Общение как социальная перцепция, Учебное пособие
метки:Человек, Эффект, Психологический, Личность, Восприятие, Механизм, Социальный, Например
1. Понятие и типы социальной перцепции. Специфика анализа перцептивных процессов в социальной психологии.
Социальной перцепцией называется восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.
Специфика анализа перцептивных процессов состоит в том, что на впечатление человека о другом человеке/группе влияет множество различных факторов: психико-физиологические показатели, различные психологические особенности субъекта восприятия а также нормы общественного мнения и морали. Конкретно в социальной психологии изучение перцептивных особый акцент делается на принадлежность субъекта и объекта восприятия к какой-либо социальной группе; таким образом социальная психология рассматривает восприятие с точки зрения принадлежности субъекта и объекта восприятия к различным соц. группам.
2. Эффекты, феномены и механизмы межличностного восприятия.
Механизмы:
• Рефлексия – восприятие самого себя
• Идентификация – приписывание качеств другого человека или соц. группы объекту восприятия.
• Каузальная атрибуция — феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий.
Феномены и эффекты (некоторые неточности/ошибки/особенности восприятия):
Эффекты стереотипизации:
• Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.
• Эффекты последовательности:
• Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующей.
• Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.
• Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.
• Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
• Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.
Интеракция – это сторона общения, отражающая психические процессы взаимодействия людей.
Социальные функции интеракции – организующая(управляющая), регулирующая, оценивающая, стабилизирующая и воспитующая. Последняя функция интеракции связана с возможностями позитивного влияния на личность (например, влияние лидера группы на личность).
Общение как социальная перцепция
10 стр., 4504 слов
2.Эволюция взглядов на происхождение человека, его место в мире
… общества с его историческими, национальными, культурными традициями. 4.Проблема соотношения в человеке биологического и социального Человек – это высшая ступень развития живых организмов на Земле, объединяющих . .. в себе различные свойства: биологические, психические и общественные. Люди принадлежат к высшим …
Социальная перцепция – это социально-психологический процесс установления контактов между людьми, реализуемый через восприятие и понимание людьми друг друга.
Перцептивная сторона включает основные законы социального восприятия:
1) «эффект Ореола» (первого впечатления) – формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита информации; формирование позитивной или негативной пристрастности личности;
2) эффект «свежести» – завышенное значение последних во времени событий;
3) «эффект проецирования» – познающий субъект «вкладывает» свои состояния в другую личность, приписывая ей черты, которые в действительности у оцениваемой личности могут отсутствовать;
4) «эффект персонификации своих и чужих» – это благожелательная оценка персональных качеств партнёра общения из своей группы и негативное восприятие партнёра общения из чужой группы; и др.
Перцептивная сторона общения ориентирована на выделение:
1) физического облика человека: анатомические признаки, тип телесного сложения, пол, возраст, раса;
2) функциональных признаков: лицо, мимика, жестикуляция, телодвижения, походка, осанка, голос, речь;
3) культурологических признаков (социально-статусный облик): прическа, одежда, украшения, сумки, бижутерия и т.д. Важнейшей психической структурой реализации социальной перцепции в общении являются её психологические механизмы – идентификация, рефлексия, стереотипизация.
1. Идентификация – психологический механизм уподобления личности партнера общения себе (например, «муж и жена – одна сатана»).
2. Рефлексия – психологический механизм социальной перцепции, выражающий осознание личностью того, как она сама воспринимается партнером общения (например, «я знаю, что ты обо мне думаешь»).
3. Стереотипизация – процедура упрощённого восприятия и понимания реальности путём использования стереотипов (например, «сила есть, ума не надо»).
Стереотипизация в социальной перцепции – это психологический механизм упрощённого восприятия и понимания людьми друг друга путем подведения их под стандартизированный образ (стереотип).
К его разновидностям относят: хало-эффект, то есть грубое обобщение, оценка в чёрно-белых красках; эффект центральной тенденции, то есть стремление усреднять («округлять») оценки наблюдаемых процессов и явлений.
Стереотипы представляют собой инструмент «грубой надстройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы и время. Однако при более детальном, глубоком общении социальный стереотип должен уступить место механизмам более «тонкой настройки» (идентификации, рефлексии, аттракции и др. – см. выше).
