Достоинства и недостатки метода наблюдения в психологии: Преимущества и недостатки наблюдения

Содержание

Особенности метода наблюдения за психологическим состоянием детей дошкольного возраста

Автор: Асранбаева Муножатхон Халимжановна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (198) март 2018 г.

Дата публикации: 24.03.2018 2018-03-24

Статья просмотрена: 7134 раза

Скачать электронную версию

Скачать Часть 2 (pdf)

Библиографическое описание:

Асранбаева, М. Х. Особенности метода наблюдения за психологическим состоянием детей дошкольного возраста / М. Х. Асранбаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 12 (198). — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/archive/198/48692/ (дата обращения: 24.07.2023).



В данном материале даны некоторые рассуждения, касающиеся метода наблюдения в детской психологии.

Ключевые слова: исследование, психология, наблюдение, интерпретация, навыки, общение.

Дети дошкольного возраста — самые уязвимые в плане воздействия на психику. Путем многочисленных исследований было установлено, что в сознании детей до шести лет прочно отпечатывается всё то, что происходит вокруг них, весь его позитив, и, наоборот, негатив. Это возраст, когда ребёнок начинает осознавать в себе первые признаки будущей личности, когда начинается проглядывать сущность, из которой складывается в будущем тип его характера.

Так как это ещё ранний возраст, имеется возможность для того, чтобы помочь ребёнку перебороть в себе негативные наклонности, которые в будущем могут создавать определённые трудности для становления его характера, в свете которой ребёнок мог бы вырасти во всесторонне развитую личность. Как известно, в современном обществе ребёнок имеет возможность посещать детские дошкольные учреждения, общаться со сверстниками и через игры с ними самовыражаться. Ребёнок в таких учреждениях чему-то учится у своих друзей и в свою очередь делится с ними своими сокровенными желаниями и мыслями.

В современных детских садах последнего поколения, в штате сотрудников обязательно присутствие детского психолога. Какие задачи перед собой ставит, работая с различными детьми, входящими в разные группы данного учреждения? Детский психолог ставит целью наблюдение за психологическим состоянием детей и замечать малейшие изменения или отклонения в его развитии. Для этого в его арсенале имеются много различных методов и подходов.

Одним из таких методов является метод наблюдения. Он имеет некоторые преимущества. Психика ребёнка, его изучение- всё это является сложной задачей для учёных, а также воспитателей. Средствами такого исследования выступают определённые пути отбора научных фактов, которые потом служат предметом теоретического анализа. Исследователь, который выбрал для своей деятельности метод наблюдения, должен меть охватывать своим изучением весь психический факт, раскрывая внутреннее «Я» наблюдаемого объекта. Наблюдатель может отметит вербальные и невербальные проявления поведения, действия, движения, мимические реакции ребёнка, в которых преимущественно и выявляются (уточняются) психические явления (процессы, состояния, свойства). Эти внешние проявления являются как бы показателями внутренних процессов, влияющих на психологическую составляющую наблюдаемого объекта, в данном случае воспитанника детского дошкольного учреждения.

Надо особо отметить, что метод наблюдения является ведущим в дошкольной психологии, он предусматривает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов.

Наблюдатель должен уметь тщательно планировать своё исследование: определяется его цель, гипотеза, схема проведения, критерии отбора фактов. Как показывают исследования, дети в возрасте с трёх до семи лет наиболее удобны в плане наблюдения, потому что они в это время доверчивы и открыты по отношению к исследователю, они не осознают своей роли как испытуемых. Они воспринимают исследование как обычное общение, беседы не обременительные для детского восприятия. Кроме всего этого, пока ещё не совершенное самосознание и жизненный опыт ребёнка отмечаются ограниченными возможностями, которые не позволяют полностью понять свою роль испытуемых.

Наблюдение может иметь несколько видов:

– полное и частичное;

– включенное и выключенное.

Полное наблюдение предполагает исследование всех психических проявлений характера испытуемого ребёнка. При полном наблюдении характер детей изучается всесторонне, и выводы делаются на основе обобщения всех полученных результатов.

Частичное же наблюдение предполагает под собой исследование одного из психических проявлений, это может быть речь ребенка или его поведение во время игры. Наблюдатель может стать членом группы детей и взаимодействовать с ними, одновременно наблюдая, или находиться вне детской деятельности, наблюдая за ними извне. Исследователь фиксирует внешние проявления детской психики. Эти проявления отмечаются своим богатством и рискованностью. Важно, чтобы во время наблюдения ребёнок вёл себя свободно и непринужденно, занимался привычными для него делами, что облегчает для исследователя вопрос получения разносторонних и достоверных фактов для создания целостного представления о психологическом состоянии конкретного ребёнка или детской группы. Вместе с этим важно отметить, что на результаты и выводы исследования, на его объективность значительно влияет позиция самого исследования. Важно понять, что первое попавшее проявление не может быть интерпретировано как закономерное и устойчивое. Для того, чтобы не допускать такой ошибки, наблюдения нужно проводить систематически.
Потому что в данном процессе перед наблюдателем встает много разнообразных фактов, в этом случае исследователь должен владеть навыками отделения характерного и существенного от случайного или второстепенного.

