Читать онлайн «Родители и дети. Психология взаимоотношений» – Литрес
Предисловие
Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации воспитательной практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития.
Первые экспериментальные исследования в области детско-родительских отношений были начаты в 1899 году, когда Сирс в сотрудничестве с Холлом разработали опросник, выявляющий мнения родителей о наказании детей. В 30-е годы ХХ века отмечается быстрый рост исследований родительских установок. На сегодня в зарубежной психологии опубликовано более 800 исследований на тему детско-родительских отношений. В отечественной психологии статистика более скромная, поэтому российский читатель испытывает определенный дефицит информации по данной проблеме. Предлагаемая книга «Психология взаимоотношений родителей и детей» призвана в какой-то мере восполнить этот дефицит.
В книге отражены различные аспекты психологии детско-родительских отношений. В первой части рассматривается природа родительского отношения, подходы к его исследованию, раскрываются основные структурные компоненты и детерминанты родительского отношения. Вторая часть посвящена генезису родительского отношения от пренатального периода до подросткового периода. В третьей части рассматриваются возможные влияния родительского отношения на личностное и когнитивное развитие ребенка, а также на возникновение нарушений психического развития.
Над книгой работал коллектив в составе: М. В. Быкова – младший научный сотрудник лаборатории «Теоретические и экспериментальные проблемы психологии развития» ПИ РАО; С. Ю. Мещерякова. – кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории «Психология дошкольного возраста» ПИ РАО; И. А. Лужецкая – ассистент кафедры общей и возрастной психологии Орловского университета; О. В. Максименко – аспирант кафедры общей и возрастной психологии Орловского университета; Е. А. Савина – доктор психологических наук, доцент кафедры общей и возрастной психологии Орловского государственного университета; Е. О. Смирнова – доктор психологических наук, профессор, зав. лабораторией «Психология дошкольного возраста» ПИ РАО; О. Н. Павлова, психолог д/с № 68, г. Орла, Г. Г. Филиппова – доктор психологических наук; О. Б. Чарова – аспирант кафедры общей и возрастной психологии Орловского университета; Э. Г. Эйдемиллер – доктор медицинских наук, профессор, зав. курсом детско-подростковой психотерапии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования. Авторы надеются, что данная книга окажется нужной и полезной для психологов и представителей смежных профессий, которые работают в области детско-родительских отношений.
Е. А. Савина, Е. О. Смирнова
Часть первая
Детско-родительские отношения: основные понятия и подходы
1. Родительские представления и установки
[1]1.
1. Определение понятийТермин «родительские представления» является чрезвычайно широким и включает целый ряд разнообразных понятий, таких, как установки, ценности, восприятия ребенка и самих родителей, представления и ожидания, связанные с развитием ребенка.
Родительские представления включают оценку того, что ребенок может или не может делать, знание о процессах его когнитивного и социального развития, роли родителей в жизни детей, целях обучения ребенка, предпочитаемых способах его дисциплинирования. Родительские представления оказывают большое влияние на родителей и детей, являясь источником воспитательных стратегий. Они обеспечивают родителей средствами для защиты их собственной самооценки, создавая некие стандарты и эталоны, в соответствии с которыми оценивается выполнение родительской роли и устанавливаются ограничения для различных аспектов родительской ответственности. На основе родительских представлений строятся причинные объяснения детского поведения.
Родительские установки можно определить как готовность родителей действовать в определенной ситуации на основе своего эмоционально-ценностного отношения к элементам данной ситуации. Установки – это стереотипные правила поведения, которые могут выражаться в практических действиях, словах, жестах и т. п. Действуя на основе своих сложившихся установок, родители как бы следуют готовым шаблонам.
Родительские представления происходят из нормативных, культурно заданных идей и ожиданий, а также из конкретной социально-психологической ситуации жизни родителей. Нет сомнения в том, что детские характеристики, такие, как пол, возраст, физическая привлекательность, и др. влияют на родительские представления. Однако такое влияние просто иллюстрирует наличие нормативных культурных представлений относительно пола, физической привлекательности ребенка и т. д. С другой стороны, исследования свидетельствуют, что родительские представления приспосабливаются к конкретному ребенку (точнее, к родительскому восприятию ребенка), если поведение ребенка отклоняется от нормы. В этом случае родители изменяют имеющиеся представления или конструируют новые.
По мере взросления ребенка родительские представления автоматизируются, стереотипизируются и становятся более доступными для актуализации. В этом смысле родительское поведение становится более прогнозируемым и лучше понимается ребенком, что уменьшает его стресс и обеспечивает ребенку некую модель для интерпретации каждодневных событий (McGillicuddy-De Lisi, 1985).
Исследования показывают, что родительские представления остаются относительно неизменными в течении достаточно длительного периода времени. В отдельных исследованиях указывается период в 3,5 года (Hock, Lindamood, 1981), в других – 8 лет (McNally, 1991).
По своему характеру родительские установки являются сложными и противоречивыми, что может быть обусловлено внешними и внутренними конфликтами родителей. Например, это может быть конфликт между собственными представлениями о воспитании ребенка и советами родственников или между собственными представлениями родителей и требованиями общества. Амбивалентные представления чаще всего встречаются в таких областях, как степень родительского вмешательства в жизнь ребенка, зависимость ребенка или его автономия, баланс потребностей членов семьи. Наиболее компетентные и эффективные родители способны изменять свое поведение в соответствии с требованиями ситуации.
