Расшифровка рисунка психология: Какие особенности человека можно узнать благодаря психологии рисунка? Что означают рисунки, которые мы неосознанно рисуем?

Психологический анализ рисунка: диагностика и интерпретация

Интерпретация рисунка имеет высокую значимость для получения исходной информации о клиенте. Существует большое количество методик, регулярно появляются новые. Они требуют тщательного изучения и анализа, чтобы определить те, которые специалист сможет использовать в своей работе.

Поскольку рисунок может многое рассказать о характере человека, его внутреннем мире, переживаниях и потребностях, интерес к рисунку в психологии огромен. Чтобы понимать, какую информацию несет в себе рисунок, нужно уметь анализировать стиль рисования, пропорции изображения, цветовую гамму, линии, размеры предметов и форм, работать с рисунком взрослого или ребенка.

Для кого вебинар?

Программа вебинара ориентирована на практикующих и начинающих специалистов следующих профессий:

  • психолог;
  • психотерапевт;
  • педагог;
  • социальный работник.

Вебинар также будет интересен студентам ВУЗов, обучающимся на психологических и педагогических факультетах. Полученные знания и практические навыки диагностики и интерпретации помогут им в дальнейшей работе после завершения учебного заведения.

Программа вебинара

Вебинар «Психологический анализ рисунка: диагностика и интерпретация» Анны Трофимовой рассчитан на один день. Его программа включает три основных блока:

  • Общие принципы интерпретации рисунка. Значение элементов рисунка, принципы анализа и расшифровки, значение размера, выбор цвета, типы линий, обозначение предметов, работа с рисунком взрослого и ребенка.
  • Практическая работа с рисунком. Интерпретация рисунка. Работа в парах. Анализ. Обсуждение в группе. Комментарии и рекомендации психолога.
  • Ответы на вопросы. Участники смогут задать свои вопросы ведущей вебинара.


Во время вебинара будет заложена основа по интерпретации и проработаны рисунки участников для дальнейшего развития специалиста в направлении освоения данного метода.

Преподаватель

Трофимова Анна Дмитриевна

Практикующий психолог, сексолог, гипнотерапевт, психолог-преподаватель психологии, магистр психологи.

Сертифицированный специалист в области эриксоновского и классического гипноза: обучалась у Бетти Эриксон, Рональд Александер, Жан Беккио, Норман Воотон. Сертифицированный НЛП-практик: Институт психотерапии и клинической психологии. Сертифицированный специалист в области символдрамы и сексологии.

В своей работе использует методы классической гипносуггестивной терапии и эриксоновского гипноза, техники символдрамы и НЛП.

Индивидуальная практика более 15 лет.

Что важно учитывать при анализе рисунка?

  1. Что изображено на бумаге (животное, цветы, имя, подпись, слово, человек …)
  2. Какие цвета преобладают (красный, серый, черный, синий, зеленый, желтый, оранжевый …)
  3. Размер и положение рисунка (крупный объект или маленький, выходит ли за край листа, слева, справа, сверху, снизу …)
  4. Типы линий (прерывистая, сплошная, с нажимом, тонкая …)
  5. Пытался ли автор исправить рисунок (стирал, перерисовывал …)
  6. Есть ли штриховка (короткие штрихи, длинные …)
  7. Количество объектов (символика чисел …) и др.

Рисунок – это возможность человека выплеснуть чувства, которые он скрывает даже от самого себя, и подавленные эмоции.

Умение анализировать рисунок открывает широкие возможности для проведения психодиагностики и получения информации о человеке, его внутреннем мире и эмоциональном состоянии. Это широко используемый психологами во всем мире инструмент для оценки личности, обладающий диагностической ценностью и психотерапевтическим эффектом. Рисунок может рассказать о:

  • чувствах
  • беспокойствах
  • характере
  • личностных особенностях
  • потребностях

Особенность работы заключается в том, что для успешного анализа и интерпретации рисунка в своей практике специалистам необходимо ознакомиться с большим количеством вариантов рисунков и их трактовок. Умение применять рисуночные методики, понимать и интерпретировать клиентские рисунки требует сочетания большого количества профессиональных знаний, интуиции, способности замечать детали и искреннего интереса к людям.

После вебинара участники получат сертификаты о прохождении обучения и повышении квалификации 8 ак.ч.

ДОКУМЕНТ ОБ ОБУЧЕНИИ

Сертификат о повышении квалификации 8 ак.ч.

Плюсы обучения в «МАОН»

Международная Академия Образования и Науки специализируется на организации обучающих курсов и тренингов. Большой опыт работы и многочисленные отзывы слушателей, которые прошли обучение у нас, свидетельствует о высоком качестве предлагаемых курсов. Очень тщательно осуществляется подбор направлений курсов и тренингов – уделяется внимание не только их качеству, но также актуальности и востребованности в современных условиях.

Среди общих преимуществ обучения в «МАОН» следует выделить:

  • адаптированность графика обучения под разные категории слушателей;
  • широкий выбор курсов и тренингов;
  • актуальность программ;
  • высокий уровень подготовки преподавательского состава;
  • выдача документов об обучении после успешного завершения;
  • доступная стоимость обучения.

Участие в вебинаре – это возможность получить глубокие знания, не выходя из дома, открыть для себя новые современные методы психологического консультирования, повысить свой профессиональный уровень. Добро пожаловать в МАОН!

ПРЕИМУЩЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В МАОН

Удобный график
обучения

Квалифицированные
преподаватели

Финансовая
доступность

Большой выбор
курсов

Как по детскому рисунку понять, чего не хватает ребенку

Стиль жизни

Фото
YanLev/Shutterstock/Fotodom.ru

Зашифрованное послание

Если вы скажете, что поиск и изучение ключей к расшифровке — занятие утомительное и куда как легче в доверительной беседе выспросить у малыша обо всех его страхах, тревогах, радостях и печалях, то будете неправы. Вы, наверное, и по себе знаете, как даже взрослым порой бывает сложно вдруг взять и раскрыть душу собеседнику. А уж отыскать нужные для этого слова, тем более удается не каждому. Как же можно надеяться, что четырехлетний кроха вдруг откроет маленький ротик и произнесет такие взрослые слова, как «симпатия» или «антипатия», «спокойствие» или «тревога», «гармония» или «беспорядок»? Он и сам-то не понимает своих чувств и не знает, как именно они называются. Также маленький ребенок часто не в состоянии понять причину своих переживаний, особенно, если причина неявная. А вот рисунок дает ребенку возможность выразить то, чего он пока еще не может понять и выразить словами.

Рисунок для него — не искусство, а речь, которой он еще не научился как следует пользоваться. Но, становясь творцом рисованных человечков и фигурок, он, как истинный художник, ощущает полную, ничем не ограниченную свободу. Конечно же, он не задается мыслью переложить на белый лист свои чувства, он просто рисует, маленькие пальчики сами ведут карандаш, а из-под него выходит зеркало души маленького творца.

