ГБУЗ «Центр патологии речи и нейрореабилитации ДЗМ»
Эфферентная моторная афазия возникает при поражении премоторных отделов коры левого полушария головного мозга (центр Брока). Она сопровождается, как правило, кинетической апраксией, выражающейся в трудностях усвоения и воспроизведения двигательной программы.
Поражение премоторных отделов мозга вызывает патологическую инертность речевых стереотипов, приводящих к звуковым, слоговым и лексическим перестановкам и персеверациям (непроизвольным повторам слов, слогов, которые являются следствием невозможности своевременного переключения с одного артикуляторного акта на другой).
Нарушение экспрессивной речи. При грубой патологии на раннем этапе после нарушения мозгового кровообращения может полностью отсутствовать собственная речь. Утрачивается способность повторять серию звуков или слогов (повторяет звуки из предыдущего звукового или слогового ряда, не испытывая трудностей в самом акте звукопроизношения). Отсутствует функция называния, а при подсказке первого слога слова происходит либо автоматизированное его заканчивание, либо соскальзывание на другое слово, начинающееся с того же слога (например, от слоговой подсказки «мо», вместо слова «молоко» произносит «море», «морковь», «мороженое» и т. п.).
Вследствие инертности артикулирования отдельных слов могут наблюдаться контаминации, обусловленные переносами слога предыдущего слова: «стожка» (из слов «стол» и «ложка»).
При другом варианте эфферентной моторной афазии при спонтанном восстановлении речи и общении нередко формируется выраженный экспрессивный аграмматизм: больные пропускают глаголы, с трудом употребляются предлоги, флексии существительных (аграмматизм типа «телеграфного стиля»).
При третьем варианте не наблюдается столь грубого аграмматизма, а выявляется инертность в выборе слов (в высказывании — длительные паузы, персеверации, вербальные парафазии).
При четвертом варианте речь нарушается лишь в звене плавной, мелодичной смены одного слога другим: речь грамматически правильно оформлена, но из-за нарушений ритмико-мелодической стороны речи страдает выделение не только ударных слогов, но и логическое ударение. В отличие от афферентной моторной афазии звуковая структура слогов при эфферентной моторной афазии не нарушается, но теряет свою интонационную окрашенность, становится монотонной. Литеральные парафазии не характерны для устной речи больных с эфферентной моторной афазией, но их много в письменной речи.
Нарушение чтения и письма: выраженная аграфия: запись слова или фразы возможна лишь при проговаривании слов по слогам. В более тяжелых случаях при правильном повторении слова невозможна не только его запись, но и складывание уже выбранных букв разрезной азбуки. Возникает безуспешная перестановка букв в слове, даже очень коротком, с трудом находится нужный порядок букв. Нередко больные не могут найти нужную букву, правильно произнося весь звуковой состав слова. В более легких случаях больные могут записать слово со слуха, пропуская буквы в стечениях согласных (поскольку внутреннее проговаривание стечения согласных является сложным моторным актом), переставляя буквы и слоги. Часты персеверации букв из предыдущих слов, персеверации одного и того слога: машина — «машишина», молоко — «момолоко».
На поздних этапах восстановления при самостоятельном составлении текста по серии картин выявляется аграмматизм, выражающийся в трудностях согласования слов в предложении. При «телеграфном стиле» могут быть сохранными чтение, запись существительного и коротких фраз под диктовку, а позже самостоятельная запись названий предметов, но недоступно самостоятельное, грамматически правильно оформленное письменное составление фраз. При нарушении лишь ритмико-мелодического компонента речи письменная речь и чтение остаются сохранными.
Нарушение импрессивной (рецептивной) речи: нарушения вторичны, т.к. больные не могут опираться на внутреннее проговаривание воспринимаемого вербального материала. При незначительном убыстрении темпа обращённой речи возникают затруднения. В случаях расстройств грубой степени наблюдается отчуждение смысла слова даже на объёме единично предъявляемых слов. Вторично нарушается слухоречевая память, затруднен показ серии предметных картинок.
К какому врачу обращаться при расстройстве экспрессивной речи
Психиатры Москвы — последние отзывы
Лабутьева И.С. Вызвали врача для пациента 85-лет, зачем-то приехала Лабутьева И.С. Задала пару вопросов, молчала, молчали все… почитала наши назначения, попыталась внести корректировки, неуверенно. Взяла 7000. Уехала, пообещав быть на связи. На этом точка-всё! Я возмущена. Деньги на ветер!!! А в ситуации семьи, где пожилой человек и большие траты — это непозволительная роскошь!!!
Ксения, 29 октября 2021
Анастасия, 28 октября 2021
Ольга, 07 октября 2021
Вероника, 21 января 2021
На модерации, 13 ноября 2021
На модерации, 13 ноября 2021
На модерации, 13 ноября 2021
На модерации, 13 ноября 2021
На модерации, 13 ноября 2021
На модерации, 13 ноября 2021
Показать 10 отзывов из 5346Обследование экспрессивной речи у детей — Все для дошкольников и их родителей
Обследование экспрессивной речи также проводится с учетом уровня ее развития.
В отечественной логопедической практике при оценке сформированное™ экспрессивной речи выделяют три основных уровня речевого развития.
При обследовании на первом уровне речевого развития выявляется понимание речи, активный словарь ребенка, возможность речевого подражания, особенности звукопроизношения, оценивается также состояние артикуляционного аппарата. Кроме того, оценивается так называемая зона ближайшего развития, а именно возможность объединения двух слов в простое предложение.
На втором уровне развития также обследуется понимание речи, грамматическая структура и объем предложения, слоговая структура слов.
На третьем уровне оценивается объем и структура предложений, возможность составления рассказа по серии сюжетных картинок, использование предлогов, возможность словообразования, звукопроизношение и фонематическое восприятие.
У детей с нарушениями звукопроизношения проводится дифференциация между дислалией и дизартрией.
При дислалии нарушения звукопроизношения имеют место при сохранной иннервации речевого аппарата и нормальном слухе. В процессе обследования дифференцируются две формы дислалии: функциональная и механическая. При функциональной дислалии отсутствуют органические или механические нарушения в строении артикуляционного аппарата.
При механической дислалии нарушения звукопроизношения обусловлены анатомическими дефектами органов артикуляции.
Чаще всего наблюдаются различные аномалии зубно-челюст-ной системы.
При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной системы. При дизартрии нарушения звукопроизношения всегда связаны с недостаточностью артикуляционной моторики, голосообразо-вания и речевого дыхания.
Нарушения артикуляционной моторики проявляются в виде изменения тонуса артикуляционных мышц, ограничения объема их произвольных движений, координаторных устройств, различного рода синкинезий — сопутствующих движений, тремора. Все эти расстройства артикуляционной моторики обычно сочетаются с нарушениями дыхания и расстройствами голосо-образования.
Речь при выраженных формах дизартрии смазанная, нечеткая.
При обследовании речи важно обратить внимание на нарушения ее темпа. Нарушения темпа могут проявляться в виде брадилалии — патологической замедленности темпа или в виде тахилалии — патологически ускоренного темпа речи. Нарушения темпа речи могут проявляться самостоятельно, однако чаще они сочетаются с другими видами речевых расстройств.
Особенности формирования экспрессивной речи у детей с нарушениями зрения
Последние десятилетия наблюдается тенденция к снижению степени и качества речевого развития детей в целом. Особенно это касается дошкольников и младших школьников, имеющих нарушения зрения. Чаще всего наблюдаются сложности экспрессивной речи, звукопроизношения, несформированность грамматических конструкций, низкий лексический запас и другое. Незрячие показывают нарушения, в том числе и экспрессивной речи, по причине своеобразия их восприятия окружающей реальности.
Недостатки памяти, внимания, воображения, мышления, а также устной и письменной речи, способствуют не только тому, что дети оказываются в сложной ситуации в процессе обучения письму и чтению, в том числе и по системе Л. Брайля, но и трудностями адаптации в условиях современной социальной реальности.
Тема развития экспрессивной речи весьма актуальна для современной науки, это обусловлено необходимостью развития детей с ограниченными возможностями здоровья, с тем чтобы в будущем они смогли стать полноценными профессионалами, могли создать свою семью, развиваться и успешно отдыхать. Экспрессивная речь участвует во многих процессах жизнедеятельности, это обуславливает необходимость ее развития у детей с нарушенным зрением.
Дошкольное детство – это очень важный момент в жизни каждого человека. Это время стремительного психического и физического формирования всех систем и процессов. Именно в этот момент времени закладываются фундаментальные основы дальнейшего формирования и развития ребенка. Большинство процессов развития дошкольника, так или иначе, связаны и с процессами становления речевой функции.
В работах А.Н. Гвоздева, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.Н. Менчинской, Ю.А. Разенковой, С.Л. Рубинштейна, Т.Н. Ушаковой и др. раскрывается значимость развития моторной, перцептивной базы речи, подражательной и предметно-практической деятельности, коммуникативной сферы, которые являются базовыми факторами развития и формирования экспрессивной речи.
Формирование экспрессивной речи дошкольника нельзя назвать практическим накоплением словаря. Прежде всего, особенно для детей с нарушениями зрения – это очень сложный нервно-психический процесс. Он реализуется в рамках взаимодействия ребенка с окружающей средой в ситуации общения с родителями, старшими братьями и сестрами, другими взрослыми и сверстниками.
