Демократический стиль общения это: Демократический стиль общения

Содержание

Демократический стиль | Про профессии.ру

 

Демократический стиль

Это словосочетание все чаще используется в обиходе. Его употребление применимо к методам руководства, воспитания, общения, деятельности и даже одежды. Разберемся, что под собой подразумевает употребление этих слов.

Читайте также: Сопроводительное письмо к резюме директора

Демократический стиль характеризуется коллегиальностью, совместной деятельностью, объединённой одной целью. Применение такого метода поощряет инициативность, позволяет увеличить количество вариантов по решению любых вопросов, так как нет рамок и ограничений, внести атмосферу доверия и благожелательности.

Для демократического стиля характерно деление ответственности  на весь коллектив. Демократический стиль лидерства основывается на доверии, информировании, ответственности и сознательности.

Авторитарно демократический стиль

Данный метод объединил в себе две полные противоположности и заставил их действовать совместно. Как такое может быть? Ведь авторитарный стиль подразумевает единовластие, а демократический стиль предполагает присутствие свободы. В этом и заключается «фишка» данного стиля. Единолично начальник может приняться решение, а способы его выполнение доверить сотрудникам.

Читайте также: Специализированная одежда

И наоборот, коллектив находит разные варианты разрешения ситуации, а руководитель утверждает одно. Использование данного стиля целиком и полностью ложится на руководителя, зависит от его опыта и лидерских качеств.

Либерально демократический стиль

Кратко его можно сформулировать как «максимальная свобода при минимальном контроле». При этом методе либерал-руководитель не может требовать от сотрудников исполнения поставленных задач в силу личных качеств. Он опасается испортить отношения с коллективом, поэтому все приказы заменены на советы или просьбы, начальник дистанционируется от процесса работы, чтобы не брать на себя ответственность за ее выполнение.

Психоэмоциональный настрой среди сотрудников неблагоприятный, а работа делается спустя рукава. Но в том коллективе, где трудятся профессионалы и каждый знает свое дело, можно использовать такой метод руководства.

Читайте также: Профессия оператор

Демократический попустительский стиль

Объединение двух таких стилей похоже на либерально-демократический. Но есть существенное отличие. Основная характеристика демократического стиля — это свобода в выборе решений и способе достижения цели, а попустительский стиль характерен отсутствием любого контроля со стороны руководства за процессом решения и устранения проблем.

 Демократический стиль руководства

Демократический стиль руководителя дает шанс сотрудникам на самореализацию. Видя, что их инициативность оценивается они стараются приложить максимум усилий, для того чтобы выполнить задачу путем минимальных затрат.

Руководитель-демократ способен сплотить сотрудников воедино, где каждый будет чувствовать себя причастным к творимой работе. Это прекрасно влияет на психологическую атмосферу в коллективе и способствует повышению производительности.

Читайте также: Мой опыт работы в отделе телемаркетинга банка

 Демократический стиль управления

Демократический стиль деятельности подразумевает ориентацию на результат. Но достичь это возможно только развивая коллектив. Все возникающие при этом вопросы и противоречия касательно выполнения заданной работы и интересов коллектива не вуалируются, а совместно решаются к удовлетворению, как подчиненных, так и начальника, к чему и стремится руководитель демократического стиля управления. Коллегиальный подход помогает найти самое эффективное решение любой проблемы.

Демократический стиль воспитания

Его считают наиболее сбалансированным, так как ребенку при этом разъясняется такие понятия, как «хорошо» и «плохо», давая право выбирать самому. Демократический педагогический стиль воспитания толкает детей к самостоятельному познанию мира и приучает нести ответственность за свой выбор.

Демократический стиль педагогического общения проявляется, например, в ситуациях, когда в случае ошибок ребенка не наказывают, а совместно анализируют  причины появления недостатков, разрабатывают способы их исправления. Демократический стиль педагога позволяет ребенку полностью раскрыть способности, откорректировать поведение, сделать верный выбор.

Читайте также: Профессия визажист, отзывы — из личного опыта

Демократический стиль общения

Этот стиль общения повышает эффективность беседы, так как возникает обратная связь. Собеседник становится максимально открытым для диалога, ясно и четко выражает свои мысли, не пытается их завуалировать. Это, в свою очередь, прекрасно влияет на установление отношений и взаимоуважения и доверия между собеседниками. Только так можно выяснить, насколько будет ценно обоюдное сотрудничество.

Плюсы и минусы демократического стиля

Как и везде, всякое действие имеет положительные и отрицательные моменты. Не минуло это и демократический стиль. На каждый «плюс» имеется и «минус». Демократический стиль помогает повысить количество методов влияния на возникшую ситуацию, но снижается скорость принятия решения из-за необходимости просмотра всех методов и выбора одного.

Так же повышается мобильность отдела или организации. Демократический стиль принятия решений позволяет проявлению способности моментально и адекватно реагировать на любые внешние влияния. Это из-за того, что вертикаль власти заменена горизонталью. Информация о каких-либо ситуациях моментально доходит до всех сотрудников и начинается поиск методов реагирования. Но снижается управляемость коллективом. Из-за того что в обсуждении участвуют все сотрудники, и каждый уверен, что именно его вариант самый верный. Так возникают споры и конфликты.

