Что такое депривация?
11 июля 2022
11.07
6 минут
6 мин.
29268
31
1 Обновлено: 11 июля 2022 Обновлено 11.07Каждый из нас в разные периоды своей жизни лишается чего-либо и очень переживает по этому поводу. Иногда последствия лишения бывают разрушительными и ведут к депрессии, а иногда человек может справиться с постигшим психическим состоянием самостоятельно. Все зависит от психофизиологической устойчивости, длительности негативного воздействия и определенного жизненного опыта. Хуже всего переживают различные ограничения именно дети. В психологии есть специальный термин «депривация» — это определенное состояние человека в условиях лишения чего-либо.
В этой статье мы расскажем, что такое депривация личности, к каким последствиям она приводит и что делать родителям, если ребенок стал испытывать депривацию.
Содержание статьи
- Определение состояния
- Виды депривации
Как проявляется депривация- Что делать родителям ребенка
- Заключение эксперта
Определение состояния
Понятие депривации происходит от латинского слова «deprivatio», означающего «потеря, лишение». То есть говоря простыми словами депривация — это такое психическое состояние человека, при котором он лишен возможности удовлетворять свои жизненно важные потребности и испытывает соответствующую ответную психоэмоциональную реакцию.
Человек в таких условиях всегда испытывает негативные эмоции — угнетенность, опустошенность, подавленность, тоску, грусть и т.д. Это ощущение закрепляется в подсознании, и он становится «заложником» страха будущих потерь. В дальнейшем может развиться депрессия и другие психические расстройства. Часто диагностируют психосоматические заболевания.
Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы чувствуете снижение жизненной активности, апатию, отмечаете частую смену настроения. Наши психологи помогут вам найти причину такого состояния, расскажут, как справиться со стрессом и избежать негативных последствий. Получить консультацию по телефону можно в любое удобное для вас время. Врачи на связи с вами круглосуточно.
Виды депривации
Психологи разделяют несколько видов негативного состояния: сенсорная, эмоциональная, двигательная и т. д. Ниже мы рассмотрим каждую подробнее и расскажем о последствиях такого депривированного состояния.
Виды и формы психологической депривации |
Характеристика и последствия |
Сенсорная. Человек испытывает сложности с ориентаций в пространстве, не различает сенсорные чувства и телесные ощущения. |
Тревожность, неуклюжесть, нарушение внимания, мышечная вялость, нечувствительность к боли и внешним раздражителям. |
Когнитивная. Депривация поведения характерна для детей младшей возрастной группы и включает в себя ограничение информации, необходимой для развития ребенка. |
Трудности с восприятием и переработкой информации, агрессивность, протестное поведение, умственное истощение. |
Социальная депривация — ограничение социальных контактов или их полное отсутствие |
Трудности с восприятием и идентификацией себя в социуме, непонимание социальных ролей, проблемы с самоидентичностью. Повышенная тревога, ведомость, социальная изоляция, агрессия. Эта форма может касаться даже целых групп людей, например, депривированными могут быть солдаты в армии, ученые в экспедициях и т.д. |
Эмоциональная депривация характеризуется трудностью с выражением и пониманием эмоций и чувств, отсутствие эмпатии. |
Холодность в общении, ограничение социальных контактов, отставание в психологическом и физическом развитии. |
Материнская — она характеризуется отлучением ребенка от матери. |
Утрата доверия, чрезмерная зависимость, аутоагрессия, неспособность говорить правду, перекладывание ответственности, появление неврозов, страхов, фобий, психосоматические заболевания, тревожность, задержка в развитии. |
Двигательная или физическая появляется вследствие увечий, травм, болезни. |
Приводит к гиподинамии, выражается в психических отклонениях, умственной отсталости, соматических заболеваниях. |
Гендерная. Механизм депривации по гендерному типу работает таким образом, что у человека с низкой самооценкой появляется комплекс неполноценности и несоответствия каким-либо стандартам. |
Развитие различных комплексов по поводу внешности и красоты, уныние, депрессия, зависимости, сексуальные патологии, беспорядочные половые связи, снижение либидо, смена ориентации. |
Депривация сна или хронический недосып. |
Сонливость, подавленное настроение, рассеянность, снижение памяти и концентрации, головные боли и прочие недуги. |
Существуют также и ряд других менее распространенных видов негативного состояния — материальная, профессиональная, информационная и т.д.
Как проявляется депривация
Независимо от причин появления депривации и форм ее проявления, у человека всегда возникает тревога, снижение активности, апатия.
Среди основных проявлений можно выделить:
- резкая смена настроений
- вспышки агрессии
- недовольство своей внешностью
- подавленность
- повышение уровня стресса
- депрессия
Если депривации подвержены подростки, то часто они становятся зависимы от компьютерных игр, начинают курить, употреблять алкоголь и другие запрещенные вещества. Если поведение вашего ребенка изменилось, срочно принимайте меры.
Что делать родителям ребенка
- Не забывайте про тактильный контакт. Независимо от возраста ребенка объятия, поглаживания и пр. дарят чувство защищенности, единения, повышают доверие, гармонизируют эмоциональный фон.
- Уделяйте качественное время ребенку. Пример качественного времени — это совместное времяпрепровождение без гаджетов, посторонних звонков и других отвлекающих факторов. Делайте то, что приносит ребенку удовольствие и активно включайтесь в происходящее.
- Если ребенок успокаивает себя различными аутостимуляциями (раскачиванием, сосанием пальца и пр) не ругайте и проявляйте к этому повышенного внимания. Лучше мягко помочь ребенку найти другие способы снятия тревоги.
Общность, единение, совместная деятельность, похвала и внимание — лучшие способы снять проявление негативного состояния.
