Восприятие базовых ценностей, факторов и структур социально-исторического развития России (по материалам исследований и апробации) Группа компаний ИНФРА-М — Эдиторум
Введение
Наличие единого смыслового поля, в котором актуальны оценки и интерпретации факторов, влияющих на социально-историческое самоощущение и цивилизационную самооценку на основе принятых в обществе базовых ценностей, является важнейшим условием для выработки мировоззренческих концептов, стимулирующих конструктивную эволюцию общественных институтов.
При этом интегральная система базовых ценностей в данном случае будет состоять из набора существующих и желаемых качеств человека, социальных структур, общества, государства, страны в целом.
Фактически, речь идет о смысловом «общенациональном цивилизационном коде», который, с одной стороны, является ограничителем «спектра допустимого» в конкретном обществе, для отдельного человека и государства, и, в целом для представлений, затрагивающих глубинное восприятие роли и места человека в государстве и обществе, с другой, – раскрывает направления, по которым создание базирующихся на общенациональных ценностях концепций и стратегий [1], имеющих отношение к мировоззренческим сферам, может быть наиболее эффективным.
Исследование «национального кода» лежит в русле изучения проблематики социальной идентичности. Исследователи социальной идентичности, начиная с основоположника теории социальной идентичности (А. Тэшфела), концепции самокатегоризации Д. Тернера, школы социальных представлений (М. Заваллони, С. Московичи), а также сторонников концепции символического интеракционизма (И. Гоффман, Дж. Мид), предлагают рассматривать «социальную идентичность» в качестве одного из важнейших уровней «Я-отнесенности», «Я-концепции», самокатегоризации личности [9]. Она занимает промежуточное положение между отнесением к человечеству и личностной самокатегоризацией.
В данном контексте социальная идентичность определяется как субъективно проинтерпретированная социальная категория, в которую встроен человек и к которой он испытывает чувство принадлежности. Подобными социальными категориями могут являться семья, класс, пол, политическое движение, территориальная общность, этническая или национальная группа, общество, страна, государство. Тогда как социальная идентификация – это «самоопределение индивидов в социально-групповом пространстве относительно многообразных общностей» [8].
Э. Эриксон [7] подчеркивает взаимосвязь идентичности и солидарности в обществе на основе общих ценностей, рассматривая идентичность в качестве «личностного конструкта», раскрывающего внутреннюю связь субъекта с социальными идеалами и групповыми стандартами, благодаря чему актуализируется процесс «Я-категоризации», формируются представления, в соответствии с которыми мы делим мир на «своих» и «чужих», на тех, кто похож, и на тех, кто непохож на нас. В политологии схожие связи между идентичностью и солидарностью отстаивает в своей недавней работе Френсис Фукуяма [6].
Изучение проблематики социальной идентичности сфокусировано на двух тесно связанных друг с другом направлениях: в одном из них объектом анализа становятся содержательные аспекты идентичности, в другом – механизмы, инструменты и процессы, ведущие к интеграции содержания идентичности, в том числе на базе символических «шифров» и «кодов».
Содержательно социальная идентичность включает в себя, во-первых, когнитивные схемы, общие для членов группы знания, нормы, ценности, символы; во-вторых, поведенческие стратегии; и, в-третьих, аффективное отождествление агента со своей общностью, чувство «Мы», эмоциональную связь, в том числе гордость. Идентичность представляет собой «повседневный плебисцит» и нуждается в постоянной легитимации.
Важную роль в рамках процессов социальной идентификации играет сигнификация, то есть актуализация значений и знаков тех или иных социальных групп, обладающих собственной идентичностью. Значение сигнификации заключается в том, что на ее основе индивидом осуществляется субъективная иерархизация и категоризация социальных пространств. При этом необходимо учитывать, что социальные группы выступают не только в качестве носителей тех или иных символических и смысловых характеристики, но и являются значимыми факторами, генерирующими смыслы в присущим им социальных практиках.
Формирование и закрепление социальной идентичности осуществляется на базе ряда механизмов и процессов, среди которых можно выделить следующие: номинацию, презентацию, подтверждение «Я-концепции», межгрупповое сравнение [2].
