Диагностика акцентуаций характера: «Комплект методик для диагностики акцентуаций характера»

Диагностика темперамента и акцентуации характера молодых людей — Курсовая работа #1505533 — Психодиагностика

Введение 3
1. Теоретические подходы к изучению темперамента и акцентуации характера 5
1.1. Сущностные характеристика и свойства темперамента 5
1.2. Понятие акцентуации характера в психологии 9
2. Диагностика темперамента и акцентуации характера 13
2.1. Выбор и описание методик 13
2.2. Результаты исследования 14
3. Рекомендации по коррекции акцентуаций характера 22
3.1. Коррекция акцентуаций характера 22
3.2. Рекомендации по коррекции темперамента 23
Заключение 25
Список использованной литературы 26

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академия, 2009. — 672 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2014. – 375с.
3. Бойко В.В. Охрана психического здоровья. – М.: Академия, 2014 – 348 с.
4. Бойко В.В. Правила эмоционального поведения. – СПб.: речь, 2011. – 286 с.
5. Бордовская Н.В. Психология и педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2014. – 304 с.

6. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М.: Владос, 2013. – 356 с.
7. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. — 2-е изд., испр. И доп. -М.: Просвещение, 2013. — 288с;
8. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. — М.: Академия, 2014. — 368 с.
9. Горянина В.А. Психология общения. М., Академия, 2013 – 187 с.
10. Гуревич П.С. Психология. – М.: Юрайт, 2015. – 416с.
11. Кравченко А.И. Психология и педагогика. – М.: Инфра-М, 2014. – 389с.
12. Леонгард К. Акцентуированные личности – Ростов н/Д. : Феникс, 1997. – 544 с.
13. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО) – СПб.: Речь, 2010. – 256 с.
14. Маклаков А.Г. Психологи. – СПб.: Питер, 2015 – 204 с.
15. Немов Р.С., Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2005. – С. 321 – 336.
16. Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И.В 4-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2014 — 592 с.
17. Психология. Под ред. Б.А. Сосновского. – М.: МГПУ, 2008. – 660 с.
18. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Просвещение, 2013. – 436с.
19. Сапогова Е.Е. Практикум по консультативной психологии. — Спб.: Речь, 2010. – 544с.
20. Сластенин В.А. Психология и педагогика. – М.: Юрайт, 2015. – 218с.
21. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. — 1994. — №6. — С. 5-16.
22. Смирнова Е.О. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. – 2007. — № 2. — С. 57-67.
23. Столяренко Л.Д Психология и педагогика. — Ростов н/Д: Феникс, 2014.
– 544с.
24. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4- е изд. перераб. и доп. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 665с.
25. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. — М.: Гардарики, 2005 — 349 с.
26. Фритц Б. Симон, Кристель Рех-Симон. Циркулярное интервью. Системная терапия на примерах. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2009. – 288с.
27. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология. — М.: Юрайт, 2015. – 208 с.
28. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2007. – 336 с.
29. Шульга Т.И., Быков А.В. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической помощи и поддержки детей и подростков. — М.: Проспект, 2014. – 278 с.
30. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1989. – 420 с.

Тема:Диагностика темперамента и акцентуации характера молодых людей
Артикул:1505533
Дата написания:21. 01.2016
Тип работы:Курсовая работа
Предмет:Психодиагностика
Оригинальность:Антиплагиат.ВУЗ — 61%
Количество страниц:29

Диагностика акцентуаций характера

⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒


Есть несколько определений акцентуации характера:

  • Акцентуация характера по Личко — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.
  • Акцентуация характера – это чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайний вариант нормы.
  • Акцентуация характера по Леонгарду – это преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми.

Опросник Леонгарда-Шмишека

Диагностические методики, тесты, опросники в виде карточек, содержащих информацию об изучаемых психологических характеристиках, возрастные особенности испытуемых, включают описание методик и рекомендации по их использованию, содержат рецензии ведущих специалистов, описание преимущества или недостатков тех или иных диагностических методик, отражают области применения, а также перечень рекомендованной научной литературы

Минусы:

Валидность и надежность теста нуждаются в дополнительном изучении. По данным самого автора, сокращенный вариант опросника не является достаточно валидным и надежным для диагностики типа акцентуации личности

Области применения:

Консультирование, работа с персоналом, психологическая коррекция, психотерапия.

В отечественной психологии опросник использовали в клинико-психологических исследованиях. (В. М. Блейхер, И. В. Крук, 1986).

В исследовании Л. Ф. Бурлачука и В. Духневича (1998) проведено психометрическое изучение методики, предложены нормативные данные для студенческой выборки.

Общее описание:

Опросник личностный. Предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению.

Взрослый и детский варианты опросника Шмишека состоят из одинакового количества вопросов, имеют одинаковые типы акцентуаций личности и одинаковые методы обработки результатов. Различия между вариантами опросника только в формулировке вопросов, следовательно. Описание методики опросника и определение доминирующих акцентуаций характера одинаково как для взрослых, так и для детей с точностью до деталей.

Тест состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Разработан также сокращенный вариант опросника. С помощью данной методики определяются следующие 10 типов акцентуации личности:

Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению.

Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний.

«Застревающий» тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта.

Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.

Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью.

Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.

Тревожно-боязливый. Склонность к страхам, робость и пугливость.

Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз.

Аффективно-экзальтированный. Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали. Восторг и печаль — основные сопутствующие этому типу состояния.

Эмотивный тип. Родственен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурны.

Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью.

Максимальный показатель по каждому типу акцентуации — 24 балла. Признаком акцентуации считается показатель выше 12 баллов. Полученные данные могут быть представлены в виде «профиля личностной акцентуации».

Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда. В соответствии с этой концепцией все черты личности могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты — стержень личности, они определяют ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье. При значительной выраженности основные черты характеризуют личность в целом. В случае воздействия неблагоприятных факторов они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Личности, у которых основные черты ярко выражены, названы К. Леонгардом акцентуированными. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических. Это случай «заострения» определенных, присущих каждому человеку, особенностей.

По К. Леонгарду, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд.

К. Леонгардом выделены 10 типов акцентуированных личностей, которые достаточно произвольно разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный). Концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда оказала заметное влияние на разработку Патохарактерологического диагностического опросника.

32. MMPI. Возможности и ограничения.

Миннесотский многоаспектный личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI)– предложен С. Хатуэем и Дж. Маккинли

в 1940 г. MMPI является реализацией типологического подхода к изучению личности и занимает ведущее место среди других личностных опросников в психодиагностических исследованиях (библиография составляет около 4000 названий). Опросник состоит из 550 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал. На каждое из утверждений обследуемые (лица в возрасте от 16 лет и старше с коэффициентом интеллекта не ниже 80) должны дать ответ: «верно», «неверно», «не могу сказать». Ответ, совпадающий с «ключом», оценивается в один балл. Возможны различные варианты предъявления утверждений, обычно это делается с помощью карточек, которые обследуемый раскладывает на три группы в соответствии со своим ответом. Для ускорения интерпретации структуры показателей, экономного описания «профиля» используется система его числового кодирования.

Основные клинические шкалы MMPI и примеры утверждений по каждой из них.

1. Шкала ипохондрии (HS) – определяет «близость» обследуемого к астеноневротическому типу личности.

2. Шкала депрессии (D) – предназначена для определения степени субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности).

3. Шкала истерии (Ну) – разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций).

4. Шкала психопатии (Ра) – направлена на диагностику социопатического типа личности.

5. Шкала мужественности/женственности (MF) – предназначена для измерения степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой обществом.

6. Шкала паранойи (Ра) – позволяет судить о наличии «сверхценных» идей, подозрительности (паранойяльный тип личности).

7. Шкала психастении (Pt) – устанавливает сходство обследуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности).

8. Шкала шизофрении (Sc) – направлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности.

9. Шкала гипомании (Ма) – определяется степень «близости» обследуемого гипертимному типу личности.

10. Шкала социальной интроверсии (Si) – диагностика степени соответствия интровертированному типу личности. Клинической шкалой не является, добавлена в опросник в ходе его дальнейшей разработки.

Для составления утверждений авторы использовали жалобы больных, описания симптоматики тех или иных психических заболеваний в клинических руководствах (классификация психических заболеваний, предложенная Э. Крепелином), ранее разработанные опросники. Первоначально утверждения были предъявлены значительной группе здоровых людей, что позволило определить их нормативные показатели. Затем эти показатели были сопоставлены с данными, полученными при обследовании различных клинических групп. Так были отобраны утверждения, которые достоверно дифференцировали здоровых и каждую из изученных групп больных. Эти утверждения объединили в шкалы, названные в соответствии с клинической группой, по которой та или иная шкала была валидизирована.

При интерпретации полученных результатов исходят из того, что любой показатель, равный 70 Т или выше (пик «профиля»), принимается в качестве нормативного для выявления патологических отклонений. В то же время необходимо учитывать, что значение одного и того же показателя как «патологического» может изменяться от шкалы к шкале. Следует избегать буквальной интерпретации шкал опросника; в частности, нельзя полагать, что высокий показатель по шкале шизофрении указывает на ее наличие. Авторы подчеркивают, что с помощью шкал MMPI «измеряется» не, скажем, истерия, а симптомы, присущие лицам с данным психическим расстройством. На особенности «профиля личности» влияют возраст, пол, образование обследуемого, его отношение к процедуре тестирования и некоторые другие переменные. Любая гипотеза, исходящая из интерпретации ведущих пиков профиля, должна быть подтверждена показателями других шкал (и прежде всего независимыми от результатов, полученных с помощью М. м. л. о.), данными о личности обследуемого.

Личностный опросник MMPI предназначен для углубленной диагностики психологических особенностей личности взрослых людей. Методика позволяет с высокой степенью достоверности:

— выявлять черты и типы характера,

— определять стиль поведения и общения,

— диагностировать способность к адаптации и скрытые психические отклонения,

— оценивать профессиональную пригодность,

— изучать эмоциональное состояние и степень выраженности стресса,

— прогнозировать вероятность и содержание затруднений в различных видах трудовой деятельности.

Добавить комментарий