Что такое гало-эффект в психологии с примерами из жизни
Люди склонны к общественным эффектам восприятия. Эффект ореола является одним из таких. Без специальной психологической работы ты склонна воспринимать людей, организацию или какой-либо продукт через призму предвзятости. Это сильно искажает действительность. Что такое эффект ореола и как бороться с таким феноменом, расскажем далее.
В этой статье:
Понятие феноменаПримеры гало-эффекта в жизниЭффект рога и элементы ореолаЭффект ореолаНовости СМИ2
Понятие феномена
Эффект ореола представляет с собой особенность коммуникативного восприятия человека, организации, продукта, когда положительное мнение по одной характеристике влияет на благоприятное восприятие и в прочих областях. Это когнитивная предвзятость, ошибка восприятия, которая в обычной жизни мешает тебе воспринимать других людей правильно, а не на основе веры в стереотипы.
Фото автора Keenan Constance: PexelsПросто пример: ты отмечаешь, что человек на фотографии симпатичен и правильно одет, предполагая заочно, что он, к примеру, добрый. Феномен открыл Эдвард Торндайк в 1920 году и отнес его к ошибкам восприятия.
Эффект ореола ты можешь наблюдать в условиях:
- перегруженность информацией. В течение дня ты воспринимаешь чрезмерно много сведений о людях, компаниях, продуктах, а значит, времени на детальное исследование конкретных вещей уже не остается;
- дефицита времени. На деловых переговорах, да и просто в ускоренном темпе жизни, у тебя может не быть времени, чтобы обстоятельно познакомиться с другим человеком и оценить качества личности или ситуацию, в которой он находится;
- незначимость человека или организации, продукта. Бывает, что вещь или индивид тебя просто не «цепляют», соответственно «вешать ярлыки» в таком случае проще;
- стереотипизация восприятия. Ты общаешься с определенной группой людей, семьей, друзьями. Он схожи с тобой по множеству параметром, а, следовательно, если у общности есть мнение по поводу чего-либо, то с большой вероятностью и ты думаешь также;
Эффект ореола или гало-эффект
- неординарные личности.
Здесь срабатывает эффект «зеленой собаки». Яркая черта бросается в глаза, затмевая собой все остальное. Раньше художники, чтобы отвести внимание от каких-то деталей на картине, рисовали внизу зеленую собаку. Смотрящий отвлекался и не замечал недостатков изделия. Правило работает и в обычной жизни, а роль «зеленой собаки» для тебя может сыграть простая яркая брошка.
Эффект ореола наблюдается в поведении всех без исключения людей и является одним из последствий врождённого человеческого субъективизма. Феномен «работает» как в положительном, так и в отрицательном направлении. Если тебе нравится одна характеристика чего-либо, то ты будешь положительно настроена и к остальным характеристикам, а если не нравится – предрасположенность будет отрицательной.
Примеры гало-эффекта в жизни
«Ореол» буквально обозначает круг света вокруг солнца и луны. В социальной психологии он признается, как бессознательное систематическое нарушение наших суждений. Так, например, если кто-то очень хорош в гимнастике, то возможно его сочтут одаренным и в других видах спорта. Хотя хороший гимнаст может быть, к примеру, плохим пловцом.
Можно найти множество примеров эффекта ореола и в твоей жизни:
- привлекательные люди более успешны в профессии, потому что они автоматически оцениваются, как хорошие специалисты;
- считается, что полные люди обладают мягким характером и веселостью, хотя эти качества не имеют ничего общего друг с другом;
- преподаватели в возрасте, по мнению большинства студентов, более компетентны в учебных вопросах и т.д.
Такие эффекты сопровождают тебя все жизни, и ты должна научиться осознанно оценивать собеседника, а не через призму его внешности, одежды, ума и т.д. На оценку влияет даже настроение: если у тебя хорошее настроение, то эффект оказывает положительное влияние, а если плохое – то ты видишь людей и события в негативном ключе.
Поскольку эффект ореола заложен в нас с детства, и он искажает общие черты, такие как внешний вид или черты характера, от него невозможно полностью избавиться. Поэтому очень важно осознавать его наличие.
Эффект рога и элементы ореола
Отрицательная форма эффекта ореола может проявляться как эффект рога, дьявола, когда наблюдатель видит только неприятную характеристику человека или продукта. То есть, если ты думаешь, что человек неопрятен, то соответственно, он злой, безответственный и т.д. Хотя, часто, это не так.
Большинство психологов считают эффект ореола вредным явлением, однако, это не всегда так. В некоторых ситуациях он помогает тебе посмотреть на себя и других со стороны, преодолеть какие-то недостатки или стабилизировать собственную самооценку.