Дети с нарушениями зрения в дошкольном периоде, не обладают экспрессивной речью как самостоятельным элементом вербального общения. Она не развита, так как в наличие большое количество звукоподражаний, имеются упрощённые, контурные слова и жестикуляции. Однако, даже такая несформированная речь выполняет для ребенка с нарушениями зрения коммуникативную функцию.
В.А.Лапшин и Б.П.Пузанов отмечают, что у детей с нарушениями зрения за счет дефекта страдает коммуникативная функция речи, а это может повлечь за собой нарушение процесса включения ребенка в общественные отношения. Это определено тем простым фактом, что экспрессивная речь – есть форма присвоения общественных отношений.
Цель исследования: выявить особенности формирования экспрессивной речи у детей с нарушениями зрения.
Объект исследования: экспрессивной речь детей с нарушениями зрения.
Предмет исследования: особенности формирования экспрессивной речи у детей с нарушениями зрения.
Гипотеза исследования выражена в предположении о том, что особенностями формирования экспрессивной речи у детей с нарушениями зрения являются:
- расширение активного словарного запаса;
- использование в устной речи, разных частей речи, слов и словосочетаний;
- речевые коммуникативные умения (способность договариваться).
Теоретическая значимость результатов нашего исследования состоит в обобщении и систематизации психолого-педагогического знания по проблеме выявления особенностей формирования экспрессивной речи у детей с нарушениями зрения. Выявлены особенности, механизмы, технологии и методики формирования экспрессивной речи у детей с нарушениями зрения проанализированные в работах А.Н. Гвоздева, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.Н. Менчинской, Ю.А. Разенковой, С.Л. Рубинштейна, Т.Н. Ушаковой, Солнецевой Л.И., Литвак А.Г. и др.
Определены базовые факторы развития и формирования экспрессивной речи детей с нарушениями зрения. Выявлена значимость развития моторной, перцептивной базы речи, подражательной, предметно–практической деятельности, коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи.
Подводя итоги проведенного исследования, можно утверждать:
Цель, поставленная в исследовании, особенности развития экспрессивной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения — актуальна для детей экспериментальной и контрольной групп.
На основании анализа результатов эксперимента было выяснено, что большинство воспитанников контрольной и экспериментальной групп имеют средний уровень развития экспрессивной речи и нуждаются в ее развитии.
Экспериментальным путем доказано, что разработанная нами программа эффективна в процессе развития экспрессивной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения средствами игровой деятельности.
В результате применения программы старшие дошкольники могут достаточно хорошо овладевать устной речью, а также используют речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. В ситуации речевого общения при этом ребенок: способен проявить инициативу и самостоятельность в общении, он любознателен, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями. Дети активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, принимают участие в совместных играх, способны договариваться, учитывать интересы и чувства других детей, сопереживать неудачам и радоваться успехам других участников общения. Он умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты с помощью речи.
Особенностями формирования экспрессивной речи у детей с нарушением зрения являются:
- систематическое расширение и пополнение активного словарного запаса в виде точности словоупотребления, использование разных частей речи, через игровую деятельность дошкольников; использование в устной речи, разных частей речи, слов и словосочетаний;
- в игровой деятельности детей происходит формирование речевых коммуникативных умений: способность договариваться, мотива высказаться, озвучивать сформулированные высказывания;
- в повседневной коммуникации у детей с нарушениями зрения развивается навык вербально выражать свое эмоциональное состояние.
Экспрессивная речь — становление в детском возрасте, коррекция
Правильное развитие речевого аппарата является одной из основ гармоничного становления личности. Экспрессивная речь представляет собой умение выстаивать правильные ассоциации между значениями слов и производимыми звуками.
Поэтому любые искажения четкости, ритма или выпадение отдельных слогов предупреждают о патологических процессах, требующих диагностики.
Что такое экспрессивная речь
Термин означает словесную форму, выраженную вслух, окрашенную эмоционально. У детей такая способность формируется в результате подражания действиям взрослых: вначале возникает идея, затем внутреннее высказывание, а после — озвучивание.
Слуховой анализатор и зона Вернике отвечают за понимание письменной и устной речи, правильное восприятие звуковых сигналов, словообразование.
В раннем периоде детства требуется поощрять и стимулировать желание детей говорить, не приспосабливаясь к невнятному произношению.
Социальная адаптация с развитием эмоционального интеллекта происходят за счет регулярных вербальных контактов, поэтому ребенку полезно слушать четкую дикцию взрослых и практиковаться самостоятельно.
Расстройство экспрессивной речи
При данном заболевании слабо развита артикуляция, нет четкого понимания, как использовать речевой аппарат для сотворения звуков, страдают все виды речевой деятельности.
Вначале может наблюдаться нормальное усвоение новых слов, но затем прогресс останавливается, исчезает способность адекватно комбинировать грамматические средства.
Интерес к познанию и интеллект детей с моторной алалией обычно не нарушены, предметно-практические способности развиты в полной мере.
Поэтому первую тревогу у родителей вызывает молчание ребенка при понимании ним ситуации и логичной реакции на вербальное обращение.
Подчас определения диагноза следует исключить сопутствующие болезни — неправильное развитие аппарата артикуляции иногда сочетается со структурными изменениями мозговых тканей.
Тогда ЭЭГ регистрирует эпилептиформную активность или замедленную работу участков мозга, регулирующих мышцы голосового аппарата — центры Вернике и Брока.
Что провоцирует расстройство экспрессивной речи
Мозговая организация детей 3-х летнего возраста имеет хорошо сформированный моторный речевой центр, если в этот период ребенок пережил эмоциональную травму или переболел, может наступить ухудшение усвоения лексических форм и конструкций.
В информационных источниках нету точно сформулированных причин заболевания, но его возникновению способствуют некоторые факторы:
- генетическая обусловленность, сильный стресс, пережитый на первом триместре беременности;
- родовая гипоксия, травмы черепа подчас родов;
- энцефалит, менингит, другие опасные инфекционно-воспалительные заболевания;
- интоксикация алкоголем, ядовитыми веществами, что выделяются при сгорании токсических отходов — техногенные катастрофы.
Неблагоприятное социальное окружение, гиповитаминоз витаминов группы В, отсутствие диалогового общения негативно сказываются на умственном, речевом развитии.
Поэтому организация разностороннего ухода играет важную роль в период восстановления функций речевого аппарата.
Симптомы расстройства экспрессивной речи
Отличительно других расстройств, у алаликов есть физиологические условия для правильной артикуляции, но они искажают, путают звуки, не различая их.
Также у детей может страдать импрессивная речь — понимание прочитанного текста или чужого высказывания вслух. Частые признаки выявленной проблемы:
- яркая или сниженная экспрессивная окраска упрощенных высказываний, замена слов жестами, мимикой или отдельными звуками;
- повышенное слюноотделение;
- плохое понимание взаимосвязи объектов, поступков людей;
- молчаливость во время игры, беззвучный плач;
- синдром дефицита внимания, повышенная двигательная активность;
- сокращение, искажение слов, облегчающее их произношение;
- нежелание выследить движущийся объект глазами, а поиск источника звука на слух;
- отсутствие выразительности звуков, запутанность в пересказе событий.
В запущенной стадии может наблюдаться пониженная ориентация на местности, нарушенное восприятие соотношения предметов в пространстве.
Однако периодически наблюдается спонтанное устранение проблемы без существенного вмешательства, когда детей отдавали в детский сад.
В группе их активная коммуникация поощрялась, была залогом достижения личных потребностей.
Влияние задержки экспрессивной речи на становление Коммуникации в раннем возрасте
Дети с поздним развитием самостоятельной речи в силу физиологических причин с детства не приученные логично мыслить. Без логопедических занятий в школьном возрасте они будут допускать грубые синтаксические ошибки при письме под диктовку.
Также могут возникнуть проблемы с адекватной интерпретацией абстрактных образов, понятий, что затруднит выстраивание межличностных отношений.
После появления первых признаков самостоятельного мышления, малышам следует стимулировать познавательный интерес, непрестанно расширять их словарный запас.
При проблемах вербальной экспрессии рекомендуется играть вместе в сюжетно-ролевые игры, разучивать основные фразы ежедневного этикета, чтобы общение со сверстниками было психологически комфортным.
Психологическая диагностика дошкольников с задержкой экспрессивной речи
Комплексные исследования помогают исключить глухоту и уровень речевого развития, нужна диагностика состояний, требующих дополнительных терапевтических мер.
К таким дефектам относится аутизм, умственная отсталость, гиперактивность, депрессивные, тревожные или другие или другие отклонения психики. Определить степень выраженности проблемы помогают такие методы:
- демонстрация предметов с пожеланием сказать их название;
- ведение диалога с переходом от легких тем к более сложным для оценки произношения, лексического запаса и его качества;
- просьба рассказать, какое действие изображает картинка — обнаруживается умение составлять предложения разной сложности;
- оценка произнесения звуковых групп бпм, зцс, чшщч, гкх;
- проверка понимания указаний с градацией от простых к сложным: дотронуться к носу, указать карандшом на раскрытое окно.
Обычно расстройство экспрессивной речи у детей становится заметным в момент, когда словарный запас и способ коммуникации не соответствуют возрасту.
