Девиантная психология: Психология девиантного поведения

Содержание

Что такое девиантное поведение простыми словами, и как с ним бороться

Девиантное поведение – это действия и поступки, которые считаются неприемлемыми в обществе. Оно может проявляться агрессией, вплоть до садизма, воровством, лживостью, бродяжничеством и другими поведенческими отклонениями.

Что такое девиантное поведение простыми словами

Чаще всего этим термином характеризуют образ действий подростков, имея в виду их юношеский максимализм и склонность к нарушению общепринятых правил. Другими словами, отклоняющееся поведение в большей мере свойственно тинейджерам.

В понятие девиантного поведения обычно вкладывают негативный смысл, что подчеркивает его асоциальность и опасное отклонение от нормы. Однако с точки зрения психологии девиантные формы поведения бывают не только деструктивными. Особенно учитывая то, что требования общества нередко носят нелогичный и бессмысленный характер.

Девиации представляют собой действия, которые противоречат социальным нормам и правилам, принятым в определенных коллективах – школьных, ВУЗовских, детсадовских и пр.

Девиантов называют в лучшем случае странными и относятся к ним неодобрительно.

Однако психологи уверяют, что понятия «нормы» не существует в принципе, и каждому человеку свойственна девиантность в той или иной степени. Исключений здесь нет. Есть даже специальная наука – девиантология (от лат. «deviato» – «отклонение»), она изучает социальные девиации и реакцию общества на них.

Внимание! Девиантное поведение в социологии характеризуется не качеством совершенного человеком поступка. Это, скорее, следствие применения окружающими правил и санкций к «нарушителю», «навешивание ярлыков».

Причины девиантного поведения

Американский социолог Роберт Мертон исследовал различные проявления девиантности и рассматривал их в контексте закономерных условий социальной жизни. Он считал отклоняющееся поведение нормальной реакцией нормальной личности на ненормальные условия.

Факторы девиантного поведения делятся на 3 основные группы:

  • биологические;
  • воспитательные;
  • социальные.

Одной из разновидностей неправильного поведения являются психологические девиации, возникновение которых обусловлено сразу несколькими факторами. Подобные формы с трудом поддаются коррекции.

Что означает девиантное поведение, критерии его оценки школьники изучают на уроках обществознания в старших классах.

Биологические

Биологические факторы отклоняющегося поведения – это, в первую очередь, наследственные особенности личности: склонность к алкоголизму, наркомании, умственная неполноценность. В эту категорию входят также патологии ЦНС, спровоцированные тяжелыми болезнями в первые годы жизни ребенка, черепно-мозговыми травмами, повлекшими за собой изменение структур головного мозга.

Другие причины:

  • депрессия;
  • психозы разного происхождения;
  • шизотипическое расстройство;
  • инфантилизм;
  • синдром дефицита внимания, гиперактивность;
  • шизофрения.

Дивиантное поведение на фоне биологических нарушений выражается эмоциональной неустойчивостью и низкой способностью к адаптации.

Внимание! Асоциальные поступки и заострение типичных черт характера возможно на фоне гормональной перестройки в пубертатном периоде, когда происходит активное развитие мозга, и формируются высшие психические функции.

Воспитательные

Предпосылками к развитию такой формы девиации служит неправильное воспитание ребенка (подростка) – ошибки педагогики. Это могут быть:

  • отклоняющее, деликвентное поведение внутри семьи, когда кто-то из ее членов подает пример подрастающему поколению;
  • отсутствие взаимопонимания, уважения в семье;
  • авторитарное воспитание, несправедливые наказания;
  • потакание всем прихотям, исполнение любых желаний ребенка;
  • избыточная опека либо отсутствие таковой;
  • лишение ребенка личного пространства;
  • игнорирование потребностей ребенка – как моральных, так и физических.

Пример из практики: 

Ваня был тихим, воспитанным подростком и хорошо учился. Но все изменилось после развода родителей, который проходил в атмосфере крайней враждебности. Иван стал часто прогуливать уроки, грубить учителям, а один раз даже подрался. Матери удалось уговорить сына на беседу с психологом, после нескольких сеансов ребенок успокоился и вернулся к учебе.