Представим наиболее известные искажения при эффекте:
- эффект ложного согласия: когда ты думаешь, что люди мыслят также как ты. Это проблемный аспект, из-за которого возникают недопонимания и ссоры;
- психологическая проекция: понятие, связанное с психологической защитой. Работает на уровне подсознания и выражается в том, что ты приписываешь людям эмоции и чувства, когда не можешь определить их реальное отношение к тебе;
- эффект актера: ты объясняешь свои неудачи особенностями ситуации, неблагоприятным стечением дел или отрицательной характеристикой личности оппонента;
- эффект ролей: если тебя критикуют за плохую работу, то ты воспринимаешь этого человека, как плохого и недоброжелательного;
- эффект авторитета: мнение авторитетного человека для тебя скорее всего более значимо, даже если он не профессионал в интересующей тебя области;
- эффект физиогномической редукции: оценивая человека по внешнему виду (красоте лица, мимике, жестам), ты приписываешь ему соответствующие положительные или отрицательные характеристики.
Используя выше представленную информацию, представь, насколько сильно эффект ореола проявляется в твоей жизни. Это будет первым шагом к осознанному общению. В последующие 30 дней, старайся не давать эффекту проявляться. Общайся со знакомыми и новыми людьми и составляй их полную характеристику. Затем сравни, насколько отличается качество такого анализа.
Фото автора Vlad Chețan: PexelsСкорее всего в ситуации оценки знакомого человека ты припишешь ему множество положительных характеристик, если человек приятен в общении и красив внешне. При обратной ситуации (неяркой внешности, стеснительности) большинство характеристик будут отрицательны. А вот со знакомыми людьми ситуация будет абсолютно другой, так как ты уже знаешь их основные характеристики.
Таким образом, человек совершает огромное количество ошибок, когда дело доходит до восприятия других людей. Однако помни, что некоторые когнитивные искажения могут нести и положительные последствия. Знание об эффект ореола позволит тебе эффективнее строить коммуникации, уметь влиять на людей, добиваясь своих целей в работе, учебе, личной жизни.
Эффект ореола
Эффект ореола или гало-эффект известен каждому и заключается он в важности первого впечатления, которое нельзя произвести дважды. Первым этот эффект научно описал пионер бихевиоризма Эдвард Ли Торндайк. Он заметил, что людям свойственно считать красивых людей более умными и добрыми, чем менее привлекательных.
Эксперимент с фотографиями помог ему. Он раздал студентам фотографии разных людей и попросил их приписать изображенным людям те или иные характеристики. Доброту, альтруизм, гуманизм и другие социально предпочтительные качества чаще отдавались людям с привлекательной внешностью.
Аналогичные эксперименты проводили Уилсон и Нисбет, которые попросили одного преподавателя прочитать разным группам студентов одну и ту же лекцию. Но в одном случае преподаватель должен был стараться понравиться публике и вести себя добродушно, а в другом – резко и напористо преподносить материал, допускать грубые выражения.
Первая группа студентов оценила преподавателя как более профессионального. Негативное влияние этого эффекта часто можно наблюдать в самых разных сферах жизни:
- В медицине. Доктор, видящий перед собой внешне красивого и здорового человека, склонен оценивать его как здорового, часто игнорирует жалобы, списывая их на излишнюю ипохондрию, забывая назначить необходимые обследования и анализы.
- В суде присяжных. Людям свойственно считать красивых людей добрыми и законопослушными.
- При найме сотрудников. Работодатели склонны отдавать предпочтение обладателям дипломов университетов с красивыми названиями, потому как их считают более компетентными, мужчинам средних лет, так как их считают более надежными и прочее.
Чем обусловлен эффект? Наш мозг – машина, которая всегда ищет наиболее простой способ решения задачи. Древний человек, сталкиваясь с незнакомцем, имел всего несколько секунд, чтобы решить: нападать или обнимать. Наш мозг и по сей день работает по этому же принципу. От нескольких миллисекунд до 8 секунд ему требуется, чтобы оценит человека.
Работает:
- Время. Мозг старается определит человека за максимально короткое время.
- Информационный шум. В большом городе мы вынуждены пребывать в состоянии вечно отвлеченного внимания. Мозг всегда имеет при себе какую-то более интересную задачу, чем оценка нового человека.
- Стигматизация. Чем больше людей мы знаем, тем больше у нас появляется «полочек» для определенных типов людей.
- Цена. Одной из главных характеристик, по которой мозг оценивает нового человека, является его стоимость. Как этот человек может мне помочь? Как меня будут воспринимать рядом с ним? Какое положение в обществе этот человек занимает? Все эти вопросы для мозга означают простое определение «стоимости» человека. Когда этап оценки окончен, эффект ореола сформирован.
