Ролевой конфликт.
Ролевой конфликт – ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями. Индивид оказывается не в состоянии выполнять, предъявляемые ролью требования.
Ролевые конфликты – весьма частое явление. Это объясняется сложностью общественных отношений, возрастающей дифференцируемостью социальной структуры и дальнейшим разделением общественного труда. Ролевые конфликты отрицательно влияют на осуществление взаимодействия, поэтому социальные психологи пытаются выработать какие-то общие концепции, обосновывающиеся пути устранения ролевых конфликтов. Одна из таких концепций – концепция Гуда, также — Гросса.
Виды.
Дж. Джецелс и Е. Куба отмечают разную степень остроты конфликта в зависимости от 2 факторов:
2 типа конфликтов:
межролевые.
внутриролевые. Подразумевает наличие противоречивых требований к осуществлению роли от различных социальных групп.
Источники.
Источники межролевого конфликта: Может быть связано с отсутствием времени или физических возможностей, с несовместимостью требований ролей. Пример второго типа источника конфликта: маргинальная личность, принадлежащая к конфликтующим группам, которая не может проидентифицироваться с одной из групп.
Источники внутриролевого конфликта: Требования к осуществлению роли от различных социальных групп, в которые включен индивид, причем требования противоречивые и касающиеся одного и того же результата поведения (например, исследование студенток колледжа, к которым родители предъявляли требования быть успешными в учебе, а студенты-мальчики – показывать средние результаты, поскольку это было бы проявлением конкуренции со стороны девочек).
Способы разрешения.
Ролевая напряженность – состояние индивида в ситуации межролевого конфликта. Способы снятия напряженности: нужно освободиться от ряда ролей и сконцентрироваться на одной, а затрату времени на выполнение остальных поставить в зависимость от:
1 – значимость роли
2 – *+ *и *- * санкции, которые могут быть из-за невыполнения роли
3 – реакция окружающих на отказ
Н. Гросс, У. Мэйсон, А. МакИчен выделяют 3 группы факторов к проблеме устранения ролевых конфликтов:
1 – субъективное отношение к роли (субъективная значимость и справедливость требований для индивида)
2 – санкции
3 – тип ориентации (на моральные ценности или прагматизм). Исходя из этих факторов, можно предугадать способ разрешения ролевого конфликта, который выберет индивид. Индивид, ориентированный на моральные ценности, будет исходить из своего морального отношения к требованиям роли, прагматические индивиды будут руководствоваться ожидаемыми санкциями за то или иное исполнение роли.
Гросс, как и Гуд, опирается лишь на здравый смысл.
Ролевой конфликт женщины-матери, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
Ключевые слова: материнство, ребенок, роль, ролевой конфликт, дети с ограниченными возможностями, социальная роль, внутриличностный конфликт, женщины.
Начиная с XX века Западная культура, а в последующем и мировая культура в целом, переживает не только техническую революцию, но и революцию социальную основанную на глобальной перестройке общества в отношении семьи, брака, социальных ролей и места женщины во всех сферах жизни.
– двойную нагрузку замужних женщин, в их обязанности по-прежнему входят основная забота о детях и бытовом устройстве семьи;
– финансовую и социальную незащищенность при разводе, где, как правило, женщина может рассчитывать на незначительную материальную помощь от бывшего супруга, а обязанности по развитию и воспитанию детей возлагаются на мать в большей степени, чем на отца;
– социальная и финансовая незащищенность матери, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;
– трудности адаптации к материнству и совмещению нескольких социальных ролей.
Вплоть до конца 20 века данными проблемами, в нашей стране, занимались социологи и специалисты в области демографии, только с конца 80-х годов начались исследования в контексте социальной психологии. Значительный вклад в понимании ролевого конфликта женщины внесли, такие авторы, как Алешина Ю. Е., Лекторская Е. В. [1], Гаврилица О. А. [3]. С начала 21 века проблема ролевого конфликта женщины стала рассматриваться другими отраслями психологических наук, в работах Корнеевой Е. Е., Шакировой Г. Ф. и др.
Для более глубокого разбора представленных выше проблем, необходимо обратиться к вопросу самого понятия ролевого конфликта. Ролевой конфликт вытекает из такого явления как роль, которую личность выполняет в социальных взаимоотношениях. Социальная роль включает в себя поведенческие нормы в той или иной культурной среде, обществе, группе в зависимости от статуса и индивидуально-личностных особенностей носителя роли. Человек редко ограничивается одной или несколькими ролями в обществе, как правило, многообразие ролей включает широкий диапазон, а их пересечение и наложение приводит к противопоставлению ролевых норм и требований.
