Что такое детская психология и зачем её изучать родителям
Хотите адекватно, мудро и осознанно воспитывать своих детей? Вам нужны знания о детской психологии. Младенческий плач, «я сам» от трехлетки, начало учебы в школе, подростковый период — этапы развития детей, которые чаще всего даются родителям непросто. Если вы понимаете, что в каждый из этих моментов происходит с вашим чадом, вам будет легче самим перенести их и помочь ребенку пройти через изменения.
Что такое детская психология?
Детская психология — это раздел большой науки психологии. Такое ее направление, где ученые исследуют закономерности психического развития ребенка. Изучают, как у детей развиваются и формируются мышление, речь, внимание, память.
Детская психология — это не частное мнение какого-то психолога. Иногда люди спрашивают психолога, сколько у него или у нее детей. Думают: чем больше у специалиста по детской психологии детей, тем лучше он в ней разбирается. Но это все равно как хирурга спрашивать, оперировал ли он себе что-нибудь. Психолог не переносит на работу с клиентами личный опыт. Детская психология — это научное направление, и психологи в работе с детьми руководствуются доказанными понятиями.
Какие методы исследования приняты в детской психологии?
Научные методы исследования, которые используют при изучении детской психологии:
- систематическое наблюдение
- эксперимент
- беседа
- сбор и анализ результатов детского творчества (рисунки, лепка, конструирование, сочинения и др.)
Чем детская психология не занимается?
В наше время информационного бума появилось много направлений, при помощи которых родителям предлагают лучше понять своих детей: детская астрология, детская нумерология, детская хиромантия и подобные. В психологии эти дисциплины не считаются научными и доказательными.
Кто обязан изучать детскую психологию?
Люди, которые хотят усыновить ребенка, должны пройти школу приемных родителей. В течение нескольких месяцев они изучают в том числе возрастные особенности детей, этапы адаптации приемного ребенка в семье, возможные психологические трудности. Было бы прекрасно, если бы будущие родители, которые готовятся к появлению собственного ребенка, могли посещать централизованно организованные, бесплатные курсы по детской психологии. Обычно им доступны курсы по подготовке к родам, и это замечательно. Но как насчет того, что происходит после родов? Будущим родителям полезно было бы получить базовую информацию о том, как формируется психика ребенка.
Зачем родителям изучать детскую психологию?
Маме и папе изучать детскую психологию нужно, чтобы лучше понимать своего ребенка и помогать ему оптимально развиваться. Родители активно читают книги и статьи о том, как малыш развивается физически: про нормы роста и веса, зубки, грудное вскармливание, прикорм, приучение к горшку, когда дети начинают переворачиваться, сидеть, ползать, ходить, держать ложку и т. п. А вот знания о том, как развивается психика ребенка, стремятся получить не так часто. В результате думают, что ребенок — это такой же человек, как взрослый, только меньшего размера. И предъявляют к его поведению нереалистичные требования.
Когда ребенок может понять мысль «папа пошел на работу»? Не раньше, чем начнет овладевать речью. Мы ведь мыслим словами. Мышление, как его понимают взрослые, появляется только у тех детей, кто уже начал говорить. Рациональное, абстрактное мышление, способность видеть причинно-следственные связи недоступны ребенку до четырех-пяти лет. Примерно до пяти лет отсутствует умение поставить себя на место другого, ведь это сложная мыслительная операция.
Знания об этом помогают родителям понять, что ребенок чего-то не понимает не назло, а просто в силу возраста. Когда вы понимаете, что стоит за поведением ребенка, вы можете по-другому реагировать на сложные ситуации. Есть множество интересных и эффективных приёмов и способов договориться с вашим ребёнком.
Никому не приходит в голову злиться, когда десятимесячный малыш неуверенно делает первые шаги. Мы не бухтим: «Почему ты не можешь встать и нормально пойти? Почему ты теряешь равновесие?». Нет, мы умиляемся и фотографируем его. Нам очевидно, что он только учится – в психике ребенка происходит огромное количество изменений, но они не так очевидны. Он не может чего-то понять, долго терпеть, планировать, учитывать последствия не потому, что упрямится или плохо воспитан. Он правда еще этого не умеет. Для него все непонятно: ни мир предметов вокруг, ни сфера человеческих отношений. И пока он учится, ему нужны терпение и поддержка родителей.
Представьте, что вы учитесь чему-то новому, например танцам или новому виду спорта. Вы всецело доверяете инструктору, потому что ничего не знаете о том, как вести себя в новой сфере. А инструктор ворчит: «Что вы мне задаете дурацкие вопросы, что тут непонятного? Это же очевидно. Вы меня уже пять раз об этом спрашивали. Вы слышали вообще, что я вам говорил? Что, так трудно запомнить?!». Как быстро вы освоите новое? С таким отношением вы, может, и вовсе передумаете изучать этот предмет.
Ребенок не может передумать расти. Но ему очень важно, чтобы родитель, который является его проводником в большом мире, понимал его и поддерживал. От того, насколько бережно, терпеливо, внимательно проводник относится к «ученику», зависит скорость освоения мира, желание этот мир осваивать, уверенность в себе и любознательность.
Знания о том, как развивается и формируется ребенок на каждом этапе детства, помогают родителям быть спокойными, адекватными, разумными, зрелыми. Если вы не понимаете причины детского поведения, можете придумать себе мотивы, которых у ребенка нет, становиться раздражительными, нетерпеливыми. Можете перейти на крики, обвинения, наказания. Такое поведение только замедлит развитие ребенка. И у детей, и у взрослых, развитие происходит в ситуации безопасности. Если ребенок в любой момент может услышать окрик, получить шлепок по губам или по попе, лишиться любимой игрушки, он не будет чувствовать себя безопасно. И будет развиваться медленнее, чем мог бы.
Родители желают своим детям лучшего, но иногда методы, которые они используют для воспитания — не со зла, а по незнанию — только мешают ребенку, прививают лишние комплексы, порой психологически травмируют. Изучение психологии детей поможет вам избежать грубых ошибок в воспитании ребенка и обеспечить ему среду, в которой он сможет развить свои способности наилучшим образом.