Как использовать эффект ореола? Самым продуктивным является вариант, когда вы стремитесь сформировать положительный гало-эффект, но при этом стараетесь не идти на поводу собственного эффекта ореола. Сам эффект делят на три этапа:
- Предустановка. То, что человек будет знать о вас до того, как познакомится.
- Оценка. Внешность, одежда, мимика – все, что первым бросается в глаза, будет подвергнуто оценке и анализу.
- Первое слово. Тот, кто произнесет первое слово, становится ведущим в коммуникации, завершает гало-эффект и устанавливает контакт.
В отношении создания гало-эффекта не работает принцип «важно быть, а не казаться». Все как раз строго наоборот. Подумайте, как вы хотите, чтобы вас воспринимали и постарайтесь таким показаться. Вот увидите, скоро вы сами себе поверите. Если вы хотите произвести впечатление позитивного человека, почаще улыбайтесь, даже когда на душе кошки скребут.
Постепенно вам действительно захочется улыбаться. Если хотите производить впечатление красивого человека, тщательно относитесь к своему образу перед выходом на улицу. Люди начнут вас воспринимать в соответствии с тем, какого человека вы увидели сегодня в зеркале.
Snob.ru: «Ну тупые американцы» | Никита Непряхин
Термин «стереотип» известен всем (в переводе с греческого στερεός — твердый, τύπος — отпечаток, то есть буквально слово означает «твердое впечатление»). Изначально понятие «стереотип» имело отношение лишь к полиграфии, обозначая металлическую печатную форму, а затем с подачи американского журналиста Уолтера Липпмана (1922 год) стало встречаться в контексте психологии и социологии.
Под стереотипами понимают чрезмерно обобщенные характеристики определенной категории людей, чаще всего неверные по своей сути. Обычно это слово имеет явно негативную коннотацию, ведь стереотипы ассоциируются с предрассудками, предвзятостью, дискриминацией. Часто это коллективные представления, то есть в наличии определенного явления убеждена целая группа людей.
Стереотипы могут касаться гендера, национальности, социума, профессии, возраста, сексуальной ориентации и много чего еще. Нередко они не имеют никакого отношения к реальности. Примеров стереотипов масса: «все блондинки глупы», «русские пьют водку», «все мужики изменяют», «парикмахеры и стилисты — геи», «все программисты — жуткие зануды», «парни не плачут», «французы — лучшие любовники», «мужикам нужен только секс», «американцы тупые».
Думать — это сложно
Стереотипизация обусловлена тем, что наш мозг хочет упростить себе жизнь и стремится загнать любую информацию в шаблоны, ведь так намного проще. Это своеобразная форма категоризации, которая помогает упростить и систематизировать огромный поток информации. Если мы создаем в голове стереотипы, нам проще идентифицировать, интерпретировать любую информацию, предсказывать ее появление и реагировать на нее. Вещи становятся понятными, а значит, легко прогнозируемыми. В науке это называется когнитивной экономией. Процесс категоризации позволяет уменьшить затраты умственной энергии, делая мыслительные операции не столь трудоемкими. Вместо того чтобы тратить много сил и времени на изучение какого-либо человека или объекта, мы можем воспользоваться шаблонными знаниями о категории, к которой, по нашему мнению, принадлежит этот человек или объект, и сделать ситуацию для себя более понятной и определенной. Стереотипичные обобщения могут быть полезны при принятии быстрых решений, особенно в повторяющихся, шаблонных ситуациях. Они сокращают время реагирования и экономят энергию. Кроме того, стереотипы могут выполнять и социальную функцию: нам важно находиться «среди своих». Стереотипы в этом плане объединяют людей в социальную группу и помогают «считать» незнакомого человека, понять, чего от него ждать и как установить с ним контакт.
Не стоит думать, что стереотипами пользуются только максимально жесткие, нетерпимые, нетолерантные, недалекие люди. Большинство стереотипов — неявные и глубинные, они лежат в подсознании, а значит, плохо нами контролируются. Формирование стереотипов происходит под влиянием общественных установок, семейного воспитания, образования, религии и личного опыта. Иногда глубинные стереотипы передаются из поколения в поколение. Так что имейте в виду: мы все без исключения — жертвы стереотипизации.
Интересно, что устойчивость стереотипов внутри нашей головы приводит, в частности, к тому, что они могут сосуществовать и противоречить друг другу или непосредственному опыту. Например, кто-то вполне может считать, что все лица некоей национальности — хитрецы и пройдохи, но вот к его коллеге это отношения не имеет, хоть он и той же национальности. Исключения, которые мы знаем и с которыми согласны, обычно не уменьшают силу того или иного стереотипа.
