Урок РКСЭ «Светская этика» на тему «Дружба и порядочность». 4-й класс
Учебный предмет “Основы светской этики”, 4 класс.
Цель: Формирование у обучающихся представлений о понятиях “Дружба и порядочность” как важнейшие нравственные ценности.
Задачи.
- Определить понятие “дружба”, “друг”, “приятель”, “товарищ”, “порядочность”; правил дружбы и т.д.
- Содействовать воспитанию таких положительных качеств, как умение дружить; дорожить дружбой.
- Развивать коммуникативные способности и аргументированно отстаивать свою точку зрения; способствовать сплочению класса – дружбе.
Основные средства наглядности: Презентация.
Ожидаемые результаты: На данном уроке проходит работа в группах, которая даёт представление о дружбе как важнейшей нравственной ценности. Развиваются коммуникативные навыки через совместную работу и принятие решений. Домашнее задание дано с учётом индивидуальных особенностей детей.
Глоссарий: Дружба, Порядочность, Бескорыстие, Друг, Приятель, Товарищ.
Ход урока
I. Установка. Мотивация.
1. Организационный момент.
2. Обсуждение результатов домашнего задания
– Какие добрые дела совершали в течение недели?
– Какие добрые дела совершали окружающие по отношению к вам?
II. Определение темы урока и задачи урока.
1. Чтение учителем притчи:
Светлячок Солнце садилось. По полянке бежали зеленые волны, пропадая на горизонте. Вокруг пахло вечерней прохладой. Птицы замолчали, уступив место нашему герою. Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. Это был светлячок – маленькая букашечка. Его пение нельзя сравнить с трелью соловья. Он просто пел, пел от любви, которая наполняла его маленькое существо, от любви к жизни.
– Ну, как? – деловито спросил он, играя лучами уходящего солнца.
– Красиво… – сказал мальчик с каким-то изумлением в голосе.
– Какое красивое солнце, будто зрелая вишня, – фальшивил светлячок,
придумывая все новые и новые сравнения. А мальчик продолжал неподвижно сидеть,
смотря в сторону остатков уходящего солнца. Светлячок до утра пел мальчику, а на
рассвете убежал к своим друзьям, которые наперебой звали его к себе, чтобы
похвастаться известным гостем – бриллиантовым светлячком. Светлячок
пропадал среди лести и восхищения и лишь иногда прибегал на полянку, где в любое
время его ждал мальчик. Светлячок ему пел, рассказывал о своих похождениях, а
потом исчезал. Они были знакомы уже целый год. Время шло, безжалостно пожирая
минуты, часы, дни, года. И светлячок постарел. И, о, беда, он потускнел и
перестал быть похожим на бриллиант. И однажды, когда он пел свои дифирамбы
красоте перед толпой зевак, кто-то шепнул: “Чего вы тут глазеете, слепые что ли?
Он же тускл, как кусок стекла”. Один сказал… Друзей больше не было, в гости не
звали, им не восхищались, а кто-то еще и сказал, что слуха у него нет. В
отчаянии побрел светлячок куда глаза глядят. И прибрел, на свое удивление, все
на ту же полянку, где ждал его мальчик. Светлячок подошел к нему и вздохнул.
– Что случилось? Я так по тебе соскучился.
– А разве ты не видишь?
– Нет, – честно ответил мальчик.
– Ну, и ладно, – сказал светлячок.
– Расскажи мне, что ты видишь, – попросил мальчик.
– Что? – удивился светлячок.
– Ну, спой свою песенку. Мне так нравится слушать, как ты красиво
описываешь природу, небо, солнце, траву… Вот бы хоть разок взглянуть на это. И
только тут до светлячка дошло, что мальчик слепой и ему все равно, блестит он
или нет. Ему важно то, что он говорит, то, что он приходит. Он ему нужен даже
без блеска. Он ему нужен!
– А что это такое? Ты раньше не пел мне об этом.
– Раньше я просто не знал, что это такое, а теперь знаю.
2. Определение темы и задач урока.
