Методы Психологического Исследования
Психология для накопления научных данных использует целый комплекс специальных методов. Для данной науки является крайне важным то, каким путем получены знания. Л.Выготский считал, что факты, полученные при помощи разных познавательных принципов, представляют собой совершенно разные факты.
Факты, получаемые в эмпирическом исследовании, определяются влиянием исследовательских схем, гипотезами, уже имеющимися знаниями об изучаемом объекте и прочими факторами. Поэтому методология и методы психологического исследования являются одной из наиболее существенных и дискутируемых проблем психологии как науки.
Методы психологического исследования – это способы исследования и изучения психических особенностей разных людей, анализа и обработки собранной психологической информации, а также получения научных выводов на базе исследовательских фактов. Методы используются для решения конкретных исследовательских задач в области психологии.
Основные методы психологического исследования – это эксперимент и наблюдение. Каждый из названных методов выступает в специфических формах и характеризуется различными подвидами и особенностями.
Методы психологического исследования нацелены на раскрытие особенностей, закономерностей, механизмов психики отдельных индивидов и социальных групп, а также для аналогичного исследования психических процессов и явлений. Каждый метод обладает своими возможностями, но также и имеет определенные ограничении. Эти особенности нужно учитывать в практике, профессиональных и прочих видах деятельности.
Исследования в области психологии имеют направленность на получение объективного результата, истинного знания об определенных возможностях психики. Для этого необходимо освоение отдельных методов психологии и методик профессионально-психологического исследования и изучения человека.
Методы психологического исследования можно классифицировать. В этом вопросе выделяют различные подходы. К примеру, Б. Ананьев различает следующие группы методов исследования в психологии.
Организационные – включают сравнительный анализ (сопоставление испытуемых по определенному критерию: род деятельности, возраст, т.д.), лонгитюдный метод (длительное исследование одного явления), комплексный (в исследование вовлекаются представители разных наук, разные средства изучения).
Эмпирические – это сбор первичной информации. В них выделяют обсервационные методы (под которыми понимают наблюдение и самонаблюдение.
Эксперименты – методы, включающие в себя полевое, лабораторное, естественное, формирующее и констатирующее исследование.
Психодиагностические – тестовые методы, которые делятся на тесты проективные, стандартизированные, беседу, интервью, анкеты, социометрию, опросчики и пр.
Праксиметрические – приемы анализа явлений, продуктов деятельности психики, такие как хронометрия, биографический метод; профессиограмма, циклография, оценка продуктов деятельности; моделирование.
Методы обработки данных, которые включают в себя количественные (статистические) и качественные (анализ и дифференциация материалов по группам), они позволяют установить закономерности, скрытые от прямого восприятия.
Интерпретационные методы предполагают отдельные приемы объяснения зависимостей и закономерностей, выявляемых при статистической обработке данных и их сравнении с уже известными фактами. Сюда входят типологическая классификация, генетический метод, структурный, психография, психологический профиль.
Принципы психологического исследования: ненанесения ущерба испытуемому, компетентности, беспристрастности, конфиденциальности, осведомленного согласия.
Существует множество классификаций методов психологического исследования, однако наиболее распространенным является деление на методы сбора информации и методы ее обработки. Методы обработки информации, как правило, математические, а основными методами сбора данных в психологии являются наблюдение, методы опроса, психологическое тестирование и эксперимент.
Метод наблюдения
Наблюдение – это научно целенаправленное, организованное, фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Научное наблюдение отличается от житейского наблюдения научной организацией (теоретическое обоснование, наличие четких целей и задач, схемы и способы фиксации наблюдаемого). Эффективность наблюдения зависит от значимости данной ситуации для личности наблюдателя.
Наблюдение имеет как преимущества (целостность, возможность измерить интенсивность поведения и т.п.), так и недостатки (поведение наблюдаемого не всегда или не всегда однозначно связано с теми психическими явлениями, которые изучаются; на объективность наблюдения влияет личность наблюдателя; присутствие наблюдателя влияет на поведение наблюдаемого).
Методы опроса
Особенностью методов опроса является то, что источником психологической информации являются знания и личный опыт самонаблюдения испытуемых; следовательно, полученные ответы в анкете или интервью – это не объективная реальность, а мнение людей по поводу этой реальности, которое требует анализа и интерпретации.
К методам опроса относятся анкетирование и интервьюирование. Анкета – это заочный опрос, предполагающий самостоятельные и письменные ответы на предлагаемые вопросы. Ее целесообразно проводить, когда психолог изучает острые, дискуссионные вопросы, а также когда необходимо опросить большое количество испытуемых. Интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая непосредственный контакт и личное общение интервьюера и респондента.
Достоинства и недостатки анкетирования и интервьюирования. При анализе и интерпретации результатов анкетирования и интервьюирования необходимо помнить, что данные, получаемые с помощью методов опроса, могут ограничиваться тем, что захочет сообщить респондент, или тем, что он сочтет приемлемым для исследования. Очень часто вместо искренних ответов люди демонстрируют социально желательные характеристики. Кроме того, в результатах анкетирования и интервьюирования присутствуют ошибки, связанные с защитными механизмами личности, искажающими адекватное сомовосприятие. Таким образом, методы опроса в психологии имеют недостатки, но имеют большое значение: интервьюирование незаменимо в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Получаем более глубокую и более полную информацию. Анкетирование позволяет охватить большое количество людей, при нем не влияет личность исследователя, получаем более искренние ответы.
