Детские возрастные кризисы: понять и справиться
Мария Курамина
«Все возрастные кризисы так или иначе связаны с тем, что ребенок осваивает какой-то важный новый навык», — пишет в своей книге Виктория Шиманская — доктор психологии, автор первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта детей, преподаватель и активная мама. Выбрали из книги отрывок, который поможет разобраться с кризисом движения и увидеть в нем не только сложности, но и пользу.
Новые навыки
Каждый сложный период в воспитании почти всегда начинается с того, что ребенок осваивает что-то новое и важное. В один год это самостоятельное движение (ползание, а затем и ходьба), в три года — речь, в пять лет — открытие собственной эмоциональности, в семь — …
Любой возрастной кризис — это проблема не самого ребенка, а всей системы, состоящей из него, вас и окружающей среды. Когда годовалый малыш вдруг осваивает вертикальное положение, начинает, шатаясь, переходить от дивана к столу, тянуть на себя скатерть, хвататься за дверные ручки, выбрасывать все из ящиков стола — это верный знак, что и вы, и среда должны немного перестроиться, чтобы этот кризис прошел органично.
Полтора — два года: кризис движения
Детей, которые активно обучаются ходить, в англоязычной литературе называют тоддлерами. В психологии этот термин относится ко всем детям от года до трех лет, то есть к периоду от начала кризиса движения и до начала кризиса коммуникации, знаменитого кризиса трех лет. Конечно, переломный момент не длится все два года, но у каждого ребенка он индивидуален: кто-то к полутора годам легко осваивает навык хождения, кто-то готовится к прорыву почти до трех лет.
Тоддлерский возраст — самый хлопотный и напряженный для родителей. Ребенок как будто ежесекундно подвергается опасности: упасть, удариться, повалиться, споткнуться, что-нибудь на себя опрокинуть или свалить… Но остановить ребенка, который ощутил в себе силы ползти, а затем и ходить, невозможно: для него нет большего удовольствия, чем преодолевать препятствия и осваивать пространство.
Весь мир как будто переворачивается. Малыш начинает воспринимать свой дом как огромный интерактивный тренажер: тут можно лазить, ползать, трогать, ронять, хватать, тянуть… А взрослым то же пространство представляется трассой на выживание для крохотного младенчика. И в этом главный конфликт второго детского возрастного кризиса: там, где ребенок видит развитие, мы видим опасности. При этом правы и мы, и ребенок: развитие невозможно без принятия некоторых вызовов от реальности. Вопрос в том, действительно ли опасны эти вызовы — или это мы, взрослые, так мучительно привыкаем к тому, что наш малыш сполз с рук и отправился сам осваивать окружающий мир.
Это страшно увлекательный период в жизни мамы и ребенка, но, чтобы он принес вам радость, нужно настроиться на определенную волну: постараться увидеть все, что вас окружает, глазами ребенка.
Порядок
Имеет смысл всегда помнить, что у годовалого ребенка совсем иное представление о порядке, чем у вас. Да, ему очень хотелось бы каждый день в одно и то же время есть, пить, гулять и отдыхать, но ему совершенно неважно, стоят предметы на столе или валяются на полу. Это нам кажется, что дом перевернут вверх дном, а ребенок находит глазами все привычные предметы и успокаивается: я вижу то, что привык видеть, — значит, все в порядке.
Хорошая идея — на какое-то время адаптировать свое представление о порядке к реальности ребенка. Например, нет никакого смысла сортировать игрушки: можно просто сложить их в удобные корзины или контейнеры и поставить у стены. Также бессмысленно добиваться, чтобы на полу ничего не лежало: лучше убираться два раза в день в определенные часы — например, перед утренней прогулкой и ночным сном. Все остальное время позвольте безопасным интересным объектам валяться. Ребенка это только побудит быстрее научиться хватать их и складывать в контейнер.
Как подготовить пространство к приходу тоддлера?
Как правило, к тому моменту, как ребенок начинает самостоятельно передвигаться, ваш дом еще совершенно не готов к таким потрясениям. Розетки, провода, дверцы шкафов, зеркала, куча предметов, которые могут свалиться ребенку на голову, прищемить пальчики… Это пространство взрослых, которое теперь должно преобразоваться в безопасную и развивающую среду для тоддлера.