Стереотипизация как метод пропогандыСтоит отметить, что иногда стереотипизация — сознательный процесс преднамеренного формирования устойчивого образа каких-либо людей, событий или явлений. Так обычно действует пропаганда. Любая государственная идеология всегда базируется на мифах, а мифы —на стереотипах. Пропаганда активно создает и использует стереотипы и ложные обобщения, чтобы при необходимости вызывать определенную эмоциональную реакцию людей. Основа любой пропагандистской деятельности — это противопоставление по принципу «белое — черное»: позитивно оценивается то, что служит интересам правящей элиты, а негативно — то, что этим интересам противоречит или угрожает. Стереотипы здесь выступают прекрасным инструментом для окрашивания людей, событий и явлений в нужный («белый» или «черный») цвет.
Парадокс ЛапьераНе все так печально со стереотипами. Смею предположить, что эффективны только глубинные стереотипы, а вот некоторые широко пропагандируемые стереотипные представления срабатывают не всегда. Приведу пример эксперимента, названного «Парадокс Лапьера» (хотя методика его проведения многими критиковалась). В 1934 году, в самый разгар ан- тиазиатских настроений в США, психолог Стэнфордского университета Ричард Лапьер, специализирующийся на теме расовых предрассудков, провел любопытный эксперимент. Он обратился в 244 отеля и ресторана с письменным запросом: «Не согласитесь ли вы принять в качестве гостей китайцев?» 92% отелей и ресторанов ответили отказом, остальные использовали размытые и уклончивые формулировки, и только один отель прислал письмо с согласием. Но самое интересное заключалось в другом: до этого Лапьер вместе с парой своих друзей-китайцев заранее объехали 128 заведений из этого списка, и всюду, за одним-единственным исключением, их радушно встречали и принимали.
ТОП-9 национальных стереотипов№1 — Американцы тупые
Один из самых распространенных национальных стереотипов в России. На самом деле это полнейшая глупость. Американская система образования —одна из самых эффективных в мире. Об этом говорит индекс уровня образования в странах мира. Это комбинированный показатель Программы развития ООН, который основывается на индексе грамотности взрослого населения и индексе совокупной доли учащихся. Также американцы лидируют в Индексе эффективности национальных систем образования. Американцы уверенно занимают первое место в мире по числу научных открытий. Например, за всю историю существования Нобелевской премии ее получили более 380 американцев, в то время как наши соотечественники удостаивались этой премии всего 31 раз.
№2 — В Нидерландах все наркоманы
Все знают, что в Нидерландах легализованы легкие наркотики. Многие отправляются в Амстердам, чтобы попробовать на себе дурманящий эффект марихуаны абсолютно свободно в каком-нибудь кофешопе. Сами голландцы тоже уверены, что большинство туристов приезжают в их страну лишь за травкой. Тем не менее исследования EMCDDA показывают, что голландцы не самые большие фанаты наркотиков среди европейцев. На самом деле жители Нидерландов — фанатики ЗОЖ. Кстати, самое большое количество смертей от наркотиков на душу населения в Шотландии. Вот вам и Нидерланды…
№3 — Все итальянцы едят только пасту и пиццу
Конечно, так может сказать только тот, кто ни разу не был в Италии. Итальянская кухня очень богатая и разнообразная. Итальянцы обожают рыбные блюда и морепродукты, прекрасно готовят мясо, очень любят овощи и, конечно, без ума от десертов. А чего стоят итальянские сыры, коих тысячи видов: рикотта, горгонзола, моцарелла, пармезан!.. Более того, кухня сильно отличается в зависимости от региона. В каждой области и провинции есть свои уникальные блюда и предпочтения. Кухня севера Италии (где больше любят рис, чем пасту) совсем не похожа, например, на кухню Тосканы и уж тем более юга страны. И, кстати, паста в Италии — это первое блюдо.
№4 — В Лондоне всегда туман
Лондонский туман — классический стереотип. Дело в том, что в XIX веке Лондон, сердце Британской империи, был самым населенным городом мира. Все дома отапливались угольными печами. Над городом постоянно висел смог. Его очень любили описывать в литературе, которая и сформировала этот популярный стереотип. Но после того, как в 1952 году в результате сильнейшего загрязнения воздуха погибло несколько тысяч человек (так называемый Великий смог), был принят Закон о чистом воздухе. В результате прославленный густой желтый смог ушел в прошлое. Сейчас в Лондоне не более 45 туманных дней в году, так что название «Туманный Альбион» скорее дань традиции.