Родительские представления выполняют две взаимосвязанные функции: функцию интерпретации и прагматическую функцию (Rodrigo, Triana, 1996). Так, воспринимая конкретную ситуацию взаимодействия с ребенком, родитель интерпретирует ее, опираясь на собственные представления. Например, нарушение ребенком родительских норм может рассматриваться родителем как акт непослушания или, напротив, как попытка ребенка достичь независимости и автономии.
Прагматическая функция родительских представлений состоит в том, что они помогают родителям планировать свои воспитательные действия. Обе функции – интерпретации и прагматическая – взаимосвязаны. Например, когда родитель общается с ребенком, он нуждается в умственной репрезентации эпизода общения для того, чтобы понять его. Далее он прогнозирует, какие его действия наиболее подойдут для данной ситуации. Представления являются начальной точкой для принятия решений или для того, чтобы сделать вывод о ситуации (Rodrigo, Triana, 1996).
В родительских установках принято выделять три компонента: оценочный, когнитивный и интенциональный (Ajzen, Fishbein, 1980). Оценочный компонент – это оценка родителями объекта или ситуации воспитания. Когнитивный компонент состоит в системе знаний или идей, которые рассматриваются как достоверные и используются для построения стратегии и тактики воспитания ребенка (Sigel, 1985). Наконец, поведенческий компонент родительских установок заключается в намерении или интенции вести себя определенным образом по отношению к ребенку. Другими словами, это конкретная практика воспитания ребенка.
Кроме этих трех базовых компонентов установок, выделяют еще ценности родителей, восприятие ребенка родителем и восприятие родителями самих себя. Ценности часто используются как синоним установок, они рассматриваются как некая абстрактная воспитательная цель (например, воспитать счастливого ребенка). Восприятие ребенка (например, насколько труден ребенок) связано непосредственно с реакциями на его поведение. Наконец, важным является также то, как родители воспринимают себя в своей роли и свои отношения с ребенком.
Исследования показывают, что на характер установок по отношению к ребенку влияет социально-экономический статус родителей. Матери, принадлежащие к низкому социально-экономическому классу, отличаются дисциплинарной строгостью, чувствуют себя менее ответственными за детские проблемы по сравнению с матерями, принадлежащими к среднему классу. Матери, принадлежащие к среднему классу, имеют более позитивные установки по отношению к независимости детей (Sigel, 1985). Матери, принадлежащие к рабочему классу, поощряют у детей послушание, хорошие манеры и чаще используют принуждение по отношению к собственным детям (Kohn, 1963). По мнению Коха, это связано с тем, что для рабочих профессий характерны такие ценности, как подчинение авторитетам, способность следовать инструкции. Более высокий профессиональный уровень матерей обусловливает другие ценности, такие, как саморегуляция, инициативность и креативность.
Установки относительно воспитания также связаны с удовлетворенностью браком. Матери в счастливых браках показывают большую теплоту по отношению к детям, больше поощряют детей к независимости и меньше раздражаются по поводу негативного поведения детей (Goldberg, Easterbrooks, 1984).
1.2. Подходы к изучению родительских представлений и установок
Исследование родительских представлений началось в 60–70 годы в контексте изучения закономерностей межличностного познания.
Существует четыре теоретических подхода, в рамках которых исследуются родительские представления. В первом подходе родительские представления отождествляются с каузальными атрибуциями, которые опосредуют родительское поведение. Возникновение атрибуций связано с конкретной практикой воспитания ребенка и историей жизни самого родителя. Причинное объяснение детского поведения родителями определяет конкретные воспитательные практики. Например, выявлено: если матери полагают, что ребенок способен нести ответственность за свое негативное поведение, то они выбирают более строгие дисциплинарные техники (Dix, Gruesec, 1985).
В русле информационно-процессуального подхода родительские представления рассматриваются как медиатор, фильтрующий опыт взаимодействия с ребенком и результирующий определенные родительские стратегии. Миллс и Рубин (Mills, Rubin, 1990) описали информационно-процессуальную модель родительских представлений в отношении детской социальной компетентности. Согласно этой модели, родители устанавливают задачи социализации ребенка, которые определяют их воспитательные стратегии. Такое поведение родителей называют проактивным. Когда ребенок не отвечает задачам социализации, то используются реактивные стратегии. Родительское поведение определяется оценкой личности ребенка, качеством детско-родительских отношений, а также оценкой того, какие стратегии будут наиболее эффективными. Эмоциональные ответы родителей на поведение детей опосредуют связь представлений со стратегией. Родительские реакции на детское поведение зависят от того, насколько родитель уверен в детских умениях. Авторы утверждают, что изменения в родительских представлениях зависят от увеличивающегося знания родителей о ребенке. По мере взросления ребенка матери становятся все менее заинтересованы в дополнительной информации, и их поведение чаще всего опирается на те представления, которые сформировались в первые годы жизни ребенка. Таким образом, представления остаются достаточно стабильными во времени.