Систематичность наблюдения позволяет раскрыть истинные причины поведения испытуемого ребёнка. Важно отметить то условие, что для получения объективных результатов наблюдения важно, чтобы исследователь занимал непредвзятую позицию по отношению к испытуемому. Он должен по возможности максимально освободиться от социальных стереотипов, которые могут помешать ему правильно воспринимать и интерпретировать полученные психологические факты и положения. Очень важно также избавиться от лишнего эмоционального отношения к ребенку: положительного, или наоборот, отрицательного. Потому что, общеизвестен тот факт, что ребенок, который вызывает у взрослого в данном случае исследователя, симпатию, оценивается им более снисходительно, чем те дети, которые таким качеством не обладают. Чтобы избежать субъективизма, необходимо свои впечатления чётко разделять с фактами, выводы всегда подтверждать доказательствами.

Объективность исследования можно повысить, применив приём, который называется «Стереоскопичностью взгляда» на ребенка, который предусматривает обращение к мнению родителей и других взрослых, работающих с детьми.

Процесс наблюдения за поведением дошкольника требует от исследователя достаточно сложных навыков, в частности, при выполнении задании фиксации проявлении детского поведения в различного вида протоколах. Одной из возможных форм ведения протокола является «Фотог8рафическая запись», которая дает возможность подробно описывать мимические, пантомимические проявления эмоции со стороны наблюдаемых детей; оно имеет возможность довольно, без изменений передавать речь ребенка в прямой форме, отличать паузы, интонации, силу голоса и его темп. Запись детально отражает все операции, из которых состоят действия ребенка. Данный метод раскрывает перед исследователем целостную картину ситуации, поэтому в данном случае возникает необходимость отмечать в протоколе реплики и действия взрослых, сверстников, направленных на наблюдаемого ребенка.

Специальные навыки требуются и для обработки полученных сведений, отмеченных в протоколе наблюдения. При этом необходимо широко использовать математическую оставляющую обработки полученных результатов. Как видим, метод наблюдения имеет ряд преимуществ при изучении психического состояния ребенка. Известно очень много случаев, когда при использовании данного метода были обнаружены много психологических проблем, влияющих угнетающе на неокрепшую еще психику ребенка дошкольного возраста. Например, наблюдая за поведением ребенка в процессе общения с другими детьми можно многое узнать о психологическом климате, который царит у него дома, о нравственном или культурном воспитании людей его семьи, и прежде всего, его родителей. Ребенок старается копировать не только их привычки, движения, но даже его своеобразную технику речи и речевые обороты, применение которых в данной семье уже давно является чем то объединенным. Также наблюдатель может судить об насилии агрессии, которая была применима по отношению к наблюдаемому ребенку.
Это, конечно же, вовремя выявленное явление, может существенно облегчить жизнь ребенку. Важно при этом помнить, что дети в таких случаях предпочитают, чтобы о проблемах, имеющих место быть в его семье, не знали другие. Значит, исследователь должен быть максимально осторожен в своих действиях, создать вокруг проблемы ребенку такую ситуацию, при которой ребенок не стал бы чувствовать себя виноватым в том негативном положении, в котором окажут все его близкие и родные люди после обнаружения и предания огласки семейных проблем.

Как было отмечено выше, метод наблюдения за детьми подразумевает проведение исследования в привычной для ребенка среде, когда ни что не может заставить покинуть зону душевного комфорта. Но, данный метод допускает создание искусственной ситуации, которая необходима для получения целостной картины характера испытуемого ребенка. Потому что, некоторые жизненные ситуации в жизни повторяются очень редко, и если его воспроизведение важно для исследования, то оно обязательно повторяется.

Конечно, метод наблюдения может иметь и некоторые недостатки. Он может замедлять отбор значительного по объему фактического материала, поскольку одновременно удается наблюдать только за одним ребенком или небольшой их группой (2–5 человек). При наблюдении исследователь занимает пассивную и выжидательную позицию, потому что данный метод не подразумевает вмешательство в детскую деятельность, не может вызвать нужное ему психическое явление, это также может замедлять динамику исследования. Именно в детской психологии наряду с методом наблюдения широко применяются и другие различные методы исследования. Все они направлены на то, чтобы максимально точно изучить детскую психику во всех его проявлениях с тем, чтобы в нужный момент помочь ребенку правильно ориентироваться в жизненных ситуациях, которые могут возникнуть на заре его жизни.

Основные термины (генерируются автоматически): метод наблюдения, ребенок, испытуемый ребенок, детская деятельность, детская психология, детский психолог, дошкольный возраст, наблюдаемый ребенок, полное наблюдение, речь ребенка.

Ключевые слова

интерпретация, навыки, наблюдение, общение, исследование, психология

исследование, психология, наблюдение, интерпретация, навыки, общение

Похожие статьи

Метод наблюдения за младенцами как форма изучения…

Ключевые слова: младенчество, наблюдение за младенцами, взаимодействие ребенок-родитель, детский аутизм.

Этот метод связан с наблюдением взаимодействия ребенка и родителей в естественных условиях дома.

Наблюдение как метод оценки качества образовательного…

наблюдение, ребенок, совместная деятельность, дошкольное образование, педагог, развитие ребенка, карт наблюдения, детский сад, группа детей, вид поведения. Похожие статьи. Проект оценки контроля качества…

Контроль за нервно-

психическим развитием ребенка как способ…

Метод наблюдения за младенцами как форма изучения психологического развития в раннем возрасте. Теоретические аспекты комплексной диагностики отклоняющегося развития в раннем возрасте. Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи и…

Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками

Два последних вида наблюдения ввиду их сложности используют в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В ходе этих наблюдений развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения.

Экспериментальная и поисковая

деятельность детей

Экспериментальная и поисковая деятельность детей дошкольного возраста. Автор: Онос Мария Ивановна.

Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Диагностическое направление

деятельности педагога-психолога

Одним из основных направлений работы педагога-психолога в дошкольном учреждении является диагностика. Психологическая диагностика – это получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей

Формы и

методы развития личности детей дошкольного

Библиографическое описание: Токарев А. А. Формы и методы развития личности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Именно психологическая диагностика позволяет выявить детские проблемы, мешающие процессу адаптации.

Опыт исследования особенностей адаптации к ДОУ

детей раннего. ..

наблюдения за детьми в разные отрезки времени: во время выполнения предметной деятельности, в играх, на прогулках, в различные режимные моменты, которые

Контингент испытуемых: в исследовании приняли участие 20 детей младшего дошкольного возраста.

Причины девиаций поведения у

детей дошкольного возраста

Причиныдевиацийповедения у детей дошкольного возраста. Девиантное поведение характеризуется исследователями как отклоняющееся от нормы.

Возраст детей на момент исследования 5–7 лет. Количество испытуемых 30 человек.

Похожие статьи

Метод наблюдения за младенцами как форма изучения. ..

Ключевые слова: младенчество, наблюдение за младенцами, взаимодействие ребенок-родитель, детский аутизм.

Этот метод связан с наблюдением взаимодействия ребенка и родителей в естественных условиях дома.

Наблюдение как метод оценки качества образовательного…

наблюдение, ребенок, совместная деятельность, дошкольное образование, педагог, развитие ребенка, карт наблюдения, детский сад, группа детей, вид поведения. Похожие статьи. Проект оценки контроля качества…

Контроль за нервно-

психическим развитием ребенка как способ…

Метод наблюдения за младенцами как форма изучения психологического развития в раннем возрасте. Теоретические аспекты комплексной диагностики отклоняющегося развития в раннем возрасте. Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи и…

Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками

Два последних вида наблюдения ввиду их сложности используют в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В ходе этих наблюдений развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения.

Экспериментальная и поисковая

деятельность детей

Экспериментальная и поисковая деятельность детей дошкольного возраста. Автор: Онос Мария Ивановна.

Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Диагностическое направление

деятельности педагога-психолога

Одним из основных направлений работы педагога-психолога в дошкольном учреждении является диагностика. Психологическая диагностика – это получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей

Формы и

методы развития личности детей дошкольного

Библиографическое описание: Токарев А. А. Формы и методы развития личности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Именно психологическая диагностика позволяет выявить детские проблемы, мешающие процессу адаптации.

Опыт исследования особенностей адаптации к ДОУ

детей раннего…

наблюдения за детьми в разные отрезки времени: во время выполнения предметной деятельности, в играх, на прогулках, в различные режимные моменты, которые

Контингент испытуемых: в исследовании приняли участие 20 детей младшего дошкольного возраста.

Причины девиаций поведения у

детей дошкольного возраста

Причиныдевиацийповедения у детей дошкольного возраста. Девиантное поведение характеризуется исследователями как отклоняющееся от нормы.

Возраст детей на момент исследования 5–7 лет. Количество испытуемых 30 человек.

Наблюдение | Презентация к уроку:

Слайд 1

Презентация на тему: «Наблюдение» ГБПОУ «НАТК»

Слайд 2

Что такое «наблюдение»? Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.

Слайд 3

Функции метода наблюдения Фиксация и регистрация информации; Предварительное, на базе имеющейся теории, классификации научных фактов; Сравнение зафиксированных фактов с тем, что известно в науке.

Слайд 4

Виды наблюдения 1. По форме организации выделяют: ф ормализованное; неформализованное. 2. По степени включенности наблюдателя выделяют : невключенное наблюдение; в ключенное наблюдение. 3 . По форме взаимоотношений ученого с испытуемыми специалисты выделяют: скрытое наблюдение; открытое наблюдение.

Слайд 5

Виды наблюдения 4. По месту проведения наблюдения делятся на две разновидности: полевые наблюдения; лабораторные наблюдения . 5. По регулярности проведения наблюдения делятся на: с истематические; несистематические. 6 . По длительности проведения, задачам и масштабу изучаемого явления наблюдения делятся на: кратковременные; долговременные.

Слайд 6

Этапы программы наблюдения 1. Определение цели и задач наблюдения ; 2 . Выбор вида наблюдения; 3. Выбор объекта и предмета наблюдения; 4. Выбор способа регистрации наблюдаемого объекта; 5. Обработка и интерпретация полученной информации, написание отчета.

Слайд 7

Особенности наблюдения Первой особенностью является специфика связи наблюдателя и объекта наблюдения. Вторая особенность наблюдения в социологи выражается в эмоциональности восприятия социологом объекта наблюдения. Третья особенность – сложность повторного наблюдения.

Слайд 8

Достоинства метода наблюдения О н дает возможность уловить детали данного явления, его многогранность; Гибкость метода.

Слайд 9

Недостатки метода наблюдения Качественный (не количественный) характер выводов; Метод редко может быть применен к наблюдению больших совокупностей; Возможность привнесения определенной доли субъективности в существо метода и меньшими, чем в других случаях, возможностями широкого обобщения результатов исследования.

Слайд 10

Пример практического применения При изучении коммуникации в группе детей среднего дошкольного возраста исследователь наблюдает за инициативность включения в процесс общения детей наблюдаемой группы: эмоциональный фон, который сопровождает процесс общения; желание и готовность ребенка воспринять откликнуться на предложения общаться со стороны взрослых или других детей. Эти данные регистрируется в протоколе наблюдения. Затем данные наблюдения анализируются, формулируются выводы и разрабатываются рекомендации.