№5 — Все англичане на завтрак едят овсянку и пьют чай в 5 вечера
На самом деле традиционный английский завтрак менее полезный и более сытный и высококалорийный: это яичница, бекон, сосиски, фасоль в томатном соусе, жареные грибы, запеченный помидор, хашбраун и тосты. Представление о том, что англичане только кашу и едят, возникло в нашей стране после выхода третьей части знаменитого отечественного телесериала о Шерлоке Холмсе. А традиция five o’clock tea, к сожалению, умерла для большинства англичан. Ну какие могут быть чаепития, когда столько ежедневных дел и проблем! Традиция пить чай по расписанию бытовала в аристократических кругах, у которых с расписанием было явно попроще.
№6 — Все греки невероятно ленивы
Подогрел этот стереотип недавний финансовый кризис, который случился в Греции. Но давайте посмотрим на статистику. Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) проанализировала количество рабочих часов в разных странах и вот что выяснила: жители Германии в 2018 году в среднем работали около 1360 часов в год, а вот греки — около 1960. Кстати, самая трудолюбивая среди стран — членов OECD — Мексика.
№7 — Все испанцы — фанаты корриды
На самом деле испанцы — настоящие фанаты футбола. Популярность корриды сильно падает, большинство жителей Испании относятся к ней негативно. Проведенный компанией Investiga опрос показывает, что 72,1% испанского населения не интересуются корридой. Более того, в Каталонии парламент пытался запретить корриду, но запрет отменил Конституционный суд.
№8 — Все японцы постоянно едят роллы и суши
Большинство японцев предпочитают не завернутые в листья нори различные наполнители, а просто рис с рыбой. А суши в основном используют для украшения стола в праздничные дни, и это довольно дорогое удовольствие. Рацион японцев разнообразен. Японцы любят самую разную рыбу и морепродукты, мясо, рис, лапшу, мисо-суп, продукты из сои, морские водоросли, всевозможные овощи. И конечно, японцы не знают никаких роллов «Калифорния». Их придумали в Лос-Анджелесе в 1973 году. Как ни странно, самое популярное блюдо в Японии — это лапша рамен. Ее здесь едят повсюду, постоянно и даже на завтрак.
№9 — Все русские пьют водку на завтрак
Ну а с этим стереотипом вы тоже согласитесь? Вы лично пьете водку на завтрак? Вместе с медведем под аккомпанемент балалайки… Это смешно. Хотя не смешно то, что алкоголизм в России — действительно большая проблема.
Стереотипы — это плохо или хорошо?Ни плохо ни хорошо. Это данность, связанная с работой нашего мозга, определенным образом упрощающего и стандартизирующего восприятие огромного потока поступающей информации. Другое дело, если стереотипизация становится основной моделью мышления и принятия решений. Ведь тогда стереотипы отучают человека анализировать информацию и события, критически их оценивать и, наоборот, приучают принимать все безоговорочно. В этом случае стоит задуматься: а может быть, наши представления о реальном мире сформированы ошибочными стереотипами?
Источник: СНОБ
15 примеров, определений, критических замечаний (2023)
Угроза стереотипов возникает, когда члены группы опасаются, что их поведение может способствовать формированию негативных стереотипов об их социальной группе.
Угроза стереотипам приводит к чувству беспокойства, застенчивости и снижению уверенности в себе. Исследования (Pennington et al. , 2016; Schmader, Johns & Forbes, 2008) показывают, что застенчивость в следовании стереотипу может заметно снизить производительность как в академических, так и в рабочих ситуациях. Считается, что повышенная когнитивная нагрузка из-за беспокойства об угрозе стереотипа снижает работоспособность.
Таким образом, это может привести к неравенству в успехе и достижениях между различными расовыми, этническими, гендерными и культурными группами, тем самым усугубляя социальное неравенство.
Стереотипная угроза Последствия
Стереотипная угроза может иметь широкий спектр последствий не только для отдельного человека, но и для общества в целом.
Примеры эффектов включают:
Эффект | Объяснение |
---|---|
Стресс | Угроза стереотипов может повысить уровень стресса человека, заставляя его совершать ненужные шаги в своей повседневной жизни, чтобы попытаться опровергнуть ранее существовавшие стереотипы о своей группе (Schmader, Johns & Forbes, 2008). |
Отказ от интересов и увлечений | Это также может привести к отказу человека от определенных предметов, которые могут его интересовать, или от выбора будущей работы из-за предполагаемой дискриминации (Casad & Bryant, 2016). |
Когнитивная перегрузка | Люди, осознающие, что они могут подтверждать негативный стереотип, склонны сосредотачиваться на этом беспокойстве. Это, в свою очередь, приводит к чрезмерному мониторингу производительности, что может вызвать когнитивную перегрузку и помешать людям войти в состояние потока (Schmader, Johns & Forbes, 2008). |
Самоисполняющееся пророчество | В некоторых случаях неблагоприятный стереотип может привести к ситуации самоисполняющегося пророчества, когда человек может чувствовать давление, чтобы придерживаться негативного стереотипа или даже прославлять его, что, в свою очередь, поддерживает общественное мнение. стереотипное упорство. |
Примеры угрозы стереотипа
Ниже приведены примеры ситуаций, в которых может возникнуть угроза стереотипа:
- Женщины в STEM: Женщины в некоторых областях науки чувствуют себя осужденными и могут восприниматься стереотипно как не обладающие такими же техническими способностями как их коллеги-мужчины.