Третий подход, конструктивистский, в рамках которого родительские представления рассматриваются не как медиатор между факторами окружения и родительскими стратегиями, а как начальная точка для взаимодействия родителя и ребенка. Родительские представления о ребенке понимаются по аналогии с личностными конструктами Келли, которые берут свое начало в опыте человека и служат для того, чтобы управлять поведением человека. Основная идея этого подхода состоит в том, что родители самостоятельно конструируют собственные идеи о детстве, о развитии ребенка, о сущности воспитания, хотя и используют для этого различные источники (McGillicuddy-De Lisi, 1980).
Наконец, четвертый подход, транзактный, акцентирует роль культуры как источника родительских представлений (Valsiner, 1989; Palacios, 1990). Палисиос (Palacios, 1990) выделяет традиционный, современный и парадоксальный типы родителей в зависимости от их образа жизни. Традиционный характерен для сельских жителей с низким уровнем образования, пессимистическими ожиданиями и минимальной верой в возможность повлиять на развитие ребенка. Для современного типа родителей характерны высокий образовательный ценз, вера в возможность повлиять на развитие ребенка. Современный тип родителей преобладает в городской местности. Для родителей парадоксального типа характерен средний и ниже среднего образовательный уровень, они не рассматривают себя в качестве главной фигуры в развитии ребенка, а верят, скорее, в детерминизм среды.
В транзактном подходе культура рассматривается в качестве регулирующего контекста семейной системы. Семейные ритуалы и традиции образуют семейный культурный код, который регулирует взаимодействие между членами семьи. Родительские представления рассматриваются как часть семейного кода (Sameroff, Fiese, 1992). Согласно транзактному подходу, родительские представления – достаточно статичные феномены и мало подвержены изменениям.
1.3. Виды родительских представлений
Существует несколько классификаций родительских представлений. Так, выделяют описательные и инструментальные представления. Описательные включают знание о том, как дети развиваются или как родители влияют на детей (например, «Большинство детей должно самостоятельно ходить в туалет к 15 месяцам»). Другой вид представлений – это инструментальные, то есть представления о способах, которыми родители достигают частных воспитательных целей (например, «Я считаю, что физическое наказание – лучший способ дисциплины»). Исследователи обнаружили около 5000 таких родительских идей.
Сигел (Sigel, 1985) различает глобальные представления и представления-праксис. Первые содержат знание о фактах, связанных с развитием ребенка и его воспитанием (декларативное знание), вторые содержат знание о том, как выполнять те или иные действия по отношению к ребенку (процедурное знание). Чрезвычайно важным является вопрос о связи представлений и установок с реальным поведением родителей. Однако исследование такой связи встречает определенные трудности, так как реальное родительское поведение детерминировано многими факторами, а не только представлениями или установками.
Показано, что глобальные представления или установки не обнаруживают прямой связи с поведением родителей. Реализация таких глобальных представлений в поведении опосредована конкретными установками и самим контекстом поведения. Например, родитель может иметь позитивные установки относительно физического наказания ребенка и одновременно конкретные представления о том, когда шлепать ребенка наиболее приемлемо. Вдобавок, если контекст ситуации не является подходящим для физического наказания ребенка (например, присутствие других людей), то родитель может сдерживать такое поведение.
Представления-праксис, то есть знание о том, как надо действовать, непосредственно связаны с конкретным поведением индивида. Например, родители могут считать, что когнитивное развитие ребенка – это функция его окружения (глобальное представление). Но родители также могут полагать, что лучший способ обучения ребенка – это его ободрение (представление-праксис).
Многие исследователи выделяют два типа глобальных родительских представлений: средовые и конструктивистские. Родители со средовыми представлениями считают, что главным источником влияний является окружающая среда, следовательно, ребенок должен быть защищен от плохих влияний. Детское поведение – результат родительской активности, действия ребенка должны соответствовать социальным нормам. Родительская дисциплина чрезвычайно важна, в то время как ребенок лишь пассивно моделируется в воспитании. Конструктивистски ориентированные родители считают, что развитие ребенка – результат взаимовлияний среды и собственных характеристик ребенка, что ребенок – активный агент собственных достижений, а детское поведение зависит от способа реагирования ребенка на воздействие окружающей среды. Дети должны понимать нормы, чтобы следовать им, а развитие у них самоконтроля должно быть целью родительской практики (Palacios, 1990; McGilicuddy-Delisi, 1985; Rodtrgo, Triana,1996).
Родриго и Триана (Rodrigo, Triana, 1996) описали следующие образы родителей и воспитательные цели родителей с конструктивистскими и средовыми представлениями (таблица 1).
Таблица 1.1. Образы родителей и воспитательные цели у родителей с конструктивистскими и средовыми представлениями
1.4. Качество родительских установок и позиций
А. С. Спиваковская (Спиваковская, 1988) вводит понятие «родительская позиция», понимая под этим совокупность родительских установок. Родительская позиция – это целостное образование, реальная направленность воспитательной деятельности родителей, возникающая под влиянием мотивов воспитания. То, какая именно родительская позиция реализуется во взаимодействии с ребенком, зависит прежде всего от соотношений между осознаваемыми и неосознаваемыми мотивационными тенденциями. Родительские позиции как совокупность установок родителей во взаимодействии с ребенком существуют в трех планах: эмоциональном, когнитивном и поведенческом.