Психологическое тестирование
Психологическое тестирование – это метод индивидуальной психодиагностики. Тест – это стандартизированная система заданий, измеряющая качественный или количественный уровень развития определенных свойств личности к моменту измерения. Тестирование предполагает постановку психологического диагноза, но не дает ответа на вопрос о происхождении качеств и об их потенциальном развитии.
К преимуществам тестов и опросников относятся простота, кратковременность, стандартная процедура обработки, наличие нормативов для сравнения.
Эксперимент
Эксперимент – это основной метод исследований в научной психологии. Именно с введением метода экспериментального исследования она стала развиваться как самостоятельная наука. Эксперимент направлен на изучение причин и следствий и таким образом позволяет изучать психологические закономерности: при каких условиях, на какие воздействия осуществляются конкретные реакции испытуемых.
Требования к частным методам психологического исследования: надежность и валидность
Частные методы психологического исследования должны соответствовать основным требованиям: надежность и валидность (обоснованность). Надежность психологического метода (методики) позволяет характеризовать его с точки зрения стабильности результатов, получаемых при повторном использовании этого метода при аналогичных условиях (ретестовая надежность) или же при использовании взаимозаменяемых, эквивалентных форм метода. Валидность – понятие, показывающее, насколько психологический метод (методика) измеряет действительно то, что он должен изучать и измерять, и насколько хорошо он выполняет эту задачу. Надежность показывает, что результаты проводимого исследования близки к истине, а валидность показывает, что результаты действительно относятся к тому явлению, которое изучается исследователем.
См.также: Организация психологических исследований
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Глава 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ (с.5–25)
Краткое содержание: Основные отрасли психологии. Психология как сложная система развивающихся наук, тесным образом связанных с основными видами человеческой деятельности. Общие и специальные отрасли психологии. Фундаментальные и прикладные области психологии. Общая психология, ее структура. Отраслевые психологические науки. Краткая характеристика различных психологических наук. Методы исследования в психологии. Проблема метода психологического исследования. Краткие сведения из истории методов исследования в психологии. Наблюдение и самонаблюдение, их познавательная роль. Опрос, эксперимент и психологические тесты. Связь методов психологии с методами других наук. Моделирование в психологии. Достоинства и недостатки каждого метода, оптимальные условия его применения на практике. Значение математики для получения достоверных психологических знаний. Внедрение вычислительной и другой техники в психологический эксперимент. |
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4–5 лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.
Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные.
Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «
Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике.
Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений,
а специальные – выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.
Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии, связанные с образованием.
Общая психология (рис. 2) исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность.
Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний.
Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это – эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.
Рис. 2. Структура общей психологии
Специальные отрасли психологии (рис. 3), тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.
Рис. 3. Отрасли психологической науки, имеющие отношение к обучению и воспитанию:
Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.
Дифференциальная психология
В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой.
Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются научной основой для понимания законов психического развития ребенка.
Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.
Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.
Три следующие отрасли психологии – медицинская и патопсихология, а также психотерапия – имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки – объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в психологической помощи.
Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания.
Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации.
Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах курса.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.
Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это – методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.
Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология, начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.
Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения. Попытки количественной оценки психологических явлений предпринимаются начиная со второй половины XIX в. Одной из первых таких попыток было открытие и формулировка серии законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера–Вебера, Вебера–Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений.
Сюда же следует отнести и начальный этап развития дифференциально-психологических исследований (конец XIX в.), когда для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики.
Впоследствии, уже в XX в., тенденция использования математических моделей и расчетов получила широкое распространение в самых разных отраслях психологии. Без них сейчас не обходится ни одно серьезное научное психологическое исследование.
С конца 80-х годов XIX в. в психологии стали создаваться и применяться специальные технические приборы и устройства для проведения лабораторных экспериментальных научных исследований. Пионером в этом отношении явился немецкий ученый В.Вундт, который в Лейпциге организовал работу первой психологической лаборатории. Технические приборы и устройства позволяли исследователю ставить и проводить контролируемый и управляемый научный эксперимент, дозировать воздействия физических стимулов, на которые должен реагировать человек, измерять его реакции. Сначала это были довольно простые технические устройства, в основном механические. В начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, а в наше время в психологических лабораторных исследованиях используются многие виды современной аппаратуры, в том числе радио-, видео- и электронной, включая ЭВМ.
Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос. Причин сохранения их значения несколько. Первая состоит в том, что явления, изучаемые в психологии, сложны и уникальны, их не всегда можно изучить с помощью методов, заимствованных из других наук. Для исследования таких тонких явлений, которыми занимается психология, методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул. Самонаблюдение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.
Однако данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти всегда требуют проверки на достоверность и надежность. Там, где это возможно, эти данные необходимо контролировать при помощи иных, более объективных методов, в частности математических расчетов.
В табл. 2 представлены методы, которые используются в современной психологии для сбора так называемых первичных данных, т.е. информации, подлежащей дальнейшему уточнению и обработке.
