Эксперименты Лэндиса
Карини Лэндис, студент последнего курса психологического отделения университета Миннесоты, в 1924 году решил провести психологический эксперимент, целью которого было желание выяснить, вызывают ли определенные эмоции характерную мимику лица.
Ученый считал, что в процессе проведения эксперимента будут обнаружены общие закономерности функционирования групп лицевых мышц, которые выражают особые эмоциональные состояния в зависимости от внешнего раздражающего фактора. Он решил найти единую мимику, являющуюся типичной для смущения, отвращения, страха и других подобного рода эмоций.
Испытуемыми в данном эксперименте стали студенты Карини Лэндис. Он привел участников в свою собственную лабораторию и жженой пробкой начертил на лицах линии, чтобы мимику в целом и отдельные движения мышц сделать наиболее отчетливыми и заметными. Затем он подвергал их воздействию разнообразнейших внешних раздражителей, способных вызывать глубокие эмоции, дающие в последствии сильнейшую психологическую реакцию, которую ученый и фиксировал посредством фотоаппарата.
Карини Лэндис заставлял своих испытуемых рассматривать самые откровенные порнографические картинки, вдыхать запах аммиака, засовывать руки в емкости, заполненные слизкими жабами. Понятное дело, что в такие моменты, лица участников эксперимента выражали достаточно яркие эмоции, и их количества вполне хватило бы для того, чтобы сделать первичные выводы. Но горе-ученый даже не помышлял останавливаться на достигнутом.
Заключительное испытание, которому Карини Лэндис подверг участников своего сомнительного эксперимента, вызвало возмущение даже среди ученых-психологов. Итак, кульминация эксперимента заключалась в желании запечатлеть мимику лица людей, которые испытывают эмоцию, вызванную обезглавливанием крысы. Да-да, все именно так, он принес в лабораторию живых белых крыс и потребовал от каждого из своих студентов обезглавить их.
Большинство испытуемых сначала отказались выполнять такой приказ. Многие из них были настолько шокированы тем, что им предстоит совершить, что даже кричали и плакали. Дополнительный ужас все происходящего заключался в том, что многие участники эксперимента в своей обыденной жизни не обидели даже мухи, поэтому они понятия не имели, как выполнить такой приказ ученого. Однако впоследствии две трети студентов сделали все так, как просил Карини Лэндис. Оставшаяся одна треть испытуемых, которая отказалась выполнять приказ ученого, лицезрела обезглавливание крыс в его исполнении.
Карини Лэндис отметил, что многие студенты делали это задание крайне неуклюже: «Они пытались сделать все как можно быстрее, и обезглавливание крысы превращалось в трудную и долгую работу». Констатируя факт, стоит обратить внимание, что в процессе проведения настолько некорректно поставленного эксперимента животным причинили немало мук.
В выражении лица испытуемых, находящихся под воздействием того или иного внешнего раздражителя, никакой закономерности Карини Лэндису выявить не удалось. Внешние факторы, появляющиеся относительно их эмоции и отражающая все это мимика не сопоставлялись ни по каким параметрам.
Карини Лэндис был настолько сконцентрирован на цели своего эксперимента, что даже не заметил, что согласие испытуемых оказалось куда более ярко выраженным фактом, чем их мимика. Этот эксперимент продемонстрировал готовность большинства людей подчиняться авторитетам и совершать настолько жестокие поступки, которые они абсолютно точно не смогли бы сделать в обычной жизненной ситуации. Обратите внимание, как легко и быстро сдались многие испытуемые и подчинились самым абсурдным требованиям экспериментатора!
Спустя почти сорок лет был поставлен не менее известный эксперимент Милграмма, направленный на изучение того, как ведут себя люди, оказавшиеся под влиянием власти авторитетов.
7)Эксперименты к.Лэндиса.
Одно из исследований К.Лэндиса состояло из 2х экспериментов:
1)Первый из них был посвящен изучению спонтанного выражения эмоций, т.
В этом эксперименте создавались условия, в которых испытуемые неожиданно сталкивались с событиями, вызывающими эмоции. При этом испытуемым предварительно углём очерчивали мышцы, участвующие в мимических движениях. В процессе эксперимента фотографировалась мимика лиц испытуемых.
В результате эксперимента было выявлено, что устойчивая связь между эмоциональными переживаниями и определенным выражением лиц испытуемых отсутствовала, т.е. у разных людей наблюдались разные выразительные движения. При этом было замечено, что у каждого испытуемого при всех эмоциях наблюдались характерные только для него выразительные движения
2)Во втором эксперименте испытуемых просили изобразить те эмоциональные переживания, которые они испытали в первом эксперименте. В этом случае у всех испытуемых наблюдалось сходство мимики при изображении одних и тех же эмоций, и мимические выражения отличались от спонтанных выразительных движений при тех же самых эмоциях.
В результате этих двух экспериментов был сделан вывод, что выразительные движения скорее формируются в ходе жизни человека с присвоением им культурных форм поведения.
Она была разработана Уильямом Джеймсом и Карлом Ланге примерно в одно время, но совершенно независимо друг от друга.