- Женщины на руководящих должностях: Женщин на руководящих должностях часто тщательно контролируют и оценивают за их поведением, и у них есть ощущение, что они представляют свой пол. В результате они могут бояться, что показ властности или даже неудачи может помочь подтвердить негативные гендерные предубеждения других людей (Hoyt & Murphy, 2016)
- Геи: Геи могут хорошо осознавать, что люди не доверяют им в присутствии своих детей. Например, учителя-геи могут осознавать недоверие родителей, что может неявно влиять на их взаимодействие между учеником и учителем (Bosson, Haymovitz & Pinel, 2004).
- Учителя-мужчины: В меньшей степени учителя-мужчины осознают стереотипы о хищническом поведении, что заставляет их осознать дистанцию между собой и учениками. Например, они могут с меньшей вероятностью принять объятие ученика, чем учителя-женщины (Kalokerinos et al., 2017).
- Осознание предвзятости на рабочем месте: Сотрудники, сталкивающиеся с угрозой стереотипов, часто легко предполагают, что их коллеги или начальство относятся к ним предвзято из-за их принадлежности к группе.
- Студенты из рабочего класса в университете: Студенты из низших социально-экономических слоев считаются менее способными к успеху в академической среде из-за их финансового положения.
- Люди с ограниченными возможностями: Люди с ограниченными возможностями или проблемами в развитии, по стереотипам, не обладающие такими же способностями для выполнения задачи, как люди без таких же проблем.
- Религиозные группы: Мусульмане, которых стереотипизируют или связывают с терроризмом или экстремизмом
- Азиаты в математике: Азиаты имеют клеймо превосходства в математике и естественных науках, и им часто кажется, что люди ожидают, что они впишутся в этот модельный стереотип меньшинства.
- Психическое здоровье: Люди с психическими заболеваниями считаются опасными или неуравновешенными
- Стереотипы об афроамериканцах: афроамериканца ложно ассоциируются с отклонениями и осознают, что люди могут безоговорочно им не доверять.
- Антисемитизм: Еврей, осознающий давние негативные стереотипы (например, жадность и бережливость).
- Сознание иммигрантов: Негативные стереотипы, относящиеся к группам иммигрантов, которые могут вызывать беспокойство или стресс (например, осознание того, что люди могут считать вас незаконным иммигрантом).
- Во время путешествия: Путешественники могут хорошо осознавать, что люди оценивают их как представителей своей национальности. Ваш акцент выделяется в другой стране, поэтому, если вы сделаете что-то неловкое, это может помочь подтвердить негативное предубеждение людей о вашей национальности.
- Воспитание: Родители могут беспокоиться о том, что их стиль воспитания тщательно контролируется. Например, родители из групп меньшинств (родители-геи, цветные родители) могут чувствовать, что плохое поведение их ребенка может способствовать формированию у окружающих негативных стереотипов об их классе или расе.
Примеры из практики
1. Религия
Пример из практики 1: мусульмане стереотипны или связаны с экстремизмом.
Для многих мусульман угроза стереотипов проявляется в виде микроагрессии, предубеждений и необоснованных суждений со стороны окружающих немусульманских групп.
Стереотипы о том, что мусульмане в чем-то подозрительны, опасны или не заслуживают доверия, затрудняют для некоторых мусульман успешную жизнь в обществе.
Это было особенно заметно в начале 2000-х годов. Подавляющая исламофобия и стереотипное отношение к мусульманским общинам после терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке свирепствовали в Соединенных Штатах.
В последние годы были предприняты усилия по ослаблению стереотипов и предвзятого отношения к мусульманам в обществе. Однако Хаким и соавт. (2020) утверждают, что:
«Толерантный дискурс в Соединенных Штатах отреагировал на усилившееся стереотипное представление о мусульманах как о жестоких, заявив, что «не все мусульмане являются террористами». Это подтипирование мусульман — как некоторых радикальных террористов среди в основном мирных «умеренных» — призвано защитить положительный образ группы, но оставляет неизменным первоначальный негативный стереотип. Мы предсказали, что такой дискурс может парадоксальным образом усилить поддержку людьми антимусульманской политики, потому что подтипирование и связанные с ним негативные стереотипы оправдывают враждебные действия по отношению к мусульманам» (п. 1).
