Дружба понятие: Что такое дружба?сочинение — ответ на Uchi.ru

Дружба – понятие особенное : Новости : ВСЕ МЫ

05.08.2019

Белорусы Самарской области в Международный день дружбы приняли участие в творческих мероприятиях Молодежного форума «iВолга 2.0».
Древнеримский политический деятель, оратор и философ Марк Туллий Цицерон утверждал, что «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы: исключить из жизни дружбу — все равно, что лишить мир солнечного света». Сколько веков прошло, а его слова о дружеских отношениях людей, по-прежнему остаются актуальными. И дружба остается одной из важнейших ценностей нашей жизни, с настоящими друзьями многие жизненные проблемы воспринимаются легче.
Если обратиться к «Словарю русских синонимов», то можно увидеть, что дружба ассоциируется с единением, дружелюбием, миром и согласием. Осознавая важность этого понятия, Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией в 2011 году учредила Международный день дружбы, который отмечается ежегодно 30 июля. По-особому эту дату отметили белорусы Самарской области.


Молодежный актив Самарской областной общественной организации белорусов и выходцев из Беларуси «Русско-Белорусское Братство 2000» во главе с президентом организации Ириной Михайловной Глусской приняли участие в мероприятиях торжественного закрытия VII Молодежного форума Приволжского федерального округа «iВолга 2.0», который проходил на гостеприимной самарской земле с 23 по 30 июля.
В этом году молодежный слет собрал 2 тысячи человек из 14 регионов ПФО и 62 субъектов Российской Федерации. На Форуме работало десять смен и одна из них — «iVolga International» собрала представителей десяти государств ближнего зарубежья.
Республику Беларусь представляли координатор — Татьяна Печень и студенты Даниил Лемешевский, Виктория Никитина из Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, факультета инфокоммуникаций. Ребята и их наставник рассказали об университетском проекте «Сохраняя память о прошлом, строим будущее!», который основывается на дружбе с архитектором и скульптором Валентином Павловичем Занковичем.

— Инициатива посетить Молодежный форум «iВолга 2.0», именно в Международный день дружбы, принадлежит молодежному отделению организации, — объяснила Ирина Глусская.
— Мы хотели реально ознакомиться с таким грандиозным молодежным проектом ПФО «iВолга», который ежегодно реализуется в Самарской области, изучить передовой опыт, чтобы использовать его в деятельности организации. Познакомиться с представителями нашей исторической родины, приехавшими из Минска на Форум. И еще, для нас было очень важно поддержать и наш белорусский вокальный ансамбль «Каданс», который был приглашен в концертную программу торжественного закрытия Форума. И очень символично, что наше посещение этого удивительного молодежного мероприятия состоялось в Международный день дружбы, так как, именно дружба занимает особое место в нашей жизни, в жизни каждого человека. Не зря гласит индийская пословица «Не порывай грубо нить дружбы, ибо если придется опять ее связать, то останется узел», — делится своими впечатлениями, один из двух заместителей руководителя молодёжного отделения, Марина Кириллова.

Но самарские белорусы не только знакомились с передовым опытом участников молодежного Форума, но и решали практические вопросы.
  В ходе неформальной беседы президент областной организации белорусов Ирина Глусская и заместитель руководителя молодёжного отделения Георгий Курмаков обсудили с присутствующими на закрытии Форума вице-губернатором Самарской области Александром Фетисовым и Главой городского округа Самара Еленой Лапушкиной вопросы установления партнёрских отношений между Советским районом городского округа Самара и Заводским районом города Минска. Кроме этого, согласован и получил поддержку со стороны исполнительной власти вопрос по установлению образовательного и творческого партнёрства между Детской школой искусств №5 города Могилёва и Детской школой искусств №3 «Младость» города Самара.
Дружба – понятие особенное и это подтверждается как реалиями жизни, так и особым интересом к этой теме ученых, писателей и поэтов.