Читайте также: Профессия ветеринар. Ожидания и реальность — из личного опыта

Возможно Вас заинтересуют:

  • Стили управления руководителя
  • Либеральный стиль
  • Авторитарный стиль
  • Как сохранить высокую мотивацию у сотрудников?
  • Семья и карьера – в любви и гармонии
  • Управление карьерой или 5 слагаемых успеха
  • Как построить карьеру
  • Профессиональный рост

Стиль педагогического общения и проблемы его классификации



В статье рассмотрено понятие «педагогическое общение» как коммуникативный феномен; проанализированы различные стили педагогического общения: авторитарный, либеральный и демократичный. Дана характеристика психолого-педагогической специфики разных стилей общения, их позитивных и негативных проявлений в пространстве педагогических коммуникаций. Также приведена иная классификация, основанная на более тонком научном подходе на основании анализа психологических механизмов, определяющих коммуникативную стратегию человека.

Ключевые слова: образование личности, стили педагогического общения, педагогическое взаимодействие.

Образование — это не просто деятельность, направленная на развитие личности, это помощь в изменении внутреннего эмоционально-когнитивного опыта ребенка, вследствие его обучения и воспитания. То есть, помощь в осознании ребенком своих собственных устремлений и возможностей, в развитии его способностей и личностного роста в целом. Предполагается, что эта деятельность способствует развитию духовных потребностей в познании, рефлексии, красоте, творчестве и раскрытию «индивидуальных дарований личности в согласии с предпосылками и побудительными мотивами…».

Успешность развития личности обучающегося зависит от благополучной психологической ситуации. А одним из оснований этого благополучия является правильно выбранный стиль педагогического общения.

Общение взрослого с ребенком, учителя с учениками — это сотрудничество, которое создаёт зоны ближайшего развития личности, её индивидуальные качества, потребности и мировосприятие.

Непосредственное, живое общение рождает эмоции, переживания, аффекты, что является условием личностного роста обучающегося. А эффективность этого общения, его влияние, оказываемое на ученика, зависит от выбранного учителем стиля общения.

Стиль педагогического общения — это некоторый набор типичных требований и приемов обучающего и воспитательного характера, в которых заключены ожидаемые результаты ответного поведения обучающихся. Стиль педагогического общения или руководства выражается в различных формах организации деятельности учителя и ученика и их общения.

Педагогическое общение в целом имеет определенную специфику. Эта специфика обусловлена различными планируемыми позициями (функциональными, социальными и т. д.), ролями субъектов общения. В процессе педагогического общения преподаватель исполняет свои ролевые обязанности по руководству образовательным процессом.

Эффективность этого выбора и действия этих форм зависит, в том числе, и от уровня профессионального педагогического уровня учителя. Стиль педагогического общения состоит из возможностей педагога к коммуникации, характера взаимоотношений учителя и учеников их личностных и межличностных особенностей. Будучи категорией, социально и нравственно насыщенной стиль общения прямо отражает педагогическую культуру учителя, а также общую культуру педагога.

Отечественная психолого-педагогическая наука традиционно выделяет три основных стиля педагогического взаимодействия: авторитарный, демократический и либеральный.

В рамках научной дискуссии предлагается иная классификация стилей педагогического взаимодействия, произведенная на основании анализа психологических механизмов, определяющих коммуникативную стратегию человека.

Такая классификация позволяет выделить три принципиально различных по своей психологической природе стиля: авторитарный, манипулятивный и диалогический.

Для полного, разностороннего и эффективного раскрытия содержания стилей педагогического общения из иной классификации необходимо взять несколько критериев: — понимание или непонимание других участников общения и специфика этого понимания; — развитие, которое получают (или не получают) участники педагогического взаимодействия.

Авторитарный стиль проявляется в централизации всего учебно-воспитательного процесса на личности авторитара, в единоличном осуществлении управленческих функций, в использовании преимущественно распоряжений, указаний. Авторитарность обнаруживается в снижении самоанализа и самоконтроля педагога и значительно сдерживает развитие самостоятельности и активности обучающихся. «Авторитарный стиль общения, по данным Н. Ф. Масловой, порождает неадекватную самооценку учащихся, прививает культ силы, формирует невротиков, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми» [3].

Как показывают многочисленные исследования, в психологической природе авторитарного стиля педагогического взаимодействия лежат бессознательно действующие психологические защиты, сокрытие глубинного недоверия к самому себе, к своим собственным способностям и возможностям как в личностном, так и в профессиональном пространстве («кризис компетентности»).

Либеральный стиль в большинстве случаев принимают как негативное явление. Описывают его следующим образом: общение характеризуется тенденцией стремления преподавателя в наименьшей степени включаться в работу на уроке. Такие преподаватели лишь формально исполняют свои прямые обязанности, ограничиваясь исключительно преподаванием. Результатом выбранной стратегии считается недостаток контролирования деятельности обучающихся и динамики формирования их личность. Как правило, успеваемость в классах либеральных преподавателей неудовлетворительна. Непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях характерных для либерального преподавателя.

«Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются дистантные отношения между учителем и учащимися, отсутствие между ними доверия, явная обособленность, отчужденность учителя, демонстративное подчеркивание им своего доминирующего положения». [3]

Однако, в научном сообществе существует другое мнение. Либеральный (от лат. liberalis — свободный) означает «отдающий приоритет свободе», признающий свободу человека ключевой ценностью. Свобода — это главное, что отличает человека от всего нечеловеческого. Согласно экзистенциальной философии смысл свободы состоит в том, что человек не является объектом, формирующимся под воздействием социума, равно как и не является «продуктом» генетического начала, а выбирает самого себя, созидает свою личность собственными действиями и поступками в каждый момент своей жизни. Таким образом, человек свободен в творении собственной жизни, несёт полную ответственность за всё в ней совершённое.

