Диагностика тревожности у дошкольников методики: Методики выявления тревожности у дошкольников

Содержание

Диагностика тревожности . Методы исследования тревожности

Содержание:
Правила проведения диагностики тревожности
Методы исследования тревожности в психологии
Материалы по теме
Методики и тесты для исследования тревожности

На современном этапе одной из актуальных проблем, стоящих перед психологом-практиком, становится проблема адекватной постановки заключения об уровне как общего личностного развития испытуемого, так и развития отдельных свойств и состояний личности.

Интерес к проблеме диагностики тревожности нашел отражение в работах многих ученых и в отечественной психологии, и за рубежом. Они придают важное значение исследованию состояния тревоги, являющемуся универсальной формой эмоционального предвосхищения неуспеха, которое участвует в механизме саморегуляции, способствуя мобилизации резервов психики и стимулируя поисковую активность. С другой стороны, известно, что за границами оптимальных значений тревога оказывает негативное влияние на поведение и деятельность индивида. Хроническое переживание тревоги как неравновесного состояния и постоянная готовность к его актуализации формируют новообразование личности — тревожность. Доказано, что завышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека. И если учесть, что тревожность как устойчивая характеристика диагностируется уже в трехлетнем возрасте, то, несомненно, изучение проблемы детской тревожности стоит в ряду особо актуальных.

Вместе с тем указанная проблема не ограничивается рамками дошкольного возраста. Приобретая особое значение в период нахождения ребенка в школе, она не теряет своей актуальности и в работе со взрослыми людьми. В связи с этим практический психолог ставится перед необходимостью отбора нужных ему методик для диагностики отдельных свойств и состояний личности из бесчисленного множества предлагаемых в настоящее время источников.

Такая работа не только отнимает много времени, но и подчас показывает себя как малоэффективная, поскольку у психолога часто не хватает сил и времени для детального подбора наиболее эффективного диагностического инструментария.

Тем, кто интересуется отдельно взятыми личностными характеристиками и связанными с ними проблемами, стоит обращаться к подобным изданиям. Они помогут не только определить круг наиболее надежных и достоверных методик, но и выбрать наиболее подходящие из них. С другой стороны, эффективность таких пособий может быть связана с проблемой существования надежных методик для диагностики свойств личности на том или ином возрастном этапе. Подобные пробелы могут быть устранены при использовании в качестве инструментария личностных методик, где отдельное свойство личности (в данном случае тревожность) выступает как один из диагностируемых компонентов. В таком случае использование указанных методик отдельно или в совокупности с узко направленными методиками позволит сделать наиболее объективный вывод об уровне развития того или иного состояния или свойства личности.

При этом необходимо не только правильно подобрать методики, но и провести исследование в соответствии с правилами, что позволит избежать ошибок в процедуре диагностирования и в составлении заключения об уровне развития испытуемого. Поэтому необходимо соблюдать несколько основных правил.

Правила диагностического исследования тревожности:

  1. Для получения надежного результата и составления более качественного заключения о личностном развитии ребенка необходимо использовать несколько (не менее двух) диагностических методик.
  2. Необходимо строго следовать инструкции, приведенной в каждой методике. Не меньшее значение имеет понятное и доступное изложение инструкции испытуемому.
  3. Необходимо строго придерживаться возрастной границы использования методики в работе с испытуемыми. При существовании тестов, которые применяются в разных возрастных группах, важно обращать внимание на разницу в интерпретации результатов и особенности подачи материала для каждого возраста. Особенно это касается использования методик с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
  4. Необходимо выбирать только тот стимульный материал, который содержится в самой методике. Здесь нужно помнить о порядке предъявления и способе подачи материала, оговоренных авторами методики.
  5. Наиболее надежные результаты возможно получить только при работе с испытуемыми, проявившими личную заинтересованность и желание. Любые формы принуждения могут оказать негативное влияние на самого испытуемого и на результат диагностики.

Методы исследования тревожности в психологии

Психические состояния человека традиционно рассматриваются как синдром, в структуру которого входят субъективные переживания, изменения в психической деятельности на любом из уровней психической активности, то есть в общении, поведении, деятельности, и соматические проявления, что соответствует трем основным компонентам проявления данного синдрома: эмоциональному, поведенческому и физиологическому. Соответственно, и изучение психических состояний ведется в трех направлениях:

  1. Изучение осознаваемых компонентов, данных в субъективных переживаниях.
  2. Изучение выразительных компонентов, проявляющихся в особенностях поведения и пантомимики, а также в результатах деятельности.
  3. Изучение неосознаваемых проявлений, отражающихся в вегетативных изменениях.

При этом на каждом из направлений для описания состояния человека могут быть использованы шесть видов информации:

  1. Словесные самоотчеты и самооценки, констатация интуитивного опыта.
  2. Данные клинических наблюдений.
  3. «Молярные» компоненты поведения (позы, жестикулярно мимические и речевые характеристики).
  4. Реакции на действие различных стрессоров.
  5. Изменение (чаще всего ухудшение) в деятельности.
  6. Изменение вегетативных и физиологических функций.

Среди первых попыток выявить критерии интересующего нас состояния тревоги в рамках первого направления, то есть на основе самонаблюдения и самооценки, можно выделить работы Хоулис (1961), Кеттелла и Шейера (1961), Цукермана (1960). Достаточно распространенным методом выявления субъективных и феноменологических компонентов состояния тревоги является аффективный опросник Цукермана.