Слайд 11

Вывод Наблюдение является важным методом социологического исследования . В зависимости от цели и условий наблюдения можно подобрать вид наблюдения. Но исследователю необходимо учитывать, что помимо достоинств метод наблюдения обладает недостатками и ограничениями, а также у него имеются свои функции и особенности.

21 Преимущества и недостатки включающего наблюдения – Vittana.org

Включенное наблюдение – это особый тип сбора данных, обычно используемый в этнографии или качественных исследованиях. Несколько дисциплин используют эту методологию, поскольку ученые-практики работают над тем, чтобы близко или близко познакомиться с определенной группой людей в целевой демографической группе.

Любое сообщество может стать частью метода сбора данных включенного наблюдения. Профессиональная, религиозная и географическая демография представляют общий интерес при оценке коммуникативных исследований, социальной психологии или культурной антропологии.

Первое использование этого метода относится к началу 19 века, когда Джозеф Мари заявил, что «лучший способ познакомиться с индейцами (коренными американцами) — стать похожим на одного из них, и именно изучая их язык, мы станем их согражданами». Фрэнк Кушинг, Бронислав Малиновски и Маргарет Мид были активными пользователями этой коллекции.

При подходе к качественному исследовательскому проекту следует отметить несколько преимуществ и недостатков включенного наблюдения.

Список преимуществ партисипативного наблюдения

1. Оно дает результаты, подтверждающие обоснованность предложенной теории.
Подход, основанный на включенном наблюдении, собирает большое количество качественных данных, которые можно использовать в различных постулатах. Это позволяет исследователям получить четкую картину того, как люди живут и взаимодействуют друг с другом. Поскольку каждый человек, участвующий в этой работе, лично видит эти социальные встречи, информация из первых рук становится полезной для доказательства правильности предлагаемых теорий.

Это также дает преимущество в опровержении конкретных идей благодаря прямым наблюдениям, которые создают данные.

2. Включенное наблюдение обеспечивает высокий уровень гибкости для исследователей.
Включенное наблюдение обеспечивает большую гибкость в отношении качественного исследования, чем другие методы, использующие этот подход. Это позволяет исследователям сохранять непредвзятость, давая им возможность следить за различными идеями, теориями и направлениями, если во время их работы возникает что-то интересное.

Этот подход позволяет исследователям узнать ответы на вопросы, которые они, возможно, не знали, чтобы задать, когда они впервые начинают свою работу по включенному наблюдению. Включенное наблюдение не подчиняется тем же правилам, что и количественные методы, если что-то не соответствует ожиданиям.

3. Благодаря включенному наблюдению стало доступно больше информации.
Исследователи, использующие метод включенного наблюдения, получают возможность развить эмпатию благодаря своему личному опыту работы с целевой демографической группой. Каждый человек действует как член этой небольшой группы, чтобы можно было лучше понять конкретные точки зрения, социальные ценности и значение других действий. Он предоставляет фактические данные вместо того, чтобы заставлять людей делать предположения о поведении или решениях, которые они принимают.

4. Это дает практические преимущества для сбора данных, которые не могут быть использованы другими методами.
Когда у определенной демографической группы есть проблемы с доверием к исследователям или люди живут изолированно, доступ к этим группам может быть затруднен. Индивидуумы, естественно, более подозрительны ко всему или кому-либо другому. Совместное наблюдение позволяет сборщикам данных завоевать больше доверия и взаимопонимания, чтобы мы могли получить больше информации о конкретных группах.

Совместное наблюдение полезно для изучения таких групп, как банды, таких проблем, как преступность среди несовершеннолетних и культовая религиозная идеологическая обработка.

5. Совместное наблюдение может зафиксировать меняющееся отношение.
Этот вариант качественного исследования не всегда требует сосредоточения внимания на общей картине. Компании часто используют этот подход, потому что это надежный способ уловить меняющееся отношение целевой аудитории к конкретным потребительским товарам или услугам. Организации также могут использовать его для изучения меняющихся точек зрения на своем рабочем месте. Применяя упреждающий подход к идеям или обстоятельствам, которые могут быть проблематичными, если их не контролировать, исследователи могут обеспечить выживание проекта, идеи или коммерческого предприятия.

6. Это открывает двери исследователям для предположений.
Совместное наблюдение позволяет исследователям собирать данные с помощью спекулятивных средств в отношении областей, которые они выбирают для исследования в группе населения. Изменение решений о том, как собирать эту информацию, также является частью опыта. Это означает, что кто-то может действовать на основе своих инстинктов, чтобы определить, где возможна полезная информация, вместо того, чтобы полагаться на структуры, разработанные кем-то, кто не входит в целевую демографическую группу.

7. У исследователей есть больше способов получить реальные результаты.
Целевые процессы качественного исследования полностью проявляются при использовании включенного наблюдения в качестве основного метода сбора данных. Это преимущество позволяет всей организации или демографической группе учитывать все процессы, части и участников, чтобы группы выборки могли пройти процесс сравнения. Это помогает ускорить работу по сбору информации для подтверждения или опровержения идеи, сохраняя при этом общую стоимость проекта на более низком уровне по сравнению с другими методами сбора информации.

8. Информация, собранная путем включенного наблюдения, как прогностическое качество.
Хотя сложно обобщить информацию, собранную в ходе включенного наблюдения, данные, которые собирают исследователи, обладают защитными свойствами. Это означает, что аналогичная группа населения будет иметь примерно одинаковый опыт, если на них воздействует одинаковый набор переменных. Это дает нам возможность увидеть, как люди могут реагировать в будущих ситуациях, когда у них есть определенный набор опыта или ценностей, которые определяют их процессы принятия решений.