Читайте также:«Что означают чересчур длинные ноги на детском рисунке: мнение психолога»

Фото
Inara Prusakova/Shutterstock/Fotodom.ru

Возрастные особенности

Анализируя рисунок, учитывайте возраст ребенка. Ведь в два года он будет рисовать палочки, кружочки, квадратики и, только изобразив их, придумывать, что же они такое и как же их назвать. К трем годам у малыша появляется желание порисовать человечков. Но только нарисовать их он толком не может. У него получается кружочек с рожицей (голова), к которому приделаны палочки (руки и ноги).

А вот в четыре года к кружочку он уже приделывает овал (туловище), и рисунок сам по себе становится более сложным. В пять лет он лихо пририсовывает своим человечкам такие необходимые части, как рот, нос, глаза, пальцы, волосы. В шесть-семь лет у человечка появляется шея, сгибы на руках и ногах, одежда и разные прически. Вот на эти возрастные особенности рисунка ориентируются психологи при оценке умственного развития ребенка. Если в семь лет малыш все еще продолжает рисовать кружочки и палочки, родителям стоит побеспокоиться о том, как развивается их малыш.

Психологи рекомендуют начинать «расшифровку», только когда ребенку исполнится четыре года. Однако вы можете прочесть рисунок и трехлетней крохи, но тут вам пригодятся скорее не ключи к шифру, а собственные ощущения. Взгляните на рисунок и постарайтесь понять, какие эмоции он у вас вызывает. Не стоит долго над этим раздумывать, доверяйте своей интуиции. Рисунок может казаться темным и тусклым, ярким и светлым, веселым или грустным, тяжелым или легким. Если вы находите в нем только позитив, значит, ребенка ничто не беспокоит, если же в рисунке преобладает негатив, вам следует отыскать его причину и по возможности устранить ее. Но прежде вы должны вспомнить, не обижал ли кто вашего малыша накануне. Как правило, обиду малыши долго не держат, но если она еще не прошла до того, как он взял в руки карандаш, то обязательно выльется на лист бумаги. А когда хорошее настроение восстановится, он снова начнет рисовать только позитивные рисунки.

Читайте также:«Страх одиночества: что делать, если ребенок не отпускает маму ни на шаг»

Фото
Przemek Klos/Shutterstock/Fotodom.ru

Мы рисуем человека

  • 2 года: малыш изображает человека в виде концентрических незавершенных кругов.

  • 3 года: круги замкнуты, появляется изображение глаз, а также рук и ног в миниатюре.

  • 3 года и 2 месяца: человечек-«головастик», изображены все черты лица, волосы, непропорциональные руки и ноги.

  • 3 года и 7 месяцев: появляется туловище, руки вырисованы более детально.

  • После 4 лет: все части тела прорисованы, некоторые диспропорциональны, на лице улыбка.

  • После 5 лет: все части тела изображены четко, на кистях и ступнях прорисованы пальцы, у человечков есть половая идентификация.

Рисование человечков позволяет проследить этапы нейрофизиологического и психического развития малыша. Темпы развития у всех разные, и правильно расшифровать рисунок может только специалист. Но если, например, в 4-5 лет у нарисованного человечка ноги «растут» из головы, это означает, что схему тела ребенок «видит» неправильно, и это может сказаться на его восприятии пространства.

Фото
Rawpixel.com/Shutterstock/Fotodom.ru

Ключи к человечкам

  • Даже маленький ребенок знает, что думаем мы головой, а потому в ней сила. Если он нарисовал человечку маленькую голову, значит, не считает себя умным мальчиком или девочкой, и это делает его несчастным. Если же он все тело вырисовал жирно, а голову еле заметно, значит, излишне робок и застенчив.

  • Голова должна контролировать туловище, а для этого нужна шея. В четыре года или пять лет малыш о ней даже и не вспоминает и лепит голову прямо на туловище. Но потом понимает, что не будет голова поворачиваться без шеи. Тело для него ассоциируется с желаниями и чувствами, а голова — с разумом, который и должен управлять телом. Если ребенок рисует толстую, жирно прочерченную шею, значит, у него часто возникают сильные желания, которые он все же старается контролировать. Но если шея короткая, то чувства в нем все же побеждают разум, а если шея тонкая и нечеткая, то наоборот.

  • Широкие плечи — ребенок считает себя сильным, а узкие плечи говорят о его слабости.

  • Крупное туловище свидетельствует о той же силе, непропорционально крупное — о неудовлетворенных желаниях. Тщедушное туловище показывает, что ребенок нисколько не верит в себя, и задача родителей — помочь ему преодолеть этот комплекс.

  • Лицо с тщательно прорисованными деталями (глазами, бровями, ресницами, носом, ртом, подбородком) говорит о том, что малыш озабочен своим внешним видом. Крупный подбородок — в вашем малыше вот-вот проснется лидер.

  • Большие уши рисуют дети, которые привыкли, что их вечно ругают и критикуют. Так они показывают, что критика взрослых оседает в них тяжелым грузом. А вот маленькие уши рисует ребенок, которого критика нисколечко не беспокоит. Он вообще не обращает на нее внимания.

  • Маленькие глазки — малыш застенчив, предпочитает прятать взгляд от других. Большие, широко распахнутые глаза — малыша что-то пугает, он ищет защиты.

  • Большие зубы — агрессивность. Это ведь их малыш часто пускает в ход, когда что-то не по его.

  • Сильные руки и ноги — малыш хочет вырасти и стать сильным, а пока ему этой силы не хватает. Длинные — ребенок уже сейчас мечтает многого добиться. Короткие руки — отсутствие далеко идущих стремлений.

Читайте также:«Тише, не кричи: откуда берутся „громкие“ дети»

Фото
Evgeny Atamanenko/Shutterstock/Fotodom.ru

Моя семья

Часто малыши ставят безошибочный диагноз своим семьям. Если отношения между родителями разладились, а те изо всех сил стараются не показать этого ребенку, он все равно почувствует неладное. Возможно, эта мысль и не примет отчетливых очертаний в его головке, но будет явно присутствовать в его рисунке, стоит попросить его изобразить семью.

Прежде всего в глаза бросается порядок изображения членов семьи и их размеры. Первым он начнет вырисовывать самого важного члена семьи и, конечно же, сделает его больше остальных. Таким «великаном» может быть не только папа, но и бабушка, если, к примеру, она держит бразды правления в своих руках. А вот привязан малыш больше всего к тому члену семьи, которого на рисунке держит за руку. Если же вся семья держится за руки, то ее дружеским взаимоотношениям можно только позавидовать. Равно как и в случае, когда семья занята одним общим делом, а не поделена на рисунке перегородками, изображающими комнаты.

Сигнал тревоги — изображение кого-то из семьи в профиль или даже спиной. Так малыш изображает родственника, которого боится или который ему не симпатичен. Но если между ним и малышом совсем недавно произошла ссора, то рисование его в подобных ракурсах — явление временное.

Малыши очень эмоциональны, обидеть их ничего не стоит. И тогда они вообще могут исключить из рисунка кого-то из членов семьи. Часто ребенок исключает своих младших братиков и сестренок, после рождения которых родители начали уделять ему меньше внимания. А их отсутствие малыш может вполне резонно аргументировать: сестренка или братик гуляет, играет в соседней комнате, спит. Такая же участь может постигнуть и папу, с той лишь разницей, что в запечатленном на листе моменте он пребывает на работе или в командировке. Это значит, что ребенку не хватает внимания отца или он его боится и предпочитает проводить время без него.

