Десоциализация и ресоциализация в социологии: § 5. Социализация личности. Десоциализация и ресоциализация

Асоциализация. десоциализация и ресоциализация личности

Понятие «социализация» означает сопричастность, соединение с обществом, в то время как приставка «а» в понятии «асоциализация» означает антиобщественный характер такой связи, как бы социализацию личности с противоположными знаком. Если сущность процесса социализации, рассмотренного в предыдущем параграфе, в общем и целом сводится к усвоению личностью социальных норм, ценностей, ролей, одобряемых обществом и направленных на его стабилизацию и нормальное функционирование, то термин «асоциализация» означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформации общественных связей, к дестабилизации общества.

Наряду с понятием «асоциализация» личности широко используется термин «социальная дезадаптация».

Говоря об асоциализации, нельзя не упомянуть еще о двух, связанных с данной проблемой терминах: «десоциализация» и «отставание в социализации».

Первый означает, что на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее некоторая деформация, когда она попадает под влияние (стихийное или целенаправленное) отрицательной микросреды – дворовой компании сверстников, преступной группы и т.п. В результате этого у личности происходит разрушение прежних позитивных норм и ценностей, взамен которых усваиваются новые антиобщественные нормы и ценности, образцы поведения. Таким образом, термин «десоциализация» близок по содержанию понятию «асоциализация», однако отражает несколько иную грань этого процесса в общественном контексте.

Отставание в социализации означает несвоевременное, с опозданием усвоение личностью тех позитивных норм, образцов поведения, которые предписываются обществом для каждого этапасоциализации. Этот термин кажется далеким по смыслу от понятия «асоциализации», но тем не менее он связан с ним следующим образом. Отставание в социализации, не будучи антиобщественным, все же может со временем привести (и часто приводит) к усвоению личностью негативных норм или к бездумному подчинению такой отставшей в социализации личности воле других антиобщественных элементов.

Асоциализация личности происходит в те же хронологические периоды (детство, отрочество, юность), что и социализация, в то время как десоциализация может осуществляться и в зрелом возрасте. Правда, в этом случае речь чаще идет о частичной десоциализации, когда личность порывает одну или несколько положительных связей с обществом, государством, другие же остаются позитивными. Например, человек зрелого возраста, вставший на путь хищения государственной собственности под влиянием группы скрытых преступников, одновременно может оставаться хорошим отцом семейства, быть культурным, вежливым, нормально выполнять все другие социальные роли. Об этом писал К. Маркс в одной из своих ранних работ: «Разве каждый из граждан не связан с государством тысячью жизненных нервов, и разве оно вправе разрезать все эти нервы только потому, что этот гражданин самовольно разрезал какой-нибудь один нерв? Государство должно видеть и в нарушителе лесных правил человека, живую частицу государства, в которой бьется кровь его сердца, солдата, который должен защищать Родину, свидетеля, к голосу которого должен прислушиваться суд, члена общины, исполняющего общественные функции, главу семьи, существование которой священно, и, наконец, самое главное — гражданина государства.

Государство не может легкомысленно отстранить одного из своих членов от всех этих функций, ибо государство отсекает от себя свои живые части всякий раз, когда оно делает из гражданина преступника».

На наш взгляд, это высказывание К. Маркса вместе с его широкоизвестным тезисом о том, что сущность человека в своей действительности есть совокупность всех общественных отношений, можно взять за исходную методологическую посылку как для классификации степеней асоциализации, так и для рассмотрения процесса ресоциализации личности.

Что касается классификации асоциализированных личностей, то их можно расположить на шкале, где на одном полюсе будут находиться лица, в минимальной степени асоциализированные, «порвавшие» один или два «жизненных нерва» с обществом и государством, а на другом — лица, практически разорвавшие большинство основных связей с обществом, для которых преступный образ жизни стал источником существования и естественной жизнедеятельностью.

