Детская психология изучает: Детская психология

Содержание

Детская психология | это… Что такое Детская психология?

        отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психического развития ребёнка. Имеет ряд общих проблем с педагогической психологией (См. Педагогическая психология). Тесно связана с педагогикой (См. Педагогика), а также с возрастной морфологией и физиологией, в особенности с физиологией высшей нервной деятельности (См. Высшая нервная деятельность) ребёнка. Изучение происхождения и развития психических процессов в онтогенезе проливает свет на их природу и, т. о., способствует решению вопросов общей психологии, а также некоторых философских проблем. В. И. Ленин относил историю умственного развития ребёнка к тем областям знания, на основе которых должны строиться материалистическая диалектика и теория познания. Исследования в области Д. п. имеют важное значение для педагогической практики, поскольку знание условий и закономерностей психического развития ребёнка необходимо для сознательного управления этим процессом. Исследования различных форм аномального развития психики очень важны для дефектологии и детской психиатрии.

         Предметом Д. п. является изучение условий и движущих причин онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), а также различных видов детской деятельности (игр, труда, учения), формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей.

         Отдельные психические процессы развиваются не самостоятельно, а как свойства целостной личности ребёнка, который обладает определёнными природными задатками и который живёт, действует и воспитывается в определённых социальных условиях. В процессе превращения беспомощного младенца в самостоятельного взрослого человека, являющегося полноценным членом общества, происходит и развитие психики ребёнка, усложняется и совершенствуется отражение им объективной действительности. В соответствии с таким диалектико-материалистическим пониманием предмета Д.

п. её исследования направлены не только на констатацию происходящих в психике возрастных изменений, но и на выяснение лежащих в их основе механизмов, а также на установление закономерных зависимостей этих изменений от условий жизни и деятельности ребёнка, от его взаимоотношений с окружающими людьми.

         К числу методов, используемых в Д. п., относятся: систематическое наблюдение, беседы, собирание и анализ продуктов детской деятельности (рисования, лепки, конструирования, литературного творчества), а также различные виды эксперимента. Важную роль играет также психологическое изучение опыта воспитателей и учителей.

         Изучение проблем Д. п. проводится либо в форме «продольного исследования» (изучается общее психическое развитие или развитие отдельных психических процессов у одних и тех же детей на протяжении более или менее продолжительного периода их жизни), либо в форме «поперечных срезов» (один и тот же психический процесс изучается с помощью относительно кратковременных экспериментов у различных групп детей, стоящих на различных возрастных ступенях своего развития).

         Д. п., долгое время развивавшаяся внутри общей психологии, выделилась в самостоятельную отрасль знания в середине 19 в. Это обусловливалось возросшими требованиями педагогической практики и было связано с появлением эволюционной теории Ч. Дарвина, разработкой объективных, экспериментальных методов психофизиологических исследований и т.д. В ранний период становления Д. п. происходило первоначальное накопление эмпирического материала путём проведения дневниковых записей наблюдений за развитием отдельных детей. Позднее были предприняты экспериментальные исследования в области Д. п. и начались систематизация и осмысление накопленного материала. Появились обобщающие труды по Д. п. (В. Штерн, К. Бюлер, К. Коффка, А. Гезелль и др.).

         Время формирования Д. п. совпало с периодом кризиса методологических основ буржуазной науки вообще и психологической науки в частности. В связи с этим в западноевропейской и американской Д. п., наряду с прогрессивными, материалистическими тенденциями (ярким выразителем которых является, например, выдающийся психолог-коммунист А. Валлон), широкое распространение получили различного рода идеалистические и вульгарно-механистические концепции, трактовавшие фактические данные в духе субъективной, эмпирической психологии (См. Эмпирическая психология), вюрцбургской школы (См. Вюрцбургская школа), Персонализма, Фрейдизма, гештальтпсихологии (См. Гештальтпсихология), Бихевиоризма и т.д. Вместе с тем продолжалось накопление фактического материала, и в последние десятилетия были достигнуты определённые успехи в экспериментальных исследованиях по проблемам Д. п., в особенности в области изучения развития познавательных процессов у детей (Ж. Пиаже, Б. Инхельдер, Дж. Брунер и др.).

         В русской дореволюционной Д. п. различного рода реакционным идеалистическим концепциям, пользовавшимся поддержкой царского правительства и буржуазно-помещичьей верхушки, противостояло прогрессивное, материалистическое направление, которое складывалось под влиянием передовых идей революционных демократов и успехов естествознания. В 60-е гг.

19 в. И. М. Сеченов выдвинул положение о рефлекторном происхождении психических процессов и о их формировании у детей под влиянием условий жизни и воспитания. Важное значение для Д. п. имели труды К. Д. Ушинского и его последователей (П. Ф. Каптерев и др.), которые связали изучение детской психики с разработкой педагогических проблем. Большую роль в развёртывании конкретных исследований по Д. п. и разработке объективных методов изучения развития детской личности сыграли П. Ф. Лесгафт, А. Ф. Лазурский, А. П. Нечаев, Н. Н. Рыбников, Н. А. Сикорский и др.

         После Великой Октябрьской социалистической революции Д. п. развивалась на теоретической основе диалектического материализма. Большую роль в разработке проблемы физиологических основ психического развития сыграли исследования учеников И. П. Павлова и В. М. Бехтерева, занимавшихся изучением высшей нервной деятельности у детей. Первые попытки подойти к проблемам Д. п. с позиций марксизма-ленинизма были сделаны в 20-х гг. К. Н.

Корниловым и П. П. Блонским. В дальнейшем Л. С. Выготский совместно с А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым и другими начал теоретическую и экспериментальную разработку проблем общественно-исторической обусловленности психического развития ребёнка и изучение роли усвоения общественного опыта в онтогенетическом формировании высших, специфически человеческих психических процессов. На основе этих исследований было выдвинуто весьма существенное в теоретическом и практическом отношении положение о ведущей роли обучения в психическом развитии ребёнка, о «ближайшей зоне развития» и т.д.

         Несмотря на достижения советских учёных-психологов, Д. п. в этот период имела и ряд существенных недостатков, связанных с некритическим использованием зарубежных идеалистических и механистических концепций, что сказывалось главным образом в значительном влиянии педологии (См. Педология). Для начавшегося в 30-х гг. преодоления этих недостатков важное значение имела разработка проблемы роли деятельности в психическом развитии (А.

Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Проводились интенсивные исследования содержания и структуры различных видов детской деятельности (игра, труд, учение) и их влияния на развитие восприятия (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов, Д. Г. Элькин), памяти (П. И. Зинченко, А. А. Смирнов), мышления (П. Я. Гальперин, Г. С. Костюк, А. А. Люблинская, Н. А. Менчинская, Д. Б. Эльконин), развитие речевой системы и её регулирующей роли в поведении (А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец), а также на формирование самосознания (Б. Г. Ананьев) и качеств личности ребёнка (Л. И. Божович, В. Н. Мясищев и др.).

         Условия возникновения установок личности и их влияние на протекание психических процессов у ребёнка изучаются грузинской психологической школой (Д. Н. Узнадзе, Р. Г. Натадзе, Б. И. Хачапуридзе и др.).

         Если в 30—40-е гг. внимание уделялось главным образом констатации глобальной зависимости протекания и развития психических процессов у ребёнка от характера и структуры его деятельности, то в 50-х гг.

в ряде работ (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Смирнов, Б. М. Теплов и др.) началось изучение внутренней природы этих зависимостей и механизмов формирования психического отражения в человеческом онтогенезе. При разработке этих проблем советские психологи опирались на положение И. П. Павлова о рефлекторной природе психики и о роли ориентировочных рефлексов в образовании временных связей. В проведённых психологических исследованиях было обнаружено, в частности, особое значение ориентировочной основы действий в онтогенезе психических процессов (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) и закономерный, поэтапный ход их формирования у ребёнка с последовательными переходами от внешних, материальных действий к действиям идеальным, совершаемым в уме в плане представлений и понятий (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др.). Проведённые в последние годы исследования формирования психических процессов и свойств личности у ребёнка (Л. И. Божович, Л. В. Занков, Г.
С. Костюк, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия), а также упомянутые выше работы создали необходимые психологические основы для разработки новых, более эффективных методов обучения, которые позволяют детям усваивать такие знания и овладевать такими способами действий, которые ранее считались малодоступными.

         Вместе с тем эти исследования позволили обнаружить значительно большие, чем это предполагалось до сих пор, возрастные психофизиологические возможности дошкольников и младших школьников, что позволило определить психологические критерии обогащения познавательного содержания программ дошкольного воспитания и начального обучения и наметить более высокие требования к воспитательно-образовательной работе детского сада и начальных классов школы (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин).

         Признание детерминированности психического развития объективными условиями существования и подчёркивание ведущей роли обучения в этом процессе не означают отрицания внутренней логики этого развития, известной его «спонтанности». На разных возрастных ступенях дети оказываются особо чувствительными, «сензитивными», к усвоению определённых содержаний, в то время как другие усваиваются ими плохо или вовсе не усваиваются (Л. С. Выготский). В процессе развития обнаруживаются противоречия; например, противоречия между новыми возросшими психофизиологическими возможностями ребёнка и старыми, ранее сложившимися видами деятельности и формами взаимоотношений с окружающими людьми. Такого рода противоречия могут с особой остротой обнаружиться в периоды «возрастных кризисов» (например, в период кризиса подросткового возраста). Сложная и мало разработанная проблема внутренних противоречий развития ребёнка, имеющая важнейшее значение для диалектико-материалистического понимания онтогенеза человеческой психики, освещается в работах Г. С. Костюка, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др.

         Лит.: Сеченов И. М., Избр. Произв., 2 изд., М., 1958; Ушинский К. Д., Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Собр. соч., т. 8—9, М. — Л., 1950; Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, 2 изд., М., 1946; Выготский Л. С., Избр. психологические исследования…, М., 1956; его же, Развитие высших психических функций, М., 1960; Блонский П. П., Избр. психологические произведения, М., 1964; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, [2 изд.], М., 1965; Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребёнка. [Сб. статей], отв. ред. А. Р. Лурия, т. 1—2, М., 1956—58; Вопросы детской психологии, ч. 1—2, отв. ред. Б. Г. Ананьев, «Изв. АПН РСФСР», 1948, в. 17—18; Обучение и развитие. [Сб. статей], М., 1966; Левитов Н. Д., Детская и педагогическая психология, М., 1958; Люблинская А. А., Очерки психического развития ребёнка. (Ранний и дошкольный возраст), М., 1959; Менчинская Н. А., Развитие психики ребёнка. Дневник матери, [2 изд.], М., 1957; Эльконин Д. Б., Детская психология (развитие ребёнка от рождения до семи лет), М., 1960; Запорожец А. В., Развитие произвольных движений, М., 1960; Психология детей дошкольного возраста, под ред. Запорожца А. В. и Эльконина Д. Б., М., 1964; Божович Л. И., Личность и её формирование в детском возрасте, М., 1968; Штерн (Стерн) В., Психология раннего детства до шестилетнего возраста, пер. с нем., 2 изд., П., 1922; Пиаже Ж., Речь и мышление ребёнка, пер. с франц., М. — Л., 1932; Валлон А., От действия к мысли, пер. с франц., М., 1956; Пирьов Г. Д., Детская психология и дефектология, [2 изд.], София, 1959; Пиаже Ж. и Инельдер Б., Генезис элементарных логических структур, пер. с франц., М., 1963; Пиаже Ж., Избр. психологические труды, пер. с франц., [М., 1969]; Исследование развития познавательной деятельности, под ред. Дж. Брунера [и др.], пер. с англ., М., 1971; Piaget J., La formation du symbole chez l’enfant, 2 éd., Nchât. — P., [1959]; Carmichael L., Manual of child psychology, ed. by P. Н. Mussen, 3 ed., v. 1 — 2, N. Y., 1970; Wallon H., L’évolution psychologique de l’enfant, 4 éd., P., 1952; Baldwin A., Theories of child development, N. Y., 1967.

         А. В. Запорожец.

Детская психология что это такое. Задачи, цели, методы. Этапы психологического развития. Лучшие книги. Советы родителям.