Но если ребенок исключил из рисунка самого себя, родителям стоит крепко задуматься, ведь значит это одно: ребенок неуютно чувствует себя в семье, словно он там лишний.

Фото
Parents.ru
Фото
Parents.ru

Цветные мысли

Понять, каков он этот маленький человек, чем живет и что чувствует, помогут и цвета, которые он использует в рисовании. К примеру, если на рисунке присутствует не меньше 5–7 цветов, ребенок живет полной жизнью, наслаждается ее красками. Использование одного-двух цветов можно простить двухлетнему малышу, но никак не трех-, четырехлетнему. Это означает одно: малыша что-то гнетет, и красок не хватает не только в рисунке, но и в его жизни.

Цвет, которым он раскрашивает членов семьи, тоже о многом говорит. Например, для нелюбимых он выбирает коричневый или черный цвет. А для любимых — желтый. Ведь когда детей спрашивают, с чем у них ассоциируется мама, они часто отвечают: с солнышком.

Читайте также:«10 причин, почему ваш ребенок дерется: как снизить детскую агрессию»

Если в рисунке преобладает:

  • Синий — ребенок спокоен и уравновешен. Ему не скучно одному, ведь он любит порассуждать. Дружбе он отдается целиком, потому что предпочитает отдавать, а не получать. Однако следует учитывать одно «но». Порой дети выбирают синий не потому, что спокойны, а потому что хотят успокоиться.

  • Зеленый — ребенок независим, настойчив, упрям. Зеленый для него — цвет спокойствия и безопасности, к которым он стремится.

  • Красный — ребенок эксцентричен, агрессивен, активен и легко возбудим.

  • Желтый — малыш — любознательный оптимист.

  • Фиолетовый — ребенок любит фантазировать, он эмоционален, но в то же время очень чувствителен и раним.

  • Коричневый — ребенок часто испытывает отрицательные эмоции. Он медлителен и физически не развит.

  • Черный — ребенок подавлен, черный цвет он использует как протест против дискомфорта, который ощущает. Ему необходима смена атмосферы.

  • Серый — все равно что отсутствие цвета. Малыш безразличен к окружающему, он стремится не замечать того, что ему не нравится и что его тревожит.

Фото
Parents.ru
Фото
Parents.ru

Такие несложные ключи вам понадобятся для расшифровки рисунка маленького человечка. Рисование не только поможет вам сделать психологический портрет ребенка, но и укрепит его пальчики, научит координации, тонким движениям, и позже ему легче будет овладеть письмом. К тому же, рисуя, он будет подмечать особенности окружающего мира, например, что у кошки и у стула четыре ноги, а у человека — две.

Читайте также:«Родом из детства: какие психологические травмы остаются с нами на всю жизнь»

Марина Ахмедова

Фотографическая психология: интерпретация фотографий людей


Люди любят фотографировать людей. Людям нравится смотреть на фотографии людей. Без сомнения, фотографии людей — самая популярная форма фотографии. В наш современный технологический век каждый может сделать столько снимков людей, сколько захочет, а также просмотреть миллионы из них в Интернете и в средствах массовой информации. Нас буквально весь день бомбардируют фотографии людей.

Мы немного оцепенели ко всему этому. Сегодня вы, наверное, едва заметили несколько десятков интересных изображений людей, прошедших перед вашими глазами. Эта анестезия мешает нам осознать нечто важное: почти любая фотография человека содержит множество увлекательных смысловых и эмоциональных уровней, если только мы найдем время, чтобы посмотреть.

Цель этой статьи — исследовать удивительно плодотворные измерения изображений людей, чтобы напомнить себе, что существуют особые способы смотреть и интерпретировать то, что мы видим на этих изображениях наших собратьев. Мы исследуем очевидные аспекты того, как читать такие фотографии, а также более тонкие методы интерпретации.

Помимо помощи всем, кто хочет более глубоко изучить фотографии людей, эти стратегии также будут полезны фотографам, которые их снимают. В конце концов, чтобы делать более осмысленные снимки людей, требуется способность распознавать смысл в таких сценах.


Первое простое правило: не торопитесь

Поскольку фотография запечатлевает момент, застывший во времени, она дает нам возможность внимательно изучить изображение. Эта возможность противоречит нашему современному быстрому, многозадачному, короткому образу жизни, когда образы людей в рекламных роликах, фильмах и онлайн-социальных сетях, таких как Facebook и Flickr, проносятся мимо наших глаз, как гоночные автомобили.

Чтобы воспользоваться этим захваченным моментом, нам нужно изменить представление о том, что «чем быстрее и больше, тем лучше», нажать кнопку паузы… сделать глубокий вдох… и погрузиться в замедленное движение.

Все идеи, которые я буду обсуждать о понимании изображений людей, основаны на этой базовой стратегии: не торопитесь! С любопытством, сочувствием и даже чувством авантюрного открытия задержитесь на фото. Посмотрите на все. Начните с того, что первым бросается в глаза, с очевидных вещей, затем расширяйте свое внимание на остальную часть изображения. Обведите всю фотографию. Читайте слева направо, справа налево, вверх и вниз, вперед и назад. Прищурьтесь так, чтобы выделялись только самые очевидные формы и цвета. Поднесите фотографию близко к глазам, чтобы обнаружить крошечные и незаметные детали. Найдите и изучите все детали. Переверните фотографию боком и вверх ногами, чтобы увидеть, как эта необычная точка зрения меняет то, что вы замечаете.

Чтобы по-настоящему оценить и понять любую фотографию, в том числе и особенно фотографии людей, требуется медитативное состояние сознания.

Позвольте своим глазам блуждать по нему, останавливаясь здесь, затем перемещаясь туда. Потратьте время, чтобы погрузить свой разум, свои эмоции, все свое существо — если это не звучит слишком банально — в сцену. Попробуйте использовать то, что психологи называют «равномерно парящим вниманием» или «голым осознанием», когда вы исследуете фотографию и ее объекты без каких-либо предвзятых ожиданий, желаний или суждений о том, что вы можете или должны заметить. Эти вещи будут только мешать вам. Просто посмотрите на людей и сцену, чтобы узнать, что они могут предложить.


Ваша субъективная реакция

Что поражает вас в фотографии, когда вы впервые видите ее? Какие эмоции, ощущения и мысли сразу приходят на ум? Если бы вам нужно было выбрать одно описательное слово или короткую фразу в качестве заголовка, чтобы запечатлеть эту спонтанную реакцию, что бы это было? Радость, гнев, гордость, печаль, облегчение, замешательство, сила, тревога, решимость, головокружение, ограничение свободы, ускорение, тщетность, истощение, плавность, возбуждение? Конечно, список можно продолжить.