Тема. Дружба. Что это? Друг. Кто он? Качества дружбы.
Задачи.
Определить особенности дружбы как особенного вида отношений людей.
Сформулировать правила дружбы.
(Тема и задачи урока записаны на доске.)
III. Основная часть. (Информационно-аналитический.)
IV.
1. Мозговой штурм (работа в малых группах). Составление “Древа предсказаний “Дружба – это….”
2. Обсуждение проектов, выводы. Слово учителя. (Презентация. Слайды “Дружба – это….”.) (Презентация. Слайды 1–6)
3. Назовите синонимы к слову “Дружба” (Друг, приятель, товарищ…)
Обсудить, как дети понимают эти понятия, дать определения к понятиям. Закрепить по материалу учебника (с. 64–65). (Слайд 7)
4. Игра “Ромашка”. (Работа в парах.)
На лепестках ромашки предложите, пожалуйста, качества, которыми должна обладать “Дружба”. (Взаимное доверие, честность, привязанность, общность интересов, духовная близость, взаимная симпатия, бескорыстность, избирательность, порядочность…)
Обсуждение каждого качества, и дать понятие “Бескорыстие” и “Порядочность” (учебник с. 64).
5. Самостоятельная работа.
– А теперь обсудим, что мешает дружбе и даже ведет к её потере, а что помогает сохранить дружбу. (Первая группа, каждый ученик записывает причины размолвки, а вторая группа – причины сохранения дружбы…)
Через определенное время каждый по очереди называют, а учитель записывает на доске в 2 столбика: 1 ст. Мешает…. 2 ст. Помогает…
Физкультминутка. (Дети выполняют в парах.)
Ты дрозд и я дрозд (Показывают.)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга. (Обнимаются.)
Проектная работа. Дети в группах пытаются составить Законы (правила) дружбы. Защита проектов. (Слайды 9–10)
V. Закрепление.
Вопросы и задания для обучающихся. Фронтальная работа.
– Что такое дружба? Есть ли у вас друг? Почему вы считаете его другом? Помогает ли тебе дружба в жизни, учебе?
Рефлексия.
– В чём смысл такой черты дружбы как избирательность? Прочитайте пословицу,
которая иллюстрирует эту черту.
– Как текст толкует такую черту как бескорыстность? Какая из названных пословиц
иллюстрирует данную черту? (Слайд 8)
- Друга иметь – себя не жалеть.
- Кто скуп да жаден, тот в дружбе неладен.
- Своих друзей наживай, а отцовских не теряй.
- Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга.
- Друг познаётся на рати да при беде
- Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.
– Кого выбрать себе в друзья? Какой совет тебе даёт учебник? Прочитай.
– Какая черта Дружбы прослеживается в этом мультфильме? (Просмотр мультфильма
“Просто так…)
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия. Беседа. (Слайды 11–16)
– Что такое Дружба?
Спросила я у птицы.
– Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
– Что такое Дружба? –
– Это когда зайцу
Лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
– Дружба – что такое?
– Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют.
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и взрослые, и дети!
Посмотрите, какое большое сердце нарисовано на плакате. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце-кармашек вы опустите сейчас вырезанную из бумаги ладошку с пожеланиями – себе, другу, классу. Мы их откроем на следующем уроке. (На последнем этапе урока звучит фрагмент песни “Дружба – это не работа…” – Презентация. )
VII. Домашнее задание (на выбор).
1. Подберите пословицы о дружбе.
2. Расспросить родителей о значении для них в жизни дружбы
3. Найти пословицы и поговорки разных народов мира о дружбе
4. Написать сочинение на тему “Кого я могу назвать настоящим другом…”
5. Придумать и нарисовать символ дружбы
(Возможна другая концовка урока…)
– Какую цель ставили перед собой?
– Достигли ли вы цели?
– Оцените свою работу.
– Помните, в начале урока вы сказали, что у вас хорошее настроение. Теперь вы
поняли почему? (Мы пришли на урок получать новые знания.)
(Всем детям раздаю маленькие солнышки.)