Среди других методов необходимо отметить опросник профиля настроения (РОМ5) МакНэйра, Лорра и Дропплмена (1971), а также шкалу реактивной личностной тревожности Спилбергера (1970). Эти методы наиболее распространены среди тех, что используются для оценки тревоги как состояния.

Ю. Я. Киселев описывает комплекс методик для оценки эмоционального возбуждения, который включает фиксацию самооценок испытуемым собственного эмоционального состояния. Здесь используются 15-балльная шкала самооценки «градусник» и шкалы ситуативной тревоги Ю. Л. Ханина.

Метод беседы (интервью) для изучения тревоги применялся в исследовании А. Бэсс, А. Дэрки, М. Байера. В присутствии четырех психологов с пациентами проводилась беседа, названная авторами стандартным интервью. Во время беседы велись наблюдения над проявлениями рассеянности, беспокойства. Пациенты давали словесный отчет о субъективном переживании напряжения, печали, состояния своего здоровья, физическом самочувствии и мышечном напряжении. Оценки всех четырех психологов в значительной мере совпадали. В заключение давалась оценка тревоги, положительно коррелировавшая с данными, полученными при использовании MAS.

Д. Хогт и Т. Мэгун пользовались для диагностики тревоги методом наблюдения. Восемь человек наблюдали студентов в течение шести месяцев по следующим параметрам:

  1. Нервность (грызет ногти, непрерывно курит и т. д.).
  2. Напряженность (неспособен отдыхать, успокоиться, работает с усилием, дрожат руки и т. д.).
  3. Склонность к замешательству (краснеет, заикается и т. д.).
  4. Состояние печали (опасение, постоянные сомнения и т. д.).

Изучение экспериментального компонента эмоций (второе направление изучения психических состояний) обычно осуществляется следующими методами:

  1. Метод прямого наблюдения.
  2. Метод фотографирования
  3. Запись на видеокамеру или кинопленку.
  4. Метод детального анализа мимического выражения. Так, в исследовании Г. В. Парамей приводятся экспериментальные данные, которые дают основание утверждать, что контурные рисунки экспрессивных эталонов лица в целом воспринимаются как эмоционально означенные. При этом дифференцированно и надежно опознаются эталоны, передающие радость, удивление, грусть и гнев.
  5. Оценка внешних проявлений эмоций.
  6. Использование шкалы субъективных и объективных признаков эмоций. А. Я. Чебыкин относит к объективным поведенческие и экспрессивные признаки, к субъективным— мотивационные, смысловые и энергетические характеристики эмоциональных переживаний. При этом тревога была определена испытуемыми как признак, характеризующий эмоцию «боязнь».

В исследовании Н. Индлера, Г. Ханта и А. Розенцвейга испытуемым предлагался список из 11 предложений, в которых описаны различные ситуации, вызывающие, по предположению, тревогу. Примеры из этого списка:

  1. Вы отправляетесь в продолжительное путешествие на автобусе.
  2. Вы должны произнести большую речь на большом собрании.
  3. Вы очутились на парусной лодке среди моря.
  4. Вы экзаменуетесь по важному курсу.

На каждое предложение надо дать 14 ответов, показывающих те реакции, которые испытуемый должен иметь при данной ситуации. Эти реакции следующие:

  1. Ускоряется сердцебиение.
  2. Переживается неприятное чувство.
  3. Эмоции блокируют действия.
  4. Чувство возбуждения и ужаса.
  5. Появляется потребность избежать ситуации.
  6. Задерживается дыхание.
  7. Появляется потребность в частом мочеиспускании.
  8. Человек находит удовольствие в приключениях.
  9. Губы делаются сухими.
  10. Движения сковываются.
  11. Чувство переполнения в желудке.
  12. Хочется еще раз пережить это состояние.
  13. Чувство пустоты в кишечнике.
  14. Чувство тошноты.

При обработке учитывались три показателя: общий, шкала ситуаций (их вариантность и показательность) и шкала способов реакций.

Факторный анализ ситуационных шкал привел авторов к выделению трех факторов: ситуаций, связанных с угрозой (опасностью) для межличностных отношений; ситуаций, угрожающих достижению цели; и факторов, которые не нашли психологического объяснения. Согласно анализу способов реакций, также выделены три фактора:

а) горести, страдания, блокировки деятельности, избегания;
б) подъема, оживления;
в) фактор, не нашедший определения, но показавший свою весомость в ряде ответов.

Необходимо отметить, что данная методика подверглась критике со стороны Н. Д. Левитова. Он писал: «Изложенная методика внушает большие сомнения и, во всяком случае, требует детальной и широкой проверки… В изучении способов реакций необходимо наряду с внешними показателями уделять большое место субъективным переживаниям».

При изучении тревоги, хотя и в ограниченном объеме, применялся и экспериментальный метод. Рефлекторная методика была использована прежде всего на животных.

