Десоциализация это: Десоциализация: причины, симптомы, признаки, стадии, последствия, лечение

«Голод, десоциализация, угроза жизни». Что может заставить наш мозг развиваться

— Меняется ли мозг человека в процессе жизни физически? Становятся ли какие-то его части больше или меньше?

— Мозг скорее меняется внутренне, и чаще это не «наращивание» массы, а формирование нового функционального коммуникативного пути. Это обычно происходит в случае, если развивается атрофия, происходит потеря объема ядер или разрушение трактов головного мозга.

Внутренние изменения происходят на протяжении всей жизни человека. Идут три основных процесса: формирование новых актуальных связей при появлении целей, которые требуется достичь, поддержание имеющихся клеточных структур и сложившихся связей (восстановление и «утилизация») и пластические процессы для создания новых условий и возможностей для выполнения функций в случае значительных повреждений мозга (травма, болезнь).

close

100%

— Существуют ли области мозга, которые не способны изменяться?

— Есть области с очень высокой специализацией, где находится скопление нейронов, форма и функция которых сформировалась к моменту созревания головного мозга, оставаясь стабильной в течение всей жизни. Из-за их высокоспецифичной структуры, соответствующей определенным задачам, эти клетки трудно заменить. Но в мозге идут процессы, поддерживающие их стабильность. А вот клетки из так называемых ростковых зон способны мигрировать и обучаться поддержанию функций, включаясь в специализированный нейрональный ансамбль, приобретая свойства, необходимые для эффективной работы в его составе.

— Известен французский пациент, который, как оказалось, жил практически без извилин. У него была только кора головного мозга, но при этом он нормально функционировал. Этот случай разбирали на многих международных конференциях. С каким минимальным объемом мозга в принципе можно жить — именно осознавать себя, быть способным обучаться, работать?

— Ответ принципиальный: любой человек, если не умер, будет жить. Морфологический дефект, сформировавшийся с рождения, или детских лет, или в процессе медленно прогрессирующей болезни всегда компенсируется функциональными возможностями из-за явления пластичности ЦНС. Связи внутри даже малого по массе мозга могут быть богатыми и могут компенсировать дефицит. Главное, чтобы функциональная нагрузка была постоянной и соизмеримой с возможностями, а цели — достижимыми. Целью может быть просто самообслуживание или социализация, в других случаях — профессиональная деятельность, карьера. Диапазон компенсации функций достаточно широкий, но всегда очень индивидуальный.

— Почему с возрастом сложнее осваивать что-то новое — от иностранных языков до, например, бокса? Почему, допустим, в 30 лет проще научиться чему-то новому, чем в 50?

— Активность любых процессов в организме, в том числе и в ЦНС, регулируется в течение жизни несколькими «стратегическими» системами. Одна из них — гормональная, и на ее примере проще все объяснить. Гормональный статус в течение жизни меняется в соответствии с задачами, определенными природой.

— Сначала надо вырасти! И для этого нужны гормоны. Так ведь?

— Да. Сначала в задачу организма входит быстрое освоение мира и рост до половозрелости. Для этого нужно колоссальное количество так называемых гормонов роста, стартеров, релизинг-факторов, включающих мощный трофотропный потенциал (обеспечивающий формирование, созревание тканей организма и базовое регулирование всех внутренних процессов в течение жизни). В том числе, он формирует и обеспечивает созревание межнейрональных связей и количество многоуровневых контактов (создание «матрицы»), а также обучение формирующейся сети нейронов к совместной работе.

Часто потенциал, высокий от рождения, может в условиях ограничений (по разным причинам) не привести к формированию хороших умственных способностей. В то же время, даже генетически скомпрометированный мозг при систематическом контроле может дать хороший результат: человек овладеет многими навыками и прочее.

Я хочу сказать, что время от рождения до 20 лет — это период больших шансов для развития мозга. В будущем этот «задел» выручит его при болезни в пожилом возрасте. Чем «умнее» мозг, тем дольше компенсируется дефицит функций, вызываемый заболеванием.

close

100%

— Что же происходит в мозге после 20 лет?

— После 20 наступает период созревшего мозга, который длится примерно до 50 лет. Этот период является почти самым продолжительным (при длительности жизни в 70-80 лет). Он совпадает со временем стабильно работающей гормональной системы организма, нужной для деторождения. В этот период гормональная система обеспечивает поддержание статуса тканей, органов и систем, устойчивость к нагрузками, сопротивляемость.

Все это позволяет продолжать совершенствовать межнейрональную сеть, продолжать обучение «матрицы», например для достижения более высокого социального статуса. Если статус социальный (в том числе гендерный) достигнут, происходит рационализация связей и унификация ответов под типовые задачи.

— Для чего это нужно мозгу?