Ребенку, и особенно подростку, очень важно, чтобы его понимали дома. Постоянные конфликты, жесткие, репрессивные методы воспитания, систематическое нарушение личных границ нередко вызывает в ответ асоциальные поступки и действия. Если вы столкнулись с чем-то подобным, проанализируйте, прежде всего, свое поведение. Или обратитесь за консультацией к нашим психологам, чтобы получить персональные рекомендации. Мы работаем круглосуточно, в дистанционном режиме.

Социальные

Социальными называются факторы, которые подразумевают взаимодействие с окружающими людьми. К ним относятся:

  • коммуникативные трудности – ребенку сложно общаться со сверстниками;
  • маргинальное окружение – алкоголики, наркоманы;
  • вынужденное общение с представителями религиозных сект;
  • буллинг – травля, насмешки, преследование, вплоть до причинения телесных повреждений;
  • насильственные действия: принуждение к сексу, избиение;
  • неумеренное употребление алкоголя, прием наркотиков;
  • чрезмерная приверженность молодежным субкультурам.

Обратите внимание! Примеры отклоняющегося поведения можно найти везде. Негативные девиации присущи бомжам, уличным бандитам. Позитивную девиантность демонстрировали Эйнштейн, Перельман, Стив Джобс и многие другие известные личности, которых мы называем гениями.

Классификация: виды девиантного поведения

В социологии девиантное поведение подразделяется на позитивное и негативное. К позитивным формам девиаций относят:

  • трудоголизм;
  • повышенный интерес к искусству, творчеству, наукам;
  • самопожертвование;
  • благотворительность, волонтерство;
  • увлечение диетами и ЗОЖ.

Перечисленные формы девиантного поведения считаются положительными, хотя и являются, по сути, отклонением от общепринятых норм.

Негативное отклоняющееся поведение заключается в совершении действий и поступков, не принятых в обществе. Отрицательная девиация подразделяется на несколько типов:

  • аддиктивный;
  • аморальный;
  • делинквентный.

Негативная девиация, в свою очередь, делится еще на несколько видов со следующими характеристиками:

  • неосознанный. Человек не понимает, что его действия запретны, и совершает их безотчетно;
  • нонконформистский.
    Девиант отдает отчет своим действиям и совершает их преднамеренно;
  • абберантный. Неприемлемые поступки совершаются тайно из страха осуждения и наказания.

Существует также синдром, название которого звучит как «преддевиантный». Он включает в себя ряд признаков, среди которых:

  • регулярно возникающие проблемы, конфликтные ситуации в общении с окружающими;
  • повышенная агрессивность;
  • негативное отношение к учебе и труду.

Внимание! Преддевиантный синдром приводит к стойкой негативной девиации.

Первичные и вторичные отклонения

Первичное девиантное поведение в целом соответствует общественным нормам. Нарушения определяются как незначительные и терпимые, поэтому человек не квалифицируется как девиант, и сам не считает себя таковым. Его отклонения носят единичный характер и выглядят в глазах окружающих, скорее, как эксцентричность, маленькая шалость или же ошибка.

Вторичной называется девиация, которая не вписывается в общественно-социальные рамки и однозначно определяется как девиантное поведение.

Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с момента возникновения психологии. (Википедия).

Лечение

Борьба с девиациями предполагает комплексный подход с использованием психотерапии, психокоррекции и лекарственных средств.

Метод

Психотерапия

Психокоррекция

Лекарства

Цель

Воздействие на мышление подростка с целью его осознания особенностей личности, выработки умений саморегуляции

Стабилизация эмоционального статуса, развитие внимания

Дополнительный метод ведения девиантных пациентов, у которых наблюдаются психотические и неврологические болезни

Особенности

В ходе бесед анализируются конфликтные ситуации с определением возможных вариантов действий и реакций

Психокоррекция повышает эффективность психотерапии, придает уверенность в себе, пробуждает интерес к учебе и профессиональной деятельности

Уровень агрессии снижают препараты лития, нейролептики и противосудорожные. Выбор конкретных средств зависит от проявлений отклоняющегося поведения

Встречи с психологом или психотерапевтом рекомендованы также родителям, что позволяет быстрее и эффективнее восстановить полноценные отношения в семье. Проконсультироваться с грамотным психологом вы можете дистанционно, по телефону. Мы работаем для вас круглосуточно.