Известные теории и исследования детской психологии
Детская психология как наука исследует психические функции: память, мышление, воображение, внимание, речь и другие. Все то, благодаря чему мы взаимодействуем с реальностью, можем ее воспринимать и интерпретировать. Эти функции можно измерить, и в науке есть консенсус, как они в норме развиваются. Но есть вопросы о детском поведении, которые сложно изучить экспериментально. Почему ребенок до трех лет к маме привязан, а после начинает потихонечку от нее отделяться? Почему какие-то условия стимулируют развитие детей, а другие — замедляют? Детские психологи и психоаналитики выдвигают теории, которые отвечают на эти вопросы. Отмечу, что нет двух теорий детского развития, которые бы полностью друг другу противоречили. Авторы разных теорий описывают схожие вещи с разных ракурсов.
Вот несколько известных теорий:
1) Теория психосексуального развития Зигмунда Фрейда. Многие исследования и выводы Фрейда впоследствии подверглись критике, тем не менее он один из первых обратил внимание на то, что детский опыт влияет на всю последующую жизнь человека. Фрейд считал, что развитием движет сексуальный интерес.
2) Теория психосоциального развития и Эрик Эриксон. Эриксон перенял многие идеи Фрейда, но выдвинул теорию, что в развитии человека решающую роль играет социальное взаимодействие и опыт. Его теория охватывает не только детство, но и остальную жизнь человека, которую он делит на восемь этапов. Эриксон говорит о том, что при переходе на каждый новый этап мы переживаем кризис.
3) Поведенческая теория развития. Бихевиористы, среди которых Джон Б. Уотсон (на которого сильно повлияли труды Ивана Петровича Павлова) и Б. Ф. Скиннер, концентрировались только на том, что исследователь может наблюдать сам — как животные и люди реагируют на стимулы и изменения в окружающей среде. Внутренним переживаниям они не уделяют внимание, так как их невозможно увидеть. Соответственно, развитие человека рассматривается как реакция на вознаграждения, наказания, стимулы и подкрепления.
4) Теория когнитивного развития Жана Пиаже. Предмет теории — развитие мыслительного процесса человека. Самое революционное открытие Пиаже заключалось в том, что сейчас нам кажется естественным: дети думают не так, как взрослые. Пиаже разделил детство на периоды в зависимости от стадии развития мыслительного процесса ребенка.
5) Теория привязанности Джона Боулби. Боулби пришел к выводу, что дети рождаются с потребностью сформировать привязанность. По этой причине отношения, которые складываются у них в раннем детстве с людьми, которые о них заботятся (прежде всего, конечно, с родителями) влияют на всю их дальнейшую жизнь. Другие исследователи продолжили работу Боулби и выделили несколько типов привязанности, которые могут сформироваться у ребенка: надежная, амбивалентная и ненадежная.
6) Теория социального научения Альберта Бандуры. Фокусируется на том, что дети развиваются и учатся, когда просто наблюдают за действиями и поведением других людей, включая родителей и сверстников, а также персонажей в кино и книгах.
7) Социокультурная теория Льва Семеновича Выготского. Оказала большое влияние на развитие образования. Выготский утверждал, что дети учатся на практическом опыте и ввел понятие «зоны ближайшего развития». Суть в том, что есть моменты, когда ребенок уже готов осваивать новые знания и навыки, но еще не способен это сделать самостоятельно — ему необходима помощь кого-то, кто уже умеет это и сделает с ним вместе. Выготский также писал о кризисах развития как о моментах качественной трансформации психической деятельности ребенка. Другими словами, в результате кризиса ребенок получает принципиально новые способности, которых до этого не имел.
Этапы развития ребенка и возрастные кризисы
Детская психология подробно изучает, как меняется психика ребенка по мере взросления. С рождения и до совершеннолетия ступени развития ребенка можно разделить на:
1) Период новорожденности — первый месяц жизни.
2) Младенчество — от 1 месяца до 1 года.
3) Ранний детский период — с года до 3 лет. Современные психологи и родители часто используют для детей этого возраста понятие «тоддлер».
4) Дошкольный период — с 3 до 6 лет.
5) Школьный период, который делится на три этапа
- младший школьный возраст — с 6 до 9 лет;
- средний школьный возраст — с 10 до 14 лет;
- старший школьный возраст — с 15 до 17 лет.
У разных авторов деление на этапы может немного отличаться. Но зачем вообще оно существует? В каждом из этих периодов есть свои особенности развития и поведения, и каждый период заканчивается возрастным кризисом. С точки зрения психологии возрастной кризис не означает что-то плохое. Это переход от одного возрастного этапа к другому. У ребенка в этот момент появляются новые умения и навыки. Иногда кризисы проходят бурно, а иногда почти незаметно. Чаще всего самыми яркими бывают кризис трех лет и подростковый.
Для примера возьмем кризис трех лет. Родителям сложно его не заметить: у ребенка появляется фраза «я сам», желание все делать самостоятельно, настаивать на своем. В этот момент у маленького человека развивается понимание своего «я», того, что он – независимый и отдельный от мамы и папы, он может чего-то хотеть или не хотеть, хоть что-то контролировать. У ребенка формируется умение положиться на себя, зачатки уверенности в себе, понимания собственной значимости.
Но если взрослые не понимают природу этого кризиса, они воспринимают появившееся «упрямство» негативно. Могут решить, что ребенок просто плохо себя ведет, его обязательно надо загнать в рамки. Некоторые родители в момент кризиса тратят все силы на то, чтобы заставлять ребенка делать то, что считают нужным. Думают, что тренируют его характер, но на самом деле ломают его, идут вопреки естественному развитию. Такие проблемы могут возникнуть в момент любого детского кризиса. Знания о том, какие изменения стоят за каждым из них, помогают родителям спокойнее воспринимать «капризы», поддерживать ребенка. Помните, что в этот момент внутри вашего ребенка созревает что-то абсолютно новое, чего не было раньше.
Мифы о детской психологии
Миф №1. У хорошей мамы/хорошего папы ребенок должен только радоваться, не должен злиться.
Родители думают: Если ребенок испытывает страдания, переживания, обижается, плачет, злится, значит или мы что-то делаем не так, или с ним что-то не то. Это плохие эмоции, их нужно останавливать или запрещать.