- Не забывайте про похвалу и обратную связь. Не теряйте контакт с ребенком, хвалите и поощряйте его. Он в этом нуждается больше, чем взрослый.
- Старайтесь не отвечать на провокации ребенка. Избегайте конфликтов и учите этому ребенка.
Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы или ваш ребенок испытал депривацию. Самостоятельно выйти из этого состояния довольно сложно, особенно если она длится долгое время. Наши психологи по телефону научат вас правильно реагировать на негативные ситуации, помогут сбалансировать эмоциональный фон и ответят на все ваши вопросы.
Частые вопросы
Причины возникновения депривации?
+Депривация возникает в детстве и причинами ее становятся отсутствие любви и внимания родителей, дружбы, безопасности и доверия. Также депривация может возникать из-за детской травли, агрессивного поведения взрослых, различного рода зависимостей.
Каковы последствия депривации?
+Последствия могут быть как для самого человека, так и для его окружения. Так у ребенка и у взрослого человека могут развиться психоэмоциональные расстройства, соматические заболевания, будет искажено чувство реальности и нравственности, будет отмечено отставание в умственном и физическом развитии. Статистика показывает, что все преступники в той или иной мере страдали этим расстройством.
Как помочь человеку с депривацией?
+Если говорить кратко, то первое — это обращение к психотерапевту. Второе — это поддержка близких, социальное общение, физическая активность, а при необходимости медикаментозное лечение.
Что значит депривация?
+Определение депривации мы привели в самом начале статьи. Это такое состояние человека, когда он лишен возможности удовлетворить свои жизненные потребности и испытывает соответствующую психоэмоциональную реакцию.
Заключение эксперта
Каждый из нас когда-либо испытывал отказ в чем-либо и последующие за отказом негативные эмоции. Длительное отсутствие жизненно важного «компонента» называется депривацией. Она может возникнуть как в детстве, так и в сознательном возрасте. Никто, как говорится, не застрахован. Но важно распознать первые признаки и вовремя обратиться за помощью, чтобы избежать негативных последствий.
Публикуем только проверенную информацию Автор статьи Монахова Альбина Петровна клинический психологСтаж 17 летКонсультаций 1439Статей 380Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
- 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
- 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
- 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
- 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
- 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
Источники
- … Людмила Петрановская Тайная опора: привязанность в жизни ребенка — АСТ, 2015
- . .. Нильс Питер Рюгаард Дети с нарушением привязанности— Семья каждому ребенку, 2018
- … Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации — Питер, 2009
Поделиться:
Категория: Психология
Про здоровье Беременность и роды Про детей ЗОЖ Психология Неврология Гастроэнтерология Уход за собой Лекарства и БАДПредыдущая статья
Алекситимия. Почему мы не можем выражать …Следующая статья
Амбивалентность: что это означает и как …Другие статьи по теме
Меньшикова Мария Викторовна
19.01.22
Алкоголь во время беременностиБеременность и роды 133347Черепенько Людмила Викентьевна
18.01.22
Что такое RF лифтинг: показания и…Про здоровьеМонахова Альбина Петровна
03.04
Как понять, что ты нравишься девушкеПсихологияПсихическая депривация и ее психогенная роль в нарушения психического развития и формирования личности у детей в возрастном аспекте // Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения
Аннотация
Психическая депривация как психологический и социальный феномен весь ХХ век и текущую современность привлекает активное внимание ученых разных специальностей, хотя история научного и практического понимания этого явления уходит в далѐкое прошлое. Известно, что еще в средневековых летописях имеются сведения о трагических последствиях психической депривации на физическое и психическое здоровье человека (Й. Лангмейер). Существует и немало художественных вымыслов на эту же тему (Маугли, Тарзан, Золушка и др.). Депривация (deprivation – анг. – лишение) обозначает недостаточность чего-либо, но в приложении к психической депривации термин – депривация — касается недостаточности удовлетворения основных психических потребностей. В одной из основополагающих работ по проблеме психической депривации – в монографии Й. Лангмейера и З. Матейчика – авторы ставят обоснованный вопрос о том, какие из психических потребностей следует отнести к основным?
Рубрика издания: Научные исследования в области психической депривации и привязанности
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Козловская Г. В. Психическая депривация и ее психогенная роль в нарушения психического развития и формирования личности у детей в возрастном аспекте // Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения.
Полный текст
Психическая депривация как психологический и социальный феномен весь ХХ век и текущую современность привлекает активное внимание ученых разных специальностей, хотя история научного и практического понимания этого явления уходит в далѐкое прошлое. Известно, что еще в средневековых летописях имеются сведения о трагических последствиях психической депривации на физическое и психическое здоровье человека (Й. Лангмейер). Существует и немало художественных вымыслов на эту же тему (Маугли, Тарзан, Золушка и др.).
Депривация (deprivation – анг. – лишение) обозначает недостаточность чего-либо, но в приложении к психической депривации термин – депривация — касается недостаточности удовлетворения основных психических потребностей.
В одной из основополагающих работ по проблеме психической депривации – в монографии Й. Лангмейера и З. Матейчика – авторы ставят обоснованный вопрос о том, какие из психических потребностей следует отнести к основным?
Проведя научный анализ многочисленных изысканий на тему депривации, авторы предлагают свой реестр основных психических потребностей, депривация которых может оказать отрицательное воздействие на психическое состояние индивида, особенно в период детского возраста. К таковым ими отнесено: недостаток удовлетворения аффективных потребностей, раздражителей органов чувств, в детском возрасте лишение материнской заботы, в прямом (сиротство) и «маскированном» виде, когда детско- материнские не отношения не отсутствуют, но количественно обеднены. Сюда же отнесены педагогический и игровой дефицит, дефицит общения, а также недостаток изменчивости (монотонность) средовых стимулов и условий для самовыражения и целевой социальной самореализации и др.
