Элементы морального сознания: Элементы морального сознания

Содержание

Структура морального сознания

Содержание

 

 

 

 

 

Введение

 

Весь ход  современной жизни — ее динамизм, резко  возрастающий поток информации, совершенствование  всей системы общественных отношений  предъявляет все более сложные  требования к человеку. Это вызывает особую актуальность проблемы личности, одной из наиболее сложных и острых проблем, в том числе, этики. Одним из важнейших звеньев опосредованного отношения к окружающему миру является мораль. Значение нравственного фактора для личности трудно переоценить. Данные психологов, юристов, социологов показывают, что жизнь человека и его деятельность нельзя понять без обращения к моральной сфере. И это не преувеличение, потому что и взлет, и падение личности начинается в моральной сфере: в зависимости от того, как понимает человек нравственный смысл жизни, свое назначение, насколько он реализует их в своей деятельности, находится общественная значимость его как личности.

Формирование человека как личности неразрывно связано с его нравственным формированием, так как без нравственных характеристик, без нравственной структуры личность не состоится.

Моральное сознание – важнейшая сторона сложного целого — духовного мира личности, представляющего собой диалектическое единство морального, политического, правового, эстетического сознания. В связи с этим изучение структуры индивидуального морального сознания актуально.

Цель работы: изучить структуру индивидуального морального сознания.

Задачи работы: 1) раскрыть понятие индивидуального морального сознания; 2) охарактеризовать структурные единицы морального сознания.

Источниковую базу работы составили учебные пособия, публикации в периодической печати по теме работы.

1. Понятие индивидуального  морального сознания

 

Моральное сознание с  точки зрения гуманитарных дисциплин  выступает как разноплановое  сложное явление, культурный, психологический и социальный феномен, присущий лишь человеку и обладающий своими уровнями, формой и структурой. Морали отводится место человеческих качеств, а также принципов поведения, что образуют форму сознания. Мораль — это специфический метод осязания реальности, основанный на оценках, предписаниях, дихотомии (противопоставления) категорий добра и зла. В данном случае под мораль подразумевается субъективное отражение бытия человека. Моралью является сочетание всех ценностей добра и зла, и отвечающих им форм выражения, деятельности, сознания

1. Тогда, моральное сознание выступает как отдельная форма человеческого общественного сознания, как, например, политическое или правовое сознание, и отражает социальное бытие людей во взаимодействии друг с другом. Оно имеет место, как в семейной, так и в общественной трудовой жизни, но особенно важным становится в социуме, в образовательной и производственной практике, как инструмент эффективной общественной работы и благосостояния.

Моральное сознание выступает идеальной стороной морали, отражающей действительность в форме ее оценивания с точки зрения идеального долженствования.

Поэтому способ отражения действительности в моральном сознании называют ценностно-повелительным отражением2.

Простейшими и исторически  первыми формами нравственного отражения были нормы и их совокупность, образующая нравственный кодекс. Неинституциональные нормы (примером которых могут быть обычно-традиционные и нравственные) формируются в самом процессе совместной жизнедеятельности людей и массового общения. Генетически первичные нормы — обычаи, традиции и нравы в их взаимосвязи.

Мораль и обычаи выполняют в обществе одни и те же функции, имеют одно и то же назначение — упорядочивать и координировать отношения и поведение людей, объединять и сплачивать их как в социальном пространстве, так и в историческом времени. Главное отличие морали от обычаев — в характере мотивации, при этом линия поведения, предписываемая моралью и обычаями, может быть совершенно одна и та же.

Обычаи, тесно сплачивая  людей в пределах более или менее широкой группы, одновременно выделяют ее, противопоставляют остальным. Обычаи — это средство групповой идентификации, через мораль же люди осознают свое родовое единство; для морального сознания «другой» — это не соплеменник, не соотечественник, а человек вообще, человек как таковой. Моральное сознание помогает осознать человеку неодинаковость отдельных людей и человеческих сообществ по самым различным критериям, что в самом широком понимании составляет предмет толерантности

3.

По мере развития моральное сознание созидает в социуме набор моральных принципов, основными среди которых всегда признавались трудолюбие, патриотизм, гуманизм, коллективизм, ответственное исполнение общественного или профессионального долга. В свою очередь моральные принципы становятся почвой для зарождения и развития моральных качеств, как отдельных индивидов, так и общества в целом. 

Итак, моральное сознание характеризуется универсальностью, способностью все сделать объектом своего суждения и оценки с позиций абстрактных принципов действительной человечности.

2. Структурные единицы морального сознания

 

В структуре морального сознания на любом уровне и в любой форме принято выделять такие составляющие элементы как моральные ценности, моральные принципы, оценки и моральные нормы. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Простыми и исторически первыми  факторами морального знания были нормы. Во всех случаях норма выступает  способом выражения надлежащего  и несет в себе повеление, требования, которые нужно выполнить для  достижения определенной цели. Это могут быть установки, правила, предписания, запрета («не убей», «не укради», «уважай отца и мать» и т.п.)

4.