— Чтобы не затрудняться с получением энергии (источник — кислород и глюкоза) на выполнение шаблонных процессов — в тканях мозга нет резервуаров для ее накопления и хранения. Новые энергоемкие процессы должны оправдывать цели и быть мощно мотивированными. Тогда появятся условия для совершенствования «матрицы».

— Что может послужить такой мотивацией?

— Например, человек потерял работу, его профессиональный навык не востребован. Это может обернуться потерей социального статуса, а семья находится под угрозой распада. Выходом является освоение нового профессионального навыка или совершенствование в рамках имеющихся знаний (подтянуть язык, отработать навыки лектора, выучить объем актуальной и социально-значимой информации и т.п.).

В связи с этим становятся возможны процессы на уровне сети нейронов (обученных клеток), процессы необходимые для формирования новых связей, а главное для рекрутирования в интересах новой «цели» хорошо работающих сложившихся сетей. Гормональная система обеспечивает мощную трофотропную поддержку в этом возрасте — ткани «сочные, упругие», кровообращение полноценное, выносливость большая.

Обучение в этом возрасте проходит хорошо, но уже рационально. Человек (нервная система) пытается использовать наработанные шаблоны.

— Ну а если нужно освоить что-то абсолютно новое?

— Форсированные возможности для освоения незнакомых задач потребуют большего уровня мотивации, например, угроза голода, десоциализации, угроза жизни. Как в детстве уже не получится, период «роста» ЦНС закончился, работа «факторов роста» новых структур не является центральной биологической задачей для организма.

— Но все же обучение возможно?

— Да, но тут потребуется мобилизация всей хорошо выстроенной, стабильной системы. Для обеспечения мобилизации может быть востребован потенциал верхних «эшелонов» гормональной системы (гипофиз). «Выброс» так называемых эндогенных релизинг-факторов и пептидов мобилизующих адренергическую («аварийную») систему головного мозга (медиаторы базальных ядер глубоких отделов головного мозга), активизирующую и обеспечивающую процессы активного обучения.

На физиологическом уровне это чувствовал каждый — мандраж перед сдачей экзаменов в студенчестве. Кстати, дети учатся легко и без стрессового переживания, так как в том периоде нет «форсированной мобилизации».

Одна из главных проблем — затратность и длительность периода освоения нового предмета. Если он превышает по силе или времени ресурс гормональной системы (обеспечение стабильности), обучение может прекратиться (перейти в игнорирование) или разовьется повреждение (заболевание). Это, например, невроз, депрессия, нарушение вегетативной регуляции (дистония, десинхроноз), гипертоническая болезнь, нарушение работы гормональных органов от щитовидной железы и ниже по иерархии (например, тиреоидит, диабет, срыв менструального цикла у женщин и т.п.).

И, все же, обучение возможно.

— Что же происходит после 50?

— В этом пост-детородном возрасте, когда биологическая задача продолжения рода не так актуальна, гормональный уровень понижается. Происходит инволюция гормональных желез – их уменьшение в объеме, замена клеток на жир и соединительную ткань. К 80-90 годам исчезают даже внешние гендерные признаки — бабушки и дедушки становятся похожи фигурой, овалом лица, распределением волосяного покрова.

Снижение гормональной активности, в том числе адренотропной (аварийной, стресс-активной) очень важно для выполнения этой миссии. Гормональный фон больше не обеспечивает «сочность и тургор», а это значит на мембранах клеток нет того уровня натрий-калиевого потенциала и межклеточная (в том числе – межнейрональная) передача не так активна.

Плюс к этому на фоне атеросклероза (гипофункция щитовидной железы), сахарного диабета (гипофункция поджелудочной железы), повышенной свертываемости (гипофункция кроветворных центров) меняется активность микроциркуляторного кровообращения, приносящего кислород и глюкозу головному мозгу. А это важное условие для его функционирования.

Новое для людей более старшего возраста дается труднее, но, как правило, их долговременная память остается «крепкой» достаточно долго (помнят все, что было раньше). Это актуально с биологической и социальной точки зрения — они носители информации, «помнят» и «знают» все «базовые» процессы и «типовые» решения, они способны обучать детей и подростков. Сниженный уровень адренергической (стрессовой) регуляции также актуален — люди постарше более склонны сглаживать неизбежную конфликтность детей и подростков.

— Получается, после 50 мы уже в принципе не способны чему-то обучиться?

Для людей этого возраста важную роль в освоении новых навыков играют индивидуальные позиции. Часть людей и в этом возрасте, имея мотивацию, способны обучаться и довольно успешно. Очень важен наработанный в первой половине жизни потенциал, характер занятий в течение жизни, и частота смены парадигмы — перестроения уклада жизни, частые изменения в доступности базовых потребностей, необходимость постоянного освоения новых навыков.