Перечисленные психологические потребности, отнесенные к основным и оказавшиеся в ситуации недостаточного удовлетворения, входят в структуру психической депривации, которая в итоге представляет собой сочетанный, комплексный фактор, оказывающий повреждающее психогенное воздействие на психическое здоровье.
По мнению ряда таких исследователей как Д. Боулби, Р. Шпиц, В. Гольфарб и др., психическая депривация, особенно в детском возрасте, оказывает патогенное воздействие на психофизическое развитие и вызывает необратимые последствия вплоть до смертельного исхода. По их мнению, драматические результаты депривации выражаются психопатическим сдвигом личности в виде еѐ примитивного уровня, бесчувственного характера, склонности к правонарушениям.
Последнее время психическая депривация стала предметам изучения не только в рамках психофизического развития, но и таких областях как космонавтика, спелеология, диспетчерское дело, профессиональный спорт и другое, где индивидуумы оказываются в ситуации длительной изоляции и монотонной деятельности.
Несмотря на многолетние усилия отечественных и зарубежных исследователей многие вопросы проблемы психической депривации остаются нерешенным. Например, мнение об особенностях роли психической депривации в детском возрасте, как патогенного фактора в отношении психического здоровья и психофизического развития ребенка, неоднозначно, в связи с чем, последствия депривационного воздействия нуждаются в уточнении.
В НЦПЗ РАМН уже более 20 лет работает научная группа специалистов в области детской психиатрии, психологии и психоневрологии, активно занимающаяся вопросами психической депривации в детском возрасте, особенно раннем, в возрастной динамике, и ее роли в возникновении психического дизонтогенеза.
Целью работы было проследить влияние некоторых видов психической депривации на психический онтогенез детей раннего и дошкольного возраста, начиная с первого года жизни.
В основу исследования была положена гипотеза о патогенном влиянии психической депривации на развитие ребенка. Методологической базой работы послужили многочисленные исследования психической депривации представителями разных дисциплин – педагогов, психологов, врачей разных специальностей и с недавнего времени – психиатров. Констатировано, что психическая депривация, особенно в таких проявлениях как слепота, глухота, информационный голод влечет за собой искажение психического развития, имеющего ряд отличительных черт (Фрейд А., 1970; Козловская Г.В., 1971; Барденштейн Л.М., 1971; Матвеев В.Ф., 1975; Лангмейер Й., Матейчик З., 1984; Пиклер Э. 1989; Мухина В.С., 1991, Рычкова Н.А., 1994; Минкова Э.А., 1994; Козловская Г.В., Проселкова М.Е., 1995; Долматова Е.Ю., 1997 и др.).
За пусковой фактор механизма патогенного воздействия психической депривации на психику взят психобиологический феномен – система мать-дитя и ее нарушение или материнская депривация (в более обобщенном виде – нарушение детско-родительских отношений), приводящее к искажению формирования эмоциональных, когнитивных, коммуникативных и других психических функций ребенка. Кроме того, материнская депривация приводит и искажениям взаимодействия между матерью и ребенком, с одной стороны и ребенком, с уже измененным развитием, и его социумом с другой.
В процессе исследования проводимого в ФГБУ «НЦПЗ» РАМН было изучено более 500 детей раннего и дошкольного возраста: в том числе дети-сироты из детских домов, дети с глубокими нарушениями зрения (абсолютно и практически слепые), дети из условий педагогической запущенности и перманентного физического (в том числе сексуального) насилия в семье. Была изучена и группа контроля, здоровых детей того же возраста из типовой городской популяции. Кроме того, была подобрана группа сравнения – детей с ранним детским аутизмом, у которых психическая депривация обусловлена эндогенным психическим заболеванием, для клинической картины которого патогномонична аутистическая самоизоляция от влияния внешней среды в силу чего ее воздействие ограничено или извращено.
Дети всех групп прослежены проспективно и ретроспективно с первого года жизни в катамнезе более 5 лет. Средний возраст обследованных 3 года, в том числе 300 мальчиков и 200 девочек.
Дети обследованы комплексно – психологом, психиатром, невропатологом, педиатром, а в ряде случаев окулистом (слепые дети), хирургом и травматологом (дети из 9 ситуации физического насилия), гинекологом и проктологом (в случаях сексуального насилия).
Кроме того, учитывая, что психическая патология детей раннего возраста остается неуточненной, не только в плане клинической картины, но и патогенеза, и традиционно рассматривается в рамках неврологических или педиатрических нарушений (в виде неспецифических психоневрологических комплексов, маскированных соматопатий или перинатальных церебральных дисфункций), методами диагностики ранней психопатологии, были объективные биологические (иммунологические и биохимические) исследования, позволяющие проводить раннюю диагностику нарушений созревания нервной системы. Одним из таковых была методика изучения титра антител к фактору роста нервов, отражающая аспекты нормального и нарушенного нейрогенеза. Фактор роста – нейротрофический протеин, играющий исключительно важную роль в созревании, дифференцировке и поддержании жизнедеятельности нейронов центральной и периферической нервной системы, а также иммунной и эндокринной систем. Очевидно, что и на развитие психических функций этот фактор оказывает решающее влияние. Отобранный контингент был также в ряде случаев, исследован методом ЭЭГ.
