Диагностика дом дерево человек: Тест «Дом-Дерево-Человек»

Тест «Дом, дерево, человек»

Методика состоит из двух этапов: на первом – ребенок создает рисунки, на втором – проводится беседа, когда ребенок описывает и объясняет нарисованное им.
Инструкция: «Нарисуй дом как можно лучше». Следует засечь время, потраченное на рисунок. После того как ребенок закончит изображение, попросите его нарисовать дерево, а затем человека. Пока ребенок работает над рисунком, надо наблюдать за ним, и делать заметки, касающиеся затраченного времени, возникающих в рисовании пауз (во время рисования какой детали она возникла, как долго продолжалась), отклонений от нормальной последовательности изображения элементов дома, дерева и человека, сделанных ребенком комментариев и выраженных им эмоций.
Дом
Сколько этажей у этого дома?
Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь?
Это твой дом? (Если нет, то чей он?)
Когда ты рисовал этот дом, ты думал, кто его хозяин?
Ты бы хотел, чтобы этот дом был твоим? Почему?
Если бы этот дом был твоим: какую комнату ты бы себе выбрал? С кем бы ты хотел жить в этом доме?
Этот дом находится где-то далеко или близко?
О чем ты думаешь, когда смотришь на этот дом?
О чем он тебе напоминает?
Этот дом приветливый, дружелюбный?
Он похож на другие дома или отличается чем-то?
Какая погода на этом рисунке?
Чего не хватает в этом доме?
Куда ведет дорожка от дома?
Если бы рядом оказался человек, кто бы это был?
Дерево
Что это за дерево?
Где в действительности находится это дерево?
Каков приблизительный возраст этого дерева?
Это дерево живое?
Что именно на рисунке подтверждает, что дерево живое?
Нет ли у дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая именно?
Отчего погибло дерево (если мертвое)?
Это дерево одинокое или рядом есть другие?
Как ты думаешь, какая погода на этом рисунке?
Есть ли на рисунке ветер?
Покажи, в какую сторону дует ветер?
О чем заставляет тебя думать это дерево?
О чем оно тебе напоминает?
Это дерево здоровое?
Это дерево сильное?
Если бы ты решил нарисовать солнце, куда бы ты его поместил?
Кого тебе напоминает это дерево? Почему?
В чем больше всего нуждается это дерево?
Человек
Это мальчик или девочка?
Сколько ему (ей) лет?
Кто он?
Это твой родственник, друг или кто-нибудь еще?
О ком ты думал, когда рисовал?
Что он делает? Где находится?
О чем он думает?
Что он чувствует?
Какие мысли приходят тебе в голову, глядя на него?
Кого тебе напоминает этот человек?
Этот человек здоров?
Почему ты так думаешь?
Этот человек счастлив?
Почему тебе так кажется?
Что ты чувствуешь по отношению к этому человеку?
Какая погода на рисунке?
Чего больше всего хочет этот человек? Почему?

Интерпретация.