– Пусть эти солнышки дарят вам свет, который увидят ваши…….(глаза).
Под солнышком будут петь птицы, пение которых услышат ваши …….. (уши).
Распустятся цветы, их ароматы вы почувствуете………(носом).
Созреют ягоды, вкус которых вам поможет распознать ………….(язык).
Тепло этого солнышка вы почувствуете………. .(кожей).
– И глядя на это солнышко, вы вспомните своих друзей, которые с нетерпением ждут вас здесь каждое утро. Спасибо всем за урок.
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланья:….
Дети говорят друг другу добрые пожелания.
(Рефлексия со стороны учителя?)
Дружба и порядочность
о
т
а
б
о
р
1. Д
р
й
н
о
ы
2 . б
о
л
д
г
а
р
д
3.м
о
с
т
ь
у
4. н
т
ь
е
ж
о
с
н
р
ы
й
е
е
ж
л
и
в
5. б
т
н
ы
й
у
6. а
к
к
р
а
1. Отзывчивость, благожелательность, стремление помогать людям.
2. Так называют человека высоконравственного, самоотверженного, честного и открытого.
3. Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать нужные советы.
4. Это свойство души можно увидеть во взгляде любящего человека, услышать его в голосе.
5. Так называют экономного человека.
6. Этим словом называют человека исполнительного, соблюдающего
порядок, выполняющего все старательно и точно.
Зачем дружба нужна людям?
Дружба – это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры в друг друга, общности интересов и взглядов, совместной деятельности.
Д оверие
Р адость
У важение
Ж елание
Б орьба
А ктивность
Притча «Бог Дружбы»
Жил был на свете человек, и сопровождали его в жизни три бога: бог счастья, бог богатства и бог дружбы. Когда этот человек достиг в жизни больших успехов, боги посетили его, и сказали: – Человек ты достиг желаемого и двое из нас покидают тебя, но ты можешь оставить одного из нас с собой. Человек задумался, и ответил: – Пусть со мной останется бог дружбы, – сказал человек и лег спать. Наутро он открыл глаза и увидел рядом со своей постелью всех трех богов. Человек удивленно спросил: – Почему Вы все остались. – Потому, что ты оставил рядом с собой бога дружбы, а он и наш друг. Дороже дружбы нет ничего на свете, поэтому мы и остались, – ответили ему боги.
? В чем смысл притчи?
Чему должна нас научить эта притча? Что наиболее ценно в жизни по мнению авторов?
Бескорыстие – это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе.
Порядочность – это строгое соблюдение человеком всегда и во всём установленных в обществе норм поведения, неспособность человека к плохим поступкам.
Что мешает дружбе?
Что помогает сохранить дружбу?
Помогает дружбе
Бескорыстие
Мешает дружбе
Вспыльчивость
Доверие
Глупость
Интерес
Зависимость
Искренность
Зависть
Милосердие
Корыстолюбие
Надежность
Ложь
Равноправие
Ненадежность
Свобода
Обман
Симпатия
Предательство
Честность
Хитрость
Правила дружбы
- Не оставляй друга в беде
- Помогай другу во всём
- Будь верным в дружбе, верь в друга
- Будь требовательным к дружбе
- Не обманывай друга
- Умей уступать другу
- Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получилось
- Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось
- Не смейся над недостатками друга
- Останови друга, если он делает что-то плохое
- Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику
- Умей признавать свои ошибки, помириться с другом
Задание: Подобрать пословицу по ключевым словам
- … – ищи , а нашел – …
- Не имей … … , а имей … ….
- Человек без …… , что дерево без ….
- … – как стекло разобьешь – не ….
- Недруг поддакивает, а …спорит.
? О каких секретах дружбы говорится в пословицах?
Если с другом вышел в путь…
Приятель-это близкий и дружески расположенный знакомый.
- Друг — это человек, который связан с тобой дружбой, то есть близкими отношениями, основанными на привязанности, доверии, общности интересов.