Учитывая, что дефекты лучше поддается коррекции в начальных стадиях, самостоятельные пробы исправить проблему могут навредить.
Информативным показателем хорошего развития есть указательный жест пальцем, если он не появляется к 1,5 году, следует пройти обследование у детского невролога.
Методы лечения и коррекции
Прогресс от занятий с логопедом-дефектологом зависит от степени дисфункции и того, какие виды речевых навыков ребенка больше нуждаются в коррекции — чтение, говорение или письмо. Внятное произношение осмысленных фраз может развиться к 3-4 годам, если расстройство диагностировано в возрасте 1-2 лет.
Основная задача коррекционной терапии заключается в выработке правильных речевых стереотипов, стимулировании словотворчества. Меры, которые помогают связно выражать мысли вслух, адаптируют ребенка в социальной среде:
- Речевая гимнастика, тренировки реберно-диафрагмального дыхания. Обучение, как координировать дыхательные движения с одновременным произношением звуков.
- Повышение эффективности мелкой моторики пальцев рук: раскрашивание, игры с конструктором.
- Создание благоприятного эмоционального фона, устранение и предупреждение негативных стрессовых переживаний.
- Приобретение и закрепление навыков анализа событий, предметов — составление визуальных, пространственно-временных характеристик.
- Тренировка кратковременной и длительной памяти, развитие концентрации внимания, составления цепочек причинно-следственных связей.
Развитие экспрессивной речи происходит при систематическом пополнении запаса лексики с внедрением выученных слов в диалог, формировании целостных высказываний.
Видимые результаты дает полисенсорный способ ведения тренингов, пробуждающий главные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, вкусовое и обонятельное.
Задача взрослого собеседника — найти положительные эмоциональные триггеры, побуждающие алалика активно участвовать в диалоге по личной инициативе.
Этапы развития собственной экспрессивной речи ребенка
Период крика наступает с рождением, в это время плач имеет важные диагностические характеристики, обнаруживая отклонения психического или физического развития.
Мелодичное гуление появляется к 5-му месяцу, а в возрасте 7-8 месяцев дети переходят в фазу лепета, пробуют произносить губные согласные. В 1-1,5 года имеется запас из 6-8 коротких слов, уже обладающих экспрессивностью, начинается процесс словотворчества.
Этапы развития индивидуальны для каждого ребенка, но отсутствие произношения элементарных фраз в 2,5 года не считается нормой и требуется консультация специалиста.
Постановку диагноза предваряют подробные тесты проверки слуха, состояния нервной системы, дополненные подробным собеседованием и амбулаторным наблюдением в течение всего периода корректирующих занятий.
расстройство экспрессивной речи это — 25 рекомендаций на Babyblog.ru
Консультация врача-психиатра
Глеб, 1 год 5 мес.
Жалобы: 1) не развивается речь — не произносит отчетливых слов, звуков, которые что-то обозначают; 2) не смотрит на лицом матери, когда та его укладывает спать, держит на руках; 3) часто не откликается на имя, особенно если чем-то увлечен, на чем-то сконцентрирован
Краткий анамнез: Беременность и роды без патологии. Развитие до года без существенных особенностей. Мать стала беспокоиться из-за развития мальчика в возрасте 1 года, когда стало заметно, что мальчик очень мало лепечет, отмечались периоды, когда мальчик вообще постоянно молчал. После 1 года у мальчика появился указательный жест, мальчик с помощью жеста мог показывать на то, что хочет от взрослых, мальчик начала выполнять простые инструкции. В настоящее время мальчик понимает обращенную речь, внимателен к речи взрослых, может выполнять инструкции, совершает по просьбе различные действия с предметами, может по просьбе показывать на некоторые предметы, пользуется некоторыми жестами (просит открыть ему что-то, протягивает руку, чтобы ему что-то дали, качает головой отрицательно когда чего-то не хочет). Мальчик может по просьбе издавать звуки некоторых животных, но при этом речью ни о чем не просит, вообще довольно мало издает звуков. Дома мальчик очень активен, подвижен, охотно играет вместе с родителями в разные игры, больше всего любит играть с машинками, однако, мальчика легко вовлечь в любую другую деятельность, мальчик охотно смотрит с взрослыми книжки, показывает в книжках на разные предметы.
Психический статус: Мальчик осмотрен в присутствии матери и бабушки. Во время осмотра мальчик очень активен, перемещается по кабинету, берет игрушки, играет с ними, приносит их взрослым. Мальчик самого начала осмотра замечает врача, заинтересовывается им, подходит к нему, приносит и показывает понравившиеся ему игрушки. С мальчиком вообще довольно легко получается вступить в контакт, он реагирует на обращения по имени (надо отметить, что не всегда реагирует, временами мальчик продолжает заниматься тем, что делает, не поднимая головы), выполняет инструкции родителей и врача, наблюдает за деятельностью и врача и пробует повторять некоторые его действия с игрушками. Мальчик заинтересовывается различной деятельностью, предложенной ему врачом, охотно рассматривает книжку с врачом, играет с железной дорогой. Мальчик устанавливает зрительный контакт с врачом и родителями, но делает это не часто, часто мальчик рассматривает свои игрушки, в тот момент когда к нему обращаются, не отрывается от них, при этом выполняет просьбы родителей. От тактильного контакта мальчик не уклоняется. Эмоциональные проявления несколько сглаженные, в целом адекватные ситуации, выражение лица довольно серьезное, мальчик в начале осмотра довольно серьезный, к концу осмотра начинает больше улыбаться.
Во время осмотра мальчик не пользуется речью для обозначения своих просьб, использует в основном указательный жест (например, показывает на игрушки, которые хочет получить, показывает на место на которые надо поставить игрушку или запустить юлу), при помощи жеста отвечает на вопросы (например, показывает на части тела, на части игрушек). Мальчик понимает обращенную к нему речь, выполняет инструкции в одно действие («сядь», «дай») и действие с предметами («дай мне машинку»), показывает на различные предметы по просьбе, как в кабинете, так и в книжках. По просьбе мальчик имитирует звуки некоторых животных.
Собственная деятельность мальчика в основном представлена подражаетльной игрой, мальчик играет с машинками, кубиками, железной дорогой, охотно играет с взрослыми подражая их деятельности. Двигаетльных манеризмов не отмечалось.
Заключение
В настоящее время клиническая картина определяется задержкой развития экспрессивной речи — несоответствием уровня развития экспрессивной речи возрасту: отсутствие лепетных слов. Кроме этого в психическом статусе отмечается высокий уровень активности, непоседливости и трудности переключения.
Вместе с этим навыки невербальной коммуникации у мальчика развиты соответственно возрасту, мальчик активно компенсирует нехватку слов жестами, устанавливает и поддерживает зрительный контакт, устанавливает и поддерживает совместную деятельность, что исключает наличие расстройства аутистического спектра. Кроме этого навыки рецептивной речи соответствуют возрасту.
Таким образом, в настоящее время следует остановиться на следующем диагнозе:
Расстройство (задержка развития) экспрессивной речи
Комментарии к диагнозу: В этом разделе я немного подробнее опишу свои диагностические соображения.
I. Глеб очаровательный, активный, эмоциональный и общительный малчьик, развитие которого при этом в некоторых областях не соответствует возрасту. В частности, например, развитие отстает в области речевого развития. Обычно в возрасте 18 месяцев дети могут активно использовать около 20-30 слов (часто это лепетные, облегченные слова). Глеб этого пока не умеет, его развитие в этой области не соответствует условным нормам, при этом это несоответствие можно проследить с раннего возраста, оно не является следствием текущих неврологических заболеваний. Медленное развитие и раннее начало характерно для так называемых «расстройств развития».
Расстройства развития отличаются от психических заболеваний. Их диагностируют тогда, когда у человека по тем или иным причинам нарушается развитие той или иной психической функции, речи, самоконтроля, интеллекта или иных функций. Эти функции при расстройствах развиваются медленнее, чем в норме. Тип расстройства развития зависит от того, как именно функции нарушаются.
II. Какое именно расстройство развития у Глеба?
Я считаю, что основная проблема Глеба — нарушение у него способности развиваться в области экспрессивной речи, то есть умения говорить. Уже сейчас есть разрыв между тем, как Глеб должен говорить по нормам и тем, как он говорит сейчас, этот разрыв довольно существенный. Однако, я считаю, что по сути это основная проблема Глеба, то есть она не являются частью другого расстройства, например, аутизма.
Глеб умеет делать много тех вещей, которые не умеют (или которым очень сложно научиться) делать дети с аутизмом, например, Глеб умеет использовать жесты для того, чтобы компенсировать нехватку слов, умеет очень хорошо выполнять инструкции, понимает обращенную речь. Это исключает наличие у него аутизма.
Возможно, что у Глеба также есть проблемы самоконтроля, которые называются «синдром дефицита внимания и гиперактивности». Возможно, что то, что Глеб не отзывается на имя в некоторых ситуациях, связаны именно с проблемами переключения (ему сложно останавливаться, сложно делать несколько дел одновременно), характерными именно для этого расстройства. Кроме этого, Глеб довольно активный и непоседливый мальчик. Однако, сейчас ни то ни другое не может быть основанием для постановки этого диагноза, нам нужно будет подождать возраста 5-6 лет.