Первый родительский порыв — пытаться снова ограничить ребенка: усадить в манеж, поставить баррикады на пути к кухне или коридору…
У этого сценария есть несколько слабых сторон. Во-первых, дети оказываются не в восторге от ограничений и регулярно бунтуют против любых преград. Во-вторых, рано или поздно все баррикады рухнут и ребенок окажется один на один с опасной кухней, ванной, коридором, где ему придется осваивать пространство. Манежи и загоны лишь оттягивают момент встречи с опасностью, но не отменяют его.
Другая крайность — просто контролировать ребенка на каждом его шагу. Но тогда нам придется каждую секунду одергивать малыша, окрыленного своими открытиями: стой, не тронь, сюда нельзя, это опасно… Эта схема особенно травматична для самой мамы: теперь от малыша нельзя уйти ни на шаг, нужно постоянно за ним следить, все время спасать его от мира, который он с таким увлечением осваивает. Третий сценарий — просто убрать с пути малыша все, что может представлять опасность. Но и тут проблема: обостренный инстинкт заботы заставляет нас видеть угрозу буквально в каждом объекте, начиная от напольной вешалки и заканчивая горшком с кактусами.
А что тогда делать? Вероятно, успокоиться и приступить к важнейшей родительской миссии: научить ребенка жить в том мире, который у вас есть. Да, со всеми его опасностями, рисками и поводами для беспокойства. Но все ваше беспокойство — это ресурс, который вы сможете постепенно разменять на опыт ребенка, на его ловкость и готовность самостоятельно справиться со множеством сложностей.
По материалам книги «Детские кризисы».
Обложка отсюда.
КАК ПЕРЕЖИТЬ КРИЗИСЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА? / Статьи / ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ
Автор: Елена Шахрай, Фото: ru.freepik.com
ОТНОШЕНИЯ
В жизни каждой семьи возникают периоды, когда ребёнок вдруг резко меняется, буквально «отбивается от рук», доставляя родителям немало хлопот и проблем. Однако очень часто родители даже не подозревают о том, что подобное поведение их чада нормально и обусловлено возрастным кризисом. Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ собрала для вас информацию об основных возрастных кризисах ребенка.
Психологи утверждают, что возрастной кризис ― это переломные точки на кривой развития человека, отделяющие один возраст от другого. На самом деле, любой человек постоянно переживает кризисы. И это абсолютно нормально. Первый кризис происходит в 1 год, второй — в 3 года, третий — в 7 лет. Следующий кризис, весьма сложный, растянут по времени от 10 до 18 лет. За ним следует кризис 21 года, кризис 32 лет, кризис «среднего возраста» — с 38 до 42 лет, и кризис, наступающий после 50.
Необходимо сразу отметить: время наступления возрастных кризисов условно, их нельзя чётко градуировать. Кризисы могут наступить раньше или позже: они связаны с физиологией человека, с его гормональной перестройкой. И происходят кризисы в прямой связи с развитием человека, пугаться их не стоит. Давайте разберёмся в особенностях некоторых кризисов и рассмотрим кризисы детского развития.
Кризис первого года жизни
Первый кризис — это кризис первого года жизни ребёнка. С точки зрения родителей, самый приятный «переломный момент» в жизни ребёнка. Ребёнок начинает ходить, понимает некоторые слова и начинает говорить сам. Ребёнка очень интересует окружающий мир, его больше не нужно постоянно держать на руках, подносить к нему те или иные предметы, сейчас он сам готов знакомиться со всем окружающим.
Рекомендации психолога: в это время ребёнку очень важна родительская реакция — как одобрительная, так и наоборот. Худшее, что могут позволить себе родители, — это равнодушие. Или же когда родители реагируют только на плохие поступки своего ребёнка. У их чада сразу вырабатывается стереотип: «На меня обращают внимание только тогда, когда я веду себя плохо, значит, чем хуже я себя веду, тем больше на меня будут обращать внимание».
Кризис трёх лет
Из милого ангелочка, которым только что был ваш ребёнок, он вдруг превращается в настоящего непоседу. Ребёнок учится манипулировать, всё время кричит, что то или иное действие будет выполнять «он сам». Второй способ манипулирования — капризы: ребёнок кусается, плачет, бросается на пол.
