к пониманию необходимости этого раньше, чем развитие событий пойдет по конфликтному руслу.
Несмотря на свою специфику и многообразие конфликты имеют общие стадии протекания:
• потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм;
• переход потенциального конфликта в реальный, или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;
• конфликтные действия;
• снятие, или разрешение конфликта.
Кроме того, каждый конфликт обнаруживает более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте существует объект конфликтной ситуации, связанный либо с организационными и технологическими трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.
Следующий элемент конфликта – субъективные цели его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами. Далее конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками. И наконец, в любом конфликте важно отличать непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.
Руководителю-практику важно помнить, что пока существуют все перечисленные элементы структуры конфликта (кроме повода), он неустраним. Попытка прекратить конфликтную ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит к нарастанию и расширению его за счет привлечения новых лиц, групп или организаций. Следовательно, необходимо устранить хотя бы один из существующих элементов структуры конфликта.
Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им.
У всех конфликтов есть несколько причин. Основными являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различие в целях, различия в представлениях и ценностях, в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации.
Распределение ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы ограниченны. Руководство должно решить, как распределить материалы, людей, финансы и другие ресурсы между различными группами, чтобы эффективно достичь целей организации. Выделить большую долю ресурсов одному руководителю или группе – значит выделить меньшую долю остальным. Люди же всегда хотят получать больше ресурсов, а не меньше. Таким образом, необходимость делить ресурсы приводит к возможности конфликта.
Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы. Поскольку организации являются системами, состоящими из взаимозависимых элементов, то невыполнение каким-либо специалистом или группой своих задач может стать причиной конфликта.
Некоторые типы организационных структур и отношений как бы способствуют конфликту, возникающему из взаимозависимости задач. Выше рассмотрен межгрупповой конфликт между линейными руководителями и штабным персоналом. Причиной этого конфликта часто является взаимозависимость производственных отношений. С одной стороны, линейный персонал зависит от штабного, так как должен использовать знания и навыки специалистов. С другой стороны, штабной персонал зависит от линейного, так как нуждается в его поддержке в тот момент, когда выясняет неполадки в производственном процессе или выступает в роли консультанта. Более того, штабной персонал при внедрении своих рекомендаций обычно зависит от линейного.
Определенные типы организационных структур увеличивают возможность конфликта. Такая возможность возрастает при матричной структуре организации, где умышленно нарушается принцип единства распорядительства. Возможность конфликта также велика в чисто функциональных структурах, поскольку каждая крупная функция уделяет внимание в основном своей собственной области специализации. В организациях, где основой организационной схемы являются отделы (по каким бы признакам они не создавались: по продуктовому, потребительскому или территориальному), руководители взаимозависимых подразделений подчиняются одному общему начальнику более высокого уровня, тем самым уменьшается возможность конфликта по чисто организационным причинам.
Различия в ценностях – весьма распространенная причина конфликта. Например, высокообразованный персонал отдела исследований и разработок ценит свободу и независимость. Если же их начальник считает необходимым пристально следить за работой своих подчиненных, различия в ценностях, вероятно, вызовут конфликт.
Различия в манере поведения и жизненном опыте. Исследования показывают, что люди авторитарными, догматичными с чертами характера, безразличные к такому понятию, как самоуважение, скорее вступают в конфликт. Другие исследования показывают, что различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений.
Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации является и причиной, и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Если, например, руководство не способно довести до сведения рабочих, что новая система оплаты труда, увязанная с производительностью, призвана не «выжимать соки», а увеличить прибыль компании, улучшить ее положение среди конкурентов что, в конечном итоге будет способствовать более высоким заработкам, то рабочие могут отреагировать замедлением темпов работы. Другие распространенные проблемы передачи информации, вызывающие конфликт, – неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также взаимоисключающие требования к работе.