В этой связи следует коротко описать опыты с мышами, которые проводились в США Н. Миллером. В эксперименте использовался ящик с двумя отделениями. В первом отделении пол имел электропроводку, и пробегающее по нему животное получало электрический шок. После этого животное бежало во второе отделение, где оно чувствовало себя в безопасности. После нескольких сеансов действие тока устранялось, но животное по-прежнему обнаруживало беспокойство и бежало в другое отделение. Так животное поступало и в усложненном эксперименте, когда для проникновения в «безопасное» отделение ящика оно должно было повернуть стоящее в проходе колесо. Данный эксперимент — тип выработки условного оборонительного рефлекса. Животное, чтобы избежать действия неприятного раздражителя, стремится найти убежище, в котором выходит из зоны этого действия, когда действует не угрожающий раздражитель, а условно с ним связанный.

Психическое состояние животного в описанной экспериментальной ситуации интерпретируется так: при безусловном болезненном раздражителе животное реагирует страхом, а при условном — беспокойством.

Рефлекторная методика может быть применена и при изучении тревоги человека, но она должна сопровождаться словесным отчетом, так как внешние реакции испытуемых бывают психологически неоднозначны.

Тесты, применение которых в качестве индикаторов эмоционального возбуждения связано с пониманием того, что в каждый конкретный момент точность, интенсивность и стабильность регуляции человеком своей интеллектуальной, сенсорно-перцептивной и двигательной активности зависит от его эмоционального состояния, подробно описаны Ю. А. Киселевым. Здесь используются тесты, характеризующие быстроту (время простой реакции, максимальная частота движений по малой амплитуде, время оперативного счета по таблицам Шульте), точность (воспроизведение заданного темпа, интервалов времени, амплитуды, усилий), стабильность (разброс времени, реакции и время удержания статического равновесия), активность (отношение оптимального темпа движений к максимальному, отношение оптимального усилия к максимальному).

Следующая группа методов связана с изучением изменений результатов деятельности. Особое место занимают исследования сравнительного значения различных стимулов тревоги. В работе П. Ослера испытуемые были разделены на пять групп. В первой группе перед выполнением работы (решение задач) им сообщалось, что в предшествующей работе они потерпели неудачу (тревожный раздражитель — неудача). Во второй группе помимо сообщения о неудаче испытуемым говорилось, что на их поведение имеются жалобы, о чем родители уже осведомлены (тревожный раздражитель: неудача + страх перед наказанием). В третьей группе перед работой сообщалось об успешном выполнении предшествующего задания и о плохом поведении, известном родителям (успех + страх перед наказанием). Четвертая группа информировалась лишь об успехе. Пятая группа (контрольная) приступала к работе без какой-либо предварительной информации.

Результаты показали, что отрицательно на работу повлияла лишь информация о неудаче в предшествующей работе, а информация о плохом поведении, ставшем известным родителям, отрицательного эффекта не имела. Автор объясняет этот результат тем, что сообщение о неудаче имеет прямое отношение к выполнению работы, а устрашающее сообщение о поведении — только косвенное. Кроме того, решение арифметических задач — привычная работа, на которую, по мнению автора, условия не действуют дезорганизующим образом.

Поскольку состояние тревоги, по определению некоторых авторов, — это психобиологическое образование, то (что уже может рассматриваться в рамках третьего направления) в процедуру исследования включаются как физиологические, так и феноменологические индикаторы. Так, если речь идет о физиологических коррелятах психических состояний, то для диагностики в наибольшей степени использовались различные критерии активности автономной нервной системы. Соответствующие данные отражены в обзорах Е. Левитта и П. МакРейнолдса, давших обзор 88 процедур измерения тревоги и заключивших, что большинство из них отражают одну или более трех попарно различаемых групп переменных тревоги: состояние тревоги и тревожность как черта личности, склонность к тревожности и существующая тревога; общая и специфическая тревожность.

Наиболее распространенными критериями измерения активности автономной нервной системы можно считать кожно-гальваническую реакцию (КГР) и измерение изменения частоты сердечных сокращений (ЧСС). В то же время используются такие показатели, как величина кровяного давления, электрическая активность мышц, температура поверхности тела и параметры дыхания и даже содержание катехоламинов в слюне.

А. Спенс проводил опыты с выработкой мигательной реакции. На роговицу испытуемого, неподвижно сидящего в кресле, неожиданно направлялась струя воздуха, вызывающая мигание глаз. В качестве условного раздражителя использовалось увеличение яркости вращающегося диска, сделанного из матового стекла. Тревожные испытуемые значительно превосходили других по быстроте и количеству миганий. Подобные эксперименты проводились многократно. Из 25 таких исследований 21 подтвердило вывод о превосходстве тревожных испытуемых в выработке мигательных реакций. В исследованиях К. Спенса и К. Бикрофта, а также К. Спенса и Д. Фарбера показано, что тревожные испытуемые, кроме того, скорее и чаще других реагируют на отрицательные раздражители, но эта разница статистически незначительна.

Метод регистрации гальванической кожной реакции, примененный Д. Рэйфелсоном на 25 испытуемых, которые в условиях соревнования решали сложные перцептивные задачи, не показал сколько-нибудь значительного соотношения данных MAS ни с начальным (до опыта) уровнем электропроводимости кожи, ни с изменениями электропроводимости в экспериментальных условиях.

Проводились и другие физиологические исследования тревоги, направленные на получение объективных показателей данного состояния. При обзоре исследований тревоги Д. Саразон довольно скептически отнесся к результатам, полученным в этих экспериментах.

