Десоциализации: ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ | это… Что такое ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ?

Десоциализация личности детей, подростков — причины, примеры

Десоциализация – это потеря субъектом по разным причинам, общественного (социального) опыта, которая отражается на его жизнедеятельности и потенциале самореализации в общественной среде. Десоциализация в психологии – это процесс, который является противоположным социализации, т.е. процесс десоциализации означает потерю субъектом конкретных социальных приоритетов и ценностей, правил, норм и сопровождается отчуждением субъекта от определенного коллектива или группы. Дословно данный процесс переводится, как отсутствие социализации. Десоциализация является сознательным отказом от освоенных норм, ценностей, определенных социальных ролей, обычного образа жизни.

Десоциализация личности

Десоциализация в психологии — это своеобразное разрушение нормального хода социализации. Сегодня выделяют следующие уровни социализации: первичный и вторичный. Первичный уровень социализации наступает в сферах межличностных взаимодействий в малых коллективах, где первичными агентами выступают родители и другие родственники, учителя, сверстники, значимые взрослые и др. Вторичный уровень социализации происходит при взаимодействии с большими общественными группами и социальными институтами, где агентами выступают официальные учреждения, формальные организации: администрация ВУЗов, государственные чиновники, армия.

Десоциализация личности – это специфический процесс, при котором социализированный ранее индивид постепенно теряет свои приобретенные социальные качества.

Десоциализация может начинаться в раннем возрасте, а может и в зрелом. Если такой процесс наступает уже в зрелом возрасте, то в основном он заключается в порыве личности с одной или несколькими положительными связями с социумом или государством в целом, другие связи остаются позитивными.

Основные характеристики десоциализированной личности: отстранение индивида от старых норм, ценностей, правил поведения, ролей, от конкретной группы, потеря социального опыта, которая отражается на самореализации в социуме.

Десоциализация может достигнуть различных степеней выраженности, от легкой потери ориентации в социальных обстановках, до отстраненности от своего коллектива или общества и полной утраты связей с общественной средой.

Бывает, что индивид может попасть в определенные экстремальные обстоятельства, при которых десоциализация заходит довольно глубоко и разрушает нравственные и моральные основы личности индивида. Когда такое происходит, личность становится неспособной восстановить все утраченные ценности, нормы и роли в полноценном объеме. Такое происходит в концентрационных лагерях, колониях, тюрьмах, психиатрических больницах, а иногда и со служащими в армии.

Десоциализация может наступать в случаях сужения сферы своей культурно-социальной активности. В связи с тем, что все жизненные циклы имеют тесную взаимосвязь с изменением социальных ролей, получением новых статусов, отречением от привычек, дружеских контактов, окружения, сменой обычного образа жизни, субъекту в процессе жизни приходится постоянно переобучаться. Такой процесс имеет два этапа: ресоциализацию и десоциализацию. Ресоциализация заключается в обучении новым нормам, ценностям, правилам, ролям взамен прежних. В общем смысле, когда человек узнает что-то новое, которое не совпадает с его прежним опытом и происходит ресоциализация.

Ресоциализация и десоциализация бывают поверхностными и интенсивными, глубокими, сопутствующими нормальным жизненным циклам человека.

Десоциализация причины

Причины десоциализации бывают самыми различными: от длительного и тяжелого заболевания до обычного отпуска. По мнению некоторых психологов к ней могут приводить чрезмерные применения в повседневной жизни современной культуры и технологий (например, развлекательные телепередачи).

Важнейшую роль в процессах социализации субъектов играет воспитание и подростковая субкультура. Социальная незрелость, инфантильность, которая возникает вследствие неправильного («тепличного») воспитания, намеренного ограждения от обязанностей, от усилий по достижению целей, чрезмерной опеки подростков может привести к десоциализации личности.