- Товарищ-человек, близкий по своим взглядам, деятельности, по условиям жизни
В.Осеева «До первого дождя»
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили вместе в школу. Один раз когда девочки шли по улице начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.
-Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня.
-Я не могу, я промокну! – загнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша. В школе учительница сказала:
— Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе!
— У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.
-Так вы могли бы укрыться одним плащом,- сказала учительница и , взглянув на Машу, покачала головой.
-Видно ваша дружба до первого дождя! Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
ПОГОВОРКИ и ПОСЛОВИЦЫ:
- «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью»
- « Взаимное доверие — основа дружбы».
- « Человек без друзей, что дерево без корней».
- « Старый друг, лучше новых двух».
- «Настоящая дружба не знает зависти».
- «Не богатство друг, а друг-богатство».
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ ГЛАСИТ:
« Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно еще самому быть таким ».
А теперь давайте поиграем в игру «Собери пословицы». Наши пословицы случайно рассыпались! И сейчас их нужно собрать. Давайте найдем начало каждой фразы.
Нет друга – ищи,
Скажи мне кто твой друг,
Человек без друзей,
Дружба крепка не лестью,
Дружба как стекло:
что дерево без корней.
а нашел — береги. а правдой и честью. разобьешь — не сложишь. в беде. и я скажу, кто ты
Общая порядочность в дружбе с Марком Воннегутом и Мадлен Зелински
Триггерное предупреждение: этот блог посвящен самоубийствам и другим проблемам психического здоровья.
Одна из наших сотрудниц вспоминает, как присутствовала на речи о психическом здоровье, произнесенной выпускницей ее женского общества. Две вещи, сказанные во время этой речи, запомнились ей. Один из них: «Каждый человек имеет психическое здоровье». Другой: «Некоторые из вас могут не знать никого с психическими заболеваниями». Идея докладчика заключалась не в том, что люди не знакомы с людьми с плохим психическим здоровьем, а в том, что они знают этих людей, но не осознают этого.
Если не обращать внимания, можно легко не заметить психическое заболевание. Вместо того, чтобы вмешиваться, когда уже слишком поздно — когда близкие уже пытались покончить с собой, перенесли тяжелые приступы паники, оказались в психиатрических больницах — мы все должны внимательно следить за появлением первых признаков этих заболеваний. У каждого есть психическое здоровье, поэтому каждый может испытывать плохое психическое здоровье. Мы как друзья обязаны проверять друг друга и даже самих себя.
Доктор Марк Воннегут, сын Курта Воннегута, сказал, что мы не должны ждать, пока общество начнет бороться с психическими заболеваниями, а должны действовать сами.
«На самом деле разница заключается в маленьких действиях», — сказал Марк Воннегут. «[Каждый должен] быть лучшим другом для человека, у которого есть симптомы».
Марк Воннегут, педиатр и автор двух мемуаров о психических заболеваниях ( The Eden Express и Точно так же, как кто-то без психических заболеваний, только в большей степени ), вспоминает попытку самоубийства своего отца в 1984 году, о которой Курт Воннегут впоследствии редко упоминал. В отличие от врачей психиатрической больницы, где находился Курт Воннегут, Марк Воннегут никогда не считал депрессией болезнь, от которой страдал его отец.
«На полу не должно быть больше [таблеток], чем их в вашем теле», — сказал Марк Воннегут о попытке самоубийства. Он сказал Курту Воннегуту: «Папа, я думаю, что ты делаешь довольно паршивую работу, изображая кого-то с психическим заболеванием, которого у тебя нет».
Марк Воннегут считал, что его отец страдал не от клинической депрессии, а от посттравматического стрессового расстройства, вызванного его службой в армии США во время Второй мировой войны. Опыт Курта Воннегута в качестве военнопленного в Дрездене, Германия, вдохновил его на создание самой известной книги «9». 0021 Бойня номер пять .
Обсуждение этой проблемы с другими людьми, у которых были такие же проблемы, особенно с другими ветеранами войны, помогло бы Курту Воннегуту пережить то, что с ним произошло, более здоровым образом, сказал Марк Воннегут.