9. Включенное наблюдение может быть открытым процессом.
Количественные исследования работают в рамках определенной структуры, где есть определенное начало и конец процесса сбора данных. Качественные исследования, такие как включенное наблюдение, используют более открытый подход. Хотя определенная отправная точка необходима практически для любых усилий по сбору информации, этот метод может продолжаться до тех пор, пока не прекратится финансирование работы. Это означает, что легче выйти за рамки поверхностных ответов, которые некоторые люди дают, чтобы исследователи могли получить доступ к информации, полученной из их рациональных мыслительных процессов.

10. Дает представление об индивидуальном или групповом отношении.
Несмотря на то, что люди могут быть непредсказуемыми, люди — существа привычки. Каждый человек склонен реагировать одинаково всякий раз, когда с ним происходит сходное стечение обстоятельств. Этот процесс происходит потому, что большинство людей предпочитают жить в рутине. Это означает, что качественное исследование с помощью включенного наблюдения может превратить эти действия в полезные данные для исследований в области маркетинга, психологии, антропологии и других областях.

Список недостатков включающего наблюдения

1. Включенное наблюдение сопряжено с высоким риском систематической ошибки при вводе данных.
Исследователи должны принимать непосредственное участие в изучении конкретной демографической группы, которую они хотят изучить, чтобы данные, которые они собирают, были достоверными. Этот подход сопряжен с серьезным риском вовлечения в социальную динамику этих людей, а это означает, что собранная информация имеет более высокий риск предвзятости, чем вы можете найти в других формах качественных исследований. Если кто-то начинает сочувствовать взглядам или взглядам исследовательской группы, то информация перестает быть надежной.

2. Изучаемая репрезентативная выборка относительно невелика.
Включенное наблюдение работает хорошо, когда у исследователей есть возможность напрямую изучить небольшую выборку. Когда целевая демографическая группа настолько мала, что из собираемых данных практически невозможно сделать обобщения, влияющие на остальную часть общества. Информация относится только к группе лиц. Это означает, что этот трудоемкий подход может оказаться бесполезным, если только рассматриваемая теория или идея не может быть изучена непосредственно конкретной группой, о которой идет речь.

3. Сбор фактических данных с помощью включенного наблюдения занимает много времени.
Для большинства исследований с включенным наблюдением требуется несколько лет работы по сбору данных, прежде чем они смогут начать давать результаты. Вы должны иметь подготовленных исследователей, которые могут установить взаимопонимание с целевой демографической группой, а также готовы стать частью этого элемента общества на время работы. Это очень ответственная работа, которая может стать чрезвычайно напряженной, когда единственным способом сбора информации являются скрытые методы.

Этот недостаток является еще одной причиной, по которой в собранные данные может проникнуть предвзятость. Когда вы проводите большую часть своего времени среди людей, трудно избежать установления с ними отношений, которые каким-то образом влияют на вас.

4. В отношении этого качественного метода исследования существуют этические вопросы.
Этот недостаток включенного наблюдения характерен для скрытых методов, которые иногда используются для сбора данных. Если исследователям приходится вводить людей в заблуждение относительно того, кто они и чем занимаются, то информация, собранная в результате прямых наблюдений, может быть не совсем точной. Обман людей для получения информации о них обычно считается неправильным, и в ходе исследования может быть этический выбор в отношении участия в аморальной или незаконной деятельности.

5. Самостоятельный выбор может привести к искажению информации в собранных данных.
Когда исследователи призывают участников из-за необходимости собрать качественное исследование, то самоотбор может создать проблему с предвзятостью. Люди, которые с готовностью предоставляют себя для таких проектов, как правило, имеют конкретную повестку дня, которую они хотят выполнить. Это означает, что информация, собранная в процессе включенного наблюдения, не является достоверной, даже если она кажется таковой.

Единственный способ избежать этого недостатка — рандомизировать людей в изучаемой демографической группе, чтобы никто не мог неправомерно влиять на процесс сбора информации. Это означает, что количественные влияния могут оказывать влияние на работу по включенному наблюдению, иногда сводя на нет преимущества, которые они могут принести.

6. Включенное наблюдение во многом зависит от навыков исследователя.
Исследователи, использующие метод включенного наблюдения, должны знать, где искать данные и как задавать правильные вопросы для сбора информации. Неспособность распознать обстоятельства, при которых информация может быть неточной или недоступной (или наоборот), приводит к ошибкам, которые могут повлиять на результат этой работы. Неумение задавать правильные вопросы может означать, что важное понимание будет упущено.

7. Данные, собранные в ходе включенного наблюдения, несколько субъективны.
Исследователи полностью контролируют информацию, которую, по их мнению, важно собрать при выполнении работы по включенному наблюдению. Это означает, что точка зрения человека, который собирает информацию, может влиять на результаты так, как он может предпочесть индивидуально. Если один исследователь считает, что погоня за касательными данными бесполезна, а другой считает, что это важная составляющая успешного результата, то информация, которую собирает каждый человек, будет иметь несколько иную цель.

8. Включенное наблюдение собирает данные по конкретной ситуации.
Человеческий разум запоминает вещи способами, уникальными для каждого человека. Это означает, что взаимодействие между участником и исследователями является критическим компонентом успеха этой работы. Без четкой документации и транскрипции различные точки зрения приведут к меньшей жесткости данных в окончательном постулате. Большинство людей принимают решения сгоряча, вместо того, чтобы занять взвешенную и логичную позицию, особенно в реакционных обстоятельствах.