Замечательное стихотворение, посвященное дружбе написал дагестанский поэт Расул Гамзатов:
«…Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много:
Опасайтесь потерять друзей…»

 

Николай Бойко



Теги: дружба народов. Самарская область, «iВолга 2.0», Самарская областная общественная организация белорусов и выходцев из Беларуси «Русско-Белорусское Братство 2000»


ДРУЖБА | Энциклопедия Кругосвет

ДРУЖБА один из видов личных отношений. В отличие от функциональных, деловых отношений, где один человек использует другого как средство для достижения какой-то своей цели, дружба самоценна, она сама по себе является благом; друзья помогают друг другу бескорыстно, «не в службу, а в дружбу». В отличие от кровнородственной, семейной близости и от товарищества, члены которого связаны общей принадлежностью и узами групповой солидарности, дружба индивидуально-избирательна, свободна и основана на взаимной симпатии. В отличие от поверхностного приятельства, дружба – отношение глубокое и интимное, предполагающее не только верность и взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь. Недаром мы называем друга своим alter ego («другим Я»). По характеру своей мотивации дружба отличается и от любовно-эротических, сексуальных чувств и отношений.

Человечество всегда высоко ценило дружбу. Трудно назвать философа, который бы не рассуждал о ней. Но говоря о дружбе, часто подразумевают разные явления. Во-первых, дружба – определенный социальный институт, выполняющий какие-то социальные функции, изучением которых занимаются такие науки как социология, история и антропология. Во-вторых, это складывающиеся в повседневной жизни реальные личные отношения, изучением которых занимается социальная психология. В-третьих, это дружеские чувства и переживания, в изучении которых ключевая роль принадлежит психологии эмоций и психологии личности. В-четвертых, дружба – важная нравственная ценность, изучением которой занимается этика.

Хотя все народы во все времена почитали дружбу величайшей социальной и нравственной ценностью, они неизменно считали «подлинную дружбу» крайне редкой, а расцвет ее, как правило, относили к прошлому, представляя ее как идеал, опрокинутый в прошлое. Как заметил немецкий философ Артур Шопенгауэр, «истинная дружба – одна из тех вещей, о которых, как о гигантских морских змеях, неизвестно, являются ли они вымышленными или где-то существуют».

Проблему историчности дружбы поставили немецкие социологи конца 19 в. Фердинанд Тённис и Георг Зиммель. Тённис, которого часто называют «первым социологом дружбы», теоретически разграничил два типа социальных структур: основанную на непосредственной эмоциональной близости людей «общину» (Gemeinschaft) и основанное на холодном рациональном расчете и разделении труда «общество» (Gesellschaft). Классический пример «общественных» отношений — капиталистическое товарное хозяйство, пренебрегающее всеми индивидуальными различиями, а воплощение «общинности» – родство, соседство и особенно дружба. По мнению Тённиса, «община» и «общество» присутствуют на всех этапах исторического развития, но в разной пропорции. На ранних стадиях развития, пока люди живут сравнительно небольшими группами и в патриархальных условиях, преобладает «общинность». По мере того как социальные связи становятся все более универсальными, значение «общинных» отношений, в том числе и дружбы, снижается. Они становятся всего лишь островками «человеческого» в мире безличной расчетливости.

В отличие от Тённиса, который связывал развитие дружбы с дифференциацией общественной деятельности и социальной структуры, Зиммель выдвигал на первый план дифференциацию самих личностей. Человеческая индивидуальность, по Зиммелю, создается прежде всего наличием некоей тайны, составляющей исключительное достояние личности. По его мнению, на ранних стадиях социального развития индивид имел очень мало своего и поэтому не испытывал потребности в самораскрытии. Потребность в интимной дружбе возникает у человека лишь в античности. Но «по мере растущей дифференциации людей такое полное самораскрытие должно было становиться все труднее. Современный человек, возможно, должен слишком многое скрывать, и это не позволяет ему поддерживать дружбу в античном смысле». Индивид с более сложным внутренним миром не может полностью раскрыться кому-либо одному. Поэтому тотальная дружба разделяется на ряд отношений, в каждом из которых раскрывается какая-то отдельная сторона Я. С одним человеком нас связывает симпатия, с другим – общие интеллектуальные интересы, с третьим – религиозные чувства, с четвертым – общий жизненный опыт.

