Экспериментальные методы в психологии
9.05.2011
В отличие от наблюдения здесь психолог активно вмешивается в процесс. Он целенаправленно и преднамеренно варьирует какие-то факторы (входные воздействия) и фиксирует изменения в изучаемом процессе. Эксперимент ориентирован на изучение причинно-следственных связей психического явления. Одно из важных требований к эксперименту — его воспроизводимость, т. е. возможность неоднократно повторять наблюдения в одних и тех же условиях для исключения случайных ошибок.
Различают следующие виды экспериментальных методов:
- Лабораторный эксперимент проводится в искусственно созданных условиях, приближенных к реальным. Результаты эксперимента с определенной степенью достоверности переносятся в реальную обстановку. В юридической практике, например, часто используется для проведения судебно-психологической экспертизы, для оценки особенностей познавательных процессов сотрудников правовых органов и др.
- Натуральный (естественный, или полевой) эксперимент проводится в условиях реальной деятельности испытуемого: в учебном классе, на самолете, в реально действующем трудовом коллективе. В работе следователя этот метод находит применение в виде следственного эксперимента, когда подозреваемого вывозят на предполагаемое место преступления для подтверждения его действий в реальной обстановке.
- Формирующий эксперимент совмещает процедуры психологического исследования, обучения, воспитания, тренировки. Может проводиться в виде тренингов, игр, решения конкретных ситуаций и. .т, Д-Метод не ограничивается регистрацией результатов, а создает специальные условия для развития личностных качеств испытуемых. Широко используется в педагогической психологии.
Обычно результаты эксперимента перед их интерпретацией подвергаются математической обработке с целью выявления факторов, оказывающих наибольшее влияние на исследуемые показатели, определения общей закономерности развития исследуемого явления, а также поиска областей ожидаемого эффекта и т. д.
Ключевые слова: Эксперимент
Материалы по теме |
---|
Эксперимент в возрастной психологии Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология |
Психологические особенности проведения следственного эксперимента Косолапова Н.В., Иванова А.И., Юридическая психология |
Методы психологии Коломинский Я.Л., Основы психологии |
Экспериментально-психологическое обследование, этапы, виды, требования … |
Патопсихологический эксперимент Левченко И.Ю., Патопсихология. Теория и практика |
Факторный анализ … |
Сущность научного эксперимента Добреньков В. И., Методы социологического исследования |
Корреляционный анализ … |
www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии
Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.
Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.
Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.
Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.
Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения
Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.
Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.
Специфика конфликтов в образовательных процессах
В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.
Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.
Современная психология: ее задачи и место в системе наук
В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.
Методы психологии
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа
Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.
Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.
Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном
Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.
Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.
Проблема психодинамического диагноза
Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.
Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.
Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.
Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.
Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.
Четыре элемента процесса убеждения
Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.
Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.
Повышение уровня сознания. Насколько это важно?
Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.
Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.
Экспериментальные методы в психологии
Экспериментальный метод предполагает манипулирование переменными для установления причинно-следственных связей. Ключевыми особенностями являются контролируемые методы и случайное распределение участников на контрольные и экспериментальные группы.
Содержание
Что такое эксперимент?
Эксперимент — это исследование, в ходе которого гипотеза подвергается научной проверке. В эксперименте манипулируют независимой переменной (причиной), а измеряют зависимую переменную (следствие); любые посторонние переменные контролируются.
Преимущество в том, что эксперименты должны быть объективными. Взгляды и мнения исследователя не должны влиять на результаты исследования. Это хорошо, поскольку делает данные более достоверными и менее предвзятыми.
Типы
Есть три типа экспериментов, которые вам необходимо знать:
1. Лабораторный эксперимент
Лабораторный эксперимент — это эксперимент, проводимый в строго контролируемых условиях (не обязательно в лаборатории), где возможны точные измерения.
Исследователь решает, где будет проводиться эксперимент, в какое время, с какими участниками и при каких обстоятельствах, используя стандартную процедуру.
Участники случайным образом распределяются по каждой группе независимых переменных.
Примером может служить эксперимент Милгрэма по послушанию или исследование автокатастроф Лофтуса и Палмера.
- Сила : Лабораторный эксперимент легче воспроизвести (то есть скопировать). Это связано с тем, что используется стандартизированная процедура.
- Сила : Они позволяют точно контролировать внешние и независимые переменные. Это позволяет установить причинно-следственную связь.
- Ограничение : Искусственность обстановки может привести к неестественному поведению, не отражающему реальную жизнь, т. е. к низкой экологической достоверности. Это означает, что было бы невозможно обобщить результаты на реальную обстановку.