Каждый рисунок следует рассматривать как автопортрет ребенка. Анализ рисунка проводится в следующей последовательности:
Детали
Перспектива
Время
Качество линий
Комментарии 
Детали
Интерпретация начинается с такого показателя как количество деталей. Прежде всего, нужно удостовериться в наличии обязательных деталей. Дом должен иметь, по крайней мере, одну дверь (исключение – нарисована только боковая стена), одно окно, одну стену, крышу и дымоход или другое средство для выхода дыма или чего-то, что может использоваться для обогрева дома. Дерево должно иметь ствол, по крайней мере, одну ветвь. Человек должен иметь голову, тело, две ноги, две руки, а также два глаза, нос, рот, два уха. Отсутствие обязательных деталей в рисунках, кроме всего прочего может указывать на снижение уровня интеллекта, если только в процессе беседы ребенок не объяснил причину отсутствия деталей.
Если с точки зрения пропорций и перспективы рисунок выполнен хорошо, но содержит минимум деталей, это может означать, что ребенок в целом склонен к замкнутости или выражает свое несогласие с традиционными ценностями.
Если использование малого количества деталей сопровождается низким качеством рисунка с точки зрения пропорций и пространства, можно предположить, что у ребенка слабый контакт с реальностью, снижены интеллектуальные способности.
Чрезмерное количество деталей – признак того, что ребенок испытывает сильное чувство тревоги, что-то в его окружении заставляет его сильно беспокоиться и он пытается заглушить это чувство.
Дом
Отсутствие какой-либо обязательной детали из перечисленных указывает на серьезное нарушение. Наличие дополнительных деталей (кусты, цветы, тропинка) – стремление заполнить окружающее пространство, отсутствие чувства безопасности, тревога, незащищенность. Среди других тревожных признаков: отсутствие линии основания, разбитые окна, дверь по размеру меньше окна, окно не прямоугольное формы (если это не чердачное окно), прозрачная крыша или стена, сквозь которые можно видеть объекты внутри дома.
Ветхий, старый дом, неустойчивая постройка – критичное отношение к самому себе. Дом состоит из нескольких разных строений – чувство враждебности к кому-то их близких ему людей.
Крыша, обозначенная горизонтальной линией, соединяющей стены, — заторможенность мышления, отсутствие эмоций, острых переживаний. Высокая, крупная крыша – ребенок склонен к фантазиям, даже зациклен на них.
Труба символизирует теплоту отношений, ее отсутствие — недостаток тепла, заботы, опеки или наличие конфликта во взаимоотношениях с близким человеком. Непропорционально большая труба в рисунке подростка — сексуальный конфликт. Из трубы выходит много дыма — ребенка что-то тревожит, внутреннее напряжение.
Дверь — возможность доступа или отступления. Фронтальная дверь — представляет собой и вход, и выход, символизирует доступность. Задняя или боковая дверь — бегство от действительности. Дверь отсутствует — ребенок недоступен, замкнут, не желает контактировать с другими. Открытая дверь — потребность ребенка в теплых, близких взаимоотношениях, его открытость, прямодушие, общительность. Очень большая дверь — ребенок тяжело переносит одиночество, требует внимания, любит быть в центре внимания. Слишком маленькая дверь — крайняя замкнутость, отрицание любых контактов, нежелание подпускать к себе окружающих. На дверях замок — скрытность, враждебность, потребность в защите. Забор возле дома — необходимость в защите.
Окно — образ визуального контакта. Окна без рам, отсутствие окон, нет окон на первом этаже, ставни, штриховка, занавески, шторки — замкнутость, ушедший в себя ребенок. Окна нарисованы высоко от земли — некоторый отрыв ребенка от жизненных реалий и предпочтение воображаемых миров. Окна рисует в последнюю очередь — стремление к уединению, нежелание контактировать с окружающими. Раскрытые окна — прямолинейность, чувство уверенности, некоторое самолюбие.
Дерево
Крупное, очень большое дерево — агрессия. Очень маленькое дерево — низкая самооценка. Ребенок отказывается изображать более тщательно крону — враждебность. Рубцы на теле дерева, сломанные, поникшие или мертвые ветви — душевная травма. Мертвое дерево — чувство неполноценности, неприспособленности, несостоятельности, бесполезности, вины. Поврежденные ветви — травмирующие воздействия окружающей среды. Мертвая корневая система — внутриличностная дисгармония.
Ветер символизирует чувства подверженности воздействию сил, которые практически не поддаются контролю. Направление ветра умеренной силы слева направо по горизонтали считается общепринятым и не интерпретируется. Если ветер сильный, а направление отличается от обычного, то это имеет особое значение. Ветер, который дует снизу вверх (вертикально или по диагонали) — сильное желание перенестись из реального мира в мир фантазий. Ветер, дующий по диагонали, от верхнего угла к нижнему, имеет противоположное значение (при этом направление трактуется с точки зрения времени: левый угол это прошлое, правый — будущее).
Заходящее солнце — депрессивное состояние, подавленность. Солнце, нарисованное за облаком, — между ребенком и тем человеком, которого он считает «дающим тепло», имеют место тревожные, напряженные, не приносящие удовлетворения отношения.
Человек
Руки человека — орудия при помощи, которых совершается оборонительная или наступательное действие в отношении окружающего мира или самого себя, а ступни символизируют движение. Автопортрет без рук и ступней — беспомощность. Разведенные руки — выражение стремления к действию. Руки скрещены на груди — свидетельство замкнутости, мнительности, ухода в себя. Длинные руки — наличие каких-то стремлений, амбиций. Короткие руки — отсутствие стремлений, направленных на внешний мир. Руки длинные и слабые — признак зависимости и потребности в защите и опеке. Непропорционально длинные ноги — стремление к независимости. Короткие ноги — чувство беспомощности.
Глаза, нос, рот, уши представляют собой рецепторы воспринимающие внешние стимулы, которые могут быть неприятными (выслушивание обвинений, критики), могут привести к конфликту или проблеме. Рисунок человека имеющего только глаза, — подозрительность, излишняя осторожность. Отсутствие носа, ушей и рта — указывает на отсутствие желания общаться.
Другие особенности рисунка.