6 стр., 2938 слов
Интернет в жизни старшеклассников новые виды общения и социальных связей
… нового в реальную жизнь приводит к нулевым результатам. Некоторые эксперты говорят о психологическом барьере, как об одной из главных проблем для учителей: многие, особенно с . .. бы, Интернет предоставляет столько возможностей и шансов для улучшения образования, самореализации школьников, общения. Но почему тогда он так слабо развит в нашей российской системе образования? …
Литература
Портер Е. Майкл Конкурентная стратегия: Методика анализа и конкурентов / Пер с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 454 с.
Атватер И. Я Вас слушаю: советы руководителю. М., 1984.
Гисберт Б. Руководство по ведению переговоров. М., 1996.
Даниэль Д. Преодоление разногласий. СПб., 1994.
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1989.
Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. М„
1992.
КорэнЛ., Гудмэн П. Искусство торговаться, или Все о переговорах. Минск, 1995.
Лабунская В. А. Невербальное поведение. Ростов н/Д., 1986.
Предраг М. Как проводить деловые беседы. М., 1983.
Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникация в организациях. М, 1980.
Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. — М.: МГУ, 1987.
Андреева Г.М. Психология социального познания: атрибутивные процессы. — М.: Аспект Пресс.
Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. — М., 1960.
Социальное и личное восприятие — Психологос
Фильм «Я и другие»
Социальное восприятия противопоставляют личному восприятию, направленность и способ которого определяется самим человеком, его индивидуальными особенностями и склонностями: «Я, — сказал Иван Петрович, — вижу так, как я хочу!» Личное восприятие чаще называют осмыслением ситуации.
Развитому социальному восприятию мешает эгоцентризм — неспособность или нежелание человека посмотреть на происходящее с точки зрения других людей, поставить себя на место другого человека.
Психологи, работающие в области социального восприятия изучают, как воздействие окружающих людей влияет на наше восприятие ситуации и этих же людей.
Мир социального восприятия
В результате социального научения дети узнают, что такое страшное, а что радостное, что достойно уважения, а что презрения, кто дурак и чем дурак отличается от лоха. Детям скоро начинают видеть в месте, где они родились, не просто свой пыльный двор и качели, а — Родину, а больших людей рядом с собой воспринимать как родителей, как старших, как близких, как друзей. Или не начинают это видеть, если их к такому восприятию не приучили. См.→
Чего бояться, что нужно видеть как страшное, что будет проинтерпретировано как страшное — дети усваивают в результате социального научения. См.→
Механизмы социального восприятия (социальной перцепции)
Механизмы социальной перцепции:
- идентификация
Мы в других видим то, что находится в нас самих. Смотри Идентификация
- каузальная атрибуция
Мы во многом видим в другом человеке то, что о нем сами надумали и ему приписали. Смотри Каузальная атрибуция
- рефлексия
То, как человек понимает себя, свои чувства и мотивы, сильно влияет на восприятие им других людей. Смотри Рефлексия
Эффекты социального восприятия
Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия — эффекты стереотипизации, роли, присутствия, ожидания и пр. Эффекты социального восприятия — одновременно и типовые шаблоны социального восприятия, и проявление субъективности социального восприятия. Смотри Эффекты социального восприятия
Развитие социального восприятия
Развитие восприятия: это скорее врожденный или скорее социально обусловленный процесс?
Огромна роль врожденного: ребенок с рождения знает о мире уже очень много. При этом дальнейшее развитие восприятия — не спокойное разворачивание того, что уже заложено изнутри, и не формирование нового извне. Это в первую очередь результат собственной активности ребенка.
Нейронные основы воздействия ситуационного контекста на социальное восприятие | Социальная когнитивная и аффективная неврология
Журнальная статья
Мэтью Д. Либерман
Мэтью Д. Либерман
Ищите другие работы этого автора на:
Оксфордский академический
пабмед
Google Scholar
Социальная когнитивная и аффективная неврология
Опубликовано:
01 сентября 2006 г.
Фильтр поиска панели навигации Социальная когнитивная и аффективная нейронаукаЭтот выпускКогнитивная и поведенческая нейронаукаКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Социальная когнитивная и аффективная нейронаукаЭтот выпускКогнитивная и поведенческая нейронаукаКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
В 1960-х годах в телевизионном шоу
Вслед за этими классическими исследованиями социальное познание перешло к изучению способов, которыми ситуационная информация и социальная подготовка могут модулировать то, как люди воспринимают мысли, чувства и настроения других (например, Devine, 19).89; Снайдер и Франкель, 1976 г.). В одном из первых исследований нейровизуализации для изучения влияния ситуационного контекста на социальное восприятие Mobbs et al . (2006) (в этом выпуске; см. также Kim et al , 2004) исследовали влияние контекстуальной информации на атрибуцию эмоций. В частности, участники оценивали выраженные и ощущаемые эмоции целей на основе изображений эмоционально экспрессивных целей. Однако перед тем, как увидеть лицо каждого мишени, участникам показывали фотографию [из International Affect Picture System (IAPS), Lang et al. ., 1999], на которые якобы реагировала цель. Для того, чтобы удерживать целевые выражения в пределах возможной реакции на фотографии, целевые лица отображали умеренно негативное, нейтральное или умеренно позитивное выражение лица.