- Ограничение : Характеристики спроса или влияние экспериментатора могут исказить результаты и стать мешающими переменными.
2. Полевой эксперимент
Полевые эксперименты проводятся в повседневной (т. е. реальной) среде участников. Экспериментатор по-прежнему манипулирует независимой переменной, но в реальных условиях (поэтому он не может реально контролировать посторонние переменные).
Примером может служить больничное исследование Холфинга о послушании.
- Сила : поведение в полевом эксперименте, скорее всего, будет отражать реальную жизнь из-за его естественной обстановки, т. е. более высокой экологической достоверности, чем в лабораторном эксперименте.
- Сила : Меньше вероятность того, что характеристики спроса повлияют на результаты, поскольку участники могут не знать, что их изучают. Это происходит, когда исследование носит тайный характер.
- Ограничение
3. Естественный эксперимент
Естественные эксперименты проводятся в повседневной (т. е. реальной) среде участников, но здесь экспериментатор не может контролировать независимую переменную, поскольку она возникает естественным образом в реальной жизни.
Например, исследование привязанности Ходжеса и Тизарда (1989) сравнило долгосрочное развитие детей, которые были усыновлены, усыновлены или возвращены своим матерям, с контрольной группой детей, которые провели всю свою жизнь в своих биологических семьях.
- Сила : поведение в естественном эксперименте, скорее всего, будет отражать реальную жизнь из-за его естественной обстановки, т. е. очень высокой экологической достоверности.
- Сила : Меньше вероятность того, что характеристики спроса повлияют на результаты, поскольку участники могут не знать, что их изучают.
- Сила : Его можно использовать в ситуациях, когда было бы этически неприемлемо манипулировать независимой переменной, например, при исследовании стресса.
- Ограничение
- Ограничение : Нет контроля над посторонними переменными, которые могут искажать результаты. Это затрудняет повторение исследования другим исследователем точно таким же образом.
Ключевая терминология
Экологическая достоверность
Степень, в которой исследование представляет реальный жизненный опыт.
Эффекты экспериментатора
Это способы, которыми экспериментатор может случайно повлиять на участника через его внешний вид или поведение.
Характеристики спроса
Подсказки в эксперименте заставляют участников думать, что они знают, что ищет исследователь (например, язык тела экспериментатора).
Независимая переменная (IV)
Предполагается, что переменная, которой экспериментатор манипулирует (то есть изменяет), оказывает прямое влияние на зависимую переменную.
Зависимая переменная (DV)
Переменная, которую измеряет экспериментатор. Это итог (то есть результат) исследования.
Посторонние переменные (EV)
Все переменные, которые не являются независимыми переменными, но могут повлиять на результаты (DV) эксперимента. Электромобили должны контролироваться там, где это возможно.
Вмешивающиеся переменные
Переменные, которые повлияли на результаты (DV), кроме IV. Вмешивающаяся переменная может быть посторонней переменной, которая не контролируется.
Случайное распределение
Случайное распределение участников по независимым переменным условиям означает, что все участники должны иметь равные шансы участвовать в каждом условии.
Принцип случайного распределения состоит в том, чтобы избежать предвзятости в проведении эксперимента и ограничить влияние переменных участников.
Эффекты приказа
Изменения в результатах участников из-за повторения ими одного и того же или подобного теста более одного раза. Примеры эффектов порядка включают:
(i) эффект практики: улучшение выполнения задачи благодаря повторению, например, благодаря знакомству с задачей;
(ii) эффект утомления: ухудшение выполнения задания из-за повторения, например, из-за скуки или усталости.
Больница Хофлинг Эксперимент послушания
By
Saul Mcleod, PhD
Updated on
Updated on
Saul Mcleod, PhD
Educator, Researcher
Бакалавр (с отличием) психологии, MRes, доктор философии, Университет Манчестера
Саул Маклеод, доктор философии, является квалифицированным преподавателем психологии с более чем 18-летним опытом работы в сфере дополнительного и высшего образования.
Узнайте о нашем редакционном процессе
. Обзор
Olivia Guy-Evans
Olivia Guy-Evans
Ассоциированный редактор для простого психологии
BSC (Hons), Psychology, MSC, Psychology of Education
BSC (Hons), Psychology, MSC, Psychology of Education. Гай-Эванс — писатель и помощник редактора журнала Simply Psychology. Ранее она работала в сфере здравоохранения и образования.