Моральная норма — простейшая форма противоречивого единства сущего (реального) и надлежащего (идеального) в морали, определяет поведение в типичных ситуациях, а сложность жизненных ситуаций, доказывает, что нормы как единичное предписание могут противоречить друг другу, тогда появляется необходимость морального принципа. Это обобщенное выражение моральных требований к человеку, что направляет его деятельность в определенной сфере жизни, определяют главную линию его поведения, жизненного ориентации. Это несущие конструкции морального сознания, обобщенные мировоззренческие ориентации, которые направляют линию поведения, определяют характер отношений людей, смысл их жизни (гуманизм, патриотизм и космополитизм, коллективизм и индивидуализм, эгоизм и альтруизм и т.п.). Принципы объединяют и пронизывают моральные нормы.

Интересно то, что, языковой источник данного понятия, латинское слово «norma» происходит от глагола «nosco» — «познаю, узнаю, распознаю», и первоначально означает ни что иное, как угольник, мерило, которое прикладывают к линиям и плоскостям именно с целью их выпрямления и исправления

5. От этого элементарного представления современное понятие нормы наследует указание на некоторую повторяемость важного, социально значимого. Норма морали под этим углом зрения тоже выступает своеобразным «угольником», который человек прикладываем к динамичной реальности отношений, где так же существуют свои важные повторяемости, которые нуждаются в соблюдении.

Огромное разнообразие норм современного морального сознания простирается от общих фундаментальных  норм к нормам чисто ситуационных по своему смыслу, которые не выходят  за пределы какого-то частичного аспекта человеческого поведения или повторяемого случая, сугубо поверхностного типа ситуаций общения. Первые, фундаментальные нормы нередко входят в человеческое сознание в виде религиозных заповедей, заповедь — это и есть такая норма морального сознания, относительно которой существует убеждение, что она происходит от определенного авторитета, прежде всего — авторитета потустороннего, божественного (классический пример — десять заповедей, или Декалог Моисея). Последние же, сугубо поверхностные или ситуационные моральные нормативы, граничат с правилами этикета и внешней культуры поведения, а часто и сами непосредственно возникают в этом качестве.

Тем не менее, любые моральные  нормы, хоть какими бы общими или частичными, фундаментальными или поверхностными они были, имеют и определенные общие сущностные черты, которые собственно и определяют их принадлежность к сфере морали:

императивность, т. е. обязательность воплощенного в них указания. При  этом обязательность собственно моральных норм, в отличие от многих других, имеет не гипотетический, условный, а категоричный характер — человек в принципе должны выполнять их независимо от любых посторонних соображений;

способность к универсализации. Современный опыт убеждает людей, что в разных регионах мира, у разных народов или в разных слоях культуры можно встретить разнообразнейшие по смыслу моральные императивы, и если бы человечество захотело изъять из них универсальные положения, его достижения были бы очень малы. При этом, однако, каждая, даже самая поверхностная и локальная норма морали, если только она достойная этого названия, способная к универсализации — содержит в себе соответствующий универсальный (общечеловеческий) потенциал.

Своеобразной «нормой  норм», выступает «золотое правило» морали — правило, которое главным образом предусматривает взаимность: я должен требовать от себя того, чего требую от других, и соответственно от каждого требуется то, что и от каждого другого.

Существенной конструктивной особенностью совокупности моральных норм в их отражении в сознании человека является иерархический характер. По всей обязательности и безусловности каждой из норм они могут рассматриваться как более или менее важные.

Мораль регулирует поведение  человека, оценивает его поступки, действия социальных субъектов, поэтому важное переходное (между принципами и ценностями, идеалами) место в структуре теоретического уровня морального сознания занимает моральная оценка. Она является представлением о моральных ценностях поступков, действий, их соответствию надлежащему. В моральной оценке используются представление о добре и зле, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном. Она выражается в одобрении или осуждении соответствующего поведения, поступков личности, действий социальных институтов, субъектов.

Постепенно в процессе развития нравственности в моральном  сознании формируются представления  о моральных качествах личности, ее добродетели, которые делают ее способной  жить согласно требованиям морали. В моральных качествах личности конкретизируются ценностные представления морального сознания о том, что хорошо и плохо, праведно и грешно в характеристике человека, их содержание отражает требования к человеку как субъекту моральных отношений.

Так постепенно составляется понятие моральных ценностей, морального идеала. Идеал выступает как гипотетический образ морально совершенных общества и человека, как конечная цель, к которой направлено моральное развитие6. Моральный идеал личности возникает в моральном сознании как критическое выражение несовершенной действительности и духовное преобразование ее для собственного развития и усовершенствование. Представление об общественном моральном идеале отражали и отражают несовершенство реальной жизни и надежду на лучше будущее (литературно-художественные поиски моделей будущего, социально-философские утопии).

Важным элементом и  понятием морального сознания является также ценностная ориентация как способность морального сознания постоянно при разных обстоятельствах направлять мысли и действия человека на достижение определенной моральной цели и результата. Моральные ценности ориентируют и формируют своего рода продолжительный план поведения и деятельности человека. Одно из наиболее распространенных определений моральной ценности, которое длительное время было общепринятым, обозначало ценность как субъективную значимость определенных явлений реальности, т.е. их значимость с точки зрения человека, социума и их нужд. Ценности могут быть личностными и коллективными, или корпоративными.

Все они формируют общую моральную культуру человека и культуру общения. Большое значение играют моральные ценности и в профессиональной деятельности.