А. С. Спиваковская считает, что родительская позиция обладает качествами адекватности, динамичности и прогностичности.
Адекватная позиция– это наиболее близкая к объективной оценка психических и характерологических особенностей ребенка и построение воспитания на основе такой оценки. При неадекватной позиции родители как бы не видят своего ребенка, воспринимают его искаженно, не различают его реальных и приписываемых ему качеств. Распространены ошибочные оценки умственного развития, переоценка способностей и указание на мнимое отставание в интеллектуальном развитии, недооценка эмоциональных переживаний детей, игнорирование реальных и закономерных трудностей ребенка при подчеркивании странностей его поведения. Иногда неадекватное родительское поведение приобретает характер тотального неприятия личности ребенка. Неадекватное представление о ребенке, приписывание ему незрелости, слабости, роли «маленького», «младшенького», навязывание представления о беспомощности, зависимости, невозможности существования без матери определяется как «инфантилизация». Другой вид искаженного видения ребенка – инвалидизация – состоит в недооценке психофизических данных ребенка, приписывании ему болезненности. Социальная инвалидизация заключается в обесценивании точки зрения ребенка, его планов, намерений, интересов, приписывание ему социальной несостоятельности, дурных наклонностей, социальной малоуспешности.
Качество динамичности отражает степень подвижности родительских позиций, способность к изменениям форм и способов взаимодействия с детьми. Ригидная позиция – это выработанные в семье способы воздействия, которые годами применяются по отношению к уже изменившимся детям. Форма взаимодействия с ребенком в этом случае не зависит от ситуации и его возраста. Это относится к формам наказания, контроля за поведением, использованию речевых штампов.
Под прогностичностью позиции понимается способность родителей к предвидению перспектив дальнейшего развития ребенка и построению взаимодействия с ним с учетом такого предвидения.
В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение родительских позиций по одному или по всем трем выделенным показателям. Родительские позиции в таких семьях неадекватны, утрачивают качество гибкости, становятся чрезмерно устойчивыми, неизменными и непрогностичными.
Родительская позиция может быть осознаваемой, когда отношения и взаимодействие с ребенком отрефлексированы родителем, или неосознаваемой, когда взаимодействие родителя с ребенком подчинено влиянию неосознаваемой мотивации родителя.
Итак, родительские представления или установки – это сложный социально-психологический феномен, включающий когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Представления и установки являются культурно обусловленными и, как правило, мало изменяются по мере взросления ребенка. Они образуют тот фундамент, на котором строится реальное поведение родителей, хотя реализация этих установок в поведении родителя опосредована многими объективными и субъективными факторами. Выделяют глобальные представления, которые являются общим знанием о развитии и воспитании ребенка, и представления-праксис, которые непосредственно связаны с практикой воспитания ребенка. Родительские представления обладают качеством адекватности, динамичности и прогностичности.
Почему дети не должны быть послушными
Лиана Хазиахметова
Мечта родителей, чтобы дети ели полезные продукты, убирали за собой игрушки, не дрались на детской площадке. Правила в семье — это полезная и нужная практика. Рассуждая на тему о послушных детях, мы хотим сделать акцент на другом. Во-первых, послушание означает сведения к минимуму детских ошибок. Во-вторых, это стремление к удобству: чтобы дети не мешали взрослым, не доставляли проблем. В этом признается не каждый родитель. Но сначала рассмотрим, к чему ведет воспитание, где «послушные» дети не должны ошибаться.
Моменты совершения ошибок — лучшее время для роста мозга
В книге «Безграничный разум» приводятся данные об учебном процессе. Но эти результаты важны в подходе к воспитанию в целом. Ведь то, как относятся к ошибкам в семье, влияет на жизнь и за пределами дома.
Когда в процессе обучения мы готовы преодолевать препятствия и совершать ошибки, возникает много новых нейронных связей, способствующих лучшей обучаемости. Позитивное влияние ошибок и трудностей выявлено в ходе нейробиологических исследований и поведенческого анализа людей, добившихся высоких результатов в разных сферах деятельности. Некоторые результаты выглядят парадоксально, поскольку мы давно привыкли, что всё должно быть «правильно». Отбросив мысль о том, что человек всегда обязан вести себя правильно и не допускать ошибок, люди буквально преображаются.
Кэрол Дуэк, одна из ведущих мировых специалистов в области изучения сознания и автор книги «Гибкое сознание», считает, что каждый раз, когда мы совершаем ошибку, в мозге появляется новый синапс, способствуя его росту. Все привыкли к мысли, что ошибок следует избегать, однако Кэрол приводит данные исследования реакции мозга на совершаемые ошибки, и можно сделать прямой вывод: ошибки способствуют развитию мозга.
Не ошибается тот, кто ничего не делает. Источник
Джейсон Мозер и его коллеги дополнили исследование Кэрол Дуэк, связанное с реакцией мозга на совершаемые ошибки. Результаты оказались поразительными. Ученые попросили участников эксперимента пройти тест, а в это время активность их мозга они оценивали с помощью МРТ. Сравнив снимки мозга во время правильных ответов и ошибочных, они обнаружили, что мозг более активен, развивается и растет, когда человек совершает ошибку, нежели когда сразу выдает верное решение. Сегодня нейробиологи убеждены: ошибки положительно влияют на укрепление нейронных связей.