По словам Н. А. Бердяева: «Свобода есть не право человека, а его обязанность» [1, с. 325]. Приведенное мнение позволяет признать неточность классификации данного стиля. Либеральность как термин являет собой традиционность и тем самым неверно интерпретируется. Именно поэтому и появляются последующие проблемы: — данный стиль невозможно выявить по каким-либо критериям, так как их не существует; из-за достаточного контроля, регламентации, стандартизации и нормативности образовательной сферы со стороны государства в целом и регионов в частности вынуждено отсутствует деятельностная свобода.

Демократичный стиль взаимодействия. Для него свойственны широкая связь с учениками, выражение доверия и почтения к ним, педагог старается нормализовать и укрепить эмоциональный контакт с классом, не подавляя их. В своей педагогической деятельности учителя, придерживающиеся демократического стиля, активизируют интеллектуальную увлеченность и мотивацию относительно познавательной деятельность.

Если ребенок ощущает напряжение, негатив в свою сторону от учителя, безразличие к собственным переживаниям, непонимание, у него возникает отрицательное отношение к учителю. Это порождает агрессию и противоречия во взаимопонимании учителя и ученика. Демократический стиль помогает практически полностью избежать этого. Ведь между способами общения ученика и учителя существует прямая зависимость с формированием у ученика мотивов учения. Доброжелательное, доверительное отношение способствует учению, увеличивает уверенность в собственных силах и мотивирует на активное получение новых знаний умений и навыков.

Существует мнение, которое в корне меняет суть демократического стиля взаимодействия и иллюстрирует его как неверно названным стилем коммуникации.

Демократический стиль (от греч. demos — народ и kratos — власть) дословно означает «власть народа». Данное определение может быть корректным в политическом контексте, но не в педагогическом. При использовании понятия «демократический стиль педагогического взаимодействия» возникает необходимость определить, кого в пространстве педагогических коммуникаций считать народом: учащихся, учителей, родителей или администрацию образовательных учреждений.

Поскольку все перечисленные категории, безусловно, попадают в номинацию «народ», то появляется неопределённость и сложность при идентификации реальных носителей «педагогической власти». Соответственно возникают проблемы в выявлении критериев коммуникативной стратегии педагога и стилевой идентификации в процессе осуществления педагогической деятельности.

В связи с возникшей дуалистичностью мнений в классификации стилей педагогического общения возникла необходимость в иллюстрации несколько иной классификации. Таким образом, в рамках данной работе приводим еще два стиля педагогического общения.

Манипулятивный стиль (от лат. manipulus — кисть руки, горсть). Он проявляется в латентной централизации учебно-воспитательного процесса, при внешней, кажущейся «демократичности». То есть педагог-манипулятор не навязывает обучающимся и воспитанникам свои цели и ценности, он старается сделать так, чтобы дети приняли их в качестве собственных. Манипулятор — это психологически грамотный авторитар, который понимает, что авторитаризм не выгоден ему самому и, используя более тонкие техники управления поведением, он может добиться больших успехов в своей профессиональной деятельности. Разница между авторитарным и манипулятивным стилями заключается в том, что в первом случае направленность на «коммуникативный диктат» имеет явную форму, а в манипулятивном — скрытую. Манипулятивный стиль отличается стремлением субъекта манипулирования максимально полно и глубоко понять других участников общения, но самому остаться «нераскрытым». Манипулятор может отличаться высоким уровнем креативности в общении, коммуникативной гибкостью и умением понять (а точнее «вычислить») другого человека. Наиболее актуальной для манипулятора является задача понять потребности, интересы, а также «точки уязвимости» объектов манипулирования и захватить их в поле своего влияния. Очевидно, что система оценивания, существующая в современном школьном образовании не столько ориентирована на получение информации о качестве знаний учащихся, сколько на управление их сознанием и поведением. Манипулятивный стиль также отличается особой спецификой: как правило, развитие получает субъект манипулирования за счёт объектов манипулирования. Педагоги-манипуляторы активно используют различные методы и приёмы активизации учебной и внеучебной деятельности, стимулируют познавательные интересы школьников (в обход их собственных смыслов и целей). Манипулятор часто выдаёт себя повышенным вниманием к различного рода психологическим методикам «эффективного воздействия», «эффективного общения», суггестивным технологиям и т. п. Несмотря на то, что в большинстве ситуаций манипулятор оказывается более успешным чем авторитар, психолого-педагогические и социальные последствия для объектов манипулятивного воздействия могут быть ещё более негативными, чем в случае воздействия авторитарного. Как зарубежные, так и отечественные исследователи единодушны во мнении, что манипулятивное воздействие не только блокирует развитие человека (объекта манипуляции), его свободу и ответственность, но и несёт разрушительные последствия для его личности (потеря аутентичности, конгруэнтности, невротизация и т. д.). В психологической природе манипулятивного стиля взаимодействия (так же, как и в случае авторитарного стиля) лежат бессознательно действующие психологические защиты, неполные и мнимые компенсации, акцентуированные черты характера. Если авторитар чаще побуждаем бессознательным стремлением к самоутверждению, то манипулятор — сознательным стремлением к превосходству, в связи с чем и для самого манипулятора последствия его манипуляций могут быть не менее негативны. Манипулятор, живя в постоянном психологическом напряжении, идёт по пути к неврозу, а иногда и к психозу [16, с. 36].

