Деятельность обусловлена только сознанием человека: Подготовка к ЕГЭ 2023 Обществознание. Задание 84. Онлайн курсы

Деятельность человека — Обществознание — Презентации

§ 5. Деятельность — способ существования людей.

Задание 2 (ЕГЭ)Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Биологическая природа человека, инстинктивное поведение, физиологические потребности, физическое развитие, возрастные особенности развития психики.

Задание 4 (ЕГЭ)Выберите верные суждения о соотношении биологического и социального в человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.

2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.

3) Человек наследует моральные ценности, также как задатки к определённым видам деятельности.

4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.

5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

Задание 5 (ЕГЭ)Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА

A) способность к продолжению рода

ПРИРОДА КАЧЕСТВ

1) социальная

Б) способность приспосабливаться к условиям природной среды

B) способность накапливать знания и трудовые навыки

2) биологическая

Г) способность видеть цель своих действий

Д) способность оценивать себя и других

Деятельность — специфический вид человеческой активности, направленный на совершенствование окружающего мира и самого себя.

Характерные черты деятельности

сознательный характер

преобразующий характер

Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Естественные потребности

Социальные потребности

Идеальные потребности

Структура деятельности и её мотивация

продукты

Цель

средства деятельности

мотивы

Задание 3 (ЕГЭ)

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «структура деятельности».

1) Субъект 4) статус 7) результат

2) Объект 5) нормы

3) Цель 6) средства

Задание 4. (ЕГЭ) Одиннадцатиклассник Юрий готовится к ЕГЭ по русскому языку. Найдите в приведённом ниже списке возможные цели этой деятельности Юрия и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) чтение учебников, справочной литературы

2) поступление в вуз

3) получение высокого балла

4) проведение экзамена

5) консультации педагогов

6) получение аттестата о среднем общем образовании

Задание 6. (ЕГЭ) Иван поставил перед собой цель поступить в институт на архитектурный факультет. Он занимается в художественной студии, создаёт собственные небольшие работы, участвует в различных выставках. Много внимания Иван уделяет изучению математики, увлекается черчением. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых для достижения поставленной Иваном цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) поступление в институт

2) занятия в художественной студии

3) изучение математики

4) получение профессии архитектора

5) опыт создания собственных работ

6) выбор профессии

Задание 6 (ЕГЭ) Группа старшеклассников работает над проектом «Экологическая ситуация в нашем крае: проблемы и пути разрешения». Ребята собирают статистический материал, встречаются с представителями местной власти, изучают литературу. Каковы возможные результаты этой деятельности? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Совершенствование системы внутришкольного контроля.

2) Выбор средств обучения, отвечающих новым требованиям.

3) Предложения по улучшению экологической ситуации в регионе.

4) Знакомство с состоянием дел в своём крае.

5) Развитие навыков сбора и обработки информации.

6) Стремление лучше подготовиться к сдаче экзамена.

Задание 6 (ЕГЭ)Студент Пётр Иванов готовится к сдаче экзамена. Выберите из предложенного перечня ситуации, в которых он выступал как субъект познавательной деятельности. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Выбрал учебные пособия для подготовки.

2) Сильно волновался в ночь перед экзаменом.

3) Забыл прийти на предэкзаменационную консультацию.

4) Подготовил краткие конспекты по основным вопросам.

5) С одногруппниками вслух проговорил ключевые положения каждого ответа.

6) Чтобы снять стресс, слушал накануне экзамена лёгкую инструментальную музыку.

Многообразие деятельности

Задание 1 (ЕГЭ)

Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщённого и целенаправленного отражения действительности; совокупность психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира.

Задание 4 (ЕГЭ) Выберите верные суждения о сознании человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Сознание предполагает способность человека отражать действительность как в чувственных, так и в логических образах.

2) Сознание включает в себя все психические процессы, свойства и состояния человека.

3) Самосознание является одной из сторон сознания, отличающих человека от животных.

4) Эмоции являются одним из компонентов сознания.

