Три психологические техники для лечения детских травм
Психотерапевты часто говорят о том, что для лечения психических травм крайне важно, чтобы пациент установил контакт со своим «раненым внутренним ребенком». Под этим ребенком имеют в виду весь психологический и эмоциональный багаж, оставшийся с детства и продолжающий создавать проблемы во взрослом возрасте. Термин «внутренний ребенок» обрел популярность благодаря авторам книг по самопомощи, в первую очередь Джону Брэдшоу и его бестселлеру «Возвращение домой».
Архетип «раненого ребенка» обычно проявляется так: в жизни взрослого человека снова и снова повторяются те же негативные переживания и проявления неадекватного поведения, которые он перенял в детстве, глядя на окружающих. К примеру, если девочка в детстве регулярно наблюдала, как отец жестоко обращался с матерью, то во взрослом возрасте она может постоянно вступать в отношения с мужчинами, склонными к жестокому обращению.
Проблемы с зависимостями и психическим здоровьем, уходящие корнями в детство, поддаются лечению. Вот несколько техник, которые могут помочь распознать заученные в детстве негативные шаблоны и «перевоспитать» внутреннего ребенка.
1. Техника пустого стула
Применение этой техники выглядит так: терапевт ставит перед вами пустой стул и предлагает представить, что на нем сидит значимый для вас человек — например, один из родителей. Вы «общаетесь» с воображаемым собеседником, рассказываете о своих мыслях и чувствах или объясняете ему, что вы хотели, но так и не смогли получить от него в детстве. Терапевт может предложить вам «поменяться ролями» и самому занять место воображаемого собеседника.
Такая работа особенно полезна, когда люди, много для вас значившие в прошлом, не могут или не хотят принять участие в терапии. Она помогает восстановить контакт со своими переживаниями о прошлом и с теми частями себя, которые вы пытались скрыть или подавить с помощью зависимости или другого деструктивного поведения. Наладив контакт с собственными чувствами и воспоминаниями, вы сможете осознать, как они влияют на ваше нынешнее поведение, и понять, как можно изменить ситуацию.
2. Схематическая терапия
Этот метод подходит пациентам, испытывающим трудности в социуме, а также тем, кто не может справиться с последствиями детских психотравм. У детей, выросших во враждебной или нездоровой среде, часто формируются такие способы совладания с трудностями, воспоминания, эмоции, представления о себе и о других, которые чреваты проблемами и приводят к неадекватным реакциям и поведению во взрослом возрасте.
Схематическая терапия учит пациента иначе смотреть на себя и помогает преодолеть стремление избегать неприятных ситуаций
Схематическая терапия объединяет подходы и принципы когнитивно-поведенческой терапии, теории привязанности и других методов. В ходе лечения терапевт использует техники «перевоспитания», чтобы помочь уязвимому внутреннему ребенку пациента научиться удовлетворять свои основные эмоциональные потребности здоровыми методами.
С помощью различных методов: диалогов, ролевых игр, ведения дневников, обучения важным навыкам — схематическая терапия учит пациента иначе смотреть на себя и других и помогает ему преодолеть стремление избегать неприятных ситуаций и избавиться от других неадекватных реакций.
3. ДПДГ
Десенсибилизация и переработка движением глаз (ДПДГ) — техника, основанная на обработке мозгом информации. Она может помочь ослабить неприятные переживания, связанные с травматичными событиями прошлого и проявляющиеся в виде навязчивых мыслей, внезапных тяжелых воспоминаний, тревоги, страха, панических атак.
В ходе работы пациент следит глазами за движущимися объектами (например, за пальцами терапевта), одновременно стараясь сосредоточиться на внутренних негативных образах, мыслях и ощущениях, связанных с травмами. Подобная техника одновременно задействует оба полушария мозга, позволяя клиенту избавиться от привычной реакции на травму. Быстрые движения глаз и концентрация на внешних раздражителях помогают ему вызвать в памяти, переработать и «разрядить» болезненные воспоминания, которые создают или усугубляют его проблемы.
Эти и другие виды терапии могут помочь вам удовлетворить те ключевые эмоциональные потребности, которые остались неудовлетворенными в детстве, и исцелить старые раны, которые мешают полноценно жить.
Об авторе
Дэвид Сэк (David Sack) — психиатр, главный врач сети реабилитационных центров для алкоголиков и наркозависимых Elements Behaviour Health. Подробнее на его сайте.
Читайте также
www.psychologies.ru
Психологические травмы в детстве и их последствия
Сложные ситуации, оставшиеся без решения в детском возрасте, могут приводить к нарушению психики, формированию психотравмы. Детские психологические травмы у взрослых напоминают о себе через многие годы жизни.
В Юсуповской больнице врачи помимо медкаментозного лечения и программы реабилитации, проводят комплексную терапию. С пациентом работает психолог, который выявляет истинную причину психотравмы.
Что такое детская психотравма?
Формирование детской психологической травмы обусловлено интенсивным стрессовым воздействием, чрезмерным по сравнению с возможностями защитных механизмов психики малыша. Определенные обстоятельства, возникшие в зрелом возрасте, могут инициировать проявление детских психотравм у взрослых людей.
При психологической травме у ребенка пропадает ощущение безопасности и комфорта, которые окружали его ранее. Его охватывает страх, бессилие, беспомощность перед переменчивым и неопределенным внешним миром. То, что еще вчера приносило ощущение покоя, уверенности, сменилось сегодня болью и страданием.
Дети, находящиеся в стрессовых ситуациях, составляют группу риска, так как их надломленная психика не в состоянии противостоять негативным внешним факторам.
Травматический опыт не всегда имеет физический характер. Основными его критериями являются интенсивность и сила, которые вызывают появление эмоционального отклика в индивидууме. Чем выше интенсивность отрицательного влияния события, тем выше вероятность формирования травмы.
Однако не все неприятные ситуации способны травмировать психику ребенка. Урон психическому здоровья наносят лишь события, являющиеся для него значимыми, важными. При частом их повторении здоровые дети могут в будущем стать невротически больными взрослыми.
Детские психотравмы у взрослых: причины формирования
Психологи выделяют следующие потенциальные источники детской психологической травмы:
- уход одного из родителей из семьи, развод. Нередко в таких ситуациях взрослые манипулируют друг другом, ребенок для них является орудием управления и мести. Ребенок невольно оказывается перед сложным выбором: принимая сторону одного из родителей он отделяется от другого;
- неблагонадежная среда обитания. Опасность имеет не обязательно физический, осязаемый характер. Психотравма у ребенка может сформироваться в результате постоянных конфликтов в семье и школе, морального давления, прессинга, латентных конфликтов, угнетающей тяжелой атмосферы;
- серьезное заболевание или уход из жизни членов семьи или близких друзей. Смерть близких людей может спровоцировать у ребенка неуверенность в безопасности и постоянстве внешнего мира;
- дефицит родительского внимания. Для каждого ребенка важно ощущение безусловной любви и собственной необходимости от близких ему людей. Пока ему сложно понять слова, которыми выражают свою любовь взрослые, основные показатели их привязанности для малыша заключаются в уходе, внимании и поступках родителей. Дети, лишенные должного внимания, растут отчужденными и отверженными, они чувствуют себя никчемными и никому не нужными;
- директивы: личные установки, с которыми родителям малыша так и не удалось справиться самим, перебороть их негативное влияние, они используют для закладки сценария всей последующей жизни своего ребенка. Любая родительская директива, заложенная в детскую психику, может вызвать отрицательные последствия в зрелом возрасте: сформировать многочисленные комплексы, неуверенность в себе, низкую самооценку, неумение коммуницировать с другими людьми.