Моббс и др. . (2006) воспроизвели ожидаемый поведенческий эффект таким образом, что объект, показанный реагирующим на изображение IAPS с положительной валентностью, сам воспринимался как испытывающий и выражающий больше положительных эмоций, чем тот же объект, реагирующий на изображение IAPS с отрицательной валентностью. Таким образом, счастливое выражение лица рассматривалось как более счастливое, если участник считал, что цель смотрит приятную сцену, и как более негативное, если участник считал, что цель смотрела неприятную сцену. Моббс и др. . (2006) обнаружили сеть нижневисочных областей в вентральном зрительном потоке, ранее связанную с социальным познанием (височный полюс, веретенообразная извилина и миндалевидное тело; Lieberman, 2006), которые были более активны, когда ситуационный контекст соответствовал контексту, и, таким образом, способствовали легкому выражение лица цели. Кроме того, префронтальные активации наблюдались в такой степени, что нейтральные невыразительные цели оценивались как испытывающие эмоции, соответствующие изображению IAPS.
Эти результаты свидетельствуют о двойных процессах в мозге, посредством которых ситуационный контекст может формировать суждения об эмоциональности, аналогичные выводам из литературы по поведению. С одной стороны, когда лицо мишени эмоционально выразительно, ситуационный контекст может служить для автоматического усиления естественных истолкований посредством восходящего прайминга через нижневисочную кору. Это равнозначно начальному пути, по которому валентные репрезентации, активируемые эмоциональными сценами, автоматически искажают интерпретацию последующих применимых социальных целей. В качестве альтернативы невыразительные лица, которые по определению являются наиболее неоднозначными в отношении эмоционального опыта, могут привести к тому, что участник явно обдумает ситуационную информацию, чтобы логически определить эмоциональное состояние цели. Этот путь больше полагался бы на префронтальную способность к условным рассуждениям (например, если цель только что просматривала негативную сцену, то, вероятно, прямо сейчас он чувствует себя несколько негативно). Было бы интересно выяснить, как изменяются паттерны нижневисочной и префронтальной активации в зависимости от того, описаны ли сцены, представленные до каждого лица цели, как видимые (или нет) целью или нет. Стандартный двухпроцессный подход предсказывает, что нижневременные эффекты будут сохраняться до тех пор, пока сцены предшествуют целевым лицам, тогда как префронтальные эффекты должны зависеть от убеждения, что цель просматривает эту сцену, и, следовательно, является действительным сигналом для социальных выводов. о психическом состоянии цели.
Кроме того, существует широкий спектр социальных выводов, сделанных помимо текущего состояния цели, и контекстуальная информация может использоваться очень по-разному в зависимости от цели вывода. Например, Тропе (1986) приводит пример плачущего человека, который либо только что узнал, что его близкий друг умер, либо выиграл в лотерею. Ситуационный контекст будет влиять на чье-то суждение, заинтересовано ли оно в понимании текущих чувств человека или его устойчивых диспозиционных тенденций, но будет делать это по-разному в зависимости от вопроса, на который он пытается ответить. В соответствии с выводами Mobbs и др. . (2006) наблюдатель, скорее всего, расценит текущее состояние цели как более печальное, если он только что узнал о смерти друга, чем если бы он выиграл в лотерею. В качестве альтернативы, ту же ситуационную информацию следует использовать для вывода о том, что цель, чей друг умер, не особенно грустит в повседневной жизни. То есть, поскольку цель находится в ситуации, которая расстроит почти всех, можно предположить, что печаль цели носит временный характер, а не является частью его стойкой личности. Более того, Тропе ( 1986), и несколько лабораторий обнаружили, что условия двойной задачи, которые подвергают наблюдателей когнитивной нагрузке, как правило, ухудшают использование ситуационной информации при формировании диспозиционных суждений, но не при формировании суждений о текущем состоянии цели (Gilbert, 1998). Исследование Моббса и др. . ( 2006 ) является важным шагом в направлении изучения нейронных основ различных способов , которыми ситуационные и социальные факторы формируют то , как мы конструируем интерпретации окружающих нас людей , и , мы надеемся , предвещает гораздо больше исследований этой сложной , но критической динамики социальных явлений . восприятие.