5) Поведение человека полностью определяется сознанием.

Задание 4 (ЕГЭ) Выберите верные суждения о религиозном и светском сознании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для религиозного сознания характерно восприятие нравственных норм как производных воли высших сил.

2) Для светского и религиозного сознания не характерно взаимодействие.

3) Позиция религиозного сознания — отделение церкви от школы и государства.

4) Религиозное сознание может сформироваться у человека в зрелом возрасте.

5) В религиозном сознании может соединяться адекватное содержание действительности и иллюзии.

Закрепление

Задание 4 (ЕГЭ) Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер.

2) Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами.

3) В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени.

4) Деятельность человека вызывается социальными потребностями.

5) Деятельность человека носит волевой и сознательный характер.

Задание 4 (ЕГЭ) Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции.

2) Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов.

3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека.

4) Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный характер.

5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.

2.4. Деятельность человека, ее основные виды. Подготовка к Единому государственному экзамену по обществознанию: тесты

1. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Деятельность человека не ограничивается приспособлением к окружающей среде, но также и преобразует ее.

Б. Деятельность человека носит исключительно приспособительный по отношению к внешней среде характер.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

2. Верны ли следующие суждения о человеческой деятельности?

А. Взаимодействие с окружающим миром – специфическая характеристика человеческой деятельности.

Б. Человеческая деятельность имеет цели и мотивы.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

3. Верны ли следующие суждения?

А. Изменение сознания людей является главной и основной целью практической деятельности.

Б. Изменение сознания людей является главной и основной целью духовной деятельности .

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

4. Отличием деятельности человека от жизнедеятельности других живых существ является:

1) инстинктивное поведение;

2) эмоциональное переживание;

3) целеполагание;

4) подражание.

5. Признаком человеческой деятельности, отличающей ее от поведения животных, является:

1) проявление активности;

2) целеполагание;

3) приспособление к среде обитания;

4) взаимодействие с окружающим миром.

6. Деятельность, которая связана с преобразованием объектов природы, называется:

1) духовной;

2) потребительской;

3) ценностно-ориентированной;

4) практической.

7. Деятельность человека, обусловленная эмоциональным состоянием индивида, называется:

1) ценностно-рациональная;

2) аффективная;

3) целерациональная;

4) традиционная.

8. Верны ли следующие суждения о деятельности?

А. Практическая деятельность подразделяется на материально-производственную и познавательную.

Б. В основе духовной деятельности лежит рациональное познание мира.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

9. Труд в отличие от общения:

1) требует определенного уровня квалификации;

2) является видом деятельности человека;

3) предполагает наличие цели;

4) доставляет человеку удовольствие.

10. К существенным признакам, отличающим общение от труда, относится:

1) активный характер;

2) целенаправленный характер;

3) целесообразность;

4) обязательное наличие партнера.

11. Возможным признаком игры в отличие от труда является:

1) действие на основе правил;

2) наличие воображаемой обстановки;

3) осуществление коллективом людей;

4) стремление к поставленной цели.

12. Конструкторы работают над созданием новой модели самолета. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером:

1) познавательный; 3) социальный;

2) изобретательский; 4) экономический.

13. Верны ли следующие суждения о деятельности людей? Деятельность людей.

А. Всегда носит творческий характер.

Б. Может иметь как позитивные, так и негативные результаты.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

Наука в том виде, в каком мы ее знаем, не может объяснить сознание, но грядет революция

Объяснение того, как нечто столь сложное, как сознание, может возникнуть из серого желеобразного куска ткани в голове, возможно, является величайшей научной задачей нашего времени. . Мозг — необычайно сложный орган, состоящий почти из 100 миллиардов клеток, известных как нейроны, каждая из которых связана с 10 000 других, образуя около десяти триллионов нервных соединений.