В психологическом исследовании была применена стандартизованная методика исследования психического развития ребенка раннего возраста ГНОМ, позволяющая выявить уровень развития отдельных психических функций и состояние психического здоровья в целом, начиная с первого месяца жизни и выразить его как клинически, так и количественно в виде коэффициента психического развития ребенка (КПР), а также определить степень выявляемых отклонений и тип развития (норма, группа риска, группа психической патологии).
Условиями включения случая в когорту исследования было наличие той или иной формы психической депривации, а также ранний возраст детей.
Условием исключения – выраженное органическое церебральное поражение, умственная отсталость, эпилепсия, шизофрения, генетическое заболевание с психическими проявлениями.
Итогом исследования были выделены основные положения изучаемого явления: сформулировано определение понятия – психическая депривация – обозначены наиболее значимые ее виды, выявлены и клинически описаны основные психопатологические проявления в целом и при отдельных формах.
Они следующие: психическая депривация – недостаточность, лишение экзогенной стимуляции психических функций человека.
Наиболее распространены и известны ряд видов психической депривации: эмоциональная депривация – скрытое сиротство в семье при искажении функционирования психобиологической системы мать-дитя; социальная депривация – истинное сиротство, брошенные дети, беспризорники; сенсорная депривация – слепота, глухота, гипокинезия; когнитивная депривация – информационный голод – дети, воспитанные животными или при минимальном общении – безречевое, бестактильное или другое аналогичного типа воспитание; перманентное физическое (в т ч сексуальное) и психологическое насилие в семье; монотония – однообразная, ригидная, монотематическая деятельность, сужающая общий кругозор, инициативу, аналогичная сверхценному психологическому образованию.
Следует отметить, что изолированно отмеченные виды психической депривации наблюдаются редко, чаще имеет место их сочетание, например, социальное сиротство связано с эмоциональной и когнитивной депривацией, нередко и с физическим (избиением) и психологическим насилием (пренебрежение правами ребенка, физическим обеспечением и уходом).
Характеристика депривации была следующей. В группу слепых включались случаи глубокого нарушения зрения (врожденной абсолютной и практической слепотой) с ранним развитием детей в относительно благоприятных условиях полной семьи и гармоничной диадитической системы. В группе сирот наблюдались дети из домов младенца с материнской депривацией с периода рождения. В группу физического насилия (в том числе сексуального) в семье включались случаи установленного юридически и врачами соответствующих специальностей факта насилия. Родители таких детей были, как правило, лишены родительских прав, а дети изъяты из девиантных условий.
Депривация в группе сравнения у детей с ранним детским аутизмом обуславливалась эндогенным психическим заболеванием, одним из факторов патогенеза которого был «блок сенсорных фильтров » подкорковых образований головного мозга (Э. Эрленмейер-Кимлинг, 1985), а следовательно, и своеобразная сенсорная депривация.
В результате проведенной работы были получены следующие результаты: у всех детей из условий ранней психической депривации (независимо от вида депривации) отмечены сходные отклонения в психическом развитии, в том числе и в группе сравнения – у детей с ранним детским аутизмом.
Среди типичных депривационных нарушений – задержка формирования основных психических функций – познавательных, эмоциональных, общения, а также моторики и социальных навыков поведения.
Это проявлялось в более позднем формировании эмоционального взаимодействия – запаздывание появления улыбки и эмоционального комплекса оживления, а также системы привязанности и более сложных эмоциональных реакций, задержки установления зрительного и речевого контактов, более поздних навыков статики и кинетики, особенно тонкой моторики, биологической опрятности, речи и игровых действий, а также социальных навыков в виде этических форм поведения, эмоциональной синтонности и тактичности, чувства вины и благодарности и др. Наблюдалось нарушение формирования ранних личностных свойств.
Общий тип психического развития в условиях депривации – дефицитарный с обеднением всех психических проявлений. У депривированных детей имело место, выраженное снижение общей «психической активности» (Л.С. Выготский) в виде вялости познавательной любознательности и «реакций свободы» или естественного сепарационного поведения, безынициативность, сниженное стремление к общению и установлению эмоциональных связей, которые были нестойкими и поверхностными. Эмоциональные проявления в целом были бедны и малодифференцированы.
Интеллектуальные предпосылки – память, внимание, сообразительность принципиально сохранялись в пределах практической нормы, но недостаточно развивались и оказывались фактически редуцированными.
С одной стороны, в силу слабости стимулирующей и развивающей функции депривационной среды, и, с другой, формирующейся, под влиянием депривации, слабости психической активности в целом. На этом фоне отмечалась компенсаторное, аутостимулирующее, нередко патологическое, фантазирование (у детей старшего дошкольного возраста) с воображаемыми представлениями об уменьшении депривационной ситуации или имевшего место факта насилия.
Имело место и некоторое своеобразие мышления со склонностью к подозрительности к окружающим людям, рудиментам идей отношения, оговорам других и самооговорам.
У этих же детей проявляется задержка физического развития в виде общей гипотрофии, нередко низкого веса и низкорослости при нормальном или даже повышенном аппетите. У них отмечалось снижение общего физического (витального тонуса) в виде склонности к частым простудным, аллергическим и кожным (по типу нейродермита) заболеваниям. Выявлялась и некоторая общая характеристика физического облика – вялость мышечного тонуса, опущенные плечи и склонность к сутулости (у дошкольников), бледность или мраморность кожных покровов с частой гиперемией щек, тонкие слабые пальцы и другое. Нередко наблюдались выраженные соматовегетативные дисфункции – неустойчивый, прерывистый сон, гипергидроз ладоней и одновременная сухость кожи, метеопатия и беспричинный субфебрилитет, цефалгии и т.д.