Аш
СЭ
.
Исследования независимости и конформизма: меньшинство одного против единогласного большинства
70
стр.
416
Дивайн
PG
.
Стереотипы и предрассудки: их автоматические и контролируемые компоненты
,
Journal of Personality and Social: Psychology
,
1989
, том.
56
(стр.
680
—
90
)
Гилберт
DT 9 0003
.
Гилберт
DT
,
Фиске
ST
,
Линдзи
G
.
Обычная персонология
,
Справочник по социальной психологии
,
1998
New York, NY
Oxford University Press
(стр.
89
—
150
)
,
Sommerville 90 003
LH
,
Johnstone
T
, и др.
Контекстная модуляция реакции миндалевидного тела на удивленные лица
16
(стр.
1730
—
45
)
Lang
PJ
,
Bradley
MM
90 004 ,Катберт
БН
. ,
Международная система аффективных образов (IAPS): руководство по эксплуатации и аффективные оценки 03
В
,
Дарли
ДМ
. ,
Прохожий без ответа: почему он не помогает? .
Социальная когнитивная нейробиология: обзор основных процессов
58
Милграм
С
.
Поведенческое исследование послушания
67
(стр.
371
—
78
)
Моббс
D 9 0003
,
Weiskopf
N
,
,
Featherstone
E
,
Долан
РЖ
,
Фрит
CD
.
Эффект Кулешова: влияние контекстуального фрейминга на эмоциональные атрибуции .
1
Шериф
М
.
Экспериментальный подход к изучению установок
,
Социометрия
,
1937
, том.
190
(стр.
90
—
8
)
Snyder
ML 9 0003
,
Франкель
А
.
Предвзятость наблюдателя: строгий тест поведения, охватывающий всю область
34
(стр.
857
—
64
)
Троп
Д
.
Процессы идентификации и логического вывода при диспозиционной атрибуции
93
(стр.
239
—
57
)
© Автор(ы) (2006). Опубликовано издательством Оксфордского университета.
Это статья в открытом доступе, распространяемая в соответствии с условиями некоммерческой лицензии Creative Commons Attribution (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/), которая разрешает некоммерческое повторное использование, распространение , а также воспроизведение на любом носителе при условии правильного цитирования оригинальной работы. По вопросам коммерческого повторного использования обращайтесь по адресу [email protected]
Раздел выпуска:
В этом выпуске
Скачать все слайды
Реклама
Цитаты
Альтметрика
Дополнительная информация о метриках
Оповещения по электронной почте
Оповещение об активности статьи
Предварительные уведомления о статьях
Оповещение о новой проблеме
Получайте эксклюзивные предложения и обновления от Oxford Academic
Ссылки на статьи по телефону
Последний
Самые читаемые
Самые цитируемые
Антисоциальное поведение связано со снижением эффективности лобно-теменной сети у молодежи
Дифференциальное вовлечение задней поясной коры во время когнитивной реструктуризации негативных представлений о себе и социальных убеждениях
Ментализация в контексте экономических игр связана с повышенной активацией и связью в левом височно-теменном соединении
Аффективная оценка ошибок и обработка нейронных ошибок при обсессивно-компульсивном расстройстве
Важно не что, а кто: личная релевантность и ранняя обработка лица
Реклама
Какое влияние психоделики оказывают на социальное восприятие?
- Социальное восприятие относится к способности делать точные интерпретации о других людях на основе их внешности, языка тела и общения
- Примером социального восприятия может быть понимание того, что кто-то соглашается с нами, когда они кивают головой
- МДМА может влиять на социальное восприятие
Психоделические исследования стали популярной темой в последние несколько лет. Клинические испытания психоделиков для лечения всех видов недугов, от посттравматического стрессового расстройства до тревоги, пограничного расстройства личности и даже расстройств пищевого поведения, больше не являются чем-то из ряда вон выходящим в научном сообществе. Психоделики также исследуются в менее клинических, более личных условиях, таких как повышение производительности или пробуждение божественной энергии во время медитации. Учитывая их влияние на остроту ума, могут ли психоделики влиять на социальное восприятие? Исследования, связанные с МДМА, дают нам представление о том, как это просоциальное вещество влияет на то, как мы относимся к другим.