– когнитивный — включающий знание роли, представление о правах, обязанностях, нормах поведения входящих в исполнение роли;
– эмоциональный — степень вовлеченности и отношение к роли;
– поведенческий — открытое, наблюдаемое соблюдение роли.Сложность в одновременном выполнении нескольких ролей, а также не выполнении одного из компонентов социальной роли может привести к возникновению ролевого и внутриличностного конфликта. Таким образом, ролевой конфликт — это личностный конфликт человека, в основе которого лежит внутренняя противоречивость, вызванная выполнением множества социальных функций, включающих в себя несоответствие ролевым ожиданиям и/или несовместимостью в проявлении качеств личности при выполнении нескольких социальных ролей. В концепции «ролевой напряженности», разработанной американским социальным психологом У.
– значимости данной роли для самого индивида;
– положительных и отрицательных санкций, которые последуют за невыполнение ролей;
– реакции окружающих за отказ выполнения тех или иных ролей.
Исходя из изложенной концепции У. Гуда женщины совмещающие карьеру и материнство, должны, для избегания ролевого конфликта, выбрать ведущую роль, а выполнение остальных ролей ставить в зависимость от базовой роли. Но стоит предположить, что как раз выбор, ведущий роли становиться основой ролевого конфликта. Т. Ньюк считает, что личность избегает ролевого конфликта за счет того, что несовместимые роли «не пересекаются», а выполняются в разный временной диапазон и в разном месте.
В данной статье теоретический материал совмещен с прикладным опытом работы, основанным на практике психологического консультирования в медицинских и социальных учреждениях города Самары за период 2009–2020 годах. При опросе, большинство женщин воспитывающих детей с ограниченными возможностями, высказали мысль, что адаптировались и смирились к тем, что их «особенный ребенок» требует больше внимания, сил и заботы, однако женщины, имеющие высшее образование отмечали, что испытывают неудовлетворенность собственным уровнем развития, и размышляют о том, какие возможности самореализации им доступны. Также большинство опрашиваемых, женщин отметили, что у них значительно сузился круг общения, а на каком-то этапе они стали ощущать полную социальную изоляцию. Таким образом, роль матери для них стала ведущей, т. к. отказ от ее выполнения приведет к состоянию «ролевой напряженности» описанного У. Гудом, где отрицательные санкции и общественное порицание усилит негативное эмоциональное состояние. В тоже время матери детей с ограниченными возможностями в большей степени ограниченны в возможности реализации иных ролей за пределами семьи.
Обращаясь к концепции Бронфенбреннера, описывающей экологические модели влияния среды, мы видим, что развитие ребенка зависит от социального контекста. Первоначально социальные контакты ребенка ограничиваются матерью, но по мере роста младенца его социальные связи расширяются. На рисунке 1 представлена модель влияния среды. Ребенок и семья — это микросистема, которая является базовой для развития ребенка, но начиная с возраста примерно трёх лет, ребенку необходимо расширение социальных контактов до уровня мезосистемы, постепенно переходя к экзосистеме и макросистеме [6].
Рис. 1. Экологическая модель влияния среды по Бронфенбреннера
Попадая в ситуацию изоляции и ограничения мобильности мать и ребенок испытывают не только социальный дискомфорт, но и серьезные эмоциональные переживания. если для ребенка с инвалидностью состояние ограниченности социальной системы привычно, то для матери привыкшей к более широким социальным контактам такая длительная изоляция и ограничение микро- и мезосистемами может спровоцировать ряд эмоциональных трудностей.Обращаясь к исследованиям российских психологов в области ближайшего окружения детей инвалидов, можно выделить ряд аспектов личности матерей детей с аномалиями развития.
Ткачева В. В. отмечает такие личностные особенности, как сензитивноть и гиперсоциализация. Сензитивность характеризуется повышенной эмоциональной чувствительностью, ранимостью, обидчивостью. Гиперсоциализация включает в себя такие качества, как заостренное чувство ответственности, долга, трудность компромиссов. Такие контрастные черты отражают внутриличностный конфликт, заключающийся в замкнутости, настороженности и отсутствия непринужденности в общении.