Они объясняют это распространенным межкультурным стереотипом, согласно которому мусульмане классифицируются либо как радикальные, либо как умеренные (делят мусульман на две категории «хорошие» или «плохие»).
Этот стереотип до сих пор часто используется как способ получить общественное одобрение агрессивных политических действий, потому что за ним скрывается антипредвзятость.
Они продолжают, что эта «новая форма стереотипов в отношении мусульман связана с геополитическими установками, учитывая появление этого подтипа в контексте «Войны с терроризмом» под руководством США (параграф 14).
Это может нанести ущерб мусульманским общинам, поскольку увековечивает негативный стереотип, основанный на двойственности (добро и зло), применяемый ко всей религии; это часто приводит к проблемам иммиграции из определенных регионов, слежке за повседневной деятельностью и другим предрассудкам.
2. Социальный класс
Пример 2: Учащиеся из низших социально-экономических слоев могут считаться менее способными к успеху в академической среде из-за их финансового положения.
Социальные c Стереотипы, основанные на девушках, могут разными способами способствовать неравенству . Мало того, что они формируются в сознании детей с раннего возраста, и они могут влиять на успеваемость в различных образовательные учреждения .
Хотя стереотипы, основанные на богатстве, как правило, более распространены в обществах с большим неравенством в богатстве, они часто изображают людей с более низким социальным статусом (меньше богатства) менее способными и, следовательно, с меньшей вероятностью преуспеют.
Во многих школах стереотипы социального класса, как правило, приносят пользу представителям более высокого социального класса, и это может быть усилено системой образования.
Ситуация становится все хуже, когда раса пересекается со стереотипами экономического класса. Это может создать негативное или ложное восприятие (например, как белые, так и чернокожие люди склонны предполагать, что чернокожие заняты на низкооплачиваемых работах, а белые — на высокодоходных) (Durante & Fiske, 2017, para 2- 9).
Durante & Fiske (2017) добавить:
«Считается, что богатые люди умны, и с точки зрения психометрии более богатые люди, как правило, имеют более высокие показатели IQ и SAT по сравнению с людьми с низким доходом. Несмотря на различные объяснения такого классового разрыва в тестировании, ученые только сейчас начали исследовать этот феномен в рамках стереотипно-угрозы (хотя и так редко): а именно, ситуационное затруднительное положение влияет на интеллектуальные способности индивидов, принадлежащих к негативно-стереотипным группам. в интеллектуальной сфере; их производительность потенциально отражается на их группе SC, а также на них самих» (параграф 11).
3. Группы иммигрантов
Пример 3: Негативные стереотипы, относящиеся к группам иммигрантов, которые могут вызывать беспокойство или стресс (например, отсутствие гражданства).
Иммигранты часто сталкиваются с обобщениями относительно своего потенциала достижений и когнитивных способностей в странах, где они живут.
Согласно теории и исследованиям, связанным со стереотипами и угрозами социальной идентичности, негативные стереотипы могут ухудшить работу членов группы из-за дополнительного давления для достижения успеха.
Латиноамериканские мигранты в США и Испании, а также иммигранты из Турции, стран Магриба и Балкан в Северной и Западной Европе демонстрируют низкую успеваемость в школе.
Используя социально-психологическую тактику и анализ данных, Appel et al. (2015) надеются продвигать равенство в школьных системах образования и улучшать опыт иммигрантов, которые пострадали.
Их усилия по расследованию угрозы стереотипов подразумевают применение упреждающих и превентивных мер к группам иммигрантов, подверженным риску, что может уменьшить опасные последствия угрозы стереотипов.
Они активно ищут доказательства того, что эти стратегии в интересах студентов-иммигрантов.
Аппель и др. (2015) заключение:
«Теория угроз стереотипов утверждает, что негативные стереотипы о своей группе могут вызвать дополнительное давление, чтобы не потерпеть неудачу, что приводит к снижению когнитивных способностей. Таким образом, угроза стереотипов может объяснить существенную часть разрыва в успеваемости иммигрантов, что является одной из, возможно, наиболее насущных проблем для исследований и практики в области образования».