На этом фоне отмечены сходные для всех видов психической депривации отдельные психопатологические и психосоматические отклонения. Среди таковых – депривационная депрессия, которая наблюдается уже на первом году жизни при наличии воздействия депривации (с периода разлуки с матерью) и проявляется в пониженном настроении, двигательных дисфункциях, соматото-вегетативных отклонениях, которые часто маскируют собственно эмоциональные проявления депрессии. У младенцев депривационная депрессия (или «реакция горя» по Е. Антонии, 1975) по клиническим проявлениям в динамике обнаруживает ряд этапов формирования – вегетативный, соматизированный и регрессинвый (Н.И. Голубева, М.А. Калинина, 2001) с преобладанием над собственно эмоциональными проявлениями в психическом статусе соматовегетативных отклонений и в ряде случаев напоминает соматическое заболевание со снижением веса, с отказом от еды, вялостью, заторможенностью, с безразличием к окружающему. У детей более старших депрессивные проявления носят менее демонстративный, сглаженный, маловыразительный характер в виде общей обедненности эмоциональности и безрадостного настроения.
Для депривационных нарушений характерны определенные двигательные расстройства в виде двигательного беспокойства малого размаха и разнообразных двигательных стереотипий (яктации, раскачивания, жевание, сосание языка, соски, пальца, пеленки, воротника одежды и т.п). Двигательные стереотипии особенно проявляются у слепых детей (кружение на месте, подпрыгивания, «ковыряние» глаз) и напоминают по своей выраженности таковые у детей – аутистов, двигательные нарушения у которых обусловлены кататоническими расстройствами эндогенного генеза. Двигательное стереотипное поведение проявляется на фоне общей двигательной дефицитарности, обедненной, недостаточно дифференцированной мимики, некоторой дискоординированности и дисгармоничной общей моторики и ручной умелости.
Следующим характерным психопатологическим феноменом депривационных расстройств является парааутизм или психогенное нарушение коммуникативных функций, в основе которых лежат скрытая тревога, неуверенность в себе и окружающем мире, падение психической активности и любознательности, порождающих нежелание познавать мир, общаться и как следствие – замкнутость (Д. Боулби, 1984).
К парааутизму относятся также (по современной теории привязанности) и ряд других психопатологических проявлений, наблюдаемых у депривированных детей (особенно у детей – сирот) – неумение устанавливать контакты, вялость эмоциональных реакций, аутоагрессия, патологические привычки, интеллектуальное отставание и малоэмоциональный характер. В связи со сказанным парааутизм рассматривается не только как расстройство коммуникаций, но и как нарушение феномена эмоциональной привязанности, с началом проявления ее в раннем возрасте.
К важным общим депривационным отклонениям в психофизическом развитии ребенка относятся нарушения формирования самоощущений, психосенсорные дисфункции и наконец, нарушения самосознания.
Это проявляется в недостаточной сформированности ощущений своего тела, гармоничной координации и пластичности общей моторики, жестов и положения тела в пространстве, отделения себя от окружающего. У детей из условий депривации нередко отмечаются рудименты феномена протодиакризиса или не различения живого и неживого, а также элементы нарушений схемы тела, дисморфофобические или, напротив, дисморфоманические представления о себе. Особенно они характерны для детей, подвергшихся сексуальному насилию, При физическом насилии отмечаются элементы снижения ощущения боли, что возможно объясняет виктивное поведение жертвы. У депревированных детей нарушение самосознания проявляется в виде недостаточной или задержанной, идентификации пола, понимание своей социальной и гендерной роли в сообществе, что становится очевидным в более старшем возрасте, например в дошкольном и далее (Мухина В.С., 1985; Орлов Ю.М., 1989; Данилюк С.Б., 1994).
Степень выраженности депривационных нарушений в ряде случаев сближалась с эндогенным психическим заболеванием. Так проявления пара аутизма у детей сирот (в выраженных случаях) и слепых были практически идентичны раннему детскому аутизму. Важно подчеркнуть, что сходство констатировалось не только на клиническом уровне, но и по данным ЭЭГ-обследования (Строганова Т.А., 2001).В выраженных случаях депривационных нарушений биоэлектрические показатели у слепых и при эндогенном аутизме были похожими. . Однако показатели иммунологических реакций (АФРН) четко различались при депривационных и эндогенных расстройствах – титры антител к фактору роста нервов при депривационных нарушениях были в пределах нормы, подчеркивая их психогенность и обратимость (Клюшник Т.П., Козловская Г.В., Калинина М.А., 2000).
Следует отметить, что помимо общих депривационных психопатологических проявлений, при каждом отдельном виде депривации были выявлены определенные клинические комплексы, которые были выделены в отдельные типы нарушений такие как – синдром сиротства, синдром насилия, синдром сексуального насилия, синдром слепого ребенка, синдром психофизической монотонии. Клиническая картина выделенных симптомокомплексов была в некоторой степени специфичной для определенного вида депривации.
Для синдрома сиротства были наиболее характерны общая дефицитарность психического склада, эмоциональная недифференцированность и депривационная депрессия, параутизм, двигательные нарушения.
Для детей из условий физического насилия (синдром насилия) при меньшей эмоциональной обедненности были свойственны характерные симптомы эмоциональной неустойчивости и дисфорических проявлений, а также симптомы расторможения и искажения влечений в виде агрессивности с тенденцией к разрушению, фантазирование с агрессивным содержанием, самоагрессия, виктивное поведение, элементы мучительства слабых.
У детей из ситуации сексуального насилия в семье выявлялись более заметные психосенсорные нарушения в восприятии своего тела, ранняя сексуализация и также виктивное поведение, самооговоры.