Это означает, что при сборе данных наблюдение за участниками фиксирует скорее моментальный снимок во времени, чем долгосрочную перспективу. Она может дать полезные результаты в самых разных отраслях, но это не та информация, которая имеет ценность при рассмотрении будущих обстоятельств.

9. Дублировать результаты включенного наблюдения может быть сложно.
Субъективный характер включенного наблюдения и качественного исследования означает, что может быть трудно, если не невозможно, воспроизвести результаты в будущем. Это означает, что выводы, полученные в результате этих усилий, могут не претендовать на признание в некоторых научных и социологических кругах. Хотя строго структурированное исследование в конкретной группе населения может получить независимую проверку, границы, которые необходимо установить для такого результата, вместо этого повернут работу в сторону количественных исследований.

10. Исследователи должны хорошо знать предмет, который они изучают.
Исследование с включенным наблюдением имеет наибольший успех, когда исследователи имеют высокий уровень знакомства с группой населения и рассматриваемой теорией. Если оба эти элемента недоступны в группе работников, которые будут собирать информацию, то отсутствие понимания может оставить информацию несобранной, даже если кто-то с опытом может определить ее как полезную информацию.

Представьте себе журналиста, пытающегося взять интервью о магнитных полях, в то время как его опыт связан с спортивными репортажами. Знал бы этот человек, какие вопросы задавать? Достаточно ли хорошо они разбираются в предмете, чтобы продолжать касательную, если она появится в ответе? Вот почему качественные исследования часто рассматриваются как более слабый процесс, если только нельзя проверить навыки людей, которые собирают данные.

11. Не дает статистического представления собранного вмешательства.
Любая форма качественного исследования, включая включенное наблюдение, собирает передаваемые данные об индивидуальных точках зрения, реакциях и ответах. Это означает, что информация, собранная в ходе этой работы, не измеряется, потому что для этого нет доступных структур. Вы можете сравнивать эту информацию, чтобы посмотреть, как возникают определенные ситуации в отдельных группах населения, но также нет возможности предоставить количественную выборку или статистическое представление того, что представлено.

Заключение

Совместное наблюдение требует, чтобы исследователи стали субъективными участниками в том смысле, что они используют информацию, полученную в результате личного участия, для взаимодействия или получения дальнейшего доступа к изучаемой группе. Эта деятельность подразумевает объем информации, которой часто не хватает при проведении опросов или прямых интервью.

Этот метод также требует от исследователей быть объективными и записывать все, что происходит вокруг них, не позволяя своим эмоциям или чувствам влиять на их выводы.

Рассматривая преимущества и недостатки включенного наблюдения, важно помнить, что подлинная объективность — это идеальная ситуация, но редко реальность. Все мы видим мир, в котором живем, разными глазами из-за нашего окружения, индивидуального выбора и личных влияний. Это означает, что единственный исследователь, который на 100% точен, — это непредвзятый человек, который уже знаком с рассматриваемой небольшой демографической группой.


Учетные данные автора публикации в блоге
Луиза Гейл является автором этого поста. Она получила степень бакалавра. по экономике Вашингтонского университета. Помимо того, что Луиза является опытным писателем, она имеет почти десятилетний опыт работы в области банковского дела и финансов. Если у вас есть какие-либо предложения о том, как сделать этот пост лучше, перейдите сюда, чтобы связаться с нашей командой.

Натуралистическое наблюдение: определение, примеры и преимущества

(последнее обновление: 2 мая 2023 г.)

Натуралистическое наблюдение — это метод психологического исследования, который включает наблюдение и запись поведения в естественной среде. В отличие от экспериментов исследователи не манипулируют переменными. Этот метод исследования часто используется в психологии, чтобы помочь исследователям исследовать человеческое поведение.

В этой статье исследуется, как натуралистическое наблюдение используется в психологии. Он предлагает примеры и потенциальные преимущества и недостатки этого типа исследований.

Изучение увлекательного мира …

Включите JavaScript

Изучение увлекательного мира когнитивной психологии: раскрытие психических процессов и методов исследования для практического применения

Содержание

Что такое естественное наблюдение?

При натуралистическом наблюдении исследователь наблюдает за поведением участников в их естественной обстановке, делая заметки об их поведении и взаимодействиях. Исследователь может использовать различные инструменты, такие как видео- или аудиозаписи, чтобы точно зафиксировать поведение. Исследователь может также использовать системы кодирования или другие количественные меры для систематической записи наблюдаемого поведения.

Естественные наблюдения можно использовать для исследования широкого круга психологических явлений, таких как модели социального взаимодействия, поведение родителей или поведение животных.

Типы натуралистических наблюдений

Естественные наблюдения могут быть:

  • Неструктурированные или структурированные : Наблюдатель может либо наблюдать и записывать все, что происходит, либо иметь контрольный список или форму для руководства своими наблюдениями.
  • Участник или неучастник : Наблюдатель может быть активным участником, или он может оставаться отдельно от субъекта и наблюдать со стороны.
  • Открыто или скрыто : Наблюдатель может либо открыто наблюдать и записывать поведение субъектов, либо скрывать свое присутствие от человека или группы.

Конкретный тип натуралистического наблюдения, который используют исследователи, зависит от ситуации, того, что они исследуют, и доступных ресурсов. Независимо от типа, наблюдение должно происходить в естественных условиях, а не в экспериментальной лаборатории.