Социальное восприятие относится к способности делать точные интерпретации и предположения о других людях на основании их внешнего вида и вербального и невербального общения. Это включает в себя такие вещи, как выражение лица, тон голоса, жесты рук, язык тела и движения.
youtube.com/embed/3zUD5OEdZCc?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>Социальное восприятие также относится к врожденному процессу выявления и использования этих социальных сигналов для вынесения суждений о социальных ролях, правилах, отношениях, контексте и даже таких характеристиках, как надежность других. Эта область также включает социальные знания, которые относятся к знанию социальных ролей, правил и структур, окружающих социальные ситуации и взаимодействия. Примером социального восприятия в реальном мире может быть понимание того, что кто-то соглашается с вами, когда он кивает, улыбается или поднимает большой палец вверх.
Четыре основных компонента социального восприятия:
- Наблюдение
- Атрибуция
- Интеграция
- Подтверждение.
Наблюдения представляют собой «необработанные данные» социального восприятия, объединяющие три основных источника: людей (внешний вид, тембр голоса, запах, стиль и т. д.), ситуации и поведение. Эти источники используются в качестве доказательств в поддержку впечатления или предположения человека о других.
Атрибуция также важна для полного понимания социального восприятия. Атрибуция — это сознательный или бессознательный процесс назначения чьей-либо личности источником или причиной их поведения в той или иной ситуации. Важно отметить, что на социальное восприятие влияют текущие мотивы, эмоции и способность когнитивной нагрузки человека, которая представляет собой полный объем используемых умственных усилий.
С помощью этих компонентов те, кто ориентируется в социальных ситуациях, интегрируют всю доступную информацию в единое впечатление, чтобы создать восприятие, которое определяет, как люди приписывают определенные черты и как эти черты интерпретируются. Социальное восприятие также включает в себя то, что обычно называют первым впечатлением.
Теория социальной ссылки предполагает, что любое восприятие следует понимать в контексте ссылки, и что без ссылки не существует никакого восприятия. Он также предполагает, что изменение ссылки может изменить восприятие человека и что причина, по которой разные люди расходятся во мнениях по вопросу, заключается в том, что у них разные ссылки. Исследование, опубликованное в Журнал общей психологии в 2020 году был направлен на изучение того, действительно ли изменение ссылки может изменить восприятие человека. Исследователи случайным образом выбрали группу студентов бакалавриата, которых попросили оценить привлекательность обычного человека, представленного среди других фотографий более или менее привлекательных людей.
Исследователи обнаружили, что восприятие учащимися физической привлекательности жертвы изменилось при смене ориентира. Они были оценены выше, когда эталонное изображение было менее привлекательным человеком, и ниже, когда эталонное изображение было более привлекательным. Хотя исследование может показаться несколько неуместным с точки зрения социального восприятия, оно предоставило доказательства в поддержку предположения о том, что изменение ссылки может изменить восприятие человека, которое можно применить ко всем аспектам социального восприятия. Человек, который обычно не выделяется как хорошо одетый, будет казаться очень хорошо одетым, если его увидеть рядом с кем-то взлохмаченным.
Исследования показали, что МДМА оказывает просоциальное воздействие, такое как усиленное чувство сопереживания и близости. Однако до конца не изучено, как МДМА изменяет основные эмоциональные процессы, вызывая эти эффекты, и вызывает ли он изменения в реальном социальном поведении. Хотя взаимосвязь между этими выводами и социальным восприятием может быть не совсем ясной на первый взгляд, чувства и мышление являются факторами, способствующими социальному восприятию. Если МДМА заставляет кого-то чувствовать себя более чутким, это чувство эмпатии повлияет на его социальное восприятие.
В исследовании, опубликованном в журнале Journal of Psychopharmacology , изучалось, как МДМА влияет на восприятие и реакцию на эмоциональные выражения, а также проверялось его влияние на поведение во время социального взаимодействия. В течение трех сеансов 36 здоровых добровольцев, ранее употреблявших экстази, получали либо МДМА, либо плацебо в двойных слепых условиях. Исследование показало, что МДМА замедлял восприятие гневных выражений и усиливал психофизиологические реакции на счастливые выражения, а также использование позитивных формулировок и эмпатии в социальных взаимодействиях.
Эти результаты означают, что МДМА действительно влияет на социальное восприятие. Он изменяет основные эмоциональные процессы, замедляя идентификацию отрицательных эмоций и усиливая реакцию на положительные эмоции. Это также предполагает, что он положительно влияет на поведение и восприятие во время социальных взаимодействий, а это означает, что если, например, кто-то закатывает глаза в знак несогласия во время разговора, человек, находящийся под воздействием МДМА, может не распознать в этом признак раздражения.