Разногласия из-за несовпадения рассуждений сторон. Ваш взгляд на проблему зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, вы смотрите на нее. Люди склонны видеть то, что хотят увидеть. Из массы фактов мы выбираем те, которые подтверждают наши взгляды, представления и убеждения, и не обращаем внимания или ошибочно интерпретируем те из них, которые ставят под вопрос наши представления. Однако следует иметь в виду, что понять точку зрения другого – это еще не значит согласиться с ней. Это поможет лишь сузить область конфликта. Также не следует интерпретировать высказывания или действия другой стороны в негативном плане, потому что это вызывает отрицательные эмоции. Но на отрицательные эмоции в свой адрес мы испытываем раздражение, и у нас возникает желание компенсировать свой психологический проигрыш, ответив обидой на обиду. При этом ответ должен быть не слабее, а с «запасом». Снисходительное отношение, категоричность, подшучивание, напоминание о какой-то проигрышной ситуации и т. п. – все это вызывает отрицательную реакцию у окружающих и служит питательной средой для возникновения конфликтной ситуации.
Люди очень часто, разговаривая, не понимают друг друга. Тому есть много причин. Так, при межличностном общении значительная часть информации существует на уровне бессознательного и не может быть выражена полностью словами. Из-за ограниченного словарного запаса, недостатка времени или по другим причинам не считается нужным все говорить, а потому информация иногда воспринимается собеседником за счет невербальных средств коммуникации (мимики, интонации, жестов, поз и т. д.).
Кроме того, у каждого человека существуют свои особенности в восприятии другого человека. В одном из направлений современной психологии – нейролингвистическом программировании – эти различия положены в основу классификации людей на визуалов, аудиапов и кинестетиков.
Визуалы любят зрительно предъявляемое, конкретность, не терпят хождения перед ними во время общения, склонны к обвинительным утверждениям. Аудиалы все воспринимают через слуховые образы, музыку, речь; кинестетики — через состояния своего тела. Все это вместе взятое и создает предпосылки к конфликту и трудности в управлении им.
Для руководителя полезно также знать, какие индивидуальные особенности личности (черты характера) создают у человека склонность или предрасположенность к конфликтным отношениям с другими людьми.
Нередко конкретные ситуации создают своего рода преграды на пути удовлетворения наших стремлений, желаний, интересов. Со многими из них мы спокойно миримся, считая их естественными и неизбежными. Проблема начинается тогда, когда эти преграды вызывают у нас протест: принятое решение кажется ошибочным, поведение кого-то из коллег неприемлемым, оценка нашего труда неправильной и т. д.
Допустим, в институте было решено начать исследовательские работы по новой перспективной тематике. В ходе предварительных обсуждений с руководством института заведующий одной из лабораторий настаивал на включении этой тематики в план работы именно его лаборатории, что не встретило серьезных возражений. Однако окончательное решение было принято в пользу другой лаборатории. Если руководитель, проанализировав ситуацию, придет к выводу, что для такого решения есть основания и дело от этого не проиграет, а выиграет, то он оценит принятое решение как обоснованное и конфликт не возникнет. Если же он сочтет, что решение неправильное, принято по каким-то неясным или неделовым соображениям, то ситуация станет конфликтной.
Начало конфликта, как правило, связано с тем, что человек пытается доказать свою точку зрения, приводит аргументы в пользу своей позиции, переубеждая оппонента.
Кто является этим оппонентом? Конкретный человек или (реже) группа протеста, руководитель, принявший соответствующее решение, работник, который подвел своих товарищей, и т. д. Оппонентом может также оказаться человек, на которого конфликтующий возлагает ответственность за создавшуюся ситуацию, хотя мера его «вины» проблематична.
Руководителю часто приходится сталкиваться с конфликтами этого типа, когда подчиненный предъявляет ему претензии за какие-то не удовлетворяющие его обстоятельства, плохие условия труда, невозможность получить отпуск в удобное время, отсутствие перспектив продвижения и т. д. В этой ситуации у руководителя часто возникает ответная реакция протеста, связанная с тем, что речь идет об обстоятельствах, от него не зависящих, и он считает претензии подчиненного несправедливыми. Однако руководитель в глазах подчиненных воспринимается не только как конкретный человек на конкретном рабочем месте, но и как представитель всей администрации. Именно поэтому он и выступает для своих подчиненных лицом, несущим ответственность за трудовую ситуацию в целом.
В свою очередь и руководитель нередко возлагает ответственность за не удовлетворяющую его ситуацию (плохую работу коллектива, нездоровую атмосферу) на кого-то из своих подчиненных, видя в нем источник проблем, что определяет его поведение и действия по отношению к этому человеку, хотя, возможно, даже удаление его из коллектива ситуацию не изменит.