Таблица 2 Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных:
Основной метод | Вариант основного метода |
Наблюдение | Внешнее (наблюдение со стороны) Внутреннее (самонаблюдение) Свободное Стандартизированное Включенное Стороннее |
Опрос | Устный Письменный Свободный Стандартизированный |
Тесты | Тест-опросник Тест-задание Проективный тест |
Эксперимент | Естественный Лабораторный |
Моделирование | Математическое Логическое Техническое Кибернетическое |
Наблюдение имеет несколько вариантов.
Внешнее наблюдение – это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.
Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его заданию.
Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.
Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.
При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать в уме какую-либо задачу, одновременно наблюдая за собой. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями.
Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.
Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления. Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю. Стандартизированное наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.
Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.
Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их.
Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.
Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма – анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.
Свободный опрос – разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.
Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.
Варианты теста: тест-опросник и тест-задание.
Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.
Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это – их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.
В этих случаях обычно применяется третий тип тестов – проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.
Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, а чем думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации ответов судят о собственной психологии отвечающих.
Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.
Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы.
Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.
Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности – соответствия жизни.
Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступное. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.
Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.
Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении.
Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению.
Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики.
Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.
Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера–Вебера, Вебера–Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. С множеством разнообразных примеров технического моделирования мы встречаемся в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это – попытки построения перцептронов – машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее.
Иллюстрацией кибернетического моделирования является использование в психологии идей математического программирования на ЭВМ. Развитие программного обеспечения работы ЭВМ за последние несколько десятков лет открыло для психологии новые перспективы изучения интересующих ее процессов и человеческого поведения, так как оказалось, что мыслительные операции, используемые людьми, логика их рассуждений при решении задач весьма близки к операциям и логике, на основе которых разрабатываются программы для ЭВМ. Это привело к попыткам представления и описания поведения человека, его психологии по аналогии с действием электронно-вычислительных устройств. Пионерами в этом отношении в психологии выступили известные американские ученые Д.Миллер, Ю.Галантер, К.Прибрам. Отметив наличие в организме такой же сложной, иерархически построенной системы регуляции поведения, какая характеризует структуру и функционирование программ для ЭВМ, они сделали вывод о том, что подобным же образом может быть описано и поведение человека.
Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос.
Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных.
Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внешнее наблюдение менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями). Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю[1,4].
Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем. Стандартизированное наблюдение лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.
При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать в уме какую-либо задачу, одновременно наблюдая за собой. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями. Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.
Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их: Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.
Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.
Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.
Тестыявляются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.
Варианты теста: тест-опросник и тест-задание. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам, выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.
Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это — их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения. Третий тип тестов — проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.
Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы.
Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности — соответствия жизни.
Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе [1,4].
Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. Примеры технического моделирования встречаются в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это попытки построения спец.машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее.
Бланковые методики – такие, в которых испытуемому предлагают серию суждений или вопросов, на которые он должен в устной или письменной форме дать ответ. По полученным ответам испытуемого в свою очередь судят о психологии того человека, который эти ответы предложил.
Опросные методики – такие методики, в процессе применения которых исследователь психологии человека задает испытуемому устные вопросы, отмечает и обрабатывает его ответы.
Эти методики хороши тем, что не требуют подготовки специальных бланков и позволяют психодиагносту вести себя в отношении испытуемого достаточно гибко. Недостатком опросных методик является субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них. Кроме того, опросные методики трудно стандартизировать и, следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости получаемых результатов.
Рисуночные психодиагностические методики – те методики, в которых для изучения психологии и поведения испытуемых используются созданные ими рисунки. Применяется прием интерпретации испытуемыми стандартных, готовых изображений. В содержании этих изображений в наглядной форме представлены задачи, которые испытуемый должен решить (например, матричный тест Равена).
Первый и третий из описанных типов методик могут иметь два варианта: ручнойи компьютерный.При ручном варианте методика используется без применения средств электронно-вычислительной техники для презентации или обработки экспериментального материала. В компьютерном варианте на одном из указанных этапов психодиагностики применяется электронно-вычислительная техника. Например, текстовый и рисуночный материал можно предъявлять испытуемым через экран дисплея, а процессор машины использовать для производства количественных вычислений, вывода на печать получаемых результатов.
Проективные методики,в свою очередь могут быть бланковыми, опросными и рисуночными. Частота их практического использования также достаточно велика и из года в год возрастает по той причине, что методики этой группы наиболее валидные и информативные.
Следующая группа методик – объективно-манипуляционные.В них решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит что-нибудь сделать: собрать из данных материалов, изготовить, разобрать и т. п.
Общие критерии классификации психодиагностических методик. Понятие о научных и практических методиках
Критерии, в соответствии с которыми различные методы психодиагностики делятся на частные группы.
По типу применяемых тестовых заданий методики делятся на опросные(вопросы, адресуемые испытуемым), утверждающие(суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие), продуктивные(вид собственной творческой продукции испытуемого), действенные(комплекс практических действий), физиологические(анализ физиологических реакций организма человека).
По адресату тестового материала психодиагностические методики делятся на сознательныеи бессознательные.
По форме представления тестового материала испытуемым методики делятся на бланковые(тестовый материал в письменной или какой-либо иной знаковой форме), технические(тестовый материал в аудио-, видео-или киноформе), сенсорные(материал в виде физических стимулов).