III. Что ждать дальше, каков прогноз для Глеба?
Есть два варианта развития ситуации, условно их можно назвать так —
1) Задержка развития экспрессивной речи. Бывают ребята, которые начинают позже говорить, бывают ребята, которые начинают позже ходить, бывают ребята, которые начинают позже общаться, при этом, когда они начинают это делать, они делают это наравне со сверстниками, то есть у них нет в этих областях расстройств (речевых, ДЦП, аутизма соответственно), они достигают нормального уровня развития. Это благоприятный вариант, возможный и для Глеба, при этом варианте в скором времени он добьется заметных результатов в освоении речи и начнет говорить так, как дети в его возрасте.
2) Расстройство развития экспрессивной речи. При этом варианте разрыв, имеющийся сейчас может в той или иной степени сохранятся. Сейчас Глебу полтора года, а говорит он как ребенок 10-11 месяцев (очень важно, что Глеб говорит — нельзя сказать, что у него нет речи — просто он говорит как ребенок моложе по возрасту), при этом варианте возможно, что этот разрыв сохранится, например, в возрасте 7 лет Глеб будет говорить как 4-х летний, а возрасте 12, как, например, 8-летний. Это не благоприятный вариант, при нем у Глеба могут быть проблемы в тех областях, которые требуют хорошей экспрессивной речи.
Вместе с этим при любом этом варианте Глеб не будет стоять на месте! Он будет прибавлять и прибавлять в умениях, говорить все лучше. Эти два варианта отличаются друг от друга лишь скоростью прибавления в умениях. В любом случае, какой бы вариант не был у Глеба, он будет говорить все лучше, вопрос лишь в темпе этих улучшений (или очень быстрый, такой, что догонит возраст, или небыстрый, такой при котором разрыв останется). В любом случае занятия и создание подходящей среды позволят Глебу лучше развивать речь.
IV. Почему это случилось?
К сожалению, очень часто это неизвестно и остается неизвестным. Лишь в небольшом проценте случаев мы можем указать на конкретную причину (например, при инсульте или других выраженных нарушениях мозгового кровообращения), довольно часто мы можем проследить возможные генетические причины (задержки развития речи у родителей или у других родственников), но также часто мы не можем привести никакого объяснения. Это просто факт, с которым приходится что-то делать. Очень часто поиск причин приводит к псеводпричинам, псевдообъяснениям, которые ни в чем не помогают, а лишь нагружают родителей. В случае с Глебом также есть высокая вероятность, что причина так и не будет установлена, возможно, это нужно будет принять как некоторую данность, не искать причину, а начать бороться с реальной, в данный момент существующей причиной.
Рекомендовано:
— я рекомендую для Глеба систематические занятия с логопедом (или дефектологом). Стремитесь к тому, чтобы эти занятия нравились Глебу (про это ниже), возможно, чтобы проходили в игровой форме, и к тому, чтобы они были интенсивны (три-четыре-пять раз в неделю). Возможно, чтобы логопед давал вам занятия на дом, объяснял бы как их проводить, тогда можно больше заниматься, а меньше с логопедом.
— я рекомендую для Глеба создание определенной среды, в которой будет лучше развиваться ее речь. Для того, чтобы развивалась речь со стороны среды нужно чтобы соблюдалась два глобальных требования — (1) чтобы с ребенком говорили; (2) чтобы от ребенка ждали, что он будет говорить, так или иначе поощряли попытки его речи. Есть два важных принципа:
— есть собственно две причины, почему дети начинают пользоваться речью — потому что это весело и потому что это облегчает жизнь. Соответственно для развития речи стоит избегать тех ситуаций, когда детям от этого становится скучно, когда это трудный процесс без награды, когда для ребенка за этим не лежит какой-то пользы. Старайтесь поощрять попытки речи ребенка, эмоционально и радостно хвалите его за то, что он делает, придумывайте игры, которые буду вовлекать его в использование речи. Старайтесь избегать унылых повторений («скажи правильно») и, конечно, не критикуйте за неправильные звуки и слова.
— упрощайте свою речь, старайтесь говорить четко и ясно, не перегружайте свою речь оборотами. В речи с Глебом нужно использовать простые предложения — из трех-четырех слов, говорите их громко и ясно, используйте веселые и радостные интонации.
Пример такого обучения дома — игра в путешествие дома. Дети могут радоваться и охотно вовлекаться в такую игру, она позволяет называть разнообразные предметы, создает много возможностей для того, чтобы услышать, как другие что-то произносят и самому что-то сказать. Она хорошо подходит для возраста Глеба. Большая часть такой игры проходит под столом, накрытым одеялом, что само по себе нравится ребенку и позволяет ему хорошо концентрировать свое внимание.
Эта игра начинается с того, что взрослый объявляет «мы сейчас поедем в путешествие, давай с собой возьмем что-нибудь». Для этого можно взять коробочку и собрать в нее предметы, это первая возможность потренировать речь, обсуждая, что именно вы кладете в коробку. Тут можно работать и над множественным числом, и над предлогами, и над названием предметов, и над их характеристиками, и над выполнением инструкций (например, так «Я хочу взять с собой машинки (множественное число). Давай положим ихв (предлог) коробку. А теперь найди что-нибудь красное (цвет). Принеси, книжку с (предлог) дивана» и так «Ух ты, а ты что взяла?» — это уже возможность ребенку назвать предмет, который он несет, можно и Вам его тоже назвать как-то по-своему, например, вместо «брррм» сказать «красная машина»).
Дальше начинается собственно путешествие — на стол можно накинуть одеяло (кстати, это повод произнести предлог, «давай положим одеяло на стол, а теперь мы залезем под стол и повеселимся!»). Под столом можно включить фонарик и уже с тем, что есть в вас в коробочке играть. Например, в такие игры:
1) С игрушечной едой в пикник. Тут можно называть различную еду, фрукты, овощи, помещать их в разные места, используя предлоги («колбаса на тарелке», «суп в кастрюле»). Можно учить местоимения (например, «это моя ложка, а это твоя тарелка»), глаголы («ты ешь банан», «ты пьешь воду»), множественные числа («дай мне два банана»). Можно стимулировать Глеба говорить («я буду есть хлеб, а что будешь есть ты?»).
2) Кукольный спектакль. Можно использовать куколки, надеваемые на пальцы и разыгрывать спектакли с кучей диалогов, заданий, вопросов.
3) Чтение сказок. Все что читается с фонарем и под столом может быть интереснее и привлекать к себе больше внимания. Читайте яркие книжки для детей 2-х лет, показывайте на картинки, предлагайте ему называть персонажей, а лучше их разыгрывать (например, как рычит волк, как пыхтит еж и т.д.).
Как и с любой игровой активностью дурачьтесь и веселитесь. В этой ситуации Глеб будет получать больше удовольствия от речи, от того, что он слышит и сам говорит, это позволит ему больше слышать речи, плюс к этому он сможет тренировать речь в самых разных ситуациях (от игры за какого-то персонажа до изображения звуков животных или ответа на Ваши вопросы). В похожие игры можно играть в ванне, за кухонным столом, в кроватке под одеялом утром и везде, где получится.
Еще про активность, которая помогает в развитии речи может прочитать вот тут http://forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=40388
— я не рекомендую для Глеба каких-либо лекарств. К сожалению, лекарств, которые могли бы чему-то научить, пока не придумали.
— я рекомендую в возрасте 6-7 лет провести диагностику для решения вопроса о том, есть ли у Глеба СДВГ. Он действительно активный мальчик, его активность бросается в глаза, однако, в этом возрасте это ни о чем не говорит. Вместе с этим нужно подчеркнуть, что по каким-то причинам у детей с речевыми расстройствами довольно часто есть второй диагноз — СДВГ — то есть Глеб в этом смысле имеет более высокий риск, чем сверстники.
Экспрессивная речь и ее виды
Для каждого человека речь является важнейшим средством общения. Формирование устной речи начинается с самых ранних периодов развития ребенка и включает несколько этапов: от криков и лепета к осознанному самовыражению при помощи различных лингвистических приемов.
Существуют такие понятия как устная, письменная, импрессивная и экспрессивная речь. Они характеризуют процессы понимания, восприятия и воспроизведения звуков речи, формирование фраз, которые будут озвучены или написаны в дальнейшем, а также правильное расположение слов в предложениях.
Устная и письменная формы речи: понятие и значение
Устная экспрессивная речь активно задействует органы артикуляции (язык, небо, зубы, губы). Но, по большому счету, физическое воспроизведение звуков является только следствием деятельности мозга. Любое слово, предложение или фраза вначале представляют собой идею или образ. После того как происходит их полное формирование, мозг посылает сигнал (приказ) речевому аппарату.
Письменная речь и ее виды напрямую зависит от того, насколько развита устная форма речи, так как, по сути, это визуализация тех же сигналов, которые диктует мозг. Однако особенности письменной речи позволяют человеку более тщательно и точно подобрать слова, усовершенствовать предложение и откорректировать то, что было написано раннее.
Благодаря этому письменная речь становится более грамотной и правильной по сравнению с устной. Тогда как для устной речи важными показателями становятся тембр голоса, скорость разговора, четкость звучания, внятность, письменная речь характеризуется четкостью почерка, его разборчивостью, а также расположением букв и слов по отношению друг к другу.