Основными свойствами социальной идентификации обладает структурный эгоморфизм, в соответствии с которым положительными качествами наделяются элементы окружающего мира, связанные с группой. При этом идентичность зачастую становится итогом субъективной рефлексии, в рамках которой происходит интерпретация будущего, настоящего и прошлого индивида. Поиски идентичности, ведущие в итоге к актам идентификации, обусловлены определенными исходными обстоятельствами и имеют определенное целеполагание, тесно связаны с определенными обстоятельствами и событиями в жизни индивида. С другой стороны, кризис идентичности, разрушение границ идентичности чаще всего происходят в рамках травматичных переживаний, разрушения ощущения целостности мира, образа себя, взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
Методы исследования социальной идентичности были почерпнуты, в том числе из работ отечественных специалистов сектора социальных идентификаций и солидарности Института социологии РАН [3; 4; 5]. Методы исследования когнитивной и аффективной составляющей идентичности, семантический анализ также легли в основу дизайна данного исследования.
Для оценки распространенности и характера эмоционально-образных, интуитивных и поддающихся рациональным расширительным оценкам вариантов был проведен анализ материалов, полученных в ходе «мозговых штурмов».
Целью «мозговых штурмов» было вовлечение участников мероприятия в процесс осмысления ценностных доминант российского общества путем обсуждения актуальных мировоззренческих вопросов.
Методы и модель исследования
Исследование проводилось на основании материалов фокус-групп и дискуссий («мозговых штурмов») в рамках проекта «Гуманитарный реактор» в период с 4 марта по 20 мая 2022 г. среди студентов МГУ и ВШЭ, а также преподавательского состава участников конференции в г. Севастополе.
Научная квалификация участников – политология, социология, социальная антропология, история, религиоведение, философия, психология, другие общественные науки. Общее число участников – 70 человек.
В ходе дискуссии участникам исследования было предложено ответить на следующие вопросы:
- что такое Российская государственность?
- что будет в стране через 10 лет? Какое у нас будущее?
- что мы можем предложить миру и стране? Как сделать так, чтобы будущее наступило?
При формировании методологических подходов к исследованию был выбран системно-структурный анализ, основанный на принципе гармоничности целого и разработанный В.А. Ганзеном.
При этом, в ходе групповой работы перед модераторами была поставлена цель – выделить базовые факторы и структуры социально-исторического развития (организации общественного бытия).
Результаты исследования
В процессе обсуждения участники пришли к выводу, что речь идет о таких факторах и структурах, как «человек», «семья», «общество», «государство», «страна», которые взаимосвязаны между собой следующим образом: «человек» – ключевой субъект общественного бытия, «семья» – первичная форма общественной организации, общество – цивилизационно-обусловленная форма общественной организации, «семья семей», «государство» – «организованное общество» (см.
Наиболее сложным вопросом была последняя категория представленной схемы – понятие «страна».
Согласно позиции участников группы, ошибочно соотносить понятие «страна» только с понятием «государство», расшифровывая ее лишь как территорию, на которую распространяется государственный суверенитет.
Понятие «страна» является сложным, многомерным и связанным с каждым из элементов данной схемы: «страна» – это «дом» для личности («моя страна»), для семьи и общества («наша страна»).
В случае России «страна» раскрывается еще в плоскости символической политики, как образ, как символически значимая часть личного пространства человека, а также в своем цивилизационном измерении («страна-цивилизация»), как живой субъект истории, «социальная личность», с которой человек и гражданин имеет внутреннюю связь.
В этом контексте она придает новое содержательное значение понятию общества (понимаемое как «традиционное общество») и государству (понимаемому как «народно-историческое государство»).
Рис.1. Базовые факторы и структуры социально-исторического развития
На втором этапе групповой работы была поставлена задача поиска ценностных доминант, имеющих определяющее значение для выявленных факторов и структур социально-исторического развития (организации общественного бытия). Такими доминантами, по мнению участников, являются «патриотизм» (для уровня страны), «доверие к общественным институтам» (для уровня государства), «согласие» (для уровня общества), «традиции» (для уровня семьи), «созидание» (для уровня человека).
Таким образом, по итогам второго этапа дискуссии сформировалось рабочая модель «Пентабазис» (Человек-Семья-Общество-Государство-Страна). См. рис. 2.