При этом и Н. Д. Левитов отмечал: «Приведенные данные физиологических исследований еще не настолько убедительны, чтобы можно было рекомендовать определенную рефлекторную методику для изучения беспокойства, тревоги. Однако перспективы для научных исследований в этом направлении имеются и, прежде всего, в области соотнесения свойств нервной системы, а также характерологических индикаторов индивидуальности с беспокойством, тревогой как эпизодическими состояниями».

Таким образом, прогресс в создании общей теории тревоги происходил соответственно разработке определенных ее критериев, а также способов измерения каждого компонента процесса тревоги.

Как уже отмечалось в теоретической части работы, теория тревоги включает в себя понятие тревоги как личностной черты — тревожности. Индивидуальные различия по личностной тревожности выводятся из частоты и интенсивности проявлений состояния тревоги во времени. Общие критерии свойства тревожности устанавливаются по опроснику MAS (Manifest Anxiety Scale) Тэйлора (1953), шкале тревоги ТРАТ Кэттела и Шейера (1963), шкале Хорнблоу и Кидсона (1976) и шкале реактивной личностной тревожности (ШРЛТ) Спилбергера (1970). Последняя шкала частично включает в себя вопросы MAS, шкалы тревоги ТРАТ и шкалы тревоги Уэлша. Эти методы измеряют тревожность как черту и также предназначены для измерения склонности испытывать состояние тревоги в различных ситуациях, связанных с социальными взаимодействиями людец. Индивиды, характеризующиеся высокими показателями тревожности, более предрасположены испытывать повышение состояния тревоги в тех случаях, которые несут в себе угрозу для их самооценки: особенно в ситуациях межличностных отношений, в которых оценивается их личная адекватность.

Известно, что при использовании опросных методов важное значение имеет проблема достоверности полученных данных. Считается, что искажение ответов испытуемыми может быть вызвано неясностью или двусмысленностью вопросов-суждений, недостаточностью опыта или уровня рефлексии испытуемых, а также их неадекватной (недостаточной или чрезмерной) мотивацией. Ю. Л. Ханин полагает, что этих существенных недостатков можно избежать, если предъявлять достаточно высокие требования к процедуре разработки самой методики и к ее психометрическим характеристикам, а также специально организовать процедуру опроса, строго контролируя или при необходимости снимая возможные проявления установочного поведения.

По данным Ч. Спилбергера шкалы тревожности коррелируют с оценками общей личностной тревожности и отражают специфический тип тревоги как свойства. Поскольку индивиды, характеризующиеся, например, высокими показателями по шкале предэкзаменационной тревожности, обычно ухудшают качество выполнения различных действий в ситуациях типа экзамена, предполагается, что эти шкалы измеряют индивидуальные различия в предрасположенности испытывать повышенное состояние тревоги в ситуациях оценки личностной адекватности. В таких ситуациях индивиды с высокими показателями по шкале предэкзаменационной тревожности склонны проявлять персонализированные эгоцентричные реакции, которые создают помехи для адекватного поведения. Возможно, эти реакции, вызываемые высокой предэкзаменационной тревожностью, стимулируют, в свою очередь, состояние тревоги.

В целом, ситуационно-специфические критерии тревожности как свойства являются более надежными в прогнозе возникновения и возрастания состояния тревоги в определенных видах стрессовых ситуаций, чем критерии общей личностной тревожности. Так, уровень предэкзаменационной тревоги, как было показано выше, более точно предсказывает ухудшение деятельности в ситуации экзамена, чем величина общей личностной тревожности. Аналогичным образом уровень личностной тревожности в специфических ситуациях типа дискуссий оказался лучшим показателем возрастания уровня состояния тревоги по сравнению с критерием общей тревожности.

Для исследования личностной тревожности использовались разнообразные методы: метод Роршаха, лабиринт, анаграммный тест, ассоциативный эксперимент и многие другие. Опыты с обучением решению лабиринтных задач, которые проводили Д. Тэйлор и К. Спенс и другие, показали, что тревожные испытуемые отставали в этом обучении от других испытуемых. Н. Стонал, построив 12 гипотез, связанных с тестом Роршаха, не обнаружил взаимосвязи между реакциями индивида и его деятельностью. Однако такую связь удалось найти Б. Лофчи. В его исследовании испытуемые, которые по тесту Роршаха имели высокие показатели перцептивных способностей, в ситуациях повышенной тревожности лучше выполняли психомоторные задания, чем испытуемые с низкими показателями.

К. Спенс и X. Макфэн в экспериментальном обучении парным словесным ассоциациям установили такую закономерность: если ассоциации простые, ничем не осложненные, то тревожные испытуемые превосходят остальных в обучении, если же ассоциирование по условию затрудняется, то тревожные отстают в обучении от других испытуемых.

Та же самая закономерность (превосходство тревожных испытуемых в решении простых задач и отставание в решении сложных) были обнаружены в опытах на скорость реакции. Так, опыт Грайса с летчиками показал, что как только задача реагирования усложнялась, тревожные испытуемые отставали в скорости и точности реакций. Такого же рода результаты получены в опытах Росси, Винера.

Результаты приведенного в данной статье анализа многочисленных исследований показали, что в настоящее время существует целый ряд различных методов диагностики тревоги и тревожности, и в основном они направлены на изучение особенностей взрослого человека. Методы исследования детской тревожности в настоящее время описываются достаточно редко. В особенности это касается методик диагностики уровня тревожности у детей дошкольного возраста, список которых чаще всего ограничивается проективными методиками.