Каков же социально-психологический механизм асоциализации (десоциализации) личности, каким образом она встает на антиобщественный путь поведения? На раннем этапе асоциализации главным является механизм подражания, когда дети или подростки неосознанно или частично осознавая перенимают у взрослых, ведущих асоциальный образ жизни, негативные образцы поведения, определенную субкультуру. При этом основным мотивом у них выступает желание быть взрослыми, получить одобрение в данной отрицательной микросреде. Последняя стимулирует закрепление таких образцов поведения и, напротив, осуждает общепринятые нормы поведения. Иначе говоря, здесь осуществляется социальный контроль за личностью, в ходе которого к ней применяются или позитивные санкции (похвала, одобрение, поддержка и т.п.) при условии «нормального» с точки зрения среды поведения данной личности, или негативные (осуждение, неодобрение, угрозы избиения и т.п.) в случае отступления от выполнения установленных в этой среде правил поведения. Например, могут быть высмеяны доброта, милосердие, трудолюбие и, наоборот, одобрены жестокость, презрение к честному труду.

Процесс асоциализации личности хотя и осуществляется в основном стихийно, неосознанно, тем не менее он, как и социализация, может проходить целенаправленно. Ведь родители и лидеры преступных группировок могут научать подростков (а в случае десоциализации — и взрослых) преступному поведению вполне осознанно, путем постепенного вовлечения в преступную деятельность, используя тот же механизм поощрений и наказаний.

Учитывая влияние более широкой социальной среды, других институтов социализации, такой «учитель» может мотивировать преступное поведение обучаемого позитивными, одобряемыми обществом ценностями, например честностью, справедливостью, заботой о ближнем, скрывая истинные мотивы.

В отношении личности, вставшей на криминальный путь поведения, общество в лице институтов социализации, органов социального контроля осуществляет ресоциализацию, т.е. процесс социального восстановления личности, усвоение ею повторно (в случае десоциализации) или впервые (в случае асоциализации или отставания в социализации) позитивных с точки зрения общества социальных норм и ценностей, образцов поведения. Приставка «ре» в понятии «ресоциализация» означает демонтаж, разрушение усвоенных личностью в процессе асоциализации (десоциализации) негативных, антиобщественных норм и ценностей и привитие ей позитивных норм и ценностей, одобряемых обществом.

Термин «ресоциализация» достаточно широко используется представителями не только социологии и социальной психологии, но и педагогами, юристами.

Так, некоторые педагоги считают, что «перевоспитание осужденных направлено на их ресоциализацию и возвращение к честной трудовой жизни на свободе» (т. е. в данном случае ресоциализация рассматривается как результат процесса перевоспитания). Юристы также используют этот термин, в частности, при исследовании вопросов уголовноисполнительной политики применительно к молодежи, отмечая большую способность к ресоциализации субъекта молодого возраста по сравнению со взрослым (здесь ресоциализация рассматривается не только как результат, но и как процесс).

Общество, социальные институты, занятые социализацией и социальным контролем, могут зафиксировать вступление личности на асоциальный путь и принять соответствующие ресоциализирующие меры. При этом задействуются те же социальные институты, которые осуществляют процесс социализации, — семья, школа, трудовые, воинские, учебные коллективы, общественные организации, профилактические структуры правоохранительных органов. Нередко посредством таких мер процесс ресоциализации личности можно осуществить без лишения свободы. Однако если асоциализация (десоциализация) осуществлялась скрытно от общества, если в деятельности названных институтов социализации допускались определенные сбои, рассогласования, и личность совершила уголовно наказуемое социально опасное деяние, то она может по приговору оказаться в местах лишения свободы. Суть этого этапа ресоциализации — в восстановлении и развитии у личности социально полезных связей с обществом, в разрушении асоциальных поведения и ролей, в усвоении, закреплении позитивных образцов поведения, социальных ценностей. В этом случае реасоциализацию осуществляют такие специальные институты, как воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних, исправительно-трудовые колонии общего, строгого и особого видов режима и тюрьмы для взрослых осужденных. Главной целью этих социальных институтов является исправление и перевоспитание осужденных, т. е. их ресоциализация.