По характеру данных, используемых для психодиагностических выводов, методики подразделяются на объективные(показатели, не зависящие от желания испытуемого или экспериментатора) и субъективные(данные, зависящие от их желания).
По критерию наличия тестовых норм психодиагностические методики делятся на имеющие подобные нормыи не располагающие ими.
По внутренней структуре психодиагностические методики можно разделить на мономерныеи многомерные.Первые характеризуются тем, что в них оценивается одно свойство, а вторые – тем, что предназначены для психодиагностики нескольких однотипных или разнотипных психологических качеств человека. Многомерные подразделяются на несколько частных методик – подшкалы, оценивающие отдельные психологические качества.
В отдельную группу выделяются психодиагностические методики, основанные на качественноми количественноманализе экспериментальных данных. В первом случае диагностируемое свойство описывается в научных понятиях, а во втором случае – через относительную степень его развития у данного человека по сравнению с другими людьми.
Все методы психодиагностики можно также разделить на научныеи практические,хотя такое деление условно: большинство известных психодиагностических методик используется как в практической психодиагностике, так и в научно-исследовательском экспериментировании.
Психология в процессе своего становления как науки не только все точнее подходила к определению своего предмета, но и вырабатывала специфические методы исследования такой сложной «материи» как человеческая психика. Вместе с тем, она интегрировала методы точных и естественных наук. Философия, математика, физика, информатика, кибернетика, медицина, биология, история и ряд других наук послужили основанием для создания собственно психологических методов.
В целом, все методы психологии можно классифицировать следующим образом:
Общенаучные методы | Применение в психологии |
1. Наблюдение (Метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики). Самонаблюдение (интроспекция) – наблюдение за собственными психическими явлениями. | 1.Внутреннее 2. Внешнее 3. Свободное 4. Стандартизированное 5. Включенное 6. Стороннее |
2. Опрос (метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов) | 1. Устный 2. Письменный 3. Свободный 4. Стандартизированный 5. Экспертный |
4. Эксперимент (Создание искусственной ситуации, в которой выделяется изучаемое свойство, проявляется и оценивается лучше всего). | 1. Естественный 2. Лабораторный |
5. Моделирование (Создание искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства). | 1. Математическое 2. Техническое 3. Кибернетическое |
6.Социометрия (исследование межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости) | 1.Эмоциональная структура 2.Коммуникативная структура 3. Структура власти |
7. Интервью (метод социальной психологии, заключающейся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, как правило, заранее сформулированные вопросы. | 1. Стандартизированное 2.Свободное |
8. Беседа (метод, предусматривающий прямое или косвенное получение информации путем речевого общения) | 1. Тематическая 2. Диагностическая 3. Свободная |
9. Игра (метод, позволяющий увидеть способы действий человека в разворачиваемых ситуациях). | 1. Ролевые 2. Деловые 3. Психологические |
Перечислив основные методы, применяемые в современной психологии, обратим внимание на то, что в процессе практических занятий мы будем обращаться ко многим из них. В своей практической деятельности Вы эти методы, безусловно, используете. Но очень часто вы с горечью понимаете, что где-то совершили ошибку. Научная психология обращает внимание на то, насколько применяемые ею методы при решении той или иной задачи являются надежными и валидными (пригодными, имеющими силу в измерении тех или иных качеств).
90000 Methods of psychological research 90001 90002 Psychology, like other sciences, is used to collect scientific information different methods. But the specifics of the research object — the human psyche — leaves its imprint on the possibility of using a particular method, and its effectiveness. 90003 90002 Consider the advantages and disadvantages of the main methods of psychological research. 90003 Observation 90002 90007 Observation 90008 — Historically the most ancient method used by almost all sciences.In psychology, various modifications have been used this method: introspection, objective observation, which may be direct and indirect, direct and indirect, on and outside, natural and laboratory, and a systematic search. 90003 90002 Introspection, or «introspection» is a study of the observer himself, his inner world, various mental reactions. 90003 90002 For a long time in the environment thinkers involved in the study of mental phenomena, it was widely believed that explore the psyche from the outside is impossible, since this self-contained world, accessible only to himself.90003 90002 The advantage of this method is its high information content, ease of use. But with the advancement of scientific psychology revealed numerous negative side of introspection, of which the main ones are the inability to verify the results, extreme subjectivism in interpreting mental facts. With the advent of the first ideas about the unconscious and its influence on behavior and in general on all the psychic life of the individual, it became apparent that the reliability of this method is very limited.This explains the shift in psychological knowledge to the objective methods, of which the simplest are the different kinds of observations. 90003 90002 Direct observation involves contact with researchers under observation. 90003 90002 In indirect observation researcher met with the observed object in absentia, through various documents, such as diaries, autobiographies of creativity. One example is the analysis of 3. Freud’s personality Dostoevsky on his works or analysis E. Fromm personality Hitler and his entourage evidence known facts biography.90003 90002 Direct observation provides information about the processes available qualitative and quantitative evaluation. 90003 90002 Indirect observation is used when we want using objective methods to investigate the processes that can not be directly observable, for example, the degree of tiredness. In this case, we can judge the severity of the process only indirectly, for example, to change the degree of concentration, the number of errors committed. 90003 90002 With the observation of the researcher to become part of the observed band.90003 90002 When viewing-side researcher in contact with the observed situation is not included. 