Эмоции психология кратко: Понятие об эмоциях

Понятие об эмоциях

Эмоции (от франц. émotion – чувство) – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.


Эмоции возникли как приспособительный «продукт» эволюции, биологически обобщенные способы поведения организмов в типичных ситуациях. «Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, т. е. определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие».

Эмоции возникают в ответ на ключевые особенности явлений, отвечающие или не отвечающие потребностям индивида.

Эмоции двувалентны – они или положительны, или отрицательны – объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности.

Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение.

Эмоции – механизм непосредственной оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой. Уже элементарный эмоциональный тон ощущения, приятные или малоприятные простейшие химические или физические воздействия придают соответствующее своеобразие жизнедеятельности организма. Но и в самые трудные, роковые мгновения нашей жизни, в критических обстоятельствах эмоции выступают как основная поведенческая сила. Будучи непосредственно связанными с эндокринно-вегетативной системой, эмоции экстренно включают энергетические механизмы поведения.

Эмоции являются внутренним организатором процессов, которые регулируют внешнее поведение индивида в напряженных ситуациях. Так, эмоция страха, возникая в крайне опасной ситуации, обеспечивает преодоление опасности путем активизации ориентировочного рефлекса, торможения всех побочных текущих деятельностей, напряжения необходимых для борьбы мышц, учащения дыхания и сердцебиения, изменения состава крови, повышения ее свертываемости на случай ранений, мобилизации резервов из внутренних органов.

По механизму происхождения эмоции связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляются реакции его отдаленных предков – оскал зубов, движение скул, сужение век, ритмические сокращения мышц лица и всего тела, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз.

Некоторое сглаживание эмоций у социализированного человека происходит за счет возрастания роли волевой регуляции. В критических же ситуациях эмоции неизменно вступают в свои права и нередко берут руководство «в свои руки», осуществляя диктатуру над разумным поведением человека.

Эмоциональные проявления связаны с деятельностью человека. Мы уже отмечали, что психическое отражение есть сигнальное отражение, чувствительность к тому, что так или иначе ориентирует организм в окружающей среде. Это отражение пристрастное, заинтересованное, потребностно направленное, деятельностно ориентированное. Каждый психический образ дает информацию о возможности взаимодействия с объектом отражения.

Из множества вариантов поведения человек избирает тот, к которому у него «лежит душа». Все живое изначально расположено к тому, что соответствует его потребностям, и к тому, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены.

Человек действует только тогда, когда его действия имеют смысл. Эмоции и являются врожденно сформированными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, эмоциональные процессы ориентируют избирательность поведения.

Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Длительное лишение положительных эмоциональных состояний может привести к отрицательным психическим деформациям. Замещая потребности, эмоции становятся побуждением к действию.

Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но в общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции – чувства, обусловленные социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками.

Исторически сформированные устои социального сотрудничества порождают у человека нравственные чувства – чувство долга, совести, чувство солидарности, сочувствия, а нарушение этих устоев – чувство возмущения, негодования и ненависти.

В практической деятельности человека сформировались практические чувства, с началом его теоретической деятельности связано зарождение его интеллектуальных чувств, а с возникновением образно-изобразительной деятельности – эстетических чувств.

Различные условия жизнедеятельности, направления деятельности индивида развивают различные стороны его эмоциональности, нравственно-эмоциональный облик личности. Формирующаяся в процессе становления личности эмоциональная сфера становится мотивационной базой ее поведения.

В мозаике чувств конкретного индивида отражается структура его потребностей, строение личности. Сущность человека проявляется в том, что его радует и печалит, к чему он стремится и чего избегает.

Если чрезмерно сложная жизненная ситуация превышает приспособительные возможности индивида – происходит избыточное перевозбуждение его эмоциональной сферы. Поведение индивида при этом смещается на более низкие уровни регуляции. Избыточная энергетизация организма при блокировании высших регуляционных механизмов приводит к соматическим нарушениям и нервным срывам. (Когда «Титаник» потерпел крушение в результате столкновения с айсбергом, подоспевшие через три часа спасатели обнаружили в шлюпках множество умерших и сошедших с ума людей – взрыв эмоций страха подавил их жизнедеятельность. Запредельное эмоциональное напряжение вызвало у многих из них инфаркты и инсульты.)

Во множестве эмоциональных проявлений выделяются четыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство же эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливаются иерархически организованной системой потребностей. Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуациях может вызвать различные эмоции. Так, потребность самосохранения при угрозе со стороны сильного может вызвать страх, а при угрозе со стороны слабого – гнев.

Особенно интенсивное эмоциональное обеспечение получают те стороны поведения, которые являются «слабыми местами» для данного индивида.

Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опережающего подкрепления. Чувство радости или тревоги возникает уже при планировании будущего поведения.

Итак, эмоции, как и ощущения, – это базовые явления психики

. В ощущениях отражается материальность бытия, в эмоциях – субъективно-значимостные его стороны Познание дает знание – отражение объективных свойств и взаимосвязей действительности; эмоции придают этому отражению субъективный смысл. Спонтанно определяя значимость воздействий, они мгновенно замыкаются на импульсивные реакции.

Эмоции – механизм экстренного определения тех направлений поведения в данной ситуации, которые ведут к успеху, и блокирования бесперспективных направлений. Эмоционально воспринимать объект – значит усматривать возможность взаимодействия с ним. Эмоции как бы расставляют смысловые метки на воспринимаемых объектах и актуализируют соответствующую ориентировочную деятельность индивида, влияют на формирование внутреннего плана поведения.

В многообразных жизненных ситуациях эмоции обеспечивают мгновенную первичную ориентировку, побуждая к использованию наиболее результативных возможностей и перекрывая бесперспективные направления поведения. Можно сказать, что эмоции – механизм интуитивного смыслообразования, спонтанного распознания первоочередных возможностей и необходимостей, механизм экстренного определения полезности или вредности внешнего воздействия, механизм стереотипного поведения в соответствующих ситуациях.

Эмоции и их роль в жизни человека — Унiверсiтэт

Эмоции – (в переводе с латинского «потрясаю, волную») особый класс субъективных психологических и, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности, направленной на удовлетворение потребностей.

Роль эмоций в жизни человека крайне важна. Эмоции представляют собой специфическую группу состояний психики субъективного характера, которые находят выражение в форме переживаний и ощущений позитивного либо негативного характера, восприятия человеком окружающего мира и людей, собственных поступков и результатов действий. В группу эмоций входят чувства и страсти, настроения и аффекты, а также стрессы. Все процессы психики протекают в сопровождении данных состояний. Другими словами, любое проявление человеческой активности окрашивается какими-либо эмоциями. Именно благодаря эмоциям и чувствам люди лучше находят язык с окружающими, оказываются способными, не используя вербальные сигналы, делать выводы о состоянии своего ближнего.

Разнообразные эмоциональные моменты входят в содержание всех умственных процессов — восприятия, памяти, мышления и др. Чувства обусловливают яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость и прочность запоминания. Эмоционально окрашенные факты запоминаются быстрее и прочнее. Чувства непроизвольно активизируют или, наоборот, затормаживают процессы мышления. Они стимулируют деятельность нашей фантазии, придают нашей речи убедительность, яркость и живость. Чувства вызывают и стимулируют наши действия. Сила и настойчивость волевых действий в значительной степени обусловливается чувствами. Они обогащают содержание человеческой жизни. Люди с бедными и слабыми эмоциональными переживаниями становятся сухими, мелочными педантами. Положительные эмоции и чувства наряду с отрицательными повышают нашу энергию и трудоспособность.

Также не стоит забывать о физическом состоянии организма человека. Эмоции и чувства оказывают воздействие на многие внутренние органы, такие как, например, сердце, зрение. Есть несколько предположений, по которым положительный настрой может защищать человека от проблем со здоровьем на протяжении всей жизни. Например, более счастливые люди скорее применяют активный метод для борьбы со старением, обычно, регулярно выполняя физические упражнения и проводя больше времени с пользой для здоровья. В то же самое время, эти люди могут избегать нездорового поведения, как например, курение и рискованный секс. Учеными доказано, что люди, которые в своей жизни испытывали больше положительных эмоций и чувств, чем отрицательных живут намного дольше. С одной стороны, отрицательные чувства и эмоции могут явиться не только причиной тяжелых заболеваний, но и обусловить наступление преждевременной старости. С другой, они мотивируют человека решать насущные проблемы, менять то, что его не устраивает. Страх необходим для выживания и сохранения безопасности. Чувство вины побуждает к сотрудничеству. Гнев мотивирует поиск справедливости.

Часто отрицательные эмоции доносят до человека важную информацию, и поэтому иногда они даже превосходят положительные эмоции по полезности. Печаль сигнализирует о потере, страх — об угрозе, а гнев предупреждает о недостойном поступке.

Таким образом, роль эмоций как положительных, так и отрицательных крайне важна для человека. Чувства и эмоции являются неотъемлемой частью личности. Они содействуют росту личности и обогащают её. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоции – это язык нашего внутреннего мира. Они сообщают нашему Я о том, какое значение, какую ценность лично для нас имеют те предметы или те отношения с другими людьми, которые в настоящий момент оказались в центре нашего внимания. Человек может не задумываться о том или ином происходящем событии, но возникшее эмоциональное переживание – гнев, радость, отвращение – сообщит ему об истинном отношении. Или, скажем, мы еще только представляем себе некоторую пока не существующую в реальности ситуацию, а эмоции уже оценивают ее как желаемую или неприятную. Таким образом, эмоции выполняют функцию оценки.

Эмоции помогают человеку решить, в каком направлении ему дальше действовать, помогают сделать выбор в ситуации, предполагающей несколько возможностей. Иначе говоря, они регулируют поступки и действия человека. Доверяя своим чувствам (при условии, конечно, что мы эти чувства действительно осознаем и понимаем), мы порой принимаем самые верные решения.

Эмоции в нашей жизни выполняют также мобилизующую функцию. Они как бы подключают дополнительные источники энергии, увеличивают силы и возможности человека. Причем такой способностью обладают как положительные, так и некоторые отрицательные эмоциональные переживания. Дополнительные силы у уставшего человека могут появиться и дать ему возможность еще некоторое время плодотворно поработать как благодаря настоящей радости, так и благодаря сильной злости. Вспомните, было ли с вами такое, когда кто-то говорил вам: «Да брось ты это дело, все равно ведь у тебя не получится!» Разве хотя бы однажды вы не отвечали (может быть, только про себя) со злостью: «Ну уж нетушки!» – и не делали с удвоенной энергией то, что вас призывали бросить?

Еще одно важное свойство эмоций: во многом благодаря им мы воспринимаем то, что с нами сейчас происходит, не как сумму отдельных фрагментов (подошел – увидел – заговорил – подарил цветы – послушал), коротких эпизодов, а как нечто целое, всеохватывающее (например, свидание). То есть как часть жизни. Все, что с нами происходит в отдельный момент времени, что окружает нас, объединяется некоторым чувством, с которым мы проживаем этот момент. Мы часто и называем тот или иной прожитый нами отрезок времени, указывая на доминирующее эмоциональное состояние: интересная поездка, тяжелый месяц, веселая встреча и т. д. Таким образом, эмоции выполняют синтезирующую функцию.

В целом, эмоциональные состояния регулируют поведение и мысли человека. Кроме того, они позволяют человеку понять самого себя: что мне нравится и что мне претит? Как я отношусь к тем или иным явлениям и событиям? Что мне дорого и от чего мне легко отказаться? Мы разговариваем со своим внутренним Я на языке эмоций и чувств. Правда, этому языку надо еще научиться. Нужно знать о том, какие бывают эмоции и чувства, как они проявляются лично у вас, каковы индивидуальные особенности вашего эмоционального мира. Тогда разговор с самим собой может состояться. Автоматически возникает вопрос: какая польза или вред может быть человеку от возникновения той или иной эмоции? Отвечая на него, следует учитывать, что положительная роль эмоций не связывается прямо с «положительными» эмоциями, а отрицательная роль — с «отрицательными». Последние могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а первые — явиться поводом для благодушия. Многое зависит от целеустремленности человека и условий его воспитания. Мнения ученых о значении эмоций и выполняемых ими функциях расходятся. Однако несомненна главная функция эмоций — их участие в управлении поведением человека и животных

Курлович Мария Михайловна, психолог учреждения здравоохранения «Городской клинический психиатрический диспансер»

Теория эмоций Джеймса-Ланге: определение и примеры

  • Уильям Джеймс (1884) и Карл Ланге (1885) независимо разработали две физиологические теории эмоций. Эти теории имели разные акценты, и некоторые ученые утверждают, что теория эмоций Джеймса-Ланге является искажением работы обоих ученых.
  • Теория эмоций Джеймса-Ланге (1880-е годы) предполагала, что телесные изменения возникают первыми и составляют основу эмоционального опыта. Таким образом, эмоции вызываются телесными ощущениями (вы становитесь счастливее, когда улыбаетесь. Вы боитесь, потому что бежите).
  • Теория эмоций Джеймса-Ланге отвергла более чем столетие исследований физиологии эмоций, и известные критики теории Джеймса-Ланге (такие как теория эмоций Кэннона-Барда) также получили огромную поддержку со стороны исследователей.
  • Эта теория подверглась критике за то, что она не может объяснить ни эмоции без какого-либо возбуждения, ни роль обучения и
    познания. Также трудно точно воспринимать различные физиологические состояния (например, кровяное давление).

Содержание

Обзор и история

Уильям Джеймс (1948) и Карл Ланге (1885) независимо друг от друга разработали две различные теории, касающиеся физиологии и эмоций.

В то время как Джеймс подчеркивал различные соматические и висцеральные реакции на стимулы, которые могут вызывать сознательные эмоциональные переживания, Ланге уделял особое внимание. Для Ланге эмоция была сердечно-сосудистым событием (Lang, 1994).

Тем не менее, оба ученых согласились, что эмоции начинаются не с сознательного переживания эмоций, а с телесных реакций на внешние события.

Теория эмоций Уильяма Джеймса (1884) предположила, что существует набор основных эмоций (таких как гнев) и что каждая из этих эмоций имеет свое собственное связанное физическое состояние (эмоциональное измерение).

Первоначальная теория Уильяма Джеймса была конструкционистской, а это означает, что Джеймс считал, что не существует «сущности» любого данного уравнения; однако существовали определенные физиологические состояния, которые организмы разделяли в ответ на раздражители (Meiselman, 2016).

Вместо того, чтобы пытаться классифицировать множество отдельных эмоций, Джеймс считал, что предметом психологии является «наука об отношениях разума и мозга» и что она «должна показать, как элементарные составляющие первых соответствуют элементарным функциям эмоций». последний» (1920).

Теория эмоций Джеймса-Ланге обязана своим существованием философской психологии. В последние десятилетия 19-го века возникла область, которая занималась изучением сознательного опыта людей. Философы-психологи были склонны рассматривать эмоции либо как первичные и не поддающиеся анализу (один психолог, который считал, что это был Вильгельм Вундт (1896), либо как необработанные данные, подлежащие изучению (Ланг, 1994).

Уильям Джеймс выбрал последний подход и предположил, что эмоции не являются фундаментальные данные человеческого сознания, а феномены, вызванные восприятием соматических и висцеральных изменений, вызванных внешними раздражителями (Lang, 1994).

Ученые долгое время изучали физиологию эмоций до Джеймса (1884) и Ланге (1885). До публикации статьи Джеймса в Mind физиологи создали эмпирическую лабораторную науку об эмоциях, начиная с ряда европейских физиологов в 1860-х годах (Dror, 2013).

Главной фигурой в изучении физиологии эмоций, современником Джеймса, был итальянский физиолог Анджело Моссо, который положил начало тому, как современные физиологи изучают эмоции (Mosso, 1879).).

Моссо сформулировал свое исследование эмоций с точки зрения дарвиновской теории эволюции и создал, измерил и воспроизвел эмоции в графическом и числовом представлении эмоциональных состояний.

Джеймс хорошо знал открытия Моссо и действительно признавал, что Моссо распространил изучение эмоций на так называемые внутренние органы — мозг и его внутренние процессы.

Эксперименты и инструменты Моссо, в свою очередь, сильно повлияли на многих других психологов, изучавших эмоции в конце XIX века.го и начала 20 веков, например, немецкий физиолог Леман в Die Hauptgesetze des menschlichen Gefühlslebens (1892).

Как работает теория Джеймса-Ланге?

Теория эмоций Джеймса-Ланге постулирует, что эмоции возникают в результате физических реакций на события (физиологические реакции на стимулы непосредственно вызывают субъективные чувства).

Наш естественный способ думать об этих стандартных эмоциях состоит в том, что ментальное восприятие некоторого факта возбуждает ментальное состояние, называемое эмоцией, и что это последнее состояние ума порождает телесное выражение.

Напротив, я утверждаю, что телесные изменения следуют непосредственно за восприятием возбуждающего факта, и что наше ощущение тех же самых изменений, когда они происходят, ЯВЛЯЕТСЯ эмоцией. Здравый смысл говорит, что мы теряем свое состояние, сожалеем и плачем; встречаем медведя, пугаемся и бежим; мы оскорбляемся соперником, злимся и бьем.

Гипотеза, которую здесь нужно защищать, говорит, что этот порядок последовательности неверен, что одно психическое состояние не вызывается непосредственно другим, что телесное проявление должно быть сначала вставлено между ними, и что более рациональное утверждение состоит в том, что мы чувствуем сожаление. потому что мы плачем, злимся, потому что бьем, боимся, потому что дрожим, а не потому, что мы плачем, бьемся или дрожим, потому что сожалеем, злимся или боимся, в зависимости от обстоятельств.

Без телесных состояний, следующих за восприятием, последнее было бы чисто познавательным по форме, бледным, бесцветным, лишенным эмоциональной теплоты. Тогда мы могли бы увидеть медведя и решить, что лучше бежать, получить оскорбление и счесть правильным нанести удар, но на самом деле мы не почувствовали бы страха или гнева.

Джеймс (1884)

Теории эмоций Джеймса и Ланге (1948; 1885) противоречат классической идее эмоциональной обработки, когда кто-то представляет или переживает вызывающее эмоции событие или стимул, испытывает эмоцию, а затем испытывает телесную реакцию. к этой эмоции (Meiselman, 2016).

Скорее теория эмоций Джеймса-Ланге утверждает, что эмоции возникают из-за физиологических реакций на события.
Чтобы проиллюстрировать эту теорию, рассмотрим человека, который встречает разъяренную лающую собаку.

Согласно классической теории обработки эмоций, человек слышит и видит лай собаки, испытывает эмоцию (например, страх) и в результате испытывает эмоциональную реакцию (например, дрожь). Человек дрожит, потому что боится.

Напротив, согласно теории эмоций Джеймса-Ланге, человек слышит собаку и дрожит. Сознательно они обработают эту дрожь и придут к заключению, потому что боятся.

В этом случае человек боится, потому что дрожит. По словам Джеймса, «моя теория… состоит в том, что телесные изменения следуют непосредственно за восприятием возбуждающего факта, и что наше ощущение тех же самых изменений по мере их возникновения и есть эмоция» (Джеймс, 1948).

Джеймс считал, что существует набор стандартных эмоций (например, удивление, страх и гнев), но не уточнил, что может происходить с эмоциями, не имеющими четкого набора телесных реакций, таких как стыд (Meiselman, 2016). ).

Ученые назвали теорию эмоций Джеймса-Ланге периферийной (Meiselman, 2016) и использовали этот ярлык, чтобы противопоставить теорию эмоций Джеймса-Ланге конкурирующей теории эмоций Кэннона-Барда.

Короче говоря, периферийная точка зрения — это точка зрения, которая делает акцент на событиях на периферии собственного тела организма, таких как, скажем, его скелетные мышцы и половые органы, а не на событиях, возникающих в центральной нервной системе.

Влияние теории Джеймса-Ланге

Теория эмоций Джеймса-Ланге оказала влияние на целый век эмпирических исследований эмоций, и опровержения теории эмоций Джеймса-Ланге, особенно критика Кэннон-Барда в 1927 году, положили конец давним дебатам в неврологии и психологии (Lang, 1994). ).

Теория эмоций Кэннона-Барда

Теория эмоций Кэннона-Барда (1927) утверждает, что изменения эмоционального состояния и изменения в вегетативной нервной системе
происходят одновременно, но независимо, оба вызваны поступлением одной и той же сенсорной информации в
таламус.

«централистская» теория эмоций Кэннона-Барда подчеркивает, как эмоции влияют, во-первых, на мозг и нервную систему. Теория эмоций Кэннона-Барда предполагает, что стимулы вызывают физиологические и «аффективные» сознательные эмоциональные реакции одновременно.

Кэннон-Бард (1925) предложил свою теорию эмоций как прямой ответ на господствовавшую ранее теорию эмоций Джеймса-Ланге. В статье Теория эмоций Джеймса-Ланге: критическое исследование и альтернативная теория (1927), Кэннон предлагает пять основных критических замечаний Джеймса-Ланге:

  1. полное отделение внутренних органов от центральной нервной системы не меняет эмоционального поведения;
  2. одни и те же висцеральные изменения происходят в очень разных эмоциональных состояниях и в неэмоциональных состояниях;
  3. внутренние органы являются относительно нечувствительными структурами;
  4. внутренние изменения слишком медленны, чтобы быть источником эмоциональных переживаний; и, наконец,
  5. искусственная индукция висцеральных изменений, характерных для сильных эмоций, их не вызывает.

Дебаты между Джеймсом-Ланге и Кэнноном-Бардом являются классическими в понимании обработки эмоций, и многие ученые сравнивали достоинства каждой теории по сравнению с другими. А именно, ученые спровоцировали большое количество эмпирических исследований временной последовательности эмоций (эмоциональное измерение).

Например, Олпорт и Томкинс (1962) укрепили теорию эмоций Джеймса-Ланге, выдвинув гипотезу лицевой обратной связи. Основанная на предположениях Чарльза Дарвина и Уильяма Джеймса, гипотеза лицевой обратной связи утверждает, что выражение лица человека напрямую влияет на его эмоциональный опыт.

Например, заставив чье-то лицо сжаться в улыбке, кто-то с большей вероятностью испытает радость. В то же время отсутствие выражения лица может привести к подавлению эмоций. Тем не менее, обе теории находились под влиянием других и продолжали влиять на них.

Пример 1

Чтобы проиллюстрировать эту теорию в контексте примера с собакой, человек может видеть лающую собаку и дрожать, и в то же время сознательно регистрировать «Я боюсь». Человек боится не потому, что дрожит, а потому, что его таламус спровоцирован раздражителем разъяренной собаки.

Это означает, что в сценарии, где чьи-то физиологические реакции на эмоции каким-то образом отключены, человек все равно будет испытывать эмоцию страха.

И наоборот, в ситуации вдали от раздражителя, когда были запущены все физиологические реакции — например, если участки мозга, связанные с дрожью, были активированы стимуляцией электрода в отсутствие пугающего раздражителя — человек или организм не будет сознательно чувствовать страх, согласно теории эмоций Кэннона-Барда.

Пример 2

Чтобы прояснить теорию эмоций Джеймса-Ланге, рассмотрим человека, который испытывает ярость на дороге во время вождения автомобиля. Скажите, что этого человека только что подрезала ближайшая машина. Это событие является внешним раздражителем.

В ответ на отключение человека сердцебиение может учащенно биться, его лицо может краснеть, его челюсти могут сжиматься, а руки могут трястись.

Теория эмоций Джеймса-Ланге утверждает, что эти физиологические реакции характерны для гнева.

Таким образом, человек, испытывающий эти симптомы, может чувствовать гнев как прямую реакцию на эти реакции и вести себя соответственно.

Теория эмоций Джеймса-Ланге также утверждала бы, что если бы у кого-то были эти физиологические реакции без стимула — скажем, если бы машина каким-то образом могла увеличить частоту сердечных сокращений и сжать челюсть — тогда человек все равно зарегистрировал бы эмоцию гнева.

Джеймс-Ланге и Шактер и двухфакторная теория эмоций Сингера

Дебаты между Джеймсом-Ланге и Кэннон-Бардом повлияли на основные результаты исследований эмоций. Некоторые источники утверждают, что обе теории эмоций оказали большое влияние на раннюю эмоциональную физиологию из-за возможности их проверки (Meiselman, 2016).

Два наиболее заметных открытия, двухфакторная теория эмоций Шахтера и Сингера (1962) и теория эмоций Дамсио, в значительной степени опираются на концепции Джеймса.

Двухфакторная теория эмоций фокусируется на взаимодействии между эмоциональным возбуждением и тем, как организмы обозначают это возбуждение. В частности, теория утверждает, что эмоция возникает как из физиологического возбуждения, возникающего в результате стимула, так и из рассуждений, окружающих эту эмоцию.

В предыдущем примере человек может увидеть сердитую лающую собаку и начать дрожать. Затем этому человеку необходимо сознательно оценить свою физиологическую реакцию на разъяренную собаку, чтобы определить, что он боится.

Различие между теорией Джеймса-Ланге и двухфакторной теорией эмоций очень тонкое и заключается в этой когнитивной оценке. В то время как теория Джеймса-Ланге предполагает, что эмоции возникают из-за физиологического возбуждения, двухфакторная теория эмоций утверждает, что существует сознательная оценка той физиологической реакции, которая приводит к эмоции.

Например, в то время как, согласно теории эмоций Джемса-Ланге, испуганный человек может сказать: «Я боюсь, потому что дрожу», тот же самый человек сказал бы: «Я боюсь, потому что я сознательно оценил, что я я дрожу, и это реакция на страх».

Другими словами, согласно теории Шактера и Сингера, физиологический ответ на оценку этого ответа способствует переживанию эмоции, и физиологическое возбуждение, и познание должны работать вместе, чтобы кто-то мог воспринимать эмоции.

Нео-Джеймсовская теория эмоций Джеймса-Ланге и Дамасио

Дамасио (1994) разработал вторую основную теорию эмоций под влиянием Джеймса-Ланге. Дамасио предложил «соматические маркеры», которые представляют собой физиологические реакции, связанные с прошлыми эмоциональными событиями.

Новые события запускают эти соматические маркеры и влияют на то, как люди принимают решения. Например, у кого-то, у кого в прошлом был положительный опыт общения с собаками (например, собака обнимала и защищала человека), будет иметь ряд маркеров, которые повлияют на этого человека, скажем, погладит следующую собаку, которую он увидит.

Наиболее заметной проверкой концепции соматических маркеров была игра в азартные игры в Айове. Задание на азартные игры в Айове — это способ изучения процесса принятия решений с использованием карт. В этих экспериментах, в частности, Бехара, Дамасио, Дамасио и Андерсон (1994), участники могут выбрать одну из четырех колод карт и выиграть или проиграть деньги.

Два набора колод относились к «высокому риску» (с возможностью проигрыша или выигрыша больших сумм денег), а остальные — к меньшему риску.

В оригинальном исследовании пациентов с повреждением префронтальной коры, проведенном Bechara et al., постулировалось, что пациенты с повреждением головного мозга менее чувствительны к последствиям принимаемых ими решений из-за «соматического маркера» повреждения головного мозга.

Лицевая обратная связь Гипотеза

Гипотеза лицевой обратной связи проистекает из основных принципов теории эмоций Джеймса-Ланге, согласно которым физиологические реакции на стимулы вызывают эмоции.

По словам исследователя мимической обратной связи Томкинса (Tomkins, 1962), эмоции — это «наборы мышечных и железистых ответов, расположенных на лице».

Ученые распространили эту гипотезу лицевой обратной связи на осанку (Stepper and Strack, 1993) и совсем недавно провели исследования с использованием ботокса для исправления выражения лица.

В одном из таких исследований Хенненлоттер (2007) попросил участников выполнить задачу по имитации выражения лица до и после инъекции ботокса, который парализует и ограничивает движение лицевых мышц.

Исследователи обнаружили, что у тех, кому вводили ботокс, наблюдалась меньшая активация областей мозга, связанных с обработкой эмоций, когда их просили имитировать сердитое выражение лица.

Неспособность имитировать негативное выражение лица, Hennenlotter et al. предположил, что инъекции ботокса приведут к меньшему количеству негативных эмоций и что препарат можно использовать для лечения симптомов депрессии.

Дальнейшие исследования подтвердили гипотезу лицевой обратной связи.

Например, есть доказательства того, что улыбка при чтении мультфильмов коррелирует с более высоким уровнем веселья (Hennenlotter, 2007) и что люди с параличом лицевого нерва чаще испытывают депрессию (Hennenlotter, 2007).

Эта гипотеза была проверена Хенненлоттером, который использовал ботокс для лечения десяти пациентов с депрессией посредством подавления мышц, связанных с хмурым взглядом. Негативные эффекты уменьшились у всех пациентов, у девяти исчезли депрессивные симптомы.

Ссылки

Бечара, А., Дамасио, А.Р., Дамасио, Х., и Андерсон, С.В. (1994). Нечувствительность к будущим последствиям повреждения префронтальной коры человека. Познание, 50(1-3), 7-15.

Бернар, К. (1866 г.). Leçons sur les propriétés des tissus vivants: Germer Baillière.

Кэннон, ВБ (1915 г.). Телесные изменения боли, голода, страха и гнева . Эд. Эпплтон и компания.

Кэннон, WB (1927). Теория эмоций Джеймса-Ланге: критический анализ и альтернативная теория. Американский журнал психологии, 39 (1/4), 106-124.

Кэннон, У. Б., и Бриттон, Ю. В. (1925). Исследования условий деятельности эндокринных желез: XV. Псевдоаффективная мозгово-надпочечниковая секреция. American Journal of Physiology — Legacy Content, 72 (2), 283–294.

Дарвин К. и Вундт В. Психологическая модель эмоций.

де Сион, Э. (1873 г. ). Принципы электротерапии: Baillière.

Дрор, О. Э. (2013). Таламическая теория эмоций Кэннона-Барда: краткая генеалогия и переоценка. Emotion Review, 6 (1), 13-20. doi: 10.1177/1754073913494898

Ellsworth, PC (1994). Уильям Джеймс и эмоции: стоит ли век славы века непонимания? Psychological Review, 101 (2), 222.

Фер, Ф. С., и Стерн, Дж. А. (1970). Периферийные физиологические переменные и эмоции: новый взгляд на теорию Джеймса-Ланге. Psychological Bulletin, 74 (6), 411.

Friedman, BH (2010). Чувства и тело: взгляд Джеймса на вегетативную специфику эмоций. Биологическая психология, 84 (3), 383-393.

Хенненлоттер, А., Дрезель, К., Себальос-Бауманн, А., Вольшлегер, А., Кастроп, Ф., и Хаслингер, Б. (2007). Денервация хмурых мышц ботулиническим токсином нарушает мимическую обратную связь с центральной схемой эмоций. Aktuelle Neurologie, 34 (S 2), P408.

Джеймс, В. (1920). Сборник очерков и обзоров: Longmans, Green and Company.

Джеймс, В. (1890 г.). Принципы психологии (Том 1) . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Генри Холт. Найдите этот ресурс.

Джеймс, В. (1894 г.). Физическая основа эмоций. Психологический обзор,
1, 516-529.

Джеймс, В. (1884 г.). Что такое эмоция? Разум , 19, 188-205. Переиздано в К. Данлэп
(ред.), Эмоции. Балтимор: Уильямс и Уилкинс.

Джеймс, В. (1922). Эмоции. Глава. XXV в Принципах психологии , 1890. Переиздано
в K. Dunlay (Ed.), The Emotions. Балтимор: Уильямс и Уилкинс.

Ланге, К. (1922). Эмоции. В К. Данлэп (ред.), Эмоции
(IA Haupt, Trans.; стр. 33-90). Балтимор: Уильямс и Уилкинс.
(Оригинальная работа опубликована в 1885 г.)

Ланг, П.Дж. (1994). Разновидности эмоционального опыта: размышление о теории Джемса-Ланге. Psychological Review, 101 (2), 211.

Lange, CG (1885). Механизм эмоций. Классические психологи , 672-684.

Майзельман, Х. Л. (2016). Измерение эмоций . Издательство Вудхед.

Шахтер, С., и Сингер, Дж. (1962). Когнитивные, социальные и физиологические детерминанты эмоционального состояния. Psychological Review, 69 (5), 379.

Степпер С. и Страк Ф. (1993). Проприоцептивные детерминанты эмоциональных и неэмоциональных чувств. Журнал личности и социальной психологии, 64 (2), 211.

Томкинс, С. (1963). Воздействие на образное сознание : Том II: Негативные воздействия: издательство Springer.

Вундт, В. (1896 г.). Grundriss derPsychologic (CH Judd, Trans.,
1897). Лейпциг, Германия: Энгельманн.

Дополнительная информация

Cannon, WB (1927). Теория эмоций Джеймса-Ланге: критический анализ и альтернативная теория. Американский журнал психологии, 39 (1/4), 106-124.

Барретт, Л. Ф. (2012). Эмоции настоящие. Emotion, 12(3), 413.

Ellsworth, PC (1994). Уильям Джеймс и эмоции: стоит ли век славы века непонимания? Психологический обзор, 101(2), 222.

Лэрд, Дж. Д., и Лакасс, К. (2014). Телесные влияния на эмоциональные чувства: накопление доказательств и расширение теории эмоций Уильяма Джеймса. Обзор эмоций, 6 (1), 27-34.

Эмоции и память — Мир психолога

  1. Психология эмоций

Как ваши эмоции влияют на вашу способность запоминать информацию и вспоминать прошлые воспоминания?

Постоянная ссылка Распечатать |


Эта страница доступна для членов. Зарегистрируйтесь или войдите для получения полного доступа.

Ссылки
  1. Маккей, Д.Г., Шафто, М., Тейлор, Дж.К., Мариан, Д.Е., Абрамс, Л. и Дайер, Дж.Р. (2004). Отношения между эмоциями, памятью и вниманием: свидетельство табу Струпа, лексическое решение и задачи на немедленную память. Память и познание . 32 (3). 474-488.
  2. Браун, Р. и Кулик, Дж. (1977). Воспоминания о вспышках. Познание . 5 (1). 73-99.
  3. Пиллемер, Д.Б. (1984). Вспышка воспоминаний о покушении на президента Рейгана. Познание . 16 (1). 63-80.
  4. Оман, А. и Минека, С. (2001). Страхи, фобии и готовность: к усовершенствованному модулю обучения страху и страху. Психологический обзор . 108 (3). 483-522.
  5. Schupp, H.T., Stockburger, J., Codispoti, M., Junghöfer, M., Weike, A.I. и Хамм, А.О. (2007). Избирательное зрительное внимание к эмоциям. Журнал неврологии . 27 (5). 1082-1089.
  6. Смит, С.Д., Мост, С.Б., Ньюсом, Л.А., и Залд, Д.Х. (2006). Эмоционально-индуцированное моргание внимания, вызванное аверсивно обусловленными стимулами. Эмоция . 6 (3). 523-527.
  7. Бауэр, Г.Х. (1981). Настроение и память. Американский психолог . 36 (2). 129-148.
  8. Хаманн, С.Б., Эли, Т.Д., Графтон, С.Т. и Килтс, К.Д. (1999). Активация миндалевидного тела связана с усилением памяти на приятные и неприятные стимулы. Неврология природы . 2 . 289-293.
  9. Лэрд, Дж. Д., Кунифф, М., Шихан, К., Шульман, Д. и Струм, Г. (1989). Эмоциональные специфические эффекты выражений лица на память на жизненные события. Журнал социального поведения и личности . 4 (2). 87-98.
  10. Уокер, В.Р., Сковронски, Дж.Дж., Гиббонс, Дж.А., Фогль, Р.Дж. и Ричи, Т. Д. (2009). Почему люди репетируют свои воспоминания: частота использования и связь с интенсивностью эмоций, связанных с автобиографическими воспоминаниями. Память . 17 (7). 760-773.
  11. Кеннеди, К., Мазер, М. и Карстенсен, Л.Л. (2004). Роль мотивации в возрастной положительной предвзятости автобиографической памяти. Психологические науки . 15 (3). 208-214.
  12. Ричардс, Дж. М. и Гросс, Дж. Дж. (2000). Регуляция эмоций и память: когнитивные издержки сохранения хладнокровия. Журнал личности и социальной психологии . 79 (3). 410-424.
  13. Кох К., Паули К.

Добавить комментарий