Девиантное поведение в социологии: Социология девиантного поведения

Содержание

Социология девиантного поведения

Когда человек нарушает существующие в обществе нормы, правила, законы, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется девиантным, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т. п. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Девиантное поведение относительно. То, что для одного человека или сообщества людей является отклонением, то для другого может быть привычкой.

Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем. Отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.

Роберт Мертон (1910–2003) считает единственным типом недевиантного поведения конформность – согласие с целями и средствами их достижения. Он выделяет четыре возможных типа девиации:

  1. инновация – предполагает согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения. К «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид». Но к ним можно отнести и великих ученых;
  2. ритуализм – связан с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения. Так, бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах. Но при этом забывается цель – а для чего все это?
  3. ретретизм (или бегство от действительности) выражается в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения. К ретретистам относятся алкоголики, наркоманы, бомжи, и т. п.
  4. бунт – отрицает и цели и способы, но стремится к их замене на новые. Например, большевики стремились к уничтожению капитализма, частной собственности и замене их социализмом и общественной собственностью на средства производства.

Концепция Мертона важна прежде всего потому, что она рассматривает конформность и девиацию как две чаши одних весов, а не как отдельные категории.

В процессе наделения индивидуума клеймом «девианта» можно выделить первичную и вторичную стадии. Первичная девиация – начальное действие правонарушения. Оно даже не всегда замечается обществом, особенно если нарушаются нормы-ожидания (скажем, за обедом употребляется не ложка, а вилка). Вторичная девиация   – процесс, в ходе которого после акта первичной девиации человек, под влиянием общественной реакции, принимает девиантную идентичность, то есть перестраивается как личность с позиций той группы, к которой его причислили. Социолог И. М. Шур назвал процесс «вживания» в образ девианта ролевым поглощением.

В рамках своей концепции Мертон отталкивается от того, что девиация возникает в результате аномии,   разрыва между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. Понятие аномии в науку ввел основоположник социологии девиантного поведения Эмиль Дюркгейм (1858–1917).

Под аномией Дюркгейм понимал состояние общества, когда отсутствует четкая непротиворечивая регуляция поведения индивидов, образуется нормативный вакуум, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. Главное для Дюркгейма в общественной жизни – социальная солидарность, и всяческие отклонения от нее он считает проявлением социальной дезорганизации. Дюркгейм подчеркивал необходимость именно социологического подхода к проявлениям социальной патологии как социально детерминированным явлениям.

Состояние аномии способствует усугублению различных форм девиантного поведения. Вообще же общество без социальной патологии невозможно. Дюркгейм считает, что преступность – нормальное явление потому, что общество без преступности невозможно.

Толкотт Парсонс объяснял аномию, а следовательно, и возникновение девиантных мотиваций невыполнением ожиданий. Поведение индивида может не соответствовать ожиданиям окружающих, равно как и окружение не всегда совпадает с ожиданиями индивида.

В результате возникает напряжение как психологическое состояние личности (фрустрация) и напряженность в отношениях с другими людьми. Реакция индивида на фрустрирующие факторы бывает приспособленческой либо отчужденной, активной либо пассивной.

Теории девиантного поведения

Самыми первыми теориями девиантного поведения были биологические теории. В их основе лежало предположение, что некоторые люди плохи от рождения, имеют врожденные личностные изъяны, которые обусловливают их антиобщественное поведение.

Итальянский психолог Чезаре Ломброзо (1835–1909) предложил теорию врожденного преступника. Он был убежден, что вследствие генетических особенностей врожденные преступники не могут обуздать свои инстинкты. Исправить этих людей практически невозможно.

Американский врач Уильям Шелдон (1898–1977) подчеркивал важность изучения строения тела человека для прогнозирования его поведения, поскольку определенное строение тела означает определенные личностные качества.

В основе психоаналитических теорий лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного – это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное. Человек способен защититься от собственного природного «беззаконного» состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бесознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.

В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности.

Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением.

Интеракционистское направление в рамках социологического подхода представляют Танненбаум, Беккер, Лемерт, Гофман, Хофнагель и др. Они объясняют девиантное поведение негативной социальной реакцией, стигматизацией (клеймением), «наклеиванием ярлыков» на лиц, чье поведение отклоняется от норм.

Конфликтологический подход к проблеме девиации представлен «радикальными криминологами». Они отвергают все теории преступности, трактующие девиацию как нарушение общепринятых законов. Некоторые конфликтологи утверждают, что законы и деятельность правоохранительных органов – это орудие, которое правящие классы используют против тех, кто лишен власти. Отсюда следует, что «радикальная криминология» не интересуется, почему люди нарушают законы, а занимается анализом сущности самой законодательной системы.

Основные формы девиантного поведения

Самоубийства. Одной из главных причин, влияющих на самоубийство, Владимир Бехтерев называл систему образования, которая развивает в школьниках пессимизм, неврастению, попирает «лучшие общественные и человеческие идеалы». Российские исследователи обращали большое внимание на дефекты нравственного развития личности в генезисе суицидального поведения, связывали эпидемии самоубийств с кризисом нравственности и утратой смысла жизни. Они же обращали внимание на необходимость общественных усилий для предупреждения суицидального поведения.

Проституция. Исследования по истории проституции, ставшие классическими, были предприняты такими авторами, как Блох, Дубошинский, Тарновский, Обозненко, Клевцов и др. В результате опросов были получены сведения о мотивах занятия проституцией, возрасте первых половых контактов проституток, заболеваемости среди них, а также о коррумпированности полицейских чинов, закрывающих глаза на всевозможные нарушения нормативной регламентации занятия проституцией и содержания публичных домов.

Гомосексуализм. Хотя природа гомосексуальной ориентации до сих пор остается предметом дискуссий, гомосексуализм традиционно рассматривается и как вид девиантного поведения. Очевидно, что хотя бы ситуационный гомосексуализм (в местах лишения свободы, в закрытых учебных заведениях, в армии и на флоте) не безразличен к социальным факторам. Тарновский предложил различать гомосексуализм врожденный и приобретенный в результате внешних влияний.

Наркотизм. Первые отечественные исследования наркотизма относятся к концу XIX (Моравицкий) и началу XX в. (Левитов, Сикорский). Моравицкий делит потребителей наркотиков на привычных и случайных. Тесную связь наркотизации населения с социально-бытовыми условиями подчеркивает Шоломович.

Преступность всегда считалась самым опасным видом «социальной патологии». Российские исследователи в начале XX века пришли к мнению, что причины преступления коренятся не только в личности преступника, но и в обществе, поэтому нельзя считать преступление исключительно актом «свободной воли» преступника (постулат классической школы уголовного права), рассчитывать на наказание как единственное или главное средство контроля над преступностью. По классификации Жижиленко, криминогенные факторы находятся в окружающей природе, в индивидуальных особенностях личности, в условиях социальной среды. Другое направление криминологической мысли начала прошлого века – клиническое, сосредоточивавшее внимание на индивидуальных, личностных факторах преступности (Браиловский, Бруханский, Познышев). В те годы было проведено много прикладных, эмпирических исследований с использованием разнообразных методов. В результате были созданы «портреты» детоубийц (Гернет), насильников (Бруханский), хулиганов и поджигателей (Сегалов) и др.