Конфликты такого типа потенциально чреваты серьезными осложнениями, поскольку оппонент воспринимает предъявляемые ему претензии как необоснованные обвинения, а это вызывает ответную конфликтную реакцию. В своем крайнем выражении ситуации такого типа могут напомнить поиск «козла отпущения», когда человек, попавший в тяжелую для него ситуацию, свои переживания по ее поводу реализует в том, что «срывает гнев» на первом попавшемся под руку.
Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев человек пытается поначалу разрешить возникшую ситуацию «мирным путем». Умение разрешить трудную ситуацию, не доводя ее до конфликта, – признак социально-психологической культуры человека. В то же время чисто личностные неблагоприятные проявления в сложной ситуации могут резко обострить ее, вызвав конфликт. Среди этих личностных особенностей, осложняющих урегулирование сложных ситуаций, – склонность настаивать на своем, не считаться с доводами других, категоричность и безапелляционность суждений, импульсивность, необдуманность слов и поступков, склонность к обвинению партнера, приписывание ему злонамеренных и корыстных мотивов.
Проводилось психологическое обследование работниц с выраженной склонностью к конфликтному поведению (по мнению экспертов из их окружения) и – в противоположность им – тех, кто характеризовался окружающими самым наилучшим образом. Можно было предположить, что лицам с благоприятным стилем общения свойственна склонность избегать конфликтных ситуаций, что они скорее готовы уступить и т. д. Ничего подобного. Они так же попадали в конфликтные ситуации, обнаруживали свои рассуждения и разногласия с другими, выясняли отношения и т. д. Но в одном они явно отличались от «конфликторасположенных»: в сложной ситуации столкновения интересов они были настроены на разрешение ситуации с учетом не только своих интересов, но и интересов партнера, стремились к поиску решения, которое по возможности удовлетворяло бы интересы обеих сторон. «Конфликторасположенные» же в сложных ситуациях проявляли выраженную склонность к разрешению ситуации только в свою пользу, причем любой ценой, пренебрегая интересами партнера.
В психологии выделяют следующие типы конфликтных личностей:
• «демонстративный» — чаще всего это холерик и те, которым присуща бурная деятельность в самых разнообразных направлениях. Они любят быть на виду, имеют завышенную самооценку;
• «ригидный» (косный) – люди, не умеющие перестраиваться, принимать во внимание мнения и точки зрения окружающих; они честолюбивы, проявляют болезненную обидчивость, подозрительность;
• «педант» – личность, которая всегда пунктуальна, придирчива, хоть и исполнительна, зануда, отталкивает от себя людей;
• «бесконфликтный» — человек, сознательно уходящий от конфликта, перекладывающий ответственность в принятии решений на других (если это руководитель, – то на своего заместителя). Между тем конфликт нарастает как снежный ком и обрушивается на такую личность;
• «практик» – действующий под лозунгом «Лучшая защита – нападение». Для такого человека самым важным является преобразование среды, внешнего окружения, изменения позиций других людей, что может приводить к разнообразным столкновениям, напряженности в отношениях.
Существуют и другие типологии трудных людей. Так, Роберт Брэмсон в книге «Общение с трудными людьми» выделяет следующие типы трудных людей, с которыми ему пришлось работать в различных фирмах:
• «агрессист» – говорящий грубые и бесцеремонные, задирающие других колкости и раздражающийся, если его не слушают. Как правило, за его агрессивностью скрывается боязнь раскрытия его некомпетентности;
• «жалобщик» – человек, охваченный какой-то идеей и обвиняющий других (кого-то конкретно или весь мир в целом) во всех грехах, но сам ничего не делающий для решения проблемы;
• «разгневанным ребенок» — человек по своей природе не злой, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под контроль. Например, начальник может вспылить, чувствуя, что его подчиненные потеряли к нему уважение;
• «максималист» – человек, желающий чего-то без промедления, даже если в этом нет необходимости;
• «молчун» – держит все в себе, не говорит о своих обидах, а потом срывает зло на ком-то;
• «тайный мститель» – человек, причиняющий неприятности с помощью каких-то интриг, считая, что кто-то поступил неправильно, а он восстанавливает справедливость;
• «ложный альтруист» — якобы делающий вам добро, но в глубине души сожалеющий об этом, что может проявиться в виде саботажа, требования компенсации и т. п.;
• «хронический обвинитель» – выискивающий ошибки других, считая, что он всегда прав, а обвиняя, можно решить проблему.