У слепых детей были более выражены двигательные расстройства, аутистическое поведение, расторможение влечений без элементов мучительства, психосенсорные дисфункции, патологическое визуализированное фантазирование, подозрительность, рудименты идей отношения, протопатические страхи. Для них же в значительно меньшей степени были свойственны проявления депривационной депрессии (в основном при переводе детей из семьи в специализированный интернат в дошкольном возрасте, которая носила характер ситуационного расстройства). Напротив, у них нередко наблюдалась склонность к повышенному настроению по типу рудиментов гипомании или эйфории.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что психическая депривация является психогенным фактором, вызывающим как общие, так и относительно специфичные, в зависимости от типа депривации, психические нарушения, требующие лечебно-коррекционных мероприятий.
По степени выраженности в ряде случаев они приближаются к эндогенному психическому расстройству. Степень нарушений зависит от тяжести депривационного фактора,а также от времени начала и перманентности его воздействия. Характерной особенностью депривационных психопатологических отклонений является их обратимость, при изменении условий жизни ребенка, прекращении или уменьшении депривационного влияния. Однако следует отметить, что раз возникшие депривационные нарушения имеют свойство входить в структуру формирующейся личности и фиксироваться. При коррекции депривационных условий они редуцируются, но не исчезают полностью и при декомпенсации психофизического состояния модель прежнего психофизического реагирования возобновляется.
Литература
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1984, т. 4.
- Данилюк С.В. В кн. Развитие личности ребенка в условиях депривации. – М., 1994.
- Долматов Е.Ю. В мат. конф. «Дети России». – М., 1997.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М., 1979.
- Козловская Г.В. Варианты психической депривации и их влияние на процесс формирования личности у слепых детей // В кн. Матер. VIII конф. молодых научных сотрудников. – М., 1969, С. 64-65.
- Козловская Г.В. К вопросу об особенностях психических нарушений у слепых детей: Автореф. дис… канд. мед. наук: – М., 1971. – 26 с.
- Козловская Г.В. Особенности психических нарушений у детей с глубокими нарушениями зрения // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1971. №10. С. 12-15.
- Козловская Г.В. Проселкова М.Е. Особенности психических нарушений у детей сирот раннего возраста // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1995, №5, С. 52-56.
- Козловская Г.В., Марголина И.А., Проселкова М.О. Жестокое обращение с детьми раннего возраста и формирование психического дизонтогенеза // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – М., 2001, №1, С. 52-55.
- Козловская Г.В., Проселкова М.Е. Нарушения психического развития у детей сирот // Журнал невропатологии и психиатрии С.С. Корсакова. 1995. №5. С. 52-56.
- Козловская Г.В., Проселкова М.Е. Парааутизм — психогенная форма аутизма // Развитие личности, 2004, № 3, С. 83-93.
- Лангмейер Й., Матейчик З., Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум, 1984. – 334 с.
- Лисина М.И., Дубровина И.В. Психическое развитие воспитанников детского дома. – М., 1990.
- Матвеев В.Ф., Барденштейн Л.М. Закономерности патологического формирования личности у детей с рано приобретенной глухотой // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1975. №10. С. 29-31.
- Мухина В.С. Лишенные родительского попечительства. – М., 1991.
- Мухина В.С. Проблема генезиса личности. – М., 1985.
- Орлов Ю.М. /В кн. Дети с отклоняющимся поведением, М., 1989.
- Пиклер Э. Современные формы проявления госпитализма // Лишенные родительского попечительства / Ред.-сост. B.C. Мухина. М., 1991.
- Проселкова М.О. Особенности психического здоровья детей-сирот: Автореф. дис. … канд. мед. наук. М., 1996.
- Строганова Т.А. Ритмы ЭЭГ и развитие процессов контроля внимания. автореф. докт диссертации. М., 2001.
- Anthony E. Children Contemp // J. Soc. 1982. Vol. 15. P. 1.
- Bowlby J. Child care and the growth of love. Singapore: Pergyin books, 1983.
- Erlenmeyer-Kimling L. Biological perspectives. Berlin-Chicago, 1987, pp. 26-31.
- Freud A. Research at the Hampstead Child-Therapy Clinic and Other Papers, 1956-1965. – London, The Hogarth Press. 1970.
- Goldfarb W. Psyhological privation in infancy and subsequent adjustment. Amer. J. Orthopsychiat., 15, 1945.
- Spitz R. Hospitalism. An inquiry into the genesis of psychiatric conditions in early childhood. Psychoanal. Stud. Child, 1945, 1, pp. 53-74.
Козловская Галина Вячеславовна, доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела психической патологии детского возраста, ФГБНУ Научный Центр психического здоровья, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6299-1450, e-mail: [email protected]
Метрики
Просмотров
Всего: 26605
В прошлом месяце: 224
В текущем месяце: 23
Скачиваний
Всего: 1399
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 1
Депривация может объяснить связь между ранними невзгодами и результатами развития в подростковом возрасте — Ассоциация психологических наук — APS
Известно, что ранние невзгоды из-за бедности, жестокого обращения и отсутствия заботы мешают когнитивному и эмоциональному развитию детей. Недавнее исследование в Psychological Science расширяет прошлые работы, указывая на то, что опыт лишений и угроз может по-разному влиять на психологическое развитие детей. То есть ранний опыт депривации, такой как пренебрежение со стороны родителей и финансовые трудности, по-видимому, более тесно связан с когнитивным и эмоциональным функционированием в подростковом возрасте, чем ранний опыт угрозы, такой как подверженность жестокому обращению.
«Широкий спектр более поздних трудностей был тесно связан с ранним опытом лишений, таких как пренебрежение или взросление в бедной среде. Это включает в себя как результаты, которые классически показывают конкретную связь с депривацией, такие как более низкие результаты в тестах на интеллект, так и другие результаты, такие как плохое обращение со своими эмоциями или конфликты с другими», — сказала София Кароцца, которая провела это исследование с Джони Холмс и Дункан Э. Эстл (Кембриджский университет).