Такие дискуссии о психическом здоровье не могут начинаться слишком рано.
«Психическое здоровье очень важно, когда вы развиваетесь, так же, как важно правильно питаться», — сказала Мадлен Зелински, сотрудница молодежной организации Youth MOVE National.
Зелински примет участие в мероприятии в декабре этого года в Музее и библиотеке Курта Воннегута, предлагая тренировку суицидальной готовности. Эта сессия, являющаяся частью программы KVML «Больше не одиночества», ориентированной на осведомленность о психическом здоровье, научит участников тому, как правильно распознавать признаки суицидальных мыслей, обращаться к людям, у которых проявляются симптомы, и связывать их с ресурсами, чтобы обеспечить их безопасность.
По словам Зелински, самая большая ошибка, которую люди совершают, пытаясь связаться с друзьями, борющимися с суицидальными мыслями или проблемами психического здоровья, заключается в том, как они сначала спрашивают о здоровье своих друзей.
«Им неудобно говорить «самоубийство», — сказал Зелински. «(Называя это] «делать что-то глупое» или «наносить себе вред». . . это недопустимые способы спросить. Вы обесцениваете их чувства».
Большинство людей с суицидальными мыслями, по словам Зелински, думают о самоубийстве как о способе прекратить свою боль. Если кто-то спросит их, думают ли они о том, чтобы «навредить себе», они обычно ответят «нет». По этой причине очень важно спрашивать прямо и ясно.
И Зелински, и Марк Воннегут согласны с тем, что психические заболевания так же опасны, как и физические. Однако Марк Воннегут считает, что диагностика и лечение психических заболеваний должны быть обязанностью медицинских работников, а не друзей и родственников психически больных. Семья и друзья должны просто протянуть руку и помочь своим близким, когда это необходимо.
«Если у кого-то есть желание сделать что-то хорошее. . . все это поможет выбросить людей из головы, — сказал Марк Воннегут. — Психическое заболевание означает, что ваша внутренняя жизнь — плохой район, и вы не должны идти туда в одиночку».
Зелински подчеркнул важность регулярной проверки друзей, которые испытывают проблемы с психическим здоровьем.
«Даже если они не говорят, что [страдают]», — сказал Зелински, — «свяжитесь с ними завтра или на следующей неделе и скажите: «Я думаю о вас. Как дела?»
У каждого человека есть психическое здоровье. Это означает, что психическое здоровье каждого должно быть сохранено. Пожалуйста, проверьте своих друзей. И проверьте себя.
Если вы или кто-то из ваших знакомых испытывает проблемы с психическим здоровьем, вам может быть оказана поддержка. Помимо горячих линий для самоубийц, есть несколько ресурсов для людей, находящихся в кризисной ситуации:
-Текст « начало » до 741741, доступны 24 часа в сутки.
– Приложение My 3, которое позволяет пользователям вводить 3 контакта и связываться с ними одним нажатием кнопки, когда они находятся в кризисной ситуации. Приложение также предлагает индивидуальный план безопасности.
Благодарим Мадлен Зелински за предоставление этих ресурсов.
Почему порядочность важна сейчас как никогда
Эта статья была написана Стивом Харрисоном, председателем LHH, и первоначально была опубликована LHH здесь.
Известный американский педагог и социолог Моррис Мэсси, возможно, не выступал с программным докладом и не вел занятия с 19 лет.95 лет, когда он фактически вышел на пенсию, но его идеи как никогда актуальны, поскольку мы боремся с эпохой COVID-19.
В своем исчерпывающем исследовании человеческих ценностей и их пересечении с маркетингом и управлением бизнесом Мэсси разработал концепцию значительного эмоционального события (СЭЭ). По его собственным словам, он определяет ВИЭ как «опыт, который настолько умственно захватывает, что становится катализатором для вас, чтобы рассмотреть, изучить и, возможно, изменить свои первоначальные ценности или систему ценностей».
