что это в психологии, причины, примеры
Содержание:
- Что такое социализация
- Что такое десоциализация
-
Причины десоциализации
- Изоляция
- Длительная болезнь
- Психическое расстройство
- Использование современных технологий, развлечения
-
Характерные признаки
- Отстранение от старых норм
- Отказ от привычных правил поведения
- Потеря социального опыта
- Отстранение от конкретной общественной группы
- Примеры десоциализации в настоящие дни
Содержание
- Что такое социализация
- Что такое десоциализация
-
Причины десоциализации
- Изоляция
- Длительная болезнь
- Психическое расстройство
- Использование современных технологий, развлечения
-
Характерные признаки
- Отстранение от старых норм
- Отказ от привычных правил поведения
- Потеря социального опыта
- Отстранение от конкретной общественной группы
- Примеры десоциализации в настоящие дни
Что такое социализация
Социализация — процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.
В силу определенных психических расстройств социализация подменяется десоциализацией. Если вовремя не принять нужные меры, это может стать угрозой для общества.
Нормы морали и поведения, а также ценностные ориентиры формируются у субъектов в два этапа:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
- Первичный этап формирования происходит в раннем детстве. Речь идет о воспитании в кругу семьи. Если в это время была сформирована устойчивая психика и правильные ценностные ориентиры, то в подростковом возрасте попасть в дурную компанию шансов мало.
- Вторичным этапом считается взаимодействие с друзьями, коллегами по работе.
Поскольку практически в каждой семье сущность процесса воспитания происходит по своим нравственно-моральным нормам, то важное место в обществе отводится таким социальным институтам, как школы и детские сады.
Что такое десоциализация
Десоциализация — это процесс отрицания субъектом общепринятых норм, что проявляется в поведении, основанном на противоречии. Десоциализация может появиться на начальной стадии знакомства субъекта с обществом в результате неправильного воспитания. А может иметь и приобретенный характер. Это проявляется в утрате социального опыта.
Чем старше человек, тем менее опасной может быть десоциализация. Это объясняется тем, что основные нормы морали и поведения в подсознании закреплены достаточно хорошо. Чего не скажешь о подрастающем поколении. Именно из-за еще не сформированной психики процесс десоциализации может полностью подменить социализацию. В отдельных случаях это становится угрозой для всего общества. Речь идет о маньяках и убийцах, поведение которых в большинстве случаев обусловлено детской психологической травмой, ставшей причиной десоциализации.
Десоцализация в зрелом возрасте носит поверхностный характер. Проявляется это в незначительном абстрагировании субъекта от отдельных социальных институтов или в незначительные изменения в поведении и настроении.
Причины десоциализации
Причины десоциализации могут быть разными, от временной изоляции до психологических расстройств. От них же зависит и форма проявления отрицания общепринятых норм поведения.
Изоляция
Десоциализация, полученная вследствие изоляции, зависит от того, где и по каким причинам проходила изоляция. Если причиной изоляции был не особо продолжительный карантин, то после его завершения субъект, попав в общество, не будет испытывать особых сложностей. Сказываться будет только режим дня.
Если же причиной послужило заключение в места не столь отдаленные, то субъекту необходимо будет постараться, чтобы вернуться в колею нормальной жизни. Здесь ключевую роль играют внутренние качества субъекта, его воспитание. При правильно сформированной самооценке и при должном воспитании субъект не потеряет привитых ему положительных навыков. Аморальные нормы поведения субъектом скопированы не будут.
Длительная болезнь
Продолжительная болезнь также может стать причиной десоциализаци. Если во время длительной болезни кардинально менялись привычки и распорядок дня, то субъект будет испытывать сложности, связанные со вступлением в привычный образ жизни.
В случаях с болезнями, которые не относятся к ряду типичных, субъект может стать изгоем в обществе. Речь идет о ВИЧ инфицированных или о субъектах, столкнувшихся с туберкулезом. При отсутствии стойкости характера и поддержки со стороны близких субъект может замкнуться и впасть в глубокую депрессию.
Психическое расстройство
Одной из самых опасных причин десоциализации считается психическое расстройство. При подобном недуге субъект не контролирует свои поступки и эмоции.