Как собирать данные при естественных наблюдениях

Существует ряд методов, которые исследователи могут использовать для записи данных о поведении и событиях, которые они наблюдают. Некоторые из них включают в себя:

  • Делать заметки : Исследователи могут делать заметки о том, что они видят. Этот подход, как правило, неструктурирован, что позволяет наблюдателям определить, что, по их мнению, является важным, и включить идеи, которые могут оказаться полезными.
  • Подсчет подсчитывает : В других случаях исследования могут использовать более структурированный подход, когда они подсчитывают частоту поведения.
  • Аудиовизуальные записи : В других случаях исследователям могут потребоваться записи поведения участников. Это не только позволяет исследователям обращаться к записям позже, но также может быть полезно для обмена с другими.

Как отбираются данные при натуралистическом наблюдении

Хотя натуралистическое наблюдение не является экспериментальным планом, исследователи все же хотят убедиться, что собираемые ими данные отражают то, что происходит в группе. Для этого исследователи должны собрать репрезентативную выборку. Когда выборка репрезентативна, это означает, что она точно отражает то, что происходит в данной совокупности.

Для этого исследователи могут использовать три основных подхода к выборке:.

  • Выборка событий включает в себя создание исследователем набора предопределенных категорий и моделей поведения, которые они будут наблюдать. Этот метод полезен, когда исследователь хочет собрать данные о конкретном поведении или событиях, что позволяет собирать более точные данные. Используя этот подход, исследование будет отмечать каждое проявление определенного поведения.
  • Выборка ситуации предполагает наблюдение за участниками в более чем одной ситуации. Этот подход может дать исследователям больше информации и позволить им определить, происходит ли определенное поведение только в определенных контекстах или условиях.
  • Выборка по времени — это тип систематического наблюдения, при котором исследователь наблюдает и записывает поведение субъектов через заранее установленные интервалы времени. Этот метод полезен, когда исследователь хочет собрать данные о частоте и продолжительности определенного поведения.

Каждый метод сбора данных имеет свои сильные и слабые стороны, и выбор метода зависит от вопроса исследования и характера наблюдаемых субъектов.

Примеры натуралистического наблюдения

Может быть полезно посмотреть на несколько разных примеров, чтобы узнать больше о том, как можно использовать натуралистическое наблюдение:

  • Исследователи могут наблюдать за детьми в классе, чтобы больше узнать об их моделях социального взаимодействия.
  • Естественные наблюдения также можно использовать для изучения поведения животных в их естественной среде обитания, например, наблюдение за шимпанзе в дикой природе, чтобы понять их социальное поведение.

Исследователи используют этот метод исследования в различных областях, включая исследователей животных и антропологов.

Работа зоолога Конрада Лоренца, например, основывалась на использовании натуралистических наблюдений. Лоренц наблюдал за поведением утят после того, как они вылупились, и отметил, что они привязались к первой возможной родительской фигуре, которую увидели, явление, известное как импринтинг. После того, как утенок запечатлелся на родительской фигуре, он следовал за ним и учился у своего родителя.

Из своих натуралистических наблюдений Лоренц выдвинул гипотезу о том, что сразу после вылупления наступает критический период, когда утятам необходимо запечатлеться на родителе. Основываясь на своих наблюдениях, Лоренц провел дальнейшие эксперименты, подтвердившие его гипотезу.

Другие примеры:

Естествознательное наблюдение — метод исследования, обычно используемый в различных областях психологии.

  • Социальная психология : Естественные наблюдения могут дать ценную информацию о поведении людей в различных социальных ситуациях. Наблюдая за поведением людей в людных общественных местах, таких как торговый центр или вокзал, исследователи могут лучше понять, как устанавливаются и поддерживаются социальные нормы и как люди взаимодействуют в различных социальных группах.
  • Исследования потребителей : Исследования потребителей — еще одна область, в которой можно эффективно использовать натуралистические наблюдения. Наблюдая за покупателями в продуктовом магазине или торговом центре, исследователи могут изучить, как люди принимают решения о покупке в реальных жизненных ситуациях. Исследователи могут получить ценную информацию о поведении потребителей, анализируя, что привлекает их внимание, как они взаимодействуют с различными продуктами и как решают, что купить.
  • Психология развития : Наблюдение за детьми, играющими на игровой площадке или в классе, может помочь исследователям понять, как дети развиваются и осваивают новые навыки в естественных условиях. Исследователи могут получить представление о процессе развития, наблюдая за детьми, когда они взаимодействуют друг с другом и осваивают социальные навыки или изучают новые понятия и навыки в классе.
  • Когнитивная психология : Естественные наблюдения можно использовать для изучения того, как люди думают и обрабатывают информацию в реальных жизненных ситуациях. Например, наблюдение за людьми, использующими компьютерную программу, может помочь исследователям понять, как люди ориентируются в ней и решают проблемы. Точно так же наблюдение за людьми во время разговора может дать представление о том, как они обрабатывают информацию и реагируют на нее в режиме реального времени.

Преимущества натуралистического наблюдения

Натуралистическое наблюдение предлагает ряд преимуществ, которые делают его хорошим выбором для исследования.

