Эксперимент гарри харлоу: Жестокие эксперименты над привязанностью. Гарри Харлоу

Жестокие эксперименты над привязанностью. Гарри Харлоу


Ученый Гарри Харлоу был одним из первых психологов, который с научной точки зрения исследовал природу любви и привязанности. В ходе серии этически спорных экспериментов он сумел доказать важность ранней привязанности, любви и эмоциональных связей в развитии ребенка.

На протяжении первой половины XX века многие психологи склонялись к мысли, что демонстрация привязанности и любви по отношению к детям является нецелесообразным сентиментальным жестом, что приводит к психологическим проблемам во взрослом возрасте. Психолог-бихевиорист Джон Б. Ватсон зашел так далеко, что предупредил родителей: «Испытывая искушение приласкать своего ребенка, помните, что материнская любовь – опасный инструмент!».

Бихевиористский подход, который доминировал в психологии на тот момент, побуждал исследовать только очевидное и измеримое поведение. Однако американский психолог Гарри Харлоу заинтересовался изучением предмета, который с трудом поддавался оценке. Областью его научных изысканий стала любовь.

В серии экспериментов, проведенных в 60-х годах прошлого века, он продемонстрировал мощную силу любви, а также разрушительное воздействие ее отсутствия. Эксперименты Харлоу были неэтичными и даже шокирующе жестокими. Однако именно они открыли фундаментальную правду о природе привязанности, что повлияло на понимание развития ребенка.

Харлоу обратил внимание на то, что экспериментальным исследованиям любви уделялось очень мало внимания. Существовавшие на тот момент теории фокусировались на идее, что ранняя привязанность между матерью и ребенком является для него только средством получения пищи, облегчения жажды и избавления от боли. Однако Харлоу был уверен в ограниченности такого преставления.

В ходе его самого известного эксперимента детенышей макак-резусов оторвали от биологической семьи спустя несколько часов после рождения и отдали на воспитание двум суррогатным «матерям». Одна была сделана из мягкой махровой ткани, другая — сконструирована из проволоки, но имела бутылочку с питанием.

Эксперимент показал, что детеныши предпочитали проводить время с тактильно приятной «мамой», и подходили к проволочной только для принятия пищи. Так ученый пришел к выводу, что привязанность — это ведущая сила, что стоит за потребностью в близости.

В ходе более позднего исследования Харлоу использовал технику «незнакомой ситуации», аналогичную той, что ранее создавала в своих экспериментах Мэри Эйнсворт. Обезьянкам давали исследовать комнату в присутствии суррогатной «матери» из ткани. Детеныши использовали ее как «надежную базу», удовлетворяя потребность в комфорте и безопасности. Когда суррогат удалялся, поведение животных резко менялось. Они замирали, садились, качались, плакали и кричали.

Эксперименты Харлоу дали неопровержимое доказательство того, что любовь жизненно важна для нормального развития ребенка. Дополнительные эксперименты показали, что длительное опустошение, вызванное ее отсутствием, ведет к глубокому психологическому и эмоциональному расстройству и даже смерти.

Выводы ученого наряду с результатами исследований психологов Джона Боулби и Мэри Эйнсворт в области теории привязанности повлекли за собой ключевые изменения в уходе за детьми в детских домах, социальных и здравоохранительных службах и даже производстве товаров для детей.

Работа Гарри Харлоу нашла признание и породила дальнейшие исследования. Хотя его личная жизнь сложилась трагично, а коллеги описывали ученого как саркастичного шовиниста и мизантропа, его научное наследие помогло лучше понять природу любви и значение привязанности в развитии детей.

Автор: Кендра Черри.
Перевод: Мария Охотникова, специально для ИРСУ.

Эксперимент Гарри Харлоу: «Природа любви»

Развитие наук, психологии в том числе, возможно благодаря проведению тысяч экспериментов и исследований. В некоторых из них участвуют люди, в каких-то животные. Одни опыты полностью безобидны, другие отличаются чрезмерной жестокостью. К последним относится эксперимент Гарри Харлоу о природе любви. Для чего он был проведен? Дал ли он какие-то серьезные результаты?