 

Заключение

 

Подведем итог изучения структуры индивидуального морального сознания.

Моральное сознание выступает как отдельная форма человеческого общественного сознания. В структуре морального сознания на любом уровне и в любой форме принято выделять такие составляющие элементы как моральные ценности, моральные принципы, оценки и моральные нормы. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Во всех случаях моральная норма выступает способом выражения надлежащего и несет в себе повеление, требования, которые нужно выполнить для достижения определенной цели.

Существенной конструктивной особенностью совокупности моральных  норм в их отражении в сознании человека является иерархический характер. По всей обязательности и безусловности каждой из норм они могут рассматриваться как более или менее важные. Мораль регулирует поведение человека, оценивает его поступки, действия социальных субъектов, поэтому важное переходное (между принципами и ценностями, идеалами) место в структуре теоретического уровня морального сознания занимает моральная оценка. Она является представлением о моральных ценностях поступков, действий, их соответствию надлежащему.

Идеал выступает как  гипотетический образ морально совершенных  общества и человека, как конечная цель, к которой направлено моральное  развитие. Моральный идеал личности возникает в моральном сознании.

Важным элементом и  понятием морального сознания является также ценностная ориентация как способность морального сознания постоянно при разных обстоятельствах направлять мысли и действия человека на достижение определенной моральной цели и результата.

 

 

Список литературы

Элементы морали – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А

Обычная версия сайта

Эмиль Дюркгейм об обществе как источнике надындивидуальных целей морального действия индивидов. Впервые на русском языке!

Бюст Дюркгейма / Wikimedia Commons

В Издательском доме НИУ ВШЭ впервые на русском языке готовится к публикации полное издание книги одного из основоположников современной социологической науки Эмиля Дюркгейма «Моральное воспитание». IQ.HSE выбрал из неё фрагмент, посвящённый разработке понятия морального действия и следующей из него необходимости существования общества.

Человеческие действия отличаются друг от друга сообразно целям, которые они стремятся реализовать. А все цели, преследуемые людьми, могут быть классифицированы в двух следующих категориях. Либо они касаются самого преследующего их индивида, и только его, и тогда мы скажем, что они являются для него личными. Либо они касаются чего-то иного, нежели действующий индивид, и в этом случае мы назовем их безличными. Легко заметить, что последняя категория охватывает большое количество различных разновидностей, в зависимости от того, относятся ли цели, преследуемые действующим лицом, к другим индивидам, или к группам, или к вещам. Но входить в эти детали пока нет необходимости.

После того как мы установили это важное различие, посмотрим, могут ли быть названы моральными действия, которые преследуют личные цели.

Личные цели сами по себе бывают двух видов. Либо мы просто стремимся только сохранять свою жизнь, наше существование, защищать его от угрожающих ему разрушительных факторов, либо мы стремимся его расширить или развить. Действия, которые мы совершаем с одной-единственной целью — поддерживать наше существование, безусловно, не могут никоим образом подвергаться осуждению; но в глазах общественного мнения они бесспорно лишены и всегда были лишены всякой моральной ценности. Они морально нейтральны. Мы никогда не говорим о ком-то, кто постоянно заботится о себе, кто соблюдает правильный режим, причем с единственной целью жить, что он ведет себя морально. Мы находим его поведение предусмотрительным, благоразумным, но мы не считаем необходимым применять к нему какую-либо моральную оценку, какой бы она ни была. Оно находится вне морали.

 

Иначе, конечно, обстоит дело, когда мы осуществляем контроль за нашей жизнью не просто для того, чтобы сохранять ее для себя и наслаждаться ею, а, например, чтобы сохранять ее для нашей семьи, потому что мы ей необходимы. Наше поведение тогда единодушно рассматривается как моральное. Но в этом случае имеется в виду не личная цель, а интерес семьи. Мы действуем подобным образом не для того, чтобы жить, но чтобы дать жить другим существам, нежели мы сами. Преследуемая цель поэтому является безличной. Правда, здесь может показаться, что я восстаю против распространенного представления, согласно которому у человека есть обязанность сохранять свою жизнь. Но это не так. Я не отрицаю, что у человека есть обязанность жить, но я говорю, что самим фактом жизни он выполняет обязанность только тогда, когда жизнь для него есть средство достижения цели, которая выше нее. Но нет ничего морального в том, чтобы жить ради жизни.

То же самое можно сказать обо всем, что мы делаем не просто с целью сохранить, но возвысить и развить наше бытие, во всяком случае, когда это развитие нужно только нам самим и больше никому. Человек, работающий, например, над развитием своего ума, своих эстетических способностей с единственной целью преуспеть или даже просто чтобы ощущать радость от того, что он более совершенен, обогащен знаниями и эмоциями, с целью уединенно наслаждаться зрелищем, устраиваемым самому себе, не пробуждает в нас никакого собственно морального чувства. Мы можем восхищаться им, как восхищаются прекрасным произведением искусства; но в той мере, в какой он преследует только личные цели, какими бы они ни были, мы не можем сказать, что он выполняет некий долг.

Ни наука, ни искусство не обладают внутренне присущей им моральной добродетелью, способной передаваться ipso facto овладевшему ими субъекту. Все зависит от того, как их используют или хотят использовать.