Десоциализация наступает в случаях наступления отчужденности индивидов от социальных институтов, выступающих носителями общепринятых норм моральности и права, которые, в конечном итоге, определяют своеобразное «врастание» в людскую культуру. В таких случаях развитие личности может идти под воздействием на нее различных преступных или асоциальных субкультур, которые имеют свои собственные групповые нормы, ценности, несут антисоциальный характер. В данных условиях десоциализация будет выступать в качестве социализации, но совершаемой под воздействием негативных антисоциальных влияний, приводящих к общественной дезадаптации, которая носит противоправный характер, формированию искривленных нормативно-ценностных представлений.

Основное десоциализирующее воздействие оказывается со стороны самого ближайшего окружения, демонстрирующего образцы антиобщественного поведения, асоциальных убеждений и ориентаций.

В зависимости от того, какие причины вызывают десоциализацию, она может нести за собой различные последствия для индивида. Также она может быть итогом добровольного отречения от прежних ценностей. Например, уход в монастырь или жизнь на лоне дикой природы и т.д.  В таких случаях десоциализация может духовно обогатить личность, а не вести к ее нравственной деградации. Однако чаще она бывает вынужденной. Ее причинами могут быть различные неблагоприятные трансформации социальных обстоятельств: физические и психологические травмы, которые ведут к инвалидности, неизлечимые болезни, психологические стрессы, которые ведут к потере смысла жизни, ее целей и ориентиров, утрата работы, потеря бизнеса, резкая смена политической конъюнктуры и др.

Неспособность индивида выдерживать давление различных социальных ситуаций, обстоятельств, условий ведет ее к иллюзорному бегству от реальности. Также десоциализацию сопровождают наркотики и алкоголь. По мере десоциализации индивид теряет элементы культурности и воспитанности.

Десоциализация у детей

Основной направленностью семейного воспитания является функция начальной социализации, так как первичная социализация успешнее и эффективнее происходит в семье. Именно за счет семьи обеспечиваются связи индивида с демографическими, социальными, экономическими процессами в социуме. Однако сегодня существуют семьи, которые не в состоянии обеспечить оптимальное и благоприятное воздействие на развитие личности ребенка. Десоциализация подростков может возникать вследствие неправильного семейного воспитания.

Уменьшение внимания со стороны социума и государства в целом к существующим проблемам в воспитании нового поколения сегодня привело к совершенно неблагоприятным общественным последствиям. К таким последствиям можно отнести: увеличение подростковой наркомании и алкоголизма, внебрачные дети, ранее материнство, ранее вступления в беспорядочные половые отношения, преступность несовершеннолетних, криминализация, насилие в семье над детьми. Все перечисленные последствия ведут к нарушению первичной, а затем и вторичной социализации детей. И, как следствие, у детей проявляется десоциализация подростков. Она может быть своеобразным протестом ребенка на условия его жизни в семье.

Различают такие типы неблагополучных семей, ведущих к десоциализации личности: аморальный, конфликтный, педагогически некомпетентный и асоциальный тип.

Чем младше дети, тем тяжелее для них могут складываться условия развития в неблагоприятных семьях, которые характеризуются постоянными ссорами и конфликтными ситуациями, несогласием, физической агрессией. Все это способствует развитию у малышей чувства беззащитности и незащищенности. В семьях с преобладанием напряженной, угнетающей, тревожной атмосферы нарушается правильное развитие детей и их чувств. Вследствие чего такие дети не получают чувство любви по отношению к себе, поэтому не способны и сами проявлять это чувство.

Если ребенок длительное время проживает в семье, в которой постоянно происходят случаи насилия, царит отчужденность, то у него понижается способность к эмпатии. В дальнейшем это будет затруднять процессы обучения и вызывать сопротивляемость ребенка, что ведет к нарушению его социализации.

Длительное влияние на детей нечеловеческих, неблагоприятных условий жизни вызывает отрицательные физические, психические изменения в детских организмах, которые влекут за собой очень тяжелые последствия антисоциальной направленности. Такие дети отличаются плохим, антиобщественным поведением и нарушением в развитии их личности.

Детей, растущих в неблагополучных семьях, объединяет одна общая черта – нарушение социализации (десоциализация): неспособность приспособления к незнакомой, чужой среде, к новым условиям, воровство, повышенная половая активность, агрессивность, потеря интереса к труду и обучению, лень, утрата ценностных, нравственных и моральных ориентаций, которые приняты в обществе, вредные привычки, отсутствие духовности и стремления к развитию.