Ваша мгновенная реакция на внутреннем уровне подскажет вам опыт людей на фотографиях, особенно когда фотография обладает тем, что Ролан Барт, французский теоретик литературы и философ, который был заинтригован фотографией, назвал «пунктумом» — силой пробуждения. сильное, личное чувство. Фотографии с пунктумом, скорее всего, вызовут убедительную реакцию у многих людей, что отражает эмоциональную глубину объектов на фотографии. Вызванная у вас эмоция может быть эмпатической настройкой на субъектов: вы чувствуете то же, что и они. Это также может быть сочувственной реакцией на их ситуацию, поскольку вы чувствуете себя защищенными по отношению к кому-то, кто кажется обиженным, боящимся угрожающей фигуры или утешаемым сочувствующим лицом. Обычная фотография может и не содержать пунктума, как его определял Барт, но каждый снимок человека содержит смысл и эмоции. Даже кажущееся отсутствие эмоций у субъекта может наводить на мысль о таких идеях, как онемение, защитная реакция, решимость, депрессия или стоицизм.

Ваша немедленная реакция, если она у вас есть, важна. Но для понимания фотографии людей нужно нечто большее, чем первое впечатление. Глядя на фотографию и людей на ней, позвольте себе свободно ассоциироваться. Свободно ассоциируя с тем, что волнует вас на фотографии или с тем, что кажется вам неприятным, включая пунктум и менее интенсивные реакции, вы обнаружите, что события вашей собственной жизни формируют основу этих реакций. Подумайте над этими вопросами:

— Что вам напоминает фотография в целом или ее части?

— Какие собственные воспоминания или переживания приходят вам на ум?

— Как вы могли бы идентифицировать себя с любым из субъектов?

— Что бы вы сказали или сделали, если бы были одним из них?

— Приходит ли на ум знакомая история, основанная на том, что вы видите, происходит с людьми на фотографии?

— После рассмотрения этих вопросов, как бы вы изменили заголовок, который вы бы выбрали, чтобы передать ощущение или смысл фотографии?

Вы можете использовать свои личные ассоциации, чтобы попытаться глубже понять опыт испытуемых. Однако имейте в виду, что вы можете быть тем, что психологи называют «проецированием». Часто это бессознательный процесс. Ваши собственные чувства и воспоминания искажают ваше восприятие людей на фото. Возможно, вы проецируете на них свои эмоции и переживания, а не действительно понимаете их ситуацию. Чем неоднозначнее изображение, тем больше вероятность, что вы это сделаете. Непросто понять, используете ли вы свои субъективные реакции, чтобы точно сопереживать субъектам, или вы просто проецируете на них свою собственную жизнь, неправильно истолковывая их опыт. Но решение этой задачи улучшит ваши знания о фотографиях людей, а также о вас самих.

Если вы знаете людей на фотографии, это знакомство поможет предотвратить и исправить ваши прогнозы. Это также облегчит понимание их душевного состояния, когда был сделан снимок. Конечно, возможность поговорить с людьми на фотографии значительно улучшит вашу оценку того, что они на ней пережили. Тем не менее, используя стратегии, которые я буду обсуждать в этой статье, вы будете поражены тем, что вы можете узнать о фотографии людей, даже если они незнакомы вам.

Психологи, обладающие навыками фотоанализа, могут прийти к удивительно точным выводам о людях на фотографиях, даже если на фотографиях не только отсутствует какая-либо точка зрения, но и они кажутся совершенно обыденными. В своей книге «Фотоанализ » Роберт Акерет, один из пионеров этого типа психологии, раскрывает мельчайшие и самые тонкие детали фотографии, чтобы прийти к удивительно точному пониманию людей, которых он не знал. В некоторых случаях после анализа фотографии у него была возможность взять интервью у испытуемых, чтобы подтвердить свои выводы. Его восприятие часто оказывалось на удивление точным, хотя, должен признаться, я задавался вопросом, не повлияло ли какое-то «Понедельничное защитники» на его описание этих случаев, когда он позже писал о них в своей книге.


Выражение лица

Мы, люди, обладаем исключительно выразительными выражениями лица и настроены на них. Когда вы впервые смотрите на фотографию, ваш взгляд, скорее всего, будет прикован к лицу объекта, особенно к глазам. В моей статье о языке тела в этой книге по психологии фотографии я описываю, как психологи определили семь основных выражений лица, которые передают семь основных эмоций (печаль, удивление, гнев, презрение, отвращение, страх, счастье). Хотя полезно помнить об этих семи эмоциях при изучении фотографии людей, я думаю, мы все согласимся с тем, что существует бесчисленное множество оттенков эмоций, выраженных человеческим лицом. Выражения могут быть настолько тонкими, что вам может быть трудно точно определить лежащее в основе чувство, найти слова, которые сформулировали бы, что это такое. Некоторые люди справляются с этим лучше, чем другие, но это навык, который можно развивать. Один простой метод включает в себя имитацию выражения лица объекта на фотографии, чтобы увидеть, как он себя чувствует. Это звучит глупо, и вы можете не захотеть делать это, если рядом есть другие люди, чтобы они не начали интересоваться вами, но это хорошо работает как способ отождествить себя с предметом и лучше понять его.


Язык тела

В моей статье о языке тела описывается множество других вещей, которые нужно искать в изображении человека. Не торопитесь, исследуя различные части тела испытуемого — положение головы, рук, ног, ступней, туловища и особенно кистей. Как именно человек сидит, идет или стоит? Даже малейший наклон подбородка или наклон тела могут иметь значение. Накройте голову рукой и просто смотрите на тело. Накройте тело и просто посмотрите на голову человека. Прикройте одну сторону тела, чтобы сфокусироваться на другой, прикройте верхнюю часть тела, чтобы смотреть на нижнюю, и наоборот. Даже сравните две стороны лица человека. Гармонично ли сочетаются друг с другом эти разные части личности, выражая сходное душевное состояние, или же они как бы передают разные эмоции и отношения, возможно, даже противоречащие друг другу? Язык тела отражает тот факт, что мы, люди, можем чувствовать и думать о многих вещах одновременно.

Как и в случае с выражением лица, попробуйте имитировать положение тела субъекта, чтобы вы могли настроиться на его переживания. Некоторые психологи говорят, что тело не лжет, поэтому они считают, что изучение языка тела лежит в основе фотоанализа.

В кадре, где люди ведут себя естественно, возможно, не подозревая, что делается фотография, их язык тела будет более точным отражением их душевного состояния, чем на постановочном снимке. Однако люди не роботы. Даже если фотограф дает им конкретные инструкции о том, как позировать, люди реагируют на эти инструкции по-своему, в соответствии со своим характером и состоянием души в данный момент. Когда вас просят улыбнуться, некоторые люди делают это вполне естественно, в то время как другие выдавливают натянутую ухмылку. Уже одно это говорит о них кое-что. Классический семейный портрет, на котором фотограф четко указывает людям занять определенные позы, на первый взгляд может показаться довольно постановочным и степенным. Но тщательное изучение языка тела выявит индивидуальность каждого.


Отношения

Когда на фотографии два или более человека, наш разум предполагает, иногда бессознательно, что между ними должны быть какие-то отношения или взаимодействие, даже если их нет, как в уличной сцене. Какими могут быть эти отношения: друзьями, членами семьи, случайными знакомыми, коллегами по работе, деловыми партнерами, любовниками? Каковы их чувства и отношения друг к другу? Можете ли вы обнаружить близость, напряжение, гармонию или конфликт? Каково общее настроение диады или группы? Моя статья о языке тела в фотографии предлагает советы, как ответить на эти вопросы. То, как люди наклоняются, касаются друг друга и смотрят друг на друга, а также отсутствие этой связи, может многое рассказать о тонкой и сложной природе их отношений. Некоторые психологи, такие как Акерет, даже считают, что фотография может предсказать будущее отношений.