Социальная история дружбы – история не столько чувств, сколько социального института дружбы и того языка, «дискурса», которым она описывается. В древнейших обществах, где личные отношения еще не отделены от общественных, дружба выступает прежде всего как социальный институт, а права и обязанности друзей строго регламентированы. Особое значение имела мужская воинская дружба. Лучше всего это видно на примере древней Греции, которая издавна считается царством дружбы, а имена Кастора и Полидевка, Ореста и Пилада, Ахилла и Патрокла стали нарицательными. Однако античный канон дружбы исторически развивался. Первоначально греческое слово «филия» (дружба) было синонимом кровного родства. Затем дружба превращается в самостоятельный институт, который ставится выше всех прочих общественных отношений. Дальнейшая дифференциация социальной структуры приводит к тому, что личные отношения отделяются от социально-институционализированных, из социального союза дружба превращается в эмоциональную привязанность. Это повышает ее индивидуальную избирательность, но одновременно делает взаимные обязанности друзей менее определенными. В связи с этим возникают споры о соотношении инструментальных (практических) и экспрессивных (эмоциональных) ценностей и мотивов дружбы, о критериях разграничения дружбы и любви и т.п.

В разные периоды истории понятие дружбы наполняется разным содержанием. В раннем средневековье восхваляется и поэтизируется героическая рыцарская дружба, воинское братство и побратимство. Христианские богословы спорят о соотношении дружбы между конкретными людьми и любовью к Богу. В начале Нового времени дружеские чувства противопоставляются отношениям, основанным на сословной принадлежности или общности коммерческих интересов. Романтики конца 18 – начала 19 вв. создали культ нежной лирической дружбы, главной ценностью которой является психологическая интимность и самораскрытие собственного Я. В 20 в. заговорили об оскудении дружбы под влиянием урбанизации, ускорения темпов социального обновления и возникновения массового общества. Как писал Антуан де Сент-Экзюпери, «узнать можно только те вещи, которые приручишь… У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей».

Однако историко-социологические исследования демонстрируют не столько «оскудение» дружеских чувств и отношений, сколько усложнение и психологизацию их критериев, в свете которых реальные личные связи сплошь и рядом выглядят неудовлетворительными. Новая, более динамичная форма общественных отношений не уничтожила элементарной потребности отдельного человека в теплоте и спонтанности в отношениях с другими людьми и не привела к исчезновению желания надежного и постоянного подтверждения собственных чувств со стороны других людей и желания быть рядом с теми, кто вызывает симпатию.

Многозначность понятия дружбы отражает реальную многогранность и переливчатость межличностных взаимоотношений. С точки зрения психологии, все житейские определения дружбы суть метафоры, каждая из которых высвечивает какой-то один ракурс проблемы. «Друг-товарищ» подразумевает наличие совместной деятельности и общих интересов. «Друг-зеркало» подчеркивает функцию самопознания, партнеру в этом случае отводится пассивная роль отражения. «Друг-собеседник» высвечивает коммуникативную сторону дружбы, самораскрытие и взаимопонимание. «Друг-альтер эго» подразумевает, с одной стороны, ассимиляцию, уподобление другого себе, а с другой – идентификацию, уподобление себя другому, саморастворение в другом.

Каждая из этих метафор по-своему правомерна, но они могут обозначать и разные типы дружбы, и разные ее компоненты, и разные стадии развития одного и того же взаимоотношения. Соотношение экспрессивных (взаимопонимание) и инструментальных (взаимопомощь) ценностей дружбы имеет свой половозрастной аспект. Детские дружбы покоятся на непосредственной эмоциональной симпатии, общих интересах и совместной деятельности. В подростковом возрасте эти ценности дополняются и постепенно перевешиваются потребностью в эмоциональной поддержке и взаимопонимании. Потребность в alter ego достигает кульминации в ранней юности. Именно в юношеской дружбе формируются такие важные личностные черты, как альтруизм и способность поставить себя на место другого. В дальнейшем, по мере взросления, дружба утрачивает эту тотальность, частично уступая место любовным, семейным и иным привязанностям.