Становление отечественной социологии девиантного поведения приходится на конец 70-х – начало 80-х гг. прошлого века, когда сложилось несколько исследовательских центров девиантного поведения: при Ленинградском государственном университете на базе Института социологических исследований АН СССР и т. д. В рамках социологии девиантного поведения начинают формироваться относительно самостоятельные научные направления: социальный контроль и социальная работа, военная девиантология.

Понятие девиантного поведения в социологии

                                    Введение

 

К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены  вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин «социальное отклонение» обозначает поведение  индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими  нарушаются.

Социальные отклонения могут  принимать самые разные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы — все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты.  

В простых обществах с небольшим  числом членов это отклоняющееся  поведение легко проследить и  подвергнуть социальному контролю, но в обществах со сложной структурой проблема девиантного поведения  может достигнуть весьма значительных размеров. Данная проблема актуальна на всем протяжении существования общества.

Социальные отклонения играют в обществе двойственную, противоречивую роль. Они, с одной стороны, представляют угрозу стабильности общества, с другой — поддерживают эту стабильность. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным, только если обеспечен порядок и 

предсказуемое  поведение членов общества. Каждый член общества должен знать (в разумных пределах конечно), какого поведения он может ожидать от окружающих его людей, какого поведения другие члены общества ожидают от него самого, к каким социальным нормам должны быть социализированы дети. Отклоняющееся поведение нарушает этот порядок и предсказуемость поведения. При наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения, происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка.

С другой стороны, отклоняющееся  поведение является одним из путей  адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Даже совершенно изолированные  от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменений  окружающей среды. Взрывы рождаемости, технологические новшества, изменения  физического окружения — все это  может привести к необходимости принятия новых норм и адаптации к ним членов общества.  
Новые социальные нормы рождаются и развиваются в результате повседневного поведения индивидов, в столкновении постоянно возникающих социальных обстоятельств. Отклоняющееся от старых, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции, отклоняющееся поведение, содержащее новые жизнеспособные нормы, все в большей и большей степени проникает в сознание людей.

1. Понятие девиантного поведения в социологии. Относительность девиации.

 

Исходным для понимания девиантного поведения служит понятие социальной нормы, которая понимается как предел, мера допустимого (дозволенного или обязательного) в поведении или деятельности людей, обеспечивающие сохранение социальной системы. Отклонения от социальных норм могут быть:

  • позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;
  • негативные — дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению [8].

Девиантное (делинквентное) поведение — (от лат. deviatio — отклонение) — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды отклоняющегося поведения — преступность и уголовно ненаказуемое (непротивоправное) аморальное поведение. В исследованиях отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления.

Делинквент — (от лат. delinquens — правонарушитель) — субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия [3].

В широком смысле термин «девиантность» подразумевает любое  отклонение от принятых в обществе социальных норм, начиная с самых  незначительных проступков, например, нарушения пропускного режима в  учреждении или опоздания на службу и кончая самыми серьезными преступлениями, например, убийством. Традиция расширительного  употребления данного термина берет  начало из зарубежной социологии, которая, естественно, не использует наше словосочетание «отклоняющееся поведение». Когда американские социологи пишут о том, что девиантное поведение принимает такие формы, как криминал, героические поступки, самоубийство, бунт, гениальность, растрата чужих денег, сексуальные приставания, наркомания, воодушевляющее лидерство и т. д, то они, по существу, говорят о девиантности в широком смысле.

В узком значении девиантность обозначает незначительные проступки, которые не подпадают под статью уголовного или даже административного  кодексов. Для более серьезных  форм нарушения специалисты применяют  дополнительные термины, а именно делинквентность  и преступность (криминальное поведение).

Итак, всякое поведение, которое  вызывает неодобрение со стороны  общественного мнения, называется отклоняющимся. Оно имеет чрезвычайно широкий диапазон явлений – от безбилетного проезда до вандализма. Все многообразие форм отклоняющегося поведения, на наш взгляд, можно подразделить на три группы: собственно девиантное, делинквентное и криминальное (преступное).

К основным формам девиантного  поведения в широком смысле Я. И. Гилинский и В. С. Афанасьев относят:

1) пьянство и алкоголизм;

2) наркотизм;

3) преступность;

4) самоубийство;

5) проституцию;

6) гомосексуализм.

В узком понимании под  девиантным поведением подразумеваются  такие отклонения, которые не влекут за собой ни уголовного, ни даже административного  наказания, иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность же противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название –  делинквентное поведение. Оба значения – широкое и узкое – одинаково  употребляются в социологии.

Таким образом, в самом  общем виде понятие отклоняющееся поведение — это собирательный термин, охватывающий три формы — девиантное, делинквентное и криминальное поведение, представляющие собой, по нарастающей, три степени нарушения социальных норм [6].

Относительность девиации. Казалось бы, не столь уж трудно отделить девиантное поведение от нормативного: достаточно лишь установить, что в поведении имеет место нарушение социокультурных норм.

Характерная черта девиантного  поведения – культурный релятивизм. Это означает, что социальная норма, принятая либо обществом, либо законодательно, — явление сугубо относительное. Один и тот же поступок может считаться в одном обществе положительным, в другом — рассматриваться как социальная патология. Много примеров тому можно было бы привести из семейного права и семейных традиций, обычаев разных народов. Осложнения возникают даже в одном государстве, где действует единое законодательство, но проживают народы, следующие в быту разным традициям, особенно если эти традиции поддерживаются и религиозными нормами. Таков, например, конфликт между требованиями единобрачия по российскому гражданскому праву и традицией множества, признаваемой исламом [11].

Однако на самом деле определить, какое поведение является девиантным, очень непросто. Дело в том, что, во-первых, нормы в разных культурах во многом не совпадают. Поведение, не встречающее  осуждения в одной культуре, расценивается  как преступное в другой.

В наше время никому ни приходит в голову приговаривать неверующих в Бога или заподозренных в  колдовстве к смертной казни как  опасных преступников, а во времена  инквизиции их сжигали на кострах. Гомосексуальная страсть не считалась предосудительной в Древней Греции, но рассматривалась как позорная и подлежащая уголовному преследованию в Советском Союзе. Обычное для рыночной экономики получение прибыли на разнице в ценах покупки и продажи именовалось в СССР «спекуляцией» (это было бранное слово, назвать человека спекулянтом значило оскорбить его) и являлось уголовным преступлением.

 Во-вторых, нормы и в одной и той же культуре заметно изменяются иногда за очень короткое время. Петр I сумел быстро превратить бороды и длинные кафтаны бояр из традиционной нормы в девиацию. После Октябрьской революции 1917 г. в нашей стране посещение церкви уже через несколько лет стало рассматриваться как девиантное поведение, а с концом советского режима столь же скоро снова вошло в моду. В СССР диссиденты — критики советского строя (академик А. Д. Сахаров и др.) — осуждались не только властью, но и многими простыми гражданами как девианты самого худшего сорта, отщепенцы, предатели Родины; а ныне они почитаются как честные и самоотверженными борцы за права человека, демократию и гуманизм. В США после Второй мировой войны курение социально одобрялось как признак мужественности. Однако в 1960-х гг., после того, как медики подняли тему опасности курения для здоровья, курильщики стали подвергаться растущему общественному порицанию.