Мы значительно продвинулись в понимании деятельности мозга и ее влияния на поведение человека. Но вот чего до сих пор никому не удалось объяснить, так это того, как все это выливается в чувства, эмоции и переживания. Как передача электрических и химических сигналов между нейронами приводит к ощущению боли или ощущению красного цвета?

Растет подозрение, что традиционные научные методы никогда не смогут ответить на эти вопросы. К счастью, есть альтернативный подход, который, возможно, в конечном итоге сможет разгадать тайну.

На протяжении большей части 20-го века существовало большое табу на исследование таинственного внутреннего мира сознания — это не считалось подходящей темой для «серьезной науки». Многое изменилось, и сейчас существует широкое согласие в том, что проблема сознания является серьезной научной проблемой. Но многие исследователи сознания недооценивают глубину проблемы, полагая, что нам просто нужно продолжить изучение физических структур мозга, чтобы выяснить, как они производят сознание.

Однако проблема сознания радикально отличается от любой другой научной проблемы. Одна из причин заключается в том, что сознание ненаблюдаемо. Вы не можете заглянуть в чью-то голову и увидеть его чувства и переживания. Если бы мы просто исходили из того, что можем наблюдать с точки зрения третьего лица, у нас вообще не было бы оснований постулировать сознание.

Конечно, ученые привыкли иметь дело с ненаблюдаемыми объектами. Электроны, например, слишком малы, чтобы их можно было увидеть. Но ученые постулируют существование ненаблюдаемых объектов, чтобы объяснить то, что мы наблюдаем, например молнии или следы пара в камерах Вильсона. Но в уникальном случае сознания вещь, подлежащая объяснению, не может наблюдаться. Мы знаем, что сознание существует не благодаря экспериментам, а благодаря нашему непосредственному осознанию наших чувств и переживаний.

Только вы можете испытывать свои эмоции. Ольга Даниленко

Так как же наука может объяснить это? Когда мы имеем дело с данными наблюдения, мы можем проводить эксперименты, чтобы проверить, соответствует ли то, что мы наблюдаем, тому, что предсказывает теория. Но когда мы имеем дело с ненаблюдаемыми данными сознания, эта методология не работает. Лучшее, на что способны ученые, — это сопоставить ненаблюдаемый опыт с наблюдаемыми процессами, сканируя мозг людей и полагаясь на их отчеты об их личном сознательном опыте.

С помощью этого метода мы можем установить, например, что невидимое чувство голода коррелирует с видимой активностью гипоталамуса мозга. Но накопление таких соотношений не составляет теории сознания. В конечном итоге мы хотим объяснить , почему сознательных переживаний коррелируют с активностью мозга. Почему такая активность гипоталамуса сопровождается чувством голода?

На самом деле, нас не должно удивлять, что наш стандартный научный метод с трудом справляется с сознанием. Как я исследую в своей новой книге «Ошибка Галилея: основы новой науки о сознании», современная наука была специально разработана для того, чтобы исключить сознание.

До «отца современной науки» Галилео Галилея ученые считали, что физический мир наполнен качествами, такими как цвета и запахи. Но Галилей хотел чисто количественной науки о физическом мире, и поэтому он предположил, что эти качества на самом деле не в физическом мире, а в сознании, которое, как он утверждал, находится вне области науки.

Это мировоззрение и по сей день составляет фон науки. И пока мы работаем внутри него, лучшее, что мы можем сделать, — это установить корреляции между количественными мозговыми процессами, которые мы можем видеть, и качественными переживаниями, которые мы не можем видеть, без возможности объяснить, почему они идут вместе.

Я верю, что есть путь вперед, подход, который берет свое начало в работах 1920-х годов философа Бертрана Рассела и ученого Артура Эддингтона. Их отправной точкой было то, что физическая наука на самом деле не говорит нам, что такое материя.

Это может показаться странным, но оказывается, что физика ограничивается тем, что рассказывает нам о поведении материи. Например, у материи есть масса и заряд, свойства, которые полностью характеризуются поведением — притяжением, отталкиванием и сопротивлением ускорению. Физика ничего не говорит нам о том, что философы любят называть «внутренней природой материи», о том, что материя есть сама по себе.