Активность

На фотографии людей всегда что-то происходит. Что это такое? Можете ли вы определить происходящее действие? Что, кажется, делают люди? Есть ли ощущение движения и энергии, или есть более статичное, расслабленное ощущение? Мы — это то, что мы делаем, поэтому идентификация действий людей на фотографии, даже едва заметных движений, даст подсказки о поведении, личностях и отношениях объектов друг с другом. Это может помочь представить, что произойдет, если фотография оживет. Как люди будут двигаться? Они выглядят так, будто собираются что-то сделать? Что они могут сказать?


Платье

Как мы все знаем, то, что мы носим и как мы это носим, ​​многое говорит о нашем происхождении и личности. Изучите одежду людей на фотографии, а также их прически, украшения и внешний вид. Выглядят ли они опрятно, небрежно, растрепанно, эксцентрично или требуют особого ухода? Если на фотографии несколько человек, определите, как различия в их внешности могут отражать различия в их характере и образе жизни. Что различия и сходства могут сказать об их отношении друг к другу? Например, это ситуация «одного поля», «противоположности притягиваются» или столкновение личностей? Представьте, как изменился бы смысл фотографии, если бы они были одеты по-другому или если бы испытуемые поменялись одеждой.


Предметы

Мы иногда не замечаем объекты на фотографии, особенно если они маленькие, находятся на заднем плане или плохо видны. Вещи, которые люди держат в руках, которые они могли только что положить рядом или которые собираются поднять, могут указывать на что-то важное в их поведении в этой ситуации, их образе жизни и их личности. Молоток, книга, кукла, фотоаппарат, гитара, телефон, портфель и футбольный мяч — все они выражают совершенно разные идеи.

Психоаналитическая теория говорит о «я-объектах» — вещах, включая домашних животных, которые являются продолжением нашей психики, придают смысл нашей жизни и поддерживают наше чувство идентичности. В пейзажных портретах, когда фотограф идет к кому-то домой или на работу, сцена может быть заполнена селф-объектами. Во время студийных портретов некоторые фотографы просят субъектов принести что-нибудь с собой, чтобы подержать или иным образом включить в фотографию. Скорее всего, это селф-объекты.

В местах, отличных от дома или работы, например, в отпуске, люди часто предпочитают стоять рядом с чем-то, позируя для снимка, например, со статуей, плакатом, автомобилем, растением, вывеской или витриной магазина. Они могут сознательно знать, почему выбрали именно эту вещь для включения в кадр, или выбор может быть неосознанным. В любом случае этот объект, скорее всего, символизирует что-то о человеке.


Сцена и контекст

Все, что я до сих пор упоминал о фотографии — выражение лица, язык тела, отношения, одежда, действия и объекты — имеет место в сцене и контексте, которые формируют то, как мы воспринимаем эти вещи. Сцена — это окружение, будь то крупный план человека, стоящего у стены, или широкоугольная фотография людей на фоне пейзажа или городской улицы. Мы можем думать о контексте как о несколько более абстрактной идее, такой как страна, культура и период времени, в котором был сделан снимок. Сцена, предметы и одежда героев дадут подсказки о месте и историческом периоде. Пытаясь интерпретировать возможные значения изображения людей, мы можем рассмотреть следующие виды вопросов:

— Где был сделан снимок? Что это говорит о людях в нем и их отношениях?

— Какой была культура в то время и в этом месте? Что это может сказать о людях?

— Если я могу определить социальное, экономическое и культурное происхождение субъектов, поможет ли это объяснить то, что я заметил в них? Соответствуют ли эти вещи тому, что я замечаю, или противоречат им?

— Может ли сцена или контекст символически представлять что-то о людях и их отношениях?


Влияние фотографа на снимок

Мы иногда скатываемся к восприятию того, что фотография – это объективное изображение человека, что она каким-то образом сложилась сама собой. Очевидно, это не так. Кто-то его снял, даже если это автопортрет. В другой статье из раздела «Фотографическая психология» я обсуждаю различные способы интерпретации автопортрета, поэтому давайте вместо этого на мгновение сосредоточимся на том, как фотограф, снимающий других, влияет на нашу интерпретацию изображения.

Прежде всего, подумайте, как фотограф может быть связан с объектами. Он или она друг, член семьи, любовник, случайный знакомый или незнакомец? Это профессиональные или личные отношения, или, может быть, и то, и другое? Каковы были мотивы и намерения фотографа при съемке? Было ли это сделано для того, чтобы доставить удовольствие одному из субъектов, но не обязательно другим? Было ли это сделано для того, чтобы произвести впечатление на коллег-фотографов? Была ли это попытка опробовать новую технику съемки или постобработки? Ответы на подобные вопросы формируют внешний вид фотографии и, следовательно, то, что мы на ней видим.

Вполне возможно, что фотографы делают тот или иной снимок, чтобы выразить то, что они чувствуют и думают о предметах. Фотография может сказать столько же или даже больше о фотографах и их отношении к людям на фотографии, чем о самих людях. Фотограф — это «невидимый» субъект на снимке. Фотографии отражают отношение фотографов к предметам, их душевное состояние в конкретный момент, их чувства по поводу этой конкретной съемки и их представления о фотографии в целом. Иногда они даже не осознают, что это происходит. Это бессознательный процесс.

Когда фотограф старается быть ненавязчивым или побуждает объекты вести себя спонтанно, мы, скорее всего, видим их такими, какие они есть, независимо от их отношений с фотографом. Фотографы могут дождаться этого момента, чтобы запечатлеть конкретное выражение лица, которое раскрывает что-то существенное в личности объекта. Также возможно, что они ждут момента, чтобы запечатлеть момент, отражающий то, каким ОНИ хотят, чтобы объект выглядел, независимо от того, насколько этот момент соответствует реальной личности субъекта. Например, они крепко держатся до того короткого момента, когда очень тщеславный человек выглядит глупо, чтобы снизить имидж этого нарцисса на несколько ступеней. Или ждут, пока гиперактивный ребенок секунду посидит спокойно, чтобы на дне рождения он не выглядел слишком неистовым.

Когда фотографы дают субъектам очень конкретные указания о том, как позировать, они, скорее всего, действуют в соответствии со своими собственными ожиданиями относительно представления объектов. Возможно, они в основном озабочены созданием стандартной, приемлемой композиции, например, просят группу встать ближе друг к другу, чтобы люди на концах не порубились.

Но иногда они могут проецировать свою личность, образ жизни, желания и страхи на позу субъекта. Фотограф, который настаивает на том, чтобы мужчины стояли позади сидящих женщин для семейного портрета, или чтобы жена держала мужа за руку и смотрела ему в лицо, пока он смотрел вдаль, мог бы сказать в кадре больше о своей собственной жизни, чем о супружеской паре на портрете. Когда мы изучаем такие фотографии, мы всегда должны спрашивать себя, насколько позы объектов отражают их естественные личности и отношения друг к другу, насколько они отражают то, как фотограф хочет, чтобы они выглядели, и насколько фотограф проецирует свою собственную жизнь на них. выстрел. Это довольно сложный вопрос, но ведь мы, люди, сложные существа.