Можно выделить и другие типы трудных людей, но правила поведения с ними в общем одинаковы.
Как вести себя с конфликтной личностью?
1. Необходимо иметь в виду, что у таких людей есть какие-то скрытые нужды, которые, как правило, связаны с прошлыми потерями и разочарованиями, и они удовлетворяют их таким образом. Например, сверхагрессивный человек своей агрессивностью пытается подавить малодушие и пугливость.
2. Следует взять под контроль свои эмоции и дать выход эмоциям этого человека, если вы намерены продолжать с ним общаться.
3. Не принимать на свой счет слов и поведения данного человека, зная, что для удовлетворения своих интересов трудный человек так ведет себя со всеми.
4. При выборе подходящего стиля действия в конфликтной ситуации вам следует учитывать, к какому типу людей он относится.
5. Если считаете необходимым продолжение общения с трудным человеком, вы должны настаивать на том, чтобы человек говорил правду, неважно какую. Вы должны убедить его, что ваше отношение к нему будет определяться тем, насколько он правдив с вами и насколько последовательно он будет поступать в дальнейшем, а не тем, что он будет во всем с вами соглашаться.
Обобщая исследования психологов, можно указать следующие личностные характеристики, порождащие конфликты:
• неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том и в другом случае она будет противоречить адекватной оценке окружающих – и почва для конфликта готова;
• стремление доминировать во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно; сказать свое слово последним;
• консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;
• излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, стремление во что бы то ни стало сказать правду в глаза;
• критический настрой, особенно необоснованный и неаргументированный;
• определенный набор эмоциональных качеств личности – тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность, подозрительность, болезненная обидчивость.
Но конфликт возникает, если личностные особенности человека или группы приходят в столкновение с вышеназванными особенностями человека, предрасположенного к конфликтам, т. е. при наличии межличностной или социально-психологической несовместимости. В качестве примера рассмотрим несовместимые типы темперамента при определенных условиях: в нормальной, спокойной обстановке холерик и флегматик успешно справляются с порученной им работой, но в аварийной ситуации медлительность флегматика, его желание обдумать ход деятельности и вспыльчивость, неуравновешенность и суетливость холерика могут стать причиной конфликтных отношений между ними.
Часто основой для межличностной несовместимости становятся различия в потребностях, интересах, целях различных людей, вступающих во взаимодействие. Основной интерес, например, у руководителя недавно созданной фирмы или предприятия – расширить дело, а у сотрудников – чтобы как можно больше средств было выделено на зарплату. Это создает трения между ними, которые могут привести к конфликту даже среди близких людей.
Социально-психологическая несовместимость может также возникнуть из-за того, что группа, окружение предъявляют личности требования, которые расходятся с собственной ориентацией человека.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеПсихология общения. Энциклопедический словарь — деловой конфликт
Деловой конфликт
деловой конфликт
Совр. концепция конфликтологического менеджмента, рассматривает Д. к. как технику, инструмент управления и развития организации. Работа с Д. к. предполагает: разбирательство в конфликте; оказание консультативной помощи в разрешении конфликта; посредничество в урегулировании конфликта; непосредственное урегулирование и разрешение конфликта; профилактика конфликтов; конструирование позитивных конфликтов и управление ими и др. Для управления наиболее специфично конструирование позитивных конфликтов. Конструирование Д. к. используется обычно руководителями и психологами для достижения позитивных результатов при решении сложных профессиональных и служебных задач. Это вариант организованного конфликта, к-рый предварительно продумывается, планируется, инициируется, контролируется, внимательно отслеживается, управляется на отдельных этапах его протекания и по конечному результату. При этом тщательно соблюдаются правила соответствующей «техники безопасности» (не навредить людям и делу, разумность риска, ограничение зоны и пространства конфликта, непосредственное сопровождение конфликта при переходе им критических точек и др.). Осн. варианты Д. к.: а) конструирование столкновения точек зрения, мнений, подходов, позиций в рамках профессионально-служебных дискуссий и споров при решении сложных задач и проблем; б) нововведения в организацию работы, затрагивающие интересы сотрудников, к-рые целесообразно реализовывать с учетом специальных рекомендаций и инновационных технологий; в) предъявление жестких требований к сотрудникам при необходимости коренного изменения отношения к службе и выполнению служебных обязанностей, повышения ответственности, дисциплинированности, исполнительности, мобилизованности в работе; г) меры по оздоровлению, сплочению и развитию коллективов: перестановки сотрудников и руководителей, работа с отрицательными неформальными лидерами и т. д.; д) воздействия на отдельных сотрудников в контексте индивидуально-воспитательной работы. Лит.: Основы конфликтологии / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М., 1997; Пономарев И. Б. Конфликты в деятельности и общении работников органов внутренних дел. М., 1988; Токарев Н. А., Шарапов Ю. Л. Управление конфликтами в служебном коллективе (управленческо-развивающий подход) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1999, № 1 (9). В. П. ТрубочкинВопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Что такое организационный конфликт? определение, факторы и типы
Определение : Организационный конфликт или иначе известный как конфликт на рабочем месте, описывается как состояние несогласия или недопонимания, возникающее в результате фактического или предполагаемого несогласия с потребностями, убеждениями, ресурсами и отношениями между членами организации. На рабочем месте всякий раз, когда взаимодействуют два или более человека, возникает конфликт, когда мнения относительно какой-либо задачи или решения противоречат друг другу.