Частые вопросы

Чем помогают лекарства при девиациях?

+

Современная медицина предлагает множество препаратов, которые можно принимать для коррекции девиантного поведения. Курс лечения может состоять из антидепрессантов, транквилизаторов, снотворных, успокоительных средств. Почти всегда врачи назначают витамины группы В.

Что такое сверхмотивация?

+

Это значит, что нацеленность на результат просто запредельная. По сообщениям психологов, такая форма девиантного поведения – своеобразная компенсация за переживания, лишения в детстве или юности. История знает немало таких людей – например, Наполеон имел высокую мотивацию к власти и успеху из-за того, что в детстве был очень одинок.

Имеют ли значение физические особенности личности – черты лица, например?

+

Никаких физических критериев, предопределяющих девиантное поведение, нет. Хотя ряд специалистов заявляли об определенных отличиях во внешности асоциальных личностей (Чезаре Ломброзо). Но их теории были признаны несостоятельными. Ведь известно, что многие преступники с ангельскими ликами совершали подчас жуткие деяния. Тогда как внешне уродливые индивиды с грубыми, «преступными» чертами лица часто предпочитают сглаживать конфликты.

Можно ли предотвратить девиантное поведение у трудных подростков?

+

Да, основная составляющая успеха – это контроль над учебой и проведением досуга. Беседы и убеждения можно смело отклонять, так как они не дадут результатов. Жесткие требования такие подростки воспринимают довольно спокойно, поэтому риск «повредить психику» минимальный.

Заключение эксперта

Девиантное поведение обусловлено социальными, биологическими и воспитательными факторами, требующими особого внимания при работе с молодежью. Некоторые источники утверждают, что девиации невозможно исключить из социума, отмечая при этом их прогрессирование в обществе во время кризисов.

Если кратко, то отклонения в поведении происходят чаще, когда люди не могут удовлетворить базовые потребности. По данным социологов, сегодня порядка 85% населения деморализовано, растеряно из-за невостребованности и низкого качества жизни. Все это приводит к тому, что «цель оправдывает средства», и порождает экстремизм и коррупцию.

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Этот девиз стоит взять на вооружение, ведь только сам человек может оказать помощь себе и своим детям, встав на путь саморазвития и самоисцеления.

Публикуем только проверенную информацию

Автор статьи

Монахова Альбина Петровна клинический психолог

Стаж 17 лет

Консультаций 1439

Статей 263

Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.

  • 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
  • 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
  • 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
  • 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
  • 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
  • 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог

Что такое девиантное поведение простыми словами, и как с ним бороться

Девиантное поведение – это действия и поступки, которые считаются неприемлемыми в обществе. Оно может проявляться агрессией, вплоть до садизма, воровством, лживостью, бродяжничеством и другими поведенческими отклонениями.

Что такое девиантное поведение простыми словами

Чаще всего этим термином характеризуют образ действий подростков, имея в виду их юношеский максимализм и склонность к нарушению общепринятых правил. Другими словами, отклоняющееся поведение в большей мере свойственно тинейджерам.

В понятие девиантного поведения обычно вкладывают негативный смысл, что подчеркивает его асоциальность и опасное отклонение от нормы. Однако с точки зрения психологии девиантные формы поведения бывают не только деструктивными. Особенно учитывая то, что требования общества нередко носят нелогичный и бессмысленный характер.

Девиации представляют собой действия, которые противоречат социальным нормам и правилам, принятым в определенных коллективах – школьных, ВУЗовских, детсадовских и пр. Девиантов называют в лучшем случае странными и относятся к ним неодобрительно.

Однако психологи уверяют, что понятия «нормы» не существует в принципе, и каждому человеку свойственна девиантность в той или иной степени. Исключений здесь нет. Есть даже специальная наука – девиантология (от лат. «deviato» – «отклонение»), она изучает социальные девиации и реакцию общества на них.

Внимание! Девиантное поведение в социологии характеризуется не качеством совершенного человеком поступка. Это, скорее, следствие применения окружающими правил и санкций к «нарушителю», «навешивание ярлыков».

Причины девиантного поведения

Американский социолог Роберт Мертон исследовал различные проявления девиантности и рассматривал их в контексте закономерных условий социальной жизни. Он считал отклоняющееся поведение нормальной реакцией нормальной личности на ненормальные условия.