Эта теория делает акцент на физиологических детерминантах эмоций. Согласно этому взгляду, автономное возбуждение, вызванное эмоциогенной ситуацией, приводит к переживанию различных эмоций. Следовательно, предполагается, что люди различают эмоции, например, страх, радость и гнев, на основе той определенной конфигурации физиологических реакций, которую они воспринимают.
?не обязательный материал? Однако Джеймс также оговаривается о том, что его теория касается только тех эмоций, которые имеют отчетливое телесное выражение
Любопытным экспериментом, подтверждающим эту теорию, является эксперимент Страка, Мартина и Степпера. В своем эксперименте они предлагали испытуемым оценить степень забавности мультфильмов с пишущей ручкой в губах и с ней же в зубах, что соответствует выражению грусти и радости на лице соответственно. Было выявлено, что с ручкой в зубах испытуемые воспринимали мультфильмы как более забавные.
Эксперимент Карни Лэндиса | Bizzarro Bazar
Предположим, вы пробираетесь через джунгли и, отодвинув куст, оказываетесь перед огромной змеей, готовой напасть на вас. Внезапно адреналин проносится через ваше тело, ваши глаза широко открываются, и вы мгновенно начинаете потеть, а ваше сердцебиение зашкаливает: одним словом, вы чувствуете страх.
Но все эти физические реакции вызывают страх или наоборот?
В качестве менее тревожного примера предположим, что вы влюбляетесь в кого-то с первого взгляда. Должны ли эндорфины объясняться вашим возбуждением, или ваше возбуждение вызывает их выделение через ваше тело?
Что первично, физиологические изменения или эмоции? Что является причиной, а что следствием?
Эта дилемма была главной проблемой в первых исследованиях эмоций (и до сих пор остается в области аффективных нейронаук). Одной из первых и наиболее влиятельных гипотез была теория Джемса-Ланге, утверждавшая примат физиологических изменений над чувствами: мозг обнаруживает модификацию стимулов, исходящих от нервной системы, и «интерпретирует» их, порождая эмоцию. .
Одной из проблем этой теории была невозможность получить четкие доказательства. Скептики утверждали, что если каждая эмоция возникает в теле механически, то должна быть железа или орган, который при удобной стимуляции неизменно вызывает одну и ту же эмоцию у каждого человека. Сегодня мы знаем немного больше о том, как работают эмоции, в отношении миндалевидного тела и различных областей коры головного мозга, но в начале двадцатого века возражение против теории Джемса-Ланге было в основном следующим:0012 давай, найди мне мышцу печали! “
В 1924 году Карни Лэндис, аспирант Миннесотского университета, решил экспериментально выяснить, одинаковы ли эти физиологические изменения для всех. Он сосредоточился на тех видоизменениях, которые наиболее очевидны и легко поддаются изучению: на движении мышц лица при возникновении эмоции. Его исследование должно было найти повторяющиеся паттерны в выражении лица.
Чтобы понять, все ли испытуемые одинаково реагируют на эмоции, Лэндис нанял большое количество своих однокурсников-аспирантов и начал раскрашивать их лица стандартными метками, чтобы подчеркнуть их гримасы и связанные с ними движения лицевых мышц.
Эксперимент состоял в том, что их подвергали различным раздражителям, фотографируя при этом их лица.
Сначала добровольцам предлагалось выполнить несколько довольно безобидных заданий: послушать джазовую музыку, понюхать нашатырный спирт, прочитать отрывок из Библии, соврать. Но результаты были весьма обескураживающими, поэтому Лэндис решил, что пришло время поднять ставки.
Он начал показывать своим подданным порнографические изображения. Затем несколько медицинских фотографий людей с ужасными кожными заболеваниями. Затем он попытался выстрелить, чтобы запечатлеть на пленку точный момент их испуга. Тем не менее, Лэндис с трудом добивался желаемого выражения лица и, по всей вероятности, начал чувствовать разочарование. И здесь его эксперимент принял мрачный оборот.
Он предложил своим подданным засунуть руку в ведро, не глядя. Ведро было полно живых лягушек. Щелчок , поехала его камера.
Лэндис призвал их обыскать дно таинственного ведра. Превозмогая отвращение, несчастным добровольцам пришлось рыться в слизистых лягушках, пока они не нашли настоящий сюрприз: электрические провода, готовые нанести хороший удар током. Щелкните. Нажмите.
Но худшее было еще впереди.
Эксперимент достиг своего апогея, когда Лэндис вложил в левую руку испытуемому живую мышь, а в другую — нож. Он наотрез приказал обезглавить мышь.
Большинство его недоверчивых и ошеломленных подданных спрашивали Лэндиса, не шутит ли он. Он не был, они действительно должны были отрезать зверьку голову, иначе он сам сделал бы это у них на глазах.
В этот момент, как и надеялся Лэндис, реакции действительно стали очевидными — но, к сожалению, они также оказались более сложными, чем он ожидал. Столкнувшись с этой стрессовой ситуацией, некоторые люди начинали плакать, другие истерически смеялись; одни совсем замерли, другие разразились бранью.