Есть существенный плюс у людей, профессиональная деятельность которых связана с постоянным процессом обучения-преподавания, особенно в тех профессиях, где используется сразу несколько форматов кодирования информации: языки, цифры, ноты, шифры.

— Выходит, среди математиков, музыкантов, переводчиков, программистов должно быть больше всего пожилых людей с «ясной» головой?

— А это так и есть. Эти профессии требуют комбинаторики мышления высокой степени. Поэтому степень компенсации функций при повреждении у них самая большая, при «выпавшем» центральном пути сразу будет мобилизован эффективный коллатеральный (обходной) путь.

Но, конечно, для обучаемости колоссальное значение имеет генетика: она определяет диапазон возможностей, кроме того многое решает особенность личности и темперамента.

Есть также целый ряд факторов, которые также сделают обучение возможным или невозможным: питание, количество сна, наличие или отсутствие отрицательной «доминанты» в момент обучения, климатические условия, социальная среда, болезни.

— Сейчас существует много так называемых нейротренажеров, когнитивных тренажеров для памяти, мышления, внимания. Их создатели как раз апеллируют к нейропластичности — вот, вы будете по 10 минут в день решать у нас задачки и головоломки в игровой форме, и ваш мозг отрастит новые нейронные связи. Такие тренажеры действительно могут прокачать какие-то навыки или это профанация?

— Абсолютно точно есть целесообразность в использовании нейротренинга, если:

— тренинг и когнитивные занятия связаны с актуальными процессами в жизни и имеют высокую степень мотивации для человека;
— индивидуально и правильно организована когнитивная тренировка;
— если пациент получил полноценное обследование (расширенную топически-ориентированную диагностику высших психических функций, возможно еще инструментальное, лабораторное обследование) и для него определен «вариант» когнитивной проблемы, для которой предложены предпочтительные цели для тренинга.

То есть, точно должно быть известно по какой из функций высшей нервной деятельности есть провал у конкретного человека.

Например, выявлено ухудшение символьно-цифрового кодирования в сочетании с нарушением понимания логико-грамматических конструкций, указывающие на ухудшение семантической памяти, и связанные с этим — снижение скорости мышления и снижение показателей общей нейродинамики умственных процессов.

Такому пациенту «гонять кроссворд» по 10 минут и играть в головоломку нецелесообразно.

Поэтому нужно сначала пойти к врачу для нейро-психологического тестирования. Клиническое использование программ тренинга в профессиональных учреждениях позволяет даже в случае прогрессирующей деменции замедлить процесс «интеллектуального рассыпания», отработать навыки запоминания и наработать навыки самообслуживания.

Особенности процессов десоциализации и ресоциализации в культурологии

Основные подходы к обозначению социализации

Современная научная литература довольно часто использует понятия десоциализации и ресоциализации, которые имеют непосредственную связь с общим для них понятием социализации. При этом, есть множество исследователей, которые вкладывают в эти понятия различное содержание. Общего понимания обозначенных категорий нет, что осложняет изучение этих процессов.

Определение 1

Социализация в общем виде представляет собой процесс усвоения отдельным человеком социального опыта, преобразование его в дальнейшем в личностные ценности, интенции, поведенческие модели и ориентации.

Этот процесс — двусторонний с ярко выраженным субъектно-объектным характером. Его реализация сопровождается взаимным влиянием общества на личность и наоборот.

Есть множество факторов, которые влияют на процесс протекания социализации: экономические, социальные, политические, культурные, исторические, технологические и др.

Можно выделить 2 основных периода социализации:

  1. Первичная. Она берет начало в момент рождения ребенка, а заканчивается в 18 лет. В это время индивид становится личностью и активным членом общества.
  2. Вторичная. Она продолжается на протяжении всей оставшейся жизни.

Как видно, социализация является непрерывным перманентным социальным процессом.

Понятие ресоциализации как социального феномена

В рамках социализации отдельно выделяют ресоциализацию: она свойственна только для второго периода жизни личности, то есть, происходит только у взрослых.

Определение 2

Под ресоциализацией понимают возобновление процесса социализации в новых условиях и под действием новых факторов.

Говорят об осознанной и неосознанной ресоциализации.

Ученые выделяют 3 ситуации, которые становятся спусковым механизмом процессов ресоциализации:

  1. Когда личность оказывается в так называемых карцерных учреждениях вроде тюрем, клиник для душевнобольных, военных училищах, медицинских учреждениях и прочих институциях, которые предполагают изолированность индивидуума от социального окружения.
  2. Обстоятельства, связанные с крайним напряжением и стрессом: антропогенные и природные катастрофы, болезни, смерть и др.
  3. Смена социальных ролей.

Как видно, процесс ресоциализации начинается в ситуациях, в которых личность приобретает потребность адаптироваться к новым, измененным условиям социально-природной среды.