Содержание

  • Суть эксперимента Гарри Харлоу
    • Условия эксперимента
  • Последствия нарушения привязанности
  • Колодец одиночества
  • Результаты эксперимента
  • Что случилось с подопытными
  • Критика
  • Заключение

Суть эксперимента Гарри Харлоу

Для начала было бы неплохо узнать, кто же такой Гарри Харлоу, чьи эксперименты вызвали такой ажиотаж в научном мире.

Итак, Гарри Фредерик Харлоу — психолог, родившийся в Америке на заре прошлого столетия (1906 год). В возрасте 24 лет он стал бакалавром и доктором философии в Стэнфордском университете. После получил работу в университете Висконсина, где стал основателем лаборатории, в которой изучалась психология приматов.

Интересно! Абрахам Маслоу, основатель школы гуманистической психологии, был сотрудником вышеупомянутой лаборатории.

Гарри Харлоу всегда интересовал один вопрос: как возникает и развивается чувство любви между людьми. Пытаясь это выяснить, с 1957 года он провел ряд опытов на макаках-резусах. В те годы считалось, что любовь — это чувство, возникающее у детеныша к своей матери, как к существу, которое дает ему пищу. После оно распространяется на тех, кто живет в этой же семье. Харлоу поставил перед собой важную задачу — выяснить, так ли это на самом деле.

В тот момент, когда ученый начал работу, психология еще не считалась важной наукой. Поэтому проведенные им опыты, хоть они и были чрезвычайно жестокими, стали весомым вкладом в ее развитие.

В 1971 году интересы Харлоу заметно изменились. От рака скончалась его жена, и все свои усилия он направил на изучение причин развития клинической депрессии. Опыты все так же проводились на обезьянах.

Условия эксперимента

Теперь перейдем к сути. Первое, что сделал Харлоу для эксперимента «природа любви», — изучил особенности обезьянок-резус. Он выяснил, что они гораздо умнее своих собратьев и легко справляются даже со сложными задачами. Это-то и натолкнуло его на мысль проверить, как у них зарождается привязанность.

Ученый забрал детенышей у их матерей и посадил в отдельные клетки. Пол клеток был устлан махровыми полотенцами. Выяснилось, что малыши питают к ним особую нежность. Они обнимали их, прижимали к себе и яростно сопротивлялись попыткам их отобрать.

Кормлением подопытных занимался сам Харлоу. Обезьянки воспринимали его как кормилицу и теряли интерес, как только утоляли голод. К полотенцам же у них были более сильные эмоции. Этот факт побудил ученого усомниться в том, что теория любви к матери как к источнику питания верна.

В попытке проверить свои наблюдения он создал двух непохожих друг на друга матерей-обезьян. Первая представляла собой конструкцию из проволоки. На ней было закреплено специальное приспособление, через которое детеныши могли бы есть. Вторая — игрушка, изготовленная из мягкой ткани. Харлоу увидел, что малыши обращались к проволочной матери только в том случае, когда чувствовали голод. Большую же часть времени они проводили с другой «мамой». Они либо сидели у нее на руках, либо обнимали ее.

Следующий этап эксперимента Гарри Харлоу с обезьянами выглядел так: по очереди он оборудовал вторую мать механизмами, которые отталкивали обезьянку от нее. Сначала механизм просто сбрасывал малышей. После появлялись иглы, которые причиняли боль и дискомфорт. И даже несмотря на это, детеныши тянулись к маме. Ситуация менялась в тот момент, когда она внезапно становилась холодной, что говорило о полном отвержении. То, что происходило с «детьми», Харлоу назвал психологической смертью.

Далее эксперимент стал еще более жестоким. Харлоу помещал детенышей сначала в клетку с «холодной» проволочной матерью, а после с мягкой игрушкой. В первом случае у них была еда, но это обстоятельство никак не влияло на эмоциональное состояние. Обезьянки плакали, испытывали страх, забивались в угол. Во втором же случае они вели себя спокойно и расслабленно даже тогда, когда в клетке не было еды.