Проблема ресоциализации связана не только с исправлением осужденных. Она выходит на проблему включения в нормальный процесс социализации осужденных и других категорий лиц: больных, наркоманов, лиц, переживших стресс во время аварий, боевых действий, природных стихийных бедствий. Поэтому в настоящее время наряду с понятием «социальная адаптация» в социальной психологии широко используется термин «социальная реабилитация». Во многом эти термины синонимичны друг другу, во всяком случае, они составляют основное содержание социальной работы. Но между ними есть и различия — прежде всего в объекте социальной работы. Социальная адаптация необходима как здоровым, так и больным людям. Что же касается социальной реабилитации, то в ней нуждаются лица, для которых характерен посттравматический синдром, в частности «афганцы», ликвидаторы чернобыльской аварии, лица, перенесшие природные стихийные бедствия, беженцы из так называемых «горячих точек», освободившиеся из мест лишения свободы, инвалиды и др. Эти лица испытывают потребность не только в социальной помощи, но и в психотерапии, психокоррекции (аутотренинге и пр.). Без снятия эмоциональной напряженности (реабилитации) невозможна социальная адаптация. В данном случае важны не только восстановление социальных функций, но и нормализация психических состояний.

На Западе опыт по социальной реабилитации накопили различные фонды, общества милосердия, церковь, Армия спасения и т. п.

Аналогичная по содержанию социальная работа развертывается и в России, о чем свидетельствует создание реабилитационных центров. Это обстоятельство обусловливает необходимость ускорения развития гуманистической психологии, ориентированной на нужды социальной практики.

Статья 15214 — Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки

Авторы

Фолиева Татьяна Александровна, кандидат философских наук, кафедра профсоюзного движения, общих и гуманитарных дисциплин, Волгоградский филиал Академии труда и социальных отношений (Россия, г. Волгоград, ул. Ким, 6, корпус «Б»), [email protected] 

Аннотация

Актуальность и цели. В отечественной теории социализации не существует обобщающих методологических работ, посвященных разработке научно-категориального поля. Можно столкнуться не только с понятием «социализация», но и с его производными: десоциализация, ресоциализация, асоциализация, ожидаемая и неожидаемая социализация и т.д. Цель работы – уточнение содержания некоторых понятий, которые можно встретить в отечественной и
зарубежной литературе.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа основных публикаций по проблеме социализации в отечественной и зарубежной теории социализации. В ходе исследования были применены категориальный, обобщающий и сравнительные методы исследования, которые позволили сопоставить содержание категорий и уточнить их значение.
Результаты. Само явление социализации при сохранении общепринятой интерпретации понятия предлагается исследовать «от человека», т.е. максимальное внимание уделять механизмам интериоризации отдельным индивидом внешнего воздействия. Выдвинуто предложение отказаться от интерпретации ресоциализации как процесса возвращения индивида к социально одобряемому поведению после организации карцерного типа. Внесены уточнения в трактовку терминов «десоциализация», «ресоциализация», «ожидаемая социализация» и др.
Выводы. Уточнение категориального аппарата теории социализации позволяет более точно моделировать интериоризацию отдельным индивидом внешнего воздействия Значимых Других. Процесс становления личности следует рассматривать как мультилинейное развитие, исследование которого возможно лишь при учете множества допущений и условий, чтобы получаемая карти- на наиболее полно соответствовала реальности.