Что такое детская психология

Детская психология – это сложное и многогранное понятие, наука, включающая в себя подробности функционирования детской психики разных возрастов. Во время изучения детей, принадлежащих к разным возрастным группам, происходит определение и уточнение закономерностей их психического развития, их поведения, реакции на типичные ситуации.

Работа психолога с детьми заключается в налаживании психологического, эмоционального состояния подопечного, разборе имеющихся у него проблем, преодолении существующих кризисов и комплексов.

детская психология

История возникновения

История возникновения и становления детской психологии своими корнями уходит не слишком далеко. Развитие этой области знаний началось в конце девятнадцатого века.

Это было связано с целым рядом факторов:
— стремительно развивающееся промышленное производство;
— поднятие уровня жизни в обществе;
— появление школ привычного нам вида.

В этот период был поднят вопрос о том, является ли правильным такой подход к воспитанию детей, как физические наказания. Появились мысли о том, что силовые наказания – это неправильно. Это породило возникновение новой задачи — получение умений понимать маленького ребенка. С этим основополагающим принципом и связан стремительный скачок в развитии детской психологии.
Одним из толчков, послуживших для углубления исследований в области психологии малышей является работа В. Прейера под названием «Душа ребенка». Ученый из Германии написал книгу, в которой отразил наблюдения за ростом и развитием собственного сына. В этом произведении ученым было уделено внимание необходимости поэтапного развития мелкой моторной функции, органов, отвечающих за чувства, способности к мышлению, речи, силы воли.

Подписывайтесь на наш аккаунт

Хотя сегодня есть другие книги по детской психологии, а труд Прейера считается несколько устаревшим, именно он положил начало развитию детской дисциплине, как самостоятельной дисциплине.

История возникновения

Что изучает эта наука?

Детская психология, как наука, изучает психологические взаимосвязи и развивающиеся здесь процессы, протекающие у ребенка, изменяющиеся в ходе его взросления. Они отличаются, меняются вместе с возрастом ребенка. Психология, изучающая особенности поведения ребенка, считается отдельной ветвью науки. Она изучает подсознательный и сознательный тип развития детского организма.

БЕСПЛАТНАЯ консультация

В ходе такой работы психологи должны уделять свое внимание разным параметрам:
— развитие дитя;
— уровень способностей к обучению;
— степень овладения родным или иностранным языком;
— особенности повседневного поведения;
— осознание себя в качестве отдельной личности;
— осознание собственной сексуальности;
— познание окружающего мира и действительности.

Когда малыш растет, развивается и взрослеет, от самого рождения до совершеннолетия, дитя проходит прогрессивные стадии своего развития.
По этой причине детская психология изучает то, как разные факторы влияют на развитие детей, переход его с одного этапа на другой. Причем, это изучение обращает внимание на влияние разных факторов – экологических, генетических, культурных.

Что изучает

Задачи и цели

Детская психология является самостоятельной отраслью общей психологии. Она занимается изучением особенностей внутреннего состояния ребенка, тщательно рассматривает то, как его психика изменяется с течением возраста, начиная от рождения и до совершеннолетия.

В науке детской психологии есть место тесной взаимосвязи с разными дисциплинами:
1. педагогические основы;
2. морфология возрастного вида;
3. физиологические процессы;
4. психология общего вида.

Главной целью этой науки, ради которой и используются методы детской психологии, является поиск и определение условий развития ребенка на психологическом уровне, а также поддержание этих условий в границах оптимальных значений.

Подписывайтесь на наш аккаунт

Задачи, выполняемые наукой детской психологии:
1. выяснение причин, которые являются движущими для развития конкретного организма – так называемый, онтогенез;
2. установление возрастных рамок, необходимых для правильного развития;
3. создание условий для перехода от одного этапа взросления ребенка к следующему;
4. изучение тех проявлений психических функций, что возникают в разный период взросления ребенка;
5. научное обоснование норм развития и становления детских психических функций;
6. определение стандартов определения уровня зрелости личности;
7. выяснение возможностей человека, которые отличаются в разные периоды его возраста, в том числе, определение потенциального вида возможностей;
8. прогнозирование психического развития ребенка.

задачи детской психологии

Методы, с помощью которых исследуется детская психика

Психические особенности развитие детей изучается посредством использования принципов общего вида психологии:
1. Единство осуществляемых видов деятельности и психического начала

2. Детерминизм

3. Объективность

4. Развитие


Для того чтобы получить достоверные исследования, необходимо принимать во внимание степень зрелости детской нервной системы. Нужно иметь глубокие знания, относящиеся к психическим особенностям конкретного периода, предшествующего возраста ребенка.

Важно проводить эксперименты только в среде, максимально приближенной к естественной. Если речь идет о сравнительном анализе, важно брать во внимание различия детей. Они могут быть социально-экономическими, этническими и другими.

Наука определяет четыре разных методики, которые активно используются в детской психологии.

Наблюдение

Этот метод предполагает прослеживание изменений в состоянии детей, которые происходят в привычных условиях.

Чтобы получить нужный результат, нужно поставить определенные цели. Во время этого процесса психолог внимательно отслеживает действия ребенка, его работу с предметами, его движения и высказывания. После этого он проводит интерпретацию того, какие именно психические процессы стоят за имеющими место внешними проявлениями.

Наблюдение

Опрос

Во время беседы психолог задает вопросы, выясняя знания ребенка. Он определяет, что ребенок думает о самом себе, о своих близких, знакомых людях, о происходящих с ним событиях, о предметах и совершаемых им поступках.

Все вопросы психолог старается формулировать максимально интересно и понятно для ребенка любого возраста. Чтобы в этом процессе не было элементов внушения, психолог задает ребенку вопросы, не используя в это время подсказок. То есть, он не скажет: «Ты обижаешься на маму или папу?».

С детьми дошкольного возраста время проведения беседы ограничивается, а с детьми, не достигшими четырехлетнего возраста, для работы используются картинки специального вида.

Эксперимент

С помощью такого метода работы психолог вызывает необходимые ему для анализа проявления детской психики, после чего проводит их поэтапную оценку. В ходе эксперимента условия деятельности могут изменяться, для получения нужного результата происходит постановка специальных задач.

Оценка психологических особенностей ребенка идет по том, как ребенок себя ведет, что он выбирает. Такой метод очень удобен для использования у детей, потому что реализуется только в игровой форме.