Рекомендации психолога: для того чтобы этот кризис благополучно миновал, очень важно, чтобы к 3 годам ваш ребёнок уже начал хорошо говорить. Речь в данном случае для ребенка — это не только средство коммуникации, но и некая регуляторная функция поведения — «это можно, а это нет». Если ребёнок сможет понять, что именно значит слово «нет» и почему «этого делать нельзя», — кризис пройдёт быстрее. После «кризиса 3-х лет» у ребёнка наступает пора игр: через них он познаёт мир, взрослую жизнь. Важно, чтобы ребёнок умел играть, и научить его этому должны вы. И это не должны быть игры на компьютере!
Кризис семи лет
Ребёнок идёт в школу, а значит, получает больше свободы. За ним уже не следят круглые сутки взрослые, он приучается к самостоятельности, к ответственности, к самостоятельному решению своих проблем. Ребёнок всё больше времени проводит со своими сверстниками — и многое от них перенимает. А потому может начать хулиганить, но не со злости. Дети в этом возрасте не могут отвечать за свои поступки, не понимают их последствий, не понимают опасностей.
Рекомендации психолога: очень важно, чтобы вы уделяли ребёнку как можно больше своего свободного от работы времени: вместе гуляли, проверяли домашние задания, общались с ребёнком, интересовались его успехами в школе.
Подростковый период
Самый сложный период в развитии человека — это подростковый возраст: ребёнок отдаляется от родителей, подвергает сомнению их авторитет. У него появляются новые объекты для подражания — сверстники, «звёзды» телевидения. Ребёнок-подросток по-новому видит свою жизнь, свои подростковые проблемы и пытается их решить так, как умеет. Это сложный возраст: с одной стороны, подростку нужны новые степени свободы, с другой — нельзя оставлять его наедине с собой.
Рекомендации психолога: ребёнок должен сам внутренне пройти через свои ошибки, осознать их, ведь это непременное условие на пути к взрослой жизни. Ребёнок проходит через этот кризис, как бы перешагивая со ступеньки на ступеньку. В конце концов, этот растянутый по времени кризис даёт подростку понимание того, кем он хочет быть в этой жизни. И речь тут идёт не о будущей специальности, а о личности в глобальном плане и её месте в жизни человечества. И именно вы, родители, должны показать ему, насколько богат этот мир. Помните, ведь вы сами когда-то были такими. И все возникающие перед ребёнком проблемы стоит решать вместе с ребёнком, тем не менее предоставляя ему свободу выбора.
Общие рекомендации психолога родителям для преодоления кризисов детского возраста:
— Понять ребёнка и осознать его неповторимость и уникальность.
— Не превращать всю жизнь ребёнка в способ удовлетворения своих высоких родительских амбиций.
— Создать условия для «поощрения» умственных и поведенческих проявлений ребёнка.
— Не проецировать на ребёнка собственные увлечения и интересы.
— Не перегружать ребёнка.
— Учить ребёнка терпению и поощрять за все старания.
— Тактично, деликатно помогать ребёнку во всем.
— Учить ребёнка не воспринимать любую неудачу как трагедию.
— Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную эмоциональную ранимость ребёнка.
— Спокойно относиться к эмоциональным перепадам в настроении ребёнка.
— Учить ребёнка владеть собственными эмоциями.
— Не возвышать ребёнка над остальными членами семьи.
— Учить ребёнка быть дружелюбным в коллективе.
— Как можно больше уделять внимания физической активности ребёнка.
— Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.
— Понять, в чем суть проблемы вашего ребенка. С чем, например, могут быть связаны агрессия и неприятие себя. Что беспокоит ребёнка все время.
— Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к ребёнку, привлекая не только близких, но и воспитателей / педагогов ребёнка.
— Считать себя самым счастливым из всех родителей в мире!
Уважаемые родители, искренне желаем вам успехов в воспитании детей!
Читать также:
РАЗМЫШЛЕНИЕ О ТОМ, ПОЧЕМУ НАМ ВАЖЕН ПАПА?
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ МАМЕ О ВОСПИТАНИИ ДОЧЕРИ?
НУЖНО ЛИ МАЛЬЧИКА И ДЕВОЧКУ ВОСПИТЫВАТЬ ОДИНАКОВО?
COVID-19 «крупнейший глобальный кризис для детей за нашу 75-летнюю историю» — ЮНИСЕФ
Пресс-релиз
В свой 75-летний юбилей ЮНИСЕФ предупреждает, что COVID-19 сводит на нет практически все показатели прогресса в отношении детей, в том числе еще ошеломляющие 100 миллионов детей погрузились в нищету.
