Раздел I. Психологические основы профессиональной деятельности спасателя.
УТВЕРЖДАЮ
Главный военный эксперт
Генерал-полковник
П.В. Плат
«24» декабря 2009 г.
Учебно-тематические планы психологической подготовки спасателей в рамках получения специальности и повышения классности
Целевая установка и организационно-методические указания
Профессиональная деятельность спасателей в повседневной практике связана с экстремальными условиями профессиональной деятельности, воздействием большого количества стрессогенных факторов на специалистов. Поэтому наряду с требованиями высокого уровня профессиональных знаний, умений, навыков, высокие требования предъявляются к уровню психологической подготовки специалистов системы МЧС России.
Главной задачей психологической подготовки в рамках программы подготовки спасателей МЧС России является приобретение необходимого уровня знаний, навыков и умений в области психологии для эффективного решения профессиональных задач, стоящих перед спасателями в повседневной, профессиональной деятельности, и в условиях чрезвычайной ситуации; в работе с пострадавшими в результате ЧС и личным составом подразделений МЧС России.
Содержанием программы являются занятия по изучению основ теории и практики организации аварийно-спасательных и других неотложных работ с учетом психологических аспектов чрезвычайных ситуаций, специальными знаниями в области психологии чрезвычайных ситуаций, для эффективного использования при работе в зоне чрезвычайной ситуации, совершенствования знаний, навыков и умений в области психологической профилактики негативных последствий профессионального стресса, управления коллективом, как в режиме повседневной деятельности, так и в чрезвычайных ситуациях.
Психологическая подготовка осуществляется по программе тематических дисциплин отдела психологической подготовки ГУ ЦЭПП МЧС России.
Программа психологической подготовки спасателей опирается на уже имеющиеся знания, навыки и умения, полученные в рамках подготовки на предыдущие классы и служебной подготовки.
В результате обучения слушатели должны овладеть целостной системой психологических знаний, навыков и умений, необходимых для эффективного решения профессиональных задач, в том числе в области психологии управления и сохранения профессионального здоровья.
Содержание программы базируется, прежде всего, на наличии у слушателей мотивации к овладению программой психологической подготовки и знаний, навыков и умений, ранее; личностных качеств: лидерского потенциала и организаторских способностей, практического опыта работы в системе МЧС России.
В преподавании используются следующие основные виды занятий: лекции, семинары, практические занятия в форме тренингов.
К проведению занятий привлекаются прошедшие подготовку на инструкторско-методических сборах и семинарах психологи и преподаватели психологии.
Для обеспечения эффективного проведения занятий по психологической подготовке спасателей в соответствующих учебных центрах (центрах подготовки) создается современная научно-материальная база, которая включает:
специальные классы (кабинеты), оснащенные компьютерным комплексом, включающим: компьютер, проектор или плазменная панель, лазерный принтер, компьютерный стол; оргтехникой: музыкальным центром; видеомагнитофоном; видеокамерой.
учебно-методическими комплексами, включающими: квалификационные требования, учебные программы, учебные пособия, методические рекомендации к проведению курсов, занятий (циклов занятий), систему измерения уровня знаний, навыков, умений, сборники учебных задач, слайд-программы, видео- и фото- материалы, тренажерный комплекс (при наличии): (компьютерные модели, тренажеры, реабилитационный комплекс для тренинга с биологической обратной связью и т.д.).
По окончанию обучения слушатели сдают зачет; оценка прироста уровня знаний осуществляется с помощью вопросников множественного выбора для спасателей соответствующего класса, как разность уровня знаний перед началом курса и по его окончании перед зачетом. Время сдачи зачета преподаватель устанавливает самостоятельно по согласованию с руководителем курса.
Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий для спасателей МЧС России (первоначальная подготовка)
Наименования разделов и тем | Всего учебных часов | В том числе, учебных занятий с преподавателем | Лекции | Практические занятия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел I. | 20 | 20 | 10 | 10 |
Тема №1.1. Вводная лекция. Психологическая составляющая профессиональной деятельности спасателя. | 2 | 2 | ||
Тема №1.2. Стресс. Профессиональный стресс. | 4 | 4 | 2 | 2 |
Тема №1.3. Профессиональное здоровье. | 4 | 4 | 4 | |
Тема №1. | 6 | 6 | 2 | 4 |
Тема №1.5. Методы и приемы саморегуляции. | 4 | 4 | 4 | |
Зачет | ||||
Всего по программе |
Содержание разделов и тем.
Тема №1.1. Вводная лекция. Психологическая составляющая профессиональной деятельности спасателя.
Психологические факторы, влияющие на личность и деятельность спасателя в ЧС. Мотивационный компонент психологической готовности специалиста к работе в ЧС. Система психологической подготовки спасателей.
Тема № 1.2. Стресс. Профессиональный стресс.
Понятие «Стресс». Виды стресса. Индивидуальные особенности реагирования людей на стресс. Виды стресса. Общий адаптационный синдром и его стадии. Механизмы адаптации. Стратегии совладания.
Травматический стресс и причины его возникновения. Накопленный стресс – основные понятия.
Профессиональный стресс. Стрессогенные факторы, воздействующие на спасателей и пожарных при работе в чрезвычайной ситуации.
Последствия стресса: дезадаптивные психические состояния, ОСР, эмоциональное заражение.
Отставленные последствия стресса: кризисы, зависимое поведение, суицидальное поведение, психосоматические заболевания, ПТСР.
Профессиональное здоровье. Этапы профессионального становления. Профессионально важные качества спасателя.
Профессиональная идентификация.
Профессиональные деструкции. Тенденции развития профессиональных деструкций.
Дезадаптивные психические состояния в профессиональной деятельности спасателя.
Тема №1.4. Приемы конструктивного общения. Общение с пострадавшими.
Общение. Виды общения. Компоненты общения: вербальное, невербальное, паравербальное. Приёмы бесконфликтного общения. Приёмы конструктивного общения. Общие принципы общения с пострадавшими.
Тема № 1.5. Методы и приемы саморегуляции.
Система профилактики профессионального стресса. Приемы и методы саморегуляции.
Виды дыхания. Дыхательная гимнастика. Приемы концентрации внимания. Нервно-мышечная релаксация. Психогимнастика. Визуализация. Самовнушение. Использование биологически активных точек (БАТ).
Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий для спасателей МЧС России третьего класса
Наименования разделов и тем | Всего учебных часов | В том числе, учебных занятий с преподавателем | Лекции | семинар | Практические занятия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Раздел I. Профессиональное здоровье. | 16 | 16 | 8 | 2 | 6 |
Тема №1.1. Вводная лекция. Психологическая составляющая профессиональной деятельности спасателя. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема №1.2. Профессионально важные качества спасателей. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема №1.3. Стресс в профессиональной деятельности спасателя. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема № 1.4. Негативные последствия профессионального стресса. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема №1.5. Дезадаптивные психические состояния как фактор конфликтогенности среды. | 4 | 4 | 2 | 2 | |
Тема №1.6. Методы и приемы саморегуляции. | 4 | 4 | 4 | ||
Раздел II. Экстренная психологическая помощь пострадавшим в ЧП и ЧС | 12 | 12 | 4 | 8 | |
Тема № 2.1. Общие принципы общения с пострадавшими в ЧС. | 4 | 4 | 2 | 2 | |
Тема № 2.2. Острые реакции на стресс в ЧС. | 4 | 4 | 4 | ||
Тема №2.3. Кризисные состояния, их последствия. Суицид как форма кризисного поведения. | 4 | 4 | 2 | 2 | |
Зачет | |||||
Всего по программе | 28 |
Содержание разделов и тем.
Карта сайта
Карта сайта
|
|
От редакции: Этиология, патогенез и последствия неадекватных привычек
- Список журналов
- Фронт Психол
- PMC6920119
В качестве библиотеки NLM предоставляет доступ к научной литературе. Включение в базу данных NLM не означает одобрения или согласия с содержание NLM или Национальных институтов здравоохранения. Узнайте больше о нашем отказе от ответственности.