Как проявляются детские психологические травмы у взрослых
Любой всплеск травматических переживаний является нормальным и естественным явлением, так как весьма ожидаемо реагировать на негативные события, которые наносят урон психике.
Истинные детские психологические травмы у взрослых могут проявляться следующими психологическими признаками:
- шоковым состоянием, унынием, апатией, безрадостностью, подавленностью. Эти состояния могут наблюдаться в течение довольно продолжительного времени без наличия явных на то причин;
- беспричинными скачками настроения, веселость может сменяться яростью и раздражением;
- появлением чувства стыда, вины. Человек обвиняет себя, ищет в себе причины, которые приводят к негативным последствиям;
- ощущением тревожности, страха, развитием боязни несущественного, психологических фобий – человека пугает тишина, темнота, громкие звуки, чужие незнакомые люди, большое скопление народа, одиночество;
- человек чувствует себя заброшенным, ненужным, ущербным.
Кроме того, о детской психотравме можно говорить при наличии следующих физиологических симптомов:
- ночных страхов, кошмаров, бессонницы;
- повышенного сердцебиения, тахикардии;
- хронических болей, без существующих на то причин;
- утомляемости, постоянной усталости, бессилия;
- ухудшения памяти и нарушения внимания;
- мышечных зажимов, напряжения.
Как проявляются детские психологические травмы у взрослых
Процесс реабилитации после детских психологических травм у взрослых людей может быть долгим и тяжелым. Но в некоторых случаях о травматических последствиях человек забывает довольно быстро, они дают о себе знать лишь изредка, например, во сне. Это обусловлено особенностями личности человека, а также тем, что ситуация, которая привела к формированию психотравмы, имеет различную степень и глубину. Более тревожным, внушаемым людям, интровертам, холерикам и меланхоликам сложнее реагировать на негативные события безболезненно, чем флегматикам и сангвиникам.
Но если период затянулся, стал слишком болезненным, необходима помощь квалифицированного специалиста – психолога или психотерапевта. Необходимость вмешательства извне определяется по следующим критериям:
- возникновение проблем с личной жизнью, на работе, в общении с родными, друзьями, коллегами;
- появление стойкого ощущения страха близости: трудно раскрыть душу, вести себя искренне и честно. Присутствие постоянного страха разочарования в близком человеке;
- замыкание человека на собственных травматических переживаниях, постоянное возвращение к негативному опыту – события, которые вызвали формирование психотравмы, из дня в день вспоминаются и обдумываются человеком;
- появление соматических расстройств: аллергических дерматитов, проблем со сном, дыханием, пищеварением. Развитие данных симптомов не имеют под собой никаких реальных оснований, они представляют собой только отклик на детскую психологическую травму;
- злоупотребление алкоголем, прием наркотических средств, другие виды поведенческой и химической зависимости – помогают человеку уйти от реальности. Лечение любых видов зависимости проводится в одном из самых лучших медицинских центров Москвы – Юсуповской больнице. Лечение зависимостей – основной вид работы психолога с психотравмой у взрослого. Применение современных методик, большой врачебный опыт наших психологов и психотерапевтов гарантируют достижение долгосрочного положительного эффекта.
В большинстве случаев детские психологические травмы у взрослых остаются с ними на долгое время. Вылечить данное состояние самостоятельно сложно и иногда довольно болезненно, так как психотравмы всегда сопровождаются негативной психической энергией и соматическими заболеваниями. Однако чаще всего по истечению определенного периода человек восстанавливается. С помощью защитных, компенсаторных механизмов психики, способствующих реабилитации, человек возвращается к жизни.
Грамотный специалист Юсуповской больницы поможет точно определить истинную причину психотравмы, и подберет способ максимально эффективного и деликатного избавления от негативного опыта.
Записаться на прием к неврологу и задать интересующие вопросы можно по телефону Юсуповской больницы или на нашем сайте, заполнив форму обратной связи. Врач-координатор ответит на все ваши вопросы.Список литературы
- МКБ-10 (Международная классификация болезней)
- Юсуповская больница
- «Диагностика». — Краткая Медицинская Энциклопедия. — М.: Советская Энциклопедия, 1989.
- «Клиническая оценка результатов лабораторных исследований»//Г. И. Назаренко, А. А. Кишкун. г. Москва, 2005 г.
- Клиническая лабораторная аналитика. Основы клинического лабораторного анализа В.В Меньшиков, 2002 .
Наши специалисты
Врач функциональной диагностики, кандидат медицинских наук
Врач-невролог
Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе, врач-терапевт, врач-гастроэнтеролог, кандидат медицинских наук
Цены на услуги *
*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.
Скачать прайс на услуги
Мы работаем круглосуточно
yusupovs.com
Психологическая травма у ребенка — Психология эффективной жизни
Рост всегда связан с преодолением. Поэтому не существует ни одного ребенка, который вырос бы без царапин и ссадин, который не попадал бы в неприятные истории. Все это нормально и естественно. Однако сегодня мы поговорим о тех ситуациях, которые не трансформируются в полезный для малыша опыт, а, напротив, могут стать препятствием для его развития, — о психологической травме.
Что такое травма?
Травма — это те переживания ребенка, которые он воспринимает как угрозу своей жизни, когда его внутренние психологические ресурсы не справились и не смогли переработать то, с чем он был вынужден столкнуться.
Любое, даже не особо значимое событие, которое происходит в тяжелый для ребенка момент (кризис, после болезни или конфликта и т.д.), может стать для него травмирующим. Осознание того, что ребенок не может управлять своей личностью, жизнью, что он не справился, уже является для него травмой. Он теряет силы и веру в себя, переживает собственную беспомощность. Травма может произойти и с трехлеткой, и со школьником — тут нет возрастных ограничений.
Глубокие травмы маленькая личность может получить во время войны, стихийных бедствий, природных катаклизмов, при потере значимых близких. Столкнуться с травмирующей ситуацией можно единожды или многократно — все зависит от силы воздействия и внутренней силы ребенка.
Важно понимать, что травматическая ситуация может произойти даже в условиях, не угрожающих жизни. Это могут быть проявление домашнего насилия, насмешки со стороны одноклассников, услышанная единожды ссора между родителями или многократные унижения.
Травма может сломать характер. Но если ее получается пережить и проработать — закалить его. К сожалению, родители не смогут предугадать, во что выльется неприятная ситуация для ребенка — в стрессовую или травматическую.
Как распознать психологическую травму у ребенка?