Лишними деталями (представляют собой потребность сгладить тревожную ситуацию) являются: для рисунка дома — дерево во дворе, для рисунка дерева — птица на нем или животное рядом с ним, для рисунка человека — любые окружающие его предметы. Деревья (кусты), нарисованные возле дерева или человека, часто олицетворяют людей (членов семьи), а расстояние между ними часто символизирует близость или отдаленность в их взаимоотношениях.
Линия земли (линия основания) в рисунке дома, дерева или человека, — не является уместной деталью. Она интерпретируется как признак незащищенности (линия земли являет элементом, укрепляющим реальность рисунка). Линия основания дает необходимую точку отсчета; обеспечивает стабильность рисунка в целом.
К неуместным деталям можно отнести облака в небе (для любого из трех рисунков), которые могут указывать на общее чувство тревожности, связанное с взаимоотношениями с окружающими.
Акцентирование ребенка на той или иной детали обязательно учитывается при интерпретации. Акцентирование может выражаться в чрезмерном внимании к деталям, (например, окно расчерчивается на множество клеток, и становится похожим на сетку), в навязчивом возвращении к детали после ее завершения. Такое подкрепление может означать смутную тревогу.
Последовательность деталей.
При выполнении рисунка дома должен соблюдаться следующий порядок: крыша, стена, дверь, окно (или сперва окно, затем дверь).  Другой возможный вариант — начать с линии земли, затем нарисовать стены, крышу и т.д. Неуверенные в себе дети могут рисовать детали объекта без учета какой-либо связи между ними.
Рисунок дерева обычно выполняется в следующей последовательности: сначала ствол, затем ветви и крона и/или листва или сначала макушка дерева, затем ветви, ствол и основание ствола. Ветви дерева символизируют сферу контактов и взаимоотношений ребенка с окружающим миром, и отражают уровень его активности в поиске удовлетворения; ствол символизирует его чувства, касающиеся его основных способностей, личного потенциала. Степень гибкости ветвей, их количество, размеры и степень их взаимной связи указывают на адаптивность и имеющиеся на данный момент ресурсы личности.
Человек изображается в следующей последовательности: сначала голова, затем лицо, потом шея, туловище, руки (с пальцами или кистями рук), ноги и ступни (или ноги и руки в обратном порядке) и т.д. Если рисунок человека начинается со ступней и заканчивается головой и чертами лица, то такую последовательность можно назвать патологической. Отсроченное изображение черт лица может свидетельствовать: 1) о тенденции отвергать воспринимаемые внешние стимулы; 2) о желании оттянуть, на сколько возможно идентификацию нарисованного человека.
Любое отклонение от нормальной последовательности, включая:
— необычный порядок изображения;
— произвольный возврат к чему-то ранее нарисованному;
— подкрепление рисунка (когда очертания данной детали неоднократно обводятся), следует расценивать как требующие особого внимания.
Следует обратить внимание на согласованность рисунков. Все три рисунка должны быть выполнены в примерно одинаковой манере, с одинаковой силой нажима, одинаковой прорисованностью деталей и их количеством.
Пропорции рисунка.
С помощью пропорций ребенок указывает на то, какие оценки он присваивает нарисованным объектам, или тому, что они символизируют.
Рисунок занимает очень маленькую площадь пространства – проявление чувства неполноценности, склонность избегать реальности или желание отвергнуть конкретный рисунок либо его символическое значение. Рисунок занимает почти все отведенное место, или даже не умещается на странице – проявление чувства сильной фрустрации, вызванной отношением окружающих в сочетании с чувством враждебности: проявление напряженности и раздражительности или отражение чувства беспомощности (если ступни или части ног человека «срезаны» нижним краем листа).
Если дерево имеет большие размеры – ребенок остро ощущает свою зависимость от окружающей реальности, проявляет агрессивность или склонность к ней. Дерево крошечных размеров – чувство неполноценности, неадекватности и потребность замкнуться в себе.
Перспектива
Рисунок строго в центре листа – проявление чувства незащищенности и ригидности. Стремление разместить рисунок в верхнем левом углу – довольно заметная тревожность или регрессия. Это положение отражает стремление избегать нового опыта и, вероятно, желание вернуться в прошлое. Если дом не поместился на листе и край листа «срезает» одну или несколько комнат дома, то это часто выражает нежелание ребенка рисовать данную комнату из-за каких-то неприятных ассоциаций, связанных с ней или живущими в ней людьми. Ребенок рисующий дом, примыкающий к краю листа, выражает чувство незащищенности, которое часто имеет временную привязанность (левый край – прошлое, правый – будущее). На то же указывает рисунок человека, примыкающий к краю. «Срезание» макушки дерева – стремление найти удовлетворение в фантазии. «Срез» левого края рисунка – фиксация на прошлом в сочетании со страхом перед будущим, а «срез» правого края – желание оказаться в будущем, чтобы уйти от прошлого. Если рисунок примыкает к верхнему краю листа – фиксация на размышлениях и фантазиях.  Дерево, примыкающее к краю листа, — ощущение «зажатости», усиление агрессивных стремлений. Нижний край листа играет роль основания рисунка – угнетенное, депрессивное настроение, подавленность. Дерево, нарисованное как будто на возвышении, — чувство напряженности, потребность в защите и безопасности. Одинокое дерево на вершине холма – чувство одиночества в совокупности со стремлением к автономии. Использование в рисунке дерева и дома пространства слева от центра – доминирование эмоциональной сферы, а справа – интеллектуальной.
Время
Время, затраченное на рисунок, может указать на то, насколько он значим для ребенка. Большое количество времени, затраченное на выполнение того или иного рисунка, свидетельствует о наличии сильного позитивного или негативного чувства ребенка по отношению к изображенному объекту. Если ребенок затратил очень мало времени – это указывает на косвенный отказ от изображения объекта или ситуации, символически представленной в рисунке. Следует учесть, что высокое качество рисунка оправдывает затраченное на него большое количество времени.
Качество линий
Рисунок выполнен жирными линиями – напряженность неопределенного характера. Если жирные линии использованы в изображении определенных деталей – фиксация на этой детали, или враждебность по отношению к нарисованному объекту, или тому, что он символизирует.