Передний психол. 2019; 10: 2613.
Опубликовано в сети 12 декабря 2019 г. doi: 10.3389/fpsyg.2019.02613
, 1, * , 2, * и 3, *
Информация об авторе Статья примечания Информация об авторских правах и лицензиях Заявление об отказе от ответственности
Неадаптивные привычки — это поведенческие модели негибкого поведения, которые отражают плохой самоконтроль и возникают, несмотря на их вредные последствия. Такое поведение приводит к нежелательным результатам в широком диапазоне жизненных областей человека. Важно отметить, что неадекватные привычки, хотя и распространены, не всегда являются симптомом расстройства. Дезадаптивные привычки развиваются как при психических/неврологических расстройствах, так и при неклинических проявлениях; и отражать неспособность к самоконтролю в зависимости от контекста. Существует множество объяснений этиологии, патогенеза и последствий дезадаптивных привычек. Тем не менее, необходимы дополнительные исследования для понимания нейробиологических и психологических механизмов, поддерживающих формирование и поддержание неадаптивных привычек.
Изучение неадаптивных привычек особенно актуально, поскольку соблазнительное поведение в Интернете еще никогда не было так легкодоступно и просто. В частности, нынешний легкий доступ к компьютерам, планшетам и смартфонам позволяет людям получать повторяющиеся и непрерывные вознаграждения, просто нажимая кнопка (например, «нравится», «купить», «ставить», «сопоставить», «смотреть», «пойти», «сопоставить» и т. д.). Более того, из-за большого количества сигналов (например, уведомлений о новых сообщениях и мыслей о захватывающем опыте других) становится все труднее сопротивляться искушению участвовать в таких действиях.
В свете сегодняшней высокой доступности готовых к употреблению вознаграждений целью этой темы исследования было объединить вклад, касающийся понимания, оценки, этиологии и последствий различных типов неадаптивных привычек. В сборник вошли десять статей, посвященных таким темам.
Рассматривая оценку импульсивного поведения, эта тема исследования включает исследование, в котором представлена адаптация инструментов оценки, таких как краткая версия UPPS-P, к бразильскому населению (Pompeia et al.). В этой статье авторы обнаружили, что психометрические свойства бразильской краткой версии UPPS-P поддерживают использование единого и общего показателя импульсивности для этой шкалы.
В двух статьях рассматривались вопросы импульсивности и неадекватного поведения в неклинических исследованиях. Жикель и др. обсудили роль факторов окружающей среды и человека (некоторые из них связаны с привычками), имеющих отношение к дорожно-транспортным происшествиям среди молодежи, и предложили стратегии их предотвращения. Желиховский и др. исследовали взаимосвязь между когнитивной импульсивностью и принятием решений у профессионалов и студентов из области управления. Они обнаружили, что когнитивная импульсивность, связанная с иммедиатизмом, ухудшает принятие сложных решений, оцениваемых с помощью теста когнитивных размышлений. Вместе эти два исследования подчеркивают актуальность рассмотрения соблазнительного и импульсивного поведения в неклинических выборках.
В рамках психических расстройств были представлены и обсуждены последствия импульсивности и неадекватных привычек в отношении суицидального поведения (Lima et al.), синдрома дефицита внимания и гиперактивности (Coutinho et al.), накопительного поведения (Novara et al. .; Vilaverde et al.), чрезмерное использование смартфонов (Khoury et al.) и расстройства питания и пищевого поведения (Strangio et al.). В этих статьях авторы представляют несколько паттернов затрудненного контроля импульсов у лиц с признаками психического здоровья, страдающих психическими расстройствами, в том числе среди их родственников. В совокупности эти исследования подтверждают взаимосвязь между привычками, импульсивностью и дефицитом сдерживающего контроля в широком диапазоне неадекватных исходов.