В работах таких психологов, как А. И. Захаров, В. Н. Мясищев, В. Е. Рожнов, А. С. Спиваковская, В. В. Столин, И. С. Багдасарьян, Т. Г. Богданова, А. Я. Варга, В. Н. Волковская, В. В. Ковалев, Б. Д. Корсункая, Н. Б. Лурье, Н. В. Мазурова, А. М. Прихожан, Ф. Ф. Рау, Е. А. Савина [8], отмечаются следующие черты личности матерей детей инвалидов:
– сверхконтроль;
– пессимистичность;
– нетерпимость;
– высокий уровень притязаний;
– эмоциональная захваченность какой-либо идеей;
– застревание, как в негативных эмоциях, так и ситуациях;
– сниженная самооценка;
– тревожность, как черта личности.Большинство таких матерей нуждается в одобрении, эмоциональной теплоте, и поддержки в общении. Гаврилица О. А. [3] выделяет следующие пути снижения ролевого и внутриличностного конфликта:
– изменение социально — экономических условий жизни женщины;
– структурные изменения в семейной системе;
– изменение установок, ценностных ориентаций, выработка эффективных психологических стратегий самой женщиной.
Данные стратегии могут быть эффективны только при комплексном подходе и более глубоком понимании личностных характеристик женщин воспитывающих детей с ограниченными возможностями. В социальных взаимоотношениях переход от микросистемы к макро- экзо- и мезасистемам происходит автоматически и практически не имеет препятствий, в ситуации, где семья воспитывает ребенка с ограниченными возможностями такой переход может затрудняться. Мы считаем, что изменения в мезасистеме, а именно в области культуры, будут способствовать более успешному преодолению внутриличностного конфликта женщин, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями. Для решения этой сложной задачи необходимы более глубокие научные междисциплинарные исследования, включающие в себя такие области, как педагогическая психология и социальная психология.
Литература:
- Алешина Ю. Е., Лекторская Е. В. Ролевой конфликт работающей женщины //Вопросы психологии. 1989. № 5
- Винникотт Д. В. Ребенок, семья, внешний мир / Пер. с англ. А. Багрянцева, М.: Изд-во «Институт Общегуманитарных Исследований», 2015. − 256 с.
- Гаврилица О. А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. 1998. — № 4. — С. 45–61.
- Захаров, А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А. И. Захаров. — М.: Каро, 2006. — 672 с.
- Кигай Н. Материнство как профессия // Свободная мысль. 1995. — № 5. — С. 27–31.
- Маневский С. Е. Зыбкие образы души. Игра, культура, терапия. — Ижевск: Изд-во ERGO, 2017. — 244 с., 16 с. цв. ил.
- Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушение психики ребенка. — СПб: Изд-во ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. — 384 с.
- Мягкова М. А. Психологические типы одиноких матерей //Психологическое образование в России. 2012. — № 6 — С. 78–83
- Харитонова Т. И. Обзор основных методов коррекции детско-родительских отношений в отечественной психологии // Международный научный журнал «Символ науки». 2016. — № 11 — С. 185–187.
Основные термины (генерируются автоматически): ролевой конфликт, ребенок, роль, социальная роль, возможность, женщина, ролевой конфликт женщины, российский психолог, социальная психология, экологическая модель влияния среды.
Почему на вашем рабочем месте возникает ролевой конфликт? Узнайте основные причины и способы решения конфликта.
Сара Эль ДомиСара Эль Доми
Менеджер по внешним коммуникациям ADIB-Egypt, заместитель менеджера по маркетингу United Bank of Egypt. Создатель контента, маркетолог в социальных сетях, планировщик стратегического маркетинга, команда из одного человека.
Опубликовано 20 августа 2018 г.
+ Подписаться
Сколько раз у вас возникали реальные конфликты с коллегами из-за непонимания каждой роли? сколько раз отдел вступает в конфликт с другими отделами из-за непонимания? и сыграли ли в этом роль организационная структура и отдел кадров или нет? и кто основные ключевые игроки в этом конфликте?
В этой статье мы определим основные причины возникновения конфликта ролей. Поскольку конфликт является нормальной частью жизни в обществе, поскольку у людей есть свои потребности, желания и желания, они хотят расти в своей карьере, а иногда они ищут то, что делают другие, и начинают работать над своими задачами, представляя, что это приведет их к успеху. лучший карьерный путь, но на самом деле это не так.
Согласно предыдущим исследованиям и исследованиям, ролевой конфликт — это фактор стресса, возникающий на рабочем месте при возникновении одной или нескольких из следующих ситуаций: 1. Конфликт личных ценностей . Очевидный пример: тот, кто верит в права животных, может оказаться не лучшим кандидатом для работы на бойне.
2. Плохое определение роли . Если человек не знает, что он должен делать, это будет стрессом. Это может быть результатом отсутствия руководства, обучения или плохого процесса посадки, среди прочего.
3. Когда работника просят или заставляют выполнять роль, не соответствующую его текущей роли . Примером этого может быть что-то вроде офисного секретаря, которого просят погрузить грузовики на складе.
4. Когда роли работника в одной организации не совпадают с его ролями в другой организации . Например, когда человек, работающий над проектом с двумя компаниями, просит одну компанию сделать что-то, что противоречит этическому кодексу другой.