Есть несколько видов ресоциализации:

  • базовая. В этом случае происходит смена базовых ценностей личности;
  • адаптационная. Предполагает изменение тех ценностей, с которыми процесс адаптации будет проходить гораздо легче;
  • идентификационная. Здесь происходит смена базовых ценностей после приобретения новой идентификации;
  • поверхностная. Основана на смене неосновополагающих ценностей.

Десоциализация как социальный феномен

Десоциализация личности — это процесс, который кардинально отличается от процесса ресоциализации.

Определение 3

Под десоциализацией понимают процесс деградации, распада личности, в случае которой социализация становится фрагментарной, для нее становится характерна антисоциальная и асоциальная направленность.

Процесс десоциализации предполагает, что до этого социализированная личность в полной или частичной мере возвращается в доличностную форму и теряет некоторые личностные качества. Такая деформация личности может привести к исключению индивидуума из общества.

Причины десоциализации разные: серьезное заболевание, утрата привычного социального окружения и др. Этот процесс запускают те же факторы, что и ресоциализации, но результаты, при этом, являются кардинально разными.

Как видно, ресоциализация и десоциализация — кардинально разные процессы. Результатом первого процесса является приобретение личностью новых личностных качеств, которые обеспечивают успешность адаптации к новым условиям. Результатом второго процесса — распад личности и исключение ее из общества.

Автор: Анна Кукдогарова

Преподаватель культурологии

Период 2 – Десоциализация и одиночное заключение

Десоциализация – это процесс, который происходит, когда люди теряют свои нормы, ценности, отношения и поведение. Это происходит, когда люди отрезаны от всего общества, что обычно происходит в культах, тюрьмах и учебных лагерях. После десоциализации происходит процесс ресоциализации. Именно здесь люди принимают новые нормы, модели поведения и отношения. Вариантом ресоциализации является упреждающая социализация, которая происходит, когда происходит добровольное изменение норм, убеждений, ценностей и поведения. Упреждающая социализация происходит, когда люди добровольно меняют свой образ жизни, например, переходят от холостяка к браку или переезжают в новую страну.

Вопросы для обсуждения

  1. От каких норм, убеждений, ценностей и взглядов вы не можете отказаться?
  2. Как бы выглядела ваша десоциализация?
  3. Как тюрьмы, секты и учебные лагеря запускают процесс десоциализации?
  4. Как фильм Нелл демонстрирует процесс десоциализации и ресоциализации?

Одиночное заключение – это место, где заключенный полностью изолирован от любых контактов с людьми, кроме тюремного персонала. Это часто используется как мера безопасности, используемая для защиты заключенного и окружающих его людей. Он также используется в качестве часов для наказания и самоубийства. Десоциализация является наиболее заметным эффектом одиночного заключения. Практика одиночного заключения началась в 179 г.0 в тюрьме Уолнат-Стрит в Филадельфии. Построенный квакерами, это был первый институт в США, созданный для наказания и реабилитации преступников. Реабилитация была процессом попытки изменить мораль преступников. Однако это был провал из-за того, что выжившие преступники оказались более опытными ворами и убийцами. Внутри квакерской тюрьмы они использовали систему изоляции и полной тишины для контроля, наказания и реабилитации заключенных. У них было крыло, известное как исправительный дом, где заключенные проводили весь день в своих камерах. Часто уголовники отбывали наказание в полной изоляции в надежде, что просят прощения у Бога.

Wilson Quarterly Article

В статье, которую мы читали об одиночном заключении, был мужчина, у которого брали интервью после пребывания в одиночном заключении. Этот мужчина рассказал о том, как он изменился за время отбывания наказания в одиночной камере. Изоляция от общества сильно угнетала его психическое состояние. Он упомянул, что единственное, что вы можете делать, это смотреть в стену, и через некоторое время начинают появляться лица и предметы. Одним из преимуществ, которые произошли, было его открытие нового таланта и страсти к письму.

Преимущества Последствия
Ценность жизни Безумие
Шанс открыть себя по-новому Депрессия
Общество безопаснее Потерять чувство собственного достоинства
Возможность изменить жизнь Стать социально неловким

В результате всех возможных последствий Соединенное Королевство в значительной степени отказалось от практики одиночного заключения.

Вопросы для обсуждения

  1. Считаете ли вы, что одиночное заключение должно быть запрещено и почему?
  2. Какие другие формы наказания можно было бы заменить одиночным заключением?
  3. Какая связь между десоциализацией и ресоциализацией одиночного заключения?
  4. Как на мужчину из статьи Wilson Quarterly повлиял его срок в одиночной камере?

http://www. youtube.com/watch?v=8ZIeLw31dsg&safety_mode=true&persist_safety_mode=1&safe=active

Нравится:

Нравится Загрузка…

Как десоциализироваться | Проволока Мизеса

Следующие пункты десоциализации обязательно должны быть написаны или прочитаны последовательно, но они не должны выполняться таким образом: все следующие пункты могут и должны быть введены сразу и все сразу.