Наконец, нейробиологическая точка зрения на понимание этиологии и поддержания неадекватных привычек была принята в исследовании, изучающем взаимосвязь между дофаминергической системой и памятью о вознаграждении при зависимости (Richter et al. ). В этой статье авторы обращаются к связи между генетическим полиморфизмом, связанным с экспрессией DRD2 (полиморфизм C957T), и памятью о вознаграждении, связанном с аддиктивным поведением.
В целом, разнообразие вопросов и областей знаний, которые внесли свой вклад в эту тему, дает недвусмысленные доказательства того, что неадаптивные привычки представляют собой широко распространенную модель поведения с нежелательными результатами в самых разных условиях. В более широком смысле эта тема исследования предлагает соответствующую основу для дальнейшего понимания многофакторной основы дезадаптивных привычек и их связи с неблагоприятными исходами на протяжении всей жизни и во всех областях жизни, как в клинических, так и в неклинических выборках. Поэтому мы призываем к дополнительным исследованиям по этой теме.
Все перечисленные авторы внесли существенный, непосредственный и интеллектуальный вклад в работу и одобрили ее для публикации.
Конфликт интересов
Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.
Здесь представлены статьи Frontiers in Psychology, любезно предоставленные Frontiers Media SA
Неадекватное совладающее поведение и расстройства пищевого поведения
Неадекватное совладающее поведение — это поведение, которое мы используем, чтобы успокоить себя, когда чувствуем тревогу. Слегка избегающее совладающее поведение может выглядеть как частое избегание использования лифта, потому что вы чувствуете некоторую тревогу в лифтах, а лестницы легко доступны.
Но иногда поведение, направленное на преодоление трудностей, может лишить нас возможности жить «нормальной» жизнью. Например, боязнь лифтов может означать отказ когда-либо ездить на лифте, трату чрезмерной энергии и времени на изучение доступа к лестнице в здании, использование лестницы, даже если это создает значительные трудности, и отказ ходить в места, где нет подходящей лестницы. доступ (например, офис на 10-м этаже или выше). На этом этапе, когда копинг-поведение мешает нормальной жизни, его можно назвать «дезадаптивным».
Дайте вашему ребенку лучшие инструменты, чтобы стать более уверенным, спокойным и выносливым, чтобы он мог чувствовать себя лучше, быстро!
- Самоуважение
- Саморегулирование
- Внимательность
- Успокаивающие стратегии
Неадекватное совладающее поведение является реакцией на тревогу
Неадекватное совладающее поведение обычно начинается с малого, например, избегание лифта, когда это удобно. Но они также могут расти со временем и завладевать нашей жизнью. Это потому, что проблема коренится в тревоге. Тревога воздействует на нас как психологически, так и физически. Некоторые симптомы тревоги включают:
- Гоночные мысли
- Неконтролируемый страх
- Ярость
- Задавать один и тот же вопрос снова и снова
- Желание убежать
- Сильная боль в груди
- Плач или крик
- Дрожание или тряска
- Тошнота или изжога
- Обморок или физическое отключение
Очевидно, когда мы чувствуем эти ужасные симптомы беспокойства, мы хотим, чтобы они прекратились. Нам нужно, чтобы они ушли! Поэтому мы пытаемся совладать с собой, чтобы чувствовать себя лучше. Механизмы преодоления могут быть легкими или тяжелыми. Обычно они временно улучшают наше самочувствие, но только один из них поможет нам чувствовать себя лучше в долгосрочной перспективе.
Неадекватное совладающее поведение помогает в краткосрочной перспективе, но вредит в долгосрочной перспективе. Они могут иметь физические, эмоциональные и социальные побочные эффекты, которые даже хуже, чем сама тревога. Они также имеют тенденцию усиливать тревогу с течением времени. Здоровое совладающее поведение поможет в краткосрочной и долгосрочной перспективе и со временем уменьшит тревогу.