Использование современных технологий, развлечения
Полное погружение в виртуальный мир становится причиной глубокой десоциализации. Это, как в случае с психическим расстройством, также считается серьезной проблемой. Как правило, в виртуальный мир погружаются подростки, которые имеют неустойчивую психику. Вывести их из этого состояния достаточно сложно, поскольку в подсознание, кроме законов компьютерной виртуальности, ничего не заложено.
Десоциализация может быть поверхностной, а может быть и глубокой. При поверхностной десоциализации поведение субъекта не меняется кардинально. Во время глубокой десоциализации поведение субъектов меняется до неузнаваемости. В это время происходит разложение нравственно-моральных норм. Они становятся абстрагированы от реальности и погружаются в свой мир. Причины такого поведения могут быть разными.
Характерные признаки
Признаки десоциализации в легкой форме могут заметить только близкие люди. Это проявляется в смене привычного образа жизни: перепадах настроения, в нежелании выполнять то, что некогда доставляло удовольствие.
Подобные перемены носят только отрицательный характер. Здесь важно не перепутать десоциализацию со сменой приоритетов, вызванной изменением мировоззрения. При смене мировоззрения одни ценности меняются на другие. Во время десоциализации развивается апатия. Этот процесс развивается постепенно. Если меры не будут приняты вовремя, то легкая форма может перейти в глубокую.
Отстранение от старых норм
Основной признак глубокой десоциализации — это ярко демонстрируемое отстранение от старых норм поведения и ценностей. Если подросток никогда не грубил взрослым, а его внешний вид всегда вызывал умиление аккуратностью и опрятностью, а с некоторых пор взрослые — не авторитет и внешний облик изменился до неузнаваемости, то это говорит о смене норм и ценностей.
Отказ от привычных правил поведения
Если раньше школьница училась на «4» и «5» и поздно никогда не возвращалась, а с некоторых пор дневник пестрит двойками и раньше полуночи девушка домой не возвращается, то стоит начинать бить тревогу. Это первый признак глубокого отторжения общественных правил и норм поведения.
Потеря социального опыта
В отдельных случаях особо глубокая десоциализация проявляется в потере социального опыта. Это когда школьники или студенты полностью прекращают посещать учебные заведения. Потеря социального опыта присуща и взрослым. Проявляется это в нежелании устраиваться на работу или посещать ее. Вместо этого время проводится исключительно за развлечениями. Такой образ жизни ведет к деградации личности.
Отстранение от конкретной общественной группы
Отстранение от конкретной общественной группы обусловлено особенностями коллектива и отстранившейся личности. Речь идет о случаях, когда морально-нравственные нормы поведения отдельного индивида противоречат морально-нравственным нормам общественной группы. Отстранившегося в коллективе считают изгоем.
Примеры десоциализации в настоящие дни
В наше время отсутствуют общественные организации, как, например, пионерия во времена СССР или трудовые коллективы, которые могли повлиять на поведение индивида в обществе. Это стало причиной распространения десоциализации, как в среде подростков, так и в среде взрослых.
Среди подростков широко распространено погружение в виртуальный мир. С этим связана подмена ценностей: стремление к наживе, к физической силе. При этом формируется потребность заполучить все и сразу.
Люди более взрослого возраста, столкнувшись с виртуальностью, забывают о своих прямых обязанностях: быть в семье кормильцем и образцом для подрастающих детей.
Широко распространены в наши дни и наркомания и алкоголизм, что обусловлено свободой выбора: полки магазинов пестрят различными товарами, снимающими стресс. Но эти продукты вызывают привыкание и делают потребителя своим заложником.
С точки зрения психологии каждый индивид подвержен усвоению процесса ресоциализации. Речь идет о возможности человека измениться в лучшую сторону.
Насколько полезной была для вас статья?
Рейтинг: 3.50 (Голосов: 6)
Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»
Поиск по содержимому
что это такое в психологии, примеры
Главная » Семья » Психология личности
Опубликовано:
Десоциализация и ресоциализация – взаимосвязанные понятия, которые определяют статус индивида в социуме. Десоциализация рассматривается как утрата качеств, которые представляют общественную значимость, потеря позитивных социальных контактов. Ресоциализация предполагает возобновление утраченной социализации, восстановление коммуникативных связей и свойств, которые обуславливают активное позитивное взаимодействие с другими членами социума.