Как я упоминал ранее, даже во время строго контролируемых съемок субъекты будут реагировать на инструкции в соответствии со своим характером. Жена, которая держится за мужа и смотрит на него снизу вверх, может показаться не покорной и обожающей, как хотел фотограф, а скорее сильной, уверенной и поддерживающей. Каким-то образом, хотя бы небольшими и тонкими способами, истинное «я» может просвечиваться сквозь очень постановочную фотографию.

При интерпретации изображения людей учитывайте реакцию субъекта на то, что его фотографирует этот конкретный человек, и на то, что его фотографируют в целом. Является ли психологический облик субъекта реакцией на сложившуюся ситуацию, на то, что делается снимок, или на то и другое? Была ли фотография навязчивой, неожиданной, сделанной с разрешения или поощряемой? Некоторые люди испытывают сильные чувства по поводу конкретного человека, фотографирующего их, по поводу того, кто может увидеть снимок, или по поводу любой фотографии, сделанной с ними. Это кое-что говорит о том, какие они люди, и вы можете увидеть это на картинке.


Интерпретация фотографий с объектами

Если вы хотите как можно точнее интерпретировать изображение людей, поговорите с персонажами на нем или с людьми, которые хорошо их знают. На самом деле, поговорите с ними о фотографии, когда вы вместе смотрите на нее. Это поможет проверить ваше восприятие и покажет вам, где вы сбились с пути, даже если вы проецировали на фотографию свои собственные проблемы. Субъекты дадут вам понимание, которое в противном случае вы могли бы упустить из виду, но вы также можете помочь им прийти к некоторым выводам.

Форма психотерапии, известная как «фототерапия», основана именно на этом предположении: если вы помогаете людям рассматривать и обсуждать свою фотографию, вы можете помочь им сформулировать, кто они, а также открыть для себя новые идеи о себе. Все стратегии, описанные ранее в этой статье, пригодятся при обсуждении картинки с человеком. Вот некоторые из вопросов, которые Джуди Вайзер упоминает в своей книге Методы фототерапии :

— Что стоит за этой фотографией?

— Какие эмоции вы здесь выражаете?

— Что фотография говорит о вас? Это «настоящий» ты?

— О чем вам говорят мимика и язык тела других людей?

— Что это фото говорит о ваших отношениях с ними?

— Отражает ли фотография типичные черты вашей личности или вашего отношения к этим людям?

— Есть ли что-нибудь значимое в месте, где был сделан этот кадр, или в предметах на нем, чего не понял бы посторонний человек?

— Каким был этот период вашей жизни?

— Кому показать это фото? Есть ли кто-нибудь, кого бы вы не хотели видеть на этой фотографии?

— Как бы вы описали свои отношения с человеком, который сделал снимок? Как вы думаете, почему они сфотографировали вас?


Ограничения

Существуют ограничения на то, что одно изображение может рассказать о своих объектах. Никогда не делайте поспешных выводов, особенно на основании одного факта на фото. Внимательно рассмотрите сложное взаимодействие людей, обстановки, культуры и фотографа, которые внесли свой вклад в изображение.

Помните также, что это всего лишь снимок во времени, который может произвести очень неправильное впечатление. Все виды случайных, непреднамеренных и вводящих в заблуждение вещей могут быть запечатлены на фотографии. Этот отец не спал во время фортепианного концерта своего сына. Он моргал, когда был сделан снимок. Она не пьет пиво. Кто-то случайно поставил эту бутылку на стол рядом с ней.

Самое главное, мы, люди, слишком сложны, чтобы быть полностью захваченными какой-то одной картинкой. Вот почему серия фотографий даст более надежные выводы, больше информации и более полное понимание, чем любая одна фотография. Даже в наш медиа-богатый век, когда могут быть тысячи фотографий человека на протяжении всей его или ее жизни, мы не хотим сводить себя к изображениям самих себя.


Викторина

Вы, наверное, заметили, что в этой статье я не упоминал фотографию, которая появляется в начале. Я хотел оставить это напоследок. Вместо того чтобы анализировать фотографию самостоятельно, что я мог бы сделать с достаточной точностью, особенно потому, что я знаю этих людей, я задам несколько вопросов, чтобы помочь вам интерпретировать фотографию. Это будет своего рода обзор всего того, что я обсуждал в этой статье. Эта серия вопросов даст вам представление о потоке, который происходит во время интерпретации изображения людей. Я не буду охватывать все вопросы, которые вы могли бы рассмотреть, лишь несколько важных моментов.

— Каково общее впечатление от фотографии?

— Какое название для фото или истории сразу приходит на ум?

— Как эти люди связаны друг с другом? Как вы можете сказать?

— Где, вероятно, был сделан снимок и по какому поводу?

— Как они физически соединяются друг с другом? Может ли это что-то сказать об их отношениях?

— Видите ли вы какие-либо подгруппы? Что это может сказать об этих людях?

— Как сравнить их выражения лиц? Куда они смотрят? Почему?

— Что они делают руками? Может ли это что-то сказать о них?

— Где вы чувствуете движение, напряжение, гармонию и неподвижность? Может это что-нибудь значит?

— Их одежда что-то говорит об их происхождении, случае или периоде времени, когда был сделан снимок?

— Что происходило прямо перед выстрелом? Как вы думаете, что произошло потом?

— Как фотограф может быть связан с этими людьми? Каковы могли быть намерения фотографа при создании этого снимка?

— Это фото вам ничего из жизни не напоминает?

— Если бы вы были одним из героев этой фотографии, кто бы это был? Что бы вы сделали или сказали в этой сцене?



Хотите прочитать или принять участие в обсуждении этой статьи на flickr?

Если вам понравилась эта статья в Photographic Psychology, вам также могут понравиться следующие:

Язык тела в фотографии
Разновидности автопортрета
Микровыражения

Фотографическая психология: образ и психика


Когда вы смотрите на это изображение, что вы видите? Что вам сразу бросается в глаза, а что вы замечаете потом? Где ваш взгляд задерживается дольше всего? Запомните эти вещи. Может быть, даже запишите их.

Есть множество способов изучить то, что только что произошло с вашим восприятием. Создание фотографий, включая композицию, связано с влиянием на то, как люди видят изображение, поэтому мы можем сделать некоторые хорошие предположения о вашем восприятии, основываясь на том, как было построено это конкретное изображение. Однако независимо от того, насколько преднамеренна композиция, люди по-разному исследуют изображение, особенно когда оно сложное или неоднозначное, как, например, это. Оборудование для отслеживания взгляда, часто используемое в исследованиях зрения, может дать нам некоторые объективные данные о том, куда вы смотрите и как долго, но оно не может точно сказать, на что вы реагируете в этой области. Нам нужно, чтобы вы сказали нам это.