Факторы девиантного поведения делятся на 3 основные группы:

  • биологические;
  • воспитательные;
  • социальные.

Одной из разновидностей неправильного поведения являются психологические девиации, возникновение которых обусловлено сразу несколькими факторами. Подобные формы с трудом поддаются коррекции.

Что означает девиантное поведение, критерии его оценки школьники изучают на уроках обществознания в старших классах.

Биологические

Биологические факторы отклоняющегося поведения – это, в первую очередь, наследственные особенности личности: склонность к алкоголизму, наркомании, умственная неполноценность. В эту категорию входят также патологии ЦНС, спровоцированные тяжелыми болезнями в первые годы жизни ребенка, черепно-мозговыми травмами, повлекшими за собой изменение структур головного мозга.

Другие причины:

  • депрессия;
  • психозы разного происхождения;
  • шизотипическое расстройство;
  • инфантилизм;
  • синдром дефицита внимания, гиперактивность;
  • шизофрения.

Дивиантное поведение на фоне биологических нарушений выражается эмоциональной неустойчивостью и низкой способностью к адаптации.

Внимание! Асоциальные поступки и заострение типичных черт характера возможно на фоне гормональной перестройки в пубертатном периоде, когда происходит активное развитие мозга, и формируются высшие психические функции.

Воспитательные

Предпосылками к развитию такой формы девиации служит неправильное воспитание ребенка (подростка) – ошибки педагогики. Это могут быть:

  • отклоняющее, деликвентное поведение внутри семьи, когда кто-то из ее членов подает пример подрастающему поколению;
  • отсутствие взаимопонимания, уважения в семье;
  • авторитарное воспитание, несправедливые наказания;
  • потакание всем прихотям, исполнение любых желаний ребенка;
  • избыточная опека либо отсутствие таковой;
  • лишение ребенка личного пространства;
  • игнорирование потребностей ребенка – как моральных, так и физических.

Пример из практики: 

Ваня был тихим, воспитанным подростком и хорошо учился. Но все изменилось после развода родителей, который проходил в атмосфере крайней враждебности. Иван стал часто прогуливать уроки, грубить учителям, а один раз даже подрался. Матери удалось уговорить сына на беседу с психологом, после нескольких сеансов ребенок успокоился и вернулся к учебе.

Ребенку, и особенно подростку, очень важно, чтобы его понимали дома. Постоянные конфликты, жесткие, репрессивные методы воспитания, систематическое нарушение личных границ нередко вызывает в ответ асоциальные поступки и действия. Если вы столкнулись с чем-то подобным, проанализируйте, прежде всего, свое поведение. Или обратитесь за консультацией к нашим психологам, чтобы получить персональные рекомендации. Мы работаем круглосуточно, в дистанционном режиме.

Социальные

Социальными называются факторы, которые подразумевают взаимодействие с окружающими людьми. К ним относятся:

  • коммуникативные трудности – ребенку сложно общаться со сверстниками;
  • маргинальное окружение – алкоголики, наркоманы;
  • вынужденное общение с представителями религиозных сект;
  • буллинг – травля, насмешки, преследование, вплоть до причинения телесных повреждений;
  • насильственные действия: принуждение к сексу, избиение;
  • неумеренное употребление алкоголя, прием наркотиков;
  • чрезмерная приверженность молодежным субкультурам.

Обратите внимание! Примеры отклоняющегося поведения можно найти везде. Негативные девиации присущи бомжам, уличным бандитам. Позитивную девиантность демонстрировали Эйнштейн, Перельман, Стив Джобс и многие другие известные личности, которых мы называем гениями.

Классификация: виды девиантного поведения

В социологии девиантное поведение подразделяется на позитивное и негативное. К позитивным формам девиаций относят:

  • трудоголизм;
  • повышенный интерес к искусству, творчеству, наукам;
  • самопожертвование;
  • благотворительность, волонтерство;
  • увлечение диетами и ЗОЖ.

Перечисленные формы девиантного поведения считаются положительными, хотя и являются, по сути, отклонением от общепринятых норм.