Легализация черного рынка

Первые два пункта неявно упоминались в предыдущей части этой статьи. Во-первых, легализовать черный рынок, то есть сделать все рынки свободными и законными. Это означает, что частная собственность всех тех, кто участвует в таких рынках, должна быть защищена, как и всякая другая, от посягательств правительства, защищена как право собственности. Это также означает, что все товары и услуги, до сих пор незаконные, теперь должны быть законными, вне зависимости от того, законны они на Западе или нет, и что все сделки должны осуществляться свободно, т. стороны. Таким образом, всякое государственное регулирование цен должно быть немедленно отменено.

Если такие подлинные цены для реальных транзакций должны быть выше, чем псевдо-«цены», установленные правительством для несуществующих транзакций, пусть будет так. Недовольство потребителей следует просто игнорировать; любые потребители, которые по-прежнему предпочитают прежний режим фиксированных цен на несуществующие товары, будут, конечно, вправе бойкотировать новые цены и пытаться найти более дешевые источники поставок в другом месте. Однако я подозреваю, что потребители достаточно скоро приспособятся к этим разовым изменениям, тем более что беспрецедентное изобилие потребительских товаров быстро хлынет на рынки.

Под «легализацией», кстати, я подразумеваю просто отмену прежнего статуса вне закона; Я не предлагаю заниматься семантическими упражнениями, пытаясь отличить «легализовать» от «декриминализации».

Значительное снижение всех налогов

Другим следствием нашего предыдущего анализа является необходимость резкого сокращения налогов. В литературе по налогообложению слишком много дискуссий о том, какие виды налогов должны взиматься, кто должен их платить и почему, и почти недостаточно о высоте или сумме взимаемых налогов. Если налоговая ставка достаточно низка, то форма или принципы распределения налогов практически не имеют значения.

Грубо говоря, если все налоговые ставки удерживаются ниже одного процента, то с экономической точки зрения не имеет большого значения, взимаются ли налоги с доходов, продаж, акцизов, имущества или прироста капитала. Вместо этого важно сосредоточиться на том, какая часть общественного продукта должна быть перекачана в непродуктивную пасть правительства, и свести это бремя к минимуму.

Хотя в этом случае форма налогообложения не будет иметь экономического значения, она все равно будет иметь политическое значение . Подоходный налог, например, каким бы низким он ни был, все равно будет поддерживать репрессивную систему тайной полиции, готовой и готовой расследовать доходы и расходы каждого, а значит, и всю его жизнь. По мнению экономистов, нет ни одного налога или системы налогов, которые были бы нейтральны по отношению к рынку3 9.0003

Какие бы налоги ни существовали после десоциализации, они должны быть максимально нейтральными. Это означало бы, в дополнение к очень низким ставкам и размерам, чтобы налогообложение было как можно более ненавязчивым и безвредным и как можно ближе имитировало бы рынок. Такая имитация может включать добровольную продажу товаров и услуг по цене или установление цены за участие в голосовании. Продажа товаров или услуг государством, конечно, будет резко ограничена в нашей десоциализированной системе из-за огромных масштабов приватизации государственной деятельности. Приватизация будет рассмотрена ниже.

Отменить способность правительства создавать деньги

Способность любого правительства получать доход состоит из трех частей: налогообложение, создание новых денег и продажа товаров или услуг.4 Не может быть настоящего свободного рынка или десоциализации, поэтому пока правительству разрешено подделывать деньги, то есть создавать новые деньги, будь то бумажные билеты или банковские депозиты, из воздуха. Такое создание денег функционирует как скрытая и коварная форма налогообложения и экспроприации собственности и ресурсов производителей. Прекращение фальшивомонетничества означает прекращение участия правительства в денежном бизнесе, что, в свою очередь, подразумевает устранение как государственных бумажных денег, так и центральных банков. Это также означает денационализацию денежных единиц, таких как рубль, форинт, злотый и т. д., и возвращение их в руки частного рынка.

Денационализация валюты может быть достигнута только путем переопределения бумажных валют с точки зрения единиц веса рыночного металла, предпочтительно золота. Когда центральные банки будут ликвидированы, они могут извергнуть свои золотые запасы; в качестве своего последнего действия на земле они могли выкупить все свои бумажные билеты по переопределенному весу в золотых монетах.

Хотя, учитывая стремление к десоциализации, этот процесс денационализации денег не так сложен или сложен, как может показаться на первый взгляд, он действительно может занять больше времени, чем один день, необходимый для других частей нашего плана. шагами в несколько дней: то есть рубль или форинт могли свободно колебаться и конвертироваться по рыночному обменному курсу в другие валюты.