Эти процессы не совсем одинаково протекают у мужчин и у женщин. Традиционный канон дружбы, уходящий корнями в античность, считал ее исключительно мужской добродетелью. Возможность дружбы между женщинами философы начали признавать только в 18 в., но и сегодня многие люди убеждены, что женская дружба существенно уступает мужской в глубине, силе и устойчивости. Отчасти это мнение сложилось потому, что о женской дружбе высказывались главным образом мужчины, которые были склонны недооценивать значение женского субъективного опыта. Исключительно мужские сообщества и дружбы имели священное, сакральное значение, передаваясь из поколения в поколение, легенды превращали идеальные представления в свойства, якобы присущие каждому мужчине. Принадлежность и верность своей мужской группе – важнейшая нравственная ценность мальчиков и юношей. Мужская дружба часто мыслится как синоним мужественности. Женская дружба никогда и нигде не возводилась в ранг социального института, оставаясь чисто бытовым феноменом. Женщины описывают дружбу в более тонких психологических терминах, подчеркивая ценности доверия, эмоциональной поддержки и интимности, тогда как мужчины акцентируют солидарность и взаимопомощь. Девичья дружба больше ориентирована на эмоционально-экспрессивные ценности. Эти различия появляются довольно рано и тесно связаны с развитием самосознания. Повышенная рефлексивность девочек порождает и более раннюю потребность делиться своими переживаниями, что составляет одну из главных функций дружбы.

Несмотря на процессы глобализации, дружба имеет свои этнокультурные особенности. Переход России к рыночной экономике подорвал патриархальные представления о дружбе, заставив рассматривать человеческие взаимоотношения более реалистично и прозаически. Тем не менее, дружба остается одной из главных жизненных ценностей современной молодежи. У московских старшеклассников среди всех видов проведения свободного времени на первом месте стабильно находится «общение с друзьями», но в 1991 так ответили 79%, а в 2000 – 54% опрошенных. Неоднозначно и влияние новых информационных технологий (Интернет, мобильный телефон). С появлением Интернета у подростков заметно уменьшилась роль друзей как источников информации, но одновременно появились новые возможности нахождения друзей.

Что же до соотношения экспрессивных и инструментальных ценностей дружбы, то у сегодняшних подростков и юношей оно выглядит примерно таким же, как в 1970. Отвечая в 1995 на вопрос, «что для вас самое главное в дружбе?», 16–19-летние российские юноши и девушки поставили на первое место возможность получить помощь, а на второе – верность и постоянство. Однако дальше обнаруживаются гендерные различия. Девушки придают больше значения чувству, что кто-то в тебе нуждается, возможности делиться сокровенными мыслями и сознанию того, что кто-то высоко ценит тебя. Для мальчиков важнее совместное проведение досуга и интеллектуальная общность (друг – человек, который разделяет твои взгляды и придерживается тех же принципов).

Игорь Кон

Древние и средневековые представления о дружбе

Под редакцией Сюзанны Стерн-Жиллет, Гэри М. Гертлера и SJ

Темы: Древнегреческая философия, философия, Социальная философия
Серия: Серия SUNY по древнегреческой философии

Мягкая обложка : 9781438453644, 344 страницы, июль 2015

Твердый переплет : 9781438453651, 344 страницы, Декабрь 2014 г.

Альтернативные форматы доступны по телефону:

Прочитать отрывок Посмотреть оглавление

Служба запросов или копия для экзамена
Запрос копии для обзора СМИ

Предисловие
Часть 1. Платон и Аристотель
1. Филия у Платона
Дмитрий Эль Мурр
2. Аристотель о дружбе: понимание четырех причин
Гэри М. Гуртлер, SJ
3. Великие души и Small: Аристотель о самопознании, дружбе и гражданской активности
Suzanne Stern-Gillet
Часть 2. Эллинистические философы
4. Заведение друзей: стоическая концепция любви и ее платоническая подоплека 029 в эпикурейской философии

Гарри Лессер
6 Стоический друг Цицерона как разрешение парадоксов платонической любви: Амицития вместе с симпозиумом
Робин Вайс
Часть 3. Философы святоотеческой и средневековой философии

7. Дружба в поздней античности: дело Григория Назианзина и Василия Великого
Иоанн Пантелеимон Манусакис
8. Adiutrix Virtutum ?: Августин о дружбе и добродетели 9 0005 Укротитель Навар
9. Элред из Риво о дружбе
Джон Р. Зоммерфельдт

10. Фома Аквинский: благотворительность как дружба
Фергус Керр, OP
Часть 4. Мыслители эпохи Просвещения
11. Аристотель и Кант о самораскрытии в дружбе
Андреа Вельтман
12. Платонические корни гёльдерлиновской концепции дружбы в Гиперион
Сандра Дучич-Коллетт
Авторы
Указатель имен
Указатель тем

Диаграммы этапов истории дружбы как философской концепции в западном мире.