Диалогический стиль (от гр. dia — проходящий, идущий насквозь; гр. logos — понятие, мысль, идея, разум) — стиль общения, построенного на диалоге. Нередко под диалогом ошибочно понимают общение двух людей, путая приставки «di» (два, двойной) и «dia» (сквозь). В правильном понимании диалог трактуется как симметричные, равнозначные межличностные отношения, утверждающие право каждого быть понятым и понимать другого; право на взаимопринятие и взаимоуважение. Диалогический стиль педагогического общения проявляется в стремлении всех участников педагогического взаимодействия к построению общения на принципах паритета, взаимопонимания, сотворчества и сотрудничества. Диалог не просто выступает как средство общения, но и является одним из базисных условий самоактуализации и личностного роста. «Учитель и ученик совместно идут к общей цели — самоактуализация и личностный рост каждого» [18, с. 142]. Диалогический стиль характеризуется направленностью на понимание другого. Но в отличие от манипулятивного общения, где проблема понимания других участников общения также важна, диалогическое коммуникативное пространство основывается на взаимопонимании: «я делаю всё, чтобы понять другого, но также делаю всё, чтобы сам был понят другим» [18, с. 146]. Необходимо отметить, что диалогический стиль создаёт наиболее оптимальные возможности для полноценного развития и личностного роста всех участников общения. Профессиональная позиция педагогов, выстраивающих свою деятельность на диалоге, основана на признании ученика равноправным участником педагогического взаимодействия и ответственным субъектом свободного личностного самоопределения и самоактуализации. Свою миссию такие учителя видят не в исполнении свойственных традиционной системе обучения ролей ретранслятора стандартизированного учебного содержания, надзирателя и контролёра и т. п., а в выполнении функций «со-творческого» помощника, квалифицированно содействующего личностному росту ребёнка. Таких учителей психологическая наука определяет как профессиональных фасилитаторов (от англ. to facilitate — помогать, способствовать) — тех, кто оказывает содействие личностному становлению индивидуума, помогает ему в поиске и создании благоприятных условий для самоактуализации.

Приведенные авторами данной работы мнения дают понять, что при более тонком научном подходе выявляются некоторые неточности в определениях, а следовательно, и в классификации стилей коммуникации педагог-обучающийся. Эти на первый взгляд мелкие неточности являются достаточно серьезным основанием для ошибочного определения критериев, позволяющих с достаточной степенью достоверности выявить тот или иной стиль взаимодействия. Соответственно, это неблагоприятным образом скажется на выборе валидного направления, способа осуществления педагогической деятельности и общения с участниками учебно-воспитательного процесса.

Литература:

  1. Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря / Н. А. Бердяев; сост. и послесл. П. В. Алексеева; подгот. текста и прим. Р. К. Медведевой. — М.: Республика, 1995.
  2. Братченко С. Л., Рябченко С. А. Авторитарный стиль педагогического общения — а что же дальше? // Магистр, 1996. — № 3.
  3. Братченко С. Л. Гуманистически ориентированный и традиционный подходы в образовании: сущность разногласий // Альтернативное образование в Санкт-Петербурге. — СПб.: Проект “Гражданская инициатива”, 1997.
  4. Братченко С. Л. Гуманистические основы личностно-ориентированного подхода к воспитанию // Образование и культура Северо-Запада России: Вестник Северо-Западного отд. РАО. — СПб, 1996. — Вып. I.
  5. Братченко С. Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: метод. пос. для школьных психологов. — Псков, 1997.
  6. Братченко С. Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. — М.: Смысл, 1997.
  7. Глазков А. В. Взаимосвязь психологической готовности педагога к инновациям и стиля педагогической деятельности // Проблемы теории и практики современной психологии: ХI ежегод. Всерос. науч.-практ. конф студентов, аспирантов и молодых учёных с междунар. участием. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2012.
  8. Глазков А. В. Взаимосвязь организационной лояльности и когнитивного стиля 101 ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 4’2017 «полезависимость — поленезависимость» на примере педагогических работников // Вестник Бурятского университета. — 2012. — Спецвыпуск D. — УланУдэ: Изд-во Бурятского госуниверситета. — С. 166–170.
  9. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений / пер. с англ. предисл. А. Я. Варга. — М.: Междунар. академия, 1994.
  10. Петровский А. В., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. — Ростов-н/Д.: Феникс, 1993.
  11. Подлиняев О. Л. Очерки о теориях личности в психологии и их педагогических проекциях: уч. пос. Изд. 4-е, испр. и доп. — Иркутск: ФГБОУ ВО «ИГУ», 2016.
  12. Подлиняев Олег Леонидович Стили педагогического общения и их психологическая природа // Педагогический ИМИДЖ. 2016. № 3 (32).
  13. Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика. — Ростов-н/Д.: Феникс, 1996.
  14. Рябченко С. А. Психологические детерминанты авторитарного и диалогического стилей педагогического общения: автореф. дисс…. канд. психол. наук. — СПб, 1995. 14. Сластёнин В. А. и др. Педагогика: учебник для студ. высших пед. учёб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Издательский центр «Академия», 2011.
  15. Шиянов Е. Н. Педагогика: общая теория образования: уч. пос. для студентов пед. учёб. заведений. — Ставрополь, 2007.
  16. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / пер. с англ. А. Малышевой. — Минск: Полифакт, 1992.
  17. Combs A. Humanistic Education: Too Tender for a Tough World? — Phi Delta Kappan, 1981. — Vol. 62. — № 6.
  18. Rogers C. R. Freedom to learn for the 80`s. Columbus-Toronto-London-Sydney: Charles E. Merrill Company, A Bell & Howell Company, 1983.
  19. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — Москва: Проспект, 2017. — 160 с.
  20. Психологическое благополучие школьников в системе современного образования. Учебное пособие. — СПб.: Нестор-История, 2016. — 180 с.
  21. Гуманистическая направленность штайнеровской педагогики: Учебно-метод. Пособие для преподавателей и студентов педагогических вузов /пер. с финн. А. Ойттинен. 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. Е. Г. Речицкой — М.: Гуманитар. Издательский центр ВЛАДОС, 2016. — 175 с.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое общение, педагогическое взаимодействие, авторитарный стиль, демократический стиль, диалогический стиль, личностный рост, стиль, участник общения, стиль общения, учебно-воспитательный процесс.