Негативное отклоняющееся поведение заключается в совершении действий и поступков, не принятых в обществе. Отрицательная девиация подразделяется на несколько типов:

  • аддиктивный;
  • аморальный;
  • делинквентный.

Негативная девиация, в свою очередь, делится еще на несколько видов со следующими характеристиками:

  • неосознанный. Человек не понимает, что его действия запретны, и совершает их безотчетно;
  • нонконформистский. Девиант отдает отчет своим действиям и совершает их преднамеренно;
  • абберантный. Неприемлемые поступки совершаются тайно из страха осуждения и наказания.

Существует также синдром, название которого звучит как «преддевиантный». Он включает в себя ряд признаков, среди которых:

  • регулярно возникающие проблемы, конфликтные ситуации в общении с окружающими;
  • повышенная агрессивность;
  • негативное отношение к учебе и труду.

Внимание! Преддевиантный синдром приводит к стойкой негативной девиации.

Первичные и вторичные отклонения

Первичное девиантное поведение в целом соответствует общественным нормам. Нарушения определяются как незначительные и терпимые, поэтому человек не квалифицируется как девиант, и сам не считает себя таковым. Его отклонения носят единичный характер и выглядят в глазах окружающих, скорее, как эксцентричность, маленькая шалость или же ошибка.

Вторичной называется девиация, которая не вписывается в общественно-социальные рамки и однозначно определяется как девиантное поведение.

Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с момента возникновения психологии. (Википедия).

Лечение

Борьба с девиациями предполагает комплексный подход с использованием психотерапии, психокоррекции и лекарственных средств.

Метод

Психотерапия

Психокоррекция

Лекарства

Цель

Воздействие на мышление подростка с целью его осознания особенностей личности, выработки умений саморегуляции

Стабилизация эмоционального статуса, развитие внимания

Дополнительный метод ведения девиантных пациентов, у которых наблюдаются психотические и неврологические болезни

Особенности

В ходе бесед анализируются конфликтные ситуации с определением возможных вариантов действий и реакций

Психокоррекция повышает эффективность психотерапии, придает уверенность в себе, пробуждает интерес к учебе и профессиональной деятельности

Уровень агрессии снижают препараты лития, нейролептики и противосудорожные. Выбор конкретных средств зависит от проявлений отклоняющегося поведения

Встречи с психологом или психотерапевтом рекомендованы также родителям, что позволяет быстрее и эффективнее восстановить полноценные отношения в семье. Проконсультироваться с грамотным психологом вы можете дистанционно, по телефону. Мы работаем для вас круглосуточно.

Частые вопросы

Чем помогают лекарства при девиациях?

+

Современная медицина предлагает множество препаратов, которые можно принимать для коррекции девиантного поведения. Курс лечения может состоять из антидепрессантов, транквилизаторов, снотворных, успокоительных средств. Почти всегда врачи назначают витамины группы В.

Что такое сверхмотивация?

+

Это значит, что нацеленность на результат просто запредельная. По сообщениям психологов, такая форма девиантного поведения – своеобразная компенсация за переживания, лишения в детстве или юности. История знает немало таких людей – например, Наполеон имел высокую мотивацию к власти и успеху из-за того, что в детстве был очень одинок.

Имеют ли значение физические особенности личности – черты лица, например?

+

Никаких физических критериев, предопределяющих девиантное поведение, нет. Хотя ряд специалистов заявляли об определенных отличиях во внешности асоциальных личностей (Чезаре Ломброзо). Но их теории были признаны несостоятельными. Ведь известно, что многие преступники с ангельскими ликами совершали подчас жуткие деяния. Тогда как внешне уродливые индивиды с грубыми, «преступными» чертами лица часто предпочитают сглаживать конфликты.

Можно ли предотвратить девиантное поведение у трудных подростков?

+

Да, основная составляющая успеха – это контроль над учебой и проведением досуга. Беседы и убеждения можно смело отклонять, так как они не дадут результатов. Жесткие требования такие подростки воспринимают довольно спокойно, поэтому риск «повредить психику» минимальный.

Заключение эксперта

Девиантное поведение обусловлено социальными, биологическими и воспитательными факторами, требующими особого внимания при работе с молодежью. Некоторые источники утверждают, что девиации невозможно исключить из социума, отмечая при этом их прогрессирование в обществе во время кризисов.