Материалы по теме:

Диагностика школьной тревожности.

Диагностика и коррекция школьной тревожности.

Методики и тесты для исследования тревожности:

Опросник Филлипса — диагностика школьной тревожности.

Тест Филлипса — обработка в Excel.

А. М. Прихожан «Проективная методика диагностики школьной тревожности«

Тест Спилбергера-Ханина — диагностика ситуативной и личностной тревожности (компьютерный вариант).

Метод экспертных опросов педагогов и родителей учащихся.

Наблюдение как метод определения уровня школьной тревожности.

Любовь Михайловна Костина

Диагностика уровня тревожности. Методика «Ступени»

  1. Главная
  2. Диагностика
  3. Диагностика уровня тревожности. Методика «Ступени»

Цель диагностики уровня тревожности:

— изучение динамики самооценки в период предшкольной подготовки.

Ход выполнения диагностики:

Ребенку нужно дать лист бумаги на котором нарисованы  7 ступенек, где средняя ступенька имеет форму площадки и объяснить задачу: «Три нижние ступеньки-для плохих детей(чем ниже, тем хуже), на площадке — не плохие и не хорошие, а на три верхние ступеньки – для хороших детей (чем выше, тем лучше)». Каждая ступенька имеет, тем самым, определенную содержательную характеристику. Задача ребенка состоит в том, что он, основываясь на своем мировосприятии и ощущениях должен поставить себя на какую-то ступень и объяснить свой выбор.

Инструкция для ребенка:

«Если всех детей расставить на этих ступеньках, то на трех верхних ступеньках оказываются хорошие дети: добрые, умные, сильные, послушные — чем выше, тем лучше. Так на ступеньке 1 находятся просто хорошие дети, на ступеньке 2 — очень хорошие, на ступеньке 3 — лучшие.

class=»eliadunit»>

Ты знаешь, что есть очень хорошие дети, есть плохие, есть средние. Вот на этой лесенке (Показывается листок бумаги с нарисованной лесенкой) средние дети находятся посередине, вот на этой площадке (показать площадку). Эти дети не плохие, и не хорошие, а средние. А на трех нижних ступеньках находятся плохие дети — чем ниже, тем хуже. Снизу площадки находятся плохие дети, на 2 строчке снизу — очень плохие, на 3 снизу — худшие.

— Понял? Давай повторим (повторяется с ребенком расположение ступенек).

А теперь поставь себя на ту ступеньку, которую ты, по твоему мнению, занимаешь. Покажи, куда бы ты поставил себя, на какую ступеньку? (Чтобы легче было выполнить задание можно поместить на ту или иную ступень картинку с изображением мальчика или девочки).

— Почему ты поставил себя на эту ступеньку?

Оценка результатов диагностики:

для детей, которые идут в первый класс, характерно наличие высокой положительной самооценки. В норме ребенок должен ставить себя не ниже, чем на вторую строчку сверху, то есть нормой является самооценка в 6 баллов. 7 или 5 баллов не является отклонением от нормы, а свидетельствуют об очень хороших или просто хороших отношениях ребенка в семье и в дошкольном учреждении.  

Самооценка от 1 до 3 баллов, т.е. отнесение ребенком себя к «плохим» детям, является важным признаком неблагополучного социального развития и, в первую очередь, является показателем неблагоприятного опыта социальных взаимодействий. Скорее всего, отрицательная самооценка связана с неблагополучными семейными отношениями или отрицательным отношением родителей к самому ребенку или связана с неблагоприятным опытом общения ребенка в дошкольном учреждении. Необходимо выяснить конкретные причины негативной самооценки, потому что на этом основании можно прогнозировать успешность включения ребенка в коллектив класса и строить программу коррекции образа «Я» ребенка.

Мы в соцсетях

Популярные материалы

  • Главная
  • Открытое занятие психолога (сказкотерапия) в старшей группе: «Развитие базовых эмоций и воли»
  • org/Article»> Открытое занятие психолога с элементами сказкотерапии в подготовительной группе: «Сказочное путешествие»
  • Тренинг для родителей «Когда в семье «тяжелые» родители»
  • Коррекционно-развивающая программа для развития познавательных процессов дошкольников 4 года жизни «Подари добро»
  • Программа развития интеллекта детей 6-7 лет

Детские тревожные расстройства | Американская ассоциация тревожности и депрессии, ADAA

Генерализованное тревожное расстройство

Если у вашего ребенка генерализованное тревожное расстройство или ГТР, он или она будет чрезмерно беспокоиться о различных вещах, таких как оценки, семейные проблемы, отношения со сверстниками и успеваемость. в спорте. Узнайте больше о ГТР.

Дети с ГТР, как правило, очень требовательны к себе и стремятся к совершенству. Они также могут постоянно искать одобрения или заверения у других.

Паническое расстройство

Диагноз панического расстройства ставится, если ваш ребенок переносит не менее двух неожиданных приступов паники или тревоги, что означает, что они возникают внезапно и без причины, за которыми следует не менее одного месяца беспокойства по поводу повторного приступа, потери контроля, или «сходить с ума». Узнайте больше о паническом расстройстве и панических атаках.