Говоря простым языком, организационный конфликт относится к результату человеческого взаимодействия, которое начинается, когда один из членов организации определяет, что его / ее цели, ценности или установки несовместимы с целями других членов организации. Несовместимость мнений может возникнуть внутри одного члена, между двумя членами или между группами организации.
Факторы, влияющие на организационный конфликт
- Неясная ответственность : При отсутствии ясности в отношении того, кто несет ответственность за какой раздел задачи или проекта, возникает конфликт.И, чтобы избежать этой ситуации, роли и обязанности членов команды должны быть четко определены, а также согласованы всеми.
- Межличностные отношения : Каждый член организации обладает разными личностями, которые играют решающую роль в разрешении конфликтов в организации. Конфликты на рабочем месте часто вызываются межличностными проблемами между членами организации.
- Нехватка ресурсов: Одной из основных причин возникновения конфликта в организации является неадекватность ресурсов, таких как время, деньги, материалы и т. Д.из-за чего члены организации конкурируют друг с другом, что приводит к конфликту между ними.
- Конфликт интересов : Когда существует дезориентация между личными целями человека и целями организации, возникает конфликт интересов, поскольку человек может бороться за свои личные цели, что препятствует общему успеху проекта.
Конфликты на рабочем месте смягчаются из-за индивидуальных и межличностных факторов. Связанные с индивидуумом причины влекут за собой отношения, убеждения, личностную ориентацию и человеческие слабости.Межличностные конфликты возникают, когда руководитель нарушает нормы организации.
Типы организационных конфликтов
- Конфликт отношений : Конфликт, возникающий из-за межличностного напряжения между сотрудниками, который связан с внутренними отношениями, а не с текущим проектом.
- Конфликт задач : при разногласиях между участниками относительно характера выполняемой работы возникает конфликт задач
- Конфликт процессов : Конфликты между членами команды из-за разницы во мнениях о том, как должна выполняться работа, называется конфликтом процессов.
Организационный конфликт также может быть личным конфликтом (тот, который существует между двумя людьми из-за взаимной неприязни), внутригрупповым конфликтом (один возникает из-за отсутствия свободы, ресурсов и т. Д. В группе) и межгрупповым конфликтом (один, который существует между двумя группами. ).
Причины организационных конфликтов
- Ожидания руководства : Ожидается, что каждый сотрудник будет соответствовать целям, поставленным его / ее начальником, и, когда эти ожидания неправильно понимаются или не выполняются в установленные сроки, возникают конфликты.
- Нарушение связи : Одной из основных причин конфликтов на рабочем месте является нарушение связи, т.е. если один сотрудник требует определенной информации от другого, который не отвечает должным образом, в организации возникает конфликт.
- Недоразумение : Непонимание информации также может облегчить спор в организации в том смысле, что если один человек неверно истолкует некоторую информацию, это может привести к серии конфликтов.
- Отсутствие ответственности : Если в проекте обязанности не ясны и возникла какая-то ошибка, за которую ни один член команды не хочет брать на себя ответственность, также может стать причиной конфликта в организации.