Что показали опыты? У всех млекопитающих главной задачей кормления является физический контакт между мамой и ребенком, а также установление между ними привязанности. Это открытие натолкнуло на идею создания слингов для ношения маленьких детей. Кроме того, в роддомах врачи стали заботиться о том, чтобы матери могли проводить больше времени со своими детьми.

Последствия нарушения привязанности

Обезьянки, которые участвовали в эксперименте, выросли. Как отметил Харлоу, они сильно отличались от сверстников в плане психического здоровья. Эти особи были очень агрессивными не только по отношению к другим, но и к себе. Они могли себя укусить или даже отгрызть пальцы. Это, а также раскачивание из стороны в сторону наталкивало на мысль о развитии аутизма.

Выросшие самки оказались лишенными инстинкта размножения. Они ни при каких обстоятельствах не хотели сближаться с самцами. Пытаясь решить эту проблему, а также узнать, какое появится потомство, Харлоу сконструировал специальную рамку, которая удерживала самку до тех пор, пока самец не оплодотворял ее.

Закончилось такое размножение печально. Большая часть самок либо убила малышей, либо игнорировала их. Но были и исключения из правил – обезьяны, которые заботились о детенышах. Но их было крайне мало.

Колодец одиночества

В самом начале своей исследовательской деятельности для экспериментов Харлоу смастерил специальную клетку, которой впоследствии дал название «Яма отчаяния» или «Колодец одиночества».

Клетка была изготовлена из стали. На одной стенке было зеркало, которое позволяло ученому наблюдать за тем, что происходило внутри. Позже конструкция была модифицирована. По внешнему виду она стала напоминать перевернутый конус с гладкими стенками. Отверстие сверху закрывалось решеткой.

Поначалу обезьяны пытались вырваться из заточения. Но с течением времени теряли желание сопротивляться, впадали в депрессию, забивались в угол. Так Харлоу пытался показать, что происходит с человеком, который испытывает отчаяние. Он буквально воспроизвел эти ощущения.

Подопытным не становилось лучше даже после освобождения. Более того, их здоровье оставалось таким же и через несколько месяцев. Они пребывали в тяжелой депрессии. Психика была разрушена полностью.

Результаты эксперимента

Что показал анализ экспериментов Гарри Харлоу о привязанности? Что же удалось выяснить и изменить благодаря проведению такого жестокого исследования?

  1. Для того, чтобы ребенок полноценно развивался, ему нужна не только еда. Важно, чтобы у него был телесный контакт с матерью.
  2. Сотрудники детских домов изменили свое отношение к маленьким детям. Они стали чаще брать их на руки, качать, обнимать.
  3. Начали широко применяться рюкзаки-кенгуру, слинги и другие подобные приспособления для ношения маленьких детей.

Эти выводы сделали Гарри Харлоу всемирно известным. Его эксперимент признали классикой экспериментальной психологии.

Что случилось с подопытными

Жизнь обезьян — участников опытов сложилась не лучшим образом. После воссоединения с членами семьи они проявляли озлобленность и агрессию, так и не сумев освоиться. Большая часть из них страдала аутизмом или маразмом и умерла в возрасте примерно 2 лет. Хотя живут макаки-резус до 30 лет.

Критика

Эксперимент Гарри Харлоу, названный «источник отчаяния», конечно, был полезен. Он открыл общественности глаза на ряд интересных и полезных фактов. Но в научном сообществе его раскритиковали за жестокость по отношению к животным. В какой-то мере так и было. Их разлучали с сородичами и детенышами, чем провоцировали развитие сильного эмоционального стресса.

Другие ученые не раз подчеркивали жестокость экспериментов Харлоу. Они видели, что обезьяны, лишенные общения и возможности полноценно жить и развиваться, сходили с ума.