По-прежнему крайне важно вырвать из рук национального правительства власть по созданию денег; возможный способ сделать это и второй переходный шаг — сделать рубль конвертируемым в более твердую валюту, такую ​​как доллар, по некоторому фиксированному курсу. В ожидании возврата к чистому золотому стандарту и ликвидации центрального банка было бы также важно обуздать власть правительства по созданию денег, навсегда заморозив всю деятельность центрального банка, включая операции на открытом рынке, кредиты и выпуск банкнот. Едва ли нужно добавлять, что закон или указ, ограничивающий или замораживающий само правительство, является , а не акт вмешательства в экономику или общество. Наоборот.

Точно так же, как черные рынки и все частные рынки будут освобождены, частные кредитные учреждения для кредитования сбережений или направления сбережений других получат свободу для развития.

Уволить бюрократию

У читателя мог возникнуть вопрос: если налоги должны быть резко снижены, а правительство лишено права печатать или создавать деньги, то как правительство собирается финансировать свои расходы? и операции?

Ответ таков: в этом нет необходимости, потому что правительству почти ничего не останется. (Это будет объяснено ниже при обсуждении приватизации.)

Социалистическая экономика является командной экономикой, укомплектованной и управляемой гигантской бюрократией. Эта бюрократия будет немедленно уволена, а ее члены, наконец, получат свободу, чтобы найти производительную работу и развить любые производственные способности, которые у них могут быть, в быстро расширяющемся и процветающем частном секторе.

Это подводит нас к увлекательной проблеме, которая, долго покоившаяся в сердцах и умах угнетенных подданных социализма, теперь неожиданно превратилась в острую политическую проблему. Что делать с верхушкой коммунистической партии, с номенклатурой , с огромным аппаратом когда-то всемогущей охранки? Должна ли, наконец, справедливость восторжествовать над ними серией судебных процессов над государственными преступлениями, за которыми последует надлежащее и достойное наказание? Или прошлое должно быть в прошлом, объявить всеобщую амнистию и нанять бывших чекистов в качестве частных охранников или детективов? Я признаю амбивалентность в этом вопросе, взвешивая конкурирующие требования справедливости и социального мира. К счастью, решение можно оставить за народами бывшего Советского Союза и Восточной Европы. Мало что может сказать экономист, даже экономист свободного рынка, для решения этой проблемы.

Приватизация или отмена государственных операций

Это подводит нас к последнему, но вряд ли наименее важному пункту предлагаемой нами платформы десоциализации: приватизации государственных операций. Поскольку теоретически все, а на практике большая часть производства в социалистических странах находилась в руках государства, самым важным желанием, решающим путем к созданию системы частной собственности и свободного рынка должна быть приватизация государственных операций.

Но просто сказать «приватизировать» недостаточно. Во-первых, есть много государственных операций, особенно в социалистических государствах, которые мы хотим не приватизировать, а полностью упразднить. Например, мы, как либертарианцы и десоциализаторы, не хотели бы приватизировать концлагеря, ГУЛАГ или КГБ. Не дай Бог, чтобы у нас когда-либо было эффективное  снабжение «служб» концлагерей или тайной полиции!

«Мы, как либертарианцы и десоциализаторы, не хотели бы приватизировать концлагеря, ГУЛАГ или КГБ».

Вот что нужно подчеркнуть. Основное предположение анализа национального дохода и ВНП заключается в том, что все государственные операции продуктивны, что они вносят свой вклад в национальный продукт и общее благо. Но если мы действительно верим в свободу и частную собственность, мы должны заключить, что многие из этих операций являются вовсе не социальными «услугами», а медвежьими услугами для экономики и общества, скорее «плохими», чем «добрыми».

Это означает, что десоциализация должна включать упразднение, а не приватизацию таких операций, как (в дополнение к концлагерям и учреждениям тайной полиции) всех регулирующих комиссий, центральных банков, бюро по подоходному налогу и, конечно же, всех бюро, управляющих те функции, которые будут приватизированы. 6

Принципы приватизации

Подлинные товары и услуги должны быть приватизированы. Как это осуществить? Во-первых, частная конкуренция с прежними государственными монополиями должна быть свободной и беспрепятственной. Это узаконило бы не только черный рынок, но и всю конкуренцию с существующими государственными операциями. Но как насчет массового накопления государственных фирм и самих капитальных активов? Как их приватизировать?

Было предложено несколько возможных маршрутов, но их можно разделить на три основных типа. Один из них — эгалитарные подачки. Каждый советский или польский гражданин получает по почте в один прекрасный день аликвотную долю собственности на различные ранее принадлежавшие государству объекты. Таким образом, если сталелитейный завод XYZ находится в частной собственности, то при наличии 300 миллионов акций сталелитейной компании XYZ и 300 миллионов жителей каждый гражданин получает одну акцию, которая сразу становится передаваемой или обмениваемой по желанию. То, что эта система была бы невероятно громоздкой, очевидно. Число людей было бы слишком велико, а доли слишком малы, чтобы позволить каждому иметь долю, и были бы доли бесчисленного множества и разновидностей, которые быстро обрушились бы на головы среднего гражданина.