Получается, что в нашем научном мировоззрении есть огромная дыра — физика оставляет нас в полном неведении относительно того, что такое материя на самом деле. Предложение Рассела и Эддингтона состояло в том, чтобы заполнить эту дыру сознанием.

Результатом является своего рода «панпсихизм» — древнее представление о том, что сознание является фундаментальной и вездесущей чертой физического мира. Но «новая волна» панпсихизма лишена мистических коннотаций предыдущих форм воззрения. Есть только материя — ничего духовного или сверхъестественного — но материю можно описать с двух точек зрения. Физическая наука описывает материю «извне» в терминах ее поведения, но материя «изнутри» состоит из форм сознания.

Это означает, что разум есть материя, и что даже элементарные частицы проявляют невероятно базовые формы сознания. Прежде чем списывать это со счетов, подумайте об этом. Сознание может различаться по сложности. У нас есть все основания полагать, что сознательный опыт лошади гораздо менее сложен, чем у человека, и что сознательный опыт кролика менее сложен, чем у лошади. По мере того как организмы становятся проще, может наступить момент, когда сознание внезапно отключится — но также возможно, что оно просто исчезнет, ​​но никогда не исчезнет полностью, то есть даже у электрона есть крошечный элемент сознания.

Панпсихизм предлагает нам простой и элегантный способ интеграции сознания в наше научное мировоззрение. Строго говоря, это невозможно проверить; ненаблюдаемая природа сознания влечет за собой то, что любая теория сознания, выходящая за рамки простых корреляций, строго говоря, не поддается проверке. Но я считаю, что это может быть оправдано путем вывода о лучшем объяснении: панпсихизм — это простейшая теория того, как сознание вписывается в нашу научную историю.

В то время как наш современный научный подход не предлагает вообще никакой теории — только корреляции — традиционная альтернатива утверждению, что сознание находится в душе, ведет к распутной картине природы, в которой разум и тело различны. Панпсихизм избегает обеих этих крайностей, и именно поэтому некоторые из наших ведущих нейробиологов сейчас принимают его как наилучшую основу для построения науки о сознании.

Я оптимистично настроен в отношении того, что однажды у нас будет наука о сознании, но это будет не та наука, которую мы знаем сегодня. Требуется не что иное, как революция, и она уже в пути.

Как много мы знаем?

Ученые и философы долго пытались объяснить, как мозг генерирует сознательный опыт. Некоторые сомневаются, что объективные инструменты науки когда-нибудь смогут справиться с таким субъективным феноменом. Несмотря на это, исследователи начали выявлять изменения в активности мозга, которые сопровождают сознание, и у них также есть несколько интересных идей о том, почему сознание эволюционировало.

Поделиться на PinterestЧто мы на самом деле знаем о человеческом сознании? Изображение предоставлено: Оксана Первомай/Stocksy.

Каким образом мозг вызывает сознательное осознание из электрической активности миллиардов отдельных нервных клеток, остается одним из величайших вопросов жизни, оставшихся без ответа.

Каждый из нас знает, что мы сознательны с точки зрения наличия мыслей, восприятий и чувств, но мы не можем доказать это кому-либо еще. Только у нас есть доступ к таинственной сущности, которая позволяет нам испытывать эти мысли, восприятия и чувства.

В 1990-х годах философ Дэвид Чалмерс описал эту недоступность для внешнего объективного изучения как «сложную проблему» сознания.

Он предположил, что ученым будет проще решить ее «нейронные корреляты» — где и как изменяется активность мозга, когда люди имеют сознательный опыт.

Помимо любопытства, ученые, скорее всего, заинтересованы в обнаружении нейронных коррелятов сознания, чтобы помочь диагностировать и лечить расстройства сознания, такие как стойкие вегетативные состояния и некоторые психические расстройства.