На самом деле: Любые эмоции и чувства важны и нужны. Задача родителей — научить ребенка их осознавать и управлять ими. Это основа эмоционального интеллекта: умение проживать любые эмоции и выражать их социально приемлемым путем, чтобы не вредить ни себе, ни окружающим. Какими бы хорошими ни были мама и папа, ребенок неизбежно будет испытывать весь спектр чувств и эмоций.
Миф №2. Ребенок плохо себя ведет из вредности.
Родители думают: За плохим поведением ребенка ничего не стоит, просто он решил поупрямиться и испортить взрослым настроение.
На самом деле: Очень часто за плохим поведением скрывается неблагополучие ребенка, какая-то проблема. Воспринимайте такое поведение как сигнал и постарайтесь понять, что происходит. Вариантов множество: ребенок испытывает сильный стресс, ревнует к братику или сестричке, хочет больше внимания, обижается на вас за что-то, а возможно проголодался или устал и хочет спать, но сам еще этого не понимает. Тут-то и приходит на помощь детская психология, которая помогает родителям понять, отчего ребенок скандалит, и как с этим справиться.
Миф №3. Ребенок должен всегда слушаться взрослого.
Родители думают: Пока мы отвечаем за ребенка, он должен всегда делать то, что ему говорят.
На самом деле: Ребенок — живой человек со своим характером, со своими мыслями, чувствами, желаниями и потребностями. Как и взрослому, ему может что-то нравиться или не нравиться, он может чего-то хотеть или не хотеть. Нормально, если ребенок от чего-то отказывается, не хочет чего-то делать, с чем-то не соглашается. Естественно, что дети любят делать то, что увлекательно для них, и сопротивляются, когда нужно убрать в комнате, почистить зубы, собраться куда-то и выполнить прочие скучные для них задания. Вы, со своей стороны, тоже не обязаны во всем потакать ребенку, потому что есть вещи, которые делать необходимо.
Старайтесь искать подход к ребенку, договариваться с ним без угроз, шантажа или криков. Когда вы заставляете ребенка что-то делать, это унизительно, подавляет личность, ломает его внутренний стержень, убеждение «я значим, важен, у меня есть возможность что-то решать». Если это происходит хронически, человек вырастает неуверенным в себе, неспособным за себя постоять, защитить свои границы, противостоять несправедливости в свой адрес. Подумайте, хотите ли вы такой судьбы своему ребенку. С детьми постарше можно договариваться, но малыши до трех лет логические объяснения понять еще не могут. С ними очень выручает игровой подход. Игровой подход в воспитании помогает, не подавляя ребенка, убедить его, заинтересовать и призвать делать то, что нужно.
Миф №4. С ребенком надо постоянно и во всем договариваться.
Родители думают: Раз у нас растет личность, нужно с младенчества давать ей слово и полную свободу выбора.
На самом деле: Это перекос, противоположный предыдущему мифу. Иногда родители настолько во всем и по каждому поводу с ребенком договариваются, спрашивают у него разрешение, отдают ему бразды правления, что он оказывается с непосильной ношей. Малышу бесполезно задавать вопрос: «Что ты будешь на завтрак?». Он еще не способен представить все варианты блюд, которые мама может приготовить. Лучше спросить: «Ты будешь гречневую или овсяную кашу?». Такого выбора вполне достаточно. Родители должны создавать границы, а у детей должно быть понимание, что они могут действовать внутри этих границ. При этом важно обозначать границы по-доброму, уважительно и спокойно, не выходить из себя, если ребенок не соглашается.
Миф №5. Ребенок, которого никогда не бьют и не наказывают, вырастет разбалованным.
Родители думают: ребенка следует воспитывать в строгости, и в случае необходимости применять физические воздействия, чтобы он понял, чтобы из него вырос «хороший человек».
На самом деле: наказания пугают, унижают, обижают ребенка, а физические наказания наносят психологическую травму. Самое главное — они не достигают цели, не обучают. Помните, мы говорили, что обучение и развитие происходят в ситуации безопасности? Когда ребенка наказывают, он испытывает стресс, не делает никаких выводов из ситуации, не понимает, не анализирует, что произошло, не слышит, что ему кричит в порыве гнева взрослый. У него включается одна из реакций на стресс, которые достались нам от древних предков: бей, беги или замри.
Обычно дети, особенно до подросткового возраста, ударить в ответ не могут. Ребенок, когда ему страшно и больно, либо убегает и пытается спрятаться, либо замирает, впадает в транс, закрывает уши руками, смотрит в одну точку. Никакое обучение в этот момент невозможно: части мозга, которые за него отвечают, отключаются и передают управление тем частям, которые отвечают за выживание и спасение. Если вы хотите, чтобы ребенок обучался новому и отказывался от нежелательного поведения, нужно использовать совершенно другие походы, которые хорошо описаны детскими психологами.
Очень подробно эти мифы и то, как родителям пересмотреть подход к воспитанию детей, разбираем на бесплатном мастер-классе «Воспитание без криков и наказаний».
Где и как изучать детскую психологию ?
Если вы хотите стать профессиональным детским психологом, сначала нужно получить базовое образование по психологии. Нет отдельного диплома «детский психолог». Вы будете изучать все разделы психологии, среди которых, помимо детской психологии, есть геронтология – психология старения, гендерная психология — психология полов, возрастная, юридическая психология и другие направления. Далее вы можете начать специализироваться в детской психологии, проходить дополнительные мастер-классы, посещать курсы повышения квалификации.
Если вы хотите лучше понять детскую психологию как родитель, рекомендуем начать с чтения книг и статей. Внимательно выбирайте для чтения только то, что написано профессиональными психологами. К сожалению, в Интернете сейчас многие люди публикуют рассуждения о психологии, не будучи специалистами. В нашей онлайн-школе «Позитивные решения для родителей» все курсы и семинары проводят только профессиональные опытные психологи. Обучаясь у нас, родители находят грамотные ответы на вопросы о детской психологии и воспитании детей.
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, будем рады вашим комментариям и вопросам ниже.
Детская психология: психология ребенка и его развитие
Детская психология – отрасль возрастной психологии, изучающая психологию ребенка, его поведение и закономерности его психического развития.
Социальное развитие ребенка начинается с его отношений с родителями
Одно из первых проявлений узнавания ребенком окружающих — улыбка. Мнения о том, что вызывает у младенца улыбку, противоречивы, однако общеизвестно, что к двухмесячному возрасту она может появляться при виде человеческого лица.