Почему и как демократический стиль руководства является одним из самых эффективных стилей управления

Сурендра Джакхар

Сурендра Джакхар

Контролер/главный финансовый директор некоммерческой организации Healthcare

Опубликовано 3 марта 2017 г.

+ Подписаться

Почему и как демократический стиль руководства является одним из наиболее эффективных стилей управления

Демократическое лидерство или, я бы сказал, партиципативное лидерство — это тип стиля управления , в котором члены группы принимают более активное участие в управлении Процесс принятия решений. Каждому предоставляется возможность участвовать, происходит свободный обмен идеями и поощряется обсуждение. В то время как демократический процесс имеет тенденцию сосредотачиваться на групповом равенстве и свободном обмене идеями, лидерство группы по-прежнему присутствует, чтобы предлагать руководство и контроль.

Демократический стиль руководства может быть одним из самых эффективных стилей руководства. Этот стиль руководства ценит сотрудничество и поддержку последователей.

Демократический лидер разделяет обязанности по принятию решений и решению проблем со своей командой лидеров, сохраняя при этом решающее слово в окончательном решении.

Этот стиль руководства поощряет командную вовлеченность, вовлеченность и участие. Параметры производительности каждого члена признаны и отмечены.

Среда с демократическими лидерами часто приводит к последователям с высоким моральным духом, которые более мотивированы генерировать и предлагать творческие решения , и это создает атмосферу сотрудничества и командного духа.

Демократический стиль руководства также известен как стиль лидерства с участием, поскольку он зависит от участия сотрудников. Цель демократического лидера состоит в том, чтобы поощрять инвестиции сотрудников в организацию, инвестируя работников в их роль в компании.

Этот тип руководителя поощряет сотрудников ставить достижимые цели и признает их достижения. Они разрабатывают планы со своими сотрудниками, чтобы помочь им оценить свои собственные результаты и подтолкнуть своих сотрудников к росту на работе, поддерживая их в продвижении по службе и продвижении по службе.

Этот стиль руководства идеально подходит для руководителя, который хочет информировать сотрудников о вопросах, которые могут их касаться, и хочет, чтобы сотрудники участвовали в решении проблем и принятии решений. Это для лидеров, которые хотят предоставить своим последователям постоянные возможности для развития чувства личного роста и удовлетворения от работы, а также для лидеров, которые хотели бы поощрять сотрудничество и создание команды.

Демократическое лидерство хорошо работает для лидеров, которые ценят гибкость и адаптацию. Демократия в руководстве часто наиболее эффективна, когда лидер работает с высококвалифицированными или опытными работниками. Это позволяет лидеру извлекать выгоду из индивидуальных талантов и сильных сторон своих сотрудников, а также извлекать выгоду из силы целого. Его лучше всего использовать в тех случаях, когда отдел или бизнес хотят внедрить операционные изменения или когда лидер или менеджер пытается решить проблемы индивидуально или в группе.

Конечно, демократический стиль руководства не всегда уместен. Этот стиль следует отложить на второй план, когда сбор всех мнений неэффективен по времени или затратам, или когда компания находится в затруднительном положении и не может допустить ошибок. Более того, когда на кону стоит безопасность сотрудников, никогда не остается места лидерству с участием. Демократические лидеры держат линии связи открытыми. В условиях совместной работы они помогают сфокусировать дискуссию и найти баланс между открытостью для новых идей и поддержанием продуктивности и эффективности. Этот тип лидера должен уважать вклад и идеи каждого, но быть готовым пойти по пути действия с убежденностью и уверенностью. Активный лидер может объяснить свой выбор или принятое решение, но он никогда не должен извиняться.

Демократический стиль руководства требует сильного человека, и он не рекомендуется лидерам или менеджерам, которые чувствуют угрозу из-за требуемой гибкости и приверженности. Однако для тех, кто может эффективно им пользоваться, этот стиль руководства может создать динамичную рабочую среду, наполненную мотивированными сотрудниками, стремящимися к успеху.

Несмотря на то, что демократическое лидерство считается наиболее эффективным стилем лидерства, у него есть потенциальные недостатки. В ситуациях, когда роли неясны или время имеет решающее значение, демократическое руководство может привести к сбоям в общении и незавершенным проектам. В некоторых случаях члены группы могут не обладать необходимыми знаниями или опытом, чтобы внести качественный вклад в процесс принятия решений.