Это позволяет получить правдивые данные, если же ребенка заставлять работать в некомфортных для него условиях. велика вероятность того, что он будет отвечать наугад.

Эксперимент

Оценка результатов труда

Детская практическая психология в реализации такого метода использует рисунки, аппликации, сочинения. Они отражают восприятие ребенком предметов, людей, которые окружают его. С помощью анализа поделок, сделанных ребенком, можно судить о том, насколько развиты его умственные способности.

Если ребенок сделал изделие по указанию психолога. можно оценить то, как он понял данные ему указания, как сумел выполнить поставленную задачу, насколько был добросовестен и внимателен.

В детской психологии могут использоваться дополнительные методики исследований:
1. тестирование;

2. социометрика – при которой производится изучение того, как ребенок взаимодействует с другими детьми, насколько сильно он стремится к выстраиванию дружественных связей;
3. включенное обследование воспитателем – обязательно используется в дошкольных учреждениях.

Исследования любого вида имеют своей целью выяснение личностных психологических особенностей конкретного ребенка. Это нужно для того, чтобы подобрать индивидуальный подход к ребенку, чтобы выбрать лучшую тактику воздействия и добиться поставленных целей.

Вам будет интересно почитать про семейные отношения и что такое семья.

Этапы психического развития

Формирование психики ребенка идет долго. Этот процесс довольно тонкий. На него влияют:
— наследственность;
— активность;
— среда обитания;
— особенности воспитания;
— обучение.
Чтобы лучше понимать, как развивается ребенок, оценивать темпы и качество этого развития, Д. Б. Элькоином была создана возрастная периодизация. Он поделил процесс технического формирования ребенка на несколько этапов. Здесь ключевым моментом является ведущая деятельность ребенка. Всего автор выделяет шесть подобны этапов. Детская психология каждого года имеет свои особенности.

Этапы

Что лежит в основе детской психологии

Здесь находятся возрастные особенности детей. Это говорит о том, что каждый ребенок имеет особенности, характерные для него, которые обязательно нужно принимать во внимание.

От 0 до года (младенчество)

Возраст от рождения до года еще именуют периодом младенчества. В этот период психологическое состояние младенца определяется эмоциональностью его общения со взрослыми, теснотой контакта с мамой, зависимостью от матери.
Психологическое развитие малыша четко отражает все, что с ним происходит:
— возможность самостоятельного перемещения в пространстве;
— эмоциональные представления;
— открытие своего физического «я»;
— осознание себя, как части человеческого мира.

Дети

От года до 3 лет (раннее детство)

Психология детского мира в период от одного года до трех лет – именует это время ранним детством. Здесь основное значение имеет взаимодействие с различными предметами окружающего мира. Именно эти предметы здесь являются социальными орудиями.
В ходе этого периода происходит следующее:
— развитие речи;
— стремление к самостоятельности;
— подражание взрослым;
— употребление местоимения «я»;
— гордость за свои успехи.

В этой работе взрослый является посредником. Он помогает, становится между ребенком и окружающим миром, ускоряет это знакомство.

Ребенок

От 3 лет до поступления в школу (дошкольный возраст)

Детская психология для родителей называет период от трех лет до поступления в школу – дошкольным. В это врем взаимодействие психолога и ребенка происходит в виде сюжетно-ролевой игры.

В ходе такой работы происходит:
1. преодоление эгоцентризма;
2. понимание добра и зла, осознание различий между этими двумя понятиями;
3. произвольное становление поведения;
4. выстраивание иерархии мотивов;
5. возрастание стремления к познавательной деятельности;
6. замена одного предмета другим.

В этот период, при условии правильного построения взаимодействия, происходит открытие внутреннего мира ребенка. Здесь поведение взрослого можно назвать примером для ребенка. Кроме того, ребенок старается вести аналогично тому, как это делают сверстники в кругу его обычного общения.

дети

От 7 до 11 лет (ранний школьный возраст)

Период от семи до одиннадцати лет называют ранним школьным возрастом. В это время для ребенка ведущей деятельностью является учебная. В это время ребенок осваивает разные способы оперирования, затрагивающих научную сферу. Сейчас происходит формирование воли и теоретического мышления ребенка.

Что происходит с психикой ребенка:

-появление способности к планированию;

интеллектуализация психических функций;

развитие отношений со взрослыми – в качестве близкого человека и в качестве фигуры социального общества.

Психологи отмечают, что в этот период происходят серьезные изменения во внешнем мире ребенка. Это связано с необходимостью посещать школу.

От 12 до 15 лет (младший подростковый возраст)

Период от двенадцати до пятнадцати лет называют младшим подростковым возрастом.

Этому периоду свойственны такие особенности:
— стремление к познанию людей;
— изучение себя;
— осознание взаимоотношений между собой и другими людьми;
— усвоение норм социального поведения;
— ощущение себя в качестве взрослого;
— появление самосознания;
— открытие собственного «я»;
— изменение отношений с учителями, сверстниками и родственниками;
— стремление найти для себя лучшее место среди социума.

В это время подросток общается со сверстниками на интимно-личном уровне, что выходит за рамки учебы. Подростки предпочитают собираться в группы, там происходит освоение ими норм социальных отношений, их постепенная регуляция.

Лучшие авторы по детской психологии

Вопросы детской психологии можно изучить, если обратить свое внимание на книги. Есть много интересных источников, которые написаны зарубежными и отечественными авторами. Давайте рассмотрим их подробнее.

Детский психолог

Отечественная психология

Предмет детской психологии был всесторонне рассмотрен авторами нашей страны. К примеру, психологи из советских времен – Леонтьев, Рубинштейн, опирались на принципы марксизма-ленинизма. Именно они заложили основы теоретических аспектов и психических этапов развития ребенка.

Вам будет интересно почитать про Арт терапию для детей и взрослых. 

С помощью научных изысканий этого периода, были определены отличия процесса ребенка, с точки зрения психологических основ, от онтогенеза психики животных.
Чтобы подробнее рассмотреть эту теорию, нужно остановиться на особенностях становления психики животных. Здесь сначала идет накопление двух форм опыта, потом он проявляется. Также идет этот процесс и у детей.