Большая часть этого хаоса была бы устранена по предложению министра финансов Чехии Вацлава Клауса, который предлагает каждому гражданину получить базовые сертификаты, которые можно было бы обменять на определенное количество или набор долей собственности различных компаний на рынке. Но даже в рамках плана Клауса с этим решением связаны серьезные философские проблемы. Он закрепил бы принцип государственных подачек, причем эгалитарных подачек, недостойным гражданам. Таким образом, неудачный принцип станет самой основой совершенно новой системы либертарианских прав собственности.

Было бы гораздо лучше закрепить почтенный принцип усадьбы в основе новой десоциализированной системы собственности. Или, возродив старый марксистский лозунг: «вся земля крестьянам, все фабрики рабочим!» Это установило бы основной принцип Локка, согласно которому право собственности на находящуюся в собственности собственность должно быть приобретено путем «смешивания своего труда с землей» или с другими бесхозными ресурсами.

Десоциализация — это процесс лишения правительства его существующей «собственности» или контроля и передачи его частным лицам. В некотором смысле отмена государственной собственности на активы немедленно и неявно ставит их в0014 статус без собственности  , из которого предыдущее поселение может быстро преобразовать их в частную собственность. Принцип гомстеда утверждает, что эти активы должны передаваться не широкой абстрактной публике, как в принципе подачки, а тем, кто действительно работал с этими ресурсами: то есть их соответствующим рабочим, крестьянам и менеджерам. Конечно, эти права должны быть действительно  частными ; то есть земля достается отдельным крестьянам, а средства производства или фабрики достаются рабочим в виде частных оборотных паев. Право собственности не должно предоставляться коллективам, кооперативам, рабочим или крестьянам в целом, что только вернет беды социализма в децентрализованной и хаотической синдикалистской форме.

Само собой разумеется, что эти доли собственности, чтобы быть действительно частной собственностью, должны быть переданы и обменены по желанию их владельцев. Многие текущие планы в социалистических странах предусматривают «акции», которые должны принадлежать рабочему или крестьянину и в течение нескольких лет могут быть проданы только обратно правительству. Это явно нарушает саму суть десоциализации. Другие предлагаемые планы налагают серьезные ограничения на передачу права собственности иностранцам. Опять же, настоящая приватизация требует полной частной собственности, включая продажу иностранцам.

Кроме того, нет ничего плохого в том, чтобы «продать страну» иностранцам. На самом деле, чем больше иностранцы покупают «страну», тем лучше, ибо это означало бы быстрое вливание иностранного капитала, а, следовательно, более быстрое процветание и экономический рост обедневшего социалистического блока.

Сразу же возникает проблема с долей рабочих на заводах, проблема, близкая к вопросу, что делать с коммунистическими кадрами и КГБ: должны ли управляющие номенклатура  разрезать на доли собственности?

Консультируя Советы в своем выступлении в Москве в начале 1990-х годов, экономист Пол Крейг Робертс заметил, что советские люди могут либо перерезать глотки номенклатуре , либо разделить их по долям собственности; ради социального спокойствия и плавного перехода к свободной экономике он рекомендовал последнее. Как я уже писал выше, я бы не стал так быстро препятствовать требованиям правосудия; но я хотел бы еще раз указать на третий возможный путь: не делать ни того, ни другого и дать возможность номенклатуре найти продуктивную работу в частном секторе. Философский предмет спора заключается в том, в какой степени деятельность менеджеров в старой советской экономике была продуктивной и, следовательно, участвовала в приусадебном труде, и в какой степени она была уродливой и контрпродуктивной и, следовательно, заслуживала наказания. нет ничего лучше, чем резкое увольнение.7

Третий часто предлагаемый способ приватизации заслуживает немедленного отказа: правительство продает все свои активы населению на аукционе тому, кто предложит самую высокую цену. Серьезный недостаток такого подхода заключается в том, что, поскольку правительство владеет практически всеми активами, откуда общественность может взять деньги на их покупку, кроме как по очень низкой цене, равносильной бесплатному распределению?