Изучая процессы устной и письменной речи, специалисты составляют общее понятие о состоянии человека, возможных нарушениях его здоровья, а также об их причинах. Нарушения речевой функции могут быть обнаружены как у детей с еще не сформировавшимся в полной мере речевым аппаратом, так и у взрослых людей, перенесших инсульт или страдающих другими заболеваниями. В последнем случае речь может полностью или частично восстановиться.
Импрессивная и экспрессивная речь: что это такое
Импрессивной речью называют психический процесс, сопутствующий понимаю различных видов речи (письменной и устной). Распознавание звуков речи и их восприятие – непростой механизм. Наиболее активно в нем участвуют:
- зона сенсорной речи в коре головного мозга, которую также называют зоной Вернике;
- слуховой анализатор.
Нарушение функционирования последнего провоцирует изменения в импрессивной речи. В качестве примера можно привести импрессивную речь глухих людей, которая основывается на распознавании произносимых слов по движению губ. Вместе с тем, в основе их письменной импрессивной речи находится тактильное восприятие объемных символов (точек).
Схематически зону Вернике можно описать как своеобразную картотеку, содержащую звуковые образы всех усвоенных человеком слов. На протяжении всей своей жизни человек обращается к этим данным, пополняет и корректирует их. В результате же поражения зоны, происходит разрушение звуковых образов слов, которые там хранятся. Итогом такого процесса является невозможность распознания значения сказанных или написанных слов. Даже при отличном слухе, человек не понимает, что ему говорят (или пишут).
Экспрессивная речь и ее виды – это процесс произнесения звуков, который можно противопоставить импрессивной речи (их восприятию).
Процесс формирования экспрессивной речи
Начиная с первых месяцев жизни, ребенок учится воспринимать обращенные к нему слова. Непосредственно экспрессивная речь, то есть формирование замысла, внутренняя речь и произнесение звуков, развивается следующим образом:
- Крики.
- Гуление.
- Первые слоги, как разновидность гуления.
- Лепет.
- Простые слова.
- Слова, относящиеся к взрослому лексикону.
Как правило, развитие экспрессивной речи тесно связано с тем, каким образом и сколько времени родители уделяют общению с ребенком.
На объем словарного запаса, правильную постановку предложений и формулировку собственных мыслей детей оказывает влияние все, что они слышат и видят вокруг себя. Формирование экспрессивной речи происходит в результате подражания действиям окружающих и желания активно с ними общаться. Привязанность к родителям и близким становится лучшей мотивацией для ребенка, стимулирующей его к расширению словарного запаса и эмоционально окрашенному словесному общению.
Нарушение экспрессивной речи является прямым следствием отклонений в развитии, результатом травм или болезней. Но большинство отклонений от нормального развития речи поддаются корректировке и регуляции.
Как выявляют нарушения речевого развития
Обследованием речевой функции детей, проведением тестов и анализом полученной информации занимаются врачи логопеды. Исследование экспрессивной речи проводят для того, чтобы выявить у ребенка сформированное грамматическое строение речи, изучить словарный запас и звукопроизношение. Именно для исследования звукопроизношения, его патологий и их причин, а также для разработки процедуры коррекции нарушений, изучают следующие показатели:
- Произношение звуков.
- Слоговую структуру слов.
- Уровень фонетического восприятия.
Принимаясь за обследование, квалифицированный логопед четко представляет, что именно является целью, то есть какое расстройство экспрессивной речи ему надлежит выявить. Работа профессионала включает специфические знания о том, каким образом проводится обследование, какого рода материалы следует применить, а также каким способом оформить результаты и сформировать выводы.
С учетом психологических особенностей детей, возраст которых относится к дошкольному (до семи лет), процесс их обследования зачастую включает несколько этапов. На каждом из них применяют специальные яркие и привлекательные для названного возраста наглядные материалы.
Последовательность процесса обследования
Благодаря правильной постановке процесса обследования, существует возможность выявления различных умений и навыков, путем изучения одного вида деятельности. Такая организация позволяет за один прием на протяжении короткого времени заполнять более одного пункта речевой карты. В качестве примера можно привести просьбу логопеда рассказать сказку. Объектом его внимания становятся:
- произношение звуков;
- дикция;
- навыки использования голосового аппарата;
- вид и сложность предложений, использованных ребенком.
Полученную информацию анализируют, обобщают и вносят в определенные графы речевых карт. Подобные обследования могут быть индивидуальными или проводиться для нескольких детей одновременно (двух-трех).
Экспрессивная сторона речи детей исследуется следующим образом:
- Изучение объема словарного запаса.
- Наблюдение за словообразованием.
- Исследование произношения звуков.
Также большое значение имеет анализ импрессивной речи, в который входит изучение фонематического слуха, а также наблюдение за пониманием слов, предложений и текста.
Причины нарушения экспрессивной речи
Нужно отметить, что общение между родителями и детьми, у которых наблюдается расстройство экспрессивной речи, не может быть причиной нарушения. Оно влияет исключительно на темп и общий характер развития речевых навыков.
Однозначно о причинах, приводящих к возникновению расстройств детской речи, не сможет сказать ни один специалист. Существует несколько факторов, сочетание которых увеличивает вероятность обнаружения подобных отклонений:
- Генетическая предрасположенность. Наличие нарушений экспрессивной речи у кого-нибудь из близких родственников.
- Кинетический компонент тесно связан с нейропсихологическим механизмом расстройства.
- В преобладающем большинстве случаев нарушенная экспрессивная речь связана с недостаточным формированием пространственной речи (а именно, зоны теменного височно-затылочного перекрестка). Это становится возможным при левополушарной локализации речевых центров, а также при нарушениях функционирования именно в левом полушарии.
- Недостаточное развитие нейронных связей, сопутствующее органическому поражению зон коры, отвечающих за речь (как правило, у правшей).
- Неблагоприятное социальное окружение: люди, у которых уровень речевого развития очень низок. Экспрессивная речь у детей, находящихся в постоянном контакте с такими людьми, может иметь отклонения.
При установлении вероятных причин нарушений речи, не следует исключать возможность отклонений в работе слухового аппарата, различных расстройств психики, врожденных пороков органов артикуляции и других заболеваний. Как уже доказано, полноценная экспрессивная речь может быть развита только у тех детей, которые способны правильно имитировать услышанные звуки. Поэтому чрезвычайно важным является своевременное обследование органов слуха и речи.
Кроме перечисленных, причинами могут стать инфекционные болезни, недостаточное развитие головного мозга, его травмы, опухолевые процессы (давление на структуры мозга), кровоизлияние в головную ткань.
Какие встречаются нарушения экспрессивной речи
Среди нарушений экспрессивной речи чаще всего встречается дизартрия – невозможность использования органов речи (паралич языка). Ее частые проявления – скандированная речь. Не редки и проявления афазии – нарушения речевой функции, которая уже сформировалась. Особенностью ее является сохранение артикуляционного аппарата и полноценного слуха, однако способность активного использования речи утрачивается.
Существует три возможные формы расстройства экспрессивной речи (моторной афазии):
- Афферентная. Наблюдается, если поврежденными становятся постцентральные отделы доминантного полушария большого мозга. Они обеспечивают кинестетическую основу, необходимую для полноценных движений аппарата артикуляции. Поэтому становится невозможным озвучивание некоторых звуков. Такой человек не может выговорить буквы, близкие по способу образования: например, шипящие или переднеязычные. Следствием становится нарушение всех видов устной речи: автоматизированной, спонтанной, повторной, называния. Кроме того, наблюдаются сложности с чтением и письмом.
- Эфферентная. Возникает, когда повреждаются нижние отделы премоторной зоны. Ее еще называют областью Брока. При таком нарушении артикуляция конкретных звуков не страдает (как при афферентной афазии). Для таких людей сложность вызывает переключение между разными речевыми единицами (звуки и слова). При отчетливом произнесении отдельных речевых звуков, человек не может произнести серию звуков или фразу. Вместо продуктивной речи наблюдается персеверации или (в отдельных случаях) речевой эмбол.
Отдельно стоит упомянуть о такой особенности эфферентной афазии как телеграфный стиль речи. Его проявлениями становится исключение из словаря глаголов и преобладание существительных. Может быть сохранена непроизвольная, автоматизированная речь, пение. Нарушены функции чтения, письма и называния глаголов.
- Динамическая. Наблюдается, когда поражены префронтальные отделы, области спереди зоны Брока. Главным проявлением такого нарушения становится расстройство, затрагивающее активную произвольную продуктивную речь. Однако происходит сохранение репродуктивной речи (повторной, автоматизированной). Для такого человека сложность вызывает высказывание мысли и задавание вопроса, но артикуляция звуков, повторение отдельных слов и предложений, а также правильные ответы на вопросы не составляют труда.
Отличительной чертой всех видов моторной афазии становится понимание человеком обращенной к нему речи, выполнение всех заданий, однако невозможность повторения или самостоятельного высказывания. Также распространена речь с явными дефектами.
Аграфия как отдельное проявление расстройства экспрессивной речи
Аграфией называют утрату способности к правильному писанию, которая сопровождается сохранением двигательной функции рук. Она возникает как следствие поражения вторичных ассоциативных полей коры левого полушария мозга.
Это расстройство становится сопутствующим при нарушениях устной речи и как отдельное заболевание наблюдается крайне редко. Аграфия является признаком афазии определенного вида. В качестве примера можно привести связь поражения премоторной области с расстройством единой кинетической структуры письма.