Обратите внимание, позволяете ли вы совершать детям ошибки в обычной жизни (если это не угрожает здоровью и жизни). Это может выражаться в мелочах. Ребенок рисует человека, а вы кидаетесь его исправлять. Ребенок хочет потрогать снег, а вы не разрешаете, потому что без варежек замерзнут пальчики. Ребенок хочет надеть футболку белого цвета, а вы отказываетесь, потому что испачкается.
Речь не о том, чтобы позволять ребенку делать все, что захочется. Правила должны быть в каждой семье. Но зачастую мы, родители, запрещаем ребенку все подряд. Пусть он испачкает футболку, зато увидит результат и в следующий раз наденет что-нибудь потемнее (стиральная машинка в помощь). Не стоит учить ребенка все делать «правильно», если он об этом вас не просит. Например, малыш в два года не сможет нарисовать человека, потому что у него еще не развит мозг, чтобы обозначить на листке бумаги шею, тело, ноги, руки, поэтому и получаются «колобки» на ножках. А вот желание рисовать можно отбить запросто.
Излишне хорошее поведение
В Вашингтоне ученые, наблюдавшие за группой детей от младенчества до пяти лет, обнаружили, что «частое послушание [было] иногда связано с неудовлетворительной адаптацией ребенка». И наоборот, «некоторое сопротивление власти родителей» расценивалось как «положительный знак». Еще одна пара психологов описала в журнале Journal of Abnormal Child Psychology тревожное явление, которое они назвали компульсивной уступчивостью, когда страх ребенка перед родителем заставляет его немедленно и без раздумий выполнять любое распоряжение. Многие терапевты также высказывались об эмоциональных последствиях чрезмерного стремления нравиться взрослым и слушаться их. Они указывали, что удивительно хорошо воспитанные дети делают то, чего от них хотят родители, и даже становятся теми, кем их хотят видеть, но часто ценой потери чувства собственного «я», пишет психолог Альфи Кон в книге «Воспитание сердцем».
Есть принципиальная разница между ребенком, который поступает определенным образом, потому что сам считает это правильным, и тем, который делает то же самое по принуждению. Позаботиться, чтобы дети усвоили наши ценности, не значит помочь им сформировать собственные. И это диаметрально противоположно желанию научить их самостоятельно мыслить.
Дети должны познавать мир на собственном опыте. Источник
Большинство из нас хотят, чтобы дети умели думать, были уверенными в себе, имели ясные представления о нравственности и могли их отстаивать, общаясь с друзьями. Мы надеемся, что они смогут дать отпор хулиганам и воспротивиться давлению сверстников, особенно когда дело касается секса и наркотиков. Но если нам важно, чтобы дети не стали «жертвами чужих идей», мы должны научить их «иметь собственное мнение обо всех идеях, в том числе взрослых». Или, говоря другими словами, если дома мы ставим на первое место послушание, то можем в конечном счете вырастить людей, готовых и вне дома соглашаться со всем, что им скажут.
Писательница Барбара Колорозо замечает, что ей часто приходится слышать от родителей подростков жалобы: «Он был таким хорошим ребенком, чудесно себя вел, был прекрасно воспитан, прилично одевался. А теперь посмотрите на него!» На это она отвечает: «С самого детства он одевался так, как вы ему велели; поступал так, как вы вынуждали; говорил то, что вы хотели. Он слушал другого человека, который указывал ему, что делать… И он не изменился. Он по-прежнему слушает других людей, которые говорят ему, что делать. Проблема в том, что теперь это не вы, а его ровесники».
По сути послушание — это попытка сделать детей «удобными». Но дети — это не роботы и тем более не животные, готовые исполнять команды. Дети — это такие же взрослые, но с маленьким опытом. И этот опыт они должны формировать без давления со стороны.
По материалам книг «Безграничный разум», «Гибкое сознание», «Воспитание сердцем»
Обложка поста: unsplash.com
Карьера со степенью магистра детской психологии
Главная » Степени психологии » Степени магистра детской психологии
О программе магистра детской психологии
Тип степени:
Магистр гуманитарных наук или магистр естественных наук
Местоположение:
Онлайн, аудитория или гибрид
900 06 Продолжительность:1-3 года
Всего кредитов:
От 30 до 60 лет
Право на помощь:
Да, для аккредитованных программ
Что такое степень магистра детской психологии?
Степень магистра детской психологии — это программа для выпускников, которая следует за 4-летней степенью бакалавра. Хотя есть некоторые годичные программы, большинство из них рассчитаны на 2–3 года. Почти каждый государственный экзамен на получение лицензии требует, чтобы начинающие терапевты получили степень магистра в области консультирования или смежной области.
Степень магистра детской психологии открывает двери для нескольких профессий, направленных на укрепление психического здоровья, здорового развития и успехов в учебе для молодых людей. Если вы обладаете отличными коммуникативными навыками, терпением и позитивным отношением к решению проблем, вы можете стать идеальным кандидатом на работу в качестве школьного психолога, детского консультанта или семейного терапевта.
Степень магистра также является необходимым шагом для получения юридической лицензии психолога, для чего требуется наличие докторской степени. Либо магистерская программа, либо степень специалиста — магистр искусств (MA) или магистр наук (MS) — могут подготовить вас к докторантуре, но между этими двумя степенями есть некоторые ключевые различия.