11 декабря 2021 г.
ЮНИСЕФ/UNI346202/Виландер
НЬЮ-ЙОРК, 9 декабря 2021
В отчете Предотвращение потерянного десятилетия: срочные меры по обращению вспять разрушительного воздействия COVID-19 на детей и молодежь подчеркиваются различные способы, которыми COVID-19 бросает вызов десятилетиям прогресса в решении ключевых проблем детства, таких как бедность, здоровье , доступ к образованию, питанию, защите детей и психическому благополучию. Он предупреждает, что спустя почти два года после начала пандемии широкомасштабное воздействие COVID-19 продолжает углубляться, увеличивая бедность, закрепляя неравенство и угрожая правам детей на невиданном ранее уровне.
В отчете говорится, что, по оценкам, еще 100 миллионов детей в настоящее время живут в многомерной бедности из-за пандемии, что на 10 процентов больше, чем в 2019 году. Это соответствует примерно 1,8 ребенка каждую секунду с середины марта 2020 года. Кроме того, отчет предупреждает о долгом пути к восстановлению утраченных позиций — даже в лучшем случае потребуется от семи до восьми лет, чтобы восстановиться и вернуться к уровню детской бедности, существовавшему до COVID.
Ссылаясь на дополнительные свидетельства отступления, в отчете говорится, что в настоящее время в бедных домохозяйствах проживает примерно на 60 миллионов детей больше, чем до пандемии. Кроме того, в 2020 году более 23 миллионов детей не получили основных вакцин, что почти на 4 миллиона больше, чем в 2019 году., и самый высокий показатель за 11 лет. В отчете отмечается:
- В пиковый период более 1,5 миллиарда учащихся не посещали школу из-за закрытия школ по всей стране. Школы по всему миру были закрыты почти на 80% очного обучения в первый год кризиса.
- Психическое здоровье состояния затрагивают более 13 процентов подростков в возрасте 10–19 лет во всем мире.
- В результате пандемии COVID-19 до конца десятилетия может быть заключено до 10 миллионов дополнительных детских браков .
- Число детей, вовлеченных в детский труд , во всем мире выросло до 160 миллионов, что на 8,4 миллиона больше за последние четыре года. К концу 2022 года еще 9 миллионов детей рискуют быть вовлеченными в детский труд в результате роста бедности, вызванного пандемией.
- На пике пандемии 1,8 миллиарда детей жили в 104 странах, где службы предотвращения насилия и реагирования на него были серьезно нарушены.
- 50 миллионов детей страдают от истощения, наиболее опасной для жизни формы недоедания , и эта цифра может увеличиться на 9 миллионов к 2022 году из-за влияния пандемии на рацион питания детей, службы питания и методы кормления.
Помимо пандемии, отчет предупреждает о других угрозах для детей, которые представляют крайнюю угрозу их правам. Во всем мире 426 миллионов детей — почти каждый пятый — живут в зонах конфликтов, которые становятся все более интенсивными и наносят более тяжелые потери гражданскому населению, несоразмерно затрагивая детей. Женщины и девочки подвергаются наибольшему риску сексуального насилия, связанного с конфликтом. Восемьдесят процентов всех гуманитарных потребностей обусловлено конфликтами. Точно так же примерно 1 миллиард детей — почти половина детей в мире — живут в странах, подверженных «чрезвычайно высокому риску» последствий изменения климата.
Чтобы отреагировать, восстановить и переосмыслить будущее для каждого ребенка, ЮНИСЕФ продолжает призывать :
Ситуация в Турции:
Обучение 19 миллионов учащихся было частично прервано из-за закрытия школ. В этом учебном году дети возвращаются к очному обучению, и более 850 000 сирийских и других детей-беженцев записались в школы. Несмотря на огромный прогресс, достигнутый за эти годы, около 400 000 детей-беженцев, не посещающих школу, подвергаются повышенному риску изоляции, дискриминации, детского труда и детских браков, особенно во время пандемии COVID-19. ЮНИСЕФ тесно сотрудничает с правительством и партнерами из гражданского общества, чтобы обеспечить всем детям доступ к качественному формальному и неформальному образованию.