Рис. 2. Модель мировоззренческого Пентабазиса
На третьем этапе групповой работы перед участниками была поставлена задача раскрытия ценностных доминант с точки зрения ценностных установок, значимых для подрастающего поколения.
Участники групповой работы сочли, что «патриотизм» на уровне ценностных установок означает «Идентифицировать себя со страной. Связывать свою жизнь со страной, видеть в ней будущее своих детей», «Гордиться страной», «Понимать важность защиты целостности, суверенитета, независимости пути России».
«Доверие» на уровне ценностных установок означает прежде всего «признание компетентности и эффективности власти», «признание открытости власти, уважительного отношения к человеку», «единство целей власти и общества», «доверие к демократическим процедурам» (выборам).
«Традиции» на уровне ценностных установок раскрыты как «семейные традиции», «семья и дети», «семья как союз поколений, где присутствует уважением к старшим и забота о младших», «семья как пространство безопасности, любви и поддержки».
«Согласие (в обществе)» на уровне ценностных установок раскрывается как «взаимопомощь и поддержка», «терпимость к другому мнению», неприятие всего, что раскалывает общество, осуждение дискриминации по национальному, религиозному, возрастному (эйджизм) признаку.
«Созидание» на уровне ценностных ориентаций раскрывается как «ценность успеха», «самоактуализация в разных сферах», «понимание зависимости успеха и благополучия от личных усилий», «ориентация на личностный рост и развитие», «гражданское самосознание», «осознание себя как части общества, страны, государства».
В ходе апробации применения метода исследования и определения пентабазиса в исследовательских группах были получены как интуитивно сходные, так и интуитивно противоречивые суждения.
В частности, в рамках исследования «Образ будущего» участникам было предложено описать следующие концепции: «Метафоры образа будущего России», «Концепции современного государства», «Мессианские концепции государства будущего», «Идеалистические концепции государства будущего», «Человек в России будущего», «Место России будущего в мире».
Метафоры образа будущего России
В рамках поиска укорененных в российской культуре метафор человека, общества и государства были получены следующие результаты:
Государство – роман. Метафора «государство-роман» подразумевает ракурс литературного произведения. Роман – это нечто готовое, завершенное, но в то же время в нем есть изменения, есть фабула. Этот роман пишется коллективно гражданами-писателями и работает по принципу чата в противоположность жестким, клишированным рифмам, цензуре. Также этот роман-государство обладает альтернативными концовками, вариативностью финала. В таком романе, отмечают участники дискуссии, могут быть использованы былинные способы передачи позитивного опыта прошлого.
Российское будущее – это вторая часть «Мертвых душ», сожженная Гоголем. Продолжение поэмы, в котором главный герой должен был встретиться с положительными персонажами, уничтожено, равно как и возможность читателю ознакомиться со светлой стороной человеческого бытия.
Государство – Жар-птица. Ее используют как защиту от сглаза и непрошенных гостей, а также, как предотвращение от грабежа со злым умыслом. Жар-птица в данной метафоре – некий предвестник экономической стабильности и искоренения коррупции.
Концепции современного государства
«Родина-Мать с лазерным мечом» соответствует также социологически фиксируемому запросу на социальное государство, близкое к СССР с современной технологической платформой. С одной стороны, образ, являясь источником гордости российского духа, единения и сил, символизирует то, что отвоевали предки, с другой стороны, он ориентирован в будущее: это современная Родина-Мать, которая способна в глобальном, конкурентном мире быть полноправным, самостоятельным субъектом.
Государство дружественного сервиса. Образ «идущего в ногу со временем» государства – это образ сервисного государства, которое не подавляет и контролирует, а предоставляет услуги гражданам. Персонализированное государство. Государство, которое каждый раз для отдельного гражданина подбирает и приобретает подходящий образ. Цель такого государства – быть выгодным для отдельно взятого гражданина, обеспечивать получение индивидом первичных услуг. На товарах такого государства написано: «made for you».
Мессианские концепции государства будущего
Россия как «страна-пророк». Россия будущего противостоит Великому инквизитору. Страна-пророк, страна-мессия. Этим же смыслом обладает метафора России как Пророка у Пушкина или метафора миссии поэта у Лермонтова, несущего никому не нужную истину. После выполнения предназначения Россия и россияне попадут в лучший мир, потому что спасли его.
