Девиантное поведение типы: Виды девиантного поведения и его профилактика у подростков //Психологическая газета

Причины и типы девиантного поведения

Если исходить из определения девиантного поведения как действий и поступков людей, социальных групп, которые противоречат социальным нормам, признанным стандартам поведения, то можно сказать, что отклоняющееся поведение бывает двух видов. Это, во- первых, поведение, приобретающее общественно неприемлемые, даже опасные (например, преступность) формы, вследствие чего общество вынуждено применять определенные санкции (наказания) или лечение. Во-вторых, отклоняющееся поведение связано с тем, что всякое общество постоянно находится в развитии, действующие социальные нормы, критерии, стандарты устаревают, и их необходимо менять. В данном случае девиация носит позитивный характер и представляет собой социальное творчество.

Можно выделить три основных компонента девиации:

— человек, которому свойственно девиантное поведение;

— ожидание или норма, которые служат критерием оценки девиантного поведения;

— некий другой человек, группа или организация, реагирующие на девиантное поведение.

Далее девиантное поведение будет рассматриваться в аспекте его негативного, опасного для общества и личности проявления, в частности преступность, пьянство, наркомания, проституция.

Первые попытки научных исследований отклонений были предприняты более ста лет назад. Медиков и физиологов крайне интересовали индивиды, которым были свойственны отклонения. Среди ученых, которые стремились объяснить причины девиантного поведения с биологической точки зрения, большую известность получил итальянский врач-психиатр Чезаре Ломброзо (1835 — 1909). Он утверждал, что существует связь между криминальным поведением и физическими недостатками людей, что преступность по своей природе наследственна и что «криминальный тип» есть результат деградации людей к более ранним формам животной жизни. Об этом, по его мнению, свидетельствовали обнаруженные им в ходе исследований у большинства преступников физические аномалии («стигмы»). Речь шла об «отклонениях» в размерах и форме головы, о дефектах в расположении и строении глаз, скошенных подбородках и «чрезмерно» длинных руках, пониженной чувствительности к боли. Идеи Ч. Ломброзо не смогли выдержать достаточно тщательной проверки. Группа английских ученых под руководством Чарлза Горинга пришла к выводу, что такого феномена, как «физически преступный тип», не существует.

В последнее время биологическое объяснение девиации фокусируется на аномалиях половых хромосом (AT). В соответствии с нормой женщина обладает двумя хромосомами типа X, а мужчина одной хромосомой типа Хи одной хромосомой типа К Датский ученый Уиткин и его коллеги обнаружили (1976), что среди мужчин с составом хромосом XYY наблюдается более высокий уровень правонарушений, чем среди тех, кто входил в контрольную группу и не обладал дополнительной хромосомой.

Психологическое объяснение отклонений основывается на попытках установления связи между психическим состоянием людей («слабоумием», «психопатией» и т. п.) и их криминальным поведением.

Согласно взглядам некоторых психоаналитиков, каждый человек в душе преступник. Преступные тенденции рассматриваются как главные в человеческом характере, как основные свойства Homo sapiens. 3. Фрейд говорил в связи с этим, что культура должна использовать любую возможность для ограждения общества от агрессивных инстинктов, которые появляются в результате реакций, возбуждаемых в мозгу человека. Однако, как полагают последователи З. Фрейда, было бы серьезной ошибкой считать основными свойствами человека импульсы враждебности, агрессивности и сексуальности, искать причины девиаций только в деформированной психике. Эрих Фромм, например, утверждал, что людям в той же степени присущи созидательность, любовь и сотрудничество. Скорее всего, девиация возникает под действием сочетания многих социальных и психологических факторов. Социологическое объяснение девиантного поведения, не отрицая роли биологических причин и психологических свойств человека в детерминации его поведения, связывает девиацию с социальными обстоятельствами. Социологи считают, что и личность, и ее поведение формируются под их непосредственным воздействием, а также, по крайней мере косвенно, под еще большим влиянием всей структуры общества.

Первое классическое исследование девиантного поведения в социологии провел Э. Дюркгейм. Он выдвинул понятие аномии, которое означает состояние общества, характеризующееся отсутствием четкой моральной регуляции поведения индивидов, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились.

Аномия свойственна нынешнему российскому обществу, переживающему глубокий социально-политический и экономический кризис. Переход к относительно свободной нормативной структуре промышленного общества по западному образцу, отказ от традиций, идеалов и предрассудков советского периода поставили многих российских граждан в неопределенное социальное положение, лишили коллективной солидарности, чувства связи с конкретной группой и со всем обществом. Особой концентрации аномия достигает сегодня в экономической жизни — сфере, подвергающейся коренному реформированию. Личный расчет, свободный рынок, конкуренция и т. п. разрушающе действуют на традиционные моральные ограничения бывшего советского общества в условиях, когда еще не окрепла новая мораль индивидуализма, адекватная современной жизни.