Причины организационного конфликта необходимо знать, чтобы разрешить их как можно раньше, потому что это снижает эффективность, результативность и продуктивность сотрудников и организации, что в конечном итоге препятствует ее успеху.
Способы управления конфликтами в организации
- Разрешите конфликт позитивно.
- Формирование официальной процедуры рассмотрения жалоб для всех участников.
- Сконцентрируйтесь на причинах, а не на их следствии, чтобы оценивать конфликты.
- Сторонам в конфликтах должен быть предоставлен равный голос независимо от их положения, срока полномочий или политического влияния.
- Активное участие всех сторон в конфликте также может помочь противостоять ему.
В организации конфликты неизбежны, поэтому необходимо найти различные средства для их разрешения или использовать их таким образом, чтобы помочь организации повысить свою производительность.
,типов конфликтов в деловых переговорах — и как их избежать — PON
Конфликт в деловых переговорах — обычное дело, но это не обязательно. Есть шаги, которые мы можем предпринять, чтобы избежать определенных типов конфликтов и недопонимания.
Часто помогает анализ уникальных причин конфликта в конкретных переговорных ситуациях. Здесь мы рассмотрим три часто встречающихся типа конфликтов в деловых переговорах и дадим советы, как предотвратить их обострение.
1. Межкультурный конфликт: остерегайтесь стереотипов.
При ведении переговоров с представителями другой культуры мы часто пытаемся изучить культурные обычаи, которые помогут нам вписаться или избежать оскорблений. Однако есть риск сосредоточиться на культурных различиях: мы можем придавать слишком большое значение предполагаемым культурным различиям и в результате чрезмерно упрощаем или стереотипируем другую сторону. Когда одна или обе стороны попадают в эту ловушку, могут возникнуть недопонимание и конфликт.
При подготовке к международным переговорам важно изучить предысторию культуры вашего партнера, но, вероятно, вам еще важнее узнать его или ее как личность. Изучите профессию, опыт работы, организацию, образование, области знаний, личность и опыт ведения переговоров другой стороны, насколько это возможно. Чтобы еще больше развеять стереотипы, потратьте немного времени на общение и познакомьтесь друг с другом, прежде чем приступить к делу.
Кроме того, во время переговоров постарайтесь снизить стресс за столом переговоров, будь то перерывы или продление сроков. По словам профессора Колумбийского университета Майкла Морриса, стресс может заставить вас действовать в соответствии с культурными ожиданиями, а не тщательно анализировать ситуацию.
2. Конфликт с друзьями и семьей: заранее обсудите сложные вопросы
Деловые переговоры между друзьями и членами семьи могут привести к обиде, испорченным отношениям или просто некачественным сделкам.Действительно, общепринятое мнение предостерегает нас от ведения бизнеса с теми, кто нам близок. Тем не менее обстоятельства или возможность иногда делают переговоры с родственником или хорошим другом непреодолимым или невозможным избежать.
Профессора Гарвардской школы права Фрэнк Э.А. Сандер и Роберт С. Бордоун предупреждают, что, несмотря на прочную основу доверия и понимания, друзья и родственники, ведущие переговоры, скорее избегают конфликта, чем противостоят ему. Это проблема, потому что их прошлое может включать неразрешенные эмоции, которые вспыхивают во время переговоров, требуя управления конфликтами .
Сандер и Бордоне побуждают членов семьи путем совместных переговоров обдумать и проанализировать трудности, которые могут возникнуть, прежде чем они приступят к делу. Чтобы предотвратить этот и другие типы конфликтов на переговорах, они советуют вам найти время, чтобы согласовать нормы, стандарты, принципы и процессы, которые будут определять ваше взаимодействие.
Кроме того, если деловые переговоры с друзьями и родственниками угрожают стать спорными, вы можете предложить проконсультироваться с нейтральной третьей стороной, например, с посредником, семейным терапевтом, надежным другом или экспертом, для помощи в устранении причин конфликта , посоветуйте Сандер и Бордоне.
3. Конфликт на рабочем месте: проверьте свои предположения и выберите полезную роль
На работе конфликт между коллегами может снизить продуктивность и удерживать сотрудников. Меры предосторожности. Программа переговоров Сьюзан Хакли.