М. Раттер выделил ряд обстоятельств, которые способствуют десоциализации детей: травмы в семье, недостаток любви в семье, развод родителей или смерть одного из них, жестокость родителей, непоследовательность или несогласованность родителей в воспитании, нахождение в приюте. В процессе семейного воспитания дети усваивают, как положительные, так и негативные образцы действий и поведения взрослых, иногда доводя их до сильного проявления. Дети постоянно сопоставляют поступки родителей с их словами. Ребенок будет не в состоянии пройти процесс социализации, если слова родителей будут не совпадать с их действиями. Такой ребенок не сможет, например, не врать, если постоянно ловит родителей на лжи или будет агрессивным, если постоянно наблюдает агрессию в семье.

Десоциализация примеры

Десоциализация в более сложном своём определение может означать деградацию личности. Наступает тогда, когда социализация субъекта начинает становится более фрагментарной и теряет всю многогранность и многосторонность социального процесса или приобретает асоциальную направленность. Например, это происходит, когда человек чрезмерно склонен к алкоголю или является наркоманом. Таких людей не волнует ничего, кроме дозы или наркотика, они готовы воровать, и даже убивать для того, чтобы получить желанное удовлетворение низменных потребностей. Т.е. процесс десоциализации заключается в возвращении ранее социализированного человека к его доличностной форме или утрачивании им общественно но одобряемые личностные качества.

Примером десоциализации может служить человек после длительного психиатрического лечения или нахождения в тюремном заключении. Более легким проявлением десоциализации может служить индивид, вернувшийся на работу после длительного отпуска дикарем на природе.

Ярчайшим примером десоциализации может быть любое совершенное преступление, т.к. само преступление является нарушением существенных норм и посягательством на оберегаемые ценности. Совершая преступление, индивид демонстрирует отказ от фундаментальных основ и ценностей любого социума. Целью уголовного наказания является процесс ресоциализации преступников (исправления).

Десоциализация в глобальном своем проявлении может служить в качестве фактора, влияющего на снижения общего потенциала социума в целом, истребления национального самосознания. Заключается в навязывании специфических стереотипов, например, с помощью средств массовой информации.

Однако не всегда десоциализация ведет к негативным последствиям, иногда она может являться итогом добровольного отказа от прежних значимостей и ценностей, например, уход в монастырь.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Что такое десоциализация: причины, механизм, ресоциализация

Начальный период жизни большинства людей характеризуется впитыванием норм поведения в окружающем их обществе и его системы ценностей. Для управления этим процессом отчасти предназначены специальные учреждения, такие как детские сады, школы и прочее. Такой процесс называется социализацией.

Однако человеческая психика пластична, поэтому возможен и обратный процесс, названный десоциализацией.

  • Десоциализация и ее причины
  • Механизм десоциализации
  • Ресоциализация

Итак, что такое десоциализация? Это, прежде всего, утрата человеком социального опыта, которая отражается на всей его деятельности и возможности самореализации. Человек становится изгоем, как правило, не по своей воле — к этому ведут сильные стрессы или изначально неполная социализация.

Разумеется, десоциализация — это многоуровневый процесс. Небольшая десоциализация может возникнуть при долгом отсутствии в коллективе, например, при затянувшейся болезни или длительном отпуске. Человек теряет прямой контакт с людьми и «выпадает» из привычного образа жизни. Такой же эффект может вызвать злоупотребление социальными сетями, телевизионными программами и компьютерными играми, то есть в случае, если реальная жизнь подменяется виртуальной.

При таком уровне десоциализации не происходит глубоких изменений психики, поэтому этот процесс можно обратить.

Если человек решит изменить образ жизни и поменять свои установки, то он начнет ресоциализироваться. Ресоциализация предполагает самовоспитание, обретение новых ценностей и освоение новых ролей либо возврат к нормальному уровню жизни. Десоциализация и ресоциализация также являются естественными процессами взросления, так как индивид меняется в течение жизни и пересматривает свои взгляды.