Одна из главных социально-исторических причин аномии — уничтожение или утрата прежних функций институтами и группами, промежуточными между индивидом и государством. Человек чувствует себя более защищенным и свободным в жесткой закрытой системе с малым выбором способов действий и поведения, чем в условиях неопределенности в подвижной открытой социальной системе с универсальными нормами, формально равными для всех, но фактически недоступными или бесполезными значительному числу граждан. Здесь — истоки тоски у определенной части наших соотечественников, особенно пожилого возраста, по недалекому прошлому и «бегства от свободы». Тем не менее путь ослабления аномии не в искусственной реставрации патриархально-репрессивной дисциплины традиционных институтов, считал Э. Дюркгейм, а в дальнейшем развитии либерального «морального индивидуализма» новых профессиональных групп, свободных от средневековой замкнутости, но способных взять на себя санкции нравственного контроля и защиты своих членов перед лицом государства.

С точки зрения человеческого поведения понятие аномии Э. Дюркгейма включает два аспекта. Один относится к обеспеченности действия определенными целями (условно, безнормность), другой связан с возможностью реализации этих целей (они могут быть ясны, но недоступны), т. е. с конфликтом норм в культуре. Отсюда две разные линии теоретического применения понятия аномии в современной социологии. Если в аномии видят «безнормность», то девиантное поведение объясняют в контексте понятий «отчуждение», «социальная дезинтеграция», «слабая социо — лизация» и т. п.

Второй аспект (конфликт норм в культуре) разработал Р. Мер-тон, сделав важнейший после Э. Дюркгейма вклад в теорию аномии.

По Р. Мертону, аномия — результат несогласованности, конфликта между разными элементами ценностно-нормативной системы общества, между культурно предписанными всеобщими целями и законными институциональными средствами их достижения. Аномия возникает тогда, когда люди не могут достичь диктуемых обществом целей «нормальными», им же установленными средствами. Например, сегодня в российском обществе культивируются такие ценности, как богатство, предпринимательский успех, частная собственность. В развитых странах, чтобы достичь этих целей, необходимо получить хорошее образование и устроиться на работу, например, в торговую или юридическую фирму. В российском обществе реальное положение дел свидетельствует о падении престижа высшего образования, о невозможности хорошо заработать честным трудом. Р. Мертон оказывается прав, считая, что, когда люди не могут достичь успеха с помощью социально одобряемых средств, они прибегают к незаконным способам, например рэкету, спекуляции, финансовым махинациям и т. п. Что и наблюдается сегодня в нашем обществе.

В последние годы сформировалось несколько новых подходов к объяснению девиации.

Культурологические теории объясняют девиантное поведение существованием субкультур внутри господствующей культуры как неких автономных образований, определяющих стиль жизни и мышление их носителей, отличающихся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей или даже институтами (субкультура преступного мира, субкультура молодежи).

Отклоняющееся поведение в рамках культурологических теорий является следствием обучения, передачи делинквентной (способствующей совершению проступков) субкультуры входящим в нее лицам.

Т. Селлин (род. 1938) и Н. Миллер (род. 1958) считают, что девиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат доминирующей культуре. Е. Сутерленд (род. 1939) пытался объяснить, почему лишь некоторые люди усваивают ценности «девиантной» субкультуры, в то время как другие ее не приемлют. Он утверждал, что преступности обучаются. Люди воспринимают ценности, способствующие девиации, в ходе общения с носителями этих ценностей.

Теория стигматизации {наклеивания ярлыков или клеймения) объясняет отклоняющееся поведение негативной социальной реакцией, стигматизацией (клеймением) человека, чье поведение отклоняется от норм.

При первом восприятии человека, считает Э. Гоффман, у людей возникает некоторое представление о нем, ему дается определенная оценка. Это и есть стигма (штамп, клеймо). В ней отражена разница между оценочной и реальной идентичностью личности, ее стереотипным восприятием и истинными свойствами. С помощью стигмы люди классифицируются на положительных и отрицательных. Различают три вида стигм:

1) физические недостатки;

2) недостатки характера — слабая воля, неестественные пристрастия, примитивные убеждения, психические болезни, алкоголизм;

3) расовые, национальные, религиозные недостатки, переносимые на всех членов.

Человек «с клеймом» в общественном сознании неполноценен. Теория штампов У. И.Томаса и теория навешивания ярлыков Г. Беккера направлены против объяснения отклонений, исходящего из качеств или свойств личности. Они помещают в центр своего исследования не индивида, который совершает те или иные действия, а сами действия, которые совершает этот индивид в конкретной ситуации.