Сознание имеет несколько различных измерений, которые они могут измерить. Три из наиболее важных из них:

  • бодрствование или физиологическое возбуждение
  • осознание или способность иметь сознательные ментальные переживания, включая мысли, чувства и восприятия
  • сенсорная организация, или то, как различные восприятия и более абстрактные понятия переплетаются вместе чтобы создать бесшовный сознательный опыт.

Эти три измерения взаимодействуют, создавая наше общее состояние сознания от момента к моменту. Например, когда мы бодрствуем, мы находимся в состоянии высокой осознанности, но когда мы засыпаем ночью, и бодрствование, и осознанность исчезают.

Сознание и физиологическое возбуждение возвращаются во время быстрого сна (быстрое движение глаз), когда наиболее вероятны яркие сны. Но эти сенсорные переживания в основном не связаны с внешними раздражителями и понятиями, которые привязывают нас к реальности, пока мы бодрствуем.

Аналогичным образом, измененные состояния сознания, например, вызванные психоделическими препаратами или низким уровнем кислорода, включают нормальные уровни возбуждения, но дезорганизованные сенсорные переживания.

Они могут включать галлюцинации звуков, запахов или образов, а также синестезию, когда между обычно дискретными чувствами возникают перекрестные помехи, например, звуки, вызывающие визуальные переживания.

У людей в коме или под анестезией уровни бодрствования и сознания могут быть даже ниже, чем во время медленного сна.

Между тем, в странном гибридном состоянии сознания, известном как синдром неотзывчивого бодрствования или вегетативное состояние, пациенты проходят ежедневные циклы сна и бодрствования, но не проявляют никаких признаков сознания.

Несмотря на то, что они долгое время проводят с открытыми глазами, они не проявляют поведенческих реакций на внешние раздражители.

У некоторых из этих пациентов восстановятся ограниченные признаки сознания, известные как «состояние минимального сознания», такие как способность реагировать на инструкции или следить глазами за движущимся объектом.

Пациенты в различных состояниях сознания предоставили важные сведения о нейронных коррелятах сознания.

Такие методы, как функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) и электроэнцефалография (ЭЭГ), выявили нервную активность, сопровождающую эти состояния.

Ученые обнаруживают закономерности активности посредством измерения функциональной связи, используя статистические методы для выявления корреляций между синхронизацией нейронных событий в различных частях мозга.

Это показывает сети областей мозга, которые, например, участвуют в рабочей памяти, внимании и блуждании ума.

Когда они объединяют данные фМРТ и ЭЭГ, исследователи обнаруживают, что активность глубоко внутри мозга, в таламусе, изменяется во время бодрствования в соответствии с активностью в сети режима по умолчанию.

Таламус работает как сенсорная ретрансляционная станция, в то время как сеть по умолчанию представляет собой набор областей в коре — самом внешнем слое мозга, — которые тесно связаны с блужданием ума и самосознанием.

Напротив, во время медленного сна и под анестезией функциональная связь между таламусом и сетью режима по умолчанию и корковыми сетями, которые участвуют во внимании, нарушается.

При нарушениях сознания исследователи могут наблюдать снижение функциональной связи и физические повреждения, влияющие на связи между корой и глубокими структурами мозга.

Это показывает, насколько важны эти связи для поддержания бодрствования и обмена информацией между мозгом.

Несмотря на успехи в нашем понимании нейронных коррелятов сознания, врачи по-прежнему испытывают трудности с диагностикой пациентов, которые не могут отвечать на вопросы или команды.

Они не могут сказать, находится ли такой пациент полностью без сознания, в сознании, но отключен от внешних раздражителей, или в сознании и осознает свое окружение, но не может реагировать.

Совершенно новый подход, о котором недавно сообщалось в Nature Communications , может обеспечить способ оценки бодрствования, осознания и сенсорной организации такого пациента.

Вместо того, чтобы регистрировать активность в определенных областях мозга или сетях областей, новая методика измеряет градиенты активности по всему мозгу.