Интерпретируя рисунок, следует не забывать учитывать возраст ребенка, степень его умелости в рисовании.

Примеры интерпретации

Методика «Дом – Дерево – Человек». Качественный анализ и интерпретация рисунка

Психология \ Педагогическая психология

Страницы работы

77 страниц (Word-файл)

Посмотреть все страницы

Скачать файл

Фрагмент текста работы

Такие изображения объясняются нежеланием испытуемого встать «прямо лицом к лицу» с окружающим миром, его стремлением замкнуться, скрыть свое истинное «Я» и вступать в контакт только на его условиях.

2. Позиция анфас (в рисунке «Дерево» – дерево считается нарисованным анфас, если его одномерные или двумерные ветви расположены по краям ствола и не скрывает его). Если все три рисунка нарисованы в абсолютный анфас, можно сделать вывод, что испытуемому в сущности свойственны ригидность и бескомпромиссность и, кроме того, существует предположение, что подразумеваемая готовность прямо и твердо смотреть в лицо любым обстоятельствам является реакцией, вызванной базовой незащищенностью.

3. Рисунок дома или человека в профиль, обращенные в сторону, противоположную ожидаемой его ведущей руки (например, леворукие испытуемые обычно рисуют дом, у которого видны правый торец и основная стена, и человека, обращенного к наблюдателю правой стороной, а праворукие – наоборот).

По позиции рисунка можно получить информацию, касающуюся фактора времени: например, рисунок «Дерево»:

Если ствол дерева возле основания искривлен влево, а повыше, как бы для равновесия – вправо, то такое изображение можно проинтерпретировать как отражение склонности испытуемого к регрессии (в раннем возрасте) и к сверхкомпенсаторной фиксации на будущем (в более позднем возрасте).

Но более уточненные данные о временной дифференциации можно выявить на основании последовательности и количества деталей в рисунке.