Здесь нам может помочь классический тест чернильных пятен, известный как тест Роршаха. Вопреки распространенному мнению, современная методика использования этого теста не опирается на какую-то загадочную или загадочную интерпретацию психологов, как будто они могут заглянуть в вашу психику на основе какой-то конкретной вещи, которую вы видите. Вместо этого тест посвящен «стилям реагирования», т. е. различным тенденциям в том, как люди замечают и реагируют на различные аспекты чернильного пятна. Несмотря на то, что некоторые люди в настоящее время очень скептически относятся к достоверности теста Роршаха как психологического теста, исследования показывают, что разные стили ответов связаны с определенными личностными характеристиками.

Некоторые реакции на изображение могут быть неосознанными: вы не осознаете, что фокусируетесь на каком-то его аспекте, а если и осознаете, то не можете точно сказать, почему. Эти бессознательные аспекты стиля реагирования могут кое-что сказать о вас. Однако интерпретация результатов теста Роршаха больше зависит от того, что вы можете сказать о том, что видите. Когда вы размышляете о своей реакции на изображение, можете ли вы выразить словами то, что вы заметили? Психологи считают эту способность формулировать свое восприятие важным аспектом ваших психологических ресурсов.

Итак, давайте попробуем применить некоторые идеи теста Роршаха к фотографии. Идеи этого теста могут помочь нам понять, как наши личностные стили отражаются в том, как мы создаем изображения, а также в том, как мы реагируем на них, потому что то, что вы склонны замечать на фотографиях, как правило, является тем, что вы пытаетесь создать в своем воображении. собственный. Что еще полезно в этих выводах, так это то, что они имеют интуитивный смысл. Как я упоминал ранее, они не основаны на какой-то малоизвестной теории психотерапии, которую понимают только профессионалы. На самом деле, многие художники и визуальные дизайнеры интуитивно их понимают.


Местоположение

Когда вы смотрите на чернильное пятно или любое изображение, вы можете заметить его большие или очевидные элементы, мелкие или необычные детали или все целиком.

На этом изображении, если вы сосредоточитесь на том, что выглядит как тень руки или фигурные фигуры на заднем плане, психолог Роршаха назвал бы это «реакцией с крупными деталями». Когда люди замечают большие или очевидные элементы изображения, они видят то, что, вероятно, увидят многие другие люди. Это практичное, реалистичное мышление, способность видеть очевидное и условное и «придерживаться фактов».

Иногда люди замечают гораздо более мелкие или необычные детали. На изображении выше вы видели формы цветов, встроенные в завитки, или крошечное чернильное пятно в правом нижнем углу (которое я просто должен был включить, чтобы снять шляпу перед Роршахом!). Эти «реакции на мелкие детали» предполагают бдительность, внимательность к деталям, способность видеть необычное — или, если эта склонность к восприятию становится слишком резкой, это может указывать на озабоченность мелочами, навязчивое мышление, а иногда и на паранойю.

Получение общей картины того, о чем изображение, или, по крайней мере, попытка сделать это может быть сложной психологической задачей. Для многих фотографий вам не составит труда определить, о чем вся сцена. Но при взгляде на сложные, абстрактные или неоднозначные изображения формулирование «большого смысла» требует определенных умственных способностей. Принимая во внимание все его различные особенности, пытались ли вы придумать какую-то идею или историю, чтобы понять смысл изображения выше? Мультиэкспозиция и составные фотографии действительно бросают нам вызов. Некоторые люди пытаются определить взаимосвязь между различными элементами изображения, чтобы понять общую картину; некоторые нет. Психологи Роршаха говорят, что «полные ответы» отражают способность планировать, видеть отношения и синтезировать вещи. Весь ответ может указывать на творчество, абстрактное мышление и стремление к достижению.


Форма (форма)

На большинстве фотографий легко идентифицировать изображенные на них объекты. Есть машина, дерево, собака, человек. Ничего страшного. Когда элементы изображения становятся более нечеткими, все становится интереснее. Что это за размытая область, что-то, спрятанное в тенях, или этот объект необычной формы?

Тест Роршаха состоит из чернильных пятен, которые не являются чем-то конкретным. Это просто чернильные пятна. Но различные формы чернильных пятен могут выглядеть как-то иначе. Если вы видите то же, что и большинство людей, это называется «хороший ответ». Вы реагируете на эту конкретную форму, как и многие люди. Это признак здоровой проверки реальности. Вы способны резонировать с тем, как большинство людей реагируют на мир. Вы признаете нормальное и условное.

С другой стороны, если вы видите определенную форму как нечто такое, чего люди обычно не видят, это «плохая реакция». В малых дозах это может быть положительным знаком, возможно, указывающим на творческий потенциал и индивидуальную уникальность в восприятии. Но если человек настойчиво видит то, чего обычно не видят другие, это может указывать на эксцентричность, упрямство, непокорность, плохую проверку реальности и даже психоз.

На изображении выше вы восприняли эту тень как руку? Многие люди, вероятно, делают. Это хорошая проверка реальности. Если вы видели это в виде ног, коровьего рыка или наклоненной короны, возможно, вы творческий или своеобразный мыслитель. Если бы кто-то воспринял это как Элвиса, едущего на тележке для гольфа, мы могли бы беспокоиться о его проверке на реальность. Это просто не похоже.


Движение

Чернильное пятно и фотография являются статическими изображениями. В отличие от фильма, в них действительно нет ничего движущегося. Но если вы воспринимаете движение, то это довольно сложная проекция того, что вы создаете в своем воображении, на то, что вы видите перед собой. Психологи говорят, что восприятие людей, движущихся в чернильном пятне, является признаком зрелого мышления, интеллекта и творчества (при условии, что это хорошая форма ответа). Восприятие животных в движении указывает на глубинные потребности и побуждения, в то время как восприятие движения неодушевленных предметов свидетельствует о стрессе и беспокойстве.

Я не уверен, насколько хорошо все эти принципы применимы к фотографии. Восприятие движения на реалистичных фотографиях, которые четко изображают движение людей, животных и предметов, требует некоторого воображаемого знания о том, как выглядит действие, но не такой когнитивной универсальности, как видение движения в чернильных пятнах. Возможно, эти принципы применимы к абстрактным изображениям, двусмысленным изображениям или фотографиям, на которых люди, животные и предметы не явно находятся в движении, но их можно воспринимать именно так.

Опытный фотограф знает, как использовать композиционные приемы для создания ощущения движения — например, удаляющиеся линии и визуальные ритмы, создаваемые повторяющимися узорами. Мы могли бы задаться вопросом, указывает ли сосредоточение внимания на этих элементах композиции на лежащую в основе тревогу и стресс, как психолог Роршаха пришел бы к выводу о восприятии неодушевленного движения в кляксе. Но я не думаю, что мы бы поставили под сомнение идею о том, что фотографы, которые создают или замечают такое движение на изображении, работают на более высоком или, по крайней мере, уникальном уровне когнитивной сложности, чем те, кто этого не делает. Безусловно, это признак визуального творчества и интеллекта, а также показатель тонкой кинестетической чувствительности.

Если вы возьмете какие-либо из этих идей о движении, которые имеют для вас смысл, как бы вы применили их к тому, что вы заметили на изображении выше? Ощущали ли вы движение тени руки, поверхности ткани или цветов и фигурных абстрактных форм?