Пандемия COVID-19 оказала глубокое и далеко идущее социально-экономическое воздействие, помимо прямого воздействия на здоровье, на уже уязвимые группы населения, включая беженцев. По данным TURKSTAT 2020, в Турции 32 процента детей живут в бедных домохозяйствах, а 34 процента испытывают различные виды материальных лишений. Пандемия, вероятно, усугубит эту ситуацию и создаст новые проблемы для детей, подвергая их большему риску бедности. Экономические ограничения могут подтолкнуть детей к тому, чтобы бросить школу из-за детского труда. ЮНИСЕФ сотрудничает с Министерством семьи и социальных служб и Министерством труда и социального обеспечения для укрепления систем социальной защиты в соответствии с 11-м планом национального развития Турции, в котором установлены важные цели по усилению и интеграции социальной защиты и социальных услуг для детей, включая беженцев и большинство уязвимые группы.
В 2021 году ЮНИСЕФ в партнерстве с правительством и гражданским обществом продолжал уделять особое внимание смягчению воздействия COVID-19 на детей и их семьи, обеспечивая доступ к основным услугам.
###
Примечания для редакторов:
Скачать отчет здесь
Контакты для СМИ
Сема Хоста
Начальник отдела коммуникаций
ЮНИСЕФ в Турции
Тел.: +90 533 622 8346
Электронная почта: [email protected]
ЮНИСЕФ работает в самых сложных уголках мира, чтобы помочь детям из самых неблагополучных семей. В более чем 190 странах и территориях мы работаем для каждого ребенка повсюду, чтобы построить лучший мир для всех.
Следите за новостями ЮНИСЕФ в Twitter и Facebook.
Почти четверть детей в мире живут в странах, пострадавших от конфликтов или стихийных бедствий
UNICEF/UN035311/LeMoyne
Мультимедийный контент можно загрузить здесь: http://uni. cf/2fIh5KO
НЬЮ-ЙОРК, 9 декабря 2016 г. — По оценкам ЮНИСЕФ, около 535 миллионов детей — почти каждый четвертый — живут в странах, затронутых конфликтами или стихийными бедствиями, часто без доступа к медицинскому обслуживанию, качественному образованию, правильному питанию и защите.
В странах Африки к югу от Сахары проживает почти три четверти — 393 миллиона — общего числа детей, живущих в странах, пострадавших от чрезвычайных ситуаций, за ними следуют Ближний Восток и Северная Африка, где проживает 12 процентов этих детей.
Новые данные обнародованы в воскресенье, 11 декабря 2016 года, когда ЮНИСЕФ отмечает 70-летие неустанной работы в самых трудных местах мира, направленной на спасение жизней, долгосрочную поддержку и надежду детям, чья жизнь и будущее находятся под угрозой. конфликтами, кризисами, нищетой, неравенством и дискриминацией.
«ЮНИСЕФ был создан, чтобы нести помощь и надежду детям, жизни и будущему которых угрожают конфликты и лишения, и эта огромная цифра, представляющая индивидуальную жизнь полумиллиарда детей, является острым напоминанием о том, что наша миссия становится все более актуальной. каждый день», — сказал исполнительный директор ЮНИСЕФ Энтони Лейк.
Воздействие конфликтов, стихийных бедствий и изменения климата вынуждает детей покидать свои дома, оказывая им ловушку за линией конфликта и подвергая их риску болезней, насилия и эксплуатации.
• Почти 50 миллионов детей были изгнаны из дома, более половины из них были изгнаны из своих домов в результате конфликтов.
• Поскольку в Сирии продолжается эскалация насилия, число детей, живущих в блокаде, удвоилось менее чем за год. Около 500 000 детей в настоящее время живут в 16 осажденных районах по всей стране, почти полностью отрезанные от стабильной гуманитарной помощи и основных услуг.
• На северо-востоке Нигерии почти 1,8 миллиона перемещенных лиц, почти 1 миллион из них дети.
• В Афганистане почти половина детей младшего возраста не посещают школу.
• В Йемене конфликт затронул почти 10 миллионов детей.
• В Южном Судане 59 процентов детей младшего возраста не посещают школу, а каждая третья школа закрыта в пострадавших от конфликта районах.
• Спустя более двух месяцев после того, как ураган Мэтью обрушился на Гаити, более 90 000 детей в возрасте до пяти лет по-прежнему нуждаются в помощи.