Две трети участников в итоге выполнили приказ исследователя и осуществили жуткую казнь. В любом случае, оставшаяся треть должна была стать свидетелем обезглавливания, совершенного самим Лэндисом.
Как мы уже говорили, испытуемыми были в основном другие студенты, но одним заметным исключением был 13-летний мальчик, который оказался в отделении в качестве пациента из-за психологических проблем и высокого кровяного давления. Его реакция была задокументирована безжалостными снимками Лэндиса.
Возможно, самым неловким аспектом всей этой истории было то, что окончательные результаты этого жестокого теста, который сегодня не санкционирует ни один комитет по этике, даже не заслуживали особого внимания.
Лэндис в своем Исследования эмоциональных реакций, II., Общее поведение и выражение лица (опубликовано в Журнале сравнительной психологии, 4 [5], 447-509) пришел к следующим выводам:
1) нет типичное выражение лица, сопровождающее любую эмоцию, возникшую в эксперименте;
2) эмоции не характеризуются типичным выражением или повторяющимся паттерном мышечного поведения;
3) улыбка была наиболее частой реакцией даже во время неприятных переживаний;
4) асимметричные телесные реакции почти не встречались;
5) мужчины более выразительны, чем женщины.
Вряд ли что-то, что могло бы оправдать мышиную резню и травмы, нанесенные ее участникам.
После получения степени Карни Лэндис посвятил себя сексуальной психопатологии. Он сделал блестящую карьеру в Психиатрическом институте штата Нью-Йорк. И он никогда больше не причинял вреда грызунам, несмотря на то, что теперь его больше помнят за этот непродуманный юношеский эксперимент, а не за его последующие сорок лет благородных исследований.
Однако стоит упомянуть еще одну деталь.
Алекс Боезе в своей книге Слоны под кислотой подчеркивает, что самая интересная фигура всего этого причудливого эксперимента осталась незамеченной: тот факт, что две трети испытуемых, хотя и протестовали и страдали, подчинились ужасному приказу .
И этот процент на самом деле аналогичен проценту, зафиксированному во время печально известного эксперимента Милгрэма, в котором ученый приказал испытуемым нанести удар током третьему человеку (на самом деле актеру, который притворился, что получил болезненный разряд). В этом случае также, несмотря на этический конфликт, простого факта, что приказ исходил от авторитетной фигуры, было достаточно, чтобы подтолкнуть испытуемых к выполнению действия, которое они считали аномальным.
Эксперимент Милгрэма был проведен в 1961 году, почти через сорок лет после эксперимента Лэндиса. Так часто бывает с экспериментами , — говорит Бозе, — Ученый намеревается доказать одно, но натыкается на нечто совершенно другое, нечто гораздо более интригующее. По этой причине хорошие исследователи знают, что им всегда следует обращать пристальное внимание на странные события, происходящие во время их экспериментов. Прямо перед их глазами или под лезвием их ножа может скрываться великое открытие. “
О выражениях лица, связанных с эмоциями, см. также мой предыдущий пост о Гийоме Дюшенне (извините, только на итальянском языке).
Психологический эксперимент, связанный с реальным обезглавливанием
Автор
Эстер Инглис-Аркелл
Комментарии (45)В истории было несколько психологических экспериментов, которые были достаточно неэтичны, чтобы вызвать новые правила, регулирующие экспериментирование. Это, без сомнения, должно было быть одним из них. Узнайте, как ужасно ошибся один человек, когда захотел изучить выражение лица.
Быть психологом в первой половине 20-го века, должно быть, было замечательно. Кажется, что вы можете сделать с людьми что угодно, от травмирования ребенка, который гладил милое маленькое животное, до того, что люди поверят, что они кого-то убили. А еще был Карни Лэндис, который расширился, сделав понемногу и то, и другое. В 1924 году Лэндис решил, что хочет выяснить, все ли люди делают одинаковые выражения лица в ответ на одни и те же эмоции. Он не верил, что обычные люди могут намеренно корчить те же лица, что и естественно, когда они действительно реагируют на эмоции (это оказалось его самым точным предсказанием), и поэтому он предпринял шаги, чтобы смоделировать реакцию людей на вещи, которые могли бы их вызвать.
Или он мог бы так и сделать, если бы существовали какие-то этические стандарты, которым он должен был следовать. На самом деле он решил вызвать такие эмоции, как страх, отвращение, печаль и боль, фотографируя каждую эмоцию, мелькающую на лице человека. Боль ему удалось вызвать электрическим током. Он вызывал у людей отвращение, заставляя их опускать руки в ведро с лягушками. А потом он схватил белую крысу и сказал своим подданным, что без какой-либо подготовки они должны обезглавить ее.
В этот момент было бы полезно, чтобы вмешался совет по обзору. Если бы я был на этом совете, мой первый вопрос был бы: «Какие именно эмоции, по вашему мнению, вызвало бы «обезглавливание крысы»?» Я не особо сложный человек, но думаю, что мои эмоции по поводу обезглавливания живого, сопротивляющегося грызуна были бы, в лучшем случае, смешанными. К счастью для Лэндиса, если бы не люди или крысы, его никто не остановил, включая большинство субъектов.