Как же понять, была ли ситуация травматической для малыша или нет?
Ребенок преодолел стресс, если:
- продолжает свободно общаться и выражать свои желания;
- иногда вас не слушается и умеет говорить нет;
- редко болеет;
- не избегает контакта с родственниками;
- у него есть друзья или близкие ему по духу сверстники.
Если малыш ведет себя так, значит, беспокоиться не о чем.
Ребенок перенес травмирующую ситуацию, которую не смог пережить, если:
- поменял свои привычки;
- начал больше есть или отказывается от еды;
- содрогается ночью или сложно засыпает;
- очень избирателен к одногодкам в общении и дружбе;
- слушается вас беспрекословно, на все соглашается;
- стал очень любвеобилен или, наоборот, склонен к одиночеству;
- стал агрессивным или пассивным, ленивым.
Все это тревожные звоночки, которые нельзя игнорировать.
Через некоторое время или сразу после травмирующего события у ребенка могут проявиться симптомы непрожитой травмы. Они могут выразиться через психосоматику, болезни, уменьшение интереса к деятельности или «застревание» в гаджетах, а также безэмоциональность, безразличие к эмоциям и боли других.
Преодоление психотравмы
Если вы заметили у сына или дочери признаки психологической травмы, действовать важно чем раньше, тем лучше.
Помощь специалиста не будет лишней, но есть вещи, которые родители могут и должны сделать самостоятельно, чтобы помочь своему ребенку.
1. Атмосфера доверия
Для начала главное — создать максимально доверительную атмосферу, дать ребенку понять, что он может безопасно поговорить с вами о том, что его беспокоит. Когда он будет готов к разговору, держите паузы, не перебивайте и не торопите его.
Если ребенок захочет выплакаться, позвольте ему выпустить все эмоции. Это будет началом исцеления. Через слезы могут выйти те переживания, которые ребенку сложно понять и озвучить. Более того, если малыш не плачет, это повод забеспокоиться.
2. Возможность выговориться
Выговориться — это следующий этап. Не блокируйте детские воспоминания, позвольте ребенку говорить об этом столько, сколько ему нужно. Лучше чаще вспоминать и обсуждать произошедшее, объясняя его причину, чем блокировать эти переживания. Ясность помогает в преодолении.
3. Переработка эмоций
Переработать психотравмирующий опыт поможет все то, что может трансформировать негативные переживания. Например, арт-терапия: нарисовать картинку, придумать сказку, вылепить что-то из пластилина. Можно проиграть негативную ситуацию и просто побыть рядом с ребенком в этом процессе. Это уже может успокоить его.
4. Физическая активность
Важное условие для «выздоровления» — это снятие блоков и зажимов с тела. Они всегда появляются при психотравме. В этом помогут игры на природе, спорт, прогулки и т.д.
Если все это не помогает, обратитесь за помощью к специалисту, не откладывая. Старые травмы лечатся сложнее, поэтому не стоит затягивать.
Конечно же, как родители, мы не хотим, чтобы наши дети получали психологические травмы. Но надо смириться с тем, что это не всегда зависит от нас. Помогите ребенку прожить и получить новый опыт, поверить в себя и свои силы, будьте опорой для него, и тогда любая, даже не самая легкая ситуация преодолима. Любите себя и своих детей и будьте счастливы!
От редакции
Воспитание ребенка иногда кажется прогулкой по минному полю. Такое чувство, что стоит сделать один неверный шаг — и произойдет непоправимое. Особенно такие страхи свойственны молодым мамам, которые корят себя за каждую ошибку. Психолог и мама троих детей Ольга Юрковская заявляет: идеальные дети вырастают у неидеальных мам. Как так? Читайте в ее статье: https://psy.systems/post/idealnye-deti-vyrastayut-u-neidealnyx-mam.
Тем не менее родители все-таки совершают серьезные промахи в воспитании, которые могут аукнуться их детям серьезными психологическими проблемами. Именно о таких ошибках рассказывает психолог Александр Бэнэреску: https://psy.systems/post/shest-sposobov-isportit-svoego-rebenka.
Как оставаться другом для своего ребенка? Как дать ему понять, что вы всегда готовы выслушать, понять, простить? Как заверить его в своей любви и принятии? Психологи Гэри Чепмен и Росс Кэмпбелл рассказывают об этом в своей книге «Пять путей к сердцу ребенка»: https://psy.systems/post/gery-chepmen-ross-kempbell-pyat-putej-k-serdcu-rebenka.
Физическая активность — важный шаг в преодолении последствий психологической травмы у ребенка. Поэтому хорошей идеей будет отдать его в спортивную секцию. Но в какую именно? Тренер Ольга Куркулина делится своим опытом выбора «того самого» вида спорта для ребенка: https://psy.systems/post/kak-vybrat-vid-sporta-dlya-rebenka.
psy.systems
Детская психологическая травма — причины, последствия
ХарактерДетская психологическая травма относится к числу таких явлений, которые сложно поддаются коррекции. Требуется немало времени и терпения, чтобы в полной мере их преодолеть. Детская психика устроена таким образом, что в ней надолго задерживаются любые впечатления, которые вызвали сильный эмоциональный отклик. Детские переживания, как правило, нами и не осознаются, так как не все дети помнят, что с ними произошло в три-четыре года. Между тем, события детства могут оказывать существенное влияние на формирование мировоззрения, характера, различных страхов и сомнений. Современные психологи утверждают, что почти у каждого человека в раннем возрасте происходили негативные события, нанесшие серьезный отпечаток на сознание.
Причины детской психологической травмы
У всякого явления имеются свои причины. Психологическая травма часто формируется под влиянием ряда обстоятельств и событий, которые разрушительным образом воздействуют на детскую психику. Чтобы преодолеть ярко выраженные проявления травмы, нужно разобраться в тех событиях, которые ее вызывают. Очень часто внимательное отношение взрослого к ребенку поможет предупредить развитие детской психологической травмы. Она опасна не столько сама по себе, сколько своим разрушительным действием на внутренний мир маленького человека.
Смерть близкого человека
Если в раннем детстве или подростковом возрасте ребенок потерял одного из родителей, это обязательно скажется на его психическом здоровье. Такой ребенок будет страдать тревогами, чувствовать, что мир представляет для него неминуемую опасность. Смерть близкого человека в детстве воспринимается как величайшая катастрофа, трагедия, от которой не существует никакого избавления. Ребенок может долгое время считать, что родитель нарочно покинул его, даже обижаться за безвременный уход. Ребенок, перенесший смерть близкого родственника, чувствует себя в мире очень одиноким, ничем не защищенным, неспособным противостоять суровым обстоятельствам судьбы.
Болезнь, перенесенная в детстве
Когда ребенок серьезно заболевает в детские годы, то учится воспринимать себя как слабое и безвольное существо. Он, став взрослым, продолжит с недоверием прислушиваться к своему организму, пытаясь найти значимые признаки нездоровья. Между тем, перспективы и возможности такой личности будут, конечно, проходить мимо. Скорее всего, и в сознательном возрасте его будут окружать недомогания. Нередко у личности в результате серьезной болезни в детстве развивается общий страх перед любыми проявлениями нездоровья. Так формируется зависимая, излишне тревожная личность, которая не умеет принять на себя ответственность за все, что с ней происходит.