Более глубокая десоциализация возникает, например, при неправильном воспитании в семье. Если окружить подростка атмосферой потворства и попытаться оградить его от всех жизненных трудностей, это повысит шансы на то, что социализация пройдет неправильно. Тепличные условия не способствуют усвоению норм и правил общества, которое окружает индивида, поэтому такому человеку сложнее освоиться и подчас трудно выполнять простейшие действия, включающие в себя общение с людьми. Помимо этого, на процесс социализации может оказать влияние

принадлежность к различного рода субкультурам или преступным группировкам: их нормы и правила зачастую противоположны общественным, что также создает для индивида неблагоприятные условия развития.

В более зрелом возрасте к десоциализации могут привести такие факторы, как:

  • потеря работы
  • смерть близких
  • участие в продолжительных военных действиях
  • наличие психических заболеваний или личностных расстройств
  • различные аддикции

Сильные стрессовые события могут надолго вывести человека из привычного образа жизни и круга общения, он становится замкнутым и теряет наработанные социальные навыки.

Помимо всего вышеперечисленного, существует и добровольная десоциализация. Классическим примером может служить уход в монастырь — человек отстраняется от мира и всего, что ему присуще, однако не деградирует, а перенимает другие нормы поведения и духовно обогащается. Стоит отметить, что в таких случаях десоциализация и ресоциализация происходят одновременно.

Если обобщить все факторы, которые приводят к глубокой десоциализации, можно заметить, что основной причиной является вольное или невольное отчуждение индивида от социальной группы или института. Это ограничивает понимание норм и устоев общества и мешает человеку найти свое место в жизни.

Так как в психологии различают два основных уровня социализации, обратный процесс также происходит на обоих. Первичный уровень социализации включает в себя ближний круг индивида: это семья, близкие родственники, друзья. Вторичный же представляет собой большое количество окружающих индивида людей: знакомые, коллеги, различные социальные группы и общественные институты. При потере социальных навыков на одном из этих уровней, говорят о соответствующем типе десоциализации.

На данный процесс также оказывает заметное влияние возраст человека: чем он старше, тем ниже серьезность нарушений, так как все основные знания и навыки уже прочно закреплены в психике. Чаще всего в таких случаях под десоциализацией может подразумеваться разрыв некоторых социальных связей, что в целом практически не влияет на остальные сферы жизни индивида.

Гораздо опаснее десоциализации для людей молодого возраста.

Здесь процесс социализации может быть не только сильно искажен, но и привести к таким печальным последствиям, как преступность, наркомания и прочее, включая отстранение от общения с людьми в целом. Крайней степенью этого процесса является деградация личности, то есть полная потеря ориентиров в жизни и каких-либо интересов, кроме самых примитивных.

Важно отметить, что глубокая десоциализация опасна не только для человека, ставшего ее жертвой, но и для общества в целом. Например, преступность несет с собой прямую угрозу жизни людей, а крупный военный конфликт, результатом которого становится множество солдат, потерявших навыки мирной жизни, — наносит урон их благополучию и здоровью.Вот почему так важна ресоциализация.

Ресоциализация сосредоточена на возращении людей в социум, возвращении им соответствующих способностей. В ресоциализацию входит прививание ценностей общества, формирование навыка постановки позитивных целей и восстановление разрушенных социальных связей.

На сегодняшний день достаточно актуальна проблема ресоциализации осужденных. Для предотвращения совершения ими новых преступлений необходимо позаботиться не только об их наказании, но и правильной ресоциализации, ведь только в этом случае исправительные учреждения будут выполнять свою функцию и способствовать охране правопорядка. Примером таких действий может служить:

  • индивидуальный подход к каждому заключенному
  • выявление нарушений в процессе социализации
  • выработка программы коррекции личностных качеств
  • поощрение социально-приспособительного поведения

Всем этим занимается исправительная психология.

Еще одной важной задачей, стоящей перед обществом, является ресоциализация детей и подростков. Так как они могут только усваивать социальные нормы, а не оценивать их, большую роль играет организация педагогического процесса, позволяющего сформировать необходимые навыки. Успешная социализация в раннем возрасте помогает предотвратить множество нежелательных явлений.