Различаются ли степени магистра и магистра детской психологии?
В детской психологии степень магистра и магистра во многом совпадает. Тем не менее, степень магистра больше фокусируется на гуманитарных науках и практике консультирования или терапии, тогда как степень магистра в основном сосредоточена на науке о психологии, поведении и функциях мозга.
Хотя в обеих программах есть пути к получению докторских степеней, степень магистра наук может быть более выгодной для студентов, которые хотят получить степень доктора философии (PhD) или доктора психологии (PsyD). Если вы планируете карьеру детского терапевта или школьного консультанта, магистр гуманитарных наук может быть лучшим подходом.
Для кого предназначены ученые степени по детской психологии?
Любой, кто хочет работать с детьми, может получить высшее образование в области детской психологии. Эти должности могут включать предоставление терапевтических услуг для детей, консультирование в школе или разработку программ для уязвимых детей, например, в системе исправительных учреждений для несовершеннолетних.
Можно ли стать детским психологом со степенью магистра?
Как правило, нет, но это важный шаг к тому, чтобы им стать. Детский психолог должен получить докторскую степень, либо PhD, либо PsyD, и для большинства докторских программ требуется степень магистра в области психологии.
Степень доктора философии рекомендуется для людей, интересующихся академической или исследовательской деятельностью, в то время как степень доктора философии больше ориентирована на непосредственную практику. Узнайте больше о различиях здесь.
Окончательные и неполные программы получения степени
Многие университеты предлагают окончательную и неполную программы получения степени. Разница заключается в том, намерен ли студент продолжить учебу после получения степени магистра или начать карьеру консультанта или детского терапевта. Неполная степень готовит вас к докторантуре, а окончательная степень готовит вас к карьере после окончания учебы.
Академические требования перед поступлением в магистратуру по детской психологии
Требуется ли средний балл успеваемости?
Требования программы различаются, но для большинства требуется средний балл 3.0 или выше. Другие критерии, такие как рекомендации, профессиональный опыт и личное заявление, могут помочь, если ваша успеваемость в бакалавриате была менее конкурентоспособной.
Сможете ли вы поступить, если ваша степень бакалавра не связана с психологией?
Предыдущая курсовая работа по психологии рекомендуется, но многие программы допускают студентов со степенью бакалавра в различных других областях. Вас могут попросить выполнить предварительные требования в рамках курсовой работы по психологической теории, статистике и методам исследования, если ваша программа на получение степени не имеет сопоставимых требований.
Вам нужно сдать GRE?
Хотя большинство аккредитованных магистерских программ требуют, чтобы соискатели сдали GRE, есть исключения для некоторых конечных степеней магистра, особенно онлайн-программ. Некоторые школы требуют альтернативные тесты, в то время как другие могут отказаться от экзамена для абитуриентов с большим профессиональным опытом, предшествующей степенью магистра или высоким средним баллом.
Сколько времени нужно, чтобы получить степень магистра?
В среднем на получение степени магистра студенту очной формы обучения требуется от 18 месяцев до 2 лет, в зависимости от программы. Некоторым учащимся, которые работают во время учебы, может потребоваться больше времени. С другой стороны, некоторые школы предлагают ускоренные программы, которые студент очного отделения может пройти всего за 1 год.
Учебная программа магистратуры по детской психологии
Программы на получение степени, относящиеся к детской психологии, имеют несколько названий, и каждая из них имеет разные требования и области внимания. При поиске программы с упором на детскую психологию ищите в названии такие слова, как «психология развития», «школьная психология», «ребенок и подросток» или «семья».
Какие основные классы задействованы?
Большинство программ предъявляют основные требования к психологии развития, статистике, методам исследования и этике. Более специализированные классы могут охватывать проблемы с обучаемостью, спектр аутизма и психические расстройства, распространенные среди детей. Также типичным является завершающий проект независимого исследования и / или полевой работы.
Количество кредитов курса
Требуемое количество кредитов курса зависит от программы, но спектр часто колеблется от 30 до 60 кредитов. Некоторые учащиеся, особенно те, кто не будет посещать дневное отделение, могут оценивать школы на основе стоимости кредита.
Популярные группы
Многие студенты выбирают области обучения, которые отражают распространенные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются молодые люди, такие как гендерное развитие, травля, СДВГ и расстройства аутистического спектра.
Требуется ли полевая работа или практика?
Почти все высшие степени предполагают работу в полевых условиях или стажировку, и эти часы можно использовать для удовлетворения требований к минимальному количеству контролируемых часов, диктуемых вашим штатом. Многие неполные степени имеют завершающий проект или диссертацию вместо полевой работы.
Можете ли вы получить степень магистра детской психологии онлайн?
Студенты, заинтересованные в получении степени магистра в области детской психологии, могут учиться онлайн, в классе или в гибридной среде. Однако даже программы, предлагаемые исключительно в Интернете, могут потребовать от вас выполнения контролируемого полевого задания. Часто это стажировка, работающая непосредственно с пациентами под наблюдением лицензированных психологов.
Гибридные программы также становятся все более популярными для всех видов полей. Обычно они включают в себя прохождение большинства ваших онлайн-курсов и посещение занятий в кампусе всего 1 или 2 раза в неделю.