Как вообще избежать вспышки конфликта с коллегами? Вы можете начать с изучения того, приветствует ли ваш отдел или организация конструктивный отзыв, а не наказывает его. Сложно поднимать острые вопросы? Когда дело доходит до управления конфликтами на рабочем месте , существуют ли четкие руководящие принципы и структуры, которые помогут людям с уважением говорить о деликатных вопросах?
Сотрудникам следует дать указания о том, как давать хорошие отзывы, чтобы они могли выразить свои опасения в позитивной манере, а не позволять им трепаться.Люди, которые дают хорошие отзывы, задают вопросы, сохраняют позитивный настрой, описывают, как они себя чувствуют в ситуации, и дают подробности. Они выражают признательность, когда это оправдано, и вносят предложения по улучшению рабочих отношений.
В своей книге Третья сторона: почему мы сражаемся и как мы можем остановить (Penguin, 2000) Уильям Юри описывает различные способы, с помощью которых коллеги могут помочь предотвратить, разрешить и сдержать различные типы конфликтов. К ним относятся обязанности поставщика, учителя, строителя мостов, посредника, арбитра, уравнителя, целителя, свидетеля, судьи или миротворца.Выберите роль, которая кажется вам подлинной и подходящей для вас, советует Хакли, например, вмешаться, чтобы выступить посредником в споре между членами команды или рассказать другим о стилях конфликта и методах разрешения конфликтов.
С какими еще типами конфликтов вы сталкивались во время деловых переговоров и как вы их разрешали?
Похожие сообщения
,Управление конфликтами | Деловой английский — деловой журнал
Умение улаживать конфликты — важный профессиональный навык. Конфликт на работе может повлиять на мотивацию и благополучие сотрудников, а также создать ненужные отвлекающие факторы и стресс. Люди, обладающие навыками управления конфликтами, разрешают разногласия быстро и эффективно, обеспечивая эффективную командную работу и максимальную продуктивность. Успешное управление конфликтами также помогает создать атмосферу, в которой люди могут учиться у других, развивать свои таланты и мыслить творчески.Управление конфликтами может быть сложной задачей, но люди, которые делают это хорошо, высоко ценятся своими коллегами и компаниями.
Бой или бегство
Когда возникает конфликт, мы часто можем видеть реакцию природы «сражайся или беги» — либо атакуя врага, либо убегая. Реакция «драки» — это когда люди начинают готовиться к спору. Но, проявив агрессию, они могут не только испортить свои отношения, но и упустить шанс вырасти благодаря конструктивной обратной связи.
Ответ «бегство» предполагает полное игнорирование проблемы. Люди подавляют свои чувства, скрывают разногласия и делают вид, что все хорошо, когда это не так. Однако конфликт остается неразрешенным, и проблема усугубляется.
Итак, как мы можем выйти за рамки наших непосредственных реакций и превратить конфликт в источник укрепления доверия и развития? Вот восемь советов, которые помогут нам успешно справиться с конфликтом.
1. Выберите лучшее время и место для разговора.
Хотя важно говорить о проблеме, выполнение этого в неправильном месте и перед неправильными людьми может привести к замешательству и неспособности по-настоящему слушать. Если возможно, назначьте встречу, чтобы сесть и обсудить проблему с вовлеченными людьми.
2. Допускайте позитивные намерения.
Если вы войдете в разговор, полагая, что вам не нравятся или что на вас нападут, вы, скорее всего, потратите это время, защищаясь и чувствуя гнев и боль.
Помните, что вы проходите через этот процесс, потому что люди хотят решить проблему и поладить. Поэтому начните с предположения, что их намерения позитивны и что то, что они собираются сказать, идет на благо команды. Это позволит вести открытый разговор, направленный на улучшение ситуации, а не на ее ухудшение.
3. Убедитесь, что это двусторонний разговор.
Разговор — это не монолог. Это не шанс для одной стороны перечислить все, чем они недовольны и зол, не позволив другой стороне отреагировать.Настоящая беседа позволяет всем сторонам поделиться своими взглядами и сотрудничать, чтобы найти удовлетворительный путь вперед. Если вы оказались в монологе, остановитесь и задайте несколько вопросов.
4. Слушайте и будьте открыты для перемен.
Многие из нас думают, что мы слушаем, но вместо этого просто ждем возможности ответить. Отложите на мгновение свои мысли и внимательно слушайте, когда говорит другой человек. Рост и развитие возможны только в том случае, если вы позволите их словам изменить вас.