В этом возрасте младенец не отличает лицо матери от других, но к 6-7 месяцам улыбка ребенка становится избирательной. Теперь он улыбается маме и тем, кого хорошо знает, а незнакомых встречает сдержанно. Для детей такого возраста типичны страх и смущение при появлении незнакомых лиц. Это указывает на развитие важной в социальном отношении способности отличать «своих» от «чужих».
Уже для малышей отец и мать выполняют разные функции. По данным исследования, малыши воспринимают папу в первую очередь как игрушку. И для мальчика, и для девочки папа – самая лучшая игрушка: интерактивная игрушка, у которой можно научиться всему. Маму малыши воспринимают по-другому: как субъект, от которого можно получить пищу, тепло и защиту.
Какими бы разными ни были дети, все маленькие дети с 9 месяцев до 9 лет имеют общие, по крайней мере похожие черты и особенности. Какие?
Маленький ребенок – это природная энергия и сообразительность. Разговоры о хрупкости детской души – миф, у ребенка более крепкая психика, чем у взрослых. Ребенок маленьким является, а беспомощным – нет. Это живчик, это подготовленная боевая единица, маленький энергичный хищник и манипулятор, использующий любые промахи взрослых, легко запрыгивающий на шею родителям и захватывающий над ними власть. Арсенал влияния у ребенка существенно беднее, чем у взрослого, но у ребенка больше энергии, фантазии и настойчивости. См.→
Маленький ребенок – это опережающая активность в заботе о своих интересах. У ребенка есть свои задачи относительно жизни и относительно вас. В то время. когда взрослый подходит к маленькому ребенку со своими задачами, ребенок делает взрослому то, что входит в его планы и интересы. Дети знают, чего они хотят, и получают это.
Ситуация. Я в аэропорту, лечу в командировку. Вижу семью, четыре взрослых человека: мама, папа, бабушка и дедушка. На руках папы – маленький ребенок. Ребенок, живыми глазками стреляя в сторону бабушки, тянется к дедушке. Показывает бабушке, что с дедушкой ему интересней. Дедушка довольный, тянет руки к ребенку, ребенок попадает к нему, бабушка расстроена. Но тут ребенок оборачивается лицом к наивному дедушке и ему в лицо плачет. Дедушка умыт… Мама забирает дитё у дедушки, он прижимается к ней, но смотрит уже на папу… Ребенок играет этими взрослыми, сталкивает их друг с другом, развлекается по полной программе. При этом, похоже, сами взрослые, включенные в эту ситуацию, не очень понимали, кто собственно в этой ситуации ими управляет.
С самых первых дней своей жизни ребенок активно использует свои эмоции (врожденные, выученные и придуманные) для того, чтобы добиваться от окружающих того, что он от них хочет. По крайней мере некоторые дети уже с года осознанно управляют родителями и другими взрослыми.
Из ранних воспоминаний людей о своём детстве, рассказ: «Помню, мне было года два, лежу я в кроватке, заходит дедушка, и улыбается мне, хочет, чтобы я ему тоже улыбнулась. Я дедушку любила и относилась к нему хорошо. Я с ним играла и ему улыбалась. А бабушку я мало любила, ей не улыбалась, и часто ей плакала в лицо».
Большинство эмоций детей – не реакции, не механическое отражение ваших действий, а их маленькие творческие проекты. Когда-то исследование, когда-то игра, когда-то проверка вашей прочности, когда-то с наслаждением месть.
Маленький ребенок – это активное управление отношениями. У ребенка всегда много замыслов и планов, и что у тебя с ним будет происходить – решаете уже не только вы, это уже ваш общий роман. И возможно, что не вы, а ребенок определит, кто у кого будет учиться и кто с кем будет мириться.
Если ты не купил ребенку игру по его требованию, он будет тебе плакать, но это не несчастная обида, а атака на тебя и месть за твое плохое поведение. Когда ребенок тебя простит – он решит сам, и в истории ваших отношений основной игрок чаще ребенок, а вы – марионетка в его руках.
Хорошо, что дети обычно отходчивы и прощают нас достаточно быстро.
У каждого ребенка изначально – свой мир. Ребенок родился – и создал свой собственный мир. Он теперь живет в своем мире, со своими персонажами и своими историями. Пустит ли он вас туда – спроси его. Насильно вы туда не попадете, но если ребенку захочется, он будет приоткрывать дверцы и вы сможете туда заглядывать.
Взаимодействие между детьми
Процесс взаимодействия между детьми развивается с возрастом. До года двое детей, находящихся вместе, обычно вообще не обращают внимания друг на друга. Став чуть старше, они уже начинают взаимодействовать, часто потому, что оба одновременно хотят взять один и тот же предмет и просто вынуждены обратить внимание друг на друга. Игра двухлетних детей по сути не является совместной деятельностью — каждый играет сам по себе. В дошкольный период игра постепенно становится все более социально-ориентированной. К пяти годам малыши, находясь в детском саду, играют в одиночку менее половины времени, у них уже появляются совместные игры, в которых участвуют четыре-пять человек. В последующие годы социальная структура игр усложняется; развиваются и поддерживаются отчасти уже установившиеся социальные роли.
С возрастом изменяются и специфические типы социального поведения тоже изменяются с возрастом. Например, в дошкольном периоде, когда дети начинают сравнивать себя с другими, конкуренция между ними усиливается. Количество драк и ссор почти не зависит от возраста ребенка, но характер их меняется. Вместо кратковременных чисто физических конфликтов дети старшего возраста затевают более изощренные, словесные ссоры, при которых обида сохраняется значительно дольше.
Подобным же образом изменяется устойчивость дружеских отношений. Дружеские связи маленьких детей мимолетны. По данным одного исследования, даже в 11-летнем возрасте только у 50% детей лучший друг оставался тем же, что и две недели назад. При аналогичном опросе 18-летних школьников (в том же исследовании) 80% из них оба раза называли одного и того же человека.
Одна из наиболее острых социальных проблем в настоящее время — формирование негативных социальных установок, особенно национальных и расовых предрассудков. Дети из семей и социальных групп с ярко выраженными предрассудками начинают усваивать те же негативные взгляды в раннем школьном возрасте; в юношеском периоде эти взгляды закрепляются.