Тревожное расстройство разлуки

Многие дети испытывают тревогу разлуки в возрасте от 18 месяцев до трех лет, когда нормально испытывать некоторую тревогу, когда родитель выходит из комнаты или уходит из поля зрения. Обычно детей можно отвлечь от этих ощущений.

Ваш ребенок также часто плачет, когда его впервые оставляют в детском саду или дошкольном учреждении, и плач обычно стихает после того, как он привыкнет к новой среде.

Если ваш ребенок немного старше и не может оставить вас или другого члена семьи, или ему требуется больше времени, чтобы успокоиться после вашего ухода, чем другим детям, то проблема может заключаться в расстройстве тревоги разлуки, которым страдают 4 процента детей. Это расстройство чаще всего встречается у детей в возрасте от семи до девяти лет.

При синдроме разлуки ребенок испытывает чрезмерную тревогу вдали от дома или в разлуке с родителями или опекунами. Чрезвычайная тоска по дому и чувство страданий из-за отсутствия близких людей являются обычным явлением.

Другие симптомы включают отказ идти в школу, лагерь или ночевку, а также требование, чтобы кто-то оставался с ними перед сном. Дети с тревогой разлуки обычно беспокоятся о том, что с их родителями или опекунами может случиться что-то плохое, или могут иметь смутное ощущение, что что-то ужасное происходит, пока они находятся в разлуке.

Социальное тревожное расстройство

Социальное тревожное расстройство, или социальная фобия, характеризуется сильным страхом перед социальными и исполнительскими ситуациями и действиями, такими как вызов в классе или начало разговора со сверстником. Узнайте больше о социальном тревожном расстройстве.

Это может значительно ухудшить успеваемость и посещаемость вашего ребенка в школе, а также его или ее способность общаться со сверстниками и развивать и поддерживать отношения.

  • Смотреть это ВИДЕО : Подросток Роуз рассказывает о своей социальной тревожности и о том, как ей помогла когнитивно-поведенческая терапия (КПТ).
Избирательный мутизм

Дети, которые отказываются говорить в ситуациях, когда разговор ожидается или необходим, в той мере, в какой их отказ мешает школе и дружбе, могут страдать селективным мутизмом.

Дети, страдающие селективным мутизмом, могут стоять неподвижно и без выражения, поворачивать голову, жевать или вертеть волосы, избегать зрительного контакта или отходить в угол, чтобы не разговаривать.

Эти дети могут быть очень разговорчивыми и вести себя нормально дома или в другом месте, где они чувствуют себя комфортно. Родители иногда удивляются, узнав от учителя, что их ребенок отказывается говорить в школе.

Средний возраст постановки диагноза — около 5 лет, или примерно в то время, когда ребенок идет в школу.

  • Посетите онлайн: Группа селективного мутизма
Специфические фобии

Специфические фобии — это сильный иррациональный страх перед определенным объектом, например собакой, или ситуацией, например полетом. Распространенные детские фобии включают животных, бурю, высоту, воду, кровь, темноту и медицинские процедуры.

Дети будут избегать ситуаций или вещей, которых они боятся, или переносить их с тревожными чувствами, которые могут проявляться в виде плача, истерик, цепляния, избегания, головных болей и болей в животе. В отличие от взрослых, они обычно не осознают, что их страх иррационален. Узнайте больше о фобиях.

 


Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) тесно связаны с тревожными расстройствами, которые некоторые могут испытывать одновременно с депрессией.

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)

ОКР характеризуется нежелательными и навязчивыми мыслями (навязчивыми идеями) и чувством принуждения к повторному выполнению ритуалов и рутинных действий (навязчивые действия), чтобы попытаться уменьшить тревогу. Узнайте больше об ОКР.

Большинство детей с ОКР диагностируют в возрасте около 10 лет, хотя расстройство может поражать детей в возрасте двух или трех лет. Мальчики более склонны к развитию ОКР до полового созревания, в то время как девочки, как правило, развиваются в подростковом возрасте.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

Дети с посттравматическим стрессовым расстройством или посттравматическим стрессовым расстройством могут испытывать сильный страх и тревогу, стать эмоционально оцепеневшими или легко раздражаемыми, избегать мест, людей или занятий после того, как пережили или стали свидетелями травматического или жизнен- угрожающее событие. Узнайте больше о ПТСР.

Не у каждого ребенка, пережившего или услышавшего о травмирующем событии, разовьется посттравматическое стрессовое расстройство. Испытывать страх, грусть или опасения после таких событий – это нормально, и многие дети быстро оправляются от этих чувств.

Дети, наиболее подверженные риску посттравматического стрессового расстройства, — это те, кто был непосредственным свидетелем травматического события, непосредственно пострадал (например, травма или смерть родителя), имел проблемы с психическим здоровьем до этого события и не имеет надежной сети поддержки. Насилие дома также увеличивает риск развития посттравматического стрессового расстройства у ребенка после травматического события.

 

Обновлено в сентябре 2015 г.