Список литературы

1. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. – М. : Политиздат, 1967. – 384 с.
2. Мудрик, А. В. Социализация человека : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 050711 (031300) «Социальная педагогика» / А. В. Мудрик. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2006. – 303 с. – (Высшее профессиональное образование).
3. Hurrelmann, K. Sozialisation. Das Modell der produktiven Realitätsverarbeitung / K. Hurrelmann. – Weinheim : Beltz, 2012. – 312 s.
4. Modrzewski, J. Socjalizacja i uczestnictwo społeczne: studium socjopedagogiczne / Jerzy Modrzewski. – Poznan : Wydaw. Naukowe UAM, 2004. – 184 s.
5. Tillmann, K.-J. Sozialisationstheorien / K.-J. Tillmann. – Reinbek : Rowohlt, 1989. – 280 s.
6. Гидденс, Э. Социология / научн. ред. В. А. Ядов ; общ. ред. Л. С. Гурьевой и Л. Н. Иосилевича. – М. : Эдиториал УРСС, 1999. – 703 с.
7. Зеленков, П. Г. Правовое сознание в процессах социализации и десоциализации личности / П. Г. Зеленков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2006. – Т. 5, № 23. – С. 37–42.
8. Арьес, Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке / Филипп Арьес ; пер.  с фр. яз. Я. Ю. Старцев. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1999. – С. 8–11.
9. Мид, М. Культура и мир детства: Избр. произведения / М. Мид ; пер. с англ. и коммент. Ю. А. Асеева ; сост., авт. послесл. и отв. ред. И. С. Кон. – М.: Наука, 1988. – С. 91–95.
10. Блок, М. Апология истории, или Ремесло историка / Марк Блок ; пер. Е. М. Лысенко ; примеч. и ст. А. Я. Гуревича ; АН СССР. – 2-е изд., доп. – М. : Наука, 1986.
11. Шюц, А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / А. Шюц ; пер. с нем. и англ. – М. : Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2004. – 1056 с. – (Книга света).
12. Schank, R. Scripts, plans, goals, and understanding: an inquiry into human knowledge structures / Roger C. Schank, Robert P. Abelson. – Hillsdale, N. J. : L. Erlbaum Associates ; New York, 1977. – 284 p.
13. Андреева, Г. М. Психология социального познания : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2000. – 288 с.
14. Борисова, О. А. Конструирование идентичности в гендерном дискурсе // Вестник удмуртского университета. – 2006. – № 3. – С. 147–154.
15. Беттельгейм, Б. Индивидуальное и массовое поведение в крайних ситуациях (1943) / Бруно Беттельгейм // Дружба народов. – 1992. – № 11/12. – С. 101–116.
16. Goffman, E. The characteristics of total insitutions / E. Goffman // A sociological reader on complex organizations / еd. by A. Etzioni, E. Lehman. – The 3-rd ed. – Holt : Rinehart and Winston, 1980.
17. Бафанов, А. П. Десоциализация личности в трудовом процессе // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер. «Социальные науки». – 2012. – № 3. – С. 16–19.
18. Черняева, Т. Н. К вопросу о месте и роли опыта в процессе социализации / Т. Н. Черняева // Вопросы современной науки и практики. – 2008. – Т. 1, № 3 (13). – С. 68–75.
19. Ковалева, А. И. Десоциализация / А. И. Ковалева // Знание. Понимание. Умение. – 2006. – № 1. – С. 184.
20. Ромм, Т. А. Социальное воспитание в постиндустриальную эпоху / Т. А. Ромм // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. IV. Педагогика. Психология. – 2009. – Вып. 3 (14). – С. 17–26.
21. Му дрик, А. В. Диссоциальное воспитание в контркультурных организациях //
Проблемы современного образования. – 2011. – № 4. – С. 16–21.
22. Мертон, Р. К. Социальная теория и социальная структура / Роберт Мертон ; пер. с англ. Е. Н. Егоровой и др. – М. : АСТ: Хранитель, 2006. – 873 с. – (Социология).
23. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина ; Научно-исследовательский ин-т общ. и пед. психологии Академии педагогических наук СССР. – М. : Педагогика, 1986. – 143 с.
24. Тригер, Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р. Д. Тригер. – М. ; СПб., 2008. – 190 с. – (Детскому психологу).

Чтение: Ресоциализация | Социология |

Модуль 3: Социализация и взаимодействие

Ресоциализация

В процессе ресоциализации старые модели поведения, которые были полезны в предыдущей роли, удаляются, поскольку они больше не используются. Ресоциализация необходима, когда человек переходит в центр ухода за престарелыми, попадает в школу-интернат или отбывает срок в тюрьме. В новых условиях старые правила больше не действуют. Процесс ресоциализации, как правило, более напряженный, чем обычная социализация, потому что люди должны отучиться от поведения, которое стало для них привычным.

Чаще всего ресоциализация происходит в тотальном учреждении, где люди изолированы от общества и вынуждены следовать чужим правилам. Корабль в море — это тотальное учреждение, как и религиозные монастыри, тюрьмы или некоторые культовые организации. Это места, отрезанные от большого общества. 6,9 миллиона американцев, которые жили в тюрьмах и пенитенциарных учреждениях в конце 2012 года, также являются членами этого типа учреждений (Министерство юстиции США, 2012). В качестве другого примера, каждый вид вооруженных сил является целостным институтом.