90003 90002 Natural surveillance occurs in normal conditions, and laboratory — in artificially created or substantially modified. 90003 90002 Systematic observation involves the study of a particular aspect of behavior, which is devoted to the study of this research. 90003 90002 Exploratory observation is not subject to a specific purpose, but often changes the whole picture of the study if the initial hypothesis was incorrect.90003 90002 Pros obvious observation, but can be a variety of errors in the evaluation of the observed facts associated with different effects, known psychology, for example, the halo effect and the Pygmalion effect. 90003 90002 Pygmalion effect is that pushing the original hypothesis, the researcher seeks to involuntarily then interpret the observed facts in its favor. 90003 90002 Halo effect, or gala effect leads to undue generalization of specific experiences of the researcher and the transfer count from one situation to another.90003 90002 In addition, the observer can interpret psychic facts in terms of the main provisions of the psychological school to which he belongs, or it may be exposed to different kinds of prejudices concerning, for example, the ability of women to certain types of activities ( so-called sexism) or related dependence of the functioning of mentality of belonging to a race, nationality, socio-cultural group, etc. 90003 Experiment 90002 90007 Experiment 90008 call a method in which the researcher himself is the phenomenon under investigation.90003 90002 More often during the experiment subjects, arbitrarily or on some features are divided into two groups — an experimental, which creates changes for The conditions of activity, and control, which is not subject to such changes. These precautions are necessary to make sure that the observed manifestations of the psyche associated with the changed conditions, and not with some other factors. 90003 90002 In modern psychology experiment is the main method of research that does not mean that its use is safe.Using the practice of experiment related distortion effects called Rosenthal, Hawthorne. 90003 90002 Rosenthal effect associated with the expectations of the experimenter. When the experimenter deeply convinced that the reaction of the test change, he unwittingly transmit their expectations test various non-verbal (non-voice) ways, and it can affect their behavior. 90003 90002 Hawthorne effect occurs when subjects were known to the initial hypothesis. In this case, it is likely that they will behave according to the expectations of the experimenter.Special case of Hawthorne effect is the placebo effect, in which doctors, convinced efficacy of any drug conviction transmit their patients and therefore there is expected to improve health, but in fact this drug does not have such an impact. 90003 Questionnaires and tests 90002 To obtain large amounts of information are used 90007 survey 90008, which is a modification of another method — conversation. When survey subjects offer carefully designed questionnaire. The researcher then replies judge the presence or absence of certain mental properties.90003 90002 Tests can quantify the different characteristics of the psyche: for example, intelligence, attention, mental operations, memory, and various mental states, such as anxiety, frustration, depression. 90003 90002 Along with the verbal tests using various non-verbal tests, such as the picturesque test Rosenzweig, aimed at studying the reactions of the individual in response to a traumatic situation. 90003 Projective techniques 90002 90007 Projective techniques 90008 based on the ability of individuals to attribute their own status and quality requirements objects.90003 90002 The most famous Rorschach inkblot technique, during which subjects were placing cards with standard ink blots of different colors and what they see in them is estimated realistic perception, level of anxiety, emotional state. 90003 90002 During other projective techniques subjects are asked to draw a house, tree, person, animal, and non-existent on the specifics of the pattern is judged on the state of the psyche of individuals. 90003 90002 There are also verbal projective techniques, for example, the method of «Incomplete sentence,» during which the researcher suggests the test beginning of the sentence, which they must complete.90003. .90000 Research Methods in Psychology: Research Methods 90001 90002 Surveys 90003 90004 A 90005 survey 90006 is a way of getting information about a specific type of behavior, experience, or event. When using this method, researchers give people questionnaires or interview them to obtain information. 90007 90004 When subjects fill out surveys about themselves, the data is called 90005 self-report data 90006. Self-report data can be misleading because subjects may do any of the following: 90007 90012 90013 Lie intentionally 90014 90013 Give answers based on wishful thinking rather than the truth 90014 90013 Fail to understand the questions the survey asks 90014 90013 Forget parts of the experience they need to describe 90014 90021 90002 Naturalistic Observation 90003 90004 When using naturalistic observation, researchers collect information about subjects by observing them unobtrusively, without interfering with them in any way.Researchers create a record of events and note relationships among those events. With naturalistic observation, researchers face the challenge of getting a clear view of events without becoming noticeable to the subjects. 90007 90002 Laboratory Observation 90003 90004 As the name implies, researchers perform 90005 laboratory observation 90006 in a laboratory rather than in a natural setting. In laboratory observation, researchers can use sophisticated equipment to measure and record subjects ‘behavior.They can use one-way mirrors or hidden recording devices to observe subjects more freely while remaining hidden themselves. Unlike observation in a natural setting, laboratory observation offers researchers some degree of control over the environment. 90007 90032 Psychological Tests 90033 90004 Researchers use 90005 psychological tests 90006 to collect information about personality traits, emotional states, aptitudes, interests, abilities, values, or behaviors. Researchers usually 90005 standardize 90006 these tests, which means they create uniform procedures for giving and scoring them.When scoring a test, researchers often compare subjects ‘scores to 90005 norms 90006, which are established standards of performance on a test. A well-constructed standardized test can evaluate subjects better than self-report data. 90007 90002 Reliability 90003 90004 A test has good 90005 reliability 90006 if it produces the same result when researchers administer it to the same group of people at different times. Researchers determine a test’s 90005 test-retest reliability 90006 by giving the test to a group of people and then giving the test again to the same group of people at a later time.A reliable test will produce approximately the same results on both occasions. 