В случае незначительного повреждения, страдающий аграфией человек может правильно записывать конкретные буквы, но допускать ошибочное написание слогов и слов. Вероятно наличие инертных стереотипов и нарушение звуко-буквенного анализа состава слов. Поэтому таким людям сложно дается воспроизведение нужного порядка букв в словах. Они могут по нескольку раз повторять отдельные действия, нарушающие общий процесс письма.
Альтернативное толкование термина
Термин «экспрессивная речь» относится не только к видам речи и особенностям ее формирования с точки зрения нейролингвистики. Он являтеся определением категории стилей в русском языке.
Экспрессивные стили речи существуют параллельно с функциональными. К последним относят книжный и разговорный. Письменные формы речи – это публицистический стиль, официально-деловой и научный. Они относятся к книжным функциональным стилям. Разговорный же представлен устной формой речи.
Средства экспрессивной речи повышают ее выразительность и предназначены для усиления воздействия, оказываемого на слушателя или читателя.
Само слово «экспрессия» обозначает «выразительность». Элементами такой лексики становятся слова, призванные повысить степень выразительности устной или письменной речи. Нередко к одному нейтральному слову можно подобрать несколько синонимов экспрессивной окраски. Они могут различаться, в зависимости от степени, характеризующей эмоциональное напряжение. Также часто встречаются случаи, когда для одного нейтрального слова существует целый набор синонимов, имеющих прямо противоположную окраску.
Экспрессивная окраска речи может иметь богатую гамму различных стилистических оттенков. Словари включают специальные обозначения и пометки для идентификации таких синонимов:
- торжественные, высокие;
- риторические;
- поэтические;
- шутливые;
- иронические;
- фамильярные;
- неодобрительные;
- пренебрежительные;
- презрительные;
- уничижительные;
- сульгарные;
- бранные.
Использование экспрессивно окрашенных слов должно быть уместным и грамотным. В противном случае смысл высказывания может быть искажен или получит комическое звучание.
Экспрессивные стили речи
Представители современной науки о языке относят к таким стилям следующие:
- Торжественный.
- Фамильярный.
- Официальный.
- Шутливый.
- Интимно-ласковый.
- Насмешливый.
Противопоставлением всем этим стилям становится нейтральный, который полностью лишен любой экспрессии.
Эмоционально-экспрессивная речь активно использует три вида оценочной лексики как эффективного средства, помогающего достичь желаемой экспрессивной окраски:
- Использование слов, имеющих яркое оценочное значение. Сюда следует отнести слова, характеризующие кого-либо. Также в этой категории находятся слова, оценивающие факты, явления, признаки и действия.
- Слова с многозначительным смыслом. Их основное значение зачастую нейтрально, однако, будучи употребленными в метафорическом смысле, они приобретают довольно яркую эмоциональную окраску.
- Суффиксы, использование которых с нейтральными словами позволяет передать самые разные оттенки эмоций и чувств.
Кроме того, общепринятое значение слов и ассоциации, закрепившиеся за ними, оказывают непосредственное влияние на их эмоционально-экспрессивную окраску.
Экспрессивный язык — аудиология и речь во ржи, Нью-Йорк
Выразительный язык означает способность ребенка использовать язык для самовыражения. Ребенок использует выразительный язык каждый раз, когда он сообщает о своих потребностях, мыслях и идеях другим, используя слова, фразы или предложения. Однако экспрессивный язык — это очень широкий термин. Как логопеды, мы еще больше разбиваем выразительный язык на три отдельные части: семантику, синтаксис и морфологию. Мы делаем это, чтобы лучше описать и решить основную проблему.
Например, у некоторых детей могут быть проблемы со словарным запасом. Возможно, у них еще нет слов, которые они используют для общения с другими. Или у них может быть очень ограниченный словарный запас, или они могут иногда использовать слова, но иметь проблемы с «поиском» слов в других случаях. Эти типы затруднений со словарным запасом относятся к категории выразительной языковой семантики.
Другие дети могут испытывать трудности с использованием того, что мы обычно называем «грамматикой» или выразительным синтаксисом языка.Эти дети могут использовать более короткие фразы и предложения, чем мы ожидаем от их возраста. Или у них могут быть трудности с расстановкой слов в правильном порядке, или они могут упустить небольшие грамматические части языка, которые имеют важное значение — например, «ing» в «Joey’s walking» или притяжательное -s в «Daddy’s Shoes» . Эти небольшие, но очень важные части языка называются морфемами; ребенок, которому их трудно использовать, испытывает трудности с морфологией. Или они могут упустить небольшие грамматические части языка, которые имеют важное значение — например, «ing» в «Прогулке Джоуи» или притяжательное — в «Папиной туфле» .Эти небольшие, но очень важные части языка называются морфемами; ребенок, испытывающий трудности с их использованием, испытывает трудности с морфологией.
По мере того, как дети развивают экспрессивную речь, они обычно следуют общей схеме усвоения. Другими словами, они обычно развивают выразительные языковые навыки один за другим в определенном порядке примерно в определенном возрасте.
Выразительное поведение | Энциклопедия Первой поправки
Выразительное поведение — это поведение, предназначенное для передачи сообщения; его функция речи означает, что он все больше защищается Первой поправкой.При определении того, заслуживает ли выразительное поведение защиты Первой поправкой, суды часто применяют критерий, состоящий из двух частей. Во-первых, говорящий должен намереваться передать конкретное сообщение. Во-вторых, сообщение должно быть таким, чтобы его могли понять слушатели. В деле United States v. O’Brien (1968) Суд, рассматривая закон, запрещающий сжигание призывной карточки, разбил это поведение на выразительные и невыразительные элементы. Суд признал, что сжигание призывной карточки было выразительным, но указал на наличие уважительных причин, не связанных с выражением лица, по которым государство было заинтересовано в предотвращении этого.На этой фотографии 20 июня 1969 года Кен Лав сжигает то, что, по его словам, было призывным билетом, и его студентами для карточки Демократического общества в Чикаго. (AP Photo, использовано с разрешения Associated Press)
Выразительное поведение — это поведение, предназначенное для передачи сообщения; его функция речи означает, что он все больше защищается Первой поправкой. Два грубых синонима — это символическая речь, утверждения, сделанные с использованием символов, а не слов, и речь плюс поведение, используемое само по себе или в связи с языком для передачи сообщения.
Выразительное поведение позволяет людям выражать свое мнение и вносить вклад в общественные дебаты, но иногда оно дает результаты, которые Конгресс пытается предотвратить. Столкнувшись с законодательством, посягающим на выразительное поведение, Верховный суд обычно спрашивает, направлено ли регулирование на выразительные или невыражающие аспекты поведения. Когда регулирование нацелено на выразительные аспекты, Суд оценивает его, применяя строгий контроль. Когда постановление направлено на невыразительные аспекты, Суд оценивает его, используя промежуточную проверку.
Ключевые символические речевые кейсы
- Верховный суд начал рассматривать использование символов в речи в деле Стромберг против Калифорнии (1931 г.), в котором он признал нарушение пункта о свободе слова Первой поправки к закону Калифорнии, запрещающему демонстрацию красный флаг как знак оппозиции правительству. При написании заключения для Суда судья Оливер Венделл Холмс-младший утверждал, что красные флажки были частью свободного политического обсуждения и, таким образом, имели право на защиту Первой поправкой.
- В деле Департамента образования штата Западная Вирджиния против Барнетта (1943 г.) Суд постановил, что законы об обязательном приветствии флага являются неконституционными, поскольку они равносильны принуждению к символической речи.
- В деле Тинкер против Независимого муниципального школьного округа Де-Мойна (1969 г.) суд постановил, что черные повязки, которые носили студенты в знак протеста против войны во Вьетнаме, были символической речью, и что такое поведение имеет право на защиту Первой поправкой.
- В деле «Техас против Джонсона» (1989 г.) суд признал поджог американского флага речью и постановил, что штат не может запретить это действие ни из-за его послания, ни из-за его предполагаемой, но необоснованной тенденции к нарушению мир.
Разработан двухэтапный тест
При определении того, заслуживает ли выразительное поведение защиты Первой поправкой, суды часто применяют критерий, состоящий из двух частей, взятый из решений Верховного суда по делам Спенс против Вашингтона (1974) и Техас против Джонсона. Во-первых, говорящий должен намереваться передать конкретное сообщение. Во-вторых, сообщение должно быть таким, чтобы его могли понять слушатели.
Некоторое выразительное поведение подразумевает только действия, без использования узнаваемых символов.Во время движения за гражданские права протестующие использовали такие приемы, как сидячие забастовки и аттракционы, чтобы продемонстрировать, а не просто рассказать о несправедливости сегрегации.
В деле Гарнер против Луизианы (1961 г.) участники сидячей забастовки были арестованы за нарушение общественного порядка. Главный судья Эрл Уоррен утверждал от большинства, что не было достаточно доказательств, чтобы осудить протестующих. Судья Джон Маршалл Харлан II, в свою очередь, указал, что сидячая забастовка является речью и как таковая не может быть ограничена общим запретом на нарушение порядка.
В деле United States v. O’Brien (1968 г.) Суд, рассматривая закон, запрещающий сжигание призывной карточки, разбил это поведение на выразительные и невыразительные элементы. Суд признал, что сжигание призывной карточки было выразительным, но указал на наличие уважительных причин, не связанных с выражением лица, по которым государство было заинтересовано в предотвращении этого.