Это похоже на запись крутизны местности на карте и того, как эта крутизна может меняться со временем, а не просто расположение дорог, городов и деревень.

Этот инновационный способ исследования мозговой активности, который рассматривает, как функциональная геометрия формирует временную динамику, принимает во внимание тот факт, что каждая область и сеть имеют множество функций и соединений.

«Сознание сложное, и его изучение похоже на сборку кубика Рубика», — говорит первый автор доктор Зируи Хуанг, доцент кафедры анестезиологии Медицинской школы Мичиганского университета.

«Если вы посмотрите только на одну поверхность, вас может смутить то, как она организована. Вам нужно работать над головоломкой, рассматривая все измерения», — добавляет он.

Доктор Хуанг и его коллеги изучили, как градиенты нейронной активности, измеренные с помощью фМРТ, изменились в зависимости от трех основных параметров сознания:

  • возбуждение или бодрствование
  • осознание
  • сенсорная интеграция.

Исследователи опирались на существующие данные фМРТ, записанные в мозге людей, которые бодрствовали, находились под наркозом в так называемом вегетативном состоянии — известном как «синдром невосприимчивого бодрствования» — или у которых был психиатрический диагноз, такой как шизофрения.

Они обнаружили градиент активности, который соответствовал изменениям уровней возбуждения, которые простирались от зрительных областей и областей режима по умолчанию до сетей, задействованных во внимании.

Другой градиент изменился вместе с осознанием и протянулся от областей, участвующих в восприятии и действии, к областям, отвечающим за интеграцию информации и формирование абстрактных понятий.

Третий градиент, связанный с сенсорной организацией, охватывал зрительную систему и соматомоторную кору, которая помогает контролировать движения.

«Мы продемонстрировали, что нарушения человеческого сознания — по фармакологическим, невропатологическим или психиатрическим причинам — связаны с деградацией одного или нескольких основных корковых градиентов в зависимости от состояния», — отмечает доктор Хуанг.

Он сказал Medical News Today , что некоторые пациенты, которые не могут никак реагировать, могут все еще быть в сознании. «Поэтому важно разработать независимые от поведения и задачи подходы к оценке», — сказал он.

«Согласно нашей работе, измерения коркового градиента могут уменьшить неопределенность клинической оценки сознания у этих пациентов», — добавил он.

Такие ученые, как доктор Хуанг, многое узнали о его нейронных коррелятах, но их открытия не проливают много света на то, как мозг генерирует сознание — «сложную проблему».

Другие ученые утверждали, что для того, чтобы узнать больше о причинах сознания, нужно манипулировать активностью мозга и посмотреть, что произойдет.

Транскраниальная магнитная стимуляция, или ТМС, представляет собой неинвазивный метод, который строго контролирует активность мозга.

Этот метод включает пропускание сильного электрического импульса через проводящую катушку, расположенную близко к голове участника, создавая короткий магнитный импульс, который вызывает электрическую активность в той части мозга, которая находится ближе всего к катушке.

Это повышает электрическую активность миллионов нейронов в области диаметром всего несколько сантиметров.

У бодрствующего участника импульс ТМС запускает сложную цепочку активности в нескольких областях коры, тогда как в медленном сне тот же импульс имеет гораздо более короткий и более локализованный эффект.

Однако во время быстрого сна пульс вызывает паттерн активности, подобный тому, который наблюдается в мозгу человека, который бодрствует.

Интересно, что у пациентов, которые бодрствуют, но находятся в вегетативном состоянии, ТМС вызывает кратковременные локальные эффекты, подобные тем, которые наблюдаются во время медленного сна здорового человека.

Но в мозгу бодрствующих пациентов с минимальным сознанием ТМС вызывает такую ​​же реакцию, как и у здоровых бодрствующих людей.

Таким образом, исследователи пришли к выводу, что сложность и пространственная протяженность связи между областями мозга уменьшаются по мере снижения уровней бодрствования и осознания.

Несмотря на успехи в нашем понимании нейронных коррелятов сознания, остается вопрос: как сознание возникает из активности мозга?