Распространенные неадаптивные способы преодоления стресса включают:
Распространены тревожные расстройства, и поэтому неадекватные способы преодоления трудностей также довольно распространены. Некоторые виды неадаптивного копинг-поведения включают:
- Расстройства пищевого поведения
- Магазинные кражи/Клептомания
- Зависимость от перерасхода денег/покупок
- Беспорядочный секс/сексуальная зависимость
- Злоупотребление психоактивными веществами/алкоголем
- Членовредительство
- Навязчивая ложь
Очень часто у человека развивается более одного неадекватного поведения или механизма совладания. Еще одна вещь, которая часто случается, заключается в том, что мы преодолеваем одно неадекватное копинг-поведение только для того, чтобы заменить его другим. Например, у человека с расстройством пищевого поведения может развиться проблема со злоупотреблением психоактивными веществами.
В чем причина неадекватного копинг-поведения?
По своей сути неадекватное поведение, позволяющее совладать с ситуацией, такое как расстройства пищевого поведения, пытается нам помочь. Они кажутся отличной идеей, потому что сразу же решают тревожное эмоциональное состояние.
Вот несколько примеров людей, использующих неадекватное психологическое поведение:
- Джейн чувствует себя подавленной и нелюбимой, когда навещает семью. После семейных мероприятий, телефонных звонков и даже электронных писем она навязчиво ходит по магазинам и накопила долги по кредитным картам на тысячи долларов.
- Майкл развелся со своим партнером и чувствует себя одиноким. Каждую ночь он приходит домой в пустой дом и ест пакеты с картофельными чипсами и коробки с мороженым, затем у него болит живот, и ему стыдно за то, что он не контролирует себя.
- Сара перенесла сексуальную травму в детстве и теперь страдает посттравматическим стрессовым расстройством. Несколько ночей в неделю она проводит в барах, знакомится с незнакомцами и спит с ними. Она хотела бы, чтобы она этого не делала, и не понимает, почему это продолжается.
- Родители Джамала находились в заключении и активно употребляли наркотики. Он всегда клялся, что не будет вмешиваться в это, и стал успешным адвокатом с семьей. Но у него вошло в привычку каждый вечер выпивать бутылку вина, а иногда и больше.
Неадекватное совладающее поведение редко является чем-то, что мы «выбираем» или решаем делать. Обычно они возникают из нашего подсознания и кажутся навязчивыми и инстинктивными. Обычно они кажутся единственным вариантом жить с тревогой.
Когда поведение становится неадаптивным
Большинство людей могут относиться по крайней мере к одному из перечисленных нами копинг-поведений. Это потому, что все используют копинг-поведение, и оно не всегда неадекватно. Например, большинство людей время от времени использовали покупки, алкоголь, еду и другие неадекватные методы преодоления стресса, чтобы справиться со стрессом.
Важно понимать разницу между употреблением чего-то время от времени и улучшением самочувствия и употреблением чего-либо навязчиво. Человек, застрявший в дезадаптивном копинг-поведении, может заметить, что он чувствует:
- Вынужден использовать такое поведение, даже если он этого не хочет
- Стыдно себя за использование поведения
- Обратите внимание, что им нужно такое поведение чаще и/или им требуется более высокая доза с течением времени
Эти три элемента могут сигнализировать о том, что кто-то становится зависимым от неадаптивного копинг-поведения.
Дайте вашему ребенку лучшие инструменты, чтобы стать более уверенным, спокойным и выносливым, чтобы он мог чувствовать себя лучше, быстро!
- Самоуважение
- Саморегулирование
- Внимательность
- Успокаивающие стратегии
Как мы можем остановить неадекватное копинг-поведение?
При работе с неадекватными механизмами выживания самое важное, что нужно понимать, это то, что они существуют, чтобы помочь. Хотя они могут выглядеть явно деструктивными для других людей, человек, который их использует, чувствует себя спокойнее и лучше, когда использует такое поведение.
Вот почему фраза о том, что кому-то нужно остановить неадаптивное копинг-поведение, может иметь неприятные последствия. Если мы не заменим неадекватное совладающее поведение здоровым совладающим поведением, мы можем причинить больше вреда, чем пользы.