90007 90004 Psychologists also use 90005 alternate-forms reliability 90006 to determine a test’s reliability. They measure alternate-forms reliability by giving one version of a test to a group of people and then giving another version of the same test to the same group of people. A reliable test will produce roughly the same results no matter which version of the test is used. 90007 90002 Validity 90003 90004 A test is 90005 valid 90006 if it actually measures the quality it claims to measure.There are two types of validity: 90007 90012 90013 90005 Content validity 90006 is a test’s ability to measure all the important aspects of the characteristic being measured. An intelligence test would not have good content validity if it measured only verbal intelligence, since nonverbal intelligence is an important part of overall intelligence. 90014 90013 90005 Criterion 90006 90005 validity 90006 is fulfilled when a test not only measures a trait but also predicts another criterion of that trait.For example, one criterion of scholastic aptitude is academic performance in college. A scholastic aptitude test would have good criterion validity if it could predict college grade point averages. 90014 90021 90004 90007 90074 Overview of Research Methods 90075 90076 90005 Research method 90006 90079 90076 90005 Advantages 90006 90079 90076 90005 Disadvantages 90006 90079 90088 90075 90076 90005 Survey 90006 90079 90076 90012 90013 Yields a lot of information 90014 90013 Provides a good way to generate hypotheses 90014 90013 Can provide information about many people since it’s cheap and easy to do 90014 90021 90079 90076 90012 90013 Provides information about behavior that can not be observed directly 90014 90013 Relies on self-report data, which can be misleading 90014 90013 Does not allow conclusions about cause-and-effect relationships 90014 90021 90079 90088 90075 90076 90005 Case study 90006 90079 90076 90012 90013 Provides a good way to generate hypotheses 90014 90013 Yields data that other methods can not provide 90014 90021 90079 90076 90012 90013 Sometimes gives incomplete information 90014 90013 Sometimes relies only on self-report data, which can be misleading 90014 90013 Can be subjective and thus may yield biased results 90014 90013 Does not allow conclusions about cause-and-effect relationships 90014 90021 90079 90088 90075 90076 90005 Naturalistic observation 90006 90079 90076 90012 90013 Can be useful for generating hypotheses 90014 90013 Provides information about behavior in the natural environment 90014 90021 90079 90076 90012 90013 Sometimes yields biased results 90014 90013 May be difficult to do unobtrusively 90014 90013 Does not allow conclusions about cause-and-effect relationships 90014 90021 90079 90088 90075 90076 90005 Laboratory observation 90006 90079 90076 90012 90013 Enables use of sophisticated equipment for measuring and recording behavior 90014 90013 Can be useful for generating hypotheses 90014 90021 90079 90076 90012 90013 Sometimes yields biased results 90014 90013 Carries the risk that observed behavior is different from natural behavior 90014 90013 Does not allow conclusions about cause-and-effect relationships 90014 90021 90079 90088 90075 90076 90005 Test 90006 90079 90076 90012 90013 Gives information about characteristics such as personality traits, emotional states, aptitudes, interests, abilities, values, and behaviors 90014 90021 90079 90076 90012 90013 Requires good reliability and validity before it can be used 90014 90013 Does not allow conclusions about cause-and-effect relationships 90014 90021 90079 90088 90075 90076 90005 Experiment 90006 90079 90076 90012 90013 Identifies cause-and-effect relationships 90014 90013 Distinguishes between placebo effects and real effects of a treatment or drug 90014 90021 90079 90076 90012 90013 Can be artificial, so results may not generalize to real-world situations 90014 90021 90079 90088 90229 90032 Experiments 90033 90004 Unlike correlational research methods or psychological tests, 90005 experiments 90006 can provide information about cause-and-effect relationships between variables.In an experiment, a researcher manipulates or changes a particular variable under controlled conditions while observing resulting changes in another variable or variables. The researcher manipulates the 90005 independent variable 90006 and observes the 90005 dependent variable 90006. The dependent variable may be affected by changes in the independent variable. In other words, the dependent variable depends (or is thought to depend) on the independent variable. 90007 90240 90002 Experimental and Control Groups 90003 90004 Typically, a researcher conducting an experiment divides subjects into an experimental group and a control group.The subjects in both groups receive the same treatment, with one important difference: the researcher manipulates one part of the treatment in the experimental group but does 90244 not 90245 manipulate it in the control group. The variable that is manipulated is the independent variable. The researcher can then compare the experimental group to the control group to find out whether the manipulation of the independent variable affected the dependent variable. 90007 90004 Often, subjects in the control group receive a placebo drug or treatment, while subjects in the experimental group receive the real drug or treatment.This helps researchers to figure out what causes the observed effect: the real drug or treatment, or the subjects ‘expectation that they will be affected. 