Психологическое или физическое насилие
К сожалению, детские впечатления могут быть не только радужными и прекрасными. Если над ребенком совершалось какое-либо насилие, то это заставит его впоследствии относиться к жизни более настороженно и недоверчиво. Насилие физического плана заставляет учиться драться, вырабатывать в себе злость и агрессивность. Мягкий по природе ребенок будет испытывать значительные затруднения, перестанет относиться с уважением к окружающим. Он все внимание сосредоточит на своем внутреннем состоянии, постарается избежать очередной расправы.
Психологическое насилие опасно тем, что побуждает личность постоянно искать возможные опасности и избегать их. В результате человек теряет веру в себя, свои возможности, не верит в счастливое будущее. Если ребенок с детства привыкает слышать насмешки и едкие замечания окружающих, то начинает относиться к себе плохо, считать неудачником. Такой человек вряд ли отважится решиться изменить какую-либо ситуацию, которая его не устраивает. Оскорбления наносят непоправимый урон детской психике: ребенок становится тревожным, мнительным, замыкается в себе.
Предательство взрослого
Нередко дети становятся свидетелями несправедливого отношения взрослого к ним. Развод родителей – наиболее частая причина формирования психологической травмы. Ребенок воспринимает уход из семьи одного родителя (чаще отца) как предательство. Впоследствии ему будет очень трудно построить честные доверительные отношения со сверстниками. Предательство взрослого как будто показывает ему, что верить никому нельзя, ведь даже самые близкие люди могут обмануть. Уход из семьи близкого родственника воспринимается не иначе как катастрофа, расстраивает всю благоприятную картину мира малыша.
Недостаток родительского внимания
Не все дети в полной мере испытывают на себе родительскую заботу и внимание. Есть и такие ребятишки, которых не любят, не проявляют к ним значимого участия. Речь вовсе не идет о детях-сиротах, проживающих в детских домах. Недостаток родительского внимания может присутствовать и во внешне благополучных семьях. Ребенок оказывается предоставленным самому себе и испытывает крайнюю неудовлетворенность от того, что к нему не проявляется участия. Все дети, независимо от возраста, хотят чувствовать себя нужными и любимыми.
Школьная травля
К сожалению, некоторые дети испытывают на себе жестокие проявления буллинга. Школьная травля опасна тем, что подрывает веру ребенка в себя, заставляет становиться агрессивным и беспокойным. Большой урон детской психике наносят издевательства и насмешки сверстников. Ребенок зачастую не понимает, почему с ним так обращаются, не может достойно ответить обидчикам. Он учится прятать свои желания и мечты глубоко в душе, не показывает никому собственных истинных чувств, не ищет возможностей для роста и развития.
Последствия детской психологической травмы
Наличие психологической травмы всегда приводит к последствиям, оказывает пагубное влияние на всю последующую жизнь. Маленький человек, став взрослым, будет проносить в своем сознании травмирующие события прошлого. Именно такой опыт часто не дает личности развиваться, жить полноценно. Какие могут быть последствия психологической травмы?
Постоянные страхи
Детская психика очень быстро начинает реагировать на проявления жестокости, насилия или невнимания. Прежде всего, малыша начинают беспокоить страхи. Мучительные мысли не оставляют его надолго, возвращаются при каждом удобном случае. Ребенок во всем сомневается, перепроверяет каждый шаг, вместо того, чтобы просто жить и радоваться проявлениям жизни. Он постепенно становится заложником собственных страхов, которые и управляют его состоянием. С помощью страхов психика защищается от вторжения новой негативной информации, оберегает сознание от травмирующих переживаний.
Панические атаки и расстройства
Панические атаки – это всегда результат перегрузки и истощения нервной системы. Наше сознание, подобно мощному компьютеру, нуждается в дополнительном профилактическом уходе. В противном случае оно будет постоянно «зависать» на наиболее травматичных моментах жизни, вновь и вновь воспроизводя самые болезненные подробности произошедшего. Когда у человека скапливается слишком много тревог и разочарований, защитная система пытается уберечь его от окончательного истощения. Так происходит и с маленьким ребенком. Любые расстройства, будь то плаксивость или истерики, появляются тогда, когда остальные возможности исправить ситуацию исчерпаны.
Неуверенность в себе
Это первое, что начинает чувствовать мнительная и тревожная личность. Неуверенность в себе – самое распространенное последствие переживания психологической травмы. Человек действительно начинает ощущать всеми силами души свою мнимую ущербность и несостоятельность. Такая личность боится пробовать что-то новое, опасаясь дополнительных разочарований. Неуверенность в себе проявляется через избегание каких-то ситуаций, могущих вызвать дискомфорт. Любое незнакомое событие вызывает страх и панику перед неизвестным.
Чаще всего, никакими уговорами и активными действиями невозможно заставить тревожного ребенка сделать то, что необходимо. Если проявлять излишнюю твердость, он станет замыкаться еще сильнее и будет воспринимать окружающую реальность как нечто неизбежное и непоправимое.
Недоверие к людям и жизни
Самым глобальным последствием перенесенной травмы в детском возрасте является общее недоверие к людям и происходящим событиям. С малых лет у человека в подсознании откладывается убеждение, что мир несправедлив и опасен, именно поэтому он воспринимает все действия окружающих только в негативном ключе. Недоверие лишает человека новых открытий, радости от соприкосновения с миром людей. Любое событие он будет вначале рассматривать с точки зрения безопасности, а уже потом принимать ответственные решения. Замкнутость, агрессивность, ревнивость, вспыльчивость – вот основные симптомы сформированного в детстве недоверия к окружающим.
Таким образом, психологическая травма, во всяком случае, имеет серьезные последствия. Такое потрясение нуждается в длительной коррекции. Ее легче предупредить, чем потом пытаться исправлять последствия. Детские обиды и потрясения оставляют в душе неизгладимый след и его достаточно трудно искоренить.
psyh.info
Как детские травмы влияют на нашу личность? — Психо
По статистике, 78% процентов детей переживают травмирующий опыт разной степени тяжести в возрасте до 5 лет. 20% детей в возрасте до 6 лет проходят терапию в связи с различными травмами, в том числе сексуальным насилием, отсутствием заботы со стороны родителей, домашним насилием и тяжелыми утратами.
Во взрослом возрасте это иногда выливается в сложное посттравматическое расстройство, которое сильно ухудшает качество жизни человека и мешает ему не только радоваться жизни, но и вообще более-менее нормально функционировать – возникают проблемы с регулированием собственных эмоций, памятью, самовосприятием, выстраивание близких отношений и т.д.
Чтобы решить эти проблемы (или хотя бы задуматься об этом), необходимо понимать, как именно влияют детские травмы на нашу личность.