Развитие ощущений и восприятия
Доказано, что новорожденный различает звуки речи (фонемы), т.е. у него уже проявляется способность, которая позволит в дальнейшем понимать речь. Новорожденный, по-видимому, воспринимает постоянство формы. Когда младенцу раз за разом показывают один и тот же предмет, он привыкает к его форме, и время зрительной фиксации на нем становится все короче. Несмотря на эти первые достижения, младенец еще относительно неразвит. Но постепенно его ощущения приобретают бóльшую четкость. Так, с возрастом улучшаются сенсорные способности: восприятие цвета и глубины, острота слуха. Некоторые рано проявляющиеся способности потом исчезают и вновь появляются через несколько месяцев в более сложной форме. Какие бы способности ни проявлял ребенок — они совершенствуются с возрастом, становясь более дифференцированными.
Развитие эмоций и чувств в детском возрасте
Согласно одной из наиболее интересных гипотез, существует ограниченное количество т. н. базисных эмоций, по-видимому врожденных, хотя и не все они проявляются сразу после рождения. К ним относятся страх, недовольство, гнев, радость, удивление и ряд других. Гнев, например, вызывается вмешательством в действия ребенка; мимику и поведение, выражающие гнев, можно распознать в самом раннем возрасте. Одни и те же эмоциональные проявления обнаруживаются в различных культурах, что подтверждает представление об их врожденном характере.
Эмоции и чувства детей – продукт социального научения, и это социальное научение идет в две стороны: в то время, как дети осваивают те состояния, которые наиболее эффективно защищают их от родителей или позволяют им родителями управлять, взрослые обучают детей тем состояниям, которые удобны и интересны взрослым. Ребенок с помощью окружающих его взрослых и влияния культуры в целом осваивает чувства, принятые в данном обществе, в частности, приобщается к чувствам дружбы, любви, благодарности, патриотизма и другим высоким чувствам. Именно благодаря социализации происходит у детей развитие собранности и воли, мальчики осваивают роль мужчины и закладывают основы для будущей роли отца, девочки осваивают женские роли, интериоризируют ценности быть женой и матерью, осваивают необходимые для этого навыки.
Ценностно-смысловая сфера ребенка и формирование жизненных ценностей
Как появляются жизненные ценности в жизни ребенка? По-разному. Когда-то это постепенное вызревание, кристаллизация чего-то изначально аморфного в нечто определенное, когда-то это случается резко, вдруг, как озарение. Иногда это приходит изнутри, иногда – задается снаружи, традициями и ритуалами социума. Рождение жизненных ценностей обычно происходит в результате сложения нескольких факторов: 1) сложившегося или готового сложиться поведения, 2) внутренне или внешне мотивирующей ситуации и 3) смысловых формочек, подсказывающих человеку название и статус его новой жизненной ценности. Если ребенок начал вести себя «мальчик», если его «мальчуковое поведение» поддерживается окружающими; если его «мальчиком» называют все и особенно те, на кого он хотел бы быть похожим, скоро у ребенка появятся мужские ценности. ..
Однако тот же вопрос можно поставить и более содержательно: благодаря чему формируются (или не формируются) будущие жизненные смыслы и ценности ребенка? Основными источниками здесь, похоже являются детская субкультура, (еще пока) семья и уже имеющая серьезное влияние виртуальная реальность СМИ и компьютерных игр.
Исследовательское поведение
Здоровые дети обычно любопытны, хотя нет никаких данных утверждать, что дети имеют природную склонность к саморазвитию. Скорее, данные говорят о том, что дети развиваются только тогда, когда их развивают родители.
Ребенок с момента рождения активно исследует, причем в первую очередь те объекты, которые движутся или каким-то образом изменяются. Младенец изучает окружающую его обстановку, хотя сначала не слишком умело; следить глазами за крупными движущимися объектами он начинает очень рано. При этом уже в какой-то степени координируется слуховое и визуальное восприятие. Зрительное поле недолго остается расплывчатым пятном — грудной ребенок пытается сделать его четким. Если эксперимент организован таким образом, что быстрое сосание соски приводит к перемещению предмета в фокус зрительного поля младенца, он будет сосать очень быстро; в противоположной ситуации, т. е. когда при быстром сосании предмет выходит из фокуса, ребенок начинает сосать медленно.
В раннем младенческом возрасте исследовательское поведение несистематично и не слишком хорошо контролируется, но к пяти месяцам малыш уже в состоянии доставать предметы и брать их в рот. Еще через несколько месяцев он начинает сам искать предметы и к концу первого года активно исследует все, что его окружает. Когда ребенок начинает ходить, его исследовательская деятельность значительно расширяется.
Развитие речи
С момента рождения ребенок начинает издавать звуки, но реально он начинает использовать речь лишь по достижении примерно двухлетнего возраста.
Постепенное изменение детского лепета происходит под действием как врожденных, так и средовых факторов. Многие звуки современных языков сложны по произношению, а ребенку вначале доступны только простые артикуляционные движения, вроде смыкания и размыкания губ. Поэтому слоги «па» и «ма» или, при повторе, «папа» и «мама» появляются рано.
На протяжении первого года жизни артикуляция ребенка усложняется, и количество звуков, которые он может издавать, увеличивается во много раз. На втором году жизни издаваемые ребенком звуки уже соответствуют тому языку, который он слышит вокруг себя.
Между двумя и пятью годами ребенок уже по-настоящему осваивает родной язык. Он начинает обозначать словами действующее лицо, само действие, то, что подвергается действию, и осваивает различные обороты речи, встречающиеся в родном языке. Ребенок научается правильно изменять слова (например, склонять и спрягать), может преобразовать утвердительное предложение в вопросительное и составлять вопросы, начинающиеся со слов «что», «где», «когда». Наконец, он осваивает сложные предложения.
Тот факт, что существуют разные языки и дети в разных культурах научаются тому языку, на котором говорят окружающие, казалось бы исключает какую-либо врожденность речи. Тем не менее доказано, что развитие некоторых фундаментальных речевых особенностей является врожденным. Например, самым разным языкам присущи общие признаки: во всех есть существительные и глаголы, а также части речи, такие как предлоги, указывающие на связь предмета и действия. Эти общие признаки образуют ту фундаментальную основу речи, которая является врожденной и составляет базовую, или глубинную, структуру языка. Так называемая внешняя структура языка образуется путем различных преобразований базовой структуры.