Теория штампов основывается на теореме У. И.Томаса: «Если человек определяет ситуацию как действительную, то она становится действительной по своим последствиям»1, несмотря на собственное, «внутреннее» содержание истинного в ситуации, т. е. невзирая на то, действительна она фактически или нет.

Другими словами, если люди определяют ситуацию как истинную, ее результат оказывается для них истинным, потому что они реагируют на нее как на истинную.

Проще всего теорию штампов изложить следующим образом: назови человека отклоняющимся, и он таким станет! Человек сам по себе не является отклоняющимся, но постепенно может стать таким, если ему достаточно последовательно внушать эту мысль. Отклонение — это не индивидуальное свойство, а релятивное (относительное). Отклоняющийся проходит путь развития, завершающийся представлением о постоянном отклонении, которое понятно как самому человеку, так и его окружающим. Процесс социализации не завершается, пока человек не идентифицирует сам себя с отклоняющимся. Такой подход по-новому высвечивает тот феномен, что многие люди с отклонениями воспринимают свои отклонения положительно. Их личность может ассоциироваться положительно в группе, где эти отклонения не носят негативного оттенка. Этим можно объяснить, почему публичные моральные проповеди и другие санкции часто оказывают столь слабое воздействие как попытки направить человека с отклонениями на путь истинный.

Г. Беккер предложил концепцию, учитывающую политический аспект девиации. Он считал, что отклоняющееся поведение связано со способностью влиятельных групп общества навязывать другим определенные стандарты поведения. С этой точки зрения девиация есть не качество поступка, который совершает человек, а, скорее, следствие применения другими людьми правил и санкций против «нарушителя».

Концепция Г. Беккера названа теорией наклеивания ярлыков, так как объясняет девиантное поведение способностью влиятельных групп ставить клеймо «девиантов» членам менее влиятельных групп.

Еще более ярко выраженный политический подход к девиации у сторонников конфликтологических теорий. Согласно их точке зрения, создание законов и подчинение им являются частью конфликта, происходящего в обществе между различными группами.

В новейших теориях динамики социальных систем также считается, что определенная мера девиации необходима для поддержания социального порядка и что система сама заботится о том, чтобы поддерживать в определенной пропорции порядок и хаос, проявлением которого и выступает девиантное поведение.

Виды девиантного поведения

Выделяют следующие виды девиантного поведения:

  • негативное;
  • позитивное;
  • нейтральное;
  • антисоциальное,
  • асоциальное,
  • дауншифтинг;
  • гиперкинистическое;
  • несоциализированное;
  • аддиктивное;
  • конформное;
  • инновационное;
  • ритуальное;
  • ретритистское;
  • бунтарское.

Далее рассмотрим каждый вид в отдельности и их характеристику и на примерах в рамках школьного курса обществознания. Материал этой статьи будет полезен для подготовки к единому государственному экзамену по этой дисциплине.

Также рекомендую наши статьи про девиантное поведение и отклоняющееся поведение.

Итак, выделяют следующие виды отклоняющегося поведения: 

Негативное — это такое, которое приносит обществу в целом и отдельным его членам вред. Пьянство, алкоголизм, наркомания, бродяжничество и прочие вещи подтачивают устои общества, повышают криминогенность и социальную напряженность, негативно сказываются на детях и семьях. А сами такие люди становятся социальными аутсайдерами — люмпенами.

Позитивное — это такое, которое приносит обществу благо. То есть человек отклоняется от социальных норм, однако приносит социуму пользу. Например, Галилео Галилей в свое время предложил гелиоцентрическую систему; масса мыслителей и гениев открывало обществу научную картину мира, используя научное познание. И за это поплатились жизнью во времена инквизиции, когда неверие в бога каралось сожжением. Более подробно о таких отклонениях смотрите в этой публикации.

Нейтральное — это такое отклоняющееся поведение, которое не приносит обществу ни пользы, ни вреда, но все равно отклоняется от норм. Пример: гражданин бегает нагишом по городу — в чем мать родила; или ходит по улицам и громко разговаривает сам с собой, или пристает ко всем с просьбой поговорить с ним. Такие граждане называются городскими сумасшедшими — маргиналами.

Антисоциальное или антиобщественное личности — это такое поведение как правило делинквентное — нарушает нормы права. Ему часто подвержены подростки вследствие их стремление отрицать социальные нормы и нарушать их: например выпивать спиртные напитки в общественных местах, ругаться нецензурной бранью, хулиганить и пр. К сожалению, правоохранительные органы не занимаются этими случаями и поэтому такое поведение расцвело махровым цветом в России.

Асоциальное поведение — оно как правило нарушает нормы морали. Подробнее о нем читайте в этой статье.