Было бы преуменьшением сказать, что мы переживаем одно из них прямо сейчас. После десятилетий относительного мира и некоторых из самых продолжительных периодов экономического роста в истории мы стали свидетелями того, как мировая экономика практически остановилась, поскольку страны ввели жесткие ограничения, чтобы замедлить распространение вируса. Мэсси, возможно, не смог предвидеть такой вызов, но ясно, что COVID-19 соответствует всем условиям, чтобы считаться самым значительным СЭЭ за многие поколения.
Как Коронавирус изменил руководство?
Если COVID-19 является хорошим примером «психического ареста», описанного Мэсси, то какие изменения он вызовет? Как изменятся наши ценности и системы ценностей, когда мы вступим в период большой неопределенности?
Столько всего изменилось в нашей жизни, и самые глубокие изменения произошли на рабочем месте. Миллионы людей во всем мире потеряли работу. Те, кто смог продолжить работу, были вынуждены работать практически из дома и в процессе изменить то, как мы взаимодействуем с нашими коллегами и клиентами. Мы больше не можем считать само собой разумеющимся нашу способность зарабатывать на жизнь или находить удовлетворение в нашей карьере.
Этот поток перемен окажет огромное давление на бизнес-лидеров. Это уникальные времена на неизведанной территории. Руководителям придется рассмотреть все варианты, пытаясь наверстать упущенное или — в более экстремальных ситуациях — предотвратить гибель компании или отрасли.
Ведущие мировые мыслители в области культуры лидерства бьют тревогу в связи с этим переломным моментом. «В такие моменты, когда выбор, который мы делаем, настолько важен, люди отчаянно хотят верить, что их лидеры знают, что они делают. Но они быстро узнают, что в такие времена лидеры либо растут, либо расширяются — они либо перерастают свои слабости и поднимаются на уровень сложности, либо все их худшие слабости выходят на новый уровень», — лауреат Пулитцеровской премии New York Times. — написал обозреватель Том Фридман.
Истина и доверие являются важными элементами, если мы хотим получить хоть какой-то ответ на главный вопрос Фридмана: что делает хорошего лидера, особенно сейчас, когда лидерство находится под таким сильным давлением? После многих лет участия в индустрии этики и комплаенса я могу решительно утверждать, что ключевым фактором успеха лидерства является порядочность.
Порядочность является ключом к успешному лидерству
На протяжении всей истории торговли мы пытались определить и обеспечить соблюдение принципов порядочности во всех аспектах ведения бизнеса: от обещаний, которые мы даем клиентам, до того, как мы относимся к нашим сотрудникам, элементарная порядочность всегда была целью, хотя часто недостижимой целью. Несмотря на то, что комплаенс и этика стали отдельными функциями в крупных коммерческих организациях, а законодатели пытались установить более высокий уровень порядочности, мы часто не достигали наших достойных целей.
Я провел большую часть своей профессиональной жизни, пытаясь ответить на один простой вопрос: может ли порядочность быть институционализирована в компании, чтобы она стала повседневным явлением, встроена в культуру и ежедневно моделировалась лидерами? Если бы мы были в состоянии сделать это, нам потребовалось бы гораздо меньше выделенных ресурсов в области этики и соблюдения или широких законов для обеспечения приличия.
Прежде чем мы сможем внедрить принципы порядочности в наши организации, было бы полезно, если бы мы могли точно определить, что мы имеем в виду. Именно здесь дискуссия становится особенно грязной, учитывая, что так много людей используют так много слов для определения позитивной, продуктивной культуры лидерства.
Честность или прибыльность: на чем должны сосредоточиться лидеры?
В совокупности постоянно растущий список гуру лидерства делает акцент на факторах успеха, начиная от приспособляемости и заканчивая самоконтролем, инновациями, креативностью и ловкостью. Однако большинство из этих концепций в значительной степени применимы к таким вопросам, как производительность и итоговый успех. А как насчет навыков, которые напрямую говорят о нашей способности проявлять основное человеческое достоинство?