Если кратко, то отклонения в поведении происходят чаще, когда люди не могут удовлетворить базовые потребности. По данным социологов, сегодня порядка 85% населения деморализовано, растеряно из-за невостребованности и низкого качества жизни. Все это приводит к тому, что «цель оправдывает средства», и порождает экстремизм и коррупцию.

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Этот девиз стоит взять на вооружение, ведь только сам человек может оказать помощь себе и своим детям, встав на путь саморазвития и самоисцеления.

Публикуем только проверенную информацию

Автор статьи

Монахова Альбина Петровна клинический психолог

Стаж 17 лет

Консультаций 1439

Статей 263

Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.

  • 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
  • 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
  • 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
  • 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
  • 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
  • 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог

Определение психологической теории девиантности в социологии.

(существительное)

Во многом психологические теории девиантности отражают биологические объяснения (см. раздел «Биологические теории девиантности»), только с упором на мозг.

  • Психологические теории отклонения

    • Психологические теории из девиантность используют девиантную психологию для объяснения его мотивации или принуждения к нарушению социальных норм.
    • Психологические теории из девиантность используют девиантную психологию для объяснения его мотивации и принуждения к нарушению социальных норм.
    • Одно тематическое исследование из психологическое теория из отклонение является случаем из расстройства поведения.
    • Психологические теории отклонения не обязательно имеют биологический элемент.
    • Это демонстрирует изменчивый характер психологических теорий отклонений .
  • Теории отклонения

    • Мертон в своем обсуждении девиантного поведения предложил типологию девиантного поведения.
    • Согласно Мертону, существует пять типов из отклонений на основе следующих критериев:
    • Наглядный пример из того, как отклонение отражает дисбаланс сил, — отчетность и отслеживание из преступлений.
    • Ярлыки девиантов относятся к идентичностям, которые, как известно, выходят за рамки из культурных норм, например, к одиночке или панку.
    • Еще один важный элемент из маркировки теории включает в себя идею из клейм.
  • Оценка гуманистической точки зрения на личность

    • Гуманистическая перспектива личности теория является целостной психологической перспективой, которая приписывает человеческие характеристики и действия свободной воле и врожденному стремлению к самореализации .
    • Гуманистическая психология подчеркивает важность свободы воли и, следовательно, личной ответственности за принятие решений.
    • Она объясняет человеческий потенциал так, как другие теории не могут.
    • Хотя гуманистическая личность психология многое объясняет из человеческого поведения, многие из ранних постулатов из исследования были оспорены критиками.
    • Основная теория гуманистическая личность психология , а именно то, что люди от природы добрые и интуитивно стремятся к положительным целям, не объясняет наличие из отклонение или зло в мире внутри нормальных функционирующих личностей.
  • Девиантность

    • Карен Хэлнон из Университет штата Пенсильвания изучает неформальные отклонения и фокусируется на том, что она называет « отклонениями каникулами», когда люди из определенного социально-экономического статуса добровольно переходят в другой, обычно более низкий, социальный слой.
    • Девиантность часто делится на два типа из видов деятельности.
    • Первое, преступление, является нарушением из официально принятых законов и называется формальным отклонением .
    • Примеры из формальных отклонений включают грабеж, кражу, изнасилование, убийство и нападение.
    • Карен Хэлнон из Университет штата Пенсильвания изучает неформальное отклонение и фокусируется на том, что она называет « отклонением отпуском», когда люди из определенного социально-экономического статуса добровольно переходят в другой, часто более низкий, социальный слой.
  • Введение в девиантность

    • Девиантность часто делят на два типа девиантной деятельности.
    • Первым преступлением является нарушение официально принятых законов и именуется формальным отклонением .
    • Карен Халнон из Университет штата Пенсильвания изучает, как некоторые люди проявляют неформальные отклонения .
    • Социологический интерес к девиантности включает как интересы в измерении формального отклонения (статистика преступного поведения ; см. ниже), изучение того, как люди (индивидуально и коллективно) определяют одни вещи девиантными, а другие нормативными, так и число теорий , которые пытаются объяснить как роль отклонения в обществе, так и его происхождение.
    • В этой главе будут рассмотрены теорий отклонений , используемых социологами, а также актуальная статистика преступности.
  • Социологические теории девиантности