Сосредоточив внимание на Платоне и Аристотеле, стоиках и эпикурейцах, раннехристианских и средневековых источниках,

Древние и средневековые концепции дружбы объединяет оценки различных философских представлений о дружбе. В этом томе описывается эволюция этой концепции от древних идеалов дружбы, применимых исключительно к отношениям между людьми высокого социального положения, до христианских концепций, которые рассматривают дружбу как применимую ко всем, но касаются главным образом отношения души к Богу — и которые придают второстепенный статус к человеческим отношениям. Книга завершается двумя эссе, в которых исследуется, как это сложное наследие было получено в эпоху Просвещения, в частности, с учетом Иммануила Канта и Фридриха Гельдерлина.

Сюзанна Стерн-Жилле — профессор древней философии Болтонского университета и почетный научный сотрудник кафедры античной истории Манчестерского университета. Она является автором книги «Философия дружбы Аристотеля », также опубликованной издательством SUNY Press. Гэри М. Гертлер, SJ , адъюнкт-профессор философии Бостонского колледжа. Он является автором Plotinus: The Experience of Unity 9. 0029 .

«…[a] прекрасный том.» — International Journal of the Platonic Tradition

«…полезный сборник эссе… Авторы вместе с редакторами, которые их сопровождали, проделали хорошую работу, участвуя в беседа с традицией мыслителей о дружбе и друг с другом. » — Polis

«… расположение и выбор темы очень послужит ученым, интересующимся развитием теорий дружбы, а также историей этой дискуссии в классическом и постклассическом мире». — Scripta Classica Israelica

Дружба — Определение и характеристики — Партнеры, дружба, социальные отношения и отношения

В отличие от других важных отношений, дружба не определяется родством, юридическими связями или формальными социальными обязательствами. Обычно не существует никаких церемоний, связанных с формированием дружбы. На самом деле дружба редко начинается с того, что два человека заявляют, что «с этого дня мы будем друзьями». Скорее, дружба развивается постепенно и часто невольно, когда партнеры начинают вместе заниматься «дружескими делами». Однажды сформировавшись, дружба в значительной степени свободна от четких социальных норм или ожиданий, которые диктуют, когда партнеры должны собираться вместе и как они должны взаимодействовать при этом. Когда дружеские отношения заканчиваются, обычно это происходит не в результате объявленного решения одной или обеих сторон. Иногда, конечно, дружба внезапно обрывается из-за очевидных нарушений доброй воли, таких как нечестность или предательство. Однако чаще всего дружба просто угасает, когда партнеры перестают делать то, что придавало смысл отношениям.

Отсутствие социального определения придает дружбе смутный и неосязаемый характер. Тем не менее, это отношение, которое, кажется, существует почти повсеместно, хотя и не совсем, во всех культурах. Эта комбинация факторов побудила антрополога Роберта Пейна (Robert Paine, 1969) описать дружбу как институционализированных неинституций (Sattles 1970). Что же тогда подтверждает дружбу? Дружба существует в том факте, что партнеры посвящают время взаимодействию друг с другом независимо от внешнего давления или ограничений. В дружбе жизни партнеров взаимозависимы на добровольной основе. В более структурированных отношениях, таких как брак, жизни партнеров также взаимозависимы, но большая часть взаимозависимости основана на социальных нормах и ожиданиях, обязывающих их относиться друг к другу предписанным образом. Таким образом, многие социологи и специалисты по поведению в самых разных областях, от социологии до психологии и антропологии, подчеркивают добровольность как неотъемлемую черту дружбы.

Вторым ключевым аспектом дружбы является то, что Джеральд Саттлз (1970) назвал фактором человек-как-человек . То есть друзья реагируют друг на друга как уникальные, настоящие и незаменимые личности. Они не видят друг в друге просто исполнителей ролей или представителей определенных групп или статусов. Друзья выражают эту сосредоточенность на индивидуальности как личный интерес и заботу.

Добавить комментарий