Методика ДЕМБО-РУБИНШТЕЙН
ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПО МЕТОДИКЕ ДЕМБО — РУБИНШТЕЙН В МОДИФИКАЦИИ A.M.ПРИХОЖАН
Инструкция. Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. На следующей странице изображены семь таких линий. Они обозначают:
1) здоровье;
2) ум, способности;
3) характер;
4) авторитет у сверстников;
5) умение многое делать своими руками, умелые руки;
6) внешность;
7) уверенность в себе.
Под каждой линией написано, что она означает.
На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени.
Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.
Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).
1. По каждой из шести шкал определить:
а) уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
б) высоту самооценки — от «0» до знака «-»;
в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шести шкалам.
Оценка и интерпретация отдельных параметров
В нижеприведенной таблице даны количественные характеристики уровней притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7—10 классов.
Параметр | Количественная характеристика (балл) | |||
норма | очень высокий | |||
низкий | средний | высокий | ||
Уровень притязаний | менее 60 | 60-74 | 75—89 | 90—100 |
Уровень самооценки | менее 45 | 45—59 | 60—74 | 75-100 |
Уровень притязаний:
Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов. Наиболее оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.
Очень высокий уровень притязаний
Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний
Если очень высокий или очень низкий уровень притязаний отмечен по какой-либо одной шкале, то это может характеризовать повышенную значимость (или декларируемое пренебрежение) того или иного качества для школьника.
Высота самооценки:
Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.
Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке
Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.
Расхождение между уровнем притязаний и уровнем самооценки.
За норму здесь принимается расхождение от 8 до 22 баллов, свидетельствующее, что школьник ставит перед собой такие цели, которых он действительно стремится достичь. Притязания в значительной части случаев основываются на оценке им своих возможностей и служат стимулом личностного развития.
Расхождение в 23 балла и более характеризует резкий разрыв между самооценкой и притязаниями.
Такое соотношение указывает на конфликт между тем, к чему школьник стремится, и тем, что он считает для себя возможным. Особенно неблагоприятны случаи, когда самооценка находится в нижней части шкалы, а притязания – в средней или высокой.
При таком сильном расхождении уровень притязаний не только не стимулирует, но, напротив, тормозит личностное развитие. Характеристика описанных выше параметров может быть применена при анализе как результатов по отдельным шкалам, так и средних данных по методике в целом.
Редкие ответы.
К таким ответам относятся прежде всего случаи, когда уровень притязаний школьника оказывается ниже уровня его самооценки. Подобная позиция («Могу, но не хочу»), как правило, указывает на конфликтное отношение учащегося к той или иной стороне своей личности или конфликтное отношение к себе в целом. Они свидетельствуют о неблагополучии школьника в той или иной области. Обычно это такие области, которые наиболее значимы для школьника, а его успешность в них намного ниже его притязаний. Если подобные ответы учащийся дает по большинству или по всем шкалам методики, это может свидетельствовать о существенных искажениях в его отношении к себе и к окружающему, о нарушениях в формировании его личности.
Пропуски отдельных шкал или их неполное заполнение (только самооценки или только уровня притязаний) могут свидетельствовать как о недостаточном внимании школьника, так и о том, что здесь имеет место низкая (предельно низкая) самооценка при крайне высоких, часто скрытых притязаниях.
Многочисленные поправки, зачеркивания, как правило, указывают на затрудненность в оценке себя, связанную с неопределенностью или неустойчивостью самооценки. У некоторых учащихся это может сопровождаться попыткой найти «правильный» ответ.
Комментарии, постановка дополнительных, не предусмотренных инструкцией знаков (например, «?», «!!!») обычно свидетельствуют о повышенной напряженности, тревожности школьника в ситуации, когда ему надо оценить себя. Это характеризует наличие одновременно двух разнонаправленных тенденций – сильного желания понять, оценить себя и боязни проявить, прежде всего, для себя самого, собственную несостоятельность (такие учащиеся часто говорят в беседах, что боялись ответить «не так», «хуже, чем другие»). Наиболее часто такие ответы встречаются у учащихся 7 классов, старших подростков.
4
Методика «самооценка» (дембо-рубинштейн модификация а.М. Прихожан)
Для диагностики самооценки используется шкала самооценки личности, разработанная А.М.Прихожан, на основе известной методики Дембо – Рубинштейн.
Испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию. На бланке изображено семь линий, высота каждой-100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точка отмечаются заметными черточками, середина — едва заметной чертой.
Инструкция: «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и т. п. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Ниже представлено семь таких линий. Они обозначают: 1)здоровье, 2)умственные способности, 3)характер, 4)авторитет у сверстников, 5) умение многое делать своими руками, умелые руки, 6) внешность, 7) уверенность в себе.
На каждой линии черточкой (-) испытуемые отмечают, как они оценивают развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (х) отмечают, при каком уровне развития этих качеств, сторон были бы удовлетворены собой и почувствовали гордость за себя.
1 этап. По каждой из шести шкал, а шкала «здоровье» является тренировочной, («ум», «способности», «характер», «авторитет у сверстников», «умелые руки», «внешность», «уверенность в себе») определяются:
уровень притязаний в отношении данного качества — по расстоянию в миллиметрах от нижней шкалы (0) до знака «х»;
высота самооценки — от «0» до знака «-»;
величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от знака «х» до « — »; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом.
2 этап. Рассчитывается средняя величина каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.
Уровень притязаний. Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение людей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.
Высота самооценки. Количество баллов от 45 до 74 ( «средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку личности. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности – «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска» , их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная» , когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
Расхождение между уровнем притязаний и самооценкой.
23 балла и более – резкий разрыв, то есть конфликт между тем, к чему человек стремится и каким считает себя.
8 -22 – норма – человек ставит те цели, которые можно достичь.
1 – 7 или при совпадении – уровень притязаний не является стимулом для развития.
Если уровень притязаний ниже самооценки, тогда « могу, но не хочу».
Шкала самооценки
100 100 100 100 100 100 100
0 0 0 0 0 0 0
is my ex toxic викторина Викторина — ProProfs
www.proprofs.com › … › Отношения › Парень
03.04.2022 · Пройди тест «Был ли мой бывший токсичным» и узнай, действительно ли твой бывший парень был токсичным человеком или нет. Все, что вам нужно было сделать, это просто ответить на несколько . ..
Был ли мой бывший токсичным? | 100% честный ответ — Бесплатные игры-викторины
freequizgames.com › Другое
Был ли мой бывший токсичным? Пройдите наш тест и узнайте правду! Вы также узнаете, как распознавать и избегать токсичных людей. Стоит быть более осознанным.
Тест: Был ли мой бывший токсичным? — Marriage.com
www.marriage.com › … › Тесты на отношения
Итак, пройдите этот тест «Был ли мой бывший токсичным», чтобы узнать, действительно ли ваш бывший был токсичным. Этот тест включает в себя пару вопросов о ваших отношениях с …
Моя бывшая возится с моей головой Тест — Marriage.com
www.marriage.com › … › Тесты на измену
Если вас смущает, что ваш бывший балует вас, пройдите этот тест. Выдержка из вопросов. 1. Считаете ли вы, что ваш бывший намеренно публикует …
Насколько токсичны ваши отношения с вашим бывшим? — BuzzFeed
www.buzzfeed.com › cayleeac7 › toxic-relationship. ..
02.08.2022 · Я ненавижу быть тем, кто тебе говорит, но ты в токсичной ситуации, если эти вещи применимы к тебе и Ваш бывший. Детка, пора отписаться от них …
Тест: кто токсичен в отношениях: ты или твой партнер?
www.buzzfeed.com › эта-викторина-выявит-кто-токсичный-человек-в-йоу
03.07.2019 · Я чувствую, что эта викторина может быть действительно вредной для людей в действительности токсичных/оскорбительных отношения. Я ответил на этот тест, как если бы я и мой бывший были …
Ähnliche Fragen
Как узнать, был ли мой бывший токсичным?
Токсичные бывшие скучают по тебе?
Почему меня привлекает мой токсичный бывший?
Меняются ли токсичные бывшие?
Тест на токсичные отношения — Терапия Гольдштейна
goldsteintherapy.com › викторина › Тест на токсичные отношения
27.04.2020 · Добро пожаловать на тест на токсичные отношения. Этот тест поможет вам определить, может ли ваше несчастье в отношениях быть связано с тем, что вы живете . ..