Виды опыта:
Видовой – этот вид опыта передается другим поколениям, при этом по наследству закрепляются морфологические характеристики нервной системы.
Индивидуальный – этот вид опыта приобретается индивидом, когда происходит адаптация человека к изменяющимся условиям существования.
Когда мы говорим о процессе развития ребенка, в дополнении к этим двум видам опыта, проявляется еще и новая форма опыта. кстати, именно здесь является доминирующей.

Эту роль выполняет социальный опыт. Он воплощается в продукты производства, как материального, так и интеллектуального видов. Усвоение опыта этого вида идет в течение всего периода детского возраста. Когда дитя усваивает этот опыт, он приобретает новые знания, навыки, развивает свои способности.

Именно таким путем формируется его личность.
В начале двадцатого века практическая детская психология решала много задач. Примерно в двадцатых годах этого же века появляются новые проблемы. Они касаются изучения детских коллективов, выявления психологических особенностей тех детей, что было принято относить к категории трудных.

Подписывайтесь на наш аккаунт

Здесь же рассматривалась проблема и особенности детей, оставшихся без родительского надзора, а также определялись подходы к обучению этих детей, коррекция их поведения, которое было названо девиантным, то есть, отклоняющимся.
В 1923 году берет свое начало создание обсервационного подразделения, амбулатории на базе Детского НИИ. Здесь был специальный следственный кабинет, основными обязанностями сотрудников которого было диагностирование детей, не успевающих в учебе в начальных классах школы. Также они выявляли детей, которые нуждаются в обучение в специальных коррекционных классах и школах.
В этот же период, при поддержке кабинета министров, был создан центр. где предполагалось проведение консультаций различного вида. Здесь оказывали помощь учителям, воспитателям, во время их работы с воспитанниками и их родителями.

Отечественная детская психология развивалась дальше. В период двадцатых годов двадцатого века Ленинградский педагогический институт присоединился в Психоневрологической академии. Здесь было организовано обучение дети практически с нуля лет, как дошкольного, так и школьного возраста.

Главной задачей этого института стало ознакомление педагогов, с теми приемами и методами, с помощью которых можно было экспериментальным образом изучать психическое состояние детей разного возраста. Здесь делали особый акцент на обучение учителей, работников детских дошкольных учреждений интерпретации и оценке полученных данных экспериментального материала. Здесь же они обучались навыкам специальной деятельности с детьми разных возрастов.
Революционными считаются изыскания Л. С. Выготского в детской возрастной психологии. Этот ученый предложил новый подход к изучению психологического состояния ребенка. Он выделил много разных особенностей развития малышей и детей дошкольного, старшего возраста с точки зрения психологической науки.

Выготский описал стадии развития детского психологического состояния, объяснил закономерности переходов между ними. он выявил и сформулировал законы, касающиеся психического здоровья детей.
Выготский изучал психологию сознания, он именовал ее «вершинной» наукой. Он противопоставлял этот вид психологической науки ее другим видам.
Выготским были разработаны учения, касающиеся возраста, в виде единицы детского развития. Ученый сумел продемонстрировать ее структуру, динамику. Ученым были заложены основы возрастной (конкретно, детской) психологии. Этот вид психологии заключался в системном подходе к изучению развития ребенка на психическом уровне. Выготский отмечал, что доктрина психологического возраста не использует биологический и экологический редукционизм в объяснении понятий детского развития.
Некоторые отечественные психологи — Корнилов, Залкинд, Блонский – отмечали. что практическая психология детей должна рассматриваться в целостном подходе. Сюда они относили комплексный анализ биологических основ поведений детей, социальных причин того или иного поведения ребенка. Ученые отмечали важность механизмов развития детей. Эта область была минимально изучена, но отличалась высоким уровнем важности, в том числе, и для психологии практического вида. Это было нужно для разработки программ, с помощью которых можно было бы обучать и развивать детей, методов коррекции их психики.
Проблемы детской психологии изучал В. И. Аснин в 30-е годы двадцатого века. Он отмечал, что в ходе проведения психологических экспериментов, для надежности полученных результатов, нужно интерпретировать не средний уровень решения задачи. Здесь нужно было брать во внимание ту задачу, которую решал ребенок.

С того времени психологи начали использовать подход, согласно которому уровень интеллектуального развития оценивался с точки зрения наследственной предрасположенности. Они считали. что уровень IQ не менялся на всей протяжённости жизни человека.
Сегодня идея постоянного уровня развития интеллекта немного пошатнулась, ее почти не используют в теории и практики научной психологии.

Зарубежные авторы

Детская педагогическая психология начинает свой путь с Чарльза Дарвина, который первым рассмотрел вопрос существования особого закона генезиса. Другой ученый, Геккель, сформулировал основы биогенетического закона. Он отметил, что животные и люди еще в процесс развития внутри материнской утробы проходят все те стадии, что находятся в филогенезе.
Другим ученым – С. Холлом была рассмотрена теория рекапитуляции. Он отметил, что аналогичный закон действует и для последующего развития ребенка. Он считал, что онтогенез кратко повторяет историю развития общества людей.
Рассмотрим еще несколько участников развития детской психологии:
К. Бюлер – создал свою развивающую теорию, выраженную в трех последовательных ступенях. Выделил три стадии развития детей – инстинкт, тренировка навыков или инстинкт и интеллект.
И. П. Павлов – уточнил, что есть приобретенный вид типов поведения. Развитие человека здесь сводится к проявлению имеющихся у него инстинктов и дрессировке.
Фрейд – разработал теорию, согласно которой формы поведения человека возникали под воздействием окружающей среды, а не наследственности, как предполагалось сначала.
В. Штерн – рассматривал области детской психологии, выделил двухфакторную теорию конвергенции. Он отмечал, что психическое развитие идет в результате сближения внутренних данных, заложенных в человеке с внешними условиями, оказывающими на него влияние.
Гезель – отмечал, что психологическое развитие детей не обычная функция, а процесс, который обусловлен сам собой. Он считал, что развитие является адаптацией, то есть является приспособлением детей к существующей социальной среде.
Жан Пиаже – выделил теорию психического развития, которая была основана на последовательном прохождении разных стадий. Он считал, что развитие детской психики совпадает с тем вариантом развитием, которое проходят интеллектуальные способности ребенка. В этом процессе происходит своего рода изменение операций, которые он выполняет, внешние действия влияют на структуру его внутреннего уровня.
Э. Эриксон работал в области детской клинической психологии. Он разработал эпигенетическую теорию, по которой развивалась личность. Ученый полагал, что человек отличается наличием биосоциальной природы. Важнейшим качеством его личности являлась идентичность психики и социального начала, основанная на предположении о том, что человек имеет целостное самостоятельное восприятие.
В конце тридцатых годов двадцатого века целой группой ученых, среди которых были Сирс, Доллард, Уайтинг, Миллер, иные ученые из Йельского университета, была предпринята попытка перевести понятия, входящие в состав психоаналитической теории личности на язык теории К. Халла.
Эта группа обозначила несколько направлений своих изысканий:
социальное обучение во время воспитания;
анализ обмена культурными ценностями;
развитие личности.
Подытоживая полученные сведения, Миллер и Доллард даже ввели специальный термин, получивший название «социальное обучение».
Отдельно стоит теория деятельности, разработанная Леонтьевым. Он считал, что всякая деятельность возникает в виде сознательного действия. Потом она становится операцией, только после формирования становится функцией.