Опять же, вы можете найти целый ряд навыков и характеристик, которые могли бы описать действительно достойного лидера, но я сосредоточусь на семи основных идеях: подотчетность; вежливость, сострадание, сочувствие, честность, смирение и принципиальность. Применяя их совместно, эти навыки помогут организации развить и поддерживать гражданскую культуру, которая ценит подлинно этичное поведение и честность даже больше, чем прибыльность.
Вежливость — это приоритет, которого придерживаются очень немногие организации. Истории о сексуальных домогательствах, культурах студенческого братства, которые терпели безудержное издевательство, организациях, которые не смогли бороться с системным расизмом и гомофобией, — все это продукты культур, которые не делают упор на вежливость.
Некоторые другие навыки из моего контрольного списка правил приличия, в частности эмпатия и сострадание, относятся к категории эмоционального интеллекта, тема которой приобретает все большее значение в кругах по развитию лидерских качеств. В сочетании с честностью и приверженностью принципиальному подходу к делу у вас есть то, что я бы назвал надлежащей основой для организационной культуры, в которой порядочность ставится на первое место.
Примеры действительно достойного лидерства
Знание необходимых навыков не менее важно, чем понимание того, как эти навыки должны проявляться в повседневной работе вашей организации. Я нашел много различных примеров действительно достойного лидерства, чтобы помочь описать тип культуры, который воплощает мои семь основных навыков.
Некоторые из них связаны с такими знаковыми фигурами, как Рубен Марк, бывший генеральный директор Colgate Palmolive, который, как известно, регулярно находил время, чтобы навестить рабочих в ночную смену на некоторых из его заводов для неформальных бесед.
Есть и другие примеры, такие как Nabisco, глобальная компания, внедрившая модель найма талантов, которая включала в себя разъяснение всем неудачникам претендентов на работу, почему они не были приняты на работу. В культуре компании укоренилась идея о том, что каждый, кто знакомится с Nabisco, заслуживает достойного обращения. «Все едят печенье» стало основным мотивом этого убеждения.
Покойный Херб Келлехер, колоритный и новаторский основатель Southwest Airlines, был одним из лучших в мире образцов для подражания в области корпоративной порядочности, высказывая свое мнение обо всем, от вовлеченности и опыта сотрудников до рассказов о высокомерном и многословном руководстве. . Как известно, он предупредил лидеров, чтобы они не слишком сильно выпячивали грудь. «Думай мало и действуй мало, и мы станем больше. Мыслите масштабно и действуйте масштабно, и тогда мы станем меньше».
Все это примеры того, что порядочность по существу неподвластна времени; это то, что поможет вам пережить как хорошие, так и плохие времена. Тем не менее, не будет преувеличением сказать, что проявление порядочности в вашей практике и культуре лидерства никогда не бывает более важным, чем во время кризиса, подобного тому, с которым мы сталкиваемся сейчас.
Как выглядит порядочность в сегодняшних условиях пандемии?
В нем должны участвовать руководители, которые избегают ловушки «с глаз долой, из сердца вон» с сотрудниками, работающими виртуально. Это означает поиск новых способов продолжения деятельности по развитию и обязательство признавать сотрудников, которые могут быть привязаны к организации с помощью электронных средств. Для тех лидеров, которые принимают концепцию эмоционального интеллекта, это будет означать признание страхов и тревог ваших сотрудников и разделение с ними своих собственных.
Известный британский писатель Чарльз Хэнди охарактеризовал моменты значительных организационных изменений, таких как пандемия, как «рабочий мир, казалось бы, бесконечный бурный поток» — вызовы, требующие особой компетентности лидера, которые могут помочь заменить замешательство порядком, а безнадежность — уверенностью.
Как мы начинаем замечать, успешные мореплаватели даже изменили свои преобладающие стили руководства: сотрудники стали более решительными; авторитарные становятся более склонными к сотрудничеству; тихие и скромные лидеры выходят на сцену и общаются, как никогда раньше; интеллектуальные или ориентированные на процесс лидеры вынуждены предвидеть и становиться более интуитивными.