Узнайте о нашем редакционном процессе
Содержание
Цель
Чарльз К. Хофлинг (1966) создал более реалистичное исследование послушания, чем Милгрэм, проведя полевые исследования медсестер, которые не знали, что они участвуют в эксперименте.
Метод
Процедура включала полевой эксперимент с участием 22 (настоящих) ночных медсестер. Доктор Смит (исследователь) звонит медсестрам в психиатрическую больницу (дежурит в ночное время) и просит их проверить аптечку, чтобы узнать, есть ли у них лекарство астротен.
Разговор по телефону закончился, когда медсестра либо (i) подчинилась распоряжению врача; (ii) сопротивлялись приказу; (iii) пошел за советом; (iv) расстроился; (v) не смог найти лекарство; (vi) или если звонок длился более 10 минут.
Лекарство было ненастоящим, хотя медсестры так и думали. Сам препарат представлял собой безвредную сахарную таблетку (это было плацебо), придуманную специально для эксперимента.
Если медсестра вводит лекарство, она нарушила три больничных правила:
1. Им не разрешается принимать инструкции по телефону.
2. Доза в два раза превышала максимальный предел, указанный на упаковке.
3. Само лекарство как самовольное, т.е. не состоящее на палатном учете.
В исследовании также использовалась контрольная группа для сравнения результатов экспериментальной группы.
В другой больнице 21 медсестре-студенту и 12 дипломированным медсестрам было предложено заполнить анкету, в которой спрашивалось, что они будут делать, если столкнутся с экспериментальной ситуацией.
Результаты
В экспериментальной группе 21 медсестра из 22 (95%) повиновались указаниям врача и собирались дать пациенту лекарство, когда их остановил скрытый наблюдатель.
Только одна медсестра поставила под сомнение личность исследователя («доктора Смита») и почему он находится в отделении.
Медсестры не должны были принимать инструкции по телефону, не говоря уже о превышении разрешенной дозы.
11 медсестер, пришедших на прием препарата, признались, что знали дозировку Астротена. Остальные 10 не заметили, но решили, что это безопасно, поскольку врач приказал им это сделать.
Когда других медсестер попросили обсудить, что они будут делать в подобной ситуации (т.е. в контрольной группе), 31 из 33 сказали, что не будут выполнять приказ.
Заключение
Хофлинг продемонстрировал, что люди очень не желают подвергать сомнению предполагаемый «авторитет», даже когда у них могут быть веские причины для этого.
Когда медсестры позже были допрошены, они указали, что многие врачи имеют привычку отдавать распоряжения по телефону и серьезно раздражаются, если им не подчиняются.
Хотя такое повиновение противоречило правилам, неравные отношения власти между врачами и медсестрами означали, что жизнь будет очень трудной, если медсестры не будут делать то, что им говорят.
Исследование Хофлинг показало, как социальное давление, вызванное дисбалансом власти, может привести к тому, что медсестра фактически подвергнет пациента риску, а не ослушается приказов.
S trengthsСила этого исследования в том, что оно имеет высокий уровень экологической достоверности, поскольку оно проводилось в реальных условиях.
Медсестры не знали об эксперименте, поэтому не было характеристик спроса, поскольку они выполняли свою повседневную работу, действуя как обычно.
Еще одним преимуществом является высокий уровень надежности, поскольку исследование проводилось по стандартной процедуре («врач» давал одинаковые «скриптовые» инструкции каждой медсестре по телефону), поэтому его можно было воспроизвести. Решение о том, когда телефонный звонок закончился, также было введено в действие.
Наконец, использовалась контрольная группа, которая позволяла проводить сравнения. Переменные участников были сведены к минимуму, поскольку медсестры в экспериментальной и контрольной группах
ибыли близко подобраны по возрасту, полу, семейному положению, продолжительности рабочей недели, профессиональному опыту и региону происхождения (подходящие участники).
Слабые стороны
В контрольную группу вошли 33 медсестры, тогда как в эксперименте имеются данные только по 22 медсестрам. Это указывает на то, что в исследовании был высокий уровень отсева (т.е. высокий уровень отсева).
Исследование нарушило этические принципы обмана, поскольку ни один из врачей не был настоящим. Кроме того, некоторые были огорчены исследованием, поэтому им не хватало защиты от вреда. Все медсестры были опрошены в течение 30 минут после телефонного звонка.
Rank и Jacobson (1977) попытались воспроизвести исследование Хофлингса, используя настоящий препарат, о котором слышали медсестры, но не получили подобных результатов.