Когда, например, занимаются наукой с целью уменьшить количество человеческих страданий, тогда, по единодушному признанию, эта деятельность достойна морального одобрения. Но дело обстоит совсем иначе, когда ею занимаются для личного удовольствия.

Таков, стало быть, первый достигнутый нами результат: действия, преследующие исключительно личные для человека цели, лишены моральной ценности, какими бы они ни были. Правда, согласно моралистам-утилитаристам, моральное сознание ошибается, когда оценивает человеческое поведение таким образом; с их точки зрения, рекомендуются преимущественно как раз эгоистические цели. Но нам здесь нет необходимости заниматься рассмотрением того, как эти теоретики оценивают мораль, действительно практикуемую людьми; мы хотим изучить именно эту мораль как таковую, в том виде как она понимается и применяется всеми цивилизованными народами. Но, будучи сформулирован таким образом, вопрос легко поддается решению. Не только теперь не существует, но никогда не существовало ни одного народа, у которого хотя бы один эгоистический поступок, т.е. направленный на реализацию индивидуального интереса того, кто его совершает, рассматривался бы как моральный. Отсюда мы можем заключить, что все действия, предписанные правилами морали, обладают тем общим признаком, что они преследуют безличные цели.

Но что следует понимать под этим выражением? Скажем ли мы, что для того, чтобы действовать морально, достаточно преследовать не наш личный интерес, но личный интерес другого индивида, нежели мы сами. Таким образом, получится, что в заботе о моем здоровье, о моем образовании нет ничего морального; но мое поведение меняется по своей сути, когда я забочусь о здоровье одного из моих близких, когда я имею в виду его счастье или его образование.

Но подобная оценка поведения и непоследовательна по отношению к самой себе, и противоречива в своих основаниях. Почему то, что не имеет моральной ценности у меня, будет иметь ее у другого? Почему здоровье, ум существа, которое гипотетически подобно мне (я оставляю в стороне случаи, когда имеет место явное неравенство), более священны, чем мое собственное здоровье и мой собственный ум? Люди в среднем находятся примерно на одном уровне, их личности схожи между собой, равны и, так сказать, взаимозаменяемы. Если некое действие, направленное на сохранение моей личности или на её развитие, не является моральным, то почему должно быть иначе с точно таким же действием, только имеющим своим объектом личность другого? К тому же, как заметил Спенсер, подобная мораль применима только при условии, что она не будет применяться всеми.  

В самом деле, представьте себе общество, в котором каждый будет готов отречься от себя в пользу соседа, по той же причине никто не сможет принять самоотречение других, и самоотречение станет невозможным вследствие того, что будет всеобщим. Для того чтобы благотворительность могла практиковаться, нужно, чтобы некоторые согласились ею не заниматься или же были не в состоянии это делать. Это добродетель, предназначенная для некоторых; мораль же, наоборот, по определению должна быть общей для всех, доступной для всех. Невозможно поэтому видеть в самопожертвовании, в преданности индивидов друг другу образец морального действия. Главные его черты, поисками которых мы заняты, должны быть в чем-то другом.

Может быть, мы найдем их в действии, имеющем в качестве объекта интерес не одного субъекта, не являющегося действующим лицом, а многих субъектов, и тогда мы сможем сказать, что безличные цели, единственные, которые могут придать поступку моральный характер, — это личные цели многих индивидов? Таким образом, получается, что я действую морально не тогда, когда я действую для себя, не тогда, когда действую для одного другого человека, а тогда, когда я действую для некоторого множества себе подобных. Но как это возможно? Если каждый индивид, взятый по отдельности, не имеет моральной ценности, то сумма индивидов не может ее иметь точно так же. Сумма нулей есть нуль и может быть равна только нулю. Если отдельный интерес, будь то мой, будь то интерес другого, не является моральным, то многие отдельные интересы также не являются моральными.

Итак, моральным действием является то, которое преследует безличные цели. Но безличные цели морального поступка не могут быть ни целями индивида, отличного от действующего лица, ни целями многих таких индивидов. Из этого следует, что они обязательно должны касаться не индивидов, а чего-то иного. Они сверхиндивидуальны. Но вне индивидов остаются лишь группы, образованные объединением индивидов, то есть общества. Таким образом, моральные цели — это те, которые имеют своим объектом общество. Действовать морально — значит действовать, имея в виду коллективный интерес.

Этот вывод напрашивается в результате предыдущих последовательных исключений других выводов. С одной стороны, очевидно, что моральное действие должно служить какому-нибудь чувствующему, живому существу и даже, главным образом, существу, наделенному сознанием. Моральные отношения — это отношения между сознаниями. Но вне и над сознательным существом, каковым являюсь я, вне и над сознательными существами, каковыми являются другие человеческие индивиды, нет ничего, кроме иного сознательного существа, каковым является общество. А под ним я понимаю всё, что составляет человеческую группу, как семью, так и отечество или человечество, во всяком случае, в той мере, в какой оно реализовано. 

В дальнейшем нам предстоит установить, не существует ли между этими различными обществами некой иерархии, нет ли между этими коллективными целями таких, которые были бы выше других. Пока же я ограничусь выдвижением принципа, согласно которому сфера морали начинается там, где начинается социальная сфера.