Что является предметом в детской психологии?

Основным предметом изучения этой науки является психологическое состояние ребенка. Эта наука интересуется взрослением детей, получением ими навыков общения с другими людьми, работе, совершению открытий.
Младенец, появляясь на этот свет, является беспомощным существом. Но, это не минус, это одно из самых больших достижений человеческой расы.

Основным предметом детской психологии является как раз изучение процесс, в ходе которого из беспомощного субъекта формируется сознательный объект, который может заниматься разнообразными видами деятельности.
В силу своего возраста, дети отличаются друг от друга уровнем умственного развития. Они могут владеть или только изучать те или иные виды деятельности.

К примеру, годовалый малыш управляет окружающими предметами путем их перемещения, постукивания ими, перекладывания с места на место. А дошкольник, использует уже более сложные инструменты познания этого мира – он рисует, может лепить, строить здания из подручных материалов.
Психическое развитие детей происходит через возникновение, изменение. последующее совершенствование процессов, относящихся к психике, в детском мозге.

Сюда можно отнести такие свойства:
— восприятие окружающей действительности;
— воображение и фантазии;
— внимание к условиям и миру вокруг;
— мышление и способность думать;
— память и ее качества;
— язык, присущий конкретному человеку;
— чувства и их выражение;
— первые формы контроля за волевым поведением.

Если внимательнее рассмотреть этот момент. можно найти ряд закономерностей. Двух-трехлетние дети решают встающие перед ними задачи посредством манипулирования различными объектами. Они не могут заранее мыслительно составить план дальнейших действий.

После достижения трехлетнего возраста ребенок, играя, придумывает простой план действий, они согласовывают свои действия друг с другом, могут манипулировать игрушками. Это является главным свидетельством того, что их уровень мышление переходит от появления в уме к действию.

Это позволяет им оптимальнее направлять и регулировать собственные действия. Именно период раннего действа, дошкольное время – это этап, когда происходит активное формирование задатком личности ребенка.
Если проанализировать вышеизложенное, можно отметить, что под предметом детской психологии понимают изучение тех условий и причин онтогенеза, что являются движущей силой психического состояния человека. Сюда вовлечены разные процессы – эмоциональные, нравственные, разные виды деятельности – игры, обучение, труд. Здесь происходит формирование личностных качеств, особенностей детей возрастного и индивидуально-психологического вида.

Детский психолог

Принципы детской психологии

Объектом изучения детской психологии выступает развитие психики ребенка. Если взрослые будут грубо вмешиваться в этот процесс, велика вероятность, что он будет заторможен, либо существенно искажению. Поэтому основным принципом детской психологии принято считать гуманизм и педагогический оптимизм. Если сказать другими словами, то в детской дошкольной психологии и психологи и работы с подростками очень важно не навредить. даже стараясь помочь.

БЕСПЛАТНАЯ консультация

Вам будет интересно почитать про личностный рост.
Психологи, которые работают с детьми, должны особенно чувствовать свою ответственность. Им не нужно торопиться в своей деятельности, важно детально прорабатывать и оценивать причины того или иного детского поведения. Для этого выделяются психологические закономерности и особенности. тут поможет только бережное отношение к детям. Здесь не обойтись без чуткости и тактичности.

Дети

Следующим принципом детской психологии выступает эффективность и научность. Объяснить их можно так: важно постепенно исследовать все этапы психологического развития детей, отслеживать закономерности, находить механизмы. Здесь нужно действовать с позиций детской психологи, обычный подход не даст нужных результатов. Важно помнить, что ребенок – это не маленькая копия взрослого человека. Это полноценный человек, имеющий собственное мировоззрение, свой образ мыслей, свои переживания, которые он по-своему понимает и выражает.
Внутренний мир дошкольника развивается в соответствии с личными законами. Поэтому приступать к исследованиям нужно с применением психологических знаний, после освоения базовых концепций психологической науки.
И последний принцип детской психологии – это детерминизм. Он показывает, что только под влиянием внутренних и внешних причин происходит становление свойств и функций психического характера у детей. Они находятся во взаимосвязи с социальным окружением ребенка, его условиями жизни и уровнем воспитания.

Советы родителям

1. Чтобы ребенок развивался в комфортных для него условиях, мог активно познавать окружающий и незнакомый ему огромный мир, нужно не так много.

2. Родители должны соблюдать тонкую грань баланса, не перегружать дитя собственной опекой.

Подписывайтесь на наш аккаунт

В теории детской психологии выделяют такие принципы воспитания малышей:
— обязательно хвалить ребенка за его самостоятельные, малейшие достижения;
— не переделывать то задание, что сделал ребенок, даже если оно сделано не совсем верно;
— приучать дитя к общению с незнакомыми людьми медленно и постепенно;
— поощрять желание ребенка к исследованию;
— не требовать достижения идеальных результатов с первой попытки;
— не ругать за медлительность и неаккуратность. относится к этим качествам с терпением;
— не использовать игнорирование ребенка в качестве наказания его за неправильные поступки;
— стимулировать детскую самостоятельность.