Потерянное детство
Люди, пережившие в детстве сильные травмы, часто не могут вспомнить значительные куски того времени, и при этом очень ярко и живо помнят отдельные моменты (так называемые воспоминания-вспышки). Если попросить такого человека рассказать о детстве, он вряд ли сможет изложить последовательную историю, скорее это будет звучать как «Ну детство как детство, но вот был один эпизод…» Многие люди, с которыми в детстве случилось что-то очень плохое, часто чувствуют, что их детство словно было украдено кем-то.
Расщепление личности
«Я все время чувствую, что внутри меня чего-то не хватает, но не знаю, чего именно» – именно так описывают свое ощущение люди, пережившие тяжелые события в детстве. Это происходит, потому что наша психика защищает нас от травмирующих мыслей и воспоминаний. Часто ребенок не может справиться со всем ужасом того, что с ним произошло, и тогда такое «расщепление» – это просто механизм выживания. Именно поэтому, описывая давние страшные события, люди часто отделяют себя от того ребенка, которым они были, словно рассказывают не о себе (многие даже делают это вполне осознанно).
Оставшийся «кусок» личности может успешно функционировать, но какие-то области жизни все равно при этом будут «провисать». Например, человек может быть образцовым учеником или сотрудником, но с личной жизнью у него будет полный провал. Отсеченная часть личности периодически дает о себе знать, и иногда возникают ситуации, в которых это проявляется особенно сильно – тогда это уже невозможно игнорировать. И именно тогда с помощью долгой и непростой работы над собой (а часто и только с помощью психотерапевта) можно заново открыть эту часть своей личности, а то и создать ее заново. Часто эта часть личности связана с определенными эмоциональными состояниями и воспоминаниями. Воссоединение с заброшенной частью себя – крайне важный процесс, поскольку именно он может сделать личность более цельной.
Стремление к деструктивным отношениям
Родители должны быть главными защитниками своих детей. Дети, не получившие этой заботы, или получившие вместо нее серьезные травмы, во взрослой жизни нередко выбирают неподходящие отношения (дружеские или романтические) и/или неподходящую работу. Даже изо всех сил пытаясь сделать «правильный» выбор, они все равно тяготеют к тому, что привычно их травмированной личности.
Такие люди нередко выбирают эмоционально недоступных или нарциссичных партнеров, или могут из раза в раз связываться с абьюзерами. При этом они искренне хотели бы «хороших» отношений, но подсознательно тяготеют к знакомым с детства паттернам. Предупреждения друзей об ощутимых недостатках партнеров игнорируются, и это даже может послужить поводом для прекращения дружеских отношений. Постоянно ввязываясь в неподходящие отношения, такие люди часто в итоге остаются совсем одни, без друзей, которые могли бы их поддержать.
Избегание отношений
«Мне лучше быть одному». Иногда этот выбор становится следствием череды неудачных отношений, а иногда и предшествует им – как своего рода превентивная мера. Не будет отношений – не будет боли. С одной стороны, логика ясна. С другой, для полноценного развития и личностного роста взрослому человеку необходимы здоровые, близкие отношения с другими людьми. Отказ от этого в итоге приводит к тому, что человек считает себя бесполезным и ненужным, и себя же за это винит.
Избегание себя
Если полученная в детстве травма была определяющим моментом в ключевых отношениях (родители, братья или сестры, другой важный и близкий человек) то любое напоминание об этом вызывает настолько болезненную реакцию, что чуть ли не единственная возможность справится с этим – отвернуться от самого себя. В наиболее тяжелых случаях человек может наносить себе физический вред или покончить жизнь самоубийством.
Такие люди неспособны рефлексировать о себе (просто потому что это слишком больно) и старательно избегают ситуаций, в которых им пришлось бы это делать, и людей, которые к этому призывают. Как правило, никакие логические доводы тут не срабатывают – человек просто включает «глухую оборону». Не потому, что не согласен с вашими советами, а потому, что не сможет с этим справиться на данном этапе своего развития.
Непонимание эмоций или полный отказ от них
Понимание и – в определенной степени – контроль своих эмоций имеют прямое отношение к тому, насколько полноценна личность человека. Также это влияет и на способность принимать обдуманные решения.
Пережитые в детстве травмы (особенно если речь идет о каком-либо виде насилия) очень сильно сказываются на эмоциональной сфере. Человек может ощущать эмоции «притуплено», или не чувствовать вообще ничего – ни плохих эмоций, ни хороших. Он может гасить в себе гнев до того момента, пока не произойдет эмоциональный взрыв. Или может испытывать по отношению к себе самому исключительно негативные эмоции – такому человеку очень сложно воспринимать комплименты, он настороженно относится к тем людям, которые проявляют к нему симпатию, и часто выбирает для себя образ высокоинтеллектуальный личности, отпугивая окружающих надменностью или странностью своего поведения.
Как с этим жить?
Важно понять, что какой бы ужасной не была ваша детская травма, – это не приговор. Это то, с чем можно (и жизненно необходимо) работать. Самым очевидным советом будет терапия, но если такой возможности нет, все равно не нужно ставить на себе крест. Прийти к осознанию того, что детские травмы ощутимо портят вам жизнь, – это уже достаточно высокий уровень осознанности. Достаточный для того, чтобы проштудировать всю возможную литературу по этому вопросу, обратиться за бесплатными консультациями или хотя бы просто поговорить с кем-то, кто точно поймет и не осудит вас. Собирать по кусочкам свою личность, дать себе отгоревать, восстановиться и т.д. – очень долгий и, как правило, болезненный процесс. Но суть в том, что результат будет. И он будет того стоить.
*Лайфхаки для скорейшего воссоединения себя с собой ждут вас в ближайшее время!
www.sncmedia.ru
Психологические травмы детства и пути их преодоления
Большинство людей, страдающих депрессиями, навязчивыми страхами и комплексами, относят причины своего патологического состояния к негативным факторам окружающей среды. Им сложно даже предположить, что истинными виновниками их проблем являются детские психотравмы. В действительности события, случившиеся в детском возрасте, давно уже стали неактуальными, трудности утратили свою злободневность, а стрессовые ситуации вспоминаются довольно смутно. Однако следствия детских психологических травм, не воспринимаемые на уровне сознания, прочно укрепились в подсознательной сфере, способствуя созданию специфической жизненной программы личности.
В клинике неврологии применяется комплексный вопрос. Одновременно с медикаментозным лечением, врачи проводят рабилитационную терапию. С пациентом работают психологи, которые помогают на глубинном уровне решить детские псхотравмы.
Детские психотравмы: причины формирования
Выявить объективную и однозначную причину детской психологической травмы не всегда легко, так как для интерпретации и значимости каждого события у человека имеются сугубо индивидуальные критерии. Однако можно с уверенностью утверждать, что негативное воздействие окружающей среды гораздо сильнее влияет на неокрепшую психику маленького ребенка. События, воспринимаемые зрелым человеком как незначительное и преодолимое препятствие, для детей могут стать огромной катастрофой.
Единственный объективный критерий, позволяющий оценить неблагоприятные обстоятельства, возникшие в жизни ребенка, заключается в сочетании следующих факторов: значимости события для малыша и силы его ответной эмоциональной реакции.