Могу ли я подать заявку на получение докторской степени?
Некоторые кредиты степени магистра, полученные в аккредитованном учреждении, могут быть применимы к будущей докторской программе, однако это зависит от программы, которую вы в конечном итоге хотите посетить. Если вы планируете получить степень доктора философии или доктора философии, наиболее экономичным планом может быть поступление на совместную программу получения степени или программу «магистр-к-докторантуре».
Совместные программы магистратуры и докторантуры
Программа прямого обучения в докторантуре позволяет вам получить степень магистра на пути к докторской или докторской степени. Помимо меньшего количества кредитов в целом, у этого трека есть много преимуществ.
В то время как магистерская программа без терминальной подготовки может иметь требования к завершающему проекту или диссертации, программа совместной степени обычно пропускает это требование в пользу вашей диссертации. Это может сэкономить вам до года работы, и у вас также будет больше времени для налаживания отношений с преподавателями в вашем учебном заведении.
Если вы не уверены, что для желаемой вами карьеры потребуется докторская степень, но хотите оставить этот вариант на столе, возможно, самым безопасным вариантом будет получение степени магистра.
Как выбрать программу обучения
Полезно подготовить список приоритетов, чтобы сузить список потенциальных программ. Учитывайте такие факторы, как стоимость, требования к поступающим, предлагаемые курсы, а также ваши сроки и потребности в расписании. Вы также должны определить свои возможные карьерные цели и хотите ли вы получить докторскую степень.
Наконец, проверьте базу данных аккредитованных высших учебных заведений и программ Министерства образования США (DAPIP), чтобы убедиться, что выбранные вами учебные заведения аккредитованы. Это обеспечит качество вашего образования, вашу возможность поступить в докторантуру в будущем и ваши возможности для получения лицензии.
Карьера со степенью магистра детской психологии
Семейный и детский терапевт
Детские терапевты работают в различных условиях, заботясь о благополучии своих клиентов на социальном уровне, уровне развития, эмоциональном, поведенческом и когнитивном уровнях. Помимо оценки психического состояния ребенка, они могут также изучить семейную динамику и другие групповые взаимодействия.
После оценки детский терапевт разрабатывает и выполняет план ухода, часто работая в сотрудничестве с родителями ребенка, учителями, медицинскими работниками и всеми, кто тесно сотрудничает с ребенком.
Хотя многие лицензированные детские терапевты работают исключительно в терапевтических условиях, либо с групповыми, либо с индивидуальными консультациями, другие могут работать в таких учреждениях, как школьные системы, исправительные учреждения, психиатрические учреждения и детские больницы.
Заработная плата
Официальной статистики о заработной плате специально для профессий в области детской терапии не существует. Однако подобные поля могут пролить некоторый свет.
По данным Бюро статистики труда США (BLS), средний годовой оклад брачных и семейных терапевтов – категории, в которую входят специалисты, специализирующиеся на детской терапии, – составляет 56 570 долларов США. Средняя зарплата консультантов по вопросам образования и карьеры составляла 60 140 долларов.
Прочие требования
В дополнение к степени магистра детской психологии терапевты должны сдать государственный экзамен на получение лицензии. Требования к сертификации различаются в зависимости от штата, и наличие лицензии в одном штате не гарантирует работу в другом.
В большинстве штатов требуется отработать минимальное количество часов практики под наблюдением. По этой причине люди, которые хотят стать детскими терапевтами, могут счесть более практичным пройти окончательную программу магистратуры с требованием работы под наблюдением, потому что эти часы могут применяться к вашей сертификации.
Школьный психолог
Хотя многие школы требуют, чтобы их штатные психологи имели докторскую степень, большинство вакансий начального уровня для школьных консультантов и психологов предъявляют те же требования, что и к детскому терапевту: степень магистра и государственная лицензия. Однако в зависимости от вашего состояния может потребоваться иметь докторскую или докторскую степень, чтобы работать школьным психологом.
Зарплата
По данным BLS, школьные психологи получали среднюю годовую зарплату в размере 81 500 долларов США. Психологи, работающие в начальных и средних школах, зарабатывали в среднем 83 160 долларов.
Детский психолог
Для большинства должностей детского психолога требуется докторская степень. Тем не менее, лучший способ подготовиться к получению степени доктора философии или доктора наук по этой специальности — получить неполную степень магистра детской психологии.
Зарплата
По данным BLS, средняя годовая заработная плата психологов всех специальностей составляла 85 330 долларов. Те, кто занимается частной практикой, могут зарабатывать более 120 000 долларов в год.
Прочие требования
За некоторыми исключениями детские психологи должны получить степень доктора философии или доктора наук в рамках аккредитованной программы и получить государственную лицензию.
Докторская степень в области психологии — это исследовательская степень, на получение которой обычно уходит 5–7 лет. Обычно это включает в себя комплексный экзамен и диссертацию, основанную на оригинальном исследовании.
PsyD делает упор на клинические исследования и в большей степени основан на практической работе и экзаменах, хотя для некоторых требуется диссертация. Эти программы, которые обычно длятся 4–6 лет, обычно включают годовую стажировку.