В рисунке «Дерево» (а, возможно, и в рисунке «Дом») использование пространства слева от центра страницы может интерпретироваться как признак доминирования эмоциональной сферы, а справа – как выражение преобладания интеллектуальной сферы. Т.е. предполагается, что рассмотрение сферы будущего обязательно должно учитывать интеллектуальную доминанту, а тенденция преобладания в психологическом поле элементов прошлого должна быть связана с эмоциональной сферой (хотя строгой дихотомии нет). Предполагается, что о преобладании интеллектуальной или эмоциональной сферы можно судить отчасти по тому, как испытуемый использовал правую и левую от центра стороны на рисунке «Дерево».

в) Положение фрагмента относительно рисунка в целом

Основные случаи отклонения от нормы, которые касаются данного пункта, это:

Нежелание испытуемого рисовать фрагменты в их обычной позиционной взаимосвязи с рисунком в целом

(например, в рисунке «Дом» - две большие ступени, ведущие к глухой стене нарисованного дома – как признак недоступности испытуемого; в рисунке «Дерево» – дерево, у которого только одна из нескольких ветвей соединяется со стволом – такое изображение может указывать на развивающееся органическое ухудшение).

Прозрачность деталей (например, в рисунке «Дом»– фрагменты мебели, видные сквозь стену; в рисунке «Человек» –  руку можно увидеть сквозь рукав и т.п.). Патологическое значение прозрачности можно оценить: а) по количеству случаев прозрачности; б) по размеру прозрачной детали. Прозрачность деталей представляет собой проявление неких символов, свидетельствующих о дезорганизации личности под влиянием эмоциональных и/или органических факторов (при условии, что испытуемый не является умственно отсталым).

В этом же пункте рассматривается такая неуместная деталь, как линия земли: а) если линия земли поднимается вверх слева направо, – это символизирует предчувствие неизбежных трудностей в будущем; б) если линия земли опускается вниз слева направо, — вероятно, испытуемый чувствует, что его будущее сомнительно и, возможно, таит какую-то опасность (глубина чувства, по-видимому, определяется степенью крутизны наклона или подъема линии).

Линия земли, проведенная вниз от рисунка Дома, Дерево или Человека в любую сторону, — может означать чувство одиночества и неуверенности испытуемого.

г) Расположение фрагментов относительно друг друга

Здесь рассматриваются изображенные в необычном виде фрагменты одного рисунка, которые должны быть взаимосвязаны, например, в рисунке «Человек» ноги и ступни у человека могут быть нарисованы в таком положении, что создается впечатление, будто человек движется одновременно в двух противоположных направлениях, – это может интерпретироваться как выражение состояния крайней фрустрации с сильным желанием избежать неприятной ситуации.

д) Реалистичность изображения

Психолог должен обратить внимание на: применение способов правдоподобного и реалистичного изображения. Существуют несколько вариантов отклонения от реалистичного способа изображения деталей:

1. Избегание

Испытуемый, например, может так плохо нарисовать фасад дома, что у него невозможно определить ни одно из трех измерений, так что этот лжефасад не воспринимается как реальный образ.

Или же он может изобразить фигуру человека в виде палочек, объяснив свое нежелание нарисовать человека как можно лучше тем, что такой рисунок вполне приемлем в мультипликации.

2. «Двойная перспектива»

Одновременно рисуются оба торца и боковая стена дома. Если такой рисунок выполнен испытуемым, имеющим в недавнем прошлом средний или более высокий уровень интеллекта, то это свидетельствует о снижении интеллектуального уровня.

3. «Тройная перспектива»

Например, испытуемый-невротик, сделав попытку нарисовать все четыре стены дома одновременно, по-видимому, выразил 1) желание знать все, что происходит вокруг него; 2) чрезмерный интерес к тому, что о нем думают другие люди. Иначе говоря, он стремится полностью контролировать все внешние аспекты, касающиеся его персоны (если рассматривать дом как автопортрет).

Испытуемые с органическими нарушениями испытывают затруднения, сталкиваясь с необходимостью перенести на бумагу идею трехмерности дома, и используют вместо этого такой способ изображения, который может быть назван воплощением двух замыслов. Они начинают рисовать так, как обычно изображаются дома, но, в конце концов, их рисунок приобретает вид чертежа.