Детская психотравма является психотравмирующим событием, интерпретируемым ребенком как жизненно важное. Это явления, которые заставляют ребенка длительно и сильно переживать. Те обстоятельства, из-за которых пропадает душевное спокойствие, психическое равновесие. Для их преодоления требуются кардинальные изменения в поведении и мышлении.
По результатам многочисленных исследований психологи составили список наиболее труднопереносимых маленькими детьми и подростками событий. Итак, младенческие психологические травмы могут быть обусловлены следующими обстоятельствами:
- моральным, физическим, сексуальным насилием;
- смертью близких людей;
- собственной болезнью или заболеванием родственников;
- разводом родителей, уходом из семьи одного из взрослых;
- неожиданным нарушением семейных взаимоотношений;
- внезапным отчуждением родителя от ребенка;
- предательством, обманом, несправедливостью со стороны близкого окружения, друзей и авторитетных для ребенка взрослых;
- разочарованием, неудовлетворенностью от несбывшихся надежд;
- воспитанием взрослых, ведущих аморальный образ жизни;
- асоциальной атмосферой в коллективе и в семье, в которой взрослеет ребенок;
- гиперопекой или недостатком родительского внимания;
- колебательной стратегией воспитания малыша, отсутствием у родителей согласованных одинаковых требований к малышу;
- ссорой с близкими друзьями по их инициативе;
- ситуациями, в которых ребенок чувствует себя изгоем общества;
- конфликтами в учебных коллективах;
- несправедливым отношением, давлением со стороны учителей;
- непомерной загруженностью ребенка внешкольной и учебной деятельностью.
По одной из версий, формирование детской психотравмы является частым следствием неправильной стратегии воспитания детей. В результате неконструктивные жизненные стереотипы взрослых передаются ребенку по наследству. Сформированные директивы, касающиеся правил жизни, ребенок перенимает от родителей, причем наследуется именно отягощенная форма установленных в семье деструктивных «правил игры».
Детские психотравмы: опасные последствия
Детские психотравмы влияют на замедление процесса социализации ребенка. Он не способен заводить друзей, общаться с новыми людьми, не может адаптироваться к новым условиям в коллективе. У детей с психологическими травмами сформирована почва для появления навязчивых страхов, развивается социофобия, для которой характерен страх перед человеческим обществом.
У ребенка с психотравмой развиваются разнообразные депрессивные расстройства, при которых глобальное ощущение своей вины может разрушительным образом влиять на все стороны жизни человека.
Стрессы, пережитые в детском возрасте, приводят к развитию обсессивно-компульсивных расстройств, когда под влиянием какой-то алогичной навязчивой идеи человек совершает странные защитные действия.
При наличии у человека неразрешенных детских проблем у них формируются аддикции – анормальные пристрастия, например, наркомания, алкоголизм, компьютерная зависимость, игромания. Лечение зависимости предлагает многопрофильный медицинский центр Москвы – Юсуповская больница. Благодаря применению современных методик и мультидисциплинарному подходу нашим врачам удается достичь высоких результатов лечения, вернув пациентов к нормальной полноценной жизни.
Психотравмы, полученные в детском возрасте, иногда проявляются у взрослых людей пищевыми аномалиями: компульсивным перееданием, нервной анорексией.
Кроме всего вышесказанного, справедливо утверждать, что все личностные комплексы обусловлены пережитыми травмами в детстве. Именно в детском возрасте формируются определенные черты характера, которые под воздействием неблагоприятного стечения обстоятельств могут достичь размеров акцентуаций и перерасти в разнообразные расстройства личности.
Как избавиться от детских психологических травм
Для того, чтобы избежать развития у ребенка психологической травмы родители должны обладать достойным уровнем педагогических и психологический знаний, которые помогут избранию верной стратегии воспитания малыша, не сопровождаемой деструктивными стереотипами.
Все силы родителей должны быть направлены на создание комфортной почвы для развития и становления личности, оказание всякого содействия в правильном преодолении наследником возникших проблем и трудностей.
Нужно не пренебрегать переживаниями ребенка, а стать надежным помощником, которому малыш сможет доверять без всяких сомнений и страха. Очевидные изменения в поведении ребенка должны стать для родителей сигналом о необходимости забить тревогу.
Малейшие признаки развития психотравмы должны быть поводом для обращения к психологу для разработки совместно с ним адекватной программы, позволяющую восстановить душевное равновесие у маленькой личности.
На сегодняшний день разработаны специальные психотерапевтические мероприятия, способствующие развитию у детей способности вести полноценную жизнь, устранению навязанных извне барьеров и устранения деструктивных стереотипов мышления, которые заложило в нем социальное окружение.
Диагностика и лечение заболеваний любой медицинской сферы проводится в Юсуповской больнице Москвы. Ультрасовременное оборудование клиники позволяет провести самые сложные исследования с максимально достоверными результатами и в кратчайшие сроки. Высокая эффективность лечения гарантируется благодаря большому практическому опыту наших специалистов, использованию передовых технологий и составлению индивидуальных программ терапии, с учетом особенностей заболевания и общего состояния пациента.
Записаться на прием к специалисту, узнать стоимость медицинских услуг можно по телефону Юсуповской больницы или через форму обратной связи на нашем сайте. Врач-координатор ответит на все ваши вопросы.
Список литературы
- МКБ-10 (Международная классификация болезней)
- Юсуповская больница
- «Диагностика». — Краткая Медицинская Энциклопедия. — М.: Советская Энциклопедия, 1989.
- «Клиническая оценка результатов лабораторных исследований»//Г. И. Назаренко, А. А. Кишкун. г. Москва, 2005 г.
- Клиническая лабораторная аналитика. Основы клинического лабораторного анализа В.В Меньшиков, 2002 .
Наши специалисты
Врач функциональной диагностики, кандидат медицинских наук
Врач-невролог
Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе, врач-терапевт, врач-гастроэнтеролог, кандидат медицинских наук
Цены на услуги *
*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.
Скачать прайс на услуги
Мы работаем круглосуточно
yusupovs.com
причины и последствия у детей и взрослых / Opsihike.ru
Понятие психической и психологической травмы часто встречается в популярной психологической литературе. Специалисты по-разному интерпретируют эти термины, поэтому прежде, чем начать говорить о психотравмирующих событиях и их последствиях для детей и взрослых, стоит обратить внимание на значение слов «психотравма», «психическая травма» и «психологическая травма».Психическая травма
Этот термин имеет 2 разных интерпретации:
- В психиатрии как правило это ущерб, нанесенный психике каким-либо стрессовым воздействием, с выраженным нарушением нормального функционирования психики. В результате такой травматизации может развиваться психогенная реакция в форме психических и соматических заболеваний (например, посттравматический синдром, разные виды психозов, шизофрения, эпилепсия).
- В психологии термин «психическая травма» трактуется более широко и объединяет любые эмоционально патогенные воздействия на психику, характеризующиеся длительным влиянием.