5. Укажите конкретную проблему и последствия.
Легко обобщить и выдвинуть широкие обвинения, например, используя такие утверждения, как Вы всегда … или Вы никогда не … Однако это часто приводит к защитной реакции. Вместо этого укажите конкретно, в чем заключается проблема, приведите примеры и четко обозначьте влияние проблемы. Будьте максимально объективны и избегайте личных нападок.
6. Не вспоминайте прошлое.
Некоторые из нас чувствуют необходимость вспомнить менее важные события прошлого, чтобы получить преимущество перед нашим собеседником.Это может заставить людей защищаться и отвлечь всех от главной темы разговора. Постарайтесь сосредоточиться на главном и на том, как улучшить ситуацию.
7. Возьмите на себя ответственность за свою часть проблемы.
Мы не идеальны и делаем ошибки. Подумайте, как вы могли способствовать возникновению проблемы, и возьмите на себя ответственность за нее. Это не только демонстрирует ваше желание работать в команде, но также показывает, что вы не просто ищете возможность обвинить другую сторону.
8. Сосредоточьтесь на будущем.
Разговоры о конфликте часто сосредоточены на том, чего не должно было быть, а что можно было сделать. Вместо этого сосредоточьтесь на будущем. Какие шаги вы можете предпринять для решения проблемы? Как можно избежать повторения этого снова?
При тщательном управлении конфликты могут помочь нам максимально использовать наши разногласия и найти способ успешной совместной работы.
.Что такое организационный конфликт? | Ваш бизнес
Статьи по теме
В бизнесе личности или мировоззрения сталкиваются, и неизбежно возникают споры. Обычно владельцы бизнеса могут управлять этими межличностными конфликтами с помощью неформального посредничества или путем переназначения персонала в другие области бизнеса. Однако иногда конфликт сводится к самому бизнесу. Такой организационный конфликт может либо помешать бизнесу, либо дать шанс на улучшение.
Определение
Основное определение организационного конфликта — это несогласие отдельных лиц или групп внутри организации, которое может быть связано с различными факторами, от распределения ресурсов и разделения ответственности до общего руководства организацией. Типичный пример организационного конфликта возникает, когда работники выступают за более высокую оплату, а владелец бизнеса или руководство хотят, чтобы уровни оплаты оставались прежними.
Отрицательные результаты
С одной точки зрения, организационный конфликт приводит к отрицательным результатам.Конфликты вызывают стресс, который снижает удовлетворенность работников. Уменьшение удовлетворения может привести к увеличению количества прогулов и текучести кадров. Конфликт также может снизить доверие к руководителям и коллегам, что может замедлить или остановить продвижение проектов. Накопление внутренних негативных последствий, таких как потеря доверия и замедление прогресса, может оказать негативное влияние на удовлетворенность клиентов из-за пропущенных сроков и снижения качества работы.
Положительные возможности
С другой точки зрения, организационный конфликт представляет собой возможность для продуктивных изменений.В основе этой точки зрения лежит эффективное общение. Организационные конфликты возникают неспроста. Признавая существование конфликта и угадывая его источник, руководство бизнеса открывает двери для творческих решений. Простой акт признания и поиска решений организационных конфликтов может разрядить их и привлечь сотрудников к более прочным отношениям с бизнесом. Это также может способствовать созданию гибкой организации, которая эффективно справляется с быстрыми изменениями, с которыми сталкивается современный бизнес.
Соображения
В некоторых случаях не существует приемлемого решения для всех сторон, вовлеченных в конфликт на рабочем месте. Если, например, совладельцы бизнеса видят, что бизнес развивается в двух принципиально разных направлениях, никакое решение не удовлетворит обе стороны. Для решения организационных конфликтов, связанных с разными взглядами на бизнес, обычно требуется уход одной из сторон. Каждый бизнес сталкивается с ограниченными ресурсами и требованиями, которые превышают их. В какой-то момент владельцы бизнеса должны просто отклонить запросы на дополнительные деньги.Объяснение может смягчить удар и дать подтверждение, но конфликт может затянуться, несмотря на любые попытки его разрешить.
Источники
Кредит изображения
Hemera Technologies / PhotoObjects.net / Getty Images
.