Должен ли я вернуться к своему бывшему? 100% честная викторина — Викторина Экспо
www.quizexpo.com › Любовь
01.05.2023 · Жесткая викторина: стоит ли возвращаться к бывшему? Тест представляет собой серию вопросов о вашем опыте до расставания, вашем нынешнем …
Популярные викторины о токсичных бывших | Quotev
www.quotev.com › тесты › Toxic+Ex
Чтобы определить, является ли кто-то токсичным родителем, вам следует искать признаки, указывающие на то, что он токсичный. Эта викторина может помочь вам найти знаки …
Тест: вы забыли своего бывшего? — LiveAbout
www.liveabout.com › … › Отношения
22.10.2020 · Вам интересно, если вы все еще зациклены на своем бывшем? Выясните, заставляет ли его или ее отсутствие ваше сердце чувствовать себя более нежно или это выходит из …
Ähnlichesuchanfragen
Тест опасен ли мой бывший
Тест на токсичные отношения
Изменял ли мне мой бывший Тест
Тест на токсичную девушку
Тест на я проблема
90 004 Ex TestТест на токсическое родство deutsch
Was мой бывший нарцисс тест
мой бывший токсичный тест
AlleBilderVideosNewsMapsShoppingBüchersuchoptionen
Был ли мой бывший токсичным? Викторина — ProProfs
www. proprofs.com › … › Отношения › Парень
03.04.2022 · Пройди тест «Был ли мой бывший токсичным» и узнай, действительно ли твой бывший парень был токсичным человеком или нет. Все, что вам нужно было сделать, это просто ответить на несколько …
Был ли мой бывший токсичным? | 100% честный ответ — Бесплатные викторины
freequizgames.com › Другое
Был ли мой бывший токсичным? Пройдите наш тест и узнайте правду! Вы также узнаете, как распознавать и избегать токсичных людей. Стоит быть более осознанным.
Тест: Был ли мой бывший токсичным? — Marriage.com
www.marriage.com › … › Тесты на отношения
Итак, пройдите этот тест «Был ли мой бывший токсичным», чтобы узнать, действительно ли ваш бывший был токсичным. Этот тест включает в себя несколько вопросов о ваших отношениях с …
Мой бывший балуется с моей головой Тест — Marriage.com
www.marriage.com › … › Тесты на неверность
Если вы запутались если твой бывший не лезет тебе в голову, пройди этот тест. Выдержка из вопросов. 1. Считаете ли вы, что ваш бывший намеренно публикует сообщения …
Насколько токсичны ваши отношения с бывшим? — BuzzFeed
www.buzzfeed.com › cayleeac7 › toxic-relationship…
02.08.2022 · Я ненавижу быть тем, кто тебе говорит, но ты в токсичной ситуации, если эти вещи применимы к тебе и Ваш бывший. Детка, пора отписаться от них …
Тест: кто токсичен в отношениях: ты или твой партнер?
www.buzzfeed.com › эта-викторина-выявит-кто-токсичный-человек-в-лете
03.07.2019 · Я чувствую, что эта викторина может быть очень вредной для людей, состоящих в настоящих токсичных/оскорбительных отношениях. Я ответил на этот тест, как если бы я и мой бывший были …
Ähnliche Fragen
Как узнать, был ли мой бывший токсичным?
Токсичные бывшие скучают по тебе?
Почему меня привлекает мой токсичный бывший?
Меняются ли токсичные бывшие?
Тест на токсичные отношения — Терапия Гольдштейна
goldsteintherapy. com › Тест › Тест на токсичные отношения
27.04.2020 · Добро пожаловать на викторину о токсичных отношениях. Этот тест поможет вам определить, может ли ваше несчастье в отношениях быть связано с тем, что вы живете …
Должен ли я вернуться к своему бывшему? 100% честная викторина — Викторина Экспо
www.quizexpo.com › Любовь
01.05.2023 · Жесткая викторина: стоит ли возвращаться к бывшему? Тест представляет собой серию вопросов о вашем опыте до расставания, вашем текущем …
Популярные викторины о токсичных бывших | Цитата
www.quotev.com › тесты › Toxic+Ex
Чтобы определить, является ли кто-то токсичным родителем, вам следует искать признаки, указывающие на то, что он токсичный. Эта викторина может помочь вам найти знаки …
Тест: вы забыли своего бывшего? — LiveAbout
www.liveabout.com › … › Отношения
22.10.2020 · Вам интересно, если вы все еще зациклены на своем бывшем? Выясните, заставляет ли его или ее отсутствие ваше сердце чувствовать себя более нежно или это выходит из .