Особое негодование вызвал тот факт, что последователи ученого пытались повторить эксперимент, изучая для этого обезьян других видов. Зоозащитники считали, что можно было обойтись и без этого, используя в процессе исследований опыт, собранный во время наблюдения за животными в привычной среде обитания.

Харлоу не отрицал жестокость, проявляемую во время работы. Он сам говорил, что является садистом, который пытается воссоздать ненормальность. Объяснял он это нелюбовью к животным. Незадолго до смерти он написал в одном из своих трудов о том, что не любит котов и собак, а также не понимает, как можно любить обезьян.

Заключение

Эксперимент Гарри Харлоу о природе любви открыл человечеству важные истины. Он очередной раз доказал, что телесный контакт между матерью и ребенком не только способствует развитию между ними привязанности, но и защищает ребенка от такого заболевания, как аутизм, и прочих расстройств психики.

Классические исследования Харлоу выявили важность контакта с матерью — Ассоциация психологических наук — APS

Эмпирическая работа Гарри Харлоу с приматами теперь считается «классикой» в науке о поведении, революционизировав наше понимание роли, которую социальные отношения играют в раннем развитии. В 1950-х и 60-х годах в психологических исследованиях в Соединенных Штатах доминировали бихевиористы и психоаналитики, которые поддерживали мнение о том, что младенцы привязываются к своим матерям, потому что они дают пищу. Харлоу и другие социальные и когнитивные психологи утверждали, что эта точка зрения упускает из виду важность комфорта, товарищеских отношений и любви в содействии здоровому развитию.

Используя методы изоляции и материнской депривации, Харлоу показал влияние комфортного контакта на развитие приматов. Детенышей макак-резусов забирали у матерей и выращивали в лабораторных условиях, при этом некоторых младенцев помещали в отдельные клетки вдали от сверстников. В социальной изоляции обезьяны демонстрировали нарушенное поведение, тупо глядя, кружа по своим клеткам и нанося себе увечья. Когда изолированные младенцы были повторно введены в группу, они не знали, как взаимодействовать — многие остались отдельно от группы, а некоторые даже умерли после отказа от еды.

Даже без полной изоляции у детенышей обезьян, выращенных без матерей, развился социальный дефицит, они проявляли склонность к затворничеству и цеплялись за свои тканевые подгузники. Харлоу интересовала привязанность младенцев к тканевым подгузникам, полагая, что мягкий материал может имитировать комфорт, обеспечиваемый материнским прикосновением. Основываясь на этом наблюдении, Харлоу разработал свой знаменитый эксперимент с суррогатной матерью.

В этом исследовании Харлоу взял детенышей обезьян у их биологических матерей и дал им двух неодушевленных суррогатных матерей: одна представляла собой простую конструкцию из проволоки и дерева, а вторая была покрыта поролоном и мягкой махровой тканью. Младенцы были отнесены к одному из двух условий. В первом случае у проволочной матери была молочная бутылка, а у матерчатой ​​— нет; во втором у тряпичной матери была еда, а у матери из проволоки ее не было.

В обоих случаях Харлоу обнаружил, что детеныши обезьян проводили значительно больше времени с матерью из махровой ткани, чем с матерью из проволоки. Когда только у проволочной матери была еда, детеныши подходили к проволочной матери, чтобы покормить, и тут же возвращались, чтобы цепляться за тканевый суррогат.

Работа Харлоу показала, что младенцы также обращались к неодушевленным суррогатным матерям за утешением, когда сталкивались с новыми и пугающими ситуациями. Помещенные в новую среду с суррогатной матерью, детеныши обезьяны исследовали местность, испуганно бегали обратно к суррогатной матери, а затем снова отправлялись исследовать. Без суррогатной матери младенцы парализовались от страха, сбились в клубок, сосут пальчики. Если в клетку поместить вызывающую шум игрушку, младенец в присутствии суррогатной матери будет исследовать игрушку и атаковать ее; без суррогатной матери младенец съежился бы от страха.