Содержание
- Определение в психологии
- Примеры
- Методы ресоциализации
Определение в психологии
Социализация – процесс овладения нормами поведения, усвоения культурных ценностей, социальных ролей, установок и стереотипов, которые приняты в обществе. В ходе социализации индивид адаптируется к условиям внешней среды, перенимает убеждения, умения, одобряемые в обществе. Человек усваивает коллективный опыт, накопленный обществом, и определяет свою жизненную позицию.
В этот период формируются взгляды, мировоззрение, избирательно выбираются стереотипные поведенческие модели и установки, которые соответствуют собственным ценностям и ориентирам личности. На становление личностных свойств человека влияют нормы морали и убеждения, принимаемые и культивируемые в социуме. Социализация протекает в несколько этапов:
- От рождения до подросткового возраста. Характеризуется отсутствием критического анализа, подражательными моделями поведения.
- Подростковый возраст. Желание выделяться трансформируется в индивидуальность личности. Критическое отношение к социальным нормам и правилам лежит в основе формирования комплекса собственных взглядов и убеждений.
- Период взрослой жизни. Характеризуется стремлением найти свое место в обществе, влиться в его иерархическую структуру.
Формирование личности сопровождается интеграцией индивида в социум или отторжением от общества в силу несогласия с социальными законами и стандартами. Асоциальность – это социальное безразличие, отсутствие мотивов к взаимодействию с другими людьми, что отражается на поведении индивида, которое не соответствует общепринятым стандартам.
В ходе социализации происходит формирование личности под влиянием условий социальной среды, десоциализация отражает утрату приобретенных ранее навыков, ресоциализация означает улучшение адаптивных способностей и восстановление социального статуса. Без предварительной социализации невозможно возникновение состояния десоциализации и ресоциализации.
Стадию социализации проходит любая неущербная личность в ходе взаимодействия с людьми – сначала родителями и родственниками, затем друзьями, одноклассниками, коллегами. Ресоциализация личности в узком понимании предполагает социальную адаптацию лиц, утративших навыки социальной адаптации – правонарушителей, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, людей с делинквентным (антиобщественным, противоправным) поведением.
Ресоциализация в широком смысле слова– это такой процесс, который представляет собой форму социализации, что предполагает усвоение навыков, норм и ценностей, не перенятых ранее по тем или иным причинам. Эта форма социализации затрагивает людей без выраженного уклона к криминальным и антиобщественным интересам. В ряде случаев речь идет о приспособлении индивида к новым условиям жизни, об усвоении правил и убеждений, которые претерпели эволюционные изменения.
Ресоциализация – это в психологии осознанное изменение психологических установок и моделей поведения, обусловленное социальным неуспехом, например, неоправданными ожиданиями, невозможностью достичь поставленных целей. В современном мире ресоциализации не всегда предшествует этап десоциализации, примером может служить получение индивидом второго образования с целью овладения новой востребованной специальностью.
Молодые люди, оканчивая школу, нередко выбирают будущую сферу деятельности исходя из соображений престижа и популярности профессии среди сверстников. Изменение конъюнктуры на рынке труда приводит к сокращению числа представителей определенной специальности. Невостребованные молодые специалисты не могут найти работу и вынуждены менять профиль деятельности, чтобы получать доход, средства к существованию.
Умение найти мотивы для личностного роста, перестроить психологические установки, овладеть новой специальностью – это в социологии рассматривается как успешная ресоциализация личности. В ходе получения второго образования индивид приобретает новые знания, одновременно овладевает нормами, мотивами, ценностями, которые способствуют формированию обновленной жизненной стратегии.
Примеры
Примеры десоциализации личности – правонарушители, дезадаптанты (люди, утратившие способность приспосабливаться к условиям окружающей действительности). Ситуационный потенциал индивида непостоянен. В зависимости от психического, соматического состояния человека, внешних условий ситуационные возможности увеличиваются или уменьшаются.
Понижение адаптивных способностей приводит к социальной дезадаптации и десоциализации, такое явление в психологии рассматривается как несоответствие поставленных целей и достигнутых результатов, что провоцирует развитие состояния фрустрации (невозможность осуществления желаний и удовлетворения потребностей). Десоциализация личности – это в психологии несогласованность психологического и физиологического статуса индивида текущей ситуации жизнедеятельности.
Процесс десоциализации отражает нарушение взаимодействия индивида и окружающей среды. Десоциализация характеризуется антисоциальным поведением и асоциальным образом жизни, что проявляется в устойчивом нарушении правил пребывания в обществе, норм взаимоотношения с другими людьми.