Дауншифтинг — это не новое в направление в западных культурах и новое для России. Люди, ему подверженные, отрицают ценности общества потребления — увольняются с высокооплачиваемой работы и живут весьма скромно, возводя в высокий ранг морально-нравственное развитие. Примеров из истории хватает: император Римской империи Диоклетиан, который отказался от власти и ушел в свое поместье; французский художник Гоген, который променял карьеру банкира на творческую самореализацию; российский император Александр Первый, который по преданию ушел жить в Сибирь.

Таблица. Виды девиантного поведения

Гиперкинетическое поведение — характеризуется гиперактивностью, незавершенностью дел, низкой усидчивостью. Как правило такому поведению подвержены подростки в ходе социализации. Они импульсивны, безрассудны, агрессивны, систематически нарушают правила безопасности. Например, цепляются за железнодорожные вагоны или автобусы, подвергая и себя, и окружающих смертельной опасности.

Несоциализированное поведение — характеризуется неполной социализацией, вследствие чего как правило подростки склонны к самоизоляции, жестокости, хулиганству, преступности. Субкультура гопников как правило содержит немало представителей таких граждан.

Аддиктивное — в психологии это такое, которое характеризуется копированием вредных привычек родителей детьми из неблагополучных семей. Такие ребята рано начинают курить, выпивать спиртное, вести сексуальную жизнь. Вследствие этого эта система сама себя воспроизводит: ввиду того, что эта молодежь беременеет нежелательной беременностью, потому что ничего не знают о контрацептивах (да и денег на них у них нет), рожают нежеланных детей, а сами начинают вести такой же образ жизни, как и их родители.

Конформное — это такое, которое характеризуется полным автоматическим подчинением социальных групп социальным нормам.

Инновационное — выделяется в теории аномии  Р. Мертона в социологии и характеризуется нарушением социальных норм вследствие отрицания легальных способов достижения желаемого. Например, нормальный человек хочет больше денег — бросает вредные привычки и больше работает, а инноватор — ворует, мошенничает и пр.

Ритуальное — это такое поведение, когда люди не разделяют социальных ценностей и целей, не разделяют пути их достижения, но автоматически и даже механически продолжают делать свою работу, невзирая на последствия. Например, учитель, который приходит в школу на урок, дает задание, а сам спит после этого оставшуюся часть урока. Мотивирует он это тем, что ему мало платят. Или врач, который в рабочее время позволяет себе уходить на час попить чаю или поесть, когда у него 20-30 человек в очереди активно друг дружку заражают; работники полиции, которые едут на вызов три часа; чиновники, которые даже не смотрят на входящих посетителей, хотя те платят налоги и их содержат. В нашей стране, к сожалению, ритуализм стал нормой.

Ретритизм — это отрицание социальных ценностей и способов их достижения, когда люди ничего не предлагают взамен. Это алкоголики, наркоманы, игроманы, которым ничего в жизни не надо, кроме объекта их зависимости.

Бунт — это поведение, которое характеризуется отрицанием социальных норм и ценностей, при этом бунтари предлагают свои цели и ценности взамен. Такое массовое поведение характерно для революций. Примерами в России могут служить Первая русская революция, Февральская революция, Октябрьская, Распад СССР.

А на этом все. Обязательно поделитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях!

Поделиться в соц. сетях

    Информация для студентов и преподавателей

    «Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»


    Крис Дрю, доктор философии
    Основатель и главный редактор

    О курсе «Уверенность в написании эссе»

    Что говорят мои ученики

    «ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ Крис.

    Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».


    Джессика Т.
    Студент социальных наук

    «Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Без его замечательного руководства и энтузиазма я бы не учился так хорошо, как в университете».


    Салли Р.
    Бакалавр педагогических наук Студент

    «Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».


    Кристин С.
    Молодежная студентка

    «Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».


    Джеймс Л.
    Бакалавр гуманитарных наук Студент

    Пройдите курс по написанию эссе

    Как показано в

    The Economist

    Readers Digest

    Times Высшее образование

    Журнал eLearn

    Просмотр сайта


    Академическое письмо Навыки

    Поиск


    Советы по учебе в колледже

    Поиск


    Тематические учебные пособия

    Поиск


    Поиск учебных пособий

    Лучшие учебные пособия по академическому письму и обучению

    Как написать введение, которое поразит вашего учителя

    Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.

    Как избежать прокрастинации во время учебы

    Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.

    Как начать эссе (если не знаешь, что написать)

    Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.

    Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)

    Простое руководство по поиску научных источников, необходимых для вашей следующей статьи.

    Моя идеальная формула структуры абзаца

    Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.

    Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.

    Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.

    Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки

    Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.

    Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки

    Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%.

Добавить комментарий