Когда язык крайне упрощен, как у маленьких детей, или когда общаются люди, говорящие на разных языках, именно базовая структура используется для передачи основного смысла. Сходство детской речи с базовой структурой языка подтверждается тем фактом, что многие первые фразы ребенка удивительно похожи в разных языках. Предложения из двух слов, составляемые американскими детьми во второй половине второго года жизни, при буквальном переводе с английского на русский оказываются теми же выражениями, которые используют русские дети того же возраста.
Более того, эти детские высказывания не имитируют фразы, которые используют родители. Не зная или не умея воспроизвести то или иное правильное выражение, дети часто придумывают свои собственные (типа «убежалое молоко»), которые они, безусловно, не могли слышать от своих родителей.
Другая удивительная особенность речевого развития детей — быстрота, с которой они усваивают языковые нюансы. К пяти годам ребенок воспроизводит более 95% специфических оборотов родного языка. Уже один этот факт показывает, что дети имеют врожденную способность к освоению речи.
Дети старше пяти лет продолжают пополнять свой словарный запас и усваивают более сложные грамматические структуры, но в основном развитие разговорной речи в этом возрасте уже завершено. Теперь перед ребенком стоит не менее сложная задача освоения письменной речи.
Развитие интеллекта
Наиболее разработанная теория интеллектуального развития была предложена швейцарским ученым Жаном Пиаже. Он выделил в этом развитии четыре стадии.
Сенсомоторная стадия охватывает период младенчества. В первые месяцы жизни ребенок ведет себя так, как будто предметы, которые он в данный момент не может наблюдать, просто не существуют, и лишь постепенно начинает искать предметы, которые вышли из поля зрения, начиная предполагать, где они находятся. Он способен также координировать информацию, поступающую от разных органов чувств, так что осязательное, зрительное и слуховое восприятие предмета представляют собой не три независимых элемента его опыта, а три аспекта одного и того же объекта. Другое значительное достижение на данной стадии — развитие способности к целенаправленным действиям. На первых этапах грудной ребенок совершает только те произвольные движения, которые сами по себе чем-то для него привлекательны и интересны, но постепенно он переходит к действиям, направленным на достижение цели. Первоначально они основаны лишь на ранее освоенных произвольных движениях; в дальнейшем ребенок начинает самостоятельно и намеренно варьировать свое поведение.
Стадия дооперационального мышления. На этой стадии начинает формироваться вербальное и понятийное мышление. Первый этап, или первая стадия развития мышления, характеризуется тем, что ребенок осваивает окружающий мир на поведенческом уровне, но не может предвидеть или выразить словесно последствия того или иного события. Например, он узнает предмет, если видит его под другим углом, но не в состоянии предвидеть, как он будет выглядеть в новом положении. На второй стадии ребенок начинает приобретать знания, делать сравнения и предсказывать последствия. Однако его мышление еще не носит систематического характера.
Стадия конкретных операций. На третьей стадии, начинающейся примерно в семь лет, ребенок в состоянии рассматривать проблемы на понятийном уровне и приобретает простейшие представления о таких категориях, как пространство, время и количество. Если на предыдущей стадии ребенок думает, что, например, при переливании воды из узкого стакана в широкий воды становится меньше, то на третьей стадии он понимает, что количество воды не зависит от формы сосуда. К концу второй стадии ребенок может сказать, какая из двух палок больше, но не может расположить несколько палок по длине в правильной последовательности. На третьей же стадии он приобретает понятие об упорядоченности объектов.
Стадия формальных операций начинается примерно с 11-ти лет. Мышление ребенка систематизируется, он способен определять следствия, исходя из причин какого-либо явления. Например, если жидкости А и Б при смешивании становятся красными, при добавлении жидкости В цвет исчезает, а жидкость Д ничего не меняет, ребенок будет систематически перебирать все возможные комбинации, пока не установит особенности действия каждой жидкости. Таким образом, на 4-й стадии ребенок приобретает способность формулировать и проверять гипотезы путем систематического научного поиска.
Развитие мальчика и девочки
Разница между мальчиками и девочками всерьез начинает проявляться где-то с 6 лет… Свои стадии развития есть у мальчиков, свои – у девочек.
Литература
- Карабанова О.А. Возрастная психология – М.: 2005.
Детская психология! Что это такое и почему это важно?
Дети исторически считались мини-взрослыми – в той мере, в какой в прошлом они были одеты так же, как взрослые, и должны были работать вместе со взрослыми на основной работе. В этом контексте детская психология была чуждым понятием.
Жан Пиаже считается основоположником современной детской психологии. Его работы, начиная с 1920-х годов, поддерживали идею о том, что дети и взрослые думают по-разному. Одним из его главных вкладов было то, что на протяжении всего детства дети проходят различные стадии эмоционального и умственного развития. Он также предположил, что интеллектуальное развитие тесно связано с эмоциональным, социальным и физическим развитием.
Сегодня мы знаем, что детство — очень важный период в жизни человека. События, которые происходят, когда мы молоды, даже небольшие, кажущиеся незначительными, могут иметь прямое влияние на то, как мы себя чувствуем и ведем себя во взрослом возрасте. В этот очень важный жизненный период детский психолог работает над специализированной отраслью психологии развития, называемой детской психологией или развитием ребенка.
Детская психология является специализированным разделом психологии развития.
Детский психолог — это специалист по развитию детей, который работает с детьми и подростками, чтобы диагностировать и помочь решить проблемы, вызывающие эмоциональные или поведенческие проблемы. Детская психология важна, потому что она может помочь нам лучше понять, как дети живут, а также как лучше всего поддержать их, чтобы они стали всесторонне развитыми личностями. Поэтому полезно помочь как родителям, так и учителям лучше понять и помочь детям, находящимся на их попечении.
Детская психология помогает родителям и учителям лучше понять детей и понять, как лучше всего их поддержать.
Существует 5 основных областей, охватываемых в рамках детской психологии:
- Разработка
- Вехи
- Поведение
- Эмоции
- Социализация
Что 5 базовых областей детской психологии могут преподавать США
4.10031. Как 5 базовых областей детской психологии могут преподавать нам
1.