4. Проект или план этажей дома

Если испытуемый начинает рисунок дома с проекта или плана, исследователь должен позволить закончить эту работу без комментариев со своей стороны. Очевидно, что этот тип изображения противоречит норме, и тот факт, что рисунок невозможно адекватно оценить с количественной точки зрения, не имеет большого значения. Такой рисунок почти всегда является показателем серьезного конфликта

Похожие материалы

Информация о работе

Скачать файл

Дом-Дерево-Человек (H-T-P)

ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХОЛОГИЯ

Цена $429,95

Кол-во: — +

Цена включает экономию пакета в размере 38,80 долларов США

Содержимое

    • House-Tree-Person (H-T-P)

      H-T-P Руководство и пояснительное руководство

      169,95 долларов США
    • Дом-Дерево-Человек (H-T-P)

      Чертежи H-T-P

      Иллюстрированный диагностический справочник

      99,95 $
    • Дом-Дерево-Человек (H-T-P)

      H-T-P Каталог качественной интерпретации H-T-P

      $99,95
    • Дом-Дерево-Человек (H-T-P)

      Буклет с интерпретацией H-T-P (25)

      $54,95
    • Дом-Дерево-Человек (H-T-P)

      Форма чертежа H-T-P (25)

      43,9 доллара США5

Предоставляет полезную клиническую информацию через проективное рисование — очень чувствителен к психопатологии на ранних стадиях ее развития.

Один из самых выдающихся и широко используемых прожекторов, H-T-P предоставляет обширную клиническую информацию. Он также экономит время и прост в использовании. Испытуемый просто создает, а затем обсуждает три рисунка — дома, дерева и человека.

 

Поскольку рисование может снизить напряжение, тест H-T-P часто назначается первым в серии психодиагностических тестов. Это идеальный способ оценить личность людей, отличающихся культурой, лишенных образования, умственно отсталых или не говорящих по-английски.

 

Книги и формы, представленные здесь, улучшают и упрощают администрирование, оценку и интерпретацию.

  • Серийные изделия
  • Дополнительная информация
  • House-Tree-Person (H-T-P)

    H-T-P Каталог качественной интерпретации H-T-P

    $99,95
  • Дом-Дерево-Человек (H-T-P)

    H-T-P Рисующий-Человек

    Каталог интерпретационного анализа

    $99,95
  • Дом-Дерево-Человек (H-T-P)

    Форма чертежа H-T-P (25)

    43,95 доллара США
  • Дом-Дерево-Человек (H-T-P)

    Чертежи H-T-P

    Иллюстрированный справочник по диагностике

    $99,95
  • House-Tree-Person (H-T-P)

    Буклет с интерпретацией H-T-P (25)

    $54,95
  • House-Tree-Person (H-T-P)

    H-T-P Руководство и пояснительное руководство

    169,95 долларов США
  • House-Tree-Person (H-T-P)

    Буклет с чертежами и интерпретациями H-T-P (25)

    $54,95
  • Дата публикации 1977

Интерпретация психологического теста Дом-Дерево-Человек (HTP)

Тест Дом-Дерево-Человек (HTP) в клинической психологии является частью серии проективных тестов, которые помогают в оценке личностных качеств. Тест HTP также проводится для выявления психических расстройств, таких как шизофрения. Узнайте, как интерпретируется этот тест.

Знаете ли вы?

Основанный на тесте Гуденафа «Нарисуй человека» (1926 г.), HTP изначально был методом оценки интеллекта детей.

Если нам говорят нарисовать какой-то объект, мы либо уклоняемся (потому что у нас это плохо получается), либо получаем удовольствие от самого процесса (независимо от наших художественных способностей). В любом случае, рисование дает нам ощущение повторного посещения наших детских воспоминаний, полных таких веселых занятий.

Подобно письму, рисование является для нас мощным средством выражения эмоций. На самом деле, как мы знаем, а некоторые из нас, возможно, даже испытали на себе, что виды изобразительного искусства, включая рисование, считаются занятиями, снимающими стресс. От ума и на бумаге. Это умение лежит в основе психологического теста личности, такого как тест человека-дома-дерева. Это похоже на чтение наших мыслей по тому, что мы нацарапали или набросали на листе бумаги.

Тест «дом-дерево-человек» (HTP)

Этот тест представляет собой метод, разработанный Джоном Баком , одним из первых клинических психологов, в 1948 году, который позже был обновлен в 1969 году. Этот и другие его вклады замечательны. , особенно на фоне его скудной и разрозненной формальной психологической подготовки.