Педиатрическое генерализованное тревожное расстройство (ГТР) — состояние и лечение

Основные положения о генерализованном тревожном расстройстве (ГТР) у детей и подростков

  • Генерализованное тревожное расстройство (ГТР) является серьезной проблемой психического здоровья. У ребенка с ГТР много беспокойства и страха, которые, кажется, не имеют реальной причины.
  • Ребенок с ГТР может беспокоиться о таких вещах, как будущие события, прошлое поведение и семейные дела.
  • Ребенок может не осознавать, что его беспокойство более сильное, чем того требует ситуация.
  • Генерализованное тревожное расстройство вызывается как биологическими факторами, так и факторами окружающей среды.
  • Для диагностики ГТР необходима оценка психического здоровья.
  • Лечение включает терапию и лекарства.
  • Без лечения хроническая тревожность может привести к другим серьезным проблемам, таким как депрессия, злоупотребление психоактивными веществами и членовредительство.
  • Лечение и участие семьи могут помочь уменьшить симптомы генерализованного тревожного расстройства и улучшить качество жизни вашего ребенка

Предотвращение и оценка рисков

  • Генерализованное тревожное расстройство (ГТР) — это проблема психического здоровья. У ребенка с ГТР много беспокойства и страха, которые, кажется, не имеют реальной причины. Беспокойство может быть более сильным, чем того требует ситуация. Дети или подростки с ГТР часто беспокоятся о многих вещах, таких как:

    • Внешний вид
    • Будущие события
    • Прошлое поведение
    • Социальное признание
    • Семейные дела
    • Неспособность оправдать ожидания родителей
    • Их личные способности
    • 9003 1 Успеваемость в школе

    Все дети и подростки испытывают некоторое беспокойство. Это нормальная часть взросления. Но иногда тревоги и страхи не проходят. Они могут мешать нормальной деятельности ребенка. В этих случаях может присутствовать тревожное расстройство.

  • Эксперты считают, что генерализованное тревожное расстройство вызывается как биологическими факторами, так и факторами окружающей среды. Ребенок может унаследовать склонность к беспокойству. Дисбаланс двух химических веществ в мозге (норадреналина и серотонина), скорее всего, играет роль.

    Ребенок также может научиться беспокойству и страху у членов семьи и других людей. Например, ребенок, родитель которого боится грозы, может научиться бояться грозы. Травматическое событие также может вызвать общую тревогу. Это может включать в себя такие вещи, как смерть родителя, развод или серьезный семейный несчастный случай или болезнь.

  • Дети, чьи родители страдают тревожным расстройством, более склонны к тревожности. Дети, которые кажутся более сдержанными в детстве, могут быть подвержены большему риску беспокойства.

Диагностика

  • В отличие от взрослых с общей тревожностью, дети и подростки часто не осознают, что их тревожность более интенсивна, чем того требует ситуация. Дети и подростки с тревогой часто нуждаются в большом количестве поддержки со стороны взрослых в своей жизни.

    Симптомы могут немного различаться у каждого ребенка. Но наиболее распространенными симптомами общего беспокойства являются:

    • Много беспокойств о вещах до того, как они произойдут
    • Много беспокойств о друзьях, школе или занятиях
    • Почти постоянные мысли и страхи о безопасности ребенка или безопасности родителей
    • Отказ от ходить в школу
    • Частые боли в животе, головные боли или другие физические жалобы
    • Мышечные боли или напряжение
    • Проблемы со сном
    • Сильное беспокойство по поводу сна вдали от дома
    • Навязчивое поведение с членами семьи
    • Ощущение кома в горле
    • Чрезвычайная усталость (усталость)
    • Недостаток концентрации
    • Легко вздрагивает
    • Быть ворчливым или раздражен
    • Неспособность расслабиться

    Симптомы ГТР могут показаться другими проблемами со здоровьем. Убедитесь, что ваш ребенок посещает своего лечащего врача для постановки диагноза.

  • Перед направлением в психиатрическую больницу лечащий врач вашего ребенка должен исключить любые другие проблемы со здоровьем. Как только это будет сделано, детский психиатр или другой эксперт в области психического здоровья может диагностировать тревогу. Они проведут оценку психического здоровья вашего ребенка. Он может включать в себя полный эмоциональный и социальный анамнез, интервью с вами и вашим ребенком и стандартизированное тестирование.

Лечение

  • Дети и подростки с общей тревожностью не могут просто взять себя в руки и поправиться. Они не выбирают действовать или чувствовать тревогу. Они часто нуждаются в лечении. Во многих случаях лечение является ключом к выздоровлению. Без лечения тревога может ухудшиться или стать долгосрочной проблемой. Лечение будет зависеть от симптомов вашего ребенка, возраста и общего состояния здоровья. Это также будет зависеть от того, насколько тяжелым является состояние.

    Лечение ГТР может включать:

    • Когнитивно-поведенческая терапия. Это помогает ребенку научиться лучше справляться с беспокойством. Цель также состоит в том, чтобы помочь ребенку справиться с ситуациями, которые могут привести к тревоге.
    • Лекарства. Антидепрессанты или успокаивающие препараты могут помочь некоторым детям чувствовать себя спокойнее.
    • Семейная терапия. Родители играют жизненно важную роль в любом лечении.
    • Вход в школу. Детская школа также может быть включена в программу ухода.
  • Эксперты не знают, как предотвратить генерализованное тревожное расстройство у детей. Если вы видите признаки беспокойства у вашего ребенка, вы можете помочь, пройдя обследование как можно скорее. Помните, что симптомы не требуют внимания, а являются признаком серьезной проблемы. Раннее лечение может облегчить симптомы и улучшить нормальное развитие вашего ребенка. Это также может улучшить качество их жизни.