Россия – мировой страж, «страж добра». «У нас нет уже никакой экономической мощи, нет компетенций для того, чтобы спасать других, но у нас есть сила убеждать, есть способность генерировать идеи». В истории не раз становилось так, что побеждает тот, кто сохраняет идеологическое лидерство.
Идеалистические концепции государства будущего
Дивный град. Общность на определенных правилах и принципах вне зависимости от пола, расы, национальности, этноса и т. п., жители которого счастливы назло всем. Принятие разного, т.е. инклюзивность, сосуществование, принятие других как равных (ни в коем случае не путать с термином «толерантность»).
Пирожок, который гармонично сочетает в себе разное: горькое, кислое и сладкое.
Механистические концепции государства будущего
Калейдоскоп. Будущее многогранно, как калейдоскоп, и постоянно изменяется в зависимости от того, в чьи руки попадает.
Государство – магнит среднего размера. Магнит должен создать единое для всех поле определенной общности, которое будет метафорой общих правил. Каждый отдельный гвоздь, притягивающийся к магниту, — это новый человек в государстве. Если начать вращать магнит, то он даст электрический ток, то есть дополнительную энергию. Вращение происходит тогда, когда много со-направленных источников передают энергию центру. Условно есть другие государства, которые генерируют поля. В зависимости от того, какой силы у вас магнит, он либо сам вращает другие магниты, воздействуя и на себя, и на них, либо же вращается, в связи с тем, что другие магниты доминируют, а он находится в чужом поле.
Человек в России будущего
Человек в «России Будущего» горд за свою страну, влиятелен и востребован, материально обеспечен, свободен в рамках неких правил общежития, которые защищены законом, принадлежит некоторому сообществу (им может быть и нация) и является полезным данному сообществу как специалист, достигает успеха в личностной самореализации.
При этом российские представления о самореализации разительно отличаются от тех, что распространены в западном (англосаксонском) мире. Самореализация или предназначение в российском случае выводит то, что индивид вносит вклад в развитие страны. Этап капитализации предназначения при этом необязателен. У американцев или европейцев предназначение тоже важно для личностного развития, но оно сразу ведет к капитализации.
При этом капитализация в сознании участников секции не носит негативных коннотаций. Более того, одной из задач человека, живущего в России будущего, является капитализация российского гражданства. Для гражданина России капитализация гражданства – это возможность иметь собственный дом или землю, а также процент от продажи природных ресурсов. Капитализация дополняется здоровым патриотизмом по типу: «иметь российский паспорт – престижно, защищать Родину – честь».
Место России будущего в мире
Участники секции предложили оптимистический сценарий образа будущего в рамках процесса деглобализации. Данный сценарий рассматривается в случае наступления глобального потепления, которое делает Россию одним из немногих на планете мест проживания, где возможно сохранение прежних стандартов потребления и комфорта.
Проектируя образ будущего, участники дискуссии уходят в логику мышления предыдущего периода, пытаются прогнозировать будущее исходя из концептов и установок прошлого или конъюнктурных событий.
Доминантами, определяющими метафоры образа будущего, являются: гармоничное сосуществование, мессианство, неопределенность, состояние перманентного ожидания чуда, ориентация на культовые образы прошлого. Основной упор в проектировании образа будущего, ожидаемо, делается на модели цифрового государства, «киберпанк» и проч. При этом мы наблюдаем амбивалентность метафор и смыслов, выражающуюся в построении образа будущего на достижениях прошлого.
От ценностных доминант – к ценностным установкам
Анализ данных «мозговых штурмов» позволил классифицировать определения и оценки, соотносящиеся с моделью «Пентабазис» на основе различных уровней концептуализации и описания окружающей действительности, через их соотнесение с общественно значимыми целями и актуальными для граждан ценностными установками.
- Уровень страны. Ценностная доминанта – патриотизм.
Цель: Обеспечение единства, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации на своей территории.
Ценностные установки:
- Идентифицировать себя со страной. Связывать свою жизнь со страной, видеть в ней будущее своих детей.
- Гордиться страной.
- Понимать важность защиты целостности, суверенитета, независимости пути России.
- Уровень государства. Ценностная доминанта – доверие к институтам (власти).
Цель: Защита государственного строя. Обеспечение стабильности / развития без потрясений.
Ценностные установки:
- Власть компетентна и эффективна.