00359.10035. Три области развития ребенка:- Физическое развитие относится к изменениям физического тела. Обычно они происходят в относительно стабильной, предсказуемой последовательности. Это также включает в себя приобретение определенных навыков, таких как крупная моторика и координация мелкой моторики.
- Когнитивное или интеллектуальное развитие относится к процессам, которые дети используют для получения знаний. Это включает в себя язык, мышление, рассуждение и воображение.
- Социальное и эмоциональное развитие настолько взаимосвязаны, что их часто группируют вместе. Обучение общению с другими является частью социального развития ребенка, в то время как эмоциональное развитие включает чувства и их выражение. Доверие, страх, уверенность, гордость, дружба и чувство юмора — все это часть социально-эмоционального развития человека.
Хотя для облегчения понимания их можно разделить на категории, физические, когнитивные и социально-эмоциональные области развития ребенка неразрывно связаны между собой. Развитие в одной области может сильно влиять на развитие в другой. Например, написание слов требует как мелкой моторики , так и когнитивных языковых навыков. В дополнение к различным областям развития исследования показали, что развитие следует ключевым моделям или принципам. Понимание этих принципов оказало огромное влияние на то, как мы сегодня заботимся о детях, обращаемся с ними и обучаем их.
Проблемы с поведением являются наиболее частой причиной обращения к детскому психологу.
2. Вехи
Вехи развития — важный способ для психологов измерить прогресс ребенка в нескольких ключевых областях развития. Они действуют как контрольные точки в развитии ребенка, чтобы определить, что средний ребенок способен делать в определенном возрасте. Знание вех для разных возрастов помогает детским психологам понять нормальное развитие ребенка и помогает в выявлении потенциальных проблем с задержкой развития. Например, ребенок в возрасте 12 месяцев обычно может стоять и поддерживать свой вес, держась за что-нибудь. Некоторые дети в этом возрасте могут даже ходить. Если ребенку исполнилось 18 месяцев, но он все еще не может ходить, это может указывать на проблему, требующую дальнейшего изучения.
Области развития взаимосвязаны и влияют друг на друга.
4 Основные категории этапов развития:
- Физические этапы : Относятся к развитию как общей, так и мелкой моторики.
- Когнитивные или умственные вехи : Относятся к способности ребенка к мышлению, обучению и решению проблем.
- Социальные и эмоциональные вехи : которые относятся к способности ребенка выражать эмоции и реагировать на социальное взаимодействие.
- Вехи общения и языка : которые связаны с развитием у ребенка вербальных и невербальных навыков общения.
Вехи развития служат контрольными точками в развитии ребенка.
3. Поведение
Все дети время от времени могут быть непослушными, дерзкими и импульсивными. Конфликты между родителями и детьми являются неизбежны, поскольку дети борются, от «ужасных двоек» до подростковом возрасте, отстаивать свою независимость и развивать свою собственную идентичность. Эти поведение является нормальной частью процесса взросления.
Тем не менее, у некоторых детей очень сложное поведение, которое выходит за рамки нормы для их возраста. На самом деле поведенческие проблемы являются наиболее распространенной причиной обращения родителей за помощью к детским психологам. Детская психология включает поиск всех возможных корней поведенческих проблем, включая расстройства мозга, генетику, диету, семейную динамику и стресс, а затем соответствующее лечение.
Поведенческие проблемы могут быть временными проблемами, которые обычно связаны со стрессовыми ситуациями. Например: рождение брата или сестры, развод или смерть в семье.
В качестве альтернативы, поведенческие проблемы включают в себя устойчивое враждебное, агрессивное или деструктивное поведение, не соответствующее возрасту ребенка. Наиболее типичные расстройства подрывного поведения включают оппозиционно-вызывающее расстройство (ODD), расстройство поведения (CD) и синдром дефицита внимания с гиперактивностью (ADHD). Эти три поведенческих расстройства имеют некоторые общие симптомы и могут усугубляться эмоциональными проблемами и расстройствами настроения.
4. Эмоции
Эмоциональное развитие включает в себя изучение того, что такое чувства и эмоции. Понимание как и почему они происходят, а также распознавание собственных чувств и чувств другие, а затем разработать эффективные способы управления ими.
Этот сложный процесс начинается в младенчестве и продолжается во взрослой жизни. Первые эмоции, которые можно распознать у младенцев, включают радость, гнев, печаль и страх. Позже, когда у детей начинает развиваться самоощущение, появляются более сложные эмоции, такие как застенчивость, удивление, восторг, смущение, стыд, вина, гордость и сочувствие. То, что вызывает эмоциональные реакции, также меняется, как и стратегии, используемые для управления ими.
Некоторым детям научиться регулировать эмоции сложнее, чем другим.
Некоторым детям научиться регулировать эмоции сложнее, чем другим. Это может быть связано с их особым эмоциональным темпераментом – некоторые дети просто сильнее и легче переживают эмоции. Они, как правило, более эмоционально реактивны, и им труднее успокоиться. Эмоционально реактивные дети также склонны к беспокойству быстрее и легче, чем другие дети. Сначала детский психолог определяет причины, по которым ребенку трудно выражать или регулировать свои эмоции. Затем они разработают стратегии, которые помогут ему или ей научиться принимать чувства и понимать связь между своими чувствами и поведением.
5. Социализация
Социальное развитие тесно связано с эмоциональным развитием. Социализация включает в себя приобретение ценностей, знаний и навыков, которые позволяют детям эффективно взаимодействовать с другими и вносить положительный вклад в жизнь семьи, школы и общества. Хотя это непрерывный процесс, раннее детство является решающим периодом для социализации.
Одними из первых и наиболее важных взаимоотношений детей являются отношения с родителями или основными опекунами. Качество этих отношений оказывает существенное влияние на последующее социальное развитие. В отношениях со сверстниками дети учатся инициировать и поддерживать социальные взаимодействия с другими детьми. Они приобретают навыки управления конфликтами, такие как чередование, компромисс и торг. Игра также предполагает взаимное, иногда сложное, согласование целей, действий и понимания. Благодаря этому опыту у детей развиваются дружеские отношения, которые обеспечивают дополнительные источники безопасности и поддержки по сравнению с теми, которые обеспечивают их родители или основные опекуны.