Многие люди ресоциализируются в учреждение посредством процесса, состоящего из двух частей. Во-первых, члены, поступающие в учреждение, должны отказаться от своей старой личности посредством так называемой церемонии деградации . На церемонии деградации новые члены теряют аспекты своей старой идентичности и получают новую идентичность. Процесс иногда щадящий. Чтобы попасть в дом престарелых, пожилой человек часто должен покинуть семейный дом и отказаться от многих вещей, которые были частью его или ее давней идентичности. Хотя опекуны сострадательно направляют пожилых людей, этот процесс все же может сопровождаться потерей. Во многих культах этот процесс также мягкий и происходит в обстановке поддержки и заботы.

В других ситуациях церемония деградации может быть более экстремальной. Новые заключенные теряют свободу, права (включая право на неприкосновенность частной жизни) и личные вещи. При поступлении в армию солдатам коротко стригут волосы. Их старая одежда снята, и они носят соответствующую форму. Эти люди должны отказаться от любых маркеров своей прежней идентичности, чтобы ресоциализироваться в идентичность «солдата».

Во время базовой подготовки военнослужащие ВВС учат ходить, двигаться и выглядеть как друг друга. (Фото любезно предоставлено старшим сержантом Дезире Н. Паласиос, ВВС США/Wikimedia Commons)

После того, как новые члены учреждения лишены своей старой идентичности, они создают новое, соответствующее новому обществу. В армии солдаты вместе проходят базовую подготовку, изучая новые правила и сближаясь друг с другом. Они следуют структурированному графику, установленному их лидерами. Солдаты должны содержать свои территории в чистоте для проверки, учиться маршировать в правильном строю и отдавать честь в присутствии начальства.

Чтобы научиться справляться с жизнью после пребывания в тотальном учреждении, требуется еще один процесс ресоциализации. В армии США солдаты учатся дисциплине и трудолюбию. Они откладывают личные цели для выполнения миссии и гордятся достижениями своих подразделений. Многие солдаты, покидающие армию, используют эти навыки в блестящей карьере. Другие после ухода теряются, не зная, что делать с внешним миром и что делать дальше. Процесс ресоциализации к гражданской жизни непрост.

Дальнейшие исследования

Бездомность — повсеместная проблема ветеранов. Многие солдаты уходят из армии или возвращаются с войны и с трудом ресоциализируются в гражданскую жизнь. Узнайте больше об этой проблеме здесь.

Подумай об этом

Как вы думаете, требуется ли для ресоциализации тотальный институт? Почему или почему нет? Можете ли вы придумать какие-либо другие способы ресоциализации человека?

Показать глоссарий

ресоциализация:
процесс, при котором старые модели поведения удаляются, а на их место усваиваются новые

Самопроверка: Социализация

Вы добьетесь большего успеха в самопроверке, если выполните пять чтений в этом разделе.

Лицензии и атрибуты

Контент по лицензии CC, совместно используемый ранее
  • Введение в социологию 2e. Автор : OpenStax CNX. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/introduction-sociology-2e/pages/1-introduction-to-sociology. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Скачать бесплатно на http://cnx.org/contents/[email protected]

Предыдущая

Следующая

2.5 Ресоциализация и тотальные институты – Введение в исследования разнообразия

 

Цели обучения

  1. Обсудите, что подразумевается под ресоциализацией.
  2. Перечислите любые две характеристики учреждения в целом.

Некоторые люди живут в условиях, когда их жизнь настолько контролируется, что их ценности и убеждения резко меняются. Это изменение настолько резкое, что эти люди фактически ресоциализируются. Такая ресоциализация происходит в том, что Эрвинг Гоффман (1961) называется тотальными институтами. Как следует из их названия, эти учреждения полностью контролируют жизнь людей, которые в них живут.

Учебный лагерь является примером тотальной организации.

Существует несколько типов тотальных учреждений: психиатрические лечебницы, нацистские концлагеря, военные учебные лагеря, монастыри и монастыри. Некоторые ученые также сказали бы, что уголовные тюрьмы являются тотальными учреждениями, поскольку они демонстрируют некоторые из тех же процессов, что и в других типах. Как следует из этого списка, тотальные институты можно использовать в хороших или плохих целях, как и ресоциализацию.