- Власть открыта, с уважением к человеку.
- Власть неравнодушна к проблемам людей, власть помогает.
- Власть и общество на одной стороне, у них общие цели.
- Доверие к выборам.
- Уровень семьи. Ценностная доминанта – традиции (семейные ценности).
Цель: Сбережение и развитие нации. Обеспечение устойчивого естественного роста численности населения России
Ценностные установки:
- Семья и дети – важнейшая ценность для человека.
- Семья – это безопасность, любовь и поддержка.
- Семья – это несколько поколений, скрепленных традициями, уважение к старшим и забота о младших.
- Уровень общества. Ценностная доминанта – согласие (между членами общества).
Цель: Единство и бесконфликтность общества (без национальных, поколенческих, имущественных и др. конфликтов).
Ценностные установки:
- Установка на взаимопомощь и поддержку.
- Терпимость к инакомыслию.
- Неприятие любой дискриминации (по полу, возрасту, национальности, религии и т.д.).
- Уровень человека. Ценностная доминанта – созидание.
Цель: Обеспечение развития и конкурентоспособности страны, реализации потенциала человека, развития человеческого капитала.
Ценностные установки:
- Ценность успеха. Самоактуализация в разных сферах.
- Понимание зависимости успеха и благополучия от личных усилий.
- Ориентация на личностный рост и развитие.
- Гражданское самосознание. Осознание себя как части общества, страны, государства.
Выводы
Исходя из анализа результатов исследования, можно сделать вывод о том, что в коллективном бессознательном пространственный образ страны является глубоко укоренной частью внутреннего мира человека, вокруг которой фокусируются различные эмоции, переживания, эмоциональные состояния. Таким образом, представление о «величии России» это – не только идеологическая, но и экзистенциальная категория.
Поводя итог, можно предложить следующую формулу раскрытия содержательных аспектов, выявленных в ходе исследования ценностных доминант:
- Уровень «Страна». Ценностная доминанта: патриотизм, подразумевает труд, науку, спорт и их героев: гордимся прошлым, гордимся историей и подвигами предков, гордимся культурой, достижениями и успехами. В целом получает поддержку тезис о том, что «Россия – это страна возможностей».
- Уровень «Государство». Ценностная доминанта: доверие к институтам власти. Госслужба как служение. Развитие механизмов участия граждан.
- Уровень «Семья». Был озвучен тезис, что европейское общество индивидуалистично, а у нас основная ценность: семья + семья с друзьями, что ведет к возникновению тезиса «семья как уровень». Ценностная доминанта: народ РФ – это семья семей. Стимулирование рождаемости и понятие «большой семьи».
- Уровень «Общество». Ценностная доминанта: согласие. Межнациональное единство. Снижение межпоколенческих барьеров. Снижение барьеров между разными слоями по имущественному цензу. Поддержка активной гражданской позиции.
- Уровень «Человек». Ценностная доминанта: созидание. История успеха. Социальные лифты.
В заключении отметим, что сегодня едва ли кто-нибудь будет спорить с утверждением, что устойчивость политической системы во многом определяется ее открытостью, гибкостью, возможностью использовать различные технологии принятия и реализации политических решений.
Принципиально важно, чтобы эти технологии и эти решения находили свою актуализацию в контексте выявленных в ходе исследования ценностных доминант российского общества. В свою очередь, более глубокое понимание содержательных аспектов обозначенных ценностных доминант и возможность использовать в дальнейшем полученные данные в разработках прикладного характера могут рассматриваться как важный практический результат настоящего исследования.
Благодарности
Исследование выполнено в НИЯУ «МИФИ» в рамках проекта «FSWU-2022-0010 — Концептуальный анализ феномена «мировоззрение»» (соглашение №075-03-2022-102/10 от «14» сентября 2022 г.) при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Экспертного института социальных исследований.
25 июня 1875 г. родился А.А. Ухтомский ─ создатель учения о доминанте
10348
Добавить в закладки
13 (25 июня) 1875 года родился выдающийся российский физиолог, академик АН СССР, князь Алексей Алексеевич Ухтомский, известный как создатель учения о доминанте.