В-третьих, далеко не всегда достаточно точно можно определить сами нормы. Формальное, юридически строгое определение имеют только некоторые нормы — те, которые ясно и четко определены письменно в различного рода законных и подзаконных государственных актах, служебных инструкциях и других официальных документах. По отношению к таким нормам можно с достаточной точностью сказать, содержит ли какое-то поведение девиации или нет. Делинквентное, т. е. противоправное, преступное поведение является в обществе с юридической точки зрения, безусловно, девиантным. (Но нужно при этом учесть, что в разных странах правовые нормы могут быть разными, и поведение, признаваемое делинквентным в одной стране, может не признается таковым в другой.)

Однако даже в правовых кодексах не столь уж редко встречаются  весьма расплывчатые формулировки, по поводу которых между юристами возникают  разногласия.

Один из наиболее потрясающих примеров тому — дискуссии вокруг определения фашизма. Законом пропаганда фашизма в нашей стране запрещена, но суды до сих пор сплошь и рядом выносили оправдательные приговоры тем, кто провозглашал лозунги национал-социализма (с заменой слова «немцы» на «русские»), издавал пропагандистские сочинения Гитлера, проповедовал идеи неравноправия народов и национальной ненависти. Основанием для этих приговоров служит возможность толковать понятие «фашизм» таким образом, что упомянутые действия не подпадают под категорию противоправных.

Что же касается неписаных  норм поведения, то они, как правило, допускают различное толкование.

Во всех ситуациях нормативность  поведения может разными людьми пониматься неодинаково. Соответственно и единодушное согласие относительно того, является ли некоторое поведение девиантным, встречается не часто.

Наконец, в-четвертых, множество  норм, содержащиеся в данной культуре в данное время, не является упорядоченной  системой и содержит несогласующиеся и противоречащие друг другу нормы. Расхождения между социокультурными нормами отсутствуют или являются несущественными лишь в социально однородном обществе, — например, в примитивных племенах. Во всяком же достаточно развитом обществе со сложной социальной структурой они неизбежны. 

Например, старики часто  негодуют по поводу поведения и манер молодежи, а юное поколение с порога отвергает нравоучительные советы и требования благопристойности, на которых настаивают родители. Разительно отличаются нормы жизни богатых и бедных. Бизнесмены и коррумпированные чиновники гордо выставляют напоказ загородные дворцы и шикарные лимузины, а нищающие работники, месяцами не получающие заработную плату, хором порицают эту бьющую в глаза роскошь на фоне разорения страны.

Противоречивыми часто оказываются  ролевые требования, предъявляемые  к личности. И сами роли, и ролевые  ожидания, т. е. ожидаемые от носителя роли действия, и допустимая степень  свободы в трактовке ролевых  функций и норм — все это понимается по-разному в различных типах общества, классах, социальных слоях и группах.

Роль начальника трактуется одним образом его подчиненными, другим — вышестоящим начальством, и третьим — им самим. Староста студенческой группы, с одной стороны, должен в соответствии со своими обязанностями фиксировать нарушения и сообщать о них в администрацию вуза; с другой же стороны, студенты ожидают от него групповой солидарности, полагая, что он, как их товарищ, не должен писать на них доносы, подвергая своих друзей угрозе наказания. Когда нормы, которым должен человек следовать, плохо согласуются, ему приходится выбирать, какая из них важнее. Это же происходит и в обществе [2].

Конечно, есть некоторые  виды поведения, которые в любом цивилизованном обществе считаются девиантными: убийство, изнасилование, суицид (самоубийство) и др. Постепенно по мере роста межкультурных связей в мире все больше достигается согласие относительно важнейших социокультурных норм, отступление от которых рассматривается как нежелательная девиация. Однако было бы утопией думать, что когда-нибудь между нормальным и девиантным поведением удастся провести какую-то абсолютную разграничительную линию. Девиантное поведение всегда определяется лишь по отношению к  определенным социокультурным нормам и определенным их толкованиям. Будучи девиантным по отношению к ним, оно может вместе с тем считаться нормативным по отношению к другим нормам и их толкованиям, имеющим место в иной культуре или субкультуре. Таким образом, девиантность относительна.

25 примеров и определений (2023)

Девиантность — это социологическое понятие, относящееся к поведению, нарушающему социальные нормы и законы.

Примеры отклонений включают воровство, вандализм, ложь, нарушение социальных табу и неподчинение закону.

Изучение девиантности позволяет нам понять границы, разделяющие допустимое, преступное и девиантное поведение. Понимание девиантности также важно для изучения других соответствующих социологических концепций, таких как социальный контроль, который используется для предотвращения девиантности.

Определение отклонения

Отклонение — это понятие, используемое для описания отклонений от норм, ценностей, правил и ожиданий общества.

Вот одно четкое научное определение:

« Девиантное поведение относится к поведению, которое значительно отклоняется от норм, установленных для людей в их социальном статусе » (Merton, 1966, стр. 805).

В каждой культуре и обществе существуют нормы и ожидания относительно того, как должны вести себя люди из определенных социальных групп и статусов.

Таким образом, поведение, отклоняющееся от культурно приемлемых моделей, приводит к отклонениям. Точно так же девианты — это люди, которые нарушают социальные соглашения по поводу норм и ценностей (Herman, 1995).

Важно понимать связь между преступностью и девиантностью. В то время как преступление относится к отклонению от формальных правил и законов, отклонение также включает отклонение от неформальных норм и ценностей (Deflem, 2015).

Таким образом, многие преступные действия, такие как воровство и мошенничество, также являются девиантным поведением. Однако все девиантное поведение не обязательно является незаконным или преступным деянием. Например, опоздание на работу или грубость не являются преступлением, но считаются девиантным поведением.

25 Примеры отклонений

  • Вербальные оскорбления: Вербальные оскорбления, ругательства или другие виды словесной агрессии являются нарушением неформальных правил общения. В зависимости от контекста, например оскорбления кого-либо на публичной платформе, словесные оскорбления также могут считаться преступлением.
  • Членовредительство: Поведение, причиняющее себе вред, варьируется от преднамеренного причинения себе вреда до самоубийства. Поскольку социальные нормы требуют от людей избегать боли и травм, членовредительство считается девиантным поведением.
  • Кража и кража: Получение собственности, информации или услуг незаконным путем и без их согласия называется кражей. Все формы воровства, включая воровство, грабеж и кражу личных данных, нарушают как социальные нормы, так и законы. Таким образом, воровство и воровство являются как девиантным поведением, так и преступными действиями.
  • Опоздание: В западных обществах ожидается, что люди будут приходить на свои встречи, работу или занятия вовремя. В то время как случайные задержки часто терпимы, постоянное опоздание на работу без уважительной причины является девиантным поведением.
  • Публичная нагота: Несмотря на различные стили одежды в разных культурах, социальные нормы и правила утверждают, что люди должны быть одеты в общественных местах. Следовательно, публичное обнажение является девиантным поведением и часто наказуемо как уголовное преступление.
  • Парафилия: Парафилия — это понятие, состоящее из всех сексуальных отклонений, таких как вуайеризм, садизм или мазохизм. В то время как некоторые сексуальные парафилии нарушают только неформальные социальные нормы, некоторые другие, например, включающие несовершеннолетних или несогласных взрослых, являются преступлениями.
  • Банды: Банды — это группы людей со структурой лидерства, которые пытаются контролировать районы или сообщества с помощью насилия. Насилие, совершаемое бандами, является одновременно девиантным и преступным. В Канаде 20% убийств в 2020 г. были связаны с групповым насилием и организованной преступностью (правительство Канады, 2021 г. ).
  • Вандализм: Преднамеренное повреждение общественной или частной собственности обычно называется вандализмом. Это одновременно и отклонение, и преступное деяние из-за социальных норм и правил, касающихся владения и защиты собственности.
  • Фаворитизм:  Фаворитизм означает преднамеренное предпочтение человека на рабочем месте, в школе или политической организации. Хотя это не всегда считается преступным деянием, фаворитизм является девиантным поведением, поскольку он угрожает социальным ценностям и консенсусу в отношении равного и справедливого обращения.
  • Нарушение табу: Во всех обществах есть табу, негласные правила, относящиеся к вещам, которые люди считают нескромными. Простой пример — табу на разговоры о религии или политике за обеденным столом.
  • Голодовки: Многие заключенные, полностью лишенные прав и возможностей, устраивают голодовки, чтобы привлечь к себе внимание. Это заставит власти принять меры, чтобы человек, находящийся под их опекой, не умер.
  • Непотизм: Непотизм относится к найму кого-либо не по заслугам, а потому, что он является членом семьи. Это осуждается в большинстве обществ.
  • Грубость: Простое проявление грубости рассматривается как отклонение от нормы, особенно в таких условиях, как школа, где учитель может сделать вам выговор.
  • Отказ от подарка: Отказ от подарка — это табу, которое воспринимается как оскорбительное и, следовательно, считается девиантным, то есть нарушением социальных норм.
  • Ложь: Ложь — это девиантное поведение, которое нас учат не делать в детстве, и тем не менее это поведение, которое люди совершают еженедельно или даже ежедневно.
  • Мусор: Мусор считается отклонением от нормы, потому что общество согласилось с тем, что это вредно для окружающей среды, и общество все больше заботится об этом.
  • Неуважение: Неуважение к родителям или учителям в школах явно считается девиантным. Но когда вы находитесь на рабочем месте, неуважение к коллегам или вашему начальнику может привести к тому, что вас уволят. Точно так же неуважение к судье может быть расценено как неуважение к суду.
  • Протест: Протест обязательно является девиантным, потому что он включает в себя позицию против властных структур в обществе, чтобы добиться перемен. Во многих западных демократиях к этому относятся как к свободе слова.
  • Уклонение от уплаты налогов: Уклонение от уплаты налогов демонстрирует отсутствие социальной ответственности и поэтому рассматривается как акт отклонения.
  • Прогулы в школе: Прогулы — серьезное девиантное поведение школьников, которое может привести к задержанию, отстранению от занятий или исключению из школы.
  • Смеяться над чужим несчастьем: Это табу в большинстве культур, поскольку считается грубым и оскорбительным для людей, которые пострадали от несчастья.
  • Дискриминация: Хотя исторически дискриминационные действия были в рамках социальных норм, общества все чаще рассматривают это как неприемлемое отклонение от новых общественных ожиданий.
  • Наличие опасных идей: Опасные идеи во время Реформации, такие как вера в личную свободу или нерелигиозная философия, могли привести вас в тюрьму, но сегодня они превозносятся как важные вехи в развитии человечества.
  • Говорит вне очереди: Говорить вне очереди в школе или на рабочем совещании считается оскорбительным, поскольку подрывает общественный порядок.
  • Превышение скорости на автомобиле: Езда быстрее, чем разрешено законом, является одним из основных способов контакта обычных людей с полицией, которая предлагает небольшие штрафы за нарушение.
  • Списывание на экзаменах: Списывание на экзаменах подрывает концепцию меритократии и поэтому считается неприемлемым.

Типы отклонений

Подробнее: Типы отклонений

1. Первичное отклонение

Первичное отклонение — это термин, используемый в рамках теории маркировки отклонений. Это поведение, которое общество считает неприемлемым. Однако, в отличие от вторичной девиантности, человек, проявляющий девиантное поведение, еще не заклеймен обществом как девиант.

Например, ребенок, который время от времени лжет своим родителям, вряд ли будет считаться лжецом. Здесь отклонение равно первичный , потому что это не применяется в качестве ярлыка: «ты лжец». Скорее, это: «вы солгали».

2. Вторичное отклонение

Вторичное отклонение представляет собой интернализацию веры в то, что вы являетесь отклонением. На этом этапе человек принял свой девиантный ярлык как центральную черту личности (он же главный статус).

Это обычно происходит в школах, когда ребенок усваивает идею о том, что он «плохой» ученик.

Согласно теории навешивания ярлыков, этот ученик, который начинает верить, что он плохой ученик, склоняется к своей личности и начинает вести себя девиантно, потому что именно этого от него и ожидают.

3. Формальное отклонение

Формальное отклонение относится к девиантному поведению, которое закодировано в законах. Если вы совершаете формальное отклонение, вы нарушаете либо правила учреждения, либо законы суверенного региона.

Например, человек, совершивший формальное отклонение в школьной обстановке, мог нарушить правила класса и, следовательно, подвергнуться наказанию, например, задержанию или дополнительной домашней работе.

Точно так же во взрослом возрасте слишком быстрое вождение приведет к штрафу за превышение скорости; в то время как более серьезные нарушения могут привести вас к суду или даже в тюрьму.

4. Неформальное отклонение

Неформальное отклонение относится к нарушению социальных норм без нарушения кодифицированных законов или правил.

Это происходит, когда вы придерживаетесь табу, ведете себя культурно нечувствительным образом или делаете что-то, что нарушает другие виды норм.

Это может быть так же просто, как отказаться от учебы в колледже, несмотря на ожидания ваших родителей, бабушек и дедушек. Или это может быть грубость по отношению к официанту или разговор вне очереди в школе.

Все эти акты отклонения не принесут вам формальных неприятностей, но могут в конечном итоге сделать вас изгоем в вашем сообществе.

5. Субкультурная девиация

Субкультурная девиация относится к девиантному поведению, которое люди внутри субкультурной группы не считают девиантным.

Это происходит потому, что субкультуры имеют нормы и убеждения, отличные от норм господствующей или доминирующей культуры.

Примером субкультурного отклонения является татуировка на лице. В хипстерских субкультурных кругах это считается крутым и формой самовыражения. В доминирующей культуре это может рассматриваться как оскорбление, и на вас смотрят с подозрением.

6. Ситуационное отклонение

Ситуационное отклонение относится к девиантному поведению, которое является девиантным только в определенной ситуации или контексте.

Например, нецензурная брань часто является отклонением только в определенных ситуациях. Если вы будете ругаться у костра со своими школьными друзьями, никто и глазом не моргнет. Но ругань за ужином с семьей вашей девушки, скорее всего, приведет к тому, что вы поймаете жемчуг!

Чтобы избежать ситуационного отклонения, вам потребуется ситуационная осведомленность и культурная компетентность, чтобы знать, что уместно, а что нет в различных ситуациях.

Теории отклонений в социологии

См. нашу основную статью: Теория культурных отклонений.

1. Теория ярлыков девиаций

Теория ярлыков девиаций утверждает, что девиантность может быть результатом навешивания ярлыков на людей как на девиантов.

Возьмем, к примеру, ребенка в классе, который плохо себя ведет. У его учителя есть два варианта: назвать поведение девиантным («Джонни, мы так не делаем, и я знаю, что ты лучше этого») или назвать ребенка девиантным («Джонни, ты непослушный маленький мальчик». »).

Согласно теории навешивания ярлыков, когда Джонни говорит, что он непослушный, это означает, что Джонни усваивает уверенность в себе, что он девиант. Когда это становится частью его личности, он использует свое отклонение, чтобы сыграть роль.

Это, в свою очередь, ведет мальчика по пути неподобающего поведения, нарушения правил, борьбы с авторитетами и, в конце концов, становится взрослым, нарушающим закон.

2. Конфликтная теория девиантности

Конфликтная теория девиантности утверждает, что люди склонны к девиантному поведению из-за угнетающих их социальных систем.

Если системы власти, такие как капитализм, угнетают социальную группу, то эта группа имеет повышенную вероятность того, что они будут заниматься девиантным поведением, потому что они:

  • хотят продемонстрировать свое недовольство существующей структурой власти
  • хотят подорвать существующую структуру власти
  • не уважайте людей, которые их угнетают
  • не получают никакой выгоды от существующей системы, поэтому они не испытывают к ней привязанности
  • бедны и нуждаются в девиантном поведении, чтобы удовлетворить свои потребности
  • И т. д.

В качестве примера теории конфликта мы видим, что в некоторых странах формируются группы повстанцев, которые поднимают оружие против своего правительства, если оно слишком деспотично. Точно так же многие люди присоединятся к насильственным протестам, если они недовольны правительством.

3. Структуралистская теория отклонения

Структурный функционализм рассматривает общество как создание норм и правил поведения для обеспечения безопасной и функционирующей социальной системы.

Для них девиантность — это предохранительный клапан, через который люди будут совершать незначительные девиантные поступки, чтобы выпустить пар и не совершать худших поступков в будущем.

Девиантное поведение также может быть положительным моментом, если оно заставляет общество переоценивать свои нормы, например, когда люди участвуют в ненасильственном протесте, который вызывает изменения в законах.

Как правило, структурный функционализм включает в себя закон, порядок и сильную социальную иерархию, а отклонения ожидаемы, но их можно контролировать, устанавливая четкие и недвусмысленные нормы.

См. больше примеров функционализма

Примеры девиантного поведения

1. Прогулы

Регулярное отсутствие на работе, в школе или по другим делам без уважительной причины называется прогулом.

В контексте работы прогулы классифицируются как девиантное поведение сотрудников (Everton et al., 2007).

Прогул считается вредным для работы и образовательных организаций. Часто это рассматривается как признак отсутствия последовательности и ответственности отсутствующего, что не соответствует социальным ожиданиям.

Несмотря на то, что прогулы сотрудников рассматриваются как следствие плохой трудовой этики, они часто являются результатом предполагаемого отсутствия поддержки и несправедливости руководителей организации (Everton et al., 2007).

2. Фаворитизм

Фаворитизм возникает, когда авторитетное лицо преднамеренно отдает предпочтение человеку на рабочем месте, в школе или в другой организации.

Например, чрезмерная терпимость к опозданиям и прогулам сотрудника без уважительных причин будет проявлением фаворитизма по отношению к этому сотруднику (Anasiz & Püsküllüoglu, 2018).

Фаворитизм на рабочем месте и в школе считается политическим отклонением, поскольку он приводит к несправедливому обращению с людьми (Anasiz & Püsküllüoglu, 2018).

Следовательно, это противоречит общественным ценностям и широко распространенным представлениям об организационной справедливости.

Заключение

Отклонения от норм, ценностей, правил и положений общества называются отклонениями.

Девиантное поведение – это действие, которое противоречит социальным ожиданиям относительно статуса человека. Девиантные люди — это те, кто совершает девиантные действия и поведение.

Девиантное поведение включает относительно распространенные действия, такие как фаворитизм, невыход на работу или опоздание на более серьезные действия, такие как вандализм, групповое насилие или воровство.

Хотя большинство преступных деяний также считаются девиантным поведением, эти два понятия не всегда пересекаются. Например, такое поведение, как опоздания или прогулы, являются просто девиантными действиями, а не преступлением.

Ссылки

Анасиз, Б. Т., и Пюскюллюоглу, Э. И. (2018). Феноменологический анализ опыта организационных отклонений учителей в сельской начальной школе в Турции. Journal of Education and Training Studies , 6 (1), 70–79.

Дефлем, М. (2015). Девиантность и социальный контроль. В Э. Гуд (ред.), Справочник по отклонениям (стр. 30–44). Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья.

Диксон-Гомез, Дж., Пачелла, М., Броддус, М. Р., Куинн, К., Галлетли, К., и Ривас, Дж. (2017). Конвенция против девиантности: моральный фактор в принятии решений членами подростковой банды. Употребление психоактивных веществ и злоупотребление ими , 52 (5), 562-573.

Эвертон, В.Дж., Джолтон, Дж.А., и Мастранжело, П. М. (2007). Будьте милы и справедливы, иначе: понимайте причины девиантного поведения сотрудников. Журнал развития менеджмента , 26 (2), 117-131.

Правительство Канады. (2021, 2 декабря). Саммит по борьбе с применением огнестрельного оружия и бандитизма . Общественная безопасность Канады / Sécurité publique Canada. Получено 6 ноября 2022 г. с https://www.publicsafety.gc.ca/cnt/cntrng-crm/gn-crm-frrms/index-en.aspx

9.0002 Герман, Нью-Джерси (1995). Девиантность: символический интеракционистский подход . Роуман и Литтлфилд.

Клонски, Э. Д., Олтманнс, Т. Ф., и Туркхаймер, Э. (2003). Умышленное членовредительство в неклинической популяции: распространенность и психологические корреляты. Американский журнал психиатрии , 160 (8), 1501-1508.

Мертон, Р.К., и Нисбет, Р.А. (ред.). (1966). Современные социальные проблемы . Нью-Йорк: Харкорт Брейс Йованович.

НАБДД. (2017, октябрь). Данные за 2016 г. : Вождение в нетрезвом виде . CrashStats — НАБДД. Получено 7 ноября 2022 г. с https://crashstats.nhtsa.dot.gov/Api/Public/ViewPublication/812450

.

Санам Вагефи (аспирант)

Веб-сайт | + посты

Санам Вагефи (бакалавр, магистр наук) — социолог, педагог, кандидат наук. Она имеет многолетний опыт работы в Университете Виктории в качестве ассистента преподавателя и инструктора. Ее исследования по социологии миграции и психического здоровья были отмечены наградами за эссе Канадской социологической ассоциации и IRCC. В настоящее время она сосредоточена на поддержке студентов онлайн в рамках своего академического коучинга и репетиторства Lingua Academic Coaching OU.

Крис Дрю (доктор философии)

+ сообщения

Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии. Рецензенты следят за тем, чтобы весь контент отражал экспертный академический консенсус и подкреплялся ссылками на академические исследования. Доктор Дрю опубликовал более 20 научных статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании» и имеет докторскую степень в области образования, полученную в ACU.

Отклонение | Безграничная социология |

Отклонение

Девиантность относится к поведению, нарушающему социальные нормы.

Цели обучения

Дайте определение девиации и объясните природу девиантного поведения

Основные выводы

Ключевые моменты
  • Девиантное поведение может нарушать официально принятые правила или неформальные социальные нормы.
  • Формальное отклонение включает уголовное нарушение официально принятых законов. Примеры формального отклонения включают грабеж, кражу, изнасилование, убийство и нападение.
  • Неформальное отклонение относится к нарушениям неформальных социальных норм, которые не закреплены в законе. Примеры неформального отклонения включают в себя ковыряние в носу, громкую отрыжку или излишне близкое расположение к другому человеку.
  • Девиантность может сильно различаться в разных культурах. Культурные нормы относительны, что делает относительным и девиантное поведение.
Ключевые термины
  • Формальное отклонение : Отклонение в социологическом контексте описывает действия или поведение, которые нарушают социальные нормы, включая официально принятые правила (например, преступление), а также неформальные нарушения социальных норм (например, отвергая народные обычаи и нравы).
  • девиация : Действия или поведение, нарушающие формальные и неформальные культурные нормы, такие как законы или нормы, препятствующие публичному ковырянию в носу.
  • Неформальное отклонение : Отклонение в социологическом контексте описывает действия или поведение, которые нарушают социальные нормы, включая официально принятые правила (например, преступление), а также неформальные нарушения социальных норм (например, отказ от обычаев и нравов).

Девиантность в социологическом контексте описывает действия или поведение, нарушающие неформальные социальные нормы или официально принятые правила. Среди тех, кто изучает социальные нормы и их отношение к отклонениям, есть социологи, психологи, психиатры и криминалисты, все из которых исследуют, как нормы меняются и применяются с течением времени.

Девиантность часто подразделяют на два вида деятельности. Первое, преступление, представляет собой нарушение официально принятых законов и именуется формальным отклонением. Примеры формального отклонения включают грабеж, кражу, изнасилование, убийство и нападение. Второй тип девиантного поведения связан с нарушением неформальных социальных норм (норм, не закрепленных в законе) и называется неформальной девиантностью. Примеры неформального отклонения включают в себя ковыряние в носу, громкую отрыжку или излишне близкое расположение к другому человеку.

Девиантность может сильно различаться в разных культурах. Культурные нормы относительны, что делает относительным и девиантное поведение. Например, в Соединенных Штатах американцы, как правило, не ограничивают речь по времени. Однако в монастыре Христа в Пустыне действуют особые правила, определяющие, когда жители могут и не могут говорить, и речь запрещена с 19:30 до 4:00. Эти правила являются одним из примеров того, как нормы различаются в разных культурах.

Текущие социологические исследования отклонений принимают различные формы. Например, доктор Карен Хэлнон из Пенсильванского государственного университета изучает неформальные отклонения и фокусируется на том, что она называет «каникулами отклонения», когда люди определенного социально-экономического статуса добровольно переходят в другой, часто более низкий социальный слой. Один из примеров касается гетеросексуальных белых мужчин, которые по выходным становятся трансвеститами. Такое поведение представляет собой роскошь, потому что гетеросексуальные белые мужчины могут позволить себе временно сменить обстановку, зная, что впоследствии они могут вернуться к комфорту своего преобладающего социально-экономического статуса. Другие примеры включают исполнителей, которые могут влиять на девиантное поведение, чтобы завоевать доверие с целью увеличения коммерческой прибыли.

Теория социального напряжения Мертона : На этой диаграмме изображена теория социального напряжения Роберта К. Мертона.

Нормы и санкции

Нормы – это социальные правила поведения, а санкция – форма наказания за нарушение тех или иных норм.

Цели обучения

Основные выводы

Ключевые моменты
  • Девиантность или нарушение социальных норм бывает легче идентифицировать, чем саму норму. По этой причине девиация часто предоставляет инструмент для изучения норм.
  • Нормы и отклонения всегда зависят от культуры, в которой они существуют. Чтобы изучить нормы и отклонения, нужно контекстуализировать действие или рассматривать действие в свете всех окружающих его обстоятельств.
  • Нормы могут быть формальными, как в случае с законами, или неформальными, как в случае с кодексами этикета. Формальное отклонение приводит к юридическим санкциям, таким как штрафы или тюремное заключение, в то время как неформальное отклонение приводит к социальным санкциям или стигматизации.
  • Нарушение обычаев приводит к развитию предпочтения, а не стигматизации. С другой стороны, когда более нарушается, это приводит к более серьезной степени социальных санкций.
  • Неформальное отклонение или нарушение неписаных социальных правил поведения влечет за собой социальные санкции или стигматизацию.
  • Народный обычай ведет к развитию предпочтения, а не стигматизации.
  • Когда больше нарушается, это приводит к более серьезной степени социальных санкций.
Ключевые термины
  • народный обычай : обычай или верование, общие для членов общества или культуры.
  • клеймо : Знак позора или позора.
  • Подробнее : Способ обозначения широко соблюдаемых норм, имеющих большое моральное значение. Нравы включают неприятие социальных табу, таких как инцест или педерастия.

Нормы – это социальные правила, регулирующие поведение в обществе. Нормы могут быть явными (например, законы) или неявными (например, кодексы вежливого поведения). Нормы бывает трудно определить, потому что они глубоко укоренились в членах данного общества. Нормы усваиваются, когда они растут в определенной культуре, и их может быть трудно усвоить, если человек не растет в той же социальной среде.

Акт нарушения социальной нормы называется отклонением. Людям обычно гораздо легче определить нарушение норм, чем сами нормы. Например, немногим американцам придет в голову сказать социологу, что держать дверь открытой для другого пешехода, входящего в здание, если он находится на определенном расстоянии, является социальной нормой. Однако кто-то может заметить, что другой человек ведет себя грубо, потому что не придерживает дверь открытой. Изучение норм и изучение девиантности — неразделимые усилия.

Как и отклонения, нормы всегда культурно обусловлены. Чтобы изучить нормы и отклонения, нужно контекстуализировать действие или рассмотреть действие в свете всех окружающих его обстоятельств. Например, нельзя просто сказать, что появление обнаженным на собеседовании при приеме на работу является нарушением социальных норм. Хотя появление на собеседовании в каком-либо (обычно профессиональном) платье обычно является социальной традицией, это, скорее всего, не тот случай, когда кто-то проходит собеседование, чтобы быть обнаженной моделью. Чтобы понять норму, нужно понять контекст.

Нарушение социальных норм или отклонение влечет за собой социальные санкции. Разная степень нарушения влечет за собой разную степень наказания. Существуют три основные формы социальных санкций за девиантность: 1) юридическая санкция, 2) стигматизация и 3) предпочтение одного поведения другому. Формальное отклонение или нарушение правовых кодексов приводит к уголовному преследованию, инициированному государством. Неформальное отклонение или нарушение неписаных социальных правил поведения приводит к социальным санкциям или стигме. Меньшие степени социального насилия приводят к предпочтению, а не к стигматизации. В то время как общество может счесть более предпочтительным появляться на большинстве собеседований в костюме, а не в повседневной одежде, вы, скорее всего, не уйдете с работы, если будете носить брюки цвета хаки, а не костюм. Тем не менее, если вы придете обнаженным на большинство интервью, вас, скорее всего, заклеймят за такое поведение, поскольку это будет резким отклонением от нормы.

Мы говорим, что норма, которая регулирует ношение профессиональной, а не повседневной одежды на собеседовании при приеме на работу, является народной, потому что ее нарушение приводит к меньшей степени социальных санкций — развитию предпочтения, а не стигматизации. Норма, согласно которой на большинство собеседований при приеме на работу следует надевать одежду, а не ходить обнаженной, является чем-то большим, поскольку ее нарушение приводит к более серьезной социальной ответственности.

Девиантность и социальная стигма

Социальная стигма в девиантности – это неодобрение человека из-за того, что он не соответствует требуемым социальным нормам, которые даны в обществе.

Цели обучения

Опишите значение стигмы с помощью работы двух социологов

Основные выводы

Ключевые моменты
  • Социальная стигма — это серьезное социальное неодобрение человека из-за определенной черты, указывающей на его отклонение от социальных норм.
  • Эмиль Дюркгейм, один из основателей социальных наук, начал заниматься социальной маркировкой девиантности в конце девятнадцатого века.
  • Эрвинг Гоффман представил основы стигмы как социальной теории, включая его интерпретацию «стигмы» как средства порчи идентичности. Под этим он имел в виду способность стигматизированной черты «испортить» признание приверженности человека социальным нормам в других аспектах личности.
  • Без общества не может быть клейма. Чтобы иметь стигму, нужно иметь стигматизатора и того, кого стигматизируют. Таким образом, это динамичные и социальные отношения.
Ключевые термины
  • стигматизированный : Подлежит стигматизации; отмечен как изгой.
  • клеймо : Знак позора или позора.
  • девиация : Действия или поведение, нарушающие формальные и неформальные культурные нормы, такие как законы или нормы, препятствующие публичному ковырянию в носу.

Социальная стигма – это крайнее неодобрение человека, основанное на социальных характеристиках, которые, как считается, отличают его от других членов общества. Социальная стигма настолько глубока, что перевешивает положительную социальную обратную связь относительно того, как тот же человек придерживается других социальных норм. Например, Терри могут заклеймить из-за того, что она хромает. Стигма прикрепляется к Терри из-за ее хромоты, подавляя способы, которыми Терри может быть социальным нормативом — возможно, она белая, протестантка или гетеросексуальная женщина с хромотой. Хромота отмечает Терри, несмотря на другие ее черты.

Стигма играет главную роль в социологической теории. Эмиль Дюркгейм, один из основателей социальных наук, начал заниматься социальной маркировкой девиантности в конце девятнадцатого века. Эрвинг Гоффман, американский социолог, несет ответственность за введение термина и теории стигмы в основную социальную теорию. В своей работе Гоффман представил основы стигмы как социальной теории, в том числе свою интерпретацию «стигмы» как средства порчи идентичности. Под этим он имел в виду способность стигматизированной черты «испортить» признание приверженности человека социальным нормам в других аспектах личности. Гоффман выделил три основных типа стигмы: (1) стигма, связанная с психическим заболеванием; (2) стигма, связанная с физической деформацией; и (3) стигма, связанная с идентификацией с определенной расой, этнической принадлежностью, религией, идеологией и т. д.

В то время как Гоффман является автором основополагающих текстов по теории стигмы, стигматизация по-прежнему остается популярной темой в современных социологических исследованиях. В Conceptualizing Stigma (2001) социологи Джо Фелан и Брюс Линк интерпретируют стигму как конвергенцию четырех различных факторов: (1) дифференциация и навешивание ярлыков на различные сегменты общества; (2) связывание ярлыков различных социальных демографий с предрассудками об этих людях; (3) развитие этики «мы против них»; и (4) ставить в невыгодное положение людей, которых помечают и помещают в категорию «они».

В конечном счете, стигматизация связана с социальным контролем. Следствием этого является то, что стигма обязательно является социальным явлением. Без общества не может быть стигмы. Чтобы иметь стигму, нужно иметь стигматизатора и того, кого стигматизируют. Таким образом, это динамичные и социальные отношения. Учитывая, что стигмы возникают в результате социальных отношений, теория делает акцент не на существовании девиантных черт, а на восприятии и маркировке определенных черт как девиантных второй стороной. Например, теоретиков стигмы мало волнует, есть ли у Эмили психиатрический диагноз, а то, как Салли воспринимает психиатрический диагноз Эмили и, как следствие, по-другому относится к Эмили. Стигма зависит от восприятия и знания другим человеком стигматизируемой черты. Поскольку стигма обязательно является социальным отношением, она обязательно проникнута отношениями власти. Стигма работает, чтобы контролировать девиантных членов населения и поощрять соответствие.

Будьте в курсе: покончите со стигмой в отношении психических заболеваний : Будьте в курсе — это информационная кампания, цель которой — положить конец стигме в отношении психических заболеваний.

Стигматизация бездомных : Бездомные регулярно подвергаются стигматизации обществом за то, что они безработные, живя на улице.

Изобретения и технологии

Достижения в области технологий привели к появлению новых форм отклонения, а также новых форм контроля.

Цели обучения

Обсудить влияние технологических инноваций на формы отклонений и социального контроля

Ключевые выводы

Ключевые моменты
  • Киберлуфинг относится к использованию высокоскоростного Интернета сотрудниками в личных целях, а не в рабочих целях.
  • Производственное отклонение относится к поведению сотрудников с отклонениями, которое оказывает негативное влияние на общую производительность организации.
  • Имущественное отклонение относится к случаям, когда работники без разрешения наносят ущерб имуществу работодателя.
  • Отклонение от правил собственности обычно связано с кражей, но может включать саботаж, преднамеренные ошибки в работе и неправомерное использование счетов расходов.
Ключевые термины
  • Отклонение от требований к собственности : Отклонение от требований к собственности — это «когда работники повреждают или приобретают материальные активы… без разрешения». Этот тип отклонения обычно связан с кражей, но может включать, среди прочего, «саботаж, преднамеренные ошибки в работе, неправильное использование счетов расходов».
  • Cyberloafing : Использование компьютеров сотрудниками в целях, не связанных с работой.
  • саботаж : Преднамеренное действие, направленное на ослабление врага путем подрывной деятельности, обструкции, подрыва и/или разрушения.

Поскольку технологии открыли новое пространство для киберкультуры, появились новые формы отклонения и социального контроля. Некоторые люди используют технологии как средство отклонения от более традиционных культурных норм. Например, в Соединенных Штатах сотрудников в офисах поощряют оставаться продуктивными и эффективными, позволяя им как можно меньше отвлекаться от работы. В последнее десятилетие большинство компаний установили высокоскоростной доступ в Интернет в качестве средства повышения эффективности. Тем не менее, сотрудники часто используют доступ в Интернет, чтобы избежать работы, используя сайты социальных сетей. Такая прокрастинация и корпоративная неэффективность, связанные с доступом в Интернет, называется «кибербездельем» 9.0005

Помимо новых форм отклонения от традиционных культурных нравов, в киберкультуре возникли новые формы отклонения. Новые технологии приводят к новым стандартам взаимодействия с ними. Поведение девиантных сотрудников в конечном итоге оказывает негативное влияние на общую производительность организации. По этой причине все эти виды поведения считаются производственными отклонениями. Более серьезные случаи девиантного поведения связаны с имущественными отклонениями. Имущественное отклонение относится к тому, что работники без разрешения наносят ущерб имуществу работодателя. Этот тип отклонения обычно связан с кражей, но может включать саботаж, преднамеренные ошибки в работе и неправомерное использование счетов расходов.

Наряду с появлением новых форм отклонений в результате технического прогресса, появились и новые средства контроля над отклонением от нормы. В ответ на кибербезделье компании разработали новые технологии для мониторинга компьютеров сотрудников и ограничения социальных сетей в течение рабочего дня. Эти методы включают установку прокси-серверов для предотвращения доступа программ к таким ресурсам, как Internet Relay Chat, AOL Instant Messenger или онлайн-сервисам азартных игр. Другие методы включают строгие дисциплинарные меры для сотрудников, уличенных в кибербездельничестве, и меры кнута и пряника, такие как предоставление бесплатного или субсидируемого доступа в Интернет для сотрудников в нерабочее время. Технологии используются в полиции для наблюдения за формальными отклонениями и поощрения соблюдения закона и социальных норм.

Расслабление и перекусы на работе : Злоупотребление ресурсами компании для ведения личных дел, например, покупок в Интернете.

Функции отклонения

Девиантность предоставляет обществу границы для определения приемлемого и неприемлемого поведения в обществе.

Цели обучения

Опишите, как структурный функционализм рассматривает связь между отклонениями и социальными изменениями

Основные выводы

Ключевые моменты
  • Девиантность дает ключ к пониманию разрушения и перекалибровки общества, происходящего с течением времени.
  • Системы девиантности создают нормы и сообщают членам данного общества, как вести себя, выкладывая модели приемлемого и неприемлемого поведения.
  • Девиантность позволяет групповому большинству объединиться вокруг своего мировоззрения, часто за счет тех, кто помечен как девиантный.
  • Социальные параметры создают границы между популяциями и приводят к менталитету «мы против них» в различных группах.
  • Отметка как девиантная на самом деле может укрепить солидарность в отмеченном сообществе, поскольку члены гордятся своей стигматизированной идентичностью и несут ответственность за нее.
  • Некоторые черты будут заклеймены и потенциально могут вызвать социальные потрясения. Однако по мере того, как черты становятся более распространенными, общество постепенно приспосабливается к тому, чтобы включить в себя ранее стигматизированные черты.
Ключевые термины
  • структурный функционализм : Структурно-функционалистский подход к девиантности утверждает, что девиантное поведение играет важную роль в обществе, определяя модели приемлемого и неприемлемого. Эти социальные параметры создают границы и позволяют менталитету «мы против них».

Какую функцию понятие девиантности играет в обществе? Социологи, отождествляющие себя с традицией структурно-функционализма, задают такие вопросы. Структурный функционализм уходит своими корнями в самые истоки социологической мысли и развитие социологии как дисциплины. Структурный функционалистский подход подчеркивает социальную солидарность и стабильность социальных структур. Структурные функционалисты задаются вопросом: как любое данное социальное явление способствует социальной стабильности? На этот вопрос нельзя ответить, не обратившись к вопросу о девиантности.

Для структурного функционалиста девиантность выполняет две основные роли в создании социальной стабильности. Во-первых, системы девиантности создают нормы и сообщают членам данного общества, как вести себя, выкладывая модели приемлемого и неприемлемого поведения. Чтобы знать, как не расстроить общество, нужно знать, какое поведение помечается как девиантное. Во-вторых, эти социальные параметры создают границы между популяциями и способствуют менталитету «мы против них» внутри различных групп. Девиантность позволяет групповому большинству объединиться вокруг своего мировоззрения за счет тех, кто отмечен как девиантный. И наоборот, пометка девианта может фактически укрепить солидарность в отмеченном сообществе, поскольку члены гордятся своей стигматизированной идентичностью и несут ответственность за нее, создавая собственные сплоченные единицы.

Итак, со структурно-функционалистской точки зрения, как меняется общество, особенно в отношении установления норм и девиантного поведения? Девиантность дает ключ к пониманию разрушения и перекалибровки общества, происходящего с течением времени. Некоторые черты будут стигматизированы и потенциально могут вызвать социальные потрясения. Однако по мере того, как черты становятся более распространенными, общество постепенно приспосабливается к тому, чтобы включить в себя ранее стигматизированные черты. Возьмем, к примеру, гомосексуальность. В городской Америке 50 лет назад гомосексуальное поведение считалось девиантным. С одной стороны, это раскололо общество на отмеченных как гомосексуалистов и немаркированных (нормативных гетеросексуалов). В то время как этот менталитет «мы против них» укрепил социальную идентичность и солидарность внутри двух категорий, тем не менее, существовал всеобъемлющий социальный раскол. Со временем гомосексуальность стал восприниматься как более распространенное явление. Соответственно, то, что первоначально выглядит как раскол общества, на самом деле укрепляет социальную стабильность, создавая механизмы для социальной адаптации и развития.

Четыре механизма, регулирующие наше поведение : Наше поведение в повседневной жизни регулируется социальными нормами, законом и политикой, технологиями и дизайном, а также рыночными силами.

Лицензии и атрибуции

Контент под лицензией CC, совместно используемый ранее
  • Курирование и доработка. Предоставлено : Boundless.com. License : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
Лицензионный контент CC, особое указание авторства
  • Введение в социологию/девиантность. Предоставлено : Wikibooks. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Социальное отклонение. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Неформальное отклонение. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Формальное отклонение. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • отклонение. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Теория социального напряжения Мертона. Предоставлено : Википедия. Лицензия : Общественное достояние: неизвестно Авторские права
  • Социальные отклонения/структурный функционализм. Предоставлено : Wikibooks. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Подробнее. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Народный способ. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • клеймо. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Теория социального напряжения Мертона. Предоставлено : Википедия. Лицензия : Общественное достояние: Авторское право не известно
  • Все размеры | Что по-датски означает женоненавистничество?n| Flickr — Обмен фотографиями!. Предоставлено : Flickr. Расположен по адресу : https://www.flickr.com/photos/milgram/2395601434/sizes/m/in/photostream/. Лицензия : CC BY: Attribution
  • Социальная стигма. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : https://en.wikipedia.org/wiki/Social_stigma. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • отклонение. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • клеймо. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • клеймо. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Теория социального напряжения Мертона. Предоставлено : Википедия. Лицензия : Общественное достояние: Авторское право не известно
  • Все размеры | Что по-датски означает женоненавистничество?n| Flickr — Обмен фотографиями!. Предоставлено : Flickr. Расположен по адресу : https://www.flickr.com/photos/milgram/2395601434/sizes/m/in/photostream/. Лицензия : CC BY: Attribution
  • Будьте внимательны: покончите со стигматизацией психических заболеваний. Лицензия : Общественное достояние: Нет данных Copyright . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube
  • Стигма | Flickr — Обмен фотографиями!. Предоставлено : Flickr. Расположен по адресу : https://www.flickr.com/photos/dasfotoimaginarium/6848222637/. Лицензия : CC BY: Attribution
  • Отклонение на рабочем месте. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Cyberloafing. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : https://en.wikipedia. org/wiki/Cyberloafing. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • кибербездельничество. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Отклонение собственности. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • саботаж. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Теория социального напряжения Мертона. Предоставлено : Википедия. Лицензия : Общедоступное достояние: Неизвестно Copyright
  • Все размеры | Что по-датски означает женоненавистничество?n| Flickr — Обмен фотографиями!. Предоставлено : Flickr. Расположен по адресу : https://www.flickr.com/photos/milgram/2395601434/sizes/m/in/photostream/. Лицензия : CC BY: Attribution
  • Будьте внимательны: покончите со стигматизацией психических заболеваний. Лицензия : Общественное достояние: Нет данных Copyright . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube
  • Стигма | Flickr — Обмен фотографиями!. Предоставлено : Flickr. Расположен по адресу : https://www.flickr.com/photos/dasfotoimaginarium/6848222637/. Лицензия : CC BY: Attribution
  • Расслабление (и перекусы) на работе | Flickr — Обмен фотографиями!. Предоставлено : Flickr. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Введение в социологию/девиантность. Предоставлено : Wikibooks. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • структурный функционализм. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Теория социального напряжения Мертона. Предоставлено : Википедия.

Добавить комментарий