Ученые предложили несколько теорий. Двумя известными идеями являются теория глобального нейронного рабочего пространства (GNWT) и теория интегрированной информации (IIT).

Глобальное рабочее пространство нейронов

Вкратце, GNWT предполагает, что существует сеть связей дальнего действия, охватывающая мозг, называемая глобальным рабочим пространством.

Нейронная информация становится осознанной, когда она получает доступ к этому рабочему пространству, что позволяет ей транслироваться по всему мозгу, включая специализированные центры памяти, восприятия, двигательной активности и внимания.

Важно отметить, что это случай «победитель получает все» для конкретной интерпретации сенсорных данных, когда он получает доступ к глобальному рабочему пространству.

По словам профессора Майкла Грациано, профессора психологии и неврологии Принстонского института неврологии, штат Нью-Джерси, и доктора Аарона Шургера, доцента Креанского колледжа здоровья и поведенческих наук в Университете Чепмена в Ирвине, Калифорния, это объясняет , например, «бистабильные» оптические иллюзии.

Двумя примерами этого являются куб Неккера и иллюзия вазы с лицом, в которых сознание переключается между двумя альтернативными интерпретациями одних и тех же сенсорных данных.

Интегрированная информация

Коммуникация и интеграция информации между областями мозга лежит в основе многих теорий сознания.

Один из них, IIT, использует сложное уравнение для расчета степени сознания объекта на основе того, насколько хорошо он интегрирует информацию.

Согласно уравнению, даже неодушевленные предметы, такие как камни и чайники, имеют проблески сознания.

Это соответствует философской теории панпсихизма, которая предполагает, что сознание является фундаментальным свойством всех физических систем.

Каково это контролировать внимание

У профессора Грациано проблемы со всеми этими теориями сознания. Он утверждает, что их даже нельзя назвать теориями, потому что они на самом деле не объясняют сознание, а только описывают его.

Он сравнивает это с разницей между законом всемирного тяготения Ньютона, который представляет собой уравнение, которое вычисляет гравитационную силу, и общей теорией относительности Эйнштейна, которая объясняет, что такое гравитация на самом деле.

Собственная теория сознания профессора Грациано, теория схемы внимания, или AST, не претендует на решение трудной проблемы сознания, а вместо этого пытается объяснить, почему мы верим, что обладаем сознанием.

Согласно AST, в мозгу животных развилась модель — или схема — их текущего состояния внимания, которую они могли использовать для прогнозирования и контроля своего постоянного фокуса внимания.

Чтобы управлять нашим телом, мозг использует внутреннюю модель наших конечностей, их расположение в пространстве и то, как они работают. Профессор Грациано считает, что контроль внимания ничем не отличается.

Более того, он утверждает, что схема внимания заставляет людей верить, что у них есть внутренняя сущность — сознание, — которое позволяет им сосредоточить свое внимание.

Удивительно, но опытные медитаторы могут достигать состояния чистого осознания, свободного от каких-либо мыслей, восприятий, чувств или даже ощущения себя, времени или пространства.

Это особое состояние сознания дало дополнительные сведения о нейронных коррелятах сознания.

Исследователи из Университета Фрайбурга в Германии использовали ЭЭГ для изучения мозга бывшего буддийского монаха, который описал это как «ясную, осознанную открытость».

Они обнаружили, что осознанность без содержания связана с резким падением альфа-волн и увеличением тета-волн.

Также имело место разъединение активности сенсорной коры и дорсальной сети внимания, но сильная активность внутри самой сети внимания. Между тем, активность сети дефолтного режима снизилась.

Профессор Грациано сказал, что свободное от содержания осознавание в медитации может соответствовать предсказательной модели внимания, описанной в его теории.

Он сказал MNT :

«Я думаю, что модель внимания, представляющая свойство самого внимания, можно построить изолированно, без связи с вещью, на которую вы обращаете внимание.

Добавить комментарий