Девиантному: Девиантность, девиантное поведение — Психологос

Девиантность, девиантное поведение — Психологос

Фильм «Ликвидация»

​​​​​​​​​​​​​​Девиантность, девиантное — это необычное, но при этом устойчивое отклонение от статистических норм. Другими словами, девиантным считается устойчивый образ действий, поведения или мышления, который не типичен для общей популяции.

Девиантное поведение (от. англ. deviation — отклонение) — действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.

Виды девиантного поведения

Основные виды девиантного поведения: преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция, сексуальные девиации.

В настоящее время не существует единого подхода к изучению и объяснению девиантного поведения. Ряд исследователей, вслед за Э. Дюркгеймом, считают, что при нормальных условиях функционирования социальной организации девиантное поведение встречается не так уж часто, но в условиях социальной дезорганизации, когда нормативный контроль ослабевает, возрастает вероятность проявлений девиации.

К таким ситуациям можно отнести стресс, внутригрупповые и межгрупповые конфликты, резкие изменения в обществе.

С точки зрения теории аномии (Р. Мертон), девиантное поведение растет, если при наличии общих целей социально одобряемые средства достижения этих целей доступны не всем, а для некоторых людей или социальных групп они вообще недоступны. С позиции концепции социализации, лицами с девиантным поведением становятся люди, социализация которых проходит в среде, где факторы, предрасполагающие к такому поведению (насилие, аморальность и т. д.), считаются нормальными, или общество относится к ним достаточно толерантно.

Представляет интерес и популярная в 1960-х гг. концепция стигматизации, привлекшая внимание к социальной реакции на девиантное поведение. Согласно этой концепции, отклонение является следствием негативной социальной оценки, «наклеивания» на индивида ярлыка какой-либо девиации (например, «врун», «алкоголик», «наркоман», «сексуальный маньяк») и последующего стремления изолировать его, исправить, вылечить и т. п.

Многочисленные отечественные и зарубежные исследования психологии девиантного поведения сконцентрированы на изучении личностных характеристик девиантов, их психического здоровья, проблеме автоидентификации, интериоризации норм и ценностей, роли внешнего и внутреннего контроля, на разработке методов психотерапии и психической коррекции лиц с различными формами девиации.

Изучение девиантности

Изучение девиантности основывается на двух различных точках зрения:

  1. Девиантность определяется через единичные критические события. Случаи необычного и крайне активного поведения, характеризуемого безумием и насилием.
  2. Девиантность составила главное содержание многих важных аспектов теории личности, клинической и социальной психологии.

Исследование девиантности можно классифицировать в соответствии с четырьмя основными позициями:

  1. Первая предполагает взгляд на девиантность как функцию внутренних факторов. Девиантность рассматривается в аспекте различий между индивидуумами. С точки зрения индивидуальных различий предполагается, что отдельные люди или группы людей, обладающие определенным уровнем специфичности, с большей вероятностью становятся девиантами. Предполагается также, что индивидуальные различия и девиантность связаны причинно-следственными отношениями.
  2. Второе важное объяснение девиантности постулирует в качестве ее основных предпосылок различия в социальной структуре. Официально классифицируемые формы девиантности характеризуются непропорционально высокой представленностью среди населения, занимающего более низкое социально-экономическое положение в нашем обществе. С точки зрения различий в социальной структуре, в доступе к законным возможностям, в доступе к незаконным возможностям, отчуждение или враждебность — это те критические ингредиенты, которые часто становятся причиной девиантности. Согласно этой позиции, девиантность имеет индивидуальные компоненты, являющиеся результатом воздействия различных социальных структур, и средовые аспекты.
  3. Третье важное объяснение девиантности опирается на интеракционистскую точку зрения. Согласно носящей формальное название «теории навешивания ярлыков», девиантность порождается реакцией критически настроенных лиц на определенное деяние. Психологические расстройства, преступность и недостаточный уровень достижений официально и неформально маркируются как девиантные. С позиций «теории навешивания ярлыков» девиантность представляет собой взаимодействие между поступками индивидуума и реакциями на них общества.
  4. Четвертая важная точка зрения выражается теорией научения. Согласно ей, все действия, девиантные или нормальные, приобретаются в соответствии с законами моделирования, подкрепления и наказания. Те люди, которые проявляют девиантные паттерны поведения, получали ранее за такие поступки соответствующее вознаграждение. С точки зрения теории научения, не существует врожденных различий между отклоняющимся и нормальным поведением. Преступное поведение, отклоняющееся от нормы поведение и недостаточная обучаемость приобретаются в процессе научения.