По сути понятия «психической» и «психологической» травмы во многом схожи и часто используются для обозначения одних и тех же явлений.
Автор: Andrew Orton
Психологическая травма
Термин из области популярной психологии для обозначения психической травмы умеренной силы, которая может вызывать невротические реакции, активировать механизмы психических защит и переживаться как болезненный опыт. В понятие психологической травмы не входят психогенные реакции с развитием тяжелых психических заболеваний.
Психотравма
Это широкое понятие, подразумевающее любой болезненный опыт личности и включающее и психические, и психологические травмы.
В данной статье мы будем говорить о психотравме в широком смысле, как о реакции психики на какое-либо болезненное событие.
Причины психических травм
Психофизиологи описывают причины психологических травм как разновидность реакции организма на опасность. Дело в том, что при появлении опасности организм мобилизуется, готовясь к активным действиям – в кровь выбрасываются необходимые для нападения или бегства гормоны, мышечный каркас напрягается в готовности к действию, сердцебиение учащается и так далее.
Автор: Andrew Orton
Однако современная реальность и само устройство психики человека далеко не всегда дают возможность непосредственно отреагировать на опасную ситуацию. Ребенок не может напасть на злого воспитателя, женщина не может убежать от любимого человека, который ее обижает, некоторые травматические ситуации вообще не имеют материального представления – от несчастной любви уж точно никак не убежать.
Но энергетический заряд, импульс, образовавшийся в организме как реакция на стресс, не исчезает. Он трансформируется в патологическую реакцию, оказывая негативное воздействие на психику человека.
Виды психических травм
Автор: Karen Appleton
Психологи различают виды психологических травм по характеру и длительности воздействия травмирующего события.
- Шок. Психологическое потрясение, которое испытывает человек в ситуации крайней опасности для жизни (своей или близких), во время катаклизмов и так далее называется шоковой травмой. Это кратковременное состояние, как правило, влекущее за собой длительные последствия для психики.
- Острая психологическая травма. Также сравнительно кратковременное состояние, возникающее в результате эмоционально мучительного события. Таким событием может быть утрата близкого человека (в результате расставания, тяжелой болезни или смерти), публичное унижение, сопровождающееся потерей социального статуса и уважения к себе, акт насилия (физического, сексуального или психического) и так далее.
- Хроническая травма. Это реакция психики на постоянное или регулярное и долговременное воздействие стрессора, характеризующееся изменениями в механизмах функционирования психики с формированием патологических шаблонов взаимодействия. Например, хронической психотравматизации подвергаются члены эмоционально неблагополучных семей, в первую очередь – жертвы домашнего насилия. Еще одним ярким примером хронической травмы может быть систематическая травля ребенка в детском коллективе.
Кроме длительности воздействия психические травмы различаются также глубиной воздействия, степенью тяжести последствий и их содержанием. Некоторые авторы выделяют такие виды, как экзистенциальная травма, травма отношений, травма потери и травма неисправимой ошибки.
Последствия психических травм
Независимо от своей тяжести, нанесенные травмы оставляют след в эмоциональном состоянии и в разных аспектах поведения человека. Долговременные последствия влекут за собой психотравмы, затрагивающие зону глубоких душевных переживаний. Они могут быть связаны с любовными переживаниями, с потерей своего призвания, с мировоззренческим кризисом и так далее.
Такие воздействия вызывают у человека целый спектр экзистенциальных страданий, включая утрату смысла жизни, ощущение глобальной вины и неполноценности, отсутствие способности получать удовольствие и вступать в близкие отношения с людьми. Довольно часто тяжелой травмой, особенно для юных людей, оказывается неразделенная любовь. Психологическая травма так мощно влияет на эмоциональное состояние, что нередко провоцирует суицид.
Особую опасность представляют случаи, в которых потрясение оказывается непереносимо для психики. В экстренной ситуации психика человека применяет свои «аварийные» возможности, чтобы адаптироваться к обстановке:
- Производит несуществующее содержание: галлюцинации, бред.
- «Отключает» системы реагирования: апатия, психогенная амнезия, нервный паралич, кататония.
- Разрушает структуру личности: острый психоз, шизофрения.
Такие острые симптомы могут сопровождать переживание чрезвычайно тяжелого события (например, внезапной гибели нескольких членов семьи). С другой стороны, подобную реакцию некоторые люди выдают на обычные (на первый взгляд) жизненные трудности – развод, увольнение с работы и тому подобное. Дело в том, что для людей с чувствительной психикой, склонных к психическим заболеваниям, даже сравнительно небольшой стресс может нанести значительный вред и стать триггером для развития болезни.
Более локальные последствия имеют психологические травмы, затрагивающие узкую сферу эмоционального опыта. Например, люди, пережившие предательство, испытывают в будущем проблемы с доверием, ожидая повторения травмирующего опыта и стараясь его избежать, осознанно или нет.
У тех, кто имеет опыт утраты близкого человека, как правило более выражен страх потери. Часто женщины, пережившие изнасилование, испытывают проблемы в сексуальном плане или в отношениях с мужчинами в целом. Психологические травмы у взрослых имеют умеренные по силе последствия и сравнительно легко поддаются коррекции в психотерапии или при помощи медикаментозного лечения.
Серьезнее в этом плане оказываются детские психологические травмы, так как вся личность человека формируется в детстве, и каждое травмирующее событие накладывает отпечаток на будущую личность. Детские травмы часто становятся причинами психологических трудностей взрослых, проявляясь в чертах характера, в особенностях отношений с людьми, страхах, фобиях и неврозах.
Детские психотравмы
Последствия психологических травм у детей могут быть не очевидны даже для родителей, так как для ребенка травмирующим порой оказывается то, что в глазах взрослого не заслуживает внимания.
Одним из самых распространенных видов психической травмы считают травму сепарации, или потери объекта привязанности. В младенчестве для ребенка мать – это необходимый для выживания человек, и потеря матери переживается младенцем как угроза жизни (та самая шоковая травма). В этом плане весьма впечатляющим примером оказывается так называемый синдром госпитализма – развитие тяжелых соматических нарушений (вплоть до летального исхода) у младенцев, разлученных с матерями и содержащихся в медицинском учреждении без конкретного опекающего взрослого, который мог бы заменить мать.
Травматичное расставание с объектом привязанности
Обычно для ребенка первого года жизни период, который он может спокойно и без потерь прожить без мамы, длится несколько часов — при условии, что вместо мамы с ним будет другой значимый взрослый человек (любимая няня, папа или бабушка).
По мере взросления у детей, не травмированных длительным отделением от матери, время такой спокойной автономии постепенно увеличивается. Для трехлетнего ребенка обычно не проблема провести без мамы почти весь день в детском саду или с другим взрослым.
Но некоторые дети старше года очень тревожно реагируют на уход мамы – плачут, не отпускают, безутешно рыдают после ее ухода и с нетерпением ждут возвращения, а после воссоединения – нередко ведут себя агрессивно или игнорируют вновь появившуюся маму. Подобное поведение указывает на перенесенную психологическую травму. Такого рода психологическая травма есть практически у всех детей, воспитанных в традиционных советских семьях. Они были отправлены в ясли или в детский сад задолго до того, как стали готовы оставаться без мамы надолго.