90007 90249 90004 90005 Example: 90006 Suppose a researcher wants to study the effect of drug A on subjects ‘alertness. He divides 100 subjects into two groups of 50, an experimental group and a control group. He dissolves drug A in saline solution and injects it into all the subjects in the experimental group. He then gives all the control group subjects an injection of only saline solution.The independent variable in this case is drug A, which he administers only to the experimental group. The control group receives a placebo: the injection of saline solution. The dependent variable is alertness, as measured by performance on a timed test. Any effect on alertness that appears only in the experimental group is caused by the drug. Any effect on alertness that appears in both the experimental and control groups could be due to the subjects ‘expectations or to extraneous variables, such as pain from the injection.90007 90254 90002 Extraneous Variables 90003 90004 Ideally, subjects in the experimental and control groups would be identical in every way except for the variables being studied. In practice, however, this would be possible only if researchers could clone people. So researchers try to make groups with subjects that are similar in all respects that could potentially influence the dependent variable. Variables other than the independent variable that could affect the dependent variable are called 90005 extraneous variables 90006.90007 90004 One way to control extraneous variables is to use random assignment. When researchers use 90005 random assignment 90006, they create experimental and control groups in a way that gives subjects an equal chance of being placed in either group. This guarantees the two groups ‘similarity. 90007 90002 Disadvantages of Experiments 90003 90004 The main disadvantage of experiments is that they usually do not fully reflect the real world. In an experiment, researchers try to control variables in order to show clear causal links.However, to exert control in this way, researchers must simplify an event or a situation, which often makes the situation artificial. 90007 90004 Another disadvantage of experiments is that they can not be used to study everything. Sometimes researchers can not control variables enough to use an experiment, or they find that doing an experiment would be unethical-that is, it would be painful or harmful in some way to the subjects being studied. 90007 90032 Bias in Research 90033 90004 90005 Bias 90006 is the distortion of results by a variable.Common types of bias include sampling bias, subject bias, and experimenter bias. 90007 90002 Sampling Bias 90003 90004 90005 Sampling bias 90006 occurs when the sample studied in an experiment does not correctly represent the population the researcher wants to draw conclusions about. 90007 90249 90004 90005 Example: 90006 A psychologist wants to study the eating habits of a population of New Yorkers who have freckles and are between the ages of eighteen and forty-five. She can not possibly study all people with freckles in that age group, so she must study a sample of people with freckles.However, she can generalize her results to the whole population of people with freckles only if her sample is representative of the population. If her sample includes only white, dark-haired males who are college juniors, her results will not generalize well to the entire population she’s studying. Her sample will reflect sampling bias. 90007 90254 90002 Subject Bias 90003 90004 Research subjects ‘expectations can affect and change the subjects’ behavior, resulting in 90005 subject bias 90006.Such a bias can manifest itself in two ways: 90007 90012 90013 A 90005 placebo effect 90006 is the effect on a subject receiving a fake drug or treatment. Placebo effects occur when subjects believe they are getting a real drug or treatment even though they are not. A 90005 single-blind 90006 experiment is an experiment in which the subjects do not know whether they are receiving a real or fake drug or treatment. Single-blind experiments help to reduce placebo effects. 90014 90013 The 90005 social desirability bias 90006 is the tendency of some research subjects to describe themselves in socially approved ways.It can affect self-report data or information people give about themselves in surveys. 90014 90021 90002 Experimenter Bias 90003 90004 90005 Experimenter bias 90006 occurs when researchers ‘preferences or expectations influence the outcome of their research. In these cases, researchers see what they want to see rather than what is actually there. 90007 90004 A method called the 90005 double-blind 90006 procedure can help experimenters prevent this bias from occurring. In a double-blind procedure, neither the experimenter nor the subject knows which subjects come from the experimental group and which come from the control group.90007 .90000 Research Methods in Social Psychology 90001 90002 Social psychologists are interested in the ways that other people affect thought, emotion, and behavior. To explore these concepts requires special research methods. Following a brief overview of traditional research designs, this module introduces how complex experimental designs, field experiments, naturalistic observation, experience sampling techniques, survey research, subtle and nonconscious techniques such as priming, and archival research and the use of big data may each be adapted to address social psychological questions.This module also discusses the importance of obtaining a representative sample along with some ethical considerations that social psychologists face. 90003 Interested to improve your personal performance? Test your skills in the presence of other people to take advantage of social facilitation. [Image: Hans 905, http://goo.gl/SiOSZh, CC BY-NC-SA 2.0, http://goo.gl/iF4hmM] 90002 Are you passionate about cycling? Norman Triplett certainly was. At the turn of last century he studied the lap times of cycling races and noticed a striking fact: riding in competitive races appeared to improve riders ‘times by about 20-30 seconds every mile compared to when they rode the same courses alone.Triplett suspected that the riders ‘enhanced performance could not be explained simply by the slipstream caused by other cyclists blocking the wind. To test his hunch, he designed what is widely described as the first experimental study in social psychology (published in 1898!) — in this case, having children reel in a length of fishing line as fast as they could. The children were tested alone, then again when paired with another child. The results? The children who performed the task in the presence of others out-reeled those that did so alone.90003 90002 Although Triplett’s research fell short of contemporary standards of scientific rigor (eg, he eyeballed the data instead of measuring performance precisely; Stroebe, 2012), we now know that this effect, referred to as «social facilitation,» is reliable-performance on simple or well-rehearsed tasks tends to be enhanced when we are in the presence of others (even when we are not competing against them). To put it another way, the next time you think about showing off your pool-playing skills on a date, the odds are you’ll play better than when you practice by yourself.