Принцип доминанты, как считал физиолог, определяет поведение животных и человека. Под доминантой подразумевается устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров, создающих скрытую готовность организма к определенному виду деятельности при одновременном торможении посторонних рефлекторных актов. Иными словами, согласно Ухтомскому, это господствующая направленность рефлекторного поведения субъекта в ближайшей его среде.
Ухтомским были сформулированы основные черты доминантного очага (повышенная возбудимость, стойкость возбуждения и т.д.), схема формирования доминанты и другие основополагающие принципы в этой области.
В примечании к своей известной статье «Доминанта как рабочий принцип нервных центров» ученый писал, что употребляет термин доминанта в том же смысле, в каком он был ранее употреблен у философа Рихарда Авенариуса, а именно: «в конкуренции зависимых жизненных рядов один из них приходится рассматривать как доминанту для данного момента, в направлении которой определяется тогда общее поведение индивидуума».
В записях Ухтомского, который также был тайным монахом, мы находим и философские размышления, касающиеся альтруизма. «Я думаю, что настоящее счастье человечества будет возможно в самом деле только после того, как будущий человек сможет воспитать в себе способность переключения в жизнь другого человека, когда воспитывается в каждом из нас доминанта на лицо другого», ─ писал физиолог.
Алексей Ухтомский оставил после себя большое научное и культурное наследие. Известен его курс лекций «Физиология двигательного аппарата как основа физиологии труда», лекции по физиологии нервной системы и многие другие работы. В 1935 году ученый основал и стал директором Физиологического института при Ленинградском университете.
Открытия и обобщения А.А. Ухтомского посвящены проблемам нейрофизиологии, общей и эволюционной физиологии, пишет РАН. В его трудах обоснована идея междисциплинарных связей ─ нейрофизиологии, биологии, психологии, медицины и теории познания, искусства.
Подготовлено на основе информации из открытых источников.
Фотографии в материале, включая фото на главной странице сайта: http://publ.lib.ru/
Автор Янина Хужина
физиология Алексей Ухтомский принцип доминанты доминанта
Информация предоставлена Информационным агентством «Научная Россия». Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.
Доминантное определение и значение | YourDictionary
dŏmə-nənt
доминанты
прилагательные
Обладание властью или влиянием; доминирующий; постановление; преобладающий.
Webster’s New World
Обозначает или относится к одному из любых пар аллельных наследственных факторов, которые, когда оба присутствуют в зародышевой плазме, доминируют над другим и проявляются в организме.
Новый Свет Вебстера
Самый многочисленный или бросающийся в глаза; преобладающий.
Американское наследие
Высшее; с видом.
Доминирующие холмы.
Американское наследие
Вид, относящийся к какому-либо виду или относящийся к нему, который наиболее характерен для экологического сообщества и обычно определяет присутствие, численность и тип других видов.
Американское наследие
Синонимы:- Синонимы:
- трансцендентный
- главный
- преобладающий
- выдающийся
- верховный
- господствующий
- господствующий
- управляющий
- господствующий
- могущественный
- господствующий
- деспотический 900 38 авторитетный
- доминирующий
- властный
- Антонимы:
- рецессивный
- подчиненный
- скромный
- сдержанный
- неагрессивный
- неуправляемый
- скромный
- непритязательный
- удаляющийся
- низший
- вторичный
Реклама
сущ. s своим влиянием на окружающую среду.
Новый мир Вебстера
Доминирующий персонаж или фактор.
Новый Свет Вебстера
Господствующий вид.
Пятая нота диатонической гаммы.
Новый мир Вебстера
(БДСМ) Доминирующий партнер в садомазохистской сексуальной активности.
Викисловарь
Синонимы:- Синонимы:
- доминантный аллель
- супертонический
- субтонический
- медиантный 90 039
- превосходство
- господство
- суверенитет
- превосходство
- превосходство
- гегемония
- господство
- господство
- авторитет
- господство
- диктатор
реклама
Другие формы слова доминанта
Существительное
Единственное число:
доминантаМножественное число:
доминантаПроисхождение доминанта
Среднеанглийский доминантный из Старофранцузский из Латинский доминанс доминантный- настоящее причастие от доминировать доминировать доминировать
От Словарь английского языка американского наследия, 5-е издание
Со среднефранцузского доминирующего .
От Викисловарь
Статьи по теме
Реклама
Найдите похожие слова
Найдите похожие слова на доминанта с помощью кнопок ниже.