Демократическое лидерство лучше всего работает в ситуациях, когда члены группы опытны и готовы поделиться своими знаниями. Также важно иметь достаточно времени, чтобы люди могли внести свой вклад, разработать план, а затем проголосовать за лучший вариант действий.

Когда следует использовать демократический стиль руководства

Демократический стиль руководства может быть эффективным способом реализации потенциала в командах и организациях. Это особенно верно, потому что:

·        Это хорошо соответствует текущим представлениям о расширении возможностей и вовлечении персонала

·        Особенно полезно для достижения максимальной отдачи от команд. решения, требующие участия каждого

·        Эффективно с работниками умственного труда, где их опыт выше, чем у лидеров.

Однако есть некоторые предостережения относительно демократического стиля руководства:

·        Консультации и достижение консенсуса могут быть трудными.

·        Это не должно быть оправданием для промедления, обсудите, посоветуйтесь, а затем примите решение и действуйте. Избегайте ситуаций, когда вы увязаете в бесплодных встречах.

Подумайте о своем собственном видении демократического лидерства:

·        Что вы замечаете в других, которые придерживаются демократического стиля руководства?

·        Как этот стиль руководства может помочь вам улучшить свой подход к лидерству?

·        Насколько ваша команда готова к демократическому стилю руководства?

Демократическое лидерство: основные характеристики, примеры + преимущества

Демократическое лидерство — это стиль лидерства, основанный на участии членов группы в процессе принятия решений.

Характеризуется высокой степенью открытости и коммуникабельности, а также направленностью на коллективное целеполагание и решение проблем.

Создание демократической структуры руководства может иметь несколько преимуществ для вашей организации.

С другой стороны, чтобы демократическое лидерство было эффективным, необходимо наличие нескольких ключевых характеристик.

В этой статье мы рассмотрим концепцию демократического лидерства, ее ключевые характеристики и несколько примеров ее эффективного использования в организациях.

Давайте углубимся в эту тему.

Что такое демократическое лидерство? Определение и значение

С момента своего появления демократическое лидерство использовалось в самых разных условиях, включая предприятия, правительства и образовательные учреждения.

В последние годы он также завоевал популярность как модель для онлайн-сообществ и социальных сетей.

Когда дело доходит до использования в организациях, демократическое лидерство может принимать несколько различных форм.

В некоторых случаях это может просто включать в себя получение информации от сотрудников для принятия важных решений. В других случаях это может дать сотрудникам большее право голоса в управлении организацией.

В основе демократического лидерства лежит расширение прав и возможностей сотрудников и использование их коллективных знаний для принятия более эффективных решений.

Этот тип лидера считает, что каждый может внести свой вклад и что, используя силу группы, организации могут достичь большего, чем при традиционной иерархии.

Демократическое лидерство: характеристики и ключевые качества

Ключевые характеристики демократического лидерства включают следующее:

1. Открытость и общение

Одной из ключевых характеристик демократического лидерства является его упор на открытость и общение. Руководители этого стиля всегда ищут способы вовлечь членов группы в процесс принятия решений и придают большое значение прозрачности и сотрудничеству.

2. Коллективная постановка целей и решение проблем

Демократические лидеры считают, что коллективная постановка целей и решение проблем необходимы для достижения успеха. Они сосредоточены на создании среды, в которой каждый может поделиться своими идеями и опытом, и они работают вместе, чтобы найти решения проблем.

3. Расширение прав и возможностей и участие

Демократические лидеры расширяют возможности сотрудников и поощряют их к активному участию в процессе принятия решений. Они считают, что вовлеченность сотрудников является ключом к достижению успеха, и что, давая людям право голоса, они будут более мотивированы делать свою работу наилучшим образом.

4. Сосредоточьтесь на результатах

Демократические лидеры ориентированы на результат и считают, что лучший способ добиться успеха — это работать в команде. Они всегда ищут способы улучшить производительность и достичь целей, и они возлагают на всех в группе ответственность за свои действия.

5. Гибкость

Демократические лидеры гибки и легко адаптируются, и они готовы изменить курс, если это означает достижение лучших результатов. Они открыты для новых идей и различных точек зрения и знают, что не существует универсального подхода к лидерству.

Список 10 качеств демократического лидерства

Теперь, когда вы знаете, что такое демократическое лидерство, важно понять качества, необходимые для его эффективности.

Вот 10 ключевых качеств людей, которые используют демократическое лидерство:

  1. У них сильное чувство цели и видение : Демократические лидеры должны иметь четкое представление о цели и видении, чтобы вести свою группу в правильном направлении. Они должны быть в состоянии сформулировать свои цели и задачи, и они должны оставаться сосредоточенными на общей картине, даже когда дела идут плохо
  2. Они хорошие коммуникаторы : Хорошее общение необходимо для демократических лидеров. Они должны быть в состоянии эффективно общаться с членами группы, и они должны быть готовы внимательно выслушать идеи и предложения других
  3. Они командные игроки : Демократические лидеры должны быть командными игроками. Они должны уметь хорошо работать с другими, и они должны быть готовы идти на компромисс, когда это необходимо
  4. Они непредубеждены: Непредубежденность — еще одно ключевое качество демократических лидеров. Им нужно быть готовыми рассматривать разные точки зрения и быть открытыми для изменений
  5. Они инклюзивны : Инклюзивные лидеры должны убедиться, что каждый чувствует себя частью команды. Они не могут отдавать предпочтение одной группе перед другой, и они должны быть осторожны, чтобы никого не исключать из процесса принятия решений
  6. .
  7. Они решительны : В то время как демократические лидеры должны быть непредубежденными, они также должны уметь быстро принимать решения, когда это необходимо. Они не могут колебаться или сомневаться в себе, и они должны быть в состоянии действовать быстро, чтобы достичь своих целей
  8. Они гибкие : Гибкость — еще одно важное качество демократических лидеров. Они должны быть в состоянии адаптироваться к изменениям, и они должны быть готовы изменить свои планы, если это означает, что команда будет более успешной
  9. Они сотрудничают : Коллективные лидеры знают, что они не могут делать все самостоятельно. Им нужно уметь работать с другими, и они должны быть готовы разделить заслуги, когда дела пойдут хорошо
  10. Их можно тренировать : Демократические лидеры должны поддаваться обучению. Они должны быть готовы слушать отзывы и принимать советы от других, и они должны быть открыты для изучения новых вещей
  11. Они поддерживают : Демократические лидеры должны поддерживать членов своей команды. Они должны быть готовы помочь другим, когда им это нужно, и они должны быть готовы поощрять и мотивировать свою команду, когда дела идут плохо

Это лишь некоторые из качеств, необходимых для эффективного демократического лидерства. Если вы хотите стать успешным лидером, вы должны работать над развитием этих качеств.

Демократическое лидерство Пример

Некоторые из лучших практик и способов использования демократического лидерства включают:

  • Поощрение общения и сотрудничества : Одним из ключевых преимуществ демократического лидерства является то, что оно поощряет общение и сотрудничество между членами команды. Это может помочь устранить разрозненность и повысить производительность
  • Содействие творчеству и инновациям : Предоставляя членам команды право голоса, демократическое руководство может способствовать развитию творчества и инноваций. Это может быть особенно полезно в быстро меняющихся условиях или в условиях высокого давления
  • Укрепление доверия : Когда члены команды чувствуют, что их слышат и к их мнению относятся с уважением, это может помочь укрепить доверие. Это может быть важно для создания позитивной рабочей среды и развития сотрудничества
  • .

В целом, демократическое лидерство может быть ценным инструментом для организаций, стремящихся улучшить общение, командную работу и производительность. Он эффективен в различных условиях и может способствовать творчеству и инновациям.

Кроме того, это может помочь укрепить доверие между членами команды, что может быть полезно как для отдельных членов команды, так и для организации в целом.

Лучшие вакансии для демократического лидерства

Ниже приведены некоторые профессии, которые хорошо подходят для использования демократического лидерства:

  • Генеральный директор : Будучи руководителем организации, генеральный директор обладает уникальным видением и ответственностью. . Они должны иметь возможность принимать решения, которые повлияют на всю компанию. Чтобы добиться успеха, руководители должны уметь мотивировать и вдохновлять окружающих 90 152
  • Старший менеджер : Старший менеджер отвечает за надзор за командой или отделом в организации. Они должны иметь возможность эффективно общаться со своей командой и давать рекомендации, когда это необходимо. Кроме того, старшие менеджеры должны иметь возможность принимать решения, которые повлияют на команду или отдел, за который они отвечают.0152
  • Директор по маркетингу : Как лицо, отвечающее за маркетинг в организации, директор по маркетингу должен уметь разрабатывать и реализовывать стратегии, которые будут способствовать продвижению продуктов или услуг компании. Они также должны уметь работать с другими членами команды, чтобы обеспечить достижение маркетинговых целей организации
  • .
  • Директор по продажам : Директор по продажам отвечает за разработку и реализацию стратегии продаж в организации. Они должны уметь работать со своей командой для достижения целей продаж и развития бизнеса. Кроме того, директор по продажам должен уметь выстраивать отношения с потенциальными клиентами
  • Менеджер по продукту : Менеджер по продукту отвечает за создание и управление продуктом или продуктами для организации. Они должны уметь определять потребности рынка и разрабатывать продукты, отвечающие этим потребностям. Кроме того, менеджер по продукту должен уметь управлять командой инженеров и дизайнеров, чтобы вывести их продукты на рынок
  • .

Преимущества и недостатки демократического лидерства

Каждый стиль руководства имеет свои преимущества и недостатки, когда речь идет об управлении группой или организацией.

Вот некоторые плюсы и минусы демократического лидерства.

Список 5 плюсов демократического лидерства

  1. Сотрудники чувствуют себя более вовлеченными и мотивированными, когда они имеют право голоса в том, как делается
  2. Демократический стиль руководства способствует творчеству и инновациям, поскольку сотрудников поощряют делиться своими идеями
  3. Решения принимаются быстрее, так как нет необходимости в консенсусе между лидерами
  4. Этот стиль руководства может привести к повышению морального духа и приверженности команды, поскольку каждый чувствует, что работает для достижения общей цели
  5. Это поощряет открытое общение, которое может помочь укрепить доверие в команде

Список 5 минусов демократического лидерства

  1. Демократический стиль руководства может привести к нерешительности, если в процесс принятия решений вовлечено слишком много людей
  2. Внутри команды может возникнуть конфликт, если разные члены имеют противоположные взгляды на то, что следует делать
  3. Некоторые сотрудники могут воспользоваться ситуацией и попытаться манипулировать лидером, заставляя его принимать решения, которые не отвечают интересам команды или компании
  4. Не всем сотрудникам может быть удобно делиться своими идеями в группе
  5. Этот стиль руководства может занять много времени, так как каждый должен иметь возможность высказать свое мнение

Кто является хорошим примером лидера-демократа?