    • Социологические теории отклонения — это те, которые используют социальный контекст и социальное давление для объяснения отклонения .
    • Социологические теории отклонения — это те, которые используют социальный контекст и социальное давление для объяснения отклонения .
    • Четыре основные социологические теории из отклонение существует.
    • Третьей основной социологической теорией отклонения является конфликт теория .
    • Четвертой основной социологической теорией из отклонений является маркировка теорией .
  • Теория деформации: как социальные ценности вызывают отклонения

    • Таким образом, отклонение может быть результатом из принятия одной нормы, но нарушения другой, чтобы следовать первой.
    • Согласно Мертону, существует пять типов из отклонений на основе следующих критериев:
    • Таким образом, отклонение может быть результатом из принятия одной нормы, но нарушения другой, чтобы следовать первой.
    • В этом смысле, согласно теории социального напряжения , социальные ценности фактически производят отклонения двумя способами.
    • Применить типологию Мертона из отклонений к реальному миру и привести примеры для каждого типа
  • Биологические теории отклонения

    • Биологическая теория отклонения предполагает, что человек отклоняется от социальных норм в основном из-за из своего биологического строения.
    • Исторически сложилось так, что биологические теории из преступлений предполагали, что преступные наклонности можно было обнаружить, глядя на физические черты, которые относятся к стереотипным подозреваемым, например, наличие большого количества из татуировки или мускулистое телосложение.
    • Биологическая теория отклонения предполагает, что человек отклоняется от социальных норм в основном из-за своего биологического строения.
    • Теория в первую очередь относится к формальным отклонениям , используя биологические причины для объяснения преступности, хотя она, безусловно, может распространяться и на неформальные отклонения .
    • Биологическая интерпретация из формальное отклонение было впервые предложено итальянской школой криминологии , школой мысли, зародившейся в Италии в середине девятнадцатого века.
  • Психосексуальная теория развития Фрейда

    • Гуманистическая психология

      • Гуманистическая психология принимает целостный взгляд на человеческое существование через исследования из смысла, человеческого потенциала и самореализации.
      • Авраам Маслоу (1908–1970) считается основателем из гуманистической психологии и известен своей концептуализацией из иерархии из человеческих потребностей.
      • В отличие от многих из своих предшественников, Маслоу изучал психически здоровых людей, а не из людей с серьезными психологическими проблемами .
      • Чтобы объяснить свои теорий , Маслоу создал визуальное представление, которое назвал «иерархией 9».0012 из потребностей.»
      • Кроме того, основной принцип из гуманистической личности психологии — а именно, что люди по своей природе добры и интуитивно стремятся к положительным целям — не объясняет присутствие из отклонения в мире у нормальных, функционирующих личностей.

    Девиантность — IResearchNet

    Определение девиантности

    Девиантность — это широкий термин, обозначающий поведение, нарушающее социальные нормы. Происхождение и функции девиантного поведения уже давно вызывают интерес в социальных науках, причем ранние социологические теории повлияли на последующие теории психологии.

    Социологические теории девиантности

    Структурный функционализм

    Одним из широких социологических подходов к изучению девиантности был структурный функционализм. Эта точка зрения сосредоточила внимание на социальных институтах в обществах. Социальные институты — это организации, которые выполняют жизненно важные роли в обществе и способствуют дальнейшему существованию общества (например, система уголовного правосудия, суды, семья). Институты объединяют людей, продвигая социальные нормы, определяющие правильное и неправильное.

    Эмиль Дюркгейм, один из первых структурных функционалистов, ввел понятие аномии, предшественницу современных концепций девиантности. Аномия была задумана как психологическое состояние, возникающее, когда социальные нормы не влияют на поведение человека. Роберт Мертон расширил концепцию аномии, показав два аспекта, по которым люди могут отклоняться от социальных норм. Во-первых, они могут отвергать нормативные цели общества (например, желание поддерживать пристрастие к наркотикам, а не семью). Во-вторых, они могут отвергать нормативные средства достижения целей (например, воровать деньги, а не зарабатывать их у работодателя). В качестве альтернативы индивидуум может стремиться к радикальным изменениям в обществе, изменениям, которые изменяют его нормативные цели и средства. Например, американский гражданин может отвергнуть приверженность своего общества капитализму в пользу сообщества и может выступать за социалистическую политику как способ продвижения этой новой социальной программы.