Советы родителям

Заключение

Каждый ребенок является самостоятельной личностью, психическое состояние которого изучается и регулируется детской психологией. Дети отличаются друг от друга физиологическими и психологическими особенностями. Чтобы дитя развивалось гармонично, важно не пытаться его переделать, важно учитывать темперамент и характер малыша, только с этой позиции подходить к его обучению. Только при соблюдении этих простых условий из малыша вырастет здоровая и гармоничная личность.

Навигатор по статье

История возникновения

Задачи и цели детской психологии

Методы

Детская психология по возрастам

Советы родителям

Исследования в области психологии развития: 10 примеров

Откройте для себя десять классических экспериментов в области психологии развития, которые изучают, как у детей возникают личность, память, язык, обучение и многое другое.

Когда-то, хотя сейчас нам это кажется маловероятным, все мы были детьми.

Мы булькали, мы плакали, мы смеялись, мы исследовали, мы падали, и у нас было очень мало представления о путешествии, в которое мы только что отправились.

За исключением несчастных случаев, в течение первых нескольких лет нашей жизни мы развили память, язык, самооценку, когнитивные, социальные и эмоциональные способности.

Мы сделали первые шаги к себе в будущем.

Детская психология — или, в более широком смысле, психология развития — это не просто изучение детей, это изучение вас и меня и того, как мы стали такими.

Точно так же, как изучение вашей истории может рассказать вам о будущем, психология развития показывает нам, кем мы когда-то были и даже кем мы станем.

Вот 10 классических исследований психологии развития, которые освещают важные области детского развития.

Каждый из них является частью головоломки, которой являются мы сами, и каждый из них напоминает нам, изучая только один кусочек, насколько сложными были когда-то аспекты опыта, которые мы сейчас принимаем как должное.

Нажмите на ссылку, чтобы получить более подробное описание каждого эксперимента по психологии развития.

1. Младенческая память развивается очень рано

Некоторые утверждают, что в возрасте от двух до четырех лет мы не можем помнить что-либо из прошлого.

Другие думают, что наши воспоминания могут уходить далеко в прошлое — возможно, даже до рождения.

Вопрос о детской памяти является сложным, потому что трудно проверить, являются ли самые ранние воспоминания взрослых реальными или воображаемыми.

Психологи, тем не менее, изучили появление памяти в первые несколько лет жизни с помощью серии ставших уже классическими экспериментов в области психологии развития.

Они обнаружили, что наши системы памяти на самом деле работают довольно хорошо с самого начала.

Воспоминания младенцев, похоже, работают почти так же, как и воспоминания взрослых, просто детские воспоминания гораздо более хрупкие.

2. Психология развития: когда появляется самость

На сегодняшний день «зеркальный тест» остается лучшим экспериментом в области психологии развития, когда-либо разработанным для изучения появления я-концепции у младенцев с помощью зеркального теста.

Большинство людей ищут себя номер один, поэтому странно думать, что когда-то у нас не было понятия «я».

Простое исследование, проведенное в начале 70-х годов, показывает, что до двухлетнего возраста мы не можем узнать себя в зеркале.

Благодаря этому исследованию и многочисленным вариациям в психологии развития, которые последовали за ним, некоторые утверждают, что наша самооценка появляется только на втором дне рождения.

3. Как дети учатся

Классическое исследование детского обучения предполагает, что истинное понимание приходит, когда мы отказываемся от устоявшихся предубеждений.

То, как дети пересматривают свое понимание мира, является одной из самых увлекательных областей психологии развития.

Но это относится не только к детям; всем нам время от времени приходится принимать новые концепции, даже если они могут быть не такими глубокими, как происхождение вида.

Заманчиво думать, что обучение в основном связано с памятью, тем более что в старые недобрые времена образования обучение в основном выполнялось наизусть.

Однако идея «ментальных моделей» предполагает, что дети создают, а затем тестируют ментальные модели того, как устроен мир, чтобы улучшить наше понимание, и именно так дети учатся.

4. Стили привязанности в психологии развития

Стили привязанности анализируют, как люди реагируют на угрозы и проблемы в личных отношениях.

Люди, отношения с которыми сложны, часто становятся неспособными участвовать в обычной повседневной жизни.

Они могут проявлять враждебность по отношению к другим, иметь проблемы в учебе, а также более высокий риск развития психических расстройств в более позднем возрасте.

Эти трудности иногда уходят своими корнями в самые важные ранние отношения, о чем свидетельствуют стили привязанности.

Неудивительно, что психологи развития так интересуются первыми отношениями, которые мы строим с нашими основными опекунами.

Эти стили привязанности, вероятно, окажут жизненно важное влияние на все наши будущие отношения, в том числе с нашим супругом, нашими коллегами по работе и нашими собственными детьми.

Хотя нельзя винить во всем своих родителей, стили привязанности в ранних отношениях подобны шаблону, который мы используем в жизни.

5. Младенцы подражают другим, когда им всего несколько недель от роду

Одной из основных форм социального поведения является копирование другого человека.

Хотя мы, взрослые, воспринимаем подражание как нечто само собой разумеющееся, на самом деле это довольно сложный процесс для маленького ребенка.

В основе подражания лежит понимание разницы между собой и другими — то, что, по мнению известного швейцарского детского психолога Жана Пиаже, не возникает сразу у младенцев.

Следовательно, он утверждал, что младенцы не могут подражать другим, пока им не исполнится от 8 до 12 месяцев.

Однако теперь некоторые исследователи считают, что крошечные младенцы в возрасте от 12 до 21 дня могут подражать другим.

6. Когда дети могут моделировать разум другого человека

Теория разума — это когда мы можем поставить себя на место других людей, чтобы попытаться представить их мысли, намерения и возможные действия.

Без возможности моделировать мысли других людей мы потерялись бы в социальном мире.

Появление теории психики у детей является жизненно важной вехой в развитии; некоторые психологи считают, что неспособность разработать теорию разума является центральным компонентом аутизма.

Некоторые эксперименты в области психологии развития показывают, что в возрасте от 4 до 6 лет у маленьких детей начинает проявляться ряд замечательных навыков, жизненно важных для их успешного функционирования в обществе.