В совокупности эти исследования позволили получить новаторские эмпирические доказательства главенства отношений привязанности между родителями и детьми и важности материнского прикосновения для развития младенцев. Спустя более 70 лет открытия Харлоу продолжают способствовать научному пониманию фундаментальных строительных блоков человеческого поведения.

Ссылки

Harlow H.F., Dodsworth R.O., & Harlow M.K. (1965). Полная социальная изоляция у обезьян. Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки. Получено с https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC285801/pdf/pnas00159-0105.pdf

Suomi, S.J., & Leroy, H.A. (1982). В память: Гарри Ф. Харлоу (1905–1981). Американский журнал приматологии, 2 , 319–342. doi:10.1002/ajp.1350020402

Таврис, Калифорния (2014). Преподавание спорной классики. Ассоциация психологических наук . Получено с https://www.psychologicalscience.org/observer/teaching-contentious-classics

Harry Harlow: Monkey Love Experiments

Харлоу (Harlow, 1958) хотел изучить механизмы, с помощью которых новорожденные макаки-резусы связываются со своими матерями.

Эти младенцы сильно зависели от своих матерей в плане питания, защиты, комфорта и социализации. связь?

Поведенческая теория привязанности предполагает, что младенец формирует привязанность к опекуну, который дает пищу. Напротив,

объяснение Харлоу заключалось в том, что привязанность развивается в результате того, что мать обеспечивает «тактильный комфорт», что предполагает что у младенцев есть врожденная (биологическая) потребность прикасаться и цепляться за что-то для эмоционального комфорта.

Гарри Харлоу провел ряд исследований привязанности у макак-резусов в 1950-х и 1960-х годах. Его эксперименты проводились в нескольких формах:

Содержание

Эксперимент с проволочной матерью

Эксперимент 1

Harlow (1958) отделял детенышей обезьян от их матерей сразу после рождения и помещал в клетки с доступом к двум суррогатным матерям, одна из которых из проволоки и один, покрытый мягкой махровой махровой тканью.

В первой группе махровая мать не давала еды, а проволочная мать давала в виде прикрепленной детской бутылочки с молоком.

Обе группы обезьян проводили больше времени с матерчатой ​​матерью (даже если у нее не было молока). Младенец подходил к проволочной матери только тогда, когда был голоден.

После того, как его накормили, большую часть дня он возвращался к матерчатой ​​матери. Если в клетку помещали пугающий предмет, младенец укрывался матерчатой ​​матерью (ее безопасным основанием).

Этот суррогат был более эффективным в уменьшении страха подростка. Младенец будет исследовать больше, когда мать из ткани будет рядом.

Это подтверждает эволюционную теорию привязанности, поскольку важны чуткая реакция и безопасность лица, осуществляющего уход (в отличие от обеспечения пищей).

Эксперимент 2

Харлоу (Harlow, 1958) модифицировал свой эксперимент и разделил младенцев на две группы: матери из махровой ткани, которые не давали еды, и матери из проволоки, которые давали.

Все обезьяны пили в равных количествах и физически росли с одинаковой скоростью. Но на этом сходство закончилось. Обезьяны, имевшие мягкий тактильный контакт со своими махровыми матерями, вели себя совершенно иначе, чем обезьяны, чьи матери были сделаны из жесткой проволоки.

Поведенческие различия, которые Харлоу наблюдал между обезьянами, выращенными с суррогатными матерями, и обезьянами с нормальными матерями, были;

  1. Они были гораздо более робкими.
  2. Они не знали, как вести себя с другими обезьянами.
  3. Над ними легко издевались, и они не постояли за себя.
  4. У них были проблемы со спариванием.
  5. Самки были неадекватными матерями.

Такое поведение наблюдалось только у обезьян, которых оставляли с суррогатными матерями более 90 дней.

Для тех, кому осталось меньше 90 дней, эффекты могут быть обратными, если их поместить в нормальную среду, где они могут формировать привязанности.

Детеныши обезьян, выращенные в изоляции

Harlow (1965) взял детенышей и изолировал их с рождения. Они не контактировали ни друг с другом, ни с кем-либо еще.