Независимо от того, говорим ли мы о тотальных институтах, хороших или плохих, все они разделяют определенные процессы и процедуры, которые делают их тотальными институтами. Наиболее важной характеристикой является то, что они полностью контролируют жизнь своих сокамерников, пациентов или как бы там ни назывались живущие в них люди. Эти жители, если использовать общий термин, не имеют свободы или автономии. Им говорят, что и когда делать, а наказание за нарушение правил может быть весьма суровым. В нацистских концлагерях наказанием были пытки или смерть; в религиозных монастырях это может быть изгнание; в учебном лагере это может быть военный трибунал; в психиатрических лечебницах это может быть одиночное заключение в смирительной рубашке.

Во-вторых, тотальные институты лишают своих резидентов идентичности, чтобы ослабить их самоидентификацию и обеспечить соответствие правилам институтов. Их жители обычно носят униформу, часто бреют головы и, в зависимости от учреждения, могут быть известны под номером или новым именем. Эти процедуры делают всех более похожими друг на друга, чем в противном случае, и помогают ослабить самоидентификацию жителей. Будут ли эти результаты хорошими или плохими, опять же зависит от того, какой институт в целом мы имеем в виду.

В-третьих, тотальные учреждения подвергают своих подопечных жестокому обращению и, нередко, злоупотреблениям, хотя характер этого злоупотребления и имеет ли место оно вообще, очевидно, зависит от того, какое тотальное учреждение мы имеем в виду. Нацисты морили узников концлагерей голодом, пытали их, раздевали догола, проводили над ними отвратительные эксперименты и, конечно же, истребили миллионы (Gigliotti & Lang, 2005). Литература о психиатрических лечебницах полна примеров жестокого обращения с проживающими там пациентами (Гоффман, 1961). Сержанты-инструкторы также известны своим суровым обращением с новобранцами: некоторые наблюдатели считают эту практику необходимой для военной дисциплины и готовности, в то время как другие считают ее неоправданным злоупотреблением.

Ресоциализация часто сопровождается церемонией унижения , столкновением, в ходе которого унижается весь житель учреждения, часто на глазах у других обитателей или должностных лиц учреждения (Goffman, 1961). Сержант-инструктор может назвать физически неподготовленного новобранца-мужчину «девушкой» или «леди» и подвергнуть сомнению его мужественность перед другими новобранцами. В психиатрической больнице или тюрьме заключенного могут раздеть догола и проверить его интимные зоны на наличие вшей и других паразитов. Бритье головы новобранцам или заключенным в тюрьмах — еще один пример церемонии унижения.

Ресоциализация также происходит в группах, не находящихся в институциональных условиях. Анонимные Алкоголики — одна из таких групп, поскольку они пытаются изменить систему ценностей алкоголиков, заставляя их усвоить несколько принципов того, как жить. Цель здесь, конечно, состоит в том, чтобы алкоголик бросил пить и продолжал воздерживаться от употребления алкоголя (Davis & Jansen, 1998). Некоторые религиозные культы также ресоциализируют своих членов и продолжают вызывать много споров в современном обществе (Cowan & Bromley, 2008).

Key Takeaways

  • Ресоциализация включает далеко идущие изменения в ценностях, убеждениях и поведении человека.
  • Учреждения Total полностью контролируют жизнь своих обитателей. Обычно они пытаются уничтожить индивидуальность своих жителей и часто подвергают их жестокому обращению.

Коуэн, Д.Э., и Бромли, Д.Г. (2008). Культы и новые религии: Краткая история . Молден, Массачусетс: Блэквелл.

Дэвис, Д. Р., и Янсен, Г. Г. (1998). Значение Анонимных Алкоголиков для социальных работников: мифы, метафоры и реальность. Социальная служба, 43, 169–182.

Джильотти, С., и Ланг, Б. (ред.). (2005). Холокост: Читатель . Молден, Массачусетс: Блэквелл.

Гоффман, Э. (1961). Приюты: Очерки социального положения душевнобольных и других заключенных . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Anchor Books.

Социология: понимание и изменение социального мира является адаптацией произведения, созданного и распространяемого по лицензии Creative Commons (CC BY-NC-SA) в 2010 году издателем, который потребовал, чтобы он и первоначальный автор не получали указание авторства.

Эта адаптированная глава подготовлена ​​Техническим колледжем Северо-Восточного Висконсина. Эта адаптация существенно не изменила и не обновила исходный текст 2010 г., за исключением изменения нумерации.

Добавить комментарий