Они начинают понимать, что другие могут придерживаться ложных убеждений, они сами могут лгать и что другие могут лгать им — у них есть теория разума.

7. Постоянство объекта в психологии развития

Постоянство объекта или постоянство объекта в психологии развития — это понимание того, что вещи продолжают существовать, даже если вы не можете их себе представить.

Исследования в области психологии развития показали, что младенцы в возрасте 3,5 месяцев, по-видимому, имеют базовое представление о постоянстве объекта.

Похоже, маленькие дети не обязательно попадают в ловушку мира форм, которые не имеют для них большого значения.

Вместо этого они кажутся интуитивными физиками, которые могут проводить элементарные рассуждения о физических понятиях, таких как гравитация, инерция и постоянство объекта.

8. Как младенцы учат свое первое слово

Самый первый шаг младенца на его годичном пути развития к первому слову, пожалуй, самый впечатляющий.

Этот первый шаг заключается в различении и категоризации основных звуковых компонентов языка, который они слышат.

Чтобы понять, насколько это может быть тяжело, подумайте о том, чтобы слушать кого-то, говорящего на языке, которого вы не понимаете.

Иностранные языки могут звучать как непрерывные потоки шума, в которых очень трудно уловить, где начинается одно слово и начинается другое слово.

Исследования в области психологии развития показывают, что примерно до 11-месячного возраста младенцы являются мастерами различения фонем, используемых во всех типах языков.

Но после 11 месяцев младенцы привыкают к одному набору фонем для своего первого языка и теряют способность отличать фонемы от других языков.

9. Игра и психология развития

Один из первых психологов развития Лев Выготский считал, что в дошкольном возрасте игра является ведущим источником развития.

Играя, дети учатся и практикуют многие основные социальные навыки.

Они развивают чувство собственного достоинства, учатся взаимодействовать с другими детьми, заводить друзей, лгать и играть в ролевые игры.

Классическое исследование психологии развития развития игры у детей было проведено Милдред Партен в конце XIX века.20-х годов в Институте развития ребенка в Миннесоте (Партен, 1933).

Она внимательно наблюдала за детьми в возрасте от 2 до 5 лет и классифицировала типы игр.

Она обнаружила шесть различных типов игры, от одиночной до ассоциативной и совместной

10. Теория психологии развития Пиаже

Жан Пиаже был психологом развития, чья четырехэтапная теория, опубликованная в 1936 году, оказалась чрезвычайно влиятельной.

Теория четырех стадий развития Пиаже претендует на славу одной из самых критикуемых психологических теорий.

От сенсомоторной стадии через предоперационную стадию, конкретную операционную стадию и формальную операционную стадию его теория пытается описать, как развивается развитие ребенка.

Однако эксперименты и теории Пиаже о том, как дети формируют свои знания о мире, столкнулись с бесконечными проблемами, многие из которых были оправданы.

Подробнее о них читайте здесь.

.

Детские исследования | Кафедра психологии и неврологии

Обучение и развитие детей и младенцев ( CHILD ) Исследовательская группа Университета Дьюка — это группа исследовательских лабораторий, которые открывают удивительные вещи о том, как дети растут и учатся. Мы приглашаем добровольцев в возрасте от 2 месяцев до 6 лет для наших исследований.
 

Лаборатория Бергельсона (BLAB)

PI: Элика Бергельсон

Мы изучаем заучивание слов младенцами, в частности, какую роль в их обучении играют ранние языковые и экологические данные младенцев. Мы фокусируемся на понимании того, как дети усваивают слова из окружающего их визуального, социального и языкового мира.

Недавняя публикация

Лаборатория раннего детского познания

ИП: Тамар Кушнир

Нас интересуют активные, игровые и социально ориентированные способы, с помощью которых маленькие дети познают окружающий их мир. Нас также интересуют различные представления детей о мире — их интуитивные «теории» — и то, как эти убеждения формируются в результате взаимодействия детей с их социальным и культурным окружением. Наша лаборатория использует междисциплинарный подход, опираясь на теоретические выводы из машинного обучения, философии, эволюционной биологии и культурной психологии, чтобы ответить на вопросы, имеющие решающее значение для того, как мы думаем и учимся.

Недавняя публикация

Лаборатория Томаселло

PI: Майкл Томаселло

Мы проводим исследования сотрудничества и общения детей в эволюционной перспективе. Недавние темы включают: сотрудничество, приверженность, справедливость, помощь, указывающие и знаковые жесты, социальное познание, совместное принятие решений, чувство долга и социальные нормы.

Недавняя публикация

Wilbourn Infant Lab at Duke (WILD)

ИП: Макеба Уилборн

Мы изучаем, как дети изучают язык и как различные способы ввода информации, такие как жесты, могут влиять на раннее развитие речи и когнитивное развитие. Кроме того, нас интересует, как различное культурное происхождение и языковой опыт влияют на изучение языка детьми.

Недавняя публикация

Лаборатория Duke Identity & Diversity Lab

PI: Sarah Gaither

Мы исследуем социальное развитие, уделяя особое внимание различным социальным идентичностям, а также тому, как эти социальные идентичности формируют восприятие и поведение. В частности, нас интересует понимание детьми членства в группе, их восприятие собственной и чужой социальной идентичности, а также то, как это понимание и восприятие объединяются, чтобы формировать кросс-групповое поведение.

Недавняя публикация

Duke Early Experience and the Developing Brain Lab

PI: Michael Gaffrey

Мы изучаем психическое здоровье младенцев и детей раннего возраста. Текущие исследования включают в себя изучение того, как мозг поддерживает раннее эмоциональное развитие у детей в возрасте от 4 до 7 лет, и изучение того, как использование опекунами структурированных игровых мероприятий может положительно повлиять на задержки в социальном развитии в младенчестве и дошкольном возрасте.

Недавняя публикация

 

   

Также проверьте эти родственные лаборатории!
Лаборатория Мазука
ИП: Рэйко Мазука
Лаборатория Марша
PI: Бет Марш

Чтобы связаться с Duke Child Studies, позвоните или напишите Робину Данну по адресу [email protected], (919) 660-5793.

Зарегистрировались и больше не заинтересованы в участии? Нажмите здесь, чтобы быть удаленным из нашего списка.

Добавить комментарий