Но недостаточно подчеркнут другой, еще более важный недостаток: почему государство заслуживает того, чтобы владеть доходом от продажи этих активов? Ведь одна из главных причин десоциализации заключается в том, что правительство не заслуживает владения производственными активами страны. Но если оно не заслуживает владения активами, то с какой стати оно заслуживает владения их денежной стоимостью? И мы даже не рассматриваем вопрос: что государство должно делать со средствами после их получения?8

Нельзя пренебрегать четвертым принципом приватизации; действительно, это должно иметь приоритет. К сожалению, по природе дела этот четвертый путь не может быть превращен в общий принцип. Это означало бы, что правительство вернет все украденное, конфискованное имущество его первоначальным владельцам или их наследникам. Хотя это можно сделать для многих земельных участков, закрепленных за земельной площадью, или для отдельных драгоценностей, в большинстве случаев, особенно капитальных товаров, нет идентифицируемых первоначальных владельцев, которым можно было бы вернуть собственность9.По сути дела, найти первоначальных землевладельцев в Восточной Европе легче, чем в Советском Союзе, поскольку с момента первоначальной кражи прошло гораздо меньше времени. В случае средств производства, построенных государством, нет владельцев, которых можно было бы идентифицировать. Причина, по которой этот принцип должен иметь приоритет везде, где он применяется, заключается в том, что права собственности подразумевают, прежде всего, возвращение украденного имущества первоначальным владельцам. Или, другими словами, актив становится философски бесхозным и, следовательно, доступным для приусадебного участка только в том случае, если первоначальный владелец, если таковой существовал, не может быть найден.

Остается одна мучительная проблема: насколько большими должны быть новые частные фирмы? Каждая отрасль в социалистических странах, как правило, заперта в монопольной фирме, так что, если каждая фирма будет приватизирована в фирму эквивалентного размера, размер каждой будет намного больше, чем оптимум на свободном рынке. Фундаментальная проблема, конечно, заключается в том, что ни у кого в социализированной экономике нет возможности вычислить оптимальный размер или количество фирм при свободе.

В некотором смысле, конечно, ошибки, сделанные при переходе к свободе, будут иметь тенденцию сглаживаться после того, как будет установлен свободный рынок, с тенденцией к распаду или консолидации в направлении оптимального размера и количества. С другой стороны, мы не должны делать ошибку, беспечно предполагая, что затраты или неэффективность этого процесса можно не принимать во внимание. Было бы предпочтительно максимально приблизиться к оптимуму на начальной стадии приватизации.

Возможно, каждый завод или каждая группа заводов в районе может быть первоначально приватизирована как отдельная фирма. Само собой разумеется, что очень важным аспектом свободного рынка и этого процесса оптимизации является предоставление рынку полной свободы действий: например, слияние, объединение или роспуск фирм по мере того, как это оказывается прибыльным.

Заключение

Размеры предложенного Ротбардом Плана десоциализации теперь должны быть ясны:

  1. Огромные и резкие сокращения налогов, государственной занятости и государственных расходов.

  2. Полная приватизация государственных активов: по возможности вернуть их первоначальным экспроприированным владельцам или их наследникам; в противном случае предоставление акций производительным рабочим и крестьянам, работавшим на этих активах.

  3. Соблюдение полных и надежных прав собственности для всех владельцев частной собственности. Поскольку полные права собственности подразумевают полную свободу обмена и передачи собственности, государство не должно вмешиваться в такие обмены.

  4. Лишение правительства возможности создавать новые деньги, лучше всего осуществить фундаментальную реформу, которая одновременно ликвидирует центральный банк и использует его золото для погашения его банкнот и депозитов в новой определенной единице веса золота существующих валют.

Все это можно и нужно сделать за один день, хотя денежную реформу можно провести поэтапно за несколько дней.

Мы не уточнили один момент: насколько низкими должны быть налоги, государственная занятость или расходы и насколько полной должна быть приватизация? Лучшим ответом является ответ великого Жана-Батиста Сэя, который должен быть известен многими другими вещами, помимо закона Сэя: «Лучшая схема [государственных] финансов состоит в том, чтобы тратить как можно меньше; а лучший налог всегда — это 10 Короче говоря, лучше всего то правительство, которое меньше всего тратит, облагает налогами и нанимает работников и больше всех приватизирует.

И последнее замечание: мои коллеги-либертарианцы критиковали меня за предложения такого рода, потому что они связаны с действиями правительства. Разве не непоследовательно и государственнически для либертарианца защищать какие бы то ни было действия правительства? Мне кажется это глупым аргументом. Если вор украл чье-то имущество, вряд ли можно считать оправданием «грабительского иска», выступая за то, чтобы грабитель выдал украденное и вернул его владельцам. В социалистическом государстве правительство присвоило себе практически всю собственность и власть. Десоциализация и движение к свободному обществу обязательно включает в себя передачу правительством своей собственности своим частным подданным и освобождение этих людей от сети государственного контроля. В глубоком смысле избавление от социалистической Государство требует, чтобы государство совершило последний, быстрый, славный акт самосожжения, после которого оно исчезает со сцены Это акт, которому может аплодировать любой свободолюбивый, каким бы актом правительства он ни был.

Добавить комментарий