В результате этого мнения разрешены некоторые ограничения на время, манеру и место поведения при условии, что они оказывают минимальное влияние на выразительную часть поведения.
Эта статья была первоначально опубликована в 2009 году. Катрина Хох была докторантом Калифорнийского университета в Сан-Диего.
Отправить отзыв об этой статьеРасстройства рецептивной и экспрессивной речи: ОБНОВЛЕНИЕ 2021 г.
Лечение расстройства рецептивной речиДетям с расстройствами рецептивной речи может быть полезна работа с логопедом. Необходимо разработать индивидуальный план для удовлетворения потребностей каждого ребенка.
Области лечения могут включать развитие восприимчивого словарного запаса ребенка (понимание слов) или понимание функции определенных слов. Примерами слов, которые могут быть нацелены в рецептивной языковой терапии, являются предлоги (например, в, из, между, на, с, по), вопросительные слова (например, кто, что, где, когда), местоимения (например, она, они , он, оно, он, она, ты, я). Терапия также может включать в себя помощь вашему ребенку в понимании образного языка и умении делать выводы. При необходимости логопеды могут работать с семьей, чтобы определить подходящие альтернативные средства связи (AAC), включая жесты, доски с картинками или компьютерные устройства для облегчения общения.
В план лечения должно быть включено обучение родителей природе расстройства ребенка и способам развития языковых навыков.
Если вы являетесь родителем ребенка младше 6 или 7 лет и хотите сразу же начать работать над навыками восприятия речи, вы и ваш ребенок можете вместе читать книжки с картинками, отмечая элементы в рассказе. Восприимчивые языковые действия могут включать в себя такие игры, как «Саймон говорит» или «Красный свет», «Зеленый свет». Возможно, вам придется изменить правила игры в зависимости от способностей вашего ребенка.
Если ваш ребенок старше 6 или 7 лет, вы можете читать рассказы и задавать вопросы по тексту. Вы поможете своему ребенку понять цель рассказа. Вы также можете попросить ребенка следовать сложным указаниям, например: «Выньте домашнее задание из рюкзака. Затем положите его на стойку, идите в офис и возьмите синий карандаш». Возможно, вам придется изменить сложность и длину инструкции в зависимости от навыков вашего ребенка.
Что такое выразительный и восприимчивый язык?
Мы начали год с мозгового штурма, почему студенты выступают.Мы работали над определением того, что такое восприимчивый и выразительный язык, а затем как они используют свои языковые навыки в классе.
Экспрессивный язык — это широкий термин, который описывает, как человек сообщает о своих желаниях и потребностях. Он охватывает вербальные и невербальные коммуникативные навыки, а также то, как человек использует язык. Выразительные языковые навыки включают: мимику, жесты, интенциональность, словарный запас, семантику (значение слова / предложения), морфологию и синтаксис (правила грамматики)
Восприимчивый язык — это способность понимать и понимать, что говорится или читается.Учащиеся с базовыми потребностями в понимании речи (восприимчивости) могут демонстрировать различные наблюдаемые модели поведения. Следующий контрольный список поможет вам определить, есть ли у вашего ученика трудности с пониманием:
- Проблемы с пониманием и соблюдением указаний или инструкций.
- Становится ошеломленным, если ему даны 2 или многошаговые указания.
- Часто не понимает более длинные и сложные предложения, поэтому легко запутывается.
- Борется с образным языком против буквального и обычно требует объяснений.
- Регулярно требует разъяснений и повторения инструкций / указаний.
Часто использует термин «я не знаю» или «я забыл». Ребенок может читать, но когда его спрашивают о только что прочитанном отрывке, он / она плохо понимает.
Что ты умеешь?
Существует множество стратегий и подходов, которые вы можете использовать для устранения языкового дефицита, упомянутого выше. Еще раз повторю, что последовательный подход жизненно важен для того, чтобы ученики этого типа добились успеха.Связь между домом и школой важна. Важно, чтобы подходы, используемые дома и в школе, согласовывались; в конце концов, и родители, и учителя разделяют цели для учеников. Следующий список стратегий поможет с потребностями в программировании учащегося с дефицитом языка:
- Предоставьте ребенку широкие возможности практиковать эффективное слушание. Вы можете сделать это, убедившись, что ребенок понимает цели. Например, прежде чем давать инструкции, сообщите учащемуся, что он будет отвечать за их повторение.
- Каждый раз, когда ученик читает, предоставьте ему / ей возможность предсказать результаты или почему персонаж поступил таким образом.
- Разбивайте информацию на небольшие части, по возможности используйте заголовки.
- Чаще смотрите в глаза и сосредотачивайте внимание на ученике, используя непосредственную близость или прикосновение к плечу, это часто помогает вовлечь ученика.
- Разъясните и продемонстрируйте организационные стратегии, которые помогут студенту.
- Научите учащихся использовать эффективные органайзеры, такие как повестки дня и списки дел.
- По возможности попросите учащегося пересказать истории и переформулировать указания и инструкции.
- Предоставьте материалы для чтения, соответствующие интересам и уровню способностей ребенка.
- ВСЕГДА представляет информацию короткими простыми предложениями и часто повторяет их или представляет информацию как устно, так и письменно.
- Поощряйте учеников этого типа искать разъяснения в случае сомнений.
- Обязательно предоставьте учащимся различные возможности для прослушивания, которые будут выполнять дополнительные задания.
Помните, что язык сложен для большого количества студентов, проявите терпение и последовательность. Успех обычно видится маленькими шагами, когда вышеуказанные стратегии применяются последовательно.
Здесь важно проводить различие между выразительным языком и производством речи. Производство речи связано с формированием отдельных звуков речи с помощью губ, зубов и языка. Это отличается от способности формулировать мысли, которые выражаются с помощью подходящего слова или комбинации слов.
Если вас беспокоит языковое развитие вашего ребенка, подумайте как о том, как он реагирует на ваши указания, так и о словах и словосочетаниях, которые они используют. Отдайте должное жестам и мимике, которые использует ваш ребенок и на которые реагирует, поскольку это важный и важный навык, развивающийся в раннем возрасте. Если ваши опасения не исчезнут, обратитесь за советом к патологу-речевому специалисту, который сможет оценить вашего ребенка и определить, идет ли его развитие по графику или нужна ли терапия.И независимо от набора навыков вашего ребенка, продолжайте разговаривать и взаимодействовать с ним, как бы он ни был на это способен. Языковые модели играют ключевую роль в развитии коммуникации
Стратегии развития экспрессивных языковых навыков в классе
Возможность выступить и время для репетиции перед выступлением
Визуальные подсказки, помогающие детям эффективно упорядочить идеи перед их выражением
Списки словарного запаса, помогающие справиться с трудностями при поиске слов. Используйте соответствующий и последовательный словарный запас
Цветовое кодирование различных групп слов / наборов изображений
Предоставление правильных моделей языковых структур
Повторение и закрепление правильных языковых структур
Работа в малых группах, чтобы дать детям уверенность в самовыражении
Соответствующий опрос, чтобы дать детям возможность ответить
Самоанализ и разработка учебных сценариев (например,грамм. Что я уже знаю? Что мне делать дальше?)
Рифмы
Игра слов
Ограничьте свой язык коротким недвусмысленным языком
Рассказывание историй — нарезка фрагментов изображения и пересказ историй
Старайтесь держать детей в теме. Будьте конкретны, напомните детям, например, «Речь идет о…»
Обсуждение увиденного или сделанного со взрослым или более вербально способным сверстником
Кукольный спектакль / драма и т. Д.
Обмен книгами
Пересмотреть связи и ассоциации между идеями и лексикой — категоризация / функция /
контекст / сходство / ассоциация
Разница между воспринимающим и выразительным языком
Многие люди не знают, что существуют разные языки.Независимо от того, на каком диалекте вы говорите, вы используете несколько форм общения для передачи идей, чувств и различных сообщений. Понимание того, как мы общаемся, в целом делает нас лучшими коммуникаторами, но как это связано с логопедом? В зависимости от того, какую коммуникативную проблему вы или ваш ребенок испытываете, в значительной степени влияет полученная терапия! Две большие разновидности языка — это язык восприятия и язык выражения.
Восприимчивый язык — это способность понимать слова и язык.Во многом этот тип языка предполагает общение из нашей среды и опыта. Например, когда мы слышим сирену, мы знаем, что нужно уйти с дороги для машины скорой помощи. Точно так же, когда собака видит, что ее хозяин хватает поводок и надевает пальто, она возбуждается, потому что опыт подсказывает, что пора идти на прогулку. Восприимчивый язык также отвечает за понимание таких понятий, как размер, форма, цвет, время и структура предложения.
Конечно, все эти навыки важны для успешного общения! Дети, которые могут обнаружить, что следуют инструкциям, соблюдают распорядок дня или отвечают на вопросы, могут демонстрировать симптомы расстройства рецептивной речи.Эти типы проблем делают работу и общение в академической, домашней и социальной среде очень трудной и разочаровывающей для детей. Дети с проблемами восприятия также испытывают: дефицит внимания, проблемы с поведением, проблемы с социальными навыками, трудности с установлением последовательности и изо всех сил пытаются различать звуки.