Исследователи проанализировали имеющиеся данные лонгитюдного исследования 14 062 человек, родившихся в Соединенном Королевстве в период с апреля 1991 г. по декабрь 1992 г. В частности, они изучили, как каждый ребенок подвергался невзгодам в течение первых 7 лет жизни — по словам их матерей — повлияло на их когнитивное и эмоциональное развитие в подростковом возрасте.
В течение первых 7 лет матери сообщали о том, что их ребенок подвергался угрозам, таким как сексуальное насилие, физическое насилие, физическое и эмоциональное насилие в семье, физическая и эмоциональная жестокость родителей, а также лишениям, таким как смена основного опекуна, развод родителей, отсутствие заботы родителей и финансовые трудности.
Когда этим детям исполнилось 15 лет, исследователи оценили их когнитивные способности, используя разделы словарного запаса и навыков рассуждения Сокращенной шкалы интеллекта Векслера и задание на стоп-сигнал. Это задание проверяет тормозящий контроль, инструктируя участников нажимать одну из двух кнопок, когда на экране появляется визуальный стимул (изображение буквы «X» или «O»), если только этот стимул не сопровождается звуковым сигналом, и в этом случае они должны подавлять их реакцию и ничего не делать.
Когда детям было 16 лет, матери сообщали об эмоциональном развитии своего ребенка, используя Опросник сильных сторон и трудностей. Сюда входят вопросы об интернализации проблем, таких как эмоциональные проблемы и проблемы в отношениях со сверстниками, и экстернализации проблем, таких как проблемы с плохим поведением и гиперактивностью/невнимательностью, с которыми ребенок мог столкнуться за последние 6 месяцев.
В возрасте 17 лет дети также выполнили задание N-back, которое измеряет рабочую память, предлагая участникам определить, когда число на экране совпадает с числом, представленным на определенное количество шагов назад во время задания.
Используя сетевой анализ, Кароцца и его коллеги обнаружили, что подростки, у которых было больше опыта депривации в течение первых 7 лет своей жизни, показали худшие показатели интеллекта и когнитивного торможения. Депривация также была более тесно связана с проблемами интернализации и экстернализации детей, чем переживания угрозы.
Невзгоды детства
Психологические исследования выявили долгосрочные когнитивные, социальные и нейробиологические последствия стресса и травм, пережитых в детстве.
Семейные отношения
APS предлагает научное понимание семейной динамики, которая может выглядеть немного по-другому в этот праздничный сезон.
Горе и травма
Ученые-психологи лидируют в решении проблем психического здоровья, возникающих в результате травмирующих событий.
Предыдущие исследования расходятся во мнениях относительно того, являются ли угроза и депривация уникальными предикторами отдельных результатов развития у детей, написали Кароцца и его коллеги, но их новые результаты показывают, что сосредоточение внимания на депривации может дать исследователям более четкую картину того, как когнитивный и эмоциональный дефицит может появиться с возрастом.
«Поскольку депривация связана не только с нехваткой материальных ресурсов, но и с неадекватной психосоциальной помощью, это измерение может охватывать более широкий спектр важных характеристик окружения ребенка», — пояснили исследователи.
То, какие именно формы депривации больше всего влияют на развитие, также может различаться в зависимости от возраста ребенка. В этом исследовании Кароцца и его коллеги обнаружили, что любая форма депривации, испытанная в младенчестве, значительно влияла на когнитивное и эмоциональное развитие детей, но разлучение родителей стало менее значительным в раннем детстве (в возрасте от 1,5 до 5 лет) и в середине детства (в возрасте от 5 до 7 лет). ), единственным значимым фактором оказалось финансовое положение семьи.
«Поскольку в детстве существуют различные чувствительные периоды для развития нервных и поведенческих характеристик, сужение кластера депривации может отражать непропорциональное влияние конкретных форм невзгод на более ранних стадиях развития», — пишут исследователи.
Хотя эти результаты показывают, что депривация имеет более сильную связь с эмоциональным и когнитивным развитием детей, чем опыт угрозы, это не означает, что угроза не влияет на некоторые из этих результатов, подчеркнул Кароцца в интервью.
«Скорее, это означает, что было бы разумно взглянуть на всю картину переживаний людей в детстве, если мы хотим понять, как их ранняя жизнь может повлиять на их нынешнее процветание», — сказала она.
Будущая работа может расширить эти выводы, исследуя, как сети мозга детей могут развиваться по-разному в ответ на ранние невзгоды, сказал Кароцца. Исследователи могут также изучить, в какой степени пережитые невзгоды изменяют нейробиологию детей, как нейронные и психологические адаптации детей, развивающиеся в ответ на невзгоды, могут помочь им преодолеть будущие конфликты, и как эти результаты можно использовать для улучшения психического здоровья людей в более широком смысле.
Отзыв об этой статье? Электронная почта apsobserver@psychologicalscience. org или войдите, чтобы комментировать. Хотите писать для нас? Прочтите наше руководство для авторов .