(If you have not practiced, maybe you should watch a movie instead!) 90003 90002 One of the things Triplett’s early experiment illustrated is scientists ‘reliance on systematic observation over opinion, or anecdotal evidence. The scientific method usually begins with observing the world around us (e.g., results of cycling competitions) and thinking of an interesting question (e.g., Why do cyclists perform better in groups?). The next step involves generating a specific testable prediction, or hypothesis (e.g., performance on simple tasks is enhanced in the presence of others). Next, scientists must operationalize the variables they are studying. This means they must figure out a way to define and measure abstract concepts. For example, the phrase «perform better» could mean different things in different situations; in Triplett’s experiment it referred to the amount of time (measured with a stopwatch) it took to wind a fishing reel. Similarly, «in the presence of others» in this case was operationalized as another child winding a fishing reel at the same time in the same room.Creating specific operational definitions like this allows scientists to precisely manipulate the independent variable, or «cause» (the presence of others), and to measure the dependent variable, or «effect» (performance) -in other words, to collect data. Clearly described operational definitions also help reveal possible limitations to studies (e.g., Triplett’s study did not investigate the impact of another child in the room who was not also winding a fishing reel) and help later researchers replicate them precisely.90003 90010 Laboratory Research 90011.90000 Research Methods in Developmental Psychology 90001 90002 A group of children were playing hide-and-seek in the yard. Pilar raced to her hiding spot as her six-year-old cousin, Lucas, loudly counted, «… six, seven, eight, nine, ten! Ready or not, here I come! «. Pilar let out a small giggle as Lucas ran over to find her — in the exact location where he had found his sister a short time before. At first glance, this behavior is puzzling: why would Pilar hide in exactly the same location where someone else was just found? Whereas older children and adults realize that it is likely best to hide in locations that have not been searched previously, young children do not have the same cognitive sophistication.But why not … and when do these abilities first develop? 90003 Children’s games are more than just fun. They can be opportunities for researchers to learn about how children think, feel, and behave. [Image: gomattolson, https://goo.gl/kajAEn, CC BY-NC-SA 2.0, https://goo.gl/i6LJ8m] 90002 Developmental psychologists investigate questions like these using research methods that are tailored to the particular capabilities of the infants and children being studied. Importantly, research in developmental psychology is more than simply examining how children behave during games of hide-and-seek — the results obtained from developmental research have been used to inform best practices in parenting, education, and policy.90003 90002 This module describes different 90007 research techniques 90008 that are used to study psychological phenomena in infants and children, 90007 research designs 90008 that are used to examine age-related changes in developmental processes and changes over time, and 90007 unique challenges and special issues 90008 associated with conducting research with infants and children. 90003 90002 Infants and children-especially younger children-can not be studied using the same 90007 research methods 90008 used in studies with adults.Researchers, therefore, have developed many creative ways to collect information about infant and child development. In this section, we highlight some of the methods that have been used by researchers who study infants and older children, separating them into three distinct categories: involuntary or obligatory responses, voluntary responses, and psychophysiological responses. We will also discuss other methods such as the use of surveys and questionnaires. At the end of this section, we give an example of how interview techniques can be used to study the beliefs and perceptions of older children and adults — a method that can not be used with infants or very young children.90003 90018 Involuntary or obligatory responses 90019 90002 One of the primary challenges in studying very young infants is that they have limited motor control- they can not hold their heads up for short amounts of time, much less grab an interesting toy, play the piano, or turn a door knob. As a result, infants can not actively engage with the environment in the same way as older children and adults. For this reason, developmental scientists have designed research methods that assess involuntary or obligatory responses.These are behaviors in which people engage without much conscious thought or effort. For example, think about the last time you heard your name at a party — you likely turned your head to see who was talking without even thinking about it. Infants and young children also demonstrate involuntary responses to stimuli in the environment. When infants hear the voice of their mother, for instance, their heart rate increases — whereas if they hear the voice of a stranger, their heart rate decreases (Kisilevsky et al., 2003). Researchers study involuntary behaviors to better understand what infants know about the world around them. 90003 Even when infants are so young that they have very little motor control, researchers can observe and record involuntary responses, such as an infant’s eye movements, to get valuable insight into what they understand about the world around them. [Image: Greg Kintz, https://goo.gl/mqD52S, CC BY-NC-SA, https://goo.gl/i6LJ8m] 90002 One research method that capitalizes on involuntary or obligatory responses is a procedure known as habituation .In habituation studies, infants are presented with a stimulus such as a photograph of a face over and over again until they become bored with it. When infants become bored, they look away from the picture. If infants are then shown a new picture — such as a photograph of a different face— their interest returns and they look at the new picture. This is a phenomenon known as dishabituation. Habituation procedures work because infants generally look longer at novel stimuli relative to items that are familiar to them.This research technique takes advantage of involuntary or obligatory responses because infants are constantly looking around and observing their environments; they do not have to be taught to engage with the world in this way. 90003.