Но чтобы понять значение этого основополагающего вывода, нужно как следует представить себе, что такое общество. Если, в соответствии с концепцией, долго считавшейся классической и остающейся широко распространенной, мы видим в обществе только скопление индивидов, то мы сталкиваемся с вышеназванными трудностями, не имея возможности их преодолеть. Если индивидуальный интерес не обладает моральной ценностью у меня, то он в той же степени не обладает ею и у мне подобных, какова бы ни была их численность; следовательно, коллективный интерес, если он есть лишь сумма индивидуальных интересов, сам по себе аморален. Для того чтобы общество могло рассматриваться как нормальная цель морального поведения, нужно поэтому, чтобы была возможность видеть в нем нечто иное, чем сумма индивидов; нужно, что оно составляло бытие sui generis, обладающее своей особой природой, отличной от природы его членов, и собственной личностью, отличающейся от индивидуальных личностей. Одним словом, нужно, чтобы существовало социальное существо в полном смысле этого выражения. При этом и только при этом условии общество сможет играть в морали роль, которую индивид играть не сможет.

Таким образом, данная концепция общества как существа, отличного от составляющих его индивидов, концепция, которую социология доказывает соображениями теоретического порядка, находит здесь подтверждение соображениями практическими. Иначе основополагающая аксиома морального сознания необъяснима. В самом деле, эта аксиома утверждает, что человек действует морально только тогда, когда он преследует цели более высокие, чем цели индивидуальные, когда он становится слугой существа, более высокого, чем он сам и все другие индивиды. Но с того момента, когда мы запрещаем себе использовать теологические понятия, выше индивида существует лишь одно-единственное, эмпирически наблюдаемое, моральное существо, то, которое индивиды образуют, ассоциируясь; это общество. Необходимо выбирать. Если система моральных идей не является продуктом коллективной галлюцинации, существо, к которому мораль привязывает наши воли и которое она делает главной целью поведения, может быть только божественное существо или существо социальное. Мы отвергаем первую из гипотез как не опирающуюся на науку. Остается вторая, которая, как мы увидим, вполне удовлетворяет все наши потребности и стремления и которая, к тому же, заключает в себе, за вычетом символического элемента, все реальное содержание первой.

Говорят, однако, что поскольку общество создано только из индивидов, то как его сущность может быть отличной от сущности составляющих его индивидов? Это опирающийся на здравый смысл аргумент, который длительное время тормозил, который еще продолжает тормозить и развитие социологии, и прогресс светской морали (так как одно тесно связано с другим) и который не заслуживал столь большой оказанной ему чести. Действительно, опыт тысячью способами доказывает, что комбинация элементов образует новые свойства, которыми не обладает ни один из элементов, когда они изолированы друг от друга. Комбинация, таким образом, есть нечто новое по отношению к частям, которые ее образуют. Комбинируя, соединяя медь и олово, вещества в основе своей мягкие и пластичные, мы получаем новое вещество, обладающее совершенно иным свойством; это бронза, которая отличается твердостью. Живая клетка состоит исключительно из неживых, минеральных молекул. Но благодаря только факту их соединения они образуют характерные свойства жизни, способность питаться и воспроизводиться, которыми минерал не обладает даже в состоянии наблюдаемого зародыша.

Следовательно, то, что целое может быть иным, нежели сумма его частей, есть факт постоянный. И здесь нет ничего, что должно нас удивлять. Уже только благодаря тому, что элементы не остаются изолированными друг от друга, а оказываются ассоциированными и связанными, они воздействуют и реагируют друг на друга; естественно, что из этих акций и реакций, которые являются прямым результатом ассоциации и которых не было до нее, возникают совершенно новые явления, которые не существовали до тех пор, пока не было ее. Применяя это общее соображение к человеку и к обществам, мы можем поэтому сказать: поскольку люди живут вместе, а не отдельно, индивидуальные сознания воздействуют друг на друга, и в результате завязывающихся таким образом отношений появляются идеи, чувства, которые бы никогда не возникли в изолированных сознаниях. Всем известно, как в толпе или в ином скоплении людей вспыхивают эмоции, страсти, иногда совершенно отличные от тех, которые испытывали бы таким образом сблизившиеся и сгруппированные индивиды, если бы те же самые события затронули каждого из них по отдельности, а не вместе. Вещи предстают в совершенно ином виде, ощущаются совсем иначе. Дело здесь в том, что человеческие группы обладают таким способом мыслить, чувствовать, жить, которые отличаются от того способа, который присущ их членам, когда последние думают, чувствуют, живут изолированно. Но все то, что мы говорим о толпах, о кратковременных собраниях, приложимо a fortiori к обществам, которые представляют собой лишь постоянные и организованные толпы.

Факт, который, наряду со многими другими, делает вполне ощутимой данную гетерогенность общества и индивида, — это то, как коллективная личность сохраняется, переживая личность своих членов. Предшествующие поколения сменяются новыми поколениями, и тем не менее общество остается, сохраняя свой собственный облик и свой персональный характер. Между сегодняшней Францией и Францией далеких времен, разумеется, существуют различия, но это, так сказать, возрастные различия. Мы, конечно, постарели, черты нашей коллективной физиономии вследствие этого изменились, так же как изменяются черты нашей индивидуальной физиономии, по мере того как наша жизнь развивается. И все-таки между теперешней Францией и средневековой существует персональная идентичность, которую никто не сможет не признать.