Чрезвычайные ситуации, с которыми сегодня сталкиваются наиболее уязвимые дети, угрожают подорвать огромный прогресс, достигнутый за последние десятилетия: с 19 лет90 число детей, умирающих в возрасте до пяти лет, сократилось вдвое, а сотни миллионов детей вырвались из нищеты. В период с 1990 по 2014 год доля детей начального школьного возраста, не посещающих школу, сократилась более чем на 40%. или инвалидность; потому что они живут в нищете или в труднодоступных общинах; или просто потому, что они дети.
«Независимо от того, живут ли дети в стране, находящейся в состоянии конфликта, или в стране, где царит мир, их развитие имеет решающее значение не только для их личного будущего, но и для будущего их обществ», — сказала Лейк.
###
Примечания для редакторов:
Обратите внимание, что цифры относятся к числу детей, живущих в странах, пострадавших от конфликтов, кризисов и стихийных бедствий. Цифры были рассчитаны с использованием данных о населении стран, в которых ЮНИСЕФ оказывает гуманитарную помощь.
ЮНИСЕФ по номерам
Питание
В 1940-х годах ЮНИСЕФ начал предоставлять экстренную продовольственную помощь, в основном в виде молока, детям в Европе после Второй мировой войны. В 2015 году ЮНИСЕФ и его партнеры во всем мире оказали помощь 2,9 миллионам детей, страдающих тяжелой острой недостаточностью питания.
Здравоохранение
В 1950-х годах первые кампании ЮНИСЕФ по иммунизации были нацелены на такие заболевания, как туберкулез и фрамбезия. В 2015 году ЮНИСЕФ закупил 2,8 миллиарда доз вакцин, что помогло защитить 45 процентов детей в возрасте до 5 лет в мире от смертельных болезней.
В 1998 году ЮНИСЕФ стал одним из основателей Партнерства по обращению вспять малярии для поддержки лечения и исследований малярии, а также для расширения профилактических мер, таких как долговечные сетки для кроватей, обработанные инсектицидами. В 2015 году ЮНИСЕФ закупил 22,3 миллиона надкроватных сеток для защиты детей и семей в 30 странах.
Образование
В 1961 году ЮНИСЕФ расширил свою программу, включив в нее образование детей. В 2015 году ЮНИСЕФ предоставил 7,5 миллионам детей в возрасте от 3 до 18 лет доступ к формальному или неформальному базовому образованию.
Защита детей
В 1989 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Конвенцию о правах ребенка, в которой указывается, что все дети должны быть зарегистрированы при рождении, чтобы подтвердить их существование в соответствии с законом и защитить многие из их прав. В 2015 году при поддержке ЮНИСЕФ в 54 странах было зарегистрировано более 9,7 млн рождений.
Вода, санитария и гигиена
В 1953 году ЮНИСЕФ начал свои первые усилия по улучшению доступа к воде, санитарии и гигиене для нуждающихся детей и семей, и со временем он расширил эту работу со многими партнерами. Между 1990 и 2015 г. 2,6 миллиарда человек получили доступ к улучшенным источникам питьевой воды, а 2,1 миллиарда получили доступ к улучшенным санитарно-техническим средствам.
Гуманитарная деятельность
С момента своего основания ЮНИСЕФ никогда не прекращал реагировать на чрезвычайные гуманитарные ситуации, затрагивающие детей, особенно тех, кто уже обременен бедностью и лишениями.
В 2015 г. ЮНИСЕФ и партнеры:
• Проведено вакцинирование 11,3 млн детей от кори в странах, затронутых кризисом.
• Предоставил 4 миллионам детей в чрезвычайных ситуациях доступ к формальному или неформальному базовому образованию.
• Оказана психосоциальная поддержка 2 миллионам детей, оказавшихся в условиях конфликтов и стихийных бедствий.
Общие сравнительные факты
В 1955 году ЮНИСЕФ оказывал помощь 92 странам и территориям. В 2016 году ЮНИСЕФ работает в 190 странах и территориях.
Первый национальный комитет ЮНИСЕФ был создан в США в 1947 году для сбора средств и повышения осведомленности от имени агентства. В 2016 году в мире насчитывается 34 национальных комитета.
В 1972 году в ЮНИСЕФ работало около 1000 международных и местных сотрудников.