Слова рядом с доминантными в словаре
- доминирование
- доминирование
- доминирование
- доминирование
- доминирование
- доминирование и
- доминирование
- доминирование- септаккорд
- доминанта-септаккорд
- доминантно
- доминировать
- доминировать
Доминанта Определение и значение | Dictionary.com
- Основные определения
- Синонимы
- Викторина
- Связанное содержимое
- Примеры
- Британский
- Научный
Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.
[ dom-uh-nuhnt ]
/ ˈdɒm ə nənt /
Сохранить это слово!См. синонимы для: доминирующий / доминирующий на Thesaurus.com
Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.
прилагательное
управление, управление или контроль; обладающий или оказывающий власть или влияние: доминирующий в цепочке подчинения.
занимающий или находящийся на руководящей или возвышенной должности.
преобладающий; основной; главный; Вождь: Кукуруза является доминирующей культурой Айовы.
Генетика. или относящиеся к доминанте.
Музыка. относящийся к доминанте или основанный на ней: доминантный аккорд.
сущ.
Генетика.- один из пары альтернативных аллелей, который маскирует эффект другого, когда оба присутствуют в одной и той же клетке или организме.
- признак или признак, определяемый таким аллелем. Сравните рецессивные (по опр. 4, 5).
Также называется Informal, dom . участник БДСМ-сексуального контакта или отношений, которому передаются власть и контроль. См. также доминатрикс (по определению 1), домм.
Музыка. пятый тон диатонической гаммы.
Экология. любой из одного или нескольких видов растений, а иногда и животных, которые в силу своего обилия, размеров или привычек оказывают столь важное влияние на условия местности, что в значительной степени определяют, какие другие организмы могут там жить.
ДРУГИЕ СЛОВА ДЛЯ СЛОВА доминирующий
1 преобладающий, основной.
См. синонимы слова доминирующий на Thesaurus.com
ТЕСТ
МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ ОБЩИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ДИСКУССИИ?
Есть грамматические дебаты, которые никогда не умирают; и те, которые выделены в вопросах этой викторины, наверняка снова всех разозлят. Знаете ли вы, как отвечать на вопросы, которые вызывают самые ожесточенные споры по грамматике?
Вопрос 1 из 7
Какое предложение верно?
Происхождение доминанта
Впервые зафиксировано в 1525–1535 гг. ; от латинского доминирующий- (основа от domināns, причастие настоящего времени от dominārī «быть господином и хозяином, владыкой»; см. доминировать), эквивалентно domin(us) «хозяин, обладатель, правитель» + -ant- -ant
исследование синонимов for доминирующий
1. Доминирующий, преобладающий, первостепенный, выдающийся описывают что-то выдающееся. Доминанта описывает что-то, что является наиболее влиятельным или важным: доминирующие характеристики обезьян. Predominant описывает нечто, что доминирует над всеми остальными или более широко распространено: Любопытство является преобладающей характеристикой обезьян. Парамаунт относится к чему-то, что стоит первым по рангу или порядку: безопасность имеет первостепенное значение. Выдающееся относится к выдающемуся положению, основанному на признании превосходства: Его работа была выдающегося качества.
ДРУГИЕ СЛОВА ОТ доминирующий
доминантный, наречие, прилагательное, существительноеСЛОВА, КОТОРЫЕ МОЖНО СПУТАТЬ С доминантным s рядом доминирующий
по месту жительства, по месту жительства, по месту жительства, доминирование, иерархия доминирования, доминанта, доминантное полушарие, доминантный септаккорд, доминантный многоквартирный дом, доминантная черта, доминантная длина волны
Dictionary. com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2023 г.
Слова, относящиеся к доминирующему
напористый, властный, эффективный, ведущий, главный, могущественный, преобладающий, выдающийся, преобладающий, преобладающий, основной, влиятельный, главный, выдающийся, выдающийся, восходящий, главный, демонстративный, первый, руководящий
Как использовать доминирующий в предложении
У Стивена Страсбурга был один из самых доминирующих октября в 2019 году.0003
Предпочтительный стиль Шоттенхаймера был известен как «Марти Мяч», построенный вокруг доминирующей игры в партере, которая, по его мнению, была ключом к успеху в атаке.