  • Как родитель, вы играете ключевую роль в лечении вашего ребенка. Вот что вы можете сделать, чтобы помочь:

    • Приходить на все встречи с лечащим врачом вашего ребенка. Если прописано лекарство, убедитесь, что оно принимается в соответствии с указаниями. Предупредите врача вашего ребенка, если есть какие-либо признаки побочных эффектов.
    • Успокойте своего ребенка. При общей тревожности ваш ребенок может не осознавать, что его беспокойство сильнее, чем того требует ситуация. Вашему ребенку потребуется больше поддержки от вас и других взрослых.
    • Слушайте своего ребенка. Узнайте о школе, активности в социальных сетях и отношениях. Буллинг, как лично, так и в социальных сетях, является серьезной проблемой, с которой сталкиваются многие дети. Дайте ребенку понять, что он может говорить с вами о чем угодно, особенно если он настолько встревожен или опечален, что рассматривается вопрос о причинении себе вреда.
    • Проведите приятное время без стресса со своим ребенком. Сходите на прогулку, поужинайте или сходите в кино.
    • Поговорите с поставщиком медицинских услуг вашего ребенка о других поставщиках услуг, которые будут включены в программу ухода за вашим ребенком. Ваш ребенок может получать помощь от группы, в которую могут входить консультанты, терапевты, социальные работники, психологи, учителя и психиатры. Команда по уходу за вашим ребенком будет зависеть от его потребностей и серьезности беспокойства.
    • Расскажите другим о беспокойстве вашего ребенка. Вместе с лечащим врачом вашего ребенка и школой разработайте план лечения. Напомните учителям, что вашему ребенку потребуется дополнительная поддержка.
    • Если генерализованное тревожное расстройство сильно мешает вашему ребенку успешно учиться в школе, он может иметь право на особую защиту и разумное приспособление в соответствии с Законом об американцах-инвалидах (ADA) или разделом 504 Закона о гражданских правах. За дополнительной информацией обратитесь к директору вашей школы или учителю вашего ребенка.
    • Обратитесь за поддержкой в ​​местные общественные службы. Общение с другими родителями, у которых есть ребенок с генерализованным тревожным расстройством, может быть полезным.
  • Немедленно позвоните поставщику медицинских услуг, если ваш ребенок:

    • Чувствует крайнюю депрессию, страх, тревогу или гнев по отношению к себе или другим другие не видят
    • Не может спать или есть в течение трех дней подряд
    • Демонстрирует поведение, которое беспокоит друзей, семью или учителей, и другие люди выражают беспокойство по поводу такого поведения и просят вас о помощи

    Беспокойство может увеличить риск самоубийства ребенка . Угроза суицида – это крик о помощи. Всегда очень серьезно относитесь к таким заявлениям, мыслям, поведению или планам. Любой ребенок, выражающий мысли о самоубийстве, должен быть немедленно обследован.

    Позвоните по номеру 911, если у вашего ребенка есть суицидальные мысли, план самоубийства и средства для его реализации.

    Если ваш ребенок старше, убедитесь, что в его телефоне есть номера экстренных служб. К ним относятся родители, другие доверенные взрослые, их поставщик медицинских услуг и 988 Suicide and Crisis Lifeline (ранее Национальная линия спасения от самоубийств): позвоните или напишите 988, доступный 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Помогите ребенку понять, что обращение за помощью — это самое важное, что нужно сделать, если рассматривается вопрос о причинении себе вреда.

    Лечение тревожности в Детской национальной больнице

    Программа тревожных расстройств — это специализированная лечебная клиника, занимающаяся тщательной оценкой и эффективным лечением широкого спектра тревожных расстройств, распространенных среди детей и подростков. Узнайте больше о процедурах, которые мы предлагаем.

    Узнать о лечении

    Помогите детям и сделайте мир лучше

    Инвестируйте в будущие лекарства от некоторых из самых разрушительных болезней в жизни. Пожертвуйте сегодня, чтобы помочь большему количеству детей стать сильнее.

    Пожертвовать

    Детская команда Департаменты

    Детская команда

    Детская команда

    Провайдеры

    Лилия Эндрю

    Директор Программы исследований тревожных расстройств
    Психолог

    Донна Маршалл

    Директор, Whole Bear Care, Служба первичной медико-санитарной помощи
    Психолог

    Эшли Маскетт

    Психолог

    Шарде Петтис

    Психолог

    Аделаида Робб

    Начальник отдела психиатрии и поведенческих наук

    Ми-Ён Ри

    Содиректор программы тревожных расстройств
    Психолог

    Эрин Сэдлер

    Содиректор, Программа расстройств настроения
    Директор CPP Services
    Психолог

    Айман Салех

    Медицинский директор, амбулаторная психиатрия и поликлиника театра Такома
    Детский и подростковый психиатр

    Трейси Возар

    Клинический директор, перинатальное поведенческое здоровье
    Психолог

    Лаура Уиллинг

    Содиректор Программы тревожных расстройств
    Детская национальная больница DCMAP Руководитель участка
    Заместитель директора программы, стипендия детской и подростковой психиатрии
    Детский и подростковый психиатр

    Отделы

    Отделы

    Проблемы со здоровьем, связанные с издевательствами

    Программа лечения проблем со здоровьем, связанных с издевательствами, занимается детьми и подростками, которые подвергаются издевательствам, а также тем, кто издевается над другими.

Добавить комментарий