    Сила структурного функционализма заключалась в том, что он обращал внимание на роль общества в определении правильного и неправильного. Отклонение от социальных норм не рассматривалось как свойство, присущее определенным субъектам. Вместо этого оно рассматривалось как нечто, созданное социальными институтами для сохранения общества. Основная слабость этого подхода заключалась в том, что он не учитывал механизмы индивидуального уровня, которые заставляют людей отклоняться. На самом деле структурные функционалисты были склонны сомневаться в том, можно ли понять целое (общество), исследуя его части (индивида).

    Символический интеракционизм

    Некоторые ученые интересовались составными частями, и это способствовало возникновению символического интеракционизма в социологии. Символические интеракционисты исследуют, как люди создают социальный смысл через свои взаимодействия с другими людьми. Ключевой концепцией является зазеркалье, придуманное Чарльзом Хортоном Кули. Соответственно, люди не могут найти личную идентичность, глядя внутрь себя, а вместо этого должны принять точки зрения других людей. Тенденция включать мнения других в свое «я» может привести к самоисполняющемуся пророчеству, так что люди становятся теми самыми людьми, какими их считают другие.

    Поскольку символические интеракционисты сосредотачиваются на мнениях других людей, многие из этих ученых сосредоточили внимание на мнениях большинства, существующих в обществе. Говард С. Беккер придерживался такого подхода. Он утверждал, что социальные институты создают общепринятые ярлыки, которые придают значения действиям. Он утверждал, что со временем люди начинают принимать ярлыки, которые навешивает на них общество. Например, общество может создать отрицательный термин «вор» как способ сдерживания преступности, но люди, на которые навешивается такой ярлык (например, системой уголовного правосудия), могут отождествлять себя со своим ярлыком и затем совершать больше преступлений.

    Групповая динамика

    Хотя символическому интеракционизму удалось вовлечь индивида в дискуссию о девиантности, он в значительной степени игнорировал более сложный вопрос, который интересовал структурных функционалистов: почему социальные группы классифицируют определенных людей как девиантных? Именно на этот вопрос стремились ответить ранние психологические теории. Наиболее влиятельной из этих традиций был подход групповой динамики, который был начат в 1940-х годах Куртом Левиным и его учениками и коллегами в Исследовательском центре групповой динамики. Эта точка зрения подчеркивала две широкие психологические тенденции, которые, как считалось, порождали необходимость конформизма.

    Первой тенденцией была потребность в социальной реальности. Считалось, что люди обладают эпистемологической потребностью обладать как достоверными, так и достоверными знаниями. Люди могут удовлетворить эту потребность, присоединившись к группам с единомышленниками. По этой причине группы склонны наказывать и отвергать инакомыслящих, потому что эти люди угрожают общей социальной реальности. Второй тенденцией, породившей давление конформизма, было желание добиться успеха. Социальные группы часто формируются как способ помочь людям достичь своих целей. Групповое движение к общей цели, таким образом, создает давление на единообразие внутри группы, и поэтому группы, стремящиеся к успеху, должны выявлять, а затем наказывать отклоняющихся, стоящих на пути.

    Последствия девиантности

    Эти три общих подхода к девиантности значительно различаются по своим предположениям, но каждый предлагает ценную и дополняющую точку зрения. Структурный функционалистский подход делает упор на внешние силы, определяющие отклонения (например, социальные институты). Это привлекает внимание к сложным социальным системам и более широким социальным потребностям, то есть к потребностям, возникающим вне личности. Перспектива групповой динамики фокусирует внимание на внутренних психологических силах и потребности человека поддерживать связную социальную реальность и добиваться успеха. Символический интеракционизм разделяет разницу между этими двумя крайностями. Он разделяет акцент структурного функционализма на внешних причинах (мнениях других), но фокусирует внимание на механизмах индивидуального уровня (зазеркалье). В некотором смысле структурный функционализм и групповая динамика больше всего похожи друг на друга в том, что они хотят выявить конечную причину отклонений. Структурный функционализм находит эту причину в потребности общества в выживании, в то время как групповая динамика находит эту причину в потребности индивидов в познании и росте.

Добавить комментарий