  • Экологическая достоверность : Одной из сильных сторон натуралистического наблюдения является его способность фиксировать поведение в естественной обстановке, обеспечивая более точную и полную картину того, как люди или животные ведут себя в своей повседневной среде. Это часто более реалистично, чем лабораторные исследования, поэтому оно может дать представление о том, как люди ведут себя достоверно в повседневных условиях и ситуациях.
  • Вдохновение для дополнительных исследований : Естественные наблюдения также могут генерировать новые гипотезы и идеи, которые нельзя получить с помощью других методов исследования.
  • Позволяет изучать поведение, которое невозможно воспроизвести в лаборатории. : Естественные наблюдения иногда являются единственным подходом к изучению поведения, которое невозможно воспроизвести в лаборатории по этическим причинам. Например, исследователи могут использовать этот подход для изучения поведения заключенных или социального воздействия домашнего насилия на эмоциональное здоровье. Это не те ситуации, с которыми они могут манипулировать в лаборатории, но они могут наблюдать за их влиянием на людей, переживших подобный опыт.

Недостатки натуралистического наблюдения

Хотя натуралистическое наблюдение может быть ценным инструментом, оно подходит не для каждой ситуации. Некоторые потенциальные недостатки включают в себя: 

  • Предвзятость и отсутствие контроля : Натуристическое наблюдение ограничено отсутствием контроля окружающей среды и возможностью предвзятости наблюдателя. Исследователи должны быть осторожны, чтобы свести к минимуму влияние своего присутствия на наблюдаемое поведение, и использовать систематические и объективные методы для записи и анализа данных.
  • Неспособность установить причину и следствие : Естественные наблюдения также ограничены своей неспособностью установить причинно-следственную связь между переменными.

Естествознательное наблюдение и тематическое исследование

Естествознательное наблюдение и изучение конкретных случаев — это методы исследования, используемые в психологии, но различающиеся по своему подходу и цели. Натуралистическое наблюдение включает в себя наблюдение и запись поведения отдельных лиц или групп в их естественной среде без какого-либо вмешательства или манипуляций со стороны исследователя. С другой стороны, тематическое исследование представляет собой углубленный анализ одного человека или небольшой группы людей, часто проводимый с помощью интервью, опросов и других форм сбора данных.

Ключевое различие между натуралистическим наблюдением и изучением конкретного случая заключается в том, что первое больше фокусируется на наблюдении и регистрации поведения и взаимодействий в том виде, в каком они происходят естественным образом, а второе — на сборе подробной информации о конкретном человеке или группе.

Естественные наблюдения часто используются для изучения социальных взаимодействий, групповой динамики и другого естественного поведения в реальных условиях. Напротив, тематические исследования часто исследуют сложные психологические явления, такие как психические заболевания, расстройства личности или необычное поведение.

Как натуралистические наблюдения, так и тематические исследования имеют свои сильные и слабые стороны. Выбор метода зависит от вопроса исследования, необходимого уровня детализации и возможности проведения исследования в конкретных условиях.

Идеи для натуралистических наблюдений

Существует множество потенциальных идей для исследований, связанных с натуралистическими наблюдениями. Вот несколько идей:

  • Наблюдать за поведением животных в их естественной среде обитания, изучать их модели передвижения, поиска пищи и общения
  • Наблюдение за поведением людей в общественных местах, таких как парки или кофейни, документирование моделей социального взаимодействия и общения
  • Сосредоточение внимания на поведении людей в определенных социальных группах или сообществах, изучение их взаимодействий и отношений во времени
  • Наблюдение за поведением детей в классе может дать представление об их процессах обучения и социализации

Часто Задаваемые вопросы

Почему мы используем натуралистические наблюдения?

Естественные наблюдения важны, поскольку позволяют исследователям лучше понять, как люди ведут себя в повседневной жизни. Наблюдая за поведением в естественной среде, исследователи могут получить более точное представление о том, как люди действуют и взаимодействуют друг с другом в своей обычной среде.

Этот метод особенно полезен при изучении социального поведения, поскольку он позволяет исследователям зафиксировать сложность и нюансы социальных взаимодействий, которые могут быть незаметны в лабораторных условиях.

Естественные наблюдения также могут дать ценную информацию о развитии определенных моделей поведения, например, связанных с развитием ребенка или формированием социальных групп.

Самый известный пример натуралистического наблюдения?

Самым известным примером натуралистического наблюдения, вероятно, является исследование Джейн Гудолл шимпанзе в дикой природе. Гудолл провел годы, наблюдая за поведением шимпанзе в Танзании, документируя их социальные взаимодействия, использование инструментов и другие аспекты их жизни. Ее работа помогла революционизировать наше понимание этих животных и их места в мире природы.

Резюме

В заключение, естественное наблюдение является мощным методом исследования, который можно эффективно использовать в различных областях психологии. Исследователи могут получить ценную информацию о человеческом поведении и познании, наблюдая за поведением людей в естественных условиях.

Ссылки:

Борнстейн М.Х., Чеа CSL. Аудиовизуальные записи, кодирование. В: Энциклопедия социальных измерений . Эльзевир; 2005: 103-110. дои: 10.1016/B0-12-369398-5/00400-X

Erdley CA, Jankowski MS. Оценка молодежи. В: Социальные навыки на протяжении всей жизни . Эльзевир; 2020: 69-90. doi:10.1016/B978-0-12-817752-5.00004-4

Хельмхен Х. Этические вопросы в естественных и контролируемых исследованиях. Диалоги Clin Neurosci . 2011;13(2):173-182. doi:10.31887/DCNS.2011.13.2/hhelmchen

Mehl MR, Robbins ML, Deters FG. Натуралистическое наблюдение за важными для здоровья социальными процессами: методология электронного регистратора в психосоматике.

Добавить комментарий