Когда в организации возникает конфликт ролей? Широкий диапазон рабочих ситуаций может привести к путанице ролей, например, начало новой работы, начало работы в новой организации, перевод, новый руководитель или менеджер или после изменения структуры рабочего подразделения. Отсутствие ясности ролей может привести к напряженности и конфликтам между работниками.
Как вы можете справиться с этой путаницей ролей в качестве менеджера, если вы обнаружите ее среди членов вашей команды? Существуют основные роли, которые должны быть выполнены для облегчения разрешения конфликта, такие как:
Проведите для всех работников корпоративный вводный инструктаж и убедитесь, что они осознают свою роль в своей непосредственной рабочей группе или подразделении, программной области и организации в целом.
• Убедитесь, что все работники проходят соответствующую подготовку для своей работы.
• Помогать работникам разрабатывать личные рабочие планы, в которых четко определены задачи и ожидаемые результаты.
• Создавать и поддерживать рабочую среду, в которой с работниками консультируются и могут давать отзывы об изменениях, влияющих на их рабочие задачи. • Внедрить систему обратной связи по результатам работы, при которой работники регулярно получают отзывы о хорошо выполненной работе и о любых областях, требующих улучшения.
• Поощряйте работников заранее говорить со своим начальником или менеджером, если им неясны объем и/или обязанности их роли.
• Убедитесь, что у работников есть актуальное описание роли или должности, которое включает цель роли, отношения отчетности и основные обязанности, ожидаемые от них.
• Убедитесь, что структуры управления в организации и линии подчинения внутри рабочих групп ясны. Это поможет работникам узнать, перед кем они несут ответственность и куда они могут обратиться за помощью в решении рабочих проблем.
• Предоставьте организационную схему, которая дает четкое представление об организационной структуре и каналах связи.
Надеюсь, эта статья даст вам советы по разрешению ролевого конфликта на рабочем месте. Важность этой статьи заключается в том влиянии, которое вызывает ролевой конфликт, поскольку стресс, вызванный конфликтом сотрудников, оказывает разрушительное воздействие как на психическое, так и на физическое здоровье сотрудников, а также влияющих на финансовые показатели организаций. Таким образом, становится актуальным изучение основных факторов (т. е. факторов стресса) и рассмотрение потенциальных методов снижения нагрузки и минимизации затрат для организаций.
Источники этой статьи:
- Связи: определение ролей и разрешение конфликта ролей
- Информационный бюллетень Университета штата Огайо: Управление конфликтами в общественных организациях
- Workplaceissues.com: Конфликт на рабочем месте
Анализ доступности — конфликт презентаций-ролей
Назад к информации и примерам анализа доступности для Интернета
Использование role=»none» или role=»presentation» в элементах HTML не должно противоречить неявной функциональности элемента и не должно конфликтовать с другими заданными глобальными атрибутами ARIA.
Почему это важно
Атрибут роли ARIA можно добавить к элементу, чтобы дать вспомогательным технологиям указание обрабатывать элемент как нечто отличное от его собственного типа элемента HTML. Например, элемент
с role="button"
следует рассматривать как кнопку, а не как ссылку.
Вспомогательные технологии часто сообщают о роли элемента, если роль имеет семантику, важную для доступности. Например, они информируют пользователей, когда они сталкиваются со ссылками, кнопками, заголовками или изображениями. Однако они обычно игнорируют раскрытие свойств семантически нейтральных (универсальных) элементов, таких как элементы Атрибуты Для каждого элемента с Примечание: элемент с Элемент Элемент
или role="presentation"
или role="none"
предписывают вспомогательным технологиям игнорировать неявную роль элемента, не скрывая его содержимое от пользователей. Однако в некоторых случаях HTML-элементы не будут учитывать атрибуты role=»none» или role=»presentation». Обычно это происходит, когда элемент имеет неявное поведение или явные свойства, которые важны для доступности, и они конфликтуют с указанными ролями представления. В результате роли игнорируются, и пользователи по-прежнему смогут взаимодействовать с элементом, как если бы указанные роль
отсутствовала. Как исправить
role="none"
или role="presentation"
: tabindex="-1"
удален из порядка табуляции веб-страницы. Тем не менее, его можно сфокусировать. Пример
<артикул>
имеет глобальный атрибут ARIA aria-label
в дополнение к role="presentation"
, и из-за атрибута tabindex
он также является фокусируемым элементом. Это вызывает сбой из-за конфликта между глобальным атрибутом ARIA, фокусируемым элементом и ролью представления.
имеет пустой атрибут ARIA, равный aria-label=""
в дополнение к role="presentation"
.