Отражением социальной дезадаптации является нетипичное поведение, понижение результативности деятельности, изменение отношения к внешнему миру. Простыми словами, десоциализация показывает неблагополучие человека, неудовлетворенность своим положением, неспособность изменить психологические установки, чтобы наладить жизнь. Асоциальное поведение проявляется в разных вариантах:
- Агрессия. Поведенческие модели имитируют атаку на возникшее препятствие. Накопившаяся агрессия направляется на окружающих людей, случайные объекты, которые не имеют никакого отношения к проблеме индивида. Злоба вымещается не на истинных препятствиях, а на заместителях. Для таких людей типичны беспочвенные вспышки гнева, грубые высказывания, недовольство требованиями, которые предъявляются к членам общества и, в частности, к ним.
- Бегство от действительности. Под гнетом неприятностей происходит погружение индивида в свои переживания. Его энергия направляется на генерацию отрицательных эмоций, что приводит к «копанию» в себе, самобичеванию, развитию негативных состояний. На фоне постоянных эмоциональных волнений развиваются тревожные расстройства, депрессия. Человек винит себя в жизненных неудачах, что усугубляет неудовлетворительное психоэмоциональное состояние. Он теряет веру в себя, считает себя несостоятельным справиться с трудностями, ощущает чувство безысходности. Для таких людей характерна замкнутость, отстраненность, апатия, отсутствие желания налаживать и поддерживать общение.
- Оппозиция. Сопротивление любым попыткам воздействия, негативизм – лишенный разумных оснований протест против условий и обстоятельств жизни. Деформация сознания проявляется в отчуждении от близких людей, отстранении от действительности. Для таких людей типично изменение общепринятых социальных установок, трансформация жизненных ценностей.
Увеличение количества дезадаптированных лиц ведет к социальному напряжению. Люди, которые не вписываются в стандартные модели жизнедеятельности социума, часто представляют опасность для окружающих. Они совершают противоправные действия, проявляют агрессию к другим людям. Дезадаптация означает разрушение некогда сформировавшихся норм поведения и ценностей.
Дезадаптация или асоциализация происходит на фоне негативного взаимодействия с членами социума под влиянием факторов, усугубляющих социальные риски, например, боевых действий, экономической и политической нестабильности, смерти близкого человека, потери работы. В период асоциализации индивид усваивает антисоциальные установки, отрицательные роли, сомнительные ценности и поведенческие модели.
Методы ресоциализации
Ресоциализация – это процесс повторной интеграции в общество, восстановления утраченных социальных связей и налаживания новых позитивных контактов. Ресоциализация представляет собой возобновление утраченного опыта, восстановление социально одобряемых ориентиров и установок. Методы повторной социализации:
- Создание условий для поддержания физического и психического здоровья индивида.
- Мотивация к саморазвитию личности, поддержка инициативы в этом направлении.
- Препятствование влиянию делинквентных (антиобщественных) факторов, например, мотивация индивида к отказу от общения с криминальными элементами, от использования атрибутов криминальной субкультуры.
- Мотивация индивида к освоению профессиональных навыков.
Методы ресоциализации направлены на создание среды, в которой возможно приобретение референтных (стандартных, образцовых) ориентаций, формирование понятий и убеждений, не противоречащих общепринятым нормам. В рамках ресоциализации появляется устойчивая жизненная позиция, возникает возможность для выполнения социальных ролей. Результаты повторной социализации:
- Осознание своих потребностей и желаний.
- Определение целей и путей их достижения.
- Выявление значимых мотивов.
- Повышение адаптивных способностей.
- Практическое применение опыта в каждодневных условиях.
- Определение степени свободы своей личности, уровня притязаний, гуманности и духовности.
- Реализация творческого потенциала.
- Овладение новыми знаниями, навыками, опытом.
Возобновление социализации происходит при усвоении и добровольном следовании правилам, установленным в обществе, данный процесс носит характер личностного развития. В результате успешной повторной социализации индивид возвращается в привычную среду, налаживает жизнь, вовлекается в социальное функционирование, направляемое и корректируемое одобряемыми нормативами.
Десоциализация и ресоциализация – процессы, отражающие утрату и восстановление индивидом навыков социальной адаптации.