В чем разница между ресоциализацией и десоциализацией

Основное различие между ресоциализацией и десоциализацией заключается в том, что ресоциализация — это процесс принятия новых ценностей, взглядов и поведения, но, напротив, десоциализация — это процесс отказа от старых ценностей, отношения, поведение.

Ресоциализация и десоциализация – два взаимосвязанных понятия. Десоциализация предполагает потерю самоидентификации, тогда как ресоциализация предполагает принятие новой идентичности или социальной роли. Ресоциализация может произойти только тогда, когда произошла десоциализация. Другими словами, чтобы принять новые нормы, ценности, взгляды и модели поведения, человек должен отказаться от своих старых ценностей, взглядов и моделей поведения.

Ключевые области, охватываемые

1. Что представляет собой десациализация
— Определение, характеристики, примеры
2. Что такое пересекания
— Определение, характеристики
3. Какова взаимосвязь и дезикализация.
     – Общие черты
4. В чем разница между ресоциализацией и десоциализацией
     – Сравнение ключевых различий

Ключевые термины

Десоциализация, ресоциализация, тотальные институты

Чтобы лучше понять концепцию десоциализации, вы должны сначала понять концепцию тотальных институтов. Тотальный институт — это закрытая социальная система, в которой большое количество людей, находящихся в одинаковом положении, на значительное время отрезанных от более широкого сообщества, ведут формально управляемую жизнь. Тюрьмы, военные базы, психиатрические лечебницы, частные школы-интернаты, корабли в море — вот лишь некоторые примеры тотальных учреждений. Когда человек попадает в тотальный институт, он оказывается отрезанным от социальных контактов и вынужден отказываться от своих старых норм, ценностей, установок и поведения. Мы называем этот процесс десоциализацией. В этом процессе человек теряет свое прежнее «я».

Однако десоциализация происходит не только в тотальных учреждениях. Десоциализация также происходит, когда человек переживает потерю роли и сопутствующую потерю связанной с ним власти или престижа. В этом процессе он или она также должны отказаться от своих старых взглядов, ценностей и поведения. Например, представьте спортсмена, уходящего на пенсию — он может почувствовать потерю самоидентификации с уходом на пенсию. Это может привести к кризису идентичности, потере самооценки и самооценки, а также к потере статуса сверстников.

В психологии под десоциализацией может пониматься постепенный уход от социальных контактов и межличностного общения. Например, человек, страдающий тяжелым психическим расстройством, таким как шизофрения, может уйти из общества. Более того, как описано в теории размежевания, человек также может уйти из общества по мере старения и утраты своих физических и умственных навыков и способностей.

Ресоциализация – это процесс изучения или принятия новых норм, ценностей, взглядов и поведения. Ресоциализация необходима, когда человек отбывает срок в тюрьме, идет на военную службу или вступает в религиозный монастырь. Здесь человек должен отказаться от своего старого поведения и изучить и принять новые правила учреждения. Процесс ресоциализации обычно более сложный и напряженный, чем процесс социализации.

Как и десоциализация, ресоциализация не всегда может иметь место в тотальных учреждениях. Это также может происходить более тонкими способами. Человек, переживающий важный жизненный переход, такой как брак, развод, смерть супруга или даже выход на пенсию, может пройти ресоциализацию, поскольку ему приходится брать на себя новую социальную роль.

  • Ресоциализация и десоциализация – это два взаимосвязанных понятия, поскольку ресоциализация может произойти только после десоциализации.

Определение

Ресоциализация – это процесс принятия новых ценностей, отношений и поведения. Но, напротив, десоциализация — это процесс отказа от старых ценностей, взглядов и поведения.

Социальная роль или идентичность

Десоциализация включает в себя потерю самоидентификации или социальной роли, в то время как ресоциализация включает в себя принятие новой идентичности или социальной роли

Приказ

Сначала происходит десоциализация; ресоциализация следует за десоциализацией.