Большинство современных взрослых испытывают те или иные трудности в близких отношениях, что по мнению психологов непосредственно связано с детскими психотравмами. Эмоциональная зависимость, патологическая ревность, страх потери любимого человека, страх смерти, чувство собственной неполноценности, острая навязчивая потребность в любви и одобрении у взрослых людей – лишь некоторые из последствий нанесенных в детстве травм.
Очень важно всем родителям осознавать значимость детских переживаний при расставании с матерью. Если ребенок двух-трех лет во время «адаптации» к детскому саду становится капризным и плаксивым, требует много внимания, боится оставаться один, активно сопротивляется походам в садик, если нарушается сон или аппетит, если ребенок вдруг начинает часто болеть – крайне велика вероятность того, что малыш получает психологическую травму.
Он может чувствовать настоящую панику и глубоко горевать, надолго оставаясь в окружении детей и почти незнакомых взрослых (не всегда эмпатичных и способных утешить). Если есть какая-либо возможность в таком случае выбрать сад с более мягкой адаптацией или отложить поступление в сад на год – это будет оптимальным решением для психического здоровья ребенка.
Потенциально травматические ситуации
Каждый ребенок уникален в силу своего опыта и конституциональных особенностей, поэтому никогда нельзя знать точно, какое именно событие окажется травмирующим для конкретного ребенка. Однако, есть ситуации, в которых типичной реакцией будет сильный испуг или другие сильные эмоции, с которыми детской психике трудно справиться.
Ниже перечислены некоторые группы ситуаций, при которых родителям стоит уделять больше внимания психическому состоянию ребенка.
- Насилие по отношению к ребенку – нападение старшеклассников в школе, встреча с агрессивными взрослыми на улице, неудачно окончившийся конфликт на площадке, унизительный розыгрыш, незаслуженное наказание учителя, воспитатели, которые заставляют есть через силу и так далее. Ребенок – уязвимое существо в силу своего размера и умственного развития, поэтому с насилием дети встречаются очень часто.
- Нападение (даже без физического вреда) собаки или другого животного. Особенно для маленьких детей даже игривое нападение животного может быть очень неожиданным и провоцировать развитие фобии.
- Физические травмы и соматические заболевания могут переживаться как психологическая травма — во-первых, физическая боль вызывает тревогу и страх за свое тело, а во-вторых физические болезни сопровождают резкие изменения в образе жизни – в частности, разлука с родителями и пребывание в медицинских учреждениях.
- Систематическое насилие в семье. Влечет за собой серьезные последствия для психики. Причем домашним насилием является не только рукоприкладство и прямые оскорбления, но и неадекватные проступкам наказания (особенно наказание длительной изоляцией), психологические манипуляции, издевательства старших сиблингов (физические или моральные) и любые другие факторы, стабильно нарушающие эмоциональную обстановку в семье.
- Тяжелое заболевание и/или смерть родственника. Помимо нормального процесса горевания, в случае болезни или смерти родственника ребенок встречается с непривычным поведением других взрослых – наблюдает слезы, волнение, суету, слушает непонятные тревожные разговоры. Фантазии на тему того, что происходит, могут быть очень пугающими и общее эмоциональное состояние становится травматическим.
Как же уберечь ребенка от психической травмы? Разве можно представить себе полноценную жизнь и взросление без встреч с потенциально опасными ситуациями?
Разумеется, каждый из нас сталкивается с большим количеством ситуаций, которые пугают, шокируют, болезненно переживаются и выбивают из колеи. Это нормальная и неотъемлемая часть жизни. Важно обращать внимание на то, как именно справляться с этими ситуациями, и как помочь в этом своим детям.
Как пережить психическую травму без серьезных последствий?
Люди совершенно по-разному ведут себя в стрессовых ситуациях, и последствия для психики могут быть разными по тяжести в зависимости от эмоциональной и поведенческой реакции. Говоря о том, как избавиться от последствий психической травмы, следует разделять профилактические меры и собственно лечение.
Как правило, последствия травмы проявляют себя через несколько месяцев после травмирующего события, но могут и много лет никак не показывать себя, органично вплетаясь в общую картину личности.
Профессиональную терапию последствий психотравмы может обеспечить только квалифицированный специалист. Однако, зная о потенциальном ущербе для психики того или иного события, можно предпринять определенные «меры безопасности» по профилактике последствий травм.
- Прожить эмоциональное потрясение. Часто психическая травма оставляет глубокий след из-за того, что для страха, боли, обиды или гнева не находится своего пространства. Например, родители могу сказать ребенку: «здесь нет ничего страшного, не вздумай реветь» и ребенок реветь не станет, а его страх превратится в еще более пугающий элемент бессознательного и обретет силу травматического опыта. Поэтому любые эмоции заслуживают времени и места для их выражения. Какой бы мелочью ни казалась причина детской паники – по мере возможностей стоит прислушаться к тому, что беспокоит ребенка, объяснить ему природу происходящего и дать возможность выплакаться в безопасной обстановке. Также стоит поступать и взрослым – всегда есть смысл дать себе время пережить потерю, боль или страх в тот момент, когда они возникают, чтобы не разбираться с последствиями потом.
- Разделить свои переживания. Когда ресурсов психики не хватает для того, чтобы адекватно переработать травмирующий опыт, на помощь приходят отношения с другими. Становится легче, когда рядом есть кто-то, способный сопереживать и принимать тяжелое эмоциональное состояние ближнего, понимающий, как пережить психологическую травму и болезненный опыт. Таким человеком может стать родитель (в случае с детьми это лучший вариант), друг, брат или сестра, психолог или психотерапевт. Обращение к специалисту в этом смысле оправдано, так как далеко не каждый друг или родитель способен выдерживать эмоции другого, не ударяясь в собственные психические защиты (например, «не переживай из-за ерунды», «не накручивай себя», «возьми себя в руки» — это обесценивание, которое оказывает противоположный принятию эффект). Терапевтическая работа с психологической травмой предполагает комплексный подход, включающий продуктивную переработку опыта и стабилизацию актуального состояния.
- Обратиться за медицинской помощью. Когда речь идет об острой стрессовой ситуации – такой, как угроза жизни или внезапная смерть близкого человека, имеет смысл обратиться к психиатру – медикаментозная поддержка может обеспечить психике необходимую поддержку, работая как своего рода «эмоциональная анестезия».
При должном внимании к эмоциональному состоянию в стрессовых ситуациях и поддержке окружающих последствия психологических травм можно минимизировать.
Болезненный опыт – это важная часть любой личности, при адекватной переработке он не разрушает, а укрепляет и развивает личность, выступая в качестве жизненного испытания. Моральный ущерб, нанесенный психологическими травмами, не всегда можно достойно компенсировать, но всегда можно по крайней мере ограничить зону его влияния, и это стоит делать ради повышения качества жизни.
Автор статьи: психолог и арт-терапевт Василиса Русакова
opsihike.ru