Хотя вы можете знать несколько хороших примеров демократических лидеров в своей личной жизни, вам может быть интересно узнать, какие известные исторические личности подходят под это описание.

Вот несколько примеров известных демократических лидеров:

  • Авраам Линкольн : Авраам Линкольн был 16-м президентом Соединенных Штатов и считается одним из величайших президентов в американской истории. Он известен своим лидерством во время Гражданской войны и своей работой по отмене рабства. Линкольн твердо верил в демократию и работал над тем, чтобы все граждане имели равные права
  • .
  • Уинстон Черчилль : Уинстон Черчилль был премьер-министром Великобритании во время Второй мировой войны. Он известен своими вдохновляющими речами и своим лидерством в один из самых мрачных периодов в британской истории. Черчилль был убежденным сторонником демократии и на протяжении всей своей карьеры боролся с фашизмом и тиранией 9.0152
  • Франклин Д. Рузвельт : Франклин Д. Рузвельт был 32-м президентом Соединенных Штатов и считается одним из самых влиятельных президентов в американской истории. Он наиболее известен своей политикой Нового курса, которая помогла вывести Соединенные Штаты из Великой депрессии. Рузвельт твердо верил в демократию и считал, что это лучшая форма правления для Америки

Это лишь несколько примеров известных демократических лидеров. К этому списку можно добавить и многих других.

Бонус: основная и главная роль демократического лидера

Демократическое лидерство может быть очень хорошим способом вести за собой людей. Каждый должен высказать свое мнение и внести свой вклад в то, как что-то делается, чтобы чувствовалось, что он является частью команды.

Демократия дает каждому право голоса и гарантирует, что лидер подотчетен народу.

Основная роль демократического лидера — сделать так, чтобы у каждого был голос и чтобы его услышали. Лидер также должен нести ответственность за принятие справедливых для всех решений.

Они должны уметь идти на компромисс и работать с другими, чтобы найти наилучшее возможное решение.

Происхождение демократического лидерства

Исследователь Курт Левин помог уточнить преимущества и ценность, которые группы могут принести организациям и лидерству.

Работа Левина была новаторской, поскольку она сместила акцент с отдельных лидеров на групповую динамику и то, как группы взаимодействуют.

Одно из его самых известных исследований, «Т-группа» или обучающая группа, показало, что люди учатся более эффективно, когда им приходится решать проблемы вместе.

На основе этого исследования Левин разработал идею демократического лидерства, которую он описал как «стиль лидерства, при котором все члены группы в равной степени участвуют в принятии решений».

Этот тип лидерства основан на убеждении, что каждый может внести свой ценный вклад и что лучшие решения принимаются, когда все голоса услышаны.

5 замечательных книг, которые поощряют демократический стиль руководства

Ниже приведены некоторые книги, которые стоит рассмотреть, если вы хотите узнать больше о том, как быть демократическим лидером.

Дух демократии: борьба за построение свободных обществ во всем мире Мягкая обложка, Ларри Даймонд

В 1974 г. три четверти стран мира были диктатурами; в настоящее время более половины из них являются демократиями. Однако в последнее время демократия столкнулась с негативной реакцией в разных странах.

В книге «Дух демократии» исследуется, почему одним странам удается создавать и поддерживать демократические общества, а другим — нет, и рассматриваются последствия для будущего демократии.

Плохой ветер: спасение демократии от русской ярости, китайских амбиций и американского самодовольства Мягкая обложка, Ларри Даймонд

Понимание того, как последние три десятилетия привели нас к различным темным временам, необходимо для обеспечения эффективной защиты нашей демократии.

В книге «Бурные ветры» Ларри Даймонд анализирует начавшуюся гниль и определяет внутренние и внешние силы, которые раздувают пламя.

Как умирают демократии, Стивен Левицкий

Посвятив более двадцати лет изучению демократии в Латинской Америке, Африке, Восточной Европе и на Ближнем Востоке, Стивен Левицкий предлагает новое определение демократии и выделяет четыре ключевые угрозы для нее: ослабление партийных систем, эрозия гражданского общества , снижение качества журналистики и подъем авторитарных популистов.

Полиархия: участие и противостояние, Даль

Глядя на общество с точки зрения молодого и пожилого человека, Полиархия рассматривает ряд вопросов: Как мы становимся зрелыми и разумными людьми, способными эффективно участвовать в общественной жизни?

Каковы препятствия — внутренние и внешние — на пути, например, к созреванию? Возможно ли, чтобы все граждане в полной мере участвовали в управлении государством?

Демократия в Америке, Алексис де Токвиль

Будучи одной из наиболее часто цитируемых книг американской политической мысли, книга Алексиса де Токвиля «Демократия в Америке» представляет собой подробный анализ того, как демократия работала в ранней Америке.

Это обязательная книга для всех, кто интересуется историей и принципами демократии.

Часто задаваемые вопросы о демократическом руководстве

Насколько важен демократический стиль руководства?

Демократическое лидерство важно, потому что оно позволяет членам команды влиять на то, как работает команда.

Добавить комментарий