Таким образом, в то время как поколения индивидов сменяли друг друга, поверх этого беспрерывного потока отдельных личностей было нечто, что сохранялось; это общество, со своим собственным сознанием, своим персональным характером. И то, что я говорю о политическом обществе в целом по отношению к его гражданам, можно повторить о каждой вторичной группе по отношению к ее членам. Население Парижа беспрерывно обновляется; в него постоянно прибывают новые люди. Среди сегодняшних парижан очень мало тех, кто является потомком парижан начала века. Тем не менее социальная жизнь Парижа в настоящее время содержит те же основные характерные черты, что и сто лет назад. Они стали лишь более явно выраженными. Даже относительная предрасположенность к преступлениям, самоубийствам, брачности, даже относительная слабость рождаемости, количественное соотношение между различными возрастными слоями остаются сходными. Следовательно, именно собственно воздействие самой группы навязывает эти сходства вступающим в неё индивидам. Это наилучшее доказательство того, что группа есть нечто иное, чем индивид.
IQ

13 октября, 2021 г.

Социология Фрагмент


Определение, природа, признаки и элементы нравственного сознания

Когда человек с нравственным сознанием движется к абсолютной цели, это называется нравственным идеалом, а когда человек медленно продвигается к конечной цели достижения полноты жизни, это называется нравственным прогрессом.

Нравственное сознание есть психический процесс. Когда люди осознают чувство правильного-неправильного; правильность-неправильность своих волевых действий; тогда надо полагать, что свои волевые действия они рассматривают в области нравственного сознания.

Когда человек с нравственным сознанием движется к абсолютной цели, это называется нравственным идеалом, а когда человек медленно движется к конечной цели для достижения полноты жизни, это называется нравственным прогрессом. Когда люди руководствуются нравственными идеалами и стремятся к нравственному прогрессу, они должны обладать некоторыми добродетелями, связанными с нравственными правами и обязанностями людей. Теперь вопрос в том, что такое моральное сознание.

Что такое моральное сознание?

Что означает нравственное сознание?

«Мораль» означает отношение к убеждениям о том, что правильно или неправильно, а «сознание» означает состояние понимания и осознания чего-либо. Значение термина «моральное сознание» — это идея или знание правильного и неправильного.

Определение морального сознания

Моральное сознание — это особый тип ментального процесса, который позволяет людям осознать, что они хотят делать, и что правильно, а что неправильно. Нравственное сознание говорит о том, что люди должны выполнять свои обещания и не нарушать обещания. он говорит людям, что помогать страдающему человеку всегда хорошо, а причинение вреда другим не может быть хорошей практикой.

Нравственное сознание относится к осознанию правильности и неправильности наших волевых действий, что касается волевых действий, а не пассивного опыта людей.

Что делает моральное сознание?

  • Нравственное сознание заставляет людей осознать моральную значимость своего поведения.
  • Помогает людям определить свои действия.
  • Нравственное сознание помогает людям понять разницу между справедливостью и несправедливостью, которая характеризуется прежде всего задумчивостью, общительностью, активностью, компульсивностью, эмоциональностью и т. д.
  • Нравственное осознание справедливости и несправедливости или правильного и неправильного не только помогает людям увеличить собственное счастье и комфорт, но также помогает увеличить социальное счастье и комфорт других людей.
  • Нравственное сознание заставляет нас осознавать чувство справедливости и несправедливости в наших действиях. Это осознание нравственности нашей повседневной деятельности заставляет нас осознать нашу обязанность поступать справедливо и воздерживаться от проступков.

Определение нравственного сознания разными авторами

Согласно Cheung et al (2001), «моральное сознание относится к убеждениям, касающимся моральных ценностей, в манере, характерной для различных стадий морального развития».

Согласно Джозефу П. Хестеру (2020), «моральное сознание — это вращающийся поток идей и мнений, предлагающих взгляды, просеянные с помощью разума и коллективных консультаций, о том, что является или не является моральным поведением».

Джозеф П. Хестер далее утверждает: «Моральное сознание столь же коллективно, сколь и лично, оно олицетворяет социальное поведение и активно провозглашает моральную истинность».

Природа и особенности нравственного сознания

Нравственное сознание – это осознание людьми качеств своих волевых действий или нравственного значения соответствующих им характеров. Нравственное сознание имеет несколько характеристик и рассматривается ниже: 

Нравственное сознание вдумчиво

Нравственное сознание есть сознание нравственности наших волевых действий. Тот факт, что волевые действия предполагают обдумывание, выбор и решимость, отражает вдумчивый взгляд нашего ума. Определяется правильный и неправильный смысл волевых действий в контексте нравственных идеалов. Поступок, соответствующий нравственному идеалу, называется справедливостью, а поступок, несовместимый с нравственным идеалом, называется несправедливым поступком. Поэтому нравственное сознание нашего чувства справедливости и несправедливости в наших волевых поступках есть результат нашего обдуманного злодейства.

Нравственное сознание активно

Нравственное сознание относится к осознанию правильности и неправильности наших волевых действий; оно относится к волевым действиям, а не к пассивному опыту человека.

Поскольку волевые действия связаны с человеческими соображениями, предпочтениями и т. п., особую роль в принятии правильного действия и отклонении неправильного среди альтернативных действий играет нравственный активизм. Нравственное сознание есть осознание, относящееся к нравственной оценке наших волевых действий. Это доказывает, что моральное сознание активно.

Великий философ Аристотель однажды написал: «Человек по своей природе является общественным животным». Далай-лама XIV говорит: «Мы, люди, существа социальные. Мы приходим в мир в результате действий других. Мы выживаем здесь в зависимости от других. Нравится нам это или нет, в нашей жизни едва ли найдется момент, когда мы не извлекаем пользу из деятельности других».

Будучи социальными существами, люди не могут отрицать необходимость социального происхождения в нравственной жизни. Представление о добре и зле людей через нравственное сознание также включает в себя вопрос о добре и зле других людей в обществе. Моральные обязанности и ответственность человека или хорошие и плохие оцениваются с учетом отношений людей с другими в обществе. Поэтому можно сказать, что моральное сознание социально.

Моральное сознание

Чувство морального долга тесно связано с моральным сознанием, поскольку мы чувствуем моральное обязательство делать добро и избегать зла в результате морального сознания. Это чувство морального долга исходит не извне, оно исходит из нашего сердца. Следовательно, это навязано самому себе; поэтому можно сказать, что нравственное сознание обязательно.

Нравственное сознание эмоционально

По общему признанию, нравственное сознание почитает нравственные идеалы. Подобно тому, как в нашем уме возникает приятное чувство в случае доброго дела, точно так же в нашем уме возникает неприятное чувство в случае дурного поступка. Отсюда в моральном сознании преобладает эмоциональное состояние. Это чисто вопрос человеческих чувств.

Нравственное сознание заставляет людей осознать моральную значимость своего поведения и помогает им в определении своих действий.

Нравственное сознание — это особый тип ментального процесса, который позволяет людям осознать, что они хотят делать, и что правильно, а что неправильно.

Элементы нравственного сознания

Уже обсуждалось, что чувство правильности и неправильности волевых действий называется нравственным сознанием. Он имеет некоторые когнитивные, эмоциональные и волевые элементы. Ниже перечислены элементы морального сознания:

Мыслительные элементы морального сознания

Моральные различия и связанные с ними вопросы являются интеллектуальным или мыслительным компонентом морального сознания.

  1. Моральные суждения: Моральные суждения о добре и зле, чувство правильного и неправильного. Это относится к чувству того, что следует или не следует делать. Необходимо понимать, что такое правильное действие, а что неправильное.
  2. Самосознание: Интеллектуальные элементы нравственного сознания включают самосознание. самоуправляющееся существо. Люди должны иметь самосознание в своих моральных суждениях, чтобы совершать волевые и привычные действия.
  3. Чувство долга, ответственности и права: Понятие о добре и зле создает в нашем уме чувство долга. Мы чувствуем побуждение делать то, что, по нашему мнению, должно быть сделано, и не испытываем побуждения делать то, что считаем неуместным. Чувство долга также включает в себя вопрос о правах. «Долг одного — право другого». Также важно чувство ответственности. Человек рассудительный отвечает за свои волевые и привычные действия.
  4. Чувство превосходства и неполноценности: Сознание превосходства и неполноценности важно в этом отношении, когда мы обсуждаем мораль. Это заставляет нас хвалить того, кто исполнен долга; и осудить того, кто не послушен в своем долге.
  5. Элемент, относящийся к религии: Сознание религии и нерелигиозности можно рассматривать как один из критериев в этой области.

Эмоциональный элемент нравственного сознания

Моральная эмоция – эмоциональный компонент нравственного сознания. Когда мы считаем действие праведным, в нашем уме возникает любовь, и это действие завоевывает наше одобрение. И когда мы воспринимаем поступок как неправильный, в нашем уме возникает неприятное чувство, и мы не одобряем этот поступок. Итак, можно увидеть, что в случае праведных поступков возникает чувство удовлетворения, а в случае несправедливых поступков — чувство неудовлетворенности. Моральные эмоции, такие как удовлетворение и неудовлетворенность, присутствуют в случае морального восприятия.

Волевой элемент нравственного сознания

Преследование – волевой компонент нравственного сознания. Моральные суждения требуют от нас выбора образа действий, а моральные суждения создают в нашем сознании чувство долга. Стремление делать то, что кажется правильным, и стремление воздерживаться от того, что кажется неправильным. создано; И этот импульс можно назвать функциональным импульсом.

Библиография

  • Чунг, К., Чан, В., Ли, Т., Лю, С. и Леунг, К. (2001). Структура морального сознания и моральных намерений среди молодежи в Гонконге. Международный журнал подростков и молодежи. 9 (2-3). 83-116. DOI: 10.1080/02673843.2001.9747870
  • Hester, JP (2020). Размышления о моральном сознании человечества: раскрытие основы лидерства, основанного на ценностях. Журнал лидерства, основанного на ценностях. 13 (2). Статья 14. DOI: https://doi.org/10.22543/0733.132.1330
  • Парамонова С. П. (2015). Типы нравственного сознания. Средиземноморский журнал социальных наук. 6 (5). С4. Дои: 10,5901/mjss.2015.v6n5s4p84
  • Шеперд Дж., Леви, Н. (2020). Сознание и нравственность. Оксфордский справочник по философии сознания. Оксфорд (Великобритания): Издательство Оксфордского университета.

— Реклама —

ПОСЕТИТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ

Самая популярная категория

Моральное сознание Определение | Law Insider

  • означает минимально угнетенный уровень сознания, при котором пациенты сохраняют способность самостоятельно и постоянно поддерживать проходимость дыхательных путей и адекватно реагировать на физическую стимуляцию и словесные команды. Сознательная седация производится фармакологическими или нефармакологическими

  • (гироскоп) (7) означает среднее значение выходного сигнала гироскопа за указанное время, измеренное при определенных рабочих условиях, которое не связано с входным вращением или ускорением. «Смещение» обычно выражается в градусах в час (град/час). (Стандарт IEEE 528-2001).

  • означает действие или бездействие, предпринятое или упущенное Стороной с осознанием или намерением того, что можно разумно ожидать причинения вреда или ущерба.

  • означает поведение, которое само по себе является неправильным, даже если никакое законодательство не запрещает такое поведение; и

  • означает деяние, представляющее собой фелонию, нарушающую главу XI Уголовного кодекса штата Мичиган, 1931 PA 328, MCL 750.81–750.90h, или представляющее собой нападение и причинение серьезных травм или телесных повреждений с отягчающими обстоятельствами в соответствии с разделом 81a Уголовного кодекса штата Мичиган. код, 1931 PA 328, MCL 750.81a.

  • означает психическое расстройство, как оно определено в этом разделе, расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ, как оно определено в этом разделе, или сочетанное психическое расстройство и расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ;

  • означает насильственное или преступное действие, о котором сообщалось местным властям и которое было направлено против вас во время или при попытке физического нападения, повлекшего за собой серьезные травмы, похищение или изнасилование.

  • означает вагинальный половой акт между мужчиной и женщиной; анальный секс, фелляция и куннилингус между лицами независимо от пола; и, без привилегий на это, введение, даже незначительное, любой части тела или любого инструмента, аппарата или другого предмета во вагинальную или анальную полость другого лица. Проникновение, каким бы незначительным оно ни было, достаточно для завершения вагинального или анального полового акта.

  • означает вагинальный половой акт, куннилингус, фелляцию или анальный половой акт между людьми или введение руки, пальца или предмета в задний проход или влагалище либо актером, либо по указанию актера. Глубина проникновения не имеет значения для вопроса о совершении преступления;

  • означает доказательство с помощью информации, которая, по сравнению с противоречащей ей информацией, приводит к заключению, что рассматриваемый факт скорее верен, чем нет.

  • означает то же, что и этот термин, определенный в Разделе 62A-15-102.

  • означает лицо, имеющее в результате договора или посредством владения акциями или долями в другом лице (прямо или косвенно):

  • означает индивидуальную оценку обучающегося, в результате которой функция поведения учащегося и, при необходимости, рекомендации для плана вмешательства в поведение.

  • означает поведение, при котором поставщик развлекательных услуг осознает или должен был разумно осознавать значительный риск того, что такое поведение может привести к нанесению телесных повреждений другому лицу, и совершает такое поведение, несмотря на риск и без надлежащего обоснования;

  • означает заболевание, вызванное унаследованной аномалией химического состава тела, которое отвечает всем следующим требованиям:

  • означает поведение учащегося, нарушающее дисциплинарную политику школьного округа.

  • означает использование, несовместимое с образовательными целями или явно нарушающее данную политику и Соглашение о допустимом использовании.

  • означает одновременные и отсроченные неблагоприятные эффекты, возникающие в результате острого воздействия и возникающие в течение любого короткого периода наблюдения, который начинается, когда начинается воздействие, может выходить за пределы периода воздействия и обычно не составляет значительной части продолжительности жизни. организма.

  • означает поведение на основе пола, которое удовлетворяет одному или нескольким из следующих условий:

  • означает захоронение, образовавшееся в земле путем раскопок и без какой-либо внутренней стены из кирпичной или каменной кладки или любой другой искусственной облицовки.

  • означает поведение, направленное ответчиком на причинение вреда истцу, или недостойное поведение, совершаемое ответчиком с умышленным и сознательным пренебрежением правами или безопасностью других лиц.

  • означает состояние психического или нервного здоровья, включая, но не ограничиваясь: беспокойство, депрессию, невроз, фобию, психоз; или любое связанное физическое проявление.

  • означает условие широкого включения в рабочую среду, которая предлагает равные возможности трудоустройства для всех людей. Это требует как присутствия, так и уважительного отношения к людям самых разных национальностей, рас, возрастов, национальностей, вероисповедания, пола, сексуальной ориентации, инвалидности и социально-экономического положения.

  • – нарушения, повлекшие за собой один или несколько негативных последствий и причинение значительного фактического вреда проживающим, не представляющие непосредственной опасности; и/или существует разумная предсказуемость повторяющихся действий, практик, ситуаций или инцидентов, которые могут причинить значительный вред резиденту.

  • означает токсичность, связанную с раздражителем, который сохраняется или продолжается в течение относительно длительного периода по сравнению с продолжительностью жизни организма.

Добавить комментарий