0 867 просмотров
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Десоциализация личности детей, подростков
Десоциализация — утрата субъектом по разным причинам социального (общественного) опыта, что находит отражение в его жизненном потенциале и возможности самореализации в общественной среде. Десоциализация в психологии — это процесс, противоположный социализации, т.е. процесс десоциализации означает утрату субъектом определенных социальных приоритетов и ценностей, правил, норм и сопровождается отчуждением субъекта от определенного коллектива или группы. . Дословно этот процесс переводится как отсутствие социализации. Десоциализация – это сознательный отказ от устоявшихся норм, ценностей, определенных социальных ролей, привычного образа жизни.
Десоциализация личности
Десоциализация в психологии представляет собой разновидность разрушения нормального хода социализации. Сегодня выделяют следующие уровни социализации: первичный и вторичный. Первичный уровень социализации возникает в сферах межличностных взаимодействий в малых группах, где первичными агентами являются родители и другие родственники, учителя, сверстники, значимые взрослые и т. д. Вторичный уровень социализации возникает при взаимодействии с большими общественными группами и социальными институтами. , где официальные агентства выступают в качестве агентов. формальные организации: администрация университетов, правительственные чиновники, армия.
Десоциализация личности — специфический процесс, при котором ранее социализированный индивид постепенно утрачивает приобретенные социальные качества.
Десоциализация может начаться в раннем возрасте, а может и во взрослом возрасте. Если такой процесс начинается уже во взрослом возрасте, то он в основном заключается в порыве личности с одной или несколькими положительными связями с обществом или государством в целом, остальные связи остаются положительными.
Основные характеристики десоциализованной личности: отстранение личности от старых норм, ценностей, правил поведения, ролей, от определенной группы, утрата социального опыта, что сказывается на самореализации в обществе.
Десоциализация может достигать различной степени выраженности, от легкой потери ориентации в социальной среде до отчуждения от своего коллектива или общества и полной потери связи с общественным окружением.
Бывает, что человек может попасть в определенные экстремальные обстоятельства, при которых десоциализация идет достаточно глубоко и разрушает морально-нравственные основы личности человека. Когда это происходит, человек становится не в состоянии полностью восстановить все утраченные ценности, нормы и роли. Это происходит в концлагерях, колониях, тюрьмах, психиатрических больницах, а иногда и с военнослужащими.
Десоциализация может наступить в случаях сужения сферы своей культурной и социальной активности. В связи с тем, что все жизненные циклы имеют тесную связь со сменой социальных ролей, получением новых статусов, отказом от привычек, дружеских контактов, окружения, изменением привычного образа жизни, субъекту в процессе жизни приходится постоянно переучиваться. . Такой процесс имеет две стадии: ресоциализацию и десоциализацию. Ресоциализация заключается в обучении новым нормам, ценностям, правилам, ролям взамен прежних. В общем смысле, когда человек узнает что-то новое, не совпадающее с его предыдущим опытом, происходит ресоциализация.
Ресоциализация и десоциализация бывают поверхностными и интенсивными, глубокими, сопровождающими нормальные жизненные циклы человека.
Причина десоциализации
Причины десоциализации самые разные: от длительной и тяжелой болезни до обычного отпуска. По мнению некоторых психологов, к этому может привести чрезмерное применение современной культуры и технологий в повседневной жизни (например, развлекательные телевизионные программы).
Важнейшую роль в процессах социализации субъектов играет воспитание и подростковая субкультура. Социальная незрелость, инфантилизм, возникающий в результате неправильного («тепличного») воспитания, нарочитого ограждения от обязанностей, стремления к достижению целей, чрезмерной опеки над подростками могут привести к десоциализации личности.
Десоциализация происходит в случаях начавшегося отчуждения личности от социальных институтов, являющихся носителями общепринятых норм морали и права, которые, в конечном счете, определяют своеобразный «рост» человеческой культуры. В таких случаях на развитие личности могут оказывать влияние различные криминальные или асоциальные субкультуры, которые имеют свои групповые нормы, ценности, носят антисоциальный характер. В этих условиях десоциализация будет выступать как социализация, но осуществляемая под влиянием негативных антисоциальных воздействий, приводящих к социальной дезадаптации, что неправомерно, формированию искаженных нормативно-ценностных представлений.