Кого-то он держал так три месяца, кого-то шесть, кого-то девять, а кого-то первый год жизни. Затем он поместил их обратно к другим обезьянам, чтобы посмотреть, какое влияние на поведение оказала их неспособность сформировать привязанность.

Результаты показали, что обезьяны проявляли странное поведение, например, хватались за свое тело и навязчиво раскачивались. Затем их снова поместили в компанию других обезьян.

Сначала малыши боялись других обезьян, а потом стали очень агрессивны по отношению к ним. Они также не могли общаться или общаться с другими обезьянами. Другие обезьяны издевались над ними. Они предавались членовредительству, выдирая волосы, царапая и кусая себя за руки и ноги.

Кроме того, Харлоу вызывал состояние тревоги у самок обезьян, что имело последствия, когда они становились родителями. Такие обезьяны становились настолько невротичными, что били своего младенца лицом об пол и терли его взад-вперед.

Харлоу пришел к выводу, что лишение (т. е. отсутствие привязанности) наносит непоправимый вред (обезьянам).

Степень аномального поведения отражала продолжительность изоляции. Те, кто содержался в изоляции в течение трех месяцев, пострадали меньше всего, но те, кто находился в изоляции в течение года, так и не оправились от последствий лишения.

Выводы

Харлоу пришел к выводу, что для нормального развития обезьяны они должны взаимодействовать с объектом, за который они могут цепляться в течение первых месяцев жизни (критический период).

Цепляние является естественной реакцией. Во время стресса обезьяна бежит к объекту, за который обычно цепляется, как будто цепляние уменьшает стресс.

Он также пришел к выводу, что ранняя материнская депривация приводит к эмоциональному ущербу, но ее влияние может быть обращено на обезьян, если привязанность была установлена ​​до окончания критического периода.

Однако, если материнская депривация продолжалась после окончания критического периода, то никакое воздействие матерей или сверстников не могло изменить уже нанесенный эмоциональный ущерб.

Таким образом, Харлоу обнаружил, что молодые обезьяны страдали скорее от социальной депривации, чем от материнской депривации.

Когда он вырастил несколько других детенышей обезьян самостоятельно, но по 20 минут в день в игровой комнате с тремя другими обезьянами, он обнаружил, что они выросли вполне нормальными в эмоциональном и социальном плане.

Влияние исследования Харлоу

Исследование Харлоу помогло социальным работникам понять факторы риска безнадзорности и жестокого обращения с детьми, такие как отсутствие комфорта (и таким образом вмешаться, чтобы предотвратить это).

Использование животных для изучения привязанности может принести пользу детям, которые подвергаются наибольшему риску в обществе, а также может иметь более поздние экономические последствия, поскольку эти дети с большей вероятностью вырастут и станут продуктивными членами общества.

Этика исследования Харлоу

Работа Харлоу подверглась критике. Его эксперименты были сочтены излишне жестокими (неэтичными) и имеющими ограниченную ценность в попытке понять влияние лишений на человеческих младенцев.

Было ясно, что обезьяны в этом исследовании страдали от эмоционального вреда из-за того, что их выращивали в изоляции. Это было видно, когда обезьян поместили к нормальной обезьяне (выкормленной матерью), они сидели, забившись в угол, в состоянии стойкого страха и депрессии.

Эксперимент Харлоу иногда оправдывают тем, что он дает ценную информацию о развитии привязанности и социального поведения. Во время исследования господствовало убеждение, что привязанность связана с физической (то есть с едой), а не с эмоциональной заботой.

Можно утверждать, что польза от исследования перевешивает затраты (страдания животных). Например, это исследование повлияло на теоретическую работу Джона Боулби, крупнейшего психолога в области теории привязанности.

Его также можно считать жизненно важным для убеждения людей в важности эмоциональной помощи в больницах, детских домах и дневных стационарах.

Ссылки

Harlow, H.F., Dodsworth, R.O., & Harlow, M.K.

Добавить комментарий