ПВТ — это проективный личностный тест, при котором человек реагирует на заданные стимулы, и ответы дают ключ к пониманию скрытых эмоций или внутренних конфликтов человека. Испытуемого просят нарисовать основные объекты, такие как дом, дерево и человека; вот почему имя. Эти рисунки отображают меру самовосприятия и отношений, присущих личности.

Тест ПВТ применяют, наряду с другими методиками, в случаях, когда есть вероятность поражения головного мозга, других неврологических расстройств или для оценки поражения головного мозга у больных шизофренией.

Его могут принимать все, кому исполнилось 3 года. Тест занимает около 150 минут. Человека, сдающего тест, сначала просят нарисовать, а затем задают вопросы на основе его/ее иллюстрации. Обычно первая фаза рисования раскрашивается цветными мелками, а затем для следующей фазы используется карандаш. Инструкции, данные испытуемому, довольно короткие и простые. «Нарисуй мне как можно лучше дом», — хорошо сказано. После того, как изображение дома будет готово, испытуемого просят нарисовать дерево, а затем человека.

Вопросы

После того, как испытуемый рисует объекты, администратор задает ему вопросы. Они помогают понять причины того, как человек воспринимает себя и свое окружение.

– Это счастливый дом? Из чего сделан дом? Кто остается в доме? Каково это ночью? Люди посещают дом?

– Дерево живое? Что это за дерево? Сколько лет будет этому дереву? Кто поливает дерево?

– Что чувствует этот человек? Этот мужчина/женщина счастлив? Сколько лет этому человеку?

Интерпретация

Говорят, что интерпретация теста HTP является трудной задачей. Старая версия включала как количественные, так и качественные элементы для интерпретации результатов. Однако методы количественной оценки больше не считаются подходящими с развитием методов тестирования. Таким образом, интерпретация в значительной степени зависит от субъективного прочтения графических изображений. Каждый набросок может символизировать множество идей: уровень удовлетворенности домом в настоящее время, степень ригидности личности субъекта, контакт с реальностью, страхи или навязчивые идеи, внутриличностное равновесие, подсознательную картину своего развития человека и т.д.

Эмоциональные сильные стороны или качества, такие как самооценка и уверенность, могут отражаться тем, насколько темными или светлыми являются линии на рисунке. Гибкость или жесткость личности и сила эго легко расшифровываются по деталям рисунка.

Вот некоторые основные атрибуты, связанные с этими тремя иллюстративными объектами теста HTP.

Дом

Крыша : Интеллектуальная сторона человека. Это также связано с фантазиями и идеями. Слишком мало внимания к крыше может указывать на страх перед призраками на чердаке.

Стена : показатель того, насколько сильно ваше эго.

Двери и окна : Связь человека с внешним миром. Это намекает на восприимчивость, взаимодействие с другими и восприятие окружающей среды.

Размер : Если дом маленький, это может означать отказ от жизни дома.

Пути : Те, что ведут прямо к двери, иллюстрируют доступность и открытость, в отличие от отсутствия пути, что указывает на закрытое, одинокое и отдаленное состояние ума. Ограждение вокруг дома может быть признаком защиты.

Дерево

Ствол дерева : По нарисованному стволу дерева можно предположить внутреннюю силу человека. Тонкий ствол и большие ветки могут указывать на потребность в удовлетворении. Темные оттенки туловища говорят о тревоге за себя.

Ответвления : Они также могут указывать на связь человека с внешним миром. Дерево, нарисованное без ветвей, может указывать на меньший контакт с другими людьми.

Человек

Наблюдения за положением человека на странице, количеством деталей, показанных на рисунке, и т. д. являются частью важных интерпретаций. Нарисованный человек того же пола обычно сам принимается за тестируемого.
Руки и кисти : Положение рук, раскрытые или сжатые кулаки и особые жесты, если таковые имеются, указывают на поведенческие черты.

Ноги и ступни : Прорисовывать или не прорисовывать ступни, а стойка или общее положение тела отражаются небольшими штрихами линий, помогая оценить врожденные эмоции, такие как страх.

Лицо : Множество деталей, сосредоточенных на лице нарисованного человека, могут отражать его желание представить себя в приемлемом/удовлетворительном/адекватном социальном свете.

Многие не считают этот тест надежным или действительным, так как он в основном представляет собой тест личности с субъективной оценкой.

Добавить комментарий