Факторы, которые могут способствовать неспособности развивать соответствующие возрасту социальные навыки, включают все: от количества любви и привязанности, которые получает ребенок, до социально-экономического статуса семьи. Дети, которые не могут должным образом социализироваться, испытывают трудности в создании и поддержании удовлетворительных отношений с другими людьми — ограничение, которое многие переносят во взрослую жизнь.
Игра является важной частью развития социальных навыков.
Области, которые психолог попытается решить при работе с детьми, которые борются за социализацию, включают сдерживание враждебных или агрессивных импульсов. Они помогут ребенку научиться самовыражаться социально приемлемыми способами, участвовать в социально конструктивных действиях (например, помогать, заботиться и делиться с другими) и развивать здоровое чувство собственного достоинства.
Думаете о карьере детского психолога? Степень бакалавра психологии SACAP — это четырехлетняя квалификация, аккредитованная HPCSA, которая обеспечивает путь к получению степени магистра психологии с целью профессиональной карьеры психолога. Для получения дополнительной информации нажмите здесь .
Что такое детская психология и почему она важна? FAQ
Кто такой детский психолог?
Детский психолог — это человек, который специализируется на понимании процессов развития детей от младенчества до подросткового возраста.
Зачем вести ребенка к детскому психологу?
Наиболее распространенная причина обращения ребенка к детскому психологу связана с проблемами поведения.
Каковы пять основных областей детской психологии?
Пять основных областей детской психологии: развитие, вехи, поведение, эмоции, социализация.
Каковы четыре вехи развития?
Что такое коучинг и как его можно использовать для помощи людям?
Вот пять областей, которыми вы можете заниматься со степенью в области прикладной психологии
Что такое детская психология | Чем занимаются детские психологи
Что такое детская психология?
Детская психология изучает различные аспекты развития человека на протяжении всего детства. Хотя детская психология обычно исследует младенчество, детство и юность, основное внимание уделяется ранним годам младенчества. Это очень важный раздел психологии. До сегодняшнего дня она остается одной из наиболее часто изучаемых областей специализации в области психологии. Детская психология — особый раздел психологии развития, занимающийся не только физическим развитием детей, но и их умственным, эмоциональным и социальным развитием.
Считаете ли вы себя хорошим слушателем? Очаровывает ли вас вообще человеческое поведение? Хотели бы вы посвятить свою карьеру тому, чтобы помогать другим преодолевать проблемы и полностью раскрывать свой потенциал? Если это так, вы могли бы быть вырезаны для полезной карьеры в психологии!
Чем занимаются детские психологи?
Детская психология является специализированной областью, в которой исключительное внимание уделяется поведению и развитию детей и подростков. Это совершенно другая область психологии взрослых, учитывая то, что дети находятся в постоянном состоянии ускоренного роста и развития.
Если кто-то спросит « Чем занимается детский психолог «? Ответ прост: квалифицированные детские психологи играют важную роль в оказании помощи детям с проблемами поведения и развития, одновременно работая с родителями над улучшением их собственного понимания детской психологии.
Конкретные обязанности всегда будут варьироваться от одной профессиональной среды к другой, но типичные обязанности работающих детских психологов могут включать:0003
- Текущие исследования поведения детей и подростков
- Консультирование родителей по поведению и развитию ребенка
- Проведение оценок и тестов в диагностических целях
- Поддержка и лечение детей с поведенческими проблемами
- Работа напрямую с семейными врачами и специалистами
- Выявление и решение коммуникативных и языковых проблем
- Решение проблем с моральным развитием
- Помогает повысить уверенность и самооценку у детей
Подхожу ли я для этой работы?
Чтобы стать детским психологом, вам необходимо обладать высокоразвитыми навыками слушания и сильным чувством сострадания к другим.
Дополнительные ключевые навыки, важные для детской психологии, включают:
- Аналитическая и любознательная натура от природы
- Безупречные коммуникативные навыки
- Способность укреплять доверие и уверенность в других
- Упорство и нежелание бросить курить
- Желание продолжать обучение на протяжении всей карьеры
- Непредвзятость, сильная эмпатия и терпимость
- Умение провести границу между профессиональной и личной жизнью
Текущее развитие
Те, кто впервые начинает заниматься детской психологией на начальном уровне, могут рассчитывать на заработок где-то в районе 18 000 фунтов стерлингов. Со временем опытный детский психолог может заработать около 35 000 фунтов стерлингов, в то время как старшие детские психологи часто зарабатывают более 50 000 фунтов стерлингов.
Профессиональный образ жизни
Работа детским психологом может быть чрезвычайно полезной, хотя и имеет тенденцию быть уникально сложной. Каждый день выявляются совершенно новые дела и проблемы, которые нужно решить, от воодушевляющих до откровенно огорчающих. Поэтому важно знать, как провести четкую грань между рабочим временем и личной жизнью, чтобы получить максимальную отдачу от обоих.
«Для меня самое лучшее в моей работе — это то, как я знаю, что каждый божий день действительно вношу изменения в жизнь стольких людей. Это далеко не легкая работа, требующая серьезной приверженности и силы, чтобы добиться успеха. Вы также должны знать, как преодолевать неудачи, не позволяя им сломить вас. Но когда по почте приходят открытки от семей, благодарящих вас за хорошо выполненную работу, это значит больше, чем вы можете себе представить».
Следующий шаг
Невозможно работать детским психологом без предварительного изучения предмета. Независимо от того, хотите ли вы получить должность у известного работодателя или заняться собственным бизнесом, вам будет чрезвычайно трудно добиться какого-либо прогресса без подтвержденной квалификации.
Онлайн-курсы детской психологии
Здесь, в Brentwood Open Learning College, наши программы дистанционного обучения позволяют вам учиться в удобное время и в своем собственном темпе из любой точки мира. Все наши курсы полностью аккредитованы и могут помочь вам стать квалифицированным и успешным детским психологом.
Диплом детской психологии (уровень 4)
Наш расширенный диплом 4-го уровня, разработанный ведущими учеными и опытными детскими психологами, обеспечит вам наилучший старт на вашем новом карьерном пути.
Сертификат детской психологии (уровень 3)
Мы также предлагаем сертификат детского психолога промежуточного уровня 3, содержащий важные отраслевые идеи и критическую теорию.