Ссылка s
Бойд А., Голдинг Дж., Маклеод Дж., Лоулор Д. А., Фрейзер А., Хендерсон Дж., Моллой Л., Несс А., Ринг С., & Дэйви Смит Г. (2013). Профиль когорты: «Дети 90s» — индексное потомство Продольного исследования родителей и детей Avon. Международный журнал эпидемиологии , 42(1), 111–127. https://doi.org/10.1093/ije/dys064
Кароцца С., Холмс Дж. и Эстл Д. Э. (2022). Тестирование лишения и угрозы: предварительно зарегистрированный сетевой анализ размеров ранних невзгод. Психологическая наука, 33 (10), 1753–1766. https://doi.org/10.1177/09567976221101045
Fraser A., Macdonald-Wallis C., Tilling K., Boyd A., Golding J., Davey Smith G., Henderson J., Macleod J., Моллой Л. , Несс А., Ринг С., Нельсон С. М. и Лоулор Д. А. (2013). Профиль когорты: Продольное исследование родителей и детей Avon: когорта матерей ALSPAC. Международный журнал эпидемиологии , 42(1), 97–110. https://doi.org/10.1093/ije/dys066
Депривация в раннем детстве может повлиять на психическое здоровье во взрослом возрасте
Опубликовано: 23 февраля 2017 г. в раннего взросления, согласно уникальному исследованию, проведенному в Университете Саутгемптона, в ходе которого изучалось психическое здоровье группы детей, усыновленных из румынских учреждений в британские семьи в 1990-е годы.
Это первое крупномасштабное исследование, опубликованное в журнале The Lancet, посвящено группе детей, подвергшихся крайней депривации во взрослом возрасте, и отслеживанию того, как в результате развились их психическое здоровье и познавательные способности.
Исследование «Английские и румынские усыновленные» — это совместное исследование Саутгемптонского университета и Королевского колледжа Лондона, которое началось вскоре после падения коммунистического режима в Румынии. Дети, живущие в учреждениях, подвергались крайне плохой гигиене, недостаточному питанию, малому индивидуальному уходу и отсутствию социальной или когнитивной стимуляции. Исследование, проводимое с 19 лет90 анализирует психическое здоровье 165 детей, которые находились в румынских учреждениях и были усыновлены семьями в Великобритании в возрасте от двух недель до 43 месяцев. В Великобритании они присоединились к социально-экономически обеспеченным, стабильным, заботливым и поддерживающим семьям.
По сравнению с 52 детьми, усыновленными в Великобритании, исследование наблюдало за ними на протяжении всего их детства с использованием анкет, тестов IQ и интервью с детьми и их родителями для анализа социальных, эмоциональных и когнитивных результатов в возрасте 6, 11 и 15 лет.
Последняя часть исследования, проведенная профессором Эдмундом Сонуга-Барке, когда он работал в Университете Саутгемптона (доктор Яна Креппнер сейчас является научным руководителем Саутгемптона), включала приемных детей в возрасте от 22 до 25 лет. В него входят около трех четвертей первоначальных усыновленных: 39 усыновленных из Великобритании, 50 усыновленных из Румынии, которые в детстве провели в учреждении менее шести месяцев, и 72 усыновленных, которые провели более шести месяцев.
Исследователи обнаружили, что количество времени, проведенного в румынском учреждении, является важным показателем психического здоровья детей в будущем. Румынские усыновленные, прожившие менее шести месяцев, имели такие же показатели психического здоровья, как и усыновленные из Великобритании. Однако приемные дети, которые провели больше времени в учреждениях, имели более высокий уровень социальных, эмоциональных и когнитивных проблем на протяжении всей своей жизни.
Люди, прожившие в румынских учреждениях более шести месяцев в детстве, имели более высокий уровень социальных проблем, включая черты аутизма, трудности в общении с другими людьми, невнимательность и гиперактивность, которые сохранялись с детства во взрослую жизнь. У них также было в три-четыре раза больше шансов испытать эмоциональные проблемы во взрослом возрасте, и у них был более низкий уровень образования и уровень занятости, чем у других усыновленных из Великобритании и Румынии. И это несмотря на то, что они прожили в крепких и благосклонных семьях более 20 лет.
В детстве больше усыновленных, которые прожили в румынских учреждениях более шести месяцев, имели IQ менее 80, но он восстановился до нормального уровня (IQ 90 или выше) к раннему взрослому возрасту, что свидетельствует о задержке развития, но не оказывает постоянного влияния на общие познавательные способности.
Кроме того, каждый пятый (21 процент, 15 детей) усыновленных, которые провели более шести месяцев в румынских учреждениях, не испытывал каких-либо проблем с психическим здоровьем на протяжении всей своей жизни. Следующие шаги исследования будут включать в себя углубленный генетический анализ наиболее уязвимых приемных детей, у которых не развились проблемы с психическим здоровьем, чтобы определить, способствуют ли генетические и эпигенетические различия устойчивости.
«Воздействие очень тяжелых условий в детстве может быть связано с длительными и глубоко укоренившимися социальными, эмоциональными и когнитивными проблемами, которые сложны и меняются со временем», — сказал ведущий автор профессор Сонуга-Барке, который сейчас работает в Королевском колледже. Лондон.
«Это подчеркивает важность оценки пациентов из неблагополучных семей при оказании поддержки в области психического здоровья и тщательного планирования ухода, когда эти пациенты переводятся из детской во взрослую психиатрическую помощь. Хотя основное внимание уделялось детям, усыновленным из румынских учреждений в начале 1990-х годов, наши выводы могут также иметь отношение к большому количеству детей, которые все еще подвергаются жестокому обращению или пренебрежению во всем мире».
Поскольку дети были разного возраста, когда они поступили в учреждения и прожили там разное количество времени, исследование не смогло определить, существует ли окно в развитии детства, когда дети могут быть более или менее подвержены депривации. Кроме того, он не может контролировать другие ранние факторы риска, влияющие на психическое здоровье ребенка, такие как курение матери или злоупотребление психоактивными веществами во время беременности, но авторы утверждают, что между двумя группами румынских усыновленных детей вряд ли будут существенные различия.