Цвет

Наверное, никого, кто интересуется изобразительным искусством, не удивит, что мы, люди, связываем цвета с эмоциями. Точно так же психологи Роршаха предполагают, что реакция на цвета чернильного пятна указывает на тенденцию осознавать и выражать эмоции. Мы могли бы заметить те же тенденции у людей, которые реагируют на цвет при просмотре фотографий или сосредотачиваются на нем при создании своих изображений.

Психологи также предполагают важность того, как люди сочетают цветовые и формальные ответы во время теста Роршаха. Когда люди подчеркивают форму чернильного пятна, а затем упоминают его цвет, это хороший знак. У них есть четкая картина реальности, в которую они должным образом вливают эмоции. Если они сначала реагируют на цвета, а потом упоминают форму, или говорят о цветах, вообще не упоминая формы, возможно, в их жизни эмоции преобладают над рациональным мышлением. Если они никогда не упоминают цвет, они могут подавлять свое осознание или выражение эмоций.

Как эти идеи можно применить к фотографии? Являются ли цвета четко ограниченными рамками форм или они выходят за эти границы? В чем разница между изображениями, посвященными цвету с очень небольшими или неоднозначными формами (как в некоторых рефератах), и изображениями, которые вообще не содержат цвета? Подумайте о том, как вы отреагировали на изображение выше, выделились ли формы и/или цвета в вашем воображении.

Эти идеи могут быть полезны при размышлении о различиях между цветной и черно-белой фотографией и о предпочтениях людей в отношении них. Хотя некоторые энтузиасты будут решительно выступать за эмоциональное превосходство черно-белой фотографии, цветные фотографии, как правило, выражают больше эмоций для многих людей, тогда как черно-белые изображения, как правило, подчеркивают форму, создавая более серьезную и рациональную атмосферу.


Затенение

Когда вы посмотрели на изображение выше, выделились ли для вас его оттенки?

Отвечая на тест Роршаха, некоторые люди сосредотачиваются на затенении. Как в бесцветных, так и в цветных областях затенение представляет собой изменение светлоты и темноты чернильных пятен. Это связано с тем, что фотографы называют «оттенками серого» или «тоновым диапазоном». Эти реакции затенения, а также зацикливание на «черноте» чернильных пятен, как правило, связаны со стрессом, тревогой или депрессией.

Здесь нам нужно быть осторожными, чтобы не обобщать этот вывод применительно к фотографии. Люди, которые замечают тональный диапазон и оттенки, не обязательно находятся в состоянии стресса, беспокойства или депрессии. Однако эти состояния ума могут быть важны для людей, которые сильно сосредотачиваются на затенении или черноте, когда создают изображения и реагируют на них. Если вы хотите создать изображение, передающее депрессивное или тревожное настроение, вы можете подчеркнуть его затенение и черноту.


Текстура

Одним из особенно интересных типов отклика на затенение на тесте Роршаха является отклик текстуры. Это когда люди смотрят на заштрихованную область чернильного пятна и используют тактильные ощущения, чтобы описать его поверхность — например, гладкая, шероховатая, зернистая, острая, мохнатая и неровная. Исследования показывают, что такое восприятие соответствует определенному типу стресса, связанному с одиночеством и отсутствием контактного комфорта. Люди, разлученные со своими близкими, как правило, демонстрируют усиление текстурных реакций на Роршахе. Когда люди сосредотачиваются на текстуре в фотографии, могут ли они проявлять чувствительность к тактильной стимуляции, контактному комфорту и настроению, связанному с изоляцией?


Белое пространство

Человека, принимающего тест Роршаха, просят посмотреть на чернильные пятна и сказать, что это может быть. Иногда вместо этого люди сосредотачиваются на белом пространстве между областями чернильного пятна или вокруг них и рассказывают вам, как оно выглядит. Это очень тонкий и, как правило, бессознательный способ игнорировать инструкции к тесту, поэтому ответ в виде пробела может указывать на оппозиционные, пассивно-агрессивные или мятежные тенденции. Это также может отражать способность замечать необычное.

В фотографии коррелятом белого пространства является «негативное пространство» — кажущиеся неважными или пустые области вокруг и между основными элементами изображения. Что это говорит о людях, которые концентрируются на пустом пространстве при создании и просмотре фотографий? Я бы с осторожностью называл их оппозиционными или пассивно-агрессивными, если только они не имеют привычки сосредотачиваться на негативном пространстве, уделяя мало внимания объектам изображения, или, когда друзья показывают им фотографию своего ребенка, они немедленно начинают говорить о том, как они находят размытые кусты на заднем плане интересными.

Фотографы и художники скажут вам, что способность видеть и работать с негативным пространством имеет решающее значение для хорошей композиции, но это продвинутый навык. Действительно, требуется когнитивная ловкость, чтобы замечать необычное, фокусироваться на том, что не должно быть в центре внимания, но что по своей сути формирует предполагаемый фокус.


Ориентация

Во время теста Роршаха психолог протягивает карточку с чернильными пятнами человеку в стандартном вертикальном положении. Многие люди держат карточку в таком положении, когда дают свои ответы. Тем не менее, некоторые люди, предложив свое восприятие карты в вертикальном положении, затем переворачивают ее боком или вверх, чтобы увидеть, как она выглядит в этих ориентациях. Такие люди любят экспериментировать с разными точками зрения на мир. Некоторым фотографам также нравится поворачивать свои фотографии по вертикали или горизонтали, чтобы создать уникальный и часто необычный ракурс сцены.


Симметрия

Поскольку чернильные пятна создаются путем разбрызгивания чернил на бумагу и последующего складывания бумаги пополам, они симметричны. Большинство людей явно не комментируют эту симметрию, но те, кто это делает, склонны к саморефлексии и самосозерцанию. Может ли это относиться и к людям, которым нравится создавать симметрию на своих фотографиях или которые сосредотачиваются на ней при просмотре изображений, созданных другими? Фотографии, содержащие симметрию, обычно передают интроспективное чувство, особенно изображения отражений в воде, стекле и других поверхностях.


Смеси

Я говорил о каждом из этих аспектов теста Роршаха по отдельности, но что это значит, когда люди включают многие из них в одну созданную ими фотографию или когда они замечают их все на фотографии взято кем-то другим? Когда единое восприятие чернильного пятна включает в себя форму, движение, цвет и оттенок, психологи называют это «смешением». Они считают бленды признаком сложного, изощренного мышления. Человек обладает способностью использовать различные перцептивные ресурсы. Это может быть и в фотографии.


Расширения и пределы понимания

Тест Роршаха значительно сложнее тех немногих идей, которые я упоминаю в этой статье. Точная интерпретация результатов теста включает в себя сложный процесс анализа закономерностей и тенденций во всем наборе ответов, которые человек дает на все чернильные пятна. Любой ответ на любое конкретное чернильное пятно может ничего не значить. Этот вывод, вероятно, справедлив и для фотографии. Паттерны и тренды расскажут нам о фотографе больше, чем любое изображение, которое они создают или на которое реагируют.

Эти закономерности и тенденции нелегко контролировать сознательными усилиями. Они присущи уникальному стилю восприятия и индивидуальности человека. По этой причине понимание некоторых аспектов теста Роршаха, вероятно, не сильно повлияет на то, как вы отреагируете, если действительно пройдете тест.

Добавить комментарий