Наследие Марти Шоттенхаймера можно измерить сожалением команд о том, что его отпустили. форма к марту.
Быстро распространяющийся вариант коронавируса обнаруживается в канализации США|Стефани Арнетт|8 февраля 2021 г.|MIT Technology Review
Этот результат подтвердился даже в южноафриканской части испытаний, где подозрительный вариант вируса, который продемонстрировал способность уклоняться от иммунитета, стал доминирующим.
Johnson & Johnson запрашивает экстренное разрешение FDA на однократную вакцину против коронавируса|Кэролин Ю. Джонсон, Лори МакГинли|5 февраля 2021 г.|Washington Post , «Голден Стэйт» пережил как победы, так и поражения в финалах, показал один из худших результатов в истории команды и обновил один из самых доминирующих составов за всю историю.
Дрэймонд Грин не забивает, но делает все остальное для «Уорриорз»|Джеймс Л. Джексон|4 февраля 2021 г.|FiveThirtyEight здесь господствует романтическая культура.
Случайные знакомства или периоды бездействия: почему миллениалы проваливают свидания в колледже|Элли Шаак|1 января 2015 г.|DAILY BEAST
Многие молодые женщины в субкультуре БДСМ находят свой путь к доминирующей роли, будь то подчиненные точка зрения или нет.
Подземелья и зажимы для гениталий: внутри легендарного замка БДСМ|Иэн Фриш|20 декабря 2014|DAILY BEAST
Элегантный блейзер и массивные украшения, облегающие ее тело, намекают на ее доминирующую личность.
Whip It: Secrets of a Dominatrix|Джастин Джонс|25 ноября 2014|DAILY BEAST
Во время этих столкновений более крупные и доминирующие гризли иногда убивают молодых медведей (и неосторожных людей).
Что нужно, чтобы убить медведя гризли|Дуг Пикок|23 ноября 2014 г.|DAILY BEAST
Джарретт — первый человек, полностью исполнивший эту недавно доминирующую роль.
Валери Джарретт, Обама-консильер и убийца демократии|Джеймс Пулос|12 ноября 2014 г.|DAILY BEAST
Те, в ком импульс силен и доминирует, возможно, те, кто в последующие годы становятся хорошими общественными деятелями.
Пути детей|Джеймс Салли
Это было не вялое, спекулятивное предпочтение одной теории управления другой, а яростная и доминирующая страсть.
История Англии с восшествия на престол Якова II.|Thomas Babington Macaulay
Следовательно, Лакедемон продолжал доминировать в Греции, пока другие штаты не начали использовать регулярные войска.
История Англии с восшествия на престол Якова II.|Томас Бабингтон Маколей
Но правящая партия, воодушевленная победой, которую они одержали над своими противниками, была побуждена к новым вымогательствам.
Мадам Роланд, создатели истории|John S.C. Abbott
Везде, где существует произвол, должна быть необходимость со стороны господствующих классов предполагать превосходство.
Состояние, возвышение, эмиграция и судьба цветного населения Соединенных Штатов | Мартин Р. Делани
Определения Британского словаря для доминирующего
доминирующего
/ (ˈdɒmɪnənt) /
прилагательное
имеющий первичный контроль, авторитет или влияние; управление; постановление
преобладающий или первичныйдоминантный предмет дня
занимающий главенствующее положение
генетика- (аллеля) производящий в организме один и тот же фенотип независимо от того, является ли аллель одного и того же гена идентичным или разным
- ( признака), контролируемый таким геном
музыка пятой степени шкалы или относящаяся к ней
экология (вида растений или животных в сообществе), более распространенная, чем любая других видов и определяющих внешний вид и состав сообщества
существительное
генетика- доминантный аллель или признак
- организм, имеющий такой аллель или признак
- пятая ступень шкалы и вторая по значимости после тоник
- ключ или аккорд, основанный на этом
экология доминирующее растение или животное в сообществе
Производные формы доминирующего
доминантно, наречиеCollins English Dictionary — Complete & Unabridged 2012 Digital Edition © William Collins Sons & Co. Ltd. 1979, 1986 © HarperCollins Издательства 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012
Научные определения доминанта
доминанта
[ dŏm′ə-nənt ]
9 0002 Относящийся к форме гена, который выражает признак, такой как цвет волос, в индивидуальном организме.