Финансовая помощь для студентов детской психологии
У студентов, желающих получить степень магистра в аккредитованных учреждениях, есть множество вариантов финансовой помощи. Бесплатное заявление для федерального студента (FAFSA) определит ваше право на получение государственной помощи. Эти программы включают субсидированные и несубсидированные кредиты, гранты и возможности для работы и учебы. Вы также можете подать заявку на частные кредиты через банки и другие учреждения.
Вы также можете претендовать на получение стипендии на основании академических достижений или других критериев. Некоторые программы для выпускников с полной занятостью также предлагают возможности получения стипендий , в рамках которых вы можете получить частичную или полную компенсацию за обучение и дополнительные стипендии в обмен на работу преподавателем или научным сотрудником.
Имеет ли детская психология право на прощение студенческой ссуды?
Если ваша карьера привела вас к работе в некоммерческой организации или государственном учреждении, вы можете получить прощение кредита в рамках Программы прощения кредита государственной службы. В вашем штате могут быть дополнительные программы прощения кредитов, которые также соответствуют вашим обстоятельствам.
Профессиональные организации детских психологов
Помимо организаций общей психологии, таких как Американская психологическая ассоциация (APA), следующие профессиональные ассоциации предоставляют возможности развития, публикации, сертификацию и сети для специалистов в области детской психологии:
- Американская академия психологии Детская и подростковая психиатрия (AACAP)
- Американская ассоциация исследований в области образования (AERA)
- Международная ассоциация анализа поведения (ABAI)
- Национальная ассоциация школьных психологов
Детская психология | Dayton Children’s Hospital
психология
4,82 из 5
Посмотрите на любую игровую площадку, и, скорее всего, каждый пятый ребенок, которого вы там увидите, нуждается в помощи из-за проблем с психическим здоровьем. Эксперты говорят, что от 13 до 20 процентов детей нуждаются в каком-либо руководстве или поддержке психического здоровья.
Отделение психологии Дейтонской детской больницы предлагает широкий спектр услуг для удовлетворения поведенческих и психологических потребностей детей, подростков и их семей. Предлагаются специализированные оценки, тестирование и консультирование. Сотрудники работают во многих бригадах по уходу по всей больнице.
психология
свяжитесь с нами записаться на прием
С отделом психологии можно связаться в рабочее время с понедельника по четверг с 8:30 до 17:00 и в пятницу с 8:30 до 16:00 по телефону 937-641-3401.
Перед первым амбулаторным визитом ребенка необходимо направление врача. Все последующие приемы будут назначены во время вашего визита в клинику.
направить пациента
познакомьтесь с нашими поставщиками
просмотреть все
Мэри Бет Девитт, доктор философии, начальник отдела
поведенческое здоровье, психология
просмотреть полную биографию
Лаура Миддлтон, доктор философии.
психология, психическое здоровье
просмотреть полную биографию
Максимилиан Токарский, Psy. D.
поведенческое здоровье, психология
просмотреть полную биографию
Бренда Мичели, доктор философии.
поведенческое здоровье, психология
просмотреть полную биографию
Кристин Аббул, доктор философии.
поведенческое здоровье, психология
просмотреть полную биографию
Сара Филлипс, психолог.
поведенческое здоровье, психология
просмотреть полную биографию
Карли Швайер, PsyD
психология, психическое здоровье
просмотреть полную биографию
Джули Штук, доктор философии
поведенческое здоровье, психология
просмотреть полную биографию
Лаура Мейерс, PsyD
психология, психическое здоровье
просмотреть полную биографию
Джессика Маккарти, PsyD
поведенческое здоровье, психология
Эми Сандерс, PsyD
поведенческое здоровье, психология
просмотреть полную биографию
Райан Синклер, доктор философии
поведенческое здоровье, психология
просмотреть полную биографию
Аманда Биман, PsyD.
поведенческое здоровье, психология
Zachary Woessner, PsyD.
поведенческое здоровье, психология
просмотреть полную биографию
Сандра Л. Тодд, психолог, ABPP
поведенческое здоровье, психология
просмотреть полную биографию
Мередит Стремел, доктор философии, BCBA-D
поведенческое здоровье, психология
просмотреть полную биографию
Латиша Гейтерс-Хатчинс, доктор философии.
просмотреть полную биографию
загрузить еще
условия, которые мы лечим
посмотреть все состоянияхронические заболевания
Детям с хроническими заболеваниями может потребоваться дополнительная терапия, чтобы справиться с новым диагнозом.
узнать больше
жестокое обращение
Без вмешательства многие дети-жертвы жестокого обращения будут страдать от постоянных или долгосрочных последствий, которые могут повлиять на них на протяжении всей их жизни. Терапия — это уникальная возможность для ребенка встретиться с квалифицированным специалистом, который может помочь ему или ей справиться с травмой, полученной во время жестокого обращения.
узнать больше
нарушения обучаемости
Расстройства обучаемости могут вызвать разочарование как у ребенка, так и у его опекунов. Наши психологи работают с пациентами над методами преодоления этих расстройств и разрабатывают планы достижения успеха.
узнать больше
беспокойство
Тревога заставляет кого-то хотеть выйти из ситуации — быстро. Типичные детские страхи меняются с возрастом. Если тревожные чувства сохраняются, они могут сказаться на самочувствии ребенка и могут потребовать дополнительной терапии.