Основное десоциализирующее воздействие оказывает ближайшее окружение, демонстрирующее образцы асоциального поведения, асоциальные убеждения и ориентации.
В зависимости от того, что вызывает десоциализацию, она может иметь различные последствия для человека. Также это может быть результатом добровольного отказа от прежних ценностей. Например, уход в монастырь или проживание в глуши и т. д. В таких случаях десоциализация может духовно обогатить личность, а не привести к ее нравственной деградации. Однако чаще оно вынужденное. Его причинами могут быть различные неблагоприятные трансформации социальных обстоятельств: физические и психологические травмы, приводящие к инвалидности, неизлечимым заболеваниям, психологические стрессы, приводящие к утрате смысла жизни, ее целей и ориентиров, потеря работы, потеря бизнеса, резкое изменение политической ситуации и т. д.
Неспособность личности противостоять давлению различных социальных ситуаций, обстоятельств, условий приводит ее к иллюзорному бегству от реальности. Десоциализации также сопутствуют наркотики и алкоголь. По мере десоциализации личность утрачивает элементы культуры и образования.
Десоциализация детей
Основным направлением семейного воспитания является функция первичной социализации, так как первичная социализация более успешно и эффективно проходит в семье. Именно за счет семьи обеспечиваются связи личности с демографическими, социальными, экономическими процессами в обществе. Однако на сегодняшний день существуют семьи, не способные оказать оптимальное и благоприятное воздействие на развитие личности ребенка. Десоциализация подростков может происходить из-за неправильного семейного воспитания.
Снижение внимания со стороны общества и государства в целом к существующим проблемам в воспитании подрастающего поколения сегодня привело к совершенно неблагоприятным социальным последствиям. К таким последствиям относятся: рост подростковой наркомании и алкоголизма, внебрачные дети, раннее материнство, предшествующие половые сношения, преступность несовершеннолетних, криминализация, насилие в семье в отношении детей. Все эти последствия приводят к нарушению первичной, а затем и вторичной социализации детей. И, как следствие, у детей проявляется десоциализация подростков. Это может быть своего рода протест ребенка на условия его жизни в семье.
Различают такие типы неблагополучных семей, ведущих к десоциализации личности: аморальный, конфликтный, педагогически недееспособный и асоциальный тип.
Чем младше дети, тем сложнее им складываются условия в неблагополучных семьях, для которых характерны постоянные ссоры и конфликтные ситуации, разногласия, физическая агрессия. Все это способствует развитию чувства незащищенности и незащищенности у малышей. В семьях с преобладанием напряженной, депрессивной, тревожной атмосферы нарушается правильное развитие детей и их чувств. В результате такие дети не получают чувства любви к себе, поэтому не способны сами проявить это чувство.
Если ребенок длительное время живет в семье, в которой постоянно происходят случаи насилия, царит отчуждение, то его способность к эмпатии снижается. В дальнейшем это усложнит процесс обучения и вызовет резистентность ребенка, что приводит к нарушению его социализации.
Пролонгированное воздействие на детей нечеловеческих, неблагоприятных условий жизни вызывает негативные физические, психические изменения в детском организме, которые влекут за собой очень тяжелые последствия антиобщественной направленности. Для таких детей характерно плохое, асоциальное поведение и нарушение в развитии их личности.
Детей, растущих в неблагополучных семьях, объединяет одно — нарушение социализации (десоциализация): неспособность адаптироваться к незнакомой, чужой среде, к новым условиям, воровство, повышенная сексуальная активность, агрессивность, потеря интереса к работе и учебе , лень, потеря ценностей, морально-нравственных установок, принятых в обществе, вредные привычки, бездуховность и стремление к развитию.
М. Раттер выделил ряд обстоятельств, способствующих десоциализации детей: травма в семье, отсутствие любви в семье, развод родителей или смерть одного из них, жестокость родителей, непоследовательность или непоследовательность родители на учебе, нахождение в приюте. В процессе семейного воспитания дети усваивают как положительные, так и отрицательные образцы действий и поведения взрослых, иногда доводя их до сильного проявления. Дети постоянно сравнивают действия родителей с их словами. Ребенок не сможет пройти процесс социализации, если слова родителей не совпадают с их действиями. Такой ребенок не сможет, например, не лгать, если постоянно ловит родителей на лжи, или будет агрессивен, если постоянно наблюдает агрессию в семье.