Заключение

Основное различие между ресоциализацией и десоциализацией заключается в том, что ресоциализация — это процесс принятия новых ценностей, отношений и поведения, тогда как десоциализация — это процесс отказа от старых ценностей, отношений и поведения. Более того, ресоциализация предполагает утрату самоидентификации или старой социальной роли, а ресоциализация предполагает принятие новой идентичности или социальной роли. Ресоциализация может произойти только тогда, когда произошла десоциализация.

Ссылка:

1. «тюрьма, бары, тюрьма, заключенный, правосудие, арест, наказание, закон, тюрьма, преступник» (CC0) через Pxfuel
2. «2934268» (CC0) через Pixabay

Изображение предоставлено:

1. Кроссман, Эшли. «Понимание ресоциализации в социологии». ThoughtCo, ThoughtCo, 28 августа 2019 г., доступно здесь.
2. «Десоциализация». Oxford Reference, 31 октября 2019 г., доступно здесь.

Майкл Стаудигл, Расизм: к феноменологии воплощенной десоциализации

Дополнительные параметры загрузки

Михаэль Штаудигл

В этой статье расизм рассматривается с феноменологической точки зрения. Его главная задача состоит, в конечном счете, в том, чтобы показать, что расизм как процесс «негативной социализации» не сводится к случайному недостатку, который просто исчезает в условиях полностью интегрированного общества. Другими словами, я подозреваю, что расизм не только указывает на отсутствие интеграции, солидарности, ответственности, признания и т. д.; скорее, что в своей исключительной негативности оно представляет собой социально конститутивное явление per se. Предложив потенциал феноменологии для решения вопроса о расизме, я сосредоточусь на эмпирическом угнетении расизма, т. е. на способах, которыми он влияет на жизненный опыт своих жертв, на преобразование их привычного образа жизни и, наконец, их субъективности. Мой главный тезис заключается в том, что расизм работает как через интеркинестетические, так и через символические искажения схемы тела жертвы. Однако как такой процесс «негативной социализации» расизм влияет на воплощенную самооценку угнетателя, который оказывается вынужденным придерживаться какой-то невидимой нормы, такой как, например, «белизна».

Цитировать Простой текст БибТекс Форматированный текст Зотеро EndNote Менеджер ссылок РефВоркс

Параметры Отметить как дубликат Найдите его в Scholar Запросить удаление из индекса Лист регистраций изменений

Править

Критическая расовая теория в философии гендера, расы и сексуальности

Расизм в философии гендера, расы и сексуальности

Расизм Феноменология Воплощение Символический институт Десоциализация

10.1007/s11007-011-9206-5

PhilArchive

    Загрузить копию этой работы Бумаги в настоящее время заархивированы: 78 147

Внешние ссылки

Настройте учетную запись с вашей принадлежностью для доступа к ресурсам через прокси-сервер вашего университета

Через вашу библиотеку

  • Войдите / зарегистрируйтесь и настройте свой преобразователь OpenURL
  • Настройте собственный преобразователь

Racism and Conceptualizing Его тонкие формы. Поликарп Икуэнобе — 2011 — Журнал теории социального поведения 41 (2): 161-181.

Логическая ошибка расизма. Джозеф В. Лонг — 2001 — Философия в современном мире 8 (1): 47-51.

В какой степени расизм является магической трансформацией? Экзистенциально-феноменологический взгляд на расизм и антирасизм. Барт ван Леувен — 2007 — Журнал социальной философии 38 (2): 292–310.

Агентство, структура и власть: исследование расизма и сопротивления для образования. Бенджамин Баэз — 2000 — Исследования в области философии и образования 19 (4): 329-348.

Расизм, социальная справедливость и межрасовые коалиции. Говард Макгэри — 1997 — Журнал этики 1 (3): 249-264.

Расизм: что это такое и чем он не является. Лоуренс Блюм — 2002 — Исследования в области философии и образования 21 (3): 203-218.

Избавление от расизма: оценка трех предложений в свете психологических данных. Даниэль Келли, Люк Фоше и Эдуард Машери — 2010 — Журнал социальной философии 41 (3): 293-322.

Добавить комментарий