Стереотипная угроза Теория Критика
Критика | Объяснение |
---|---|
1. Это не надежный предсказатель результатов или поведения | Угроза стереотипов подвергалась критике за отсутствие предсказательной способности при определенных обстоятельствах, и что последствия угрозы стереотипов часто не видны в реальных ситуациях. Вместо этого эмпирические данные, как правило, ограничиваются экспериментами, проводимыми в лабораторных условиях. |
2. Исследования угроз стереотипам основаны на субъективных самооценках исследований | При описании ограничений исследования угроз стереотипов Pennington et al. (2016) объясняют, что ученые в значительной степени полагались на методы самоотчетов для выявления угрозы стереотипов. Однако самоотчеты людей по своей сути субъективны, особенно те, которые связаны с оценкой их собственного поведения. Таким образом, люди, подвергающиеся угрозе стереотипов, могут быть ненадежными источниками для объяснения причин их плохих результатов (параграф 53). |
Заключение
Угроза стереотипа возникает, когда люди осознают наличие негативных предубеждений в отношении своей социальной группы, что приводит к самоконтролю, беспокойству и стрессу. Было обнаружено, что это напрямую приводит к плохим результатам как в учебе, так и на рабочем месте и, следовательно, может усугубить социальное неравенство для маргинализированных и угнетенных групп.
Подробнее о том, как люди формируют стереотипы (включая два сигнала, которые люди используют, чтобы судить о человеке или группе), см. в нашей статье о модели содержания стереотипов здесь.
Ссылки
Аппель, М., Вебер, С., и Кронбергер, Н. (2015). Влияние угрозы стереотипов на иммигрантов: обзор и метаанализ. Границы в Психология , 6 . https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.00900
Боссон, Дж. К., Хеймовиц, Э. Л., и Пинель, Э. К. (2004). Когда говорят и делают расходятся: влияние угрозы стереотипа на самооценку по сравнению с невербальной тревогой. Журнал экспериментальной социальной психологии , 40 (2), 247-255.
Касад, Б.Дж., и Брайант, В.Р. (2016). Устранение угрозы стереотипов имеет решающее значение для разнообразия и интеграции в организационной психологии. Границы в Психология , 7 . https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.00008
Дюранте Ф. и Фиске С. Т. (2017). Как стереотипы социального класса поддерживают неравенство. Текущий Мнение по психологии , 18 , 43–48. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2017.07.033
Хаким, Н. Х., Чжао, X., и Бхардж, Н. (2020). Парадокс умеренного мусульманского дискурса: подтипирование способствует поддержке антимусульманской политики. Границы в Психология , 11 . https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.612780
Хойт, К.Л., и Мерфи, С.Э. (2016). Умение прояснить ситуацию: угроза стереотипов, женщины и лидерство. Лидерство ежеквартально , 27 (3), 387-399.
Калокеринос, Э. К., Кьелсаас, К., Беннеттс, С., и фон Хиппель, К. (2017). Мужчины в розовых воротничках: угроза стереотипов и отказ от участия среди учителей-мужчин и работников по защите детей. Европейский журнал социальной психологии , 47 (5), 553-565.
Пеннингтон, Ч. Р., Хейм, Д., Леви, А. П., и Ларкин, Д. (2016). Двадцать лет исследования стереотипных угроз: обзор психологических посредников. Плос Один , 11 (1). https://doi.org/10.1371/journal.pone.0146487
Шмадер, Т., Джонс, М., и Форбс, К. (2008). Интегрированная модель процесса влияния угроз стереотипов на производительность. Психологический обзор. 115 (2): 336–356. doi: https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/0033-295X.115.2.336
Крис Дрю (доктор философии)
Веб-сайт | + постов
Доктор Крис Дрю — основатель Helpful Professor. Он имеет докторскую степень в области образования и опубликовал более 20 статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании».
Информация для студентов и преподавателей
«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают консенсус экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»
Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор
«ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».
Джессика Т.
Студент социальных наук
«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Я бы не учился так же хорошо, как в университете, без его замечательного руководства и энтузиазма».
Салли Р.
Бакалавр педагогических наук Студент
«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».
Кристин С.
Молодежная студентка
«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».
Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент
Пройти курс написания эссе
Как показано вThe Economist
Readers Digest
Times Высшее образование
Журнал eLearn
Просмотр сайта
Академическое письмо Навыки
Поиск
Советы по учебе в колледже
Поиск
Тематические учебные пособия
Поиск
Поиск учебных пособий
Лучшие учебные пособия по академическому письму и обучению
Как написать введение, которое поразит вашего учителя
Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.
Как избежать прокрастинации во время учебы
Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.
Как начать эссе (если не знаешь, что написать)
Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.
Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)
Простое руководство по поиску научных источников, необходимых для вашей следующей статьи.
Моя формула идеальной структуры абзаца
Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.
Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.
Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.
Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки
Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.
Как отредактировать сочинение, чтобы получить на 13% более высокие оценки
Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%.