Если мы хотим, чтобы ребенок или кто-то, кого мы любим, перестал использовать неадекватное поведение, например, расстройства пищевого поведения, мы должны помочь им раскрыть стресс, с которым они пытаются справиться. Затем нам нужно помочь им выработать здоровое совладающее поведение, чтобы они могли заменить одно другим.
Если мы попытаемся избавиться от неадаптивного копинг-поведения, не осознавая цели, которой оно служит, мы рискуем загнать его в подполье или превратить в другую форму, потому что на самом деле мы не решили основную проблему.
Здоровое психологическое поведение включает:
- Самосострадание
- Внимательная медитация
- Упражнение или движение
- Увлечения, хобби и ремесла
- Обработка чувств осознанно, а не автоматически
- Активно ищет заботу и внимание близких
- Разработка некоторых отвлекающих «приемов» для выхода из тревожного состояния, таких как составление списка фруктов и овощей, названий всех производителей автомобилей или поиск определенного цвета в окружающей среде.
- Обращение за помощью к другу или члену семьи
- Получение профессиональной терапии, консультирования или коучинга
- Участие и ощущение принадлежности к сообществу
Мы создали это короткое видео, чтобы проиллюстрировать неадаптивные механизмы выживания.
Как мы чувствуем чувства
Когда мы находимся в нормальном состоянии, в нашем уме быстро циркулируют различные чувства. Однако, когда у нас депрессия или тревога, наши чувства начинают застревать на нашей орбите. Затем отрицательных чувств становится больше, а положительных — меньше.
В этот момент некоторые из нас задействуют неадекватные механизмы выживания, пытаясь защитить себя от этих негативных эмоций. К сожалению, когда мы используем эти механизмы преодоления, мы минимизируем и не допускаем положительных эмоций еще больше, чем раньше.
Кратковременное улучшение самочувствия
Неадекватные механизмы выживания — это поведение, которое заставляет нас чувствовать себя лучше в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной перспективе оно очень вредно. Они являются частью психологии расстройств пищевого поведения, членовредительства, злоупотребления алкоголем и психоактивными веществами, сексуальной распущенности, магазинных краж, рискованного поведения и компульсивной лжи.
Как только мы становимся зависимыми от наших неадекватных механизмов выживания, мы становимся эмоционально слабее и еще менее способными противостоять негативным эмоциям. Но наши неадаптивные механизмы преодоления убеждают нас, что они являются решением нашей боли.
Несмотря на то, что наши неадекватные механизмы выживания ставят нас на колени, мы не в состоянии увидеть, как они увековечивают боль, которую мы пытаемся избежать.
Адаптивные механизмы преодоления трудностей
Адаптивные или здоровые механизмы приспособления — это навыки, которым мы должны научиться, чтобы преодолеть наши неадаптивные механизмы приспособления. Если мы попытаемся остановить наше неадекватное поведение, не научившись здоровым навыкам, мы вряд ли добьемся успеха. Здоровые навыки совладания включают в себя умение обрабатывать эмоции, учиться заботиться о себе и быть уверенным в своих потребностях.
По мере того, как мы медленно осваиваем эти навыки, мы набираемся сил в борьбе с неадекватным совладающим поведением, медленно интегрируя наши новые инструменты для управления негативными эмоциями. Когда мы это делаем, в нашей жизни становится больше положительных эмоций. Со временем наши чувства снова начинают циркулировать. Даже когда это происходит, и даже когда мы снова начинаем испытывать положительные эмоции, мы должны проявлять бдительность в отношении практики наших здоровых навыков, чтобы убедиться, что мы можем совершить полный переход и действительно выздороветь.
Восстановление после неадекватного копинг-поведения
Люди могут выздоравливать и выздоравливают от неадекватного психологического поведения, такого как расстройства пищевого поведения. Ключ в том, чтобы научиться «побуждать к серфингу» или позволять побуждению возникать, но реагировать с помощью адаптивных механизмов преодоления.