Примеры десоциализации
Десоциализация в ее более сложном определении может означать деградацию личности. Оно наступает тогда, когда социализация субъекта начинает становиться более фрагментарной и теряет всю разносторонность и разносторонность социального процесса или становится асоциальной. Например, такое бывает, когда человек чрезмерно пристрастился к алкоголю или является наркоманом. Таких людей не волнует ничего, кроме дозы или лекарства; они готовы воровать и даже убивать, чтобы получить желаемое удовлетворение низменных потребностей. Те. процесс десоциализации — это возвращение ранее социализированного человека к его доличностной форме или утрата социально одобряемых личностных качеств.
Примером десоциализации является человек после длительного психиатрического лечения или лишения свободы. Более легким проявлением десоциализации может быть человек, вернувшийся на работу после длительного отдыха на природе.
Самым ярким примером десоциализации может быть любое совершенное преступление, ведь само преступление является нарушением основных норм и посягательством на охраняемые ценности. Совершая преступление, человек демонстрирует неприятие фундаментальных устоев и ценностей любого общества. Целью уголовного наказания является процесс ресоциализации преступников (исправления).
Десоциализация в глобальном ее проявлении может служить фактором, влияющим на снижение общего потенциала общества в целом, истребление национального самосознания. Он заключается в навязывании определенных стереотипов, например, с помощью средств массовой информации.
Однако не всегда десоциализация приводит к негативным последствиям, иногда она может быть результатом добровольного отказа от прежних смыслов и ценностей, например ухода в монастырь.
Исчезновение социального в американской социальной психологии: новое открытие социального?
- DOI: 10.1017/CBO9780511512162.012
- Идентификатор корпуса: 142655868
title={Исчезновение социального в американской социальной психологии: новое открытие социального?}, автор = {Джон Д. Гринвуд}, год = {2003} }
- Дж. Д. Гринвуд
- Опубликовано в 2003 г.
- Психология
Просмотр через Publisher
Теоретизация в социальной психологии1
- М. Дойч
Психология
- 1976
Пер Вечный кризис в социальной психологии имеет несколько граней: неустойчивое равновесие между социальным и психологическим в социальной психологии ; конфликт между абстрактным и конкретным;…
Индивидуализация социального и десоциализация индивидуального: вклад Флойда Х. Олпорта в социальную психологию
- C. Graumann
Психология
- 1986
Для большинства профессионально подготовленных, т.е. изучение…
Социальная психология с точки зрения структурно-символического интеракционизма: на пути к междисциплинарной социальной психологии*
- С. Страйкер
Психология
- 1983
Человек и ситуация: взгляды социальной психологии
- Л. Росс, Р. Нисбетт
Психология
900 83 1991
Как ситуация, в которой мы находимся, влияет на то, как мы вести себя и думать? Профессора Росс и Нисбетт красноречиво утверждают, что контекст, в котором мы находимся, существенно влияет на наше поведение в этом…
Социальная психология групп
- Дж. Тибо, Х. Келли
Психология
- 1959
Эта знаменательная теория межличностных отношений и группового функционирования утверждает, что отправной точкой для понимания социального поведения является анализ диадной взаимозависимости. Такой анализ…
Социальная психология, прошлое и настоящее: интегративная ориентация
- Дж. Джексон
Психология
- 1990
Содержание: Раннее мышление О социальных лицах. Влияния недавнего прошлого. Годы становления научной социальной психологии. Современная социальная психология: первые десятилетия. Кризис в…
Психологическое знание: социальная история и философия
- М. Куш
Психология
- 1999
Часть 1. Социальная история психологического знания: контроль Версии о психологии мышления в Германии, 1900-20 гг. Введение в Часть 1 1. Вюрцбургцы 2. Друзья и враги 3. Затворник или…
Социальная система
- Т. Парсонс
Социология
- 1951
В истории социологической теории Талкотт Парсонс занимает очень особое место. Его «Структура социального действия» (1937) была пионерской работой, оказавшей влияние на многих социологов. The…
Истории вигов и антивигов и другие курьезы социальной психологии.
Изображены попытки изобразить две параллельные смены парадигм: от «социальной» к «асоциальной» социальной психологии и от широкого теоретико-философского предмета к узкой экспериментальной науке — изменения, инициированные Флойдом Оллпортом.