Выразительный язык — это использование слов, предложений, жестов и письма для создания сообщения или передачи смысла. Это часто связано с идентификацией объектов, описанием событий и тем, как выполнять действия, создавать предложения и использовать правильную грамматику.Дети соответствующего возраста также будут иметь возможность вспоминать или рассказывать истории и отвечать на сложные вопросы. Это очень важно для социального общения и общения о потребностях и желаниях, а также для развития письма.
Дети, которым трудно выразить язык, также часто имеют неразвитую восприимчивую речь. Многие симптомы проблем с экспрессивной и восприимчивой речью схожи, например дефицит внимания. Однако некоторые из уникальных симптомов включают: использование «жаргона», использование незрелых предложений, составление предложений с неправильным порядком слов, трудность для понимания и трудности в развитии навыков письма.
Хотя это отличные показатели, каждый ребенок уникален и может иметь другие или отличные признаки языкового развития. Эти признаки и симптомы могут просто побудить вашего ребенка пройти обследование у профессионала. Только оценка у логопеда или лицензированного специалиста может действительно определить индивидуальные навыки и проблемы вашего ребенка.
Вы хотите получить бесплатную информацию, поговорить с Карен или запланировать бесплатную экскурсию? Если да, Нажмите здесь
Стратегии поддержки выразительного языка
В моем последнем посте на SNJ я говорил о том, как иногда бывает трудно определить, когда ребенок испытывает трудности с пониманием, и я предложил некоторые общие принципы, помогающие с пониманием, дома или в школьный класс.
Ребенка, который борется с выразительной речью, не всегда так сложно обнаружить (хотя по мере взросления он становится все труднее и лучше скрывает проблему!) Однако просто потому, что легче увидеть, что ребенок изо всех сил пытается донести свою идею до людей, это не значит, что всегда очевидно, как лучше всего их поддержать. Как мы можем полностью вовлечь ребенка в разговор, не оказывая на него слишком большого давления? Вот несколько идей: —
Убедитесь, что ребенок понимает
Подождите, я только что сказал, что говорю о выразительном языке! Это правда, но эти два понятия часто связаны.Ребенок, которому трудно найти слова, которые он хочет сказать, или построить предложения, иногда также может плохо понимать лексику и грамматику. Убедитесь, что они понимают, о чем вы говорите.
Найдите время
Мы все испытываем большее давление, если нам нужно что-то сказать быстро. И если вы чем-то похожи на меня, то время, когда вам нужно передать что-то под давлением, — это время, когда вы обнаруживаете, что ваш разум становится пустым и вы просто не можете найти краткого способа объяснить, что вы имеете в виду.Я уверен, что я не единственный, кто сидел в экзаменационном зале только для того, чтобы обнаружить, что с трудом могу ответить на вопрос, на который, я знаю, я мог бы ответить накануне. Выделяйте время на то, что вы говорите, и много останавливайтесь. По возможности дайте понять ребенку, что спешки нет. Вы можете сделать это, прямо сказав это, или просто позволив своему собственному голосу и языку тела передать сообщение. Мы все склонны имитировать то, как кто-то разговаривает с нами, поэтому подумайте о том, чтобы немного снизить скорость своей речи, чтобы ребенок чувствовал себя менее подавленным.
Комментарий, не вопрос
Это ловушка, в которую я все еще попадаю, так как это очень легко сделать. Вы действительно хотите побудить ребенка говорить, поэтому задаете ему вопросы: «Что вы делали?» «Что это?», «Куда ты идешь?»…. До некоторой степени это нормально, но это может стать больше похоже на интервью, чем на беседу, и, опять же, ребенок может чувствовать себя под давлением, чтобы говорить. Это, в свою очередь, может заставить замолчать многих детей. В конце концов, кто хочет, чтобы его постоянно заставляли делать что-то трудное ?! Часто лучше просто прокомментировать происходящее.Когда ребенок играет свободно, просто прокомментируйте, что он делает, например, «поезд идет по мосту…». Choo choo…. О нет, крушение! » Это работает, потому что вы даете ребенку слова и фразы, которые он может захотеть использовать, в гораздо меньшей степени, а также говорите о том, что им интересно. Также оставьте много пауз, и вы можете обнаружить, что вскоре ребенок начнет заполните их.
Model
Это одно из тех красивых логопедических слов, которые, я не уверен, иногда имеют смысл для других людей.Конечно, когда я попросила мужа вычитать для меня что-то, в котором говорилось о моделировании, он задавался вопросом, зачем мы строим модели! Я имею в виду, что показываю вашему ребенку, как говорить. Обычно лучше не исправлять их и не говорить им, что то, что они сказали, неправильно, а (при условии, что вы понимаете, что они имели в виду) сказать им это обратно с исправленными ошибками, чтобы они могли услышать хороший пример. Поэтому, если ребенок говорит: «Я ходил в парк», я могу сказать «да, ты ходил в парк».
Расширить / добавить
Прекрасно сочетается с «моделированием»! Когда вы произносите предложение, чтобы его услышал ребенок, добавьте еще одно или два слова к тому, что он сказал.Важно не переборщить с этим — идея состоит в том, чтобы показать им язык на один уровень дальше, чем то, что они в настоящее время могут сказать. Так что, если ребенок скажет «сядь на стул», я, вероятно, не ответил бы «да, этот большой плюшевый мишка выглядит очень удобно, сидя на этом мягком стуле», но я мог бы сказать «да, тедди сидит на стуле».
Предлагайте варианты выбора
Часто, сталкиваясь с вопросом, ребенок с языковыми трудностями знает ответ, но не может придумать слова, которые он хочет сказать, чтобы ответить.Предлагая на выбор две вещи, вы сокращаете количество вариантов и помогаете им перейти к нужному словарю. Например, легче ответить: «Вы предпочитаете мороженое или шоколад?» чем «какая твоя любимая еда?» (если это не я — я люблю их обоих! …)
Используйте не только речь, но и другие способы общения.
Детям, которым трудно устно общаться, часто действительно могут помочь другие способы общения. как речь. Это может включать подписи, жесты, изображения, книги для общения или другие устройства.Какой бы метод вы ни пытались побудить ребенка использовать в качестве дополнения к речи, лучший способ поощрить его — использовать его самостоятельно.
Используйте контекст
Какой бы язык ни хотел выучить ребенок, лучший способ выучить его — в контексте. Если вы учите глаголы в прошедшем времени, лучший способ научить их — это говорить о том, что только что произошло. Если вы преподаете идиомы, лучший способ научить их — использовать их в соответствующем контексте, а затем объяснять, что они означают. Если вы учите новую лексику, используйте слова как можно чаще в контексте.Нам всем нужно много раз услышать новое слово, прежде чем мы его запомним. Это еще более верно для детей с речевыми и языковыми трудностями. Используйте новое слово, затем используйте его снова. Вернитесь к нему позже в тот же день. Попробуйте использовать его снова через несколько дней. Чем больше ребенок слышит слово в контексте, тем больше вероятность, что оно хорошо сохранится в его мозгу и будет легче обнаружено, когда они захотят его использовать.
Хелен — логопед с более чем 10-летним опытом работы с детьми, семьями и школами.Она является постоянным обозревателем журнала Special Needs Jungle, а также ведет блог совместно с Элизабет Ганнер на Speechbloguk.
Последние сообщения Хелен Коулман SpeechBlogUK (посмотреть все)Пожалуйста, поделитесь этой статьей!
СвязанныеВыразительная речь и кормление — Детская логопедия в Херндоне
Джанин Сегнер, логопед, доктор медицинских наук, CCC-SLP
«Выразительная речь и кормление» — это частная практика детской логопедии и кормления в Рестон / Херндон.
Мы помогаем детям от рождения до 18 лет говорить ясно и развивать человеческие связи, лучше выражая их потребности, индивидуальность и любовь. Да, и мы помогаем им стать менее разборчивыми в еде!
Джанин имеет более чем десятилетний опыт работы логопедом, лечащим детей в школе, в амбулаторных условиях и в частной практике. Она полностью вакцинирована.
Имеет лицензию на логопедию в Мэриленде, Вирджинии и Техасе; сертифицирована ASHA и в начале своей карьеры работала ведущим учителем для детей с эмоционально-поведенческими расстройствами.
Она прошла обучение по PECS (система обмена изображениями), PROMPT (подсказки для реструктуризации орально-мышечных фонетических целей), протоколу оральной моторики Бекмана и SOS (последовательная оральная сенсорная техника) к кормлению.
Джанин получила степень магистра патологии речи в Университете Галлодета, а также степень магистра специального образования в Университете Джорджа Вашингтона. Она мать двоих мальчиков.
Северная Вирджиния педиатрическая логопедия со специальным опытом в следующих областях:
— Расстройство аутистического спектра
— Синдром Дауна
— Задержка развития
— Задержка речи у детей раннего возраста
— Задержка речи у детей
— Задержка восприятия речи
— Расстройство артикуляции
— Детская апраксия речи
— Эмоциональные расстройства
— Социально-прагматическое расстройство речи
— Умственная отсталость
— Нарушение моторики полости рта
— Привязанная ткань ротовой полости
— Проблемы с питанием
— Проблемы сенсорного и поведенческого питания
или генетические расстройства
“ С логопедом с Жанин, выразительный и восприимчивый язык моего сына значительно улучшился, и он стал уверен в своей способности говорить.