Девиантное поведение — причины, виды, формы, примеры, признаки, лечение

Особенности

Причины

Признаки

Лечение

Девиантное поведение – это термин, при помощи которого обозначаются поведенческие проявления у отдельных людей или социальных групп, не соответствующие нормам общественной системы. Девиантное поведение в социологии и психологии также принято называть отклоняющимся. Термин произошел от латинского понятия «deviatio», переводящегося как «отклонение».

Для оценки проявлений феномена в качестве критериев, а также с целью обозначения границ и норм девиантного поведения используются эталоны, представления о поведении в рамках той или иной социальной роли. Среди исследователей существует мнение, что не только поступки могут быть девиантными. К данной категории также могут относиться персональные взгляды, мировоззренческие установки.

Часто принято говорить о девиантном поведении подростков. Это связано с распространенностью феномена в молодежной среде.

Юноши и девушки часто страдают от недостатка самореализации, проблем адаптации в коллективе. Они подвержены влиянию извне, у них быстро формируются зависимости – алкоголизм, наркомания, табакокурение.

Особенности (позитивная и негативная формы) девиантного поведения

Социальная девиация находит выражение в реальных актах и поступках. Она реализуется в деятельности людей, демонстрирующих протест против общепринятых норм. Данный феномен может носить не только негативный характер. Положительные примеры девиации – выдающиеся личности, многие из которых придерживались отклоняющихся от правил и общепринятых жизненных представлений.

Эти люди создают ценные произведения искусства, изобретения. Они перестраивают политические, социальные или научные взгляды общества. Например, теория относительности Эйнштейна привела к пересмотру предшествующих взглядов, господствующих в научных кругах.

Негативные примеры девиантного поведения – алкоголизм, преступность, наркомания, суицидальные тенденции. Данные феномены – бич общества. Например, по приблизительным подсчетам, более 60% суицидов связано с алкоголизмом.

Причины девиантного поведения

В качестве главных факторов, приводящих к формированию отклонений, принято выделять следующие:

  1. Зависимости у членов семьи. Ранняя алкоголизация, которая также является видом девиантного поведения. Девиации часто наблюдаются у школьников, родители которых злоупотребляют спиртными напитками или страдают от наркотической зависимости. Большинство из этих подростков начинают употреблять алкоголь уже в школьном возрасте. Факторами проблемы выступают неуверенность в себе, стремление освободиться от контроля внешней среды, гиперопека в раннем возрасте, внутриличностные конфликты, высокая тревожность.
  2. Наличие проблем в семейной системе. Помимо алкоголизации, речь может идти о неполных семьях, жестокости, слабой воспитательной работе со стороны родителей. Негативно влияет на психическое развитие и тяжелое материальное положение.
    Проблемы дисфункциональных семей часто приводят к девиантному поведению у детей.
  3. Психическая неуравновешенность. Лабильность психических процессов, повышенный уровень нервной возбудимости – все это влияет на психоэмоциональное состояние и может вызывать проблемы в развитии.
  4. Высокая степень агрессивности, выступающая в качестве одной из предпосылок и форм различных девиаций. Причинами агрессивности выступают негативные примеры в семье и близком окружении, частые фрустрации (случаи невозможности удовлетворения личных потребностей). Лицо, которое не приобрело навыков конструктивного разрешения проблемных ситуаций, добивается реализации своих целей путем агрессии и протеста.
  5. Социально-педагогическая запущенность. Дети или подростки демонстрируют отклоняющиеся формы поведения по причине недостатка воспитания, отсутствия сформированных стереотипов и примеров.
  6. Глубокий психический дискомфорт, переживаемый в результате неблагополучия по месту учебы, работы, в семье. Несправедливое, грубое отношение со стороны значимых людей. Часто негативное влияние на подростка или ребенка оказывает школьный буллинг. Проблема усугубляется тем, что на нее закрывают глаза взрослые – родители, учителя. С течением времени влияние психологического дискомфорта накапливается. Возникают серьезные невротические расстройства, и к этому моменту у подростка уже может сформироваться личность преступника.

В различных направлениях психологического и социологического знаний были приняты разные взгляды на феномен социальной девиации:

  1. Психоанализ З. Фрейда. Ученый считал, что данный тип невроза свойственен людям, испытывающим конфликт между сознательной и бессознательной частями психики. Культурные нормы требуют от человека их соблюдения. Бессознательная часть психики стремится к самовыражению. Если человек не обладает навыками сублимации – конструктивной переработки влечений – это толкает его на скользкий путь невроза.
  2. Культурные или социологические теории. Согласно этим концепциям, причиной девиантного поведения служат неудачи в социализации. Человек становится девиантом, когда не может адаптироваться к нормам общества. Во взрослом возрасте люди действуют согласно сознательным установкам, представлениям. Они стремятся преодолеть разрыв между собой и социумом. Однако, когда речь идет о ребенке, дезадаптация обычно приводит к плачевным последствиям.
  3. Концепция Э. Дюркгейма. Эмиль Дюркгейм был социологом, но его работы оказали значительное влияние и на понимание психологических аспектов развития индивида. К появлению проблем, согласно представлениям Дюкргейма, приводит отсутствие чувства принадлежности к обществу. В результате субъект не обладает чувством стабильности, что разрушительно сказывается на личностном развитии.

Признаки девиантного поведения

Диагностика девиантного поведения производится профессиональным психологом. Окружающие могут распознать склонность к нарушению близкого человека по наличию у него следующих симптомов:

  1. Агрессивность. На систематические проявления данного качества особенно важно обращать внимание родителям подростков. Если молодой человек или девушка постоянно недовольны, непримиримы, отказываются извиняться за совершенные негативные поступки, – возможно, пора обратиться за профессиональной помощью психолога.
  2. Резкая смена эмоционального фона. Этот признак часто игнорируется, так как он менее заметен в сравнении с агрессивностью. Но скачки настроения тоже являются проявлением девиантного поведения. Неуравновешенность психоэмоционального фона проявляется в непредсказуемых изменениях настроения: человек то весел и обходителен, то уже через минуту огрызается, проявляет раздражение и злость.
  3. Скрытность. Наглядно данный признак девиантного поведения проявляется в детских, школьных коллективах. Ребенок ведет себя тихо, незаметно. Он не проявляет интереса к общению, учебе, школьной жизни. Такие дети могут быть убеждены в том, что сами способны решить свои проблемы, которые они обычно скрывают от родителей, одноклассников и учителей. Однако скрытность приводит к преждевременному психическому истощению, деградации школьника. Если взрослые не замечают трудностей, с которыми сталкивается школьник, из тихого и замкнутого ребенка может в скором времени вырасти правонарушитель.

Девиантность часто сопровождается противоправными деяниями – воровством, хулиганством и другими мелкими правонарушениями. Эти люди часто попадают под административные аресты. Наличие психологических и физиологических зависимостей – также не редкость у девиантов. Среди зависимых людей много ранимых, обидчивых индивидов. Они легко попадают под чужое влияние, способны впадать в депрессию из-за одиночества. Это толкает их на употребление психоактивных веществ.

Кроме того, болезнь может сопровождаться повышенной конфликтностью, наличием фобий и страхов, проблемами со сном, инфантильностью в поступках. У индивида могут наблюдаться и прочие психологические затруднения. Например, это могут быть булимии или анорексии. Стоит отметить, что последние в силу психологических особенностей чаще проявляются у девушек, чем у юношей. Девушки также чаще страдают от такой формы девиантного поведения, как проституция. Напротив, нарушения уголовного права, алкоголизм и суициды чаще встречаются у юношей.

Лечение девиантного поведения

С целью лечения девиантного поведения применяются методы психотерапии, а также медикаментозные препараты. Основную роль в работе с отклоняющимся поведением играет психотерапевтическое воздействие. В процессе терапии человек учится осознавать внутрипсихические конфликты, особенности своего характера.

Он приобретает навыки преодоления конфликтных ситуаций и учится выражать эмоциональные переживания при помощи тех способов, которые приемлемы в обществе. Модели поведения, приобретаемые в процессе терапии, являются устойчивыми и помогают человеку адаптироваться в обществе.

Основным способом психотерапии выступают индивидуальные сессии с психологом. Однако также эффективными считаются и такие подходы, как метод групповой терапии, психокоррекция. Психокорректирующее воздействие должно быть длительным и носить систематический характер. Медикаментозное лечение обычно назначается людям, страдающих от патологий нервной системы, нарушений психотического уровня.

Главным средством профилактики девиантного поведения служит раннее определение тех факторов и условий, которые становятся факторами отклоняющихся поступков. Только своевременная реабилитация и работа по психологической коррекции девиантного поведения позволяют избежать непоправимых последствий для самого человека и общества, в котором он живет.

Автор статьи:

Новиков Владимир Сергеевич

психотерапевт, клинический психолог, кмн, член Профессиональной Психотерапевтической Лиги

отзывы оставить отзыв

Клиника

м. Фрунзенская

Отзывы

Услуги

  